Домой / «Первичка / Административное право – отрасль российского права. Связь с другими отраслями. Административно-правовые институты и подотрасли Не относятся к институтам административного права

Административное право – отрасль российского права. Связь с другими отраслями. Административно-правовые институты и подотрасли Не относятся к институтам административного права

административный право принцип норма

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:

Институт государственной службы;

Институт органов государственного управления;

Институт муниципального управления и муниципальной службы;

Институт административной ответственности;

Институт охраны собственности административно-правовыми средствами;

Множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Рассмотрим наиболее важные институты административного права из перечисленных.

1. Институт государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

Субъектов Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

Законность;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

Равный доступ граждан к государственной службе;

Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Таким образом, административное право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

2. Институт органов государственного управления.

Говоря о видах органов исполнительной власти, необходимо иметь в виду, что первый из предложенных ниже вариантов подразделения таких органов на виды в данном случае не является искусственно произведенной классификацией, а отражает реальный состав исполнительных органов государственной власти в нашей стране. Данная классификация закреплена Конституцией РФ и действующим административным законодательством. В совокупности они формируют иерархическую структуру, действующую в рамках всей страны. В ее состав входят:

Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, управления, ведомства, агентства и т.д., например: МВД РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная антимонопольная служба и т.д.);

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например: областное управление внутренних дел, управление Федерального казначейства по области, областные суды и т.д.);

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (1. в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов; 2. в краях и областях (т. е. администравно территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах; 3. в автономных образованиях; 4. в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге)).

В соответствии с Конституцией РФ возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации. Нужно иметь в виду, что в ряде субъектов Российской Федерации законодательство предусматривает формирование так называемых местных органов исполнительной власти. Такие органы не следует путать с органами местного самоуправления; законодательно они относятся к разряду органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наряду с законодательной классификацией органов исполнительной власти существуют и несколько научных классификаций:

1. Прежде всего, органы исполнительной власти различают по характеру компетенции. С этих позиций выделяются органы исполнительной власти:

Общей компетенции;

Отраслевой компетенции;

Межотраслевой компетенции;

Специальной компетенции.

Первые из них осуществляют свою деятельность в отношении наиболее полного круга субъектов и объектов государственного управления по всем основным вопросам административно-правового характера на определенной территории. К такого рода органам относятся Правительство РФ, а также правительства (администрации) субъектов Российской Федерации и, в некоторых случаях, губернаторы (президенты) субъектов Российской Федерации, названные в региональном конституционном законодательстве главами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Большинство федеральных органов исполнительной власти являются в настоящее время органами специальной компетенции, т.е. органами, осуществляющими различного рода разрешительные, контрольные, надзорные, регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности. Такие специализированные органы существовали и ранее (например, федеральные надзоры, российские агентства и т.д.). В современной системе органов исполнительной власти органами специальной компетенции являются и федеральные службы, и федеральные агентства.

2. По порядку принятия решений в рамках осуществления управленческой деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:

Коллегиальные;

Единоначальные.

Коллегиальными, по общему правилу, являются Правительство РФ и соответствующие правительства, администрации и другие подобные органы субъектов Российской Федерации. Кроме того, априори коллегиальный характер носят органы, именуемые комиссиями (ранее - федеральные комиссии). Сущность коллегиального органа, как это следует из названия, состоит в совместном принятии решения всеми членами указанного органа. Так, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Все постановления и распоряжения Правительства РФ принимаются на заседаниях Правительства РФ на основе общего принципа большинства голосов и подписываются Председателем Правительства РФ. В соответствии с положениями о конкретных органах исполнительной власти федеральная служба и федеральное агентство могут иметь статус коллегиального органа исполнительной власти.

Абсолютное большинство органов исполнительной власти построено на принципе единоначалия. Принятие решения в таком органе осуществляется единолично его руководителем (министром, директором). Это не означает, что решения в таких органах принимаются без учета мнения ведущих специалистов - практически каждое федеральное министерство имеет в своей структуре специальный совещательный орган - коллегию министерства, который и обсуждает насущные вопросы деятельности министерства, давая министру квалифицированные заключения.

3. По способу и порядку формирования (учреждения) органов исполнительной власти они различаются на:

а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории;

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.

4. По признаку значимости в системе органов и территории действия компетенции органа различают:

а) центральные органы исполнительной власти;

б) территориальные органы органов исполнительной власти.

Традиционно (и в соответствии с федеральным законодательством) территориальные органы вправе иметь только федеральные органы исполнительной власти, создавая их в различных субъектах Российской Федерации. Однако на практике во многих субъектах РФ, наряду с органами местного самоуправления на местах (в селах, поселках, городах действуют территориальные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не совсем очевидна законность формирования таких органов, однако, их существование зачастую является насущной необходимостью и продиктовано потребностями оптимизации государственного управления в крупных субъектах Федерации.

5. В зависимости от правовой основы образования различаются органы, создаваемы основе:

а) конституций (например, Правительство РФ);

б) законов (например, Федеральная служба безопасности);

в) норм подзаконных актов (большинство министерств, служб и агентств).

6. Наконец, органы исполнительной власти могут быть подразделены на виды в зависимости от организационно-правовой формы. В практике современной системы органов исполнительной власти существуют:

а) на федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

б) на региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, а также службы, агентства и т.п. разновидности органов.

3. Институт муниципального управления и муниципальной службы.

Основы формирования системы органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Прежде всего, законом установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

Единство системы государственной власти;

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Повторим, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

4. Институт административной ответственности.

Административное право располагает собственным видом юридической ответственности - административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

Однако следует иметь в виду, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности. Действительно, нарушение действующих норм административного права может повлечь за собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).

Совершение правонарушений, посягающих на основы государственной власти и военной службы, может повлечь за собой применение мер уголовной ответственности. Однако однородный карательный характер уголовно-правовой и административно-правовой ответственности не дает оснований говорить о том, что уголовная ответственность применима в административном праве. Характер и степень нарушения охраняемых законом общественных отношений подразумевает четкое разграничение указанных видов юридической ответственности.

Итак, административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).

Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в КоАП РФ в виде задач законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с нормой ст. 1.2 Кодекса к ним относятся:

Защита личности;

Охрана прав и свобод человека и гражданина;

Охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Защита общественной нравственности;

Охрана окружающей среды;

Охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

Охрана общественного порядка и общественной безопасности;

Охрана собственности;

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

Предупреждение административных правонарушений.

Среди перечисленных задач преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма. В то же время административная ответственность должна осуществлять и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.

Таким образом, помимо рассмотренных ваше институтов административного права, как говорилось выше существуют и иные, такие как институт охраны собственности административно-правовыми средствами, а также множество предметных институтов особенной части административного права (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Но внимание было заострено именно на основных, системообразующих институтах, исследование которых способно помочь сформулировать образ системы административного права РФ.

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

Устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

Регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

Обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

Регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

Обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

Организационно-хозяйственную деятельность;

Социально-культурную деятельность;

Деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.

Необходимо различать систему административного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация госу-дарственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Ад-министративные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соот-ветствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность.

Введение

1. Понятие и признаки системы административного права

2. Административно-правовые институты и подотрасли

Общая и Особенная части административного права

Заключение

Список литературы

Введение

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Причем административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил - роль исполнительной власти, административного права в этих отраслях очень велика. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое количество административно-правовых норм.

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений. Для обеспечения единства и одновременно с тем дифференциации административно-правовых норм, необходима их систематизация.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.

Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задачи унификации и кодификации административного права.

Всем изложенным и обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

Целью данной курсовой работы является анализ системы административного права.

Для реализации указанной цели требуется решить следующие задачи :

) дать характеристику понятия и признаков системы административного права на основе концепций, сложившихся в специальной литературе;

) исследовать подотрасли и институты административного права;

1. Понятие и признаки системы административного права

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей (в т.ч. в административном праве) выделяются общая и особенная части. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта либо формулируются в самостоятельном акте. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Например, так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права.

Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование. Административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен административному праву. Нормы этой отрасли воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Административное право - одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Оно служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.

Административное право - самая динамичная отрасль права. В административном праве почти ежедневно происходят изменения в структуре органов исполнительной власти, в текущем законодательстве.

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.

Современное административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления отраслевого и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

Совокупность административно-правовых норм составляет отрасль административного права. Как пишут С. Акимова и Т. Прудникова, «административное право - это совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти».

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает, прежде всего, опосредование публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов. К сожалению, ранее именно деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, коллективное довлело над индивидуальным. В настоящее время коренным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом выступают положения ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Главное место среди задач исполнительной власти занимает закрепление, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Основные цели административного права можно определить так:

создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

обеспечение демократической организации государственной администрации;

создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;

создание условий для развития экономики;

создание условий для реализации социальных программ;

обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной администрации.

Всё указанное предъявляет повышенные требования к построению системы административного права.

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

Система административного права определяется в литературе следующим образом:

«Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты».

«Система административного права - это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей».

«Система административного права - это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм».

«Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления».

«Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь».

Признаки системы административного права:

обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

представляет собой объективное правовое явление;

характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

включает определенные элементы;

изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Необходимо различать систему административного права и систему административного законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

Следует заметить, что правовые нормы часто живут дольше тех государств, в рамках которых они появились. Истории известны примеры бережного отношения к системе административного права в целом или ее основным элементам. Во Франции, несмотря на многократные изменения государственного строя, сохранились черты наполеоновской администрации на местах, административной юрисдикции. Германия также удерживала привычные административные структуры и учреждения, процедуры их деятельности на протяжении XX в.

Итак, система административного права - это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. То есть система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

. Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

принципов государственного управления;

административно-правового статуса граждан (физических лиц);

административно-правового статуса органов исполнительной власти;

административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

административно-правовых режимов;

форм государственного управления;

методов государственного управления;

административной ответственности;

административного процесса;

обеспечения законности в государственном управлении;

административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

административно-правовых основ управления в сфере экономики;

административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли , которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Служебное право

Политическое право

Образовательное право и т.д..

а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно-правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;

в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;

д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право - это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

административный право институт подотрасль

3. Общая и Особенная части административного права

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

·предмет и метод правового регулирования отрасли;

·характеристику административно-правовых норм;

·особенности административно-правовых отношений;

·иерархию источников административного права;

·статус участников административно-правовых отношений;

·основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

·формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

·механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

·вопросы административной ответственности и административного принуждения.

административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

административно-правовой статус государственных органов;

административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

формы и методы государственного управления;

способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

административное принуждение;

административная ответственность;

административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

·управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

·управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным».

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

) управленческое право;

) так называемое полицейское право;

) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Заключение

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь.

Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Система административного права складывается из двух частей: Общей и Особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной части административного права.

Общая часть административного права объединяет нормы, которые закрепляют принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная часть административного права содержит нормы, которые регулируют управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.), административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управление юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т. п.

Содержание Общей и Особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы Общей части применяются ко всем институтам Особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах с учетом их специфики.

Наряду с двумя основными частями (Общей и Особенной) система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, которые регулируют тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

Необходимо руководствоваться достижением таких целей (цели административного права):

~ обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

~ эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;

~ гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;

~ защита граждан и общества от административного произвола.

Достижение указанных целей способствует в конечном итоге эффективному административно-правовому воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.

Требованием к системе административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

В заключение подчеркнем, что административное право как одна из важных для цивилизованного существования российского общества отраслей права нуждается в скорейшей законодательной систематизации и в конечном счете кодификации. Необходимо внесение в рамки единого законодательного акта основных принципиальных положений административного права, своего рода первооснов этой отрасли. Данный законодательный акт должен прийти на смену множеству отдельных законов. Тем самым в какой-то степени будет решена одна из проблем российского административного права, выражающаяся в многообразии его источников и, как следствие, сложности практической реализации административных норм подавляющим большинством населения.

Современное административное право - право, основанное на непременном учете общественных (публичных) интересов. Оно должно быть правом, обеспечивающим эти интересы. Думается, что процесс коренного изменения системы административно-правового регулирования - очень длительный и зависит главным образом от степени развития соответствующего административного законодательства, наличия полезных правовых доктрин, правовой культуры, темпов и потребностей экономического развития страны, направлений и темпов политико-правового строительства, эффективности и качества публичного управления.

Список литературы

1.Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21.11.2009.

2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // СПС «Консультант-Плюс».

3.Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

4.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

.Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс».

9.Проект Федерального закона «Об административных процедурах»: [Электронный ресурс] // <#"justify">26.Мусин В.А. Применение норм морского права в практике МАК // Третейский суд. 2011. №2.

27.Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34).

.Саенко С.И. Норма административного права как культурный феномен // Государство и право. 2010. №6.

.Симонян С.Л. О проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2006. №1.

.Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

.Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5.

.Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2.

.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005.

Тема: Управление, государственное управление, исполнительная власть

Административное законодательство является правовой основой функционирования:

1) Законодательной власти

2) Исполнительной власти

3) Судебной власти

4) Всех ветвей государственной власти

5) Прокурорского надзора

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и осуществления:

1) законотворческого процесса

2) государственного управления

3) правосудия

4) деятельности по осуществлению общего надзора за соблюдением законности

5) внешнеторговых связей

Какие виды управляемых систем относятся к сфере административного права:

1) социальные

2) биологические

3) механические

4) экономические

5) информационные

Что является объектом социального управления:

1) люди, наделенные властными полномочиями

2) государственные органы

3) поведение людей

4) общественные организации

5) поведение коллективов людей

В управлении всегда присутствуют

1) механические процессы

3) субъект и объект управления

4) правоохранительные органы

5) члены Правительства

1) государственное и общественное

2) механическое и биологическое

3) правовое и неправовое

4) внутреннее и внешнее

5) правомерное и неправомерное

1) исполнительными комитетами

2) Советом Министров

3) Министерствами и Государственными Комитетами

4) местными администрациями

5) Парламентом

Государственное управление осуществляется:

1) политическими партиями

2) общественными организациями

3) трудовыми коллективами

4) администрацией предприятий и учреждений

5) местными администрациями

Общественное управление осуществляется:

1) политическими партиями

2) общественными организациями

3) трудовыми коллективами

4) местными администрациями

5) государственными комитетами

Государственное управление осуществляют:

1) все государственные органы

2) органы исполнительной власти

3) прокуратура

4) администрация предприятий и учреждений

5) Палата представителей

Управление государством осуществляют:

1) Президент

2) органы исполнительной власти

3) прокуратура

4) местные администрации

5) Палата представителей

Виды управляемых систем:

1) хозяйственные, социально-культурные и административно-политические

2) объективные и субъективные

3) механические, биологические и социальные

4) административные и экономические

5) прямого и косвенного воздействия

В управлении всегда присутствуют:

1) механические и биологические системы

2) субъект и объект управления

3) хозяйственные, социально-культурные и административно-политические сферы

4) тот, кто управляет и тот (то), кем (чем) управляют

5) две стороны

Социальное управление делится на:

1) государственное и правовое управление

2) государственное и общественное управление

3) общественное и властное управление

4) административное и экономическое управление

5) правоприменительное и правотворческое

Какая наука изучает управление как таковое, вне зависимости от того, где оно осуществляется:

1) политология

2) социология

3) кибернетика

4) математика

5) правоведение

Какой вид управления изучает административное право:

1) государственное

2) общественное

3) семейное

4) политическое

5) коалиционное

Сущностью государственного управления является:

1) Исполнение законов

2) Руководство подчиненными структурами

3) Получение материального вознаграждения

4) Издание законов

5) Исполнение актов Президента

Когда в Республике Беларусь был впервые закреплен принцип разделения властей:

1) в Конституции 1978 г.

2) в Конституции 1994 г.

3) в результате референдума 1996 г.

4) официально не закреплен, существует только на практике

5) в Директиве № 1 Президента

Тема: Административное право как отрасль права и как наука

Какой из методов наиболее характерен для административно-правового регулирования:

1) предписание

3) дозволение

В какой отрасли права административное право берет исходные начала:

1) уголовное право

2) конституционное право

3) гражданское право

4) трудовое право

5) общая теория права

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие:

1) формы и методы управленческой деятельности

2) основы административно-процессуальной деятельности

3) принципы государственного управления

4) управление в отдельных отраслях и сферах

5) правовой статус субъектов административного права

Межотраслевое государственное управление – это управление:

1) образованием, наукой, культурой, спортом

2) обороной, обеспечением государственной безопасности

3) учетом, финансами, кредитом, ценообразованием

4) иностранными делами, внутренними делами

5) юстицией

К методам административного права относятся:

1) предписание

2) запрет

3) замечание

4) выговор

5) увольнение

Различие между административным и гражданским правом проводится в зависимости от:

1) метода правового регулирования

2) того, кто является участником данного отношения

3) характера и направленности соответствующих запретов

4) желания правоприменительных органов

5) интересов государства

Система административного права из:

1) разделов, глав, статей

2) Общей и Особенной части

3) норм, регулирующих управление в хозяйственной, социально-культурной и административно- политической сфере

4) законов и кодексов

5) науки и учебного курса

Предмет отрасли права, это –

1) круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью

2) учебные, научные и иные материалы, предназначенные для изучения данной отрасли

3) нормативные акты, подлежащие изучению

4) материалы практики правоохранительных органов

5) учение о сути данной отрасли

Предмет административного права составляют общественные отношения, которые:

1) возникают в сфере исполнительной власти

2) связаны с организацией исполнительной власти на высшем уровне

3) связаны с организацией исполнительной власти на местном уровне

4) связаны с функционированием исполнительной власти на высшем уровне

5) связаны с функционированием исполнительной власти на местном уровне

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются:

1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью

3) связь с законодательной деятельностью

4) их осуществление в соответствии с нормами КоАП

5) принудительный характер возникновения

Как называется метод правового регулирования, который предусматривает возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой:

1) предписание

5) поощрение

Как называется метод правового регулирования, который предусматривает возложение прямой юридической обязанности не совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой:

1) предписание

2) запрет

5) поощрение

Как называется метод правового регулирования, который дает юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению:

1) предписание

5) поощрение

1) конституция и законы

2) акты Президента

3) постановления Совета министров

4) судебные прецеденты

5) договора

К источникам административного права относятся:

1) уставы

2) кодексы

3) решения местных представительных органов

4) правовые обычаи

5) инструкции и правила

В каких случаях допускается действие актов бывшего СССР:

1) если ещё не приняты соответствующие республиканские акты

2) если они не противоречат белорусскому законодательству

3) если они более детально регулируют общественные отношения

4) если они больше нравятся правоприменительному органу

5) если на то есть указание вышестоящего органа

Что изучает наука административного права:

1) сущность исполнительной власти

2) формы и методы деятельности исполнительной власти

3) правовой статус субъектов и объектов государственного управления

4)

5) зарубежный опыт

Что из названного относится к предмету науки административного права, но не относится к предмету отрасли административного права:

1) сущность исполнительной власти

2) формы и методы деятельности исполнительной власти

3) правовой статус субъектов и объектов государственного управления

4) административно-правовые категории

5) зарубежный опыт

Тема: Административно-правовые нормы

Административно-правовая норма:

1) создает конкретное правоотношение

2) не создает правоотношения

3) создает правоотношение только в определенных случаях

4) регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти

5) обеспечивается государственным принуждением

Административно-правовые нормы регулируют:

1) конкретные случаи

3) один единичный случай

4) поведение граждан в сфере государственного управления

5) поведение граждан в сфере исполнительной власти

Какая часть административно-правовой нормы определяет правило поведения:

1) гипотеза

2) диспозиция

3) санкция

4) протокол

5) постановление

Могут ли структурные элементы административно-правовой нормы находиться в разных нормативных актах:

3) всегда находятся в разных актах

4) никогда

5) иногда

Способы реализации административно-правовых норм:

1) расследование

2) составление протокола

3) вынесение решения

4) соблюдение

5) применение

Структура административно-правовой нормы:

1) субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона

2) гипотеза, диспозиция, санкция

3) Общая и Особенная часть

4) соблюдение, исполнение, применение

5) материальная и процессуальная

Нормы, предусматривающие административную ответственность, вступают в силу:

1) немедленно

2) после доведения до сведения исполнителей

5) задним числом

“Обратную силу” имеют нормы:

1) устанавливающие ответственность

2) отягчающие ответственность

3) отменяющие или ослабляющие ответственность

4) любые нормы

5) никакие нормы «обратной силы» не имеют

Императивность правовой нормы, это -

Ее повелительный характер

заключенные в ней требования

мера ответственности за ее нарушение

Какая из приведенных санкций является абсолютно-определенной:

1) предупреждение

2) штраф от 2 до 5 базовых величин

3) штраф от 5 до 10 базовых величинс конфискацией

4) исправительные работы на срок до 2 месяцев

5) административный арест на срок до 15 суток

Как называется санкция, в которой предусматривается возможность наложения нескольких видов взысканий:

1) абсолютно-определенная

2) относительно-определенная

3) альтернативная

4) уполномочивающая

5) разрешающая

Какая из приведенных санкций является относительно-определенной:

1) исправительные работы до 2 месяцев или административный арест до 15 суток

2) штраф от 20 до 50 базовых величинили административный арест до 15 суток

3) штраф от 5 до 10 базовых величин

4) предупреждение или штраф до 1 базовой величины

5) предупреждение

Какая из приведенных санкций является альтернативной:

1) предупреждение

2) штраф от 2 до 5 базовых величин

3) штраф от 10 до 20 базовых величин или исправительные работы на срок до 2 месяцев

4) предупреждение или штраф до 2 базовых величин

5) административный арест на срок до 15 суток или депортация

Исполнение правовой нормы, это:

3) активные действия субъекта по выполнению предписаний, содержащихся в норме

5) принятие акта, содержащего правовые нормы

Соблюдение правовой нормы, это:

1) принятие компетентным государственным органом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы

2) воздержание субъекта от совершения запрещенных действий

4) действие субъекта по своему усмотрению

Применение правовой нормы, это:

1) принятие компетентным государственным органом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы

2) воздержание субъекта от совершения запрещенных действий

3) активные действия субъекта по выполнению предписаний, содержащихся в норме

4) действие субъекта по своему усмотрению

5) выполнение установленных правил

Тема: Административно-правовые отношения

В административных правоотношениях:

1. стороны равноправны

2. стороны неравноправны

3. у одной из сторон есть права, которых нет у другой

4. объем полномочий сторон зависит от договоренности между ними

5. объем полномочий у одной из сторон больше, чем у другой

Основным условием для отнесения общественных отношений к административно-правовым является наличие в них:

1. представителей администрации Президента

2. работников государственных предприятий

3. органов исполнительной власти или их представителей

4. депутатов

5. работников правоохранительных органов

К административным правоотношениям относятся:

1. отношения между должностными лицами и гражданами

2. отношения между руководителями предприятия (организации) и работниками данного предприятия (организации)

3. отношения между Председателем ЖСК и пайщиками

4. отношения между гражданами

5. любые общественные отношения можно отнести к административно-правовым

Административные правоотношения возникают:

1. при совершении правонарушения

2. при заключении договора

3. при заключении брака

4. во всех перечисленных случаях

5. при подачи жалобы в райисполком

Административные правоотношения могут возникать:

1. по инициативе органа исполнительной власти

2. по инициативе граждан

3. по инициативе любой из сторон

4. при наличии разрешения представителя администрации

5. при наличии договора

Участниками административных правоотношений могут быть:

1. органы исполнительной власти

2. граждане

3. общественные организации

4. должностные лица

5. административно-территориальные образования

Административная правоспособность граждан наступает:

1. с момента рождения

5. после получения соответствующего документа

Административная право- и дееспособность организаций наступает:

1. с момента принятия решения об образовании организации

2. с момента официальной регистрации

3. после заключения специальной комиссии

4. после выдачи сертификата

5. после издания приказа руководителя

Источниками административного права являются:

1. Кодекс об административных правонарушениях

2. Конституция Республики Беларусь

3. Законы

5. Приказы и инструкции

Какие из перечисленных актов могут быть источниками административного права:

1. акты органов законодательной власти

2. акты органов исполнительной власти

3. международные акты

4. судебные акты

5. индивидуальные акты

Что является общим условием вступления в административно-правовые отношения:

1. знание законов и подзаконных актов

2. наличие административной правоспособности

3. имущественный ценз

4. наличие гражданства

5. наличие административной дееспособности

Нарушение административно-правовой нормы влечет юридическую ответственность перед:

1. государством

2. государственными служащими

3. Президентом

4. гражданином, чьи права нарушены

5. прокуратурой

В качестве юридических фактов выступают:

1. административно-правовые нормы

2. административно-правовые отношения

3. действия

4. события

5. действия, влекущие юридические последствия

Административная деликтоспособность граждан (по общему правилу) наступает:

1. с рождения

2. с 16 лет

4. с 21 года

5. точный возраст не установлен

Административная дееспособность граждан наступает:

1. с рождения

5. точный возраст не установлен

Раздел 2


Похожая информация.


Тема 2 Основные институты административного права

Вопрос 1. Понятие и предмет административного права

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет, то есть круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли, и метод.

Характерная особенность административного права заключается в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Так, например, административное право затрагивает общественные отношения с сферах нарушения прав граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации, финансов.

При определении предмета административного права традиционно учитывается, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное право регулирует следующие виды общественных отношений:

Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;

Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

Отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Вопрос 2. Метод административного права

Особенность метода административного права заключается в том, что он основан на юридическом неравенстве сторон управленческих отношений. Таким образом, преобладающим методом административного права является императивный метод (метод власти-подчинения).

Метод рекомендаций также используется довольно часто. Он предполагает установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой определенные юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности.

Метод дозволения предоставляет возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, данный метод имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.

Вопрос 3. Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Другими словами, это юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

Конституция РФ. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность.

Законодательные акты. Наибольшее значение имеют Федеральные конституционные и Федеральные законы РФ, принимаемые

Законодательным Собранием, а также постановления, принимаемые его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой.

Указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также положения, утверждаемые этими указами.

Постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

В межотраслевом и отраслевом масштабах в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законодательство , президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , в случае если закон наделил эти органы необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

Источниками внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (локальные нормативные правовые акты). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Административно-правовые договоры и соглашения (административные договоры о компетенции; договоры, заключаемые по поводу совместной деятельности; договоры о выполнении государственных заказов).

Технико-юридические нормы (ГОСТ, СанПиН).

Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях , которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы – это правила должного поведения участников общественных отношений. Они определяют обстоятельства, условия, порядок возникновения, изменения и прекращения таких отношений. Соблюдение норм обеспечивается как путем юридического принуждения, так и за счет применения различных организационных, разъяснительных, стимулирующих и некоторых иных мер.

Административно-правовые нормы – это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.

Виды административно-правовых норм

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, административно-правовые нормы делятся на следующие виды.

По юридической силе:

Законодательные;

Подзаконные;

Отраслевые (ведомственные);

Локальные.

По целевому назначению:

Регулятивные – определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, а также обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

Охранительные – обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

По предмету регулирования:

Материальные – закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность);

Процессуальные – регламентируют процедуру организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей.

По методу воздействия на поведение субъектов:

Обязывающие – предписывают субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

Запрещающие – содержат запрет на совершение тех или иных действий;

Уполномочивающие – содержат возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований правовой нормы по своему усмотрению;

Стимулирующие (поощрительные).

По форме предписания:

Императивные – подлежат обязательному исполнению;

По пределу действия:

Общеобязательные – адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

Внутриаппаратные – адресованы государственным и муниципальным служащим.

По территории действия.

Общефедеральные;

Субъектов Федерации;

Местные;

Межтерриториальные.

По сроку действия:

Срочные;

Постоянные;

Чрезвычайные.

Особенности административно-правовых норм

Цель административно-правовых норм – обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также рациональное их взаимодействие.

Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие административно-правовых норм на поведение субъектов административного права.

Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, главным образом призваны обеспечить эффективность реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым эти нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.

Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

Вопрос 5. Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а структура административно-правовых норм, устанавливающих ответственность по административному праву, – из диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, то есть на факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы, или относительно определенной, или же общей для нескольких норм. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях.

Диспозиция – это само правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (необходимо получить лицензию), запретов (запрещена продажа винно-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами возможно только с разрешения органов исполнительной власти). Она может быть определенной (например, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации независимо от места рождения ребенка) и относительно определенной (при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. Важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

8.1. Основные институты римского наследственного права Понятие и виды наследования. Наследование - переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Тема 13 Институты непосредственной демократии Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:прямые выборы;референдум;отзыв

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

I. Институты цивильного права

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

II. Институты преторского права

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

Тема 6. Основы административного права

Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.

Тема V Основы административного права План изучения § 1. Понятие и система административного права. Система и основные принципы деятельности органов исполнительной власти. Государственная служба. Понятие должностного лица § 2. Понятие административного проступка.

Из книги автора

Основные участники административного производства Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие

Из книги автора

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза? Отталкиваясь от опыта современных государств, в организационном механизме Европейского Союза были учреждены специализированные институты и органы, которые осуществляют контрольную функцию.

Из книги автора

Гражданское право. Система, основные институты Гражданское право является основной отраслью права, регулирующей предпринимательскую деятельность. Для того, чтобы понять правовую сущность большинства отношений, в которые вступает предприниматель в процессе своей

Из книги автора

Раздел II Отрасли и институты римского частного права

Из книги автора

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их