Домой / «Первичка / Декреты о суде 1 2 и 3. Первые советские декреты о суде. Список использованных источников и литературы

Декреты о суде 1 2 и 3. Первые советские декреты о суде. Список использованных источников и литературы

Сразу же после свершения революции назрела необходимость создания новой судебной системы. Революционеры, в частности, В.И. Ленин и А.В. Луначарский, считали, что не следует заниматься реформированием старых прогнивших судов, «готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых» (А.В. Луначарский), все дореволюционные судебные учреждения следует смести до основания и выстроить совершенно новую судебную систему. Другой причиной реформирования судебной системы послужило то, что на местах сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». При этом продолжали действовать и официальные судебные органы. Советская власть стремилась как можно скорее покончить с подобным дуализмом.

Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 г. 1) Он упразднял все ранее существовавшие судебные органы. Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось начиная с 25 октября и вплоть до особого декрета. 2)Приостанавливалось действие института мировых судей. Мировые судьи заменялись местными судами в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Объявлялось, что местные судьи впредь избираются путем прямых демократических выборов (ранее мировые судьи избирались непрямыми выборами). 3) Упразднялись сущестовавшие ранее институты судебного следствия, адвокатуры и прокуратуры. «Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства» функции следствия возлагались на местного судью. В роли обвинителей и защитников могли выступать «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». 4) «Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию ». (Революционное правосознание вообще стало в революционный период главным источником права, если отсутствовали писаные нормы). 5) Особо отмечалось, что право помилования и восстановения в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти. 6) Для борьбы против контрреволюционных сил учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы.

Декрет о суде № 2 был принят ВЦИК 18 февраля 1918 г. 1) Были созданы окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Они избирались по округам Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 2) Отменялось обжалование в апелляционном порядке и допускалась только кассация решения. Для рассмотрения кассационных жалоб постоянные члены окружных судов на общем собрании области избирали и своей среди членов областного народного суда. Притом кассационная инстанция могла отменить решение не только потому, что были допущены процессуальные нарушения, но и в случае, если решение было явно несправедливым. Кассационному суду также передавалось право помилования и смягчения наказания. 3) В целях достижения единообразия кассационной практики в Петрограде учреждался Верховный судебный контроль. Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. Отменять решения Верховного судебного контроля мог законодательный орган Советской власти. 4) В судах всех инстанций разрешалось судопроизводство на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке будет вестись судопроизводство, предоставлялось судам совместно с Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам проводилось в соответстивии с судебными уставами 1864 года в той мере, в какой эти уставы не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречат правосознанию трудящихся классов. 5) Обязательное участие обвинения и защиты в суде. 6) Провозглашалось участие в суде народных заседателей. Им предоставлялось право отвода назначенного для данного заседания председателя. Народным заседателям давалось право решать вопрос не только о виновности, но и о мере наказания, причем заседатели могли по своему убеждению смягчить наказание вплоть до условного или полного освобождения от наказания. 6) Особо отмечалось, что суд руководствуется прежде всего сображениями справедливости, и поэтому «суд может отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностного или иного срока и, вопреки таким или иным возражениям формального характера, присудить явно справедливое требование». 7) Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, возлагалось на следственные комиссии из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Декрет о суде № 3 был принят СНК 20 июня 1918 г. в развитие и дополнение декретов №№ 1 и 2. 1)На местные суды возлагалось рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых передавалось в ведение окружных народных судов. 2) На местные народные суды возлагалось рассмотрение всх гражданских дел при цене иска до 10.000 р. 3) Дела о взяточничестве и спекуляции изымались из ведения Революционных трибуналов и передавались в ведение окружных народных судов. 3) Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов вместо Судебного Контроля учреждался Кассационный Суд в г. Москве. Члены Кассационного Суда могли быть отозваны ВЦИКом. 4) По всем делам, течение сроков по которым было приостанвлено с 25 октября вплоть до особого декрета (это положение, напомню, содержалось в Декрете о суде № 1), течение сроков возобновлялось с 1 августа 1918 г. (т. е. Декрет о суде № 3 - это и есть тот особый декрет)).

  • 6.Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжеств в период феодальной раздробленности.
  • 7.Общественно-политический строй Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности.
  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. 4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

  • Читайте также:
    1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
    2. II. Становление и развитие системы общественного призрения
    3. IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
    4. Автоматич. линии; гибкие производственные системы. Их стр-ра, возможности использования в техпроцессах.
    5. Ассортиментная (видовая) идентификация - это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

    Формирование советской судебной системы . Составной частью гос аппарата явл суды, и строительство советсткой судебн системы начинается с принятия декрета о суде №1. Данным декретом упразднялась вся дореволюционная суд система, мировые окружные суды, судебные палаты. Сенат, военные, коммерческие, морские суды, а также адвокатура, прокуратура и институт судебных следователей. Вместо этой системы учреждались местные суды и революционные трибуналы.

    Дальнейшее развитие судебной системы связано с принятием декрета о суде №2 и №3.

    Декретом о суде №2 вводились окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда. Решение по гражданским делам окружные народные суды выносили в составе 3 постоянных членов суда и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам в составе 12 заседателей и председателя – постоянного члена суда. Обжалование в апел порядке, осталась только кассация решений. После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе. Кассационному суду принадлежало также право помилования и смягчения наказания. При советах создавались коллегии права заступников. Ст. 6 данного декрета предусматривалось создание верховного судебного контроля, главное целью которого являлось достижение единообразной кассационной практики, однако, данный орган так и не был своевременно сформирован, а декрет о суде №3 признал нецелесообразность его создания. Вместо этого был учрежден Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решение окружных судов. Состоял из гражданского и уголовного отделений, члены кассационного суда утверждались ВЦИК, кроме того, декретом о суде №3 была существенно расширена подсудность местных народных судов. Теперь местные народные суды рассматривали все уголовные дела, за исключением: дела о преступлениях, посягающих на жизнь, дела об изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков и спекуляций, а также гражданские иски до 10000 рублей.

    30. Местные суды: состав, основные принципы деятельности.

    Действовали в составе 1 постоянного судьи и 2 очередных заседателей. Местные судьи д.б. избираться на основе прямых демократических выборах населением, а фактически избрались местными советами. Списки народных очередных заседателей составлялись местными советами. Местным судам были подсудны мелкие уголовные дела (с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы) и мелкие гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей. Следствие по делу осуществлялось судьей единолично, по большинству дел приговор был окончательным обжалованию не подлеж. У части дел закон допускал возм-ть кассационного обжалования приговора (институт апелляций упразднялся). Кассационной инстанцией для местных судов был уездный съезд местных судей. Для крупных городов такой инстанцией являлся городской съезд судей. Кассационные жалобы рассм судом в составе не менее 3 местных судей.



    31. Революционные трибуналы: формирование, состав, подсудность. Декрет СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах».

    Действовали в составе 1председателя и 6 очередных заседателей. Р.Т. избирались губернскими и городскими советами, подсудность не была четко регламентирована, первоначально рев трибуналы создавались как чрезвычайные суды для борьбы с контрреволюцией, однако, они рассм не только гос. преступления, но и преступления общеуголовного характера (бандитизм, погромы, хулиганство, спекуляция). Советы образовывали следственный комитет из 3 человек, которые расследовали дело, а затем передавали их в трибунал. 28 января 1918 г. Принял декрет о революционном трибунале печати, которые создавались при рев трибуналах и рассм дела о преступлениях, совершенных посредством использования печатных изданий. В качестве наказания могли применять штраф, выражение общественного порицания, приостановка деятельности издания, конфискация типографии или имущества издания, лишение политич прав, лишение свободы, удаление из столицы и ее пределов, страны.



    4 мая 1918 г. СНК РСФСР принимает декрет от революционных трибуналах , революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах. Губернских городах и промышленных центрах, рассматривал след категории дел: контрреволюц преступления, саботаж, спекуляция, подлог, неправомерное использование советских документов, хулиганство и шпионаж. Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. Был учрежден революц трибунал при ВЦИК. Состав: председатель и 6 членов, избирал ВЦИК сроком на 3 месяца. При трибунале учреждалась центральная коллегия обвинителей, в составе 3 человек, избиралась ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии поддерживали публичные дела по всем категориям дел, рассматриваемых в рев трибунале при ВЦИК. Создание кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало собой завершение процесса формирования судебной системы на данном этапе. Состав кассационного отдела – председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ЦИК, и 2 члена – 1 делегирован ВЦИК, 1 наркомат юстиции. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на решение всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право отмены приговора и передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же рев трибунале, но с другим составом суда, или направление его для разбирательства в другой рев трибунал. В случае если обнаруживалось несоответствие меры наказания тяжести содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум ВЦИК с предложением об изменении наказания или прекращении дела без направления на повторное рассмотрение.

    32. Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг.

    НЭП советского государства способствовала преобразованию системы органов гос власти и управления, включая и судебные учреждения, которые предыдущий период были ориентированы в основном на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий. Требовалась реорганизация судебных органов в стране и в этой ситуации начинается подготовка судебной реформы. Основными предпосылками судебной реформы 1922 г. Выступил комплекс причин политического, правового, социального и экономического характера. Основной целью данной реформы являлось закрепление единой судебной системы, стремление к централизации советских судебных органов. Судебная реформа закрепляла общие принципы организации совет судебной системы: единство, построение с учетом гос устройства и соответствие новому административно-территориальному делению.


    1. Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов.
    О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных дел будет издан особый декрет*(2) .
    Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с.г. впредь до особого декрета.
    2. Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами и лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и полостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатов.
    Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию.
    Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.
    Местные суды решают все гражданские дела ценою до 3000 р. и уголовные дела, если обминаемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 р. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подложат. По делам, по коим присуждено денежное изыскание свыше 100 р. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.
    Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их пет - полковыми комитетами.
    О судопроизводстве по прочим судебным делам будет издан особый декрет.
    3. Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.
    Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда.
    В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего иола, пользующиеся гражданскими правами.
    4. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы Р., С. и Кр. Депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущества этих учреждений.
    Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.
    5. Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководится в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

    Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Р., С. и Кр. Дел. и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимум Р. С. Д. Р. Партии и Партии СР.

    6. По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок третейского суда будет определен особым декретом*(3) .
    7. Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.
    8. Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мор ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц учреждаются рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатов.
    Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
    Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

    Распубликован в ь 17 "Газеты. Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 7 декабря (24 ноября) 1917 г.
    СУ РСФСР, 1917. ь 4. ст.50.

    ______________________________
    *(1) Этот декрет является первым декретом о суде. О значении его В.И.Ленин говорил на III Всероссийском съезде Советов: "Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества" (В.И.Ленин. Соч., т.26, стр.421),
    В развитие декрета о суде ь 1 в феврале и июле 1918 г, были распубликованы декреты ь 2 и ь 3, в которых была определена компетенция окружных и народных судов, установлен порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на решения судов, порядок судопроизводства и т.п. (см. СУ РСФСР, 1917 - 1918, ь 20, ст.347 и ь 52, ст.589).
    *(2) Декрет "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" был принят ВЦИК 11 января 1918 г. (29 декабря 1917 г.) (СУ РСФСР, 1918, ь 15, ст.225).
    В декрете Совнаркома, распубликованном 20 июля 1918 г., указывалось: "По всем делам, по коим течение всех сроков было приостановлено с 25 октябре 1917 года, впредь до особого декрета течение всех сроков возобновить с 1 августа 1918 года" (СУ РСФСР, 1918, ь 52, ст.589).
    *(3) Декрет "О третейском суде", которым устанавливался порядок образования и деятельности третейских судов, был принят ВЦИК 16 (3) февраля 1918 г. (СУ РСФСР,. 1918, ь 28, ст.366).

    Развитие советской судебной системы по декретам о суде (№ 1, 2 и 3)

    Октябрьская революция 1917 года привела к слому ранее существовавшей монархической системы, вследствие чего возникла необходимость построения новой системы государства и права, удовлетворявшей политическим и идеологическим принципам революционной власти. Коснулась данная тенденция и судебной системы. Первоначально указанный процесс характеризовался стихийным упразднением революционными массами старых судебных учреждений и созданием новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся.

    Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Возникавшие в этот период судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые суды, суды народной совести, административные суды и так далее. В своих решениях эти органы руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями См. : Исаев, И.А. История государства и права России: учебник / И.А. Исаев. - М. : Юристъ, 2004. - С. 584..

    Говоря о конкретных примерах таких судебных органов, стоит отметить, что уже 6 - 7 ноября 1917 года в Петрограде был организован народный суд Выборгского района, состоявший из пяти человек, избранных от районного Совета, профессионального союза, совета домовых комитетов и других организаций. Также в данном отношении можно привести пример Кронштадтского «суда общественной совести», включавшего представителей местного Совета, большевистской организации, профсоюза. В некоторых населенных пунктах также создавались сельские и волостные суды. Так, в Камышинском сельсовете учредили суд в составе шести человек, избиравшихся сельским Советом и утверждавшихся общим собранием всех граждан сельской общины. Все эти события свидетельствовали о необходимости упорядочения существующей революционной практики и нормативного закрепления новой судебной системы.

    Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал Декрет СНК РСФСР о суде № 1 от 22 января 1917 года. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 года. Так, в соответствие с положениями пункта 1 Декрета ликвидировались окружные суды, а также такие органы, как прокуратура и адвокатура, а также институт судебных следователей. Во исполнение Декрета в ноябре 1917 года закрыли Правительствующий сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. Взамен ранее действовавших судебных органов создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами, что удовлетворяло интересам революционной власти См. : Декрет СНК РСФСР о суде № 1 от 22.11.1917. - Режим доступа: www.hist.msu.ru. - Пункт 2.. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска до трех тысяч рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел.

    Говоря об участниках судопроизводства, стоит отметить, что обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В отношении уголовного судопроизводства, исходя из того, что альтернатива институт судебных следователей не была учреждена, Декретом № 1 было закреплено правило, согласно которому предварительное следствие осуществляли единолично судьи См. : Там же. - Пункт 3..

    В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Дело также могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

    Важнейшим нововведением рассматриваемого нами документа по сравнению с ранее существовавшей судебной системой явилось учреждение революционных трибуналов для «борьбы против контрреволюционных сил». В компетенцию данных судебных органов, согласно пункту 8 Декрета, входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников» Декрет СНК РСФСР о суде № 1 от 22.11.1917. - Указ. изд. - Пункт 8.. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Стоит отметить, что, в отличие от системы общих судов, при ревтрибуналах действовали специальные следственные комиссии, учреждаемые при Советах. Таким образом, здесь можно было наблюдать фактическое использование опыта царской России, хотя и с явно выраженной прореволюционной направленностью.

    Еще одним примером использования такого опыта явилось учреждение при ревтрибунале коллегии лиц, осуществлявших правозаступничество как в форме общественной защиты, так и в форме общественного обвинения. Указанный институт учреждался не самим Декретом о суде № 1, а Инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года. Указанная коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов См. : Инструкция Наркомюста РСФСР № 1 о революционном трибунале от 19.12.1917. - Режим доступа: www.law.edu.ru. - Пп. «в», пункта 7.. На наш взгляд, в данном случае нельзя говорить о возрождении института адвокатуры, так как деятельность защитников, действовавших в рамках этих коллегий, была больше направлена на защиту революционного правосудия, нежели лиц, подвергавшихся его воздействию.

    Говоря о правовой основе деятельности судебных органов рассматриваемого нами периода, стоит отметить, что ими должны были использоваться декреты ВЦИК, СНК, положения политических программ партий большевиков и левых эсеров, «революционное правосознание», а также «законы свергнутых правительств», в части, не противоречащей вышеперечисленным нормам и принципам. В дальнейшем ссылки на ранее действовавшее законодательство были полностью отменены.

    Таким образом, на основании всего вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что Декретом о суде № 1 формировались две системы судов - общая и особая. Стоит отметить, что реализация Декрета изначально не была успешной - не сразу установились правильные отношения между Советами и судами. С одной стороны, наблюдалась тенденция к отрыву судов от Советов, с другой - незаконное вмешательство Советов в дела судов. При этом, не смотря на то, что на основании принципов, закрепленных Декретом № 1, народные суды должны были формироваться на основании демократических выборов, а полномочия Советов в этом отношении возлагаться на эти органы только в течение переходного периода, реальных предпосылок к этому в 1917 - 1918 году не существовало. Создание ревтрибуналов на местах также не всегда воспринималось и поддерживалось населением.

    • 15 февраля 1918 года ВЦИК принял новый Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Указанным документом была введена новая судебная инстанция - окружные суды, различавшихся по составу в зависимости от категории рассматриваемых дел:
    • 1) отделение окружного суда, рассматривавшее гражданские дела, состояло из трех постоянных членов и четырех народных заседателей;
    • 2) отделение окружного суда, рассматривавшее уголовные дела, состояло из двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда.

    Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания См. : Декрет СНК РСФСР о суде № 2 от 15.02.1918. - Режим доступа: www.hist.msu.ru. - Ст. 5.. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. При этом право отзыва членов окружного суда принадлежало избиравшим их Советам.

    Новым, по сравнению с Декретом № 1, явилось возвращение к практике дореволюционных судов, а именно к воссозданию следственных комиссий при окружных судах, избираемых исполкомами местных Советов. В состав таких комиссий входило три следователя.

    Также продолжали действовать коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. При этом стоит отметить, что такие коллегии теперь учреждались не только при ревтрибуналах, но и при общих судах.

    В соответствие с положениями статьи 6 Декрета о суде № 2, было провозглашено о необходимости создания областных судов и Верховного судебного контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств. Среди таких обстоятельств можно указать борьбу с левыми эсерами, а также наблюдавшееся среди революционных масс недоверие к старым юридическим кадрам при полном отсутствии новых. В дальнейшем по этим же причинам были ликвидированы окружные суды. судебный следствие декрет апелляционный

    Декретом № 2 полностью отменялся апелляционный порядок обжалования, допускалась лишь кассация, которая проводилась по мотивам существенности допущенных в судебном разбирательстве нарушений, а также «несправедливости».

    Говоря о революционных трибуналах, следует отметить, что их общая система продолжала действовать. При этом также начали создаваться специализированные трибуналы. Одним из первых таких судебных органов явился революционный трибунал печати, учрежденный еще 18 декабря 1917 года постановлением Наркомата юстиции. Указанный документ предусматривал судебный порядок рассмотрения дел о контрреволюционных изданиях и меры против них. Однако в законодательном порядке вопрос о ревтрибунале печати был решен 28 января 1918 года путем издания одноименного Декрета Совнаркома, который предусматривал, что революционный трибунал печати должен действовать в составе трех постоянных судей, избиравшихся Советами не более чем на три месяца См. : О революционном трибунале печати: декрет СовНаркома РСФСР от 28.01.1918. - Режим доступа: www. zaki.ru. - Пункт 3..

    Надо сказать, что в специальных ревтрибуналах предварительное следствие возлагалось либо на сам трибунал, либо на специальную следственную комиссию (например, при ревтрибунале печати).

    В целом стоит отметить, что Декретом о суде № 2 была предпринята очередная попытка создания эффективно действующей и удовлетворяющей требованиям времени судебной системы, которая, однако, не увенчалась успехом, о чем свидетельствует отмена инстанции окружных судов в 1918 году. Местные суды не могли осуществлять судопроизводство в полном объеме, четкой судебной системы организовано не было, а революционные трибуналы не находили поддержки у населения в связи с их неправовыми методами правосудия. Все это повлекло за собой издание третьего Декрета.

    20 июля 1918 года СНК принял Декрет о суде № 3, вновь расширивший компетенцию местных судов. Теперь им были подведомственны гражданские дела с размером исков до 10 тысяч рублей, и уголовные дела с размером наказания до пяти лет лишения свободы См. : Декрет СНК РСФСР о суде № 3 от 20.07.1918. - Режим доступа: www.libussr.ru. - Ст. 3, 4.. Следственные комиссии были выведены из подчинения судебных органов и переподчинялись местным Советам.

    В качестве кассационной инстанции были сформированы Советы местных народных судей, в состав которых входили постоянные судьи нижестоящих судов. В Москве создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

    В продолжение норм Декрета № 3 в конце ноября 1918 года ВЦИКом было утверждено Положение о народном суде РСФСР, которое учреждало новую единую форму суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. При этом выборы судей по-прежнему осуществлялись местными Советами.

    Правовой основой деятельности судебных органов продолжали оставаться декреты советской власти и «социалистическое правосознание». Защиту и обвинение теперь осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Члены таких коллегий были должностными лицами. Предварительное следствие теперь осуществляли не только следственные комиссии или сами судьи, но и милиция.

    Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались кадры работников судебной системы.

    В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что Декреты о суде № 1, 2 и 3 не компенсировали уничтоженной революцией системы судов Российской империи. Не было установлено единой судебной системы с четко выраженными инстанциями. Кроме того, были полностью отменены апелляционная инстанция, институты прокуратуры и адвокатуры (институт судебных защитников вряд ли можно было назвать ее альтернативой), что также негативно сказалось на системе правосудия в целом.

    Декрет о суде № 1 ввел институт местных судов, на котором основывалась вся судебная система в целом. Также параллельно учреждалась система революционных трибуналов, деятельность которых была направлена на борьбу с контрреволюционными силами.

    Издание Декрета о суде № 2 ознаменовалось частичным возвращением к дореволюционной практике в части учреждения окружных судов и распространения следственных комитетов при судах, а также создания коллегий правозащитников при ревтрибуналах.

    До издания Декрета № 2 были расформированы окружные суды, а Декретом № 3 были учреждены Советы местных народных судей в качестве кассационной инстанции, а также вновь расширена компетенция местных судов. Появились специализированные формы ревтрибуналов.

    В качестве правовой основы деятельности судебной системы выделялись декреты ВЦИК, СНК, а также «революционное правосознание». Завершение рассматриваемого исторического периода характеризовалось становлением нового судебного права. В качестве принципов этого права можно выделить См. : Исаев, И.А. - Указ. соч. - С. 586.: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности Советов. Вместе с тем в 1918 году частично предпринимались попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права - аналоги суда присяжных, мировых судов, системы следствия.