В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.
Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизируются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают как это сделать.
Научиться чередовать расслабление и напряжение.
Камень превращается в веревочку.
Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.
Летят уточки.
Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, и кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья». Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.
Как правильно дышать
- Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
- Положим руки на область диафрагмы. Вдох – через нос, на выдохе произносим слог «па» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете). Вверх-вниз. Малыш лежит на спине, а на животике у него – листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.
- Море шумит. Попробуем это изобразить: вдох – поднимаем руки вверх, выдох – длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.
- Полетаем! Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.
- Ветер налетел. Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу. А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.
- Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть тоже самое повторит кроха.
- Юный боксер. Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар по спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, «па», «ма») и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.
В нужном темпе
Обрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.
Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и приговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та».
Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произносим «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3–4 раза).
Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па», остановка – и снова хлопок.
Повторяем чувство ритма
Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.
Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).
Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:
«там»
– делаем резкий указательный жест в сторону,
«сам»
– плавно показываем на себя,
«пол»
– направление жеста на пол,
«нос» – указываем на нос.
(Таким образом можно произносить слова, содержащие буквы и слога, которые ваш малыш неправильно проговаривает, главное не забывать придерживаться заданного вами ритма).
Слушаем и говорим правильно
Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4–5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится на много дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Попробуем «приучить неподдающихся» с помощью гимнастики.
Шипящие «ш», «щ»», «ч», «ж».
Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка».
Начинаем со звука «ш»
. Поднимаем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».
На очереди – «ч»
. Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».
Операция «ж» . Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».
Звук «р»
малыши могут заменять на звук «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
Потрудимся над звуком «р»
. Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р».
Звук «ц» (типичная ошибка – «тапля» вместо «цапля»). Проработаем звук «ц» . Поднимаем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».
Звук «л»
дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
Займемся звуком «л»
. Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла-ла».
Трудными для произношения могут быть также звуки «ф», «с».
Начинаем работу со звука «с»
. Поднимаем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с-с».
На очереди звук «ф»
. Поднимаем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф».
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
Предисловие
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учитываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фонетической ритмике.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В пособии выделены соответствующие разделы по работе над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения,
которые применяются при работе над
речевым дыханием и слитностью речи,
характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
Борздых Наталья
Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики»
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений , сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) . Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь .
Развитие фонематического слуха (различение (анализ и синтез) звуков (фонем ) частей речи) у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы , что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика , сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
В своей практике я использую набор «звуковых карточек» , которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике .
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что :
У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
Улучшается фонематический слух ;
Нормализуется речевое дыхание;
Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;
Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
Повышается речевая активность детей.
Гласные звуки.
Звук «А» .
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.» , они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
Звук «О» .
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» , они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Звук «У» .
И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…» , дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Звук «Э» .
И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…» , дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И» .
И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы» .
И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…» , дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину» ).
Звук «Ы» . произносится сердито.
(Документ)
n1.doc
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А
И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.
И. п.
1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.
Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и _______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных иа, иэ,
ио, иу,
для чего движение на звук и переходит в движение на звук а
, затем следует движение на звук я
и т. д.
И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесении я .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении ё .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.
Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Смычные глухие
И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов па, па.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).
И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов та, та.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).
К
И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).
Смычные звонкие
Первый вариант
И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога ба или да .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 115).
Второй вариант
Сесть на пол, руки в И. п. 1., наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов, ба, да (рис. 16).
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).
Щелевые глухие
С
И. п.
1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _______.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 18).
И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш ____________.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 19).
И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф _______.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 20).
X
И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х ___а, х ___а.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).
Щелевые звонкие
З
И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение з ___.
Движение напряженное, сильное, удлиненное
(рис. 22).
И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж_____.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ___.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).
Аффрикаты
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении ц , подчеркивая фрикативный элемент (с ____).
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).
И. п. 1. Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении ч .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).
Сонорные
М
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м ____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 27).
И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н _____.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание.
Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н
характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.
Л
И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).
И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р___ , р ___, р___.
Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ
1. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);
Б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па
(рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:
А) поднять руки вверх в стороны, сказать па;
Б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу;
В) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, сказать о___ о ___.
3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33).
4. Дети стоят по кругу, руки опущены:
А) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па (рис. 34);
Б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу
(рис. 35);
в) вернуться в И. п.
Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:
А) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36).
Б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то (рис. 37);
В) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту
(рис. 38).
Упражнения а, б, в - чередовать.
6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) поворот туловища вправо, затем влево, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39);
Б) прыжок на месте двумя ногами, сказать оп;
прыжок двумя ногами вправо: оп;
прыжок влево: оп.
7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:
А) а -у
о
-
о
- о
При проговаривании а
- у выполнять поочередно движения на звук а,
затем у
по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о - о - о.
Б) и - э
и - э
и - э
пэ
- пэ - пэ
Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведены при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и,
резко сделать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э
(повторить упражнение три раза), затем резко ударять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-влево, говоря при каждом ударе пэ.
8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):
А) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па.
Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».
Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.
Фонетическая ритмика - используется для работы с не говорящими детьми, слабослышащими и аутистами.
Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.
Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.
Фонетическая ритмика помогает ребенку:
нормализовать речевое дыхание;
воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
воспроизводить звуки в заданном темпе;
воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика - это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. (Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. - М.: Издательский дом «Регламент», 2009. - 84 с.)
Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение
гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.
А: руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим
руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.
О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны
поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык
неподвижный.
У: кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.
Э: руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.
И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.
Согласные звуки . Согласные звуки вызываются главным
образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно
выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие
(б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (фу х, с,
ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).
Начало формы
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:
нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
различение и воспроизведение ритмов;
выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
Задачи:
· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.
1 часть.
2 часть
.
Игра "Найди игрушку".
3 часть.
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
1, 2, 3,4, 5,
Мы закончили считать.
Логопед:
5 часть.
6 часть.
Сказка
7 часть.
Пересказ сказки.
Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть
.
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.