Домой / «Первичка / Новогодний сценарий: «Ночь перед Рождеством. Сценарий Новогоднего представления для учащихся «Ночь перед Рождеством

Новогодний сценарий: «Ночь перед Рождеством. Сценарий Новогоднего представления для учащихся «Ночь перед Рождеством

Данные об авторе

Маркова Г.В.

Место работы, должность:

МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа" Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Используемое оборудование:

ИКТ технологии

Краткое описание:

Сценка. Два мальчика читают сказку Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством". На сцене происходят все действия: Оксана прихорашивается у зеркала,Вакула любуется ею. Приходят подружки Оксаны. Вакула обижается на Оксану и уходит. Он попадает к Пацюку. При его помощи главный герой попадает к самой царице. Из Питера привозит своей любимой черевички.

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Сидит Саша, читает толстую книгу. Входит Миша.

Миша. Саша, что ты читаешь?
Саша (читает). Отстань! Гоголя.
Миша. Интересно?
Саша . Очень. Не мешай.
Миша. А про что?
Саша. «Ночь перед Рождеством».
Миша. Сказка?
Саша. Ну да. Сказка. Отвяжись!
Миша. А про что в сказке?
Саша (вздыхает) . Вот неотвязный! Про кузнеца Вакулу. Как он на чёрте с Украины в Петербург летал.
Миша. О-о! Почитай мне. Ну, пожалуйста!
Саша. Ладно, уж. Слушай да помалкивай.

Миша усаживается на скамеечку у ног Саши.

Саша (читает): «Последний день перед рождеством прошёл. Зимняя ночь наступила: глянули звёзды, месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать своре за скрипучий снег…»

Стоит Оксана, принарядившаяся перед столиком и ручным зеркальцем.

Оксана. Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша! Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе, и в щеках, и в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух, их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (Отодвигает несколько от себя зеркало, вскрикивает.) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!

Тихо входит Вакула.

Вакула. Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится и ещё хвалит себя вслух.
Оксана (обернувшись, увидела кузнеца и вскрикнула) . Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою?
Вакула. Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана. Кто же тебе запрещает? Говори и гляди. (Садится на лавку).
Вакула. Позволь и мне сесть возле тебя?
Оксана (оттолкнув его). Поди прочь! Ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал своею сажею. (Отходит от него и снова охорашивается перед зеркалом.) Правда ли, что твоя мать ведьма?
Вакула. Что мне до матери? Ты у меня и мать, и отец, и всё, что ни есть дорогого на свете!
Оксана. Видишь, какой ты!.. Однако ж дивчата не приходят… Что б это значило? Мне становится скучно!
Вакула. Так тебе весело с ними?
Оксана. Да уж веселее, чем с тобою. А! Кто-то стукнул. Верно, дивчата. (Ушла).
Вакула (один). Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Ей я не так дорог, как перержавевшая подкова.

Входит Оксана и Одарка.

Оксана. Э, Одарка! У тебя новые черевики. Ах, какие хорошие! С золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя такой человек, который всё тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.
Вакула. Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.
Оксана. Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие черевички, которые я могла бы надеть на свою ногу! Разве те самые, которые носит царица?
Одарка . (смеётся) . Видишь, каких захотела!
Оксана. Да! Будь свидетельницей: если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тотчас же за него замуж!
Вакула. Прощай, Оксана! Дурачь, кого хочешь, а меня не увидишь больше на этом свете!
Одарка. Куда, Вакула?
Вакула. Прощайте! Даст бог, увидимся на том свете, а на этом уже не гулять нам вместе. Не поминайте лихом!

Саша. «Чёрт запрыгал в мешке от радости, но кузнец, подумав, что он как-нибудь зацепил мешок и произвёл сам это движение, ударил по мешку кулаком и, встряхнув его на плечах, отправился к пузатому Пацюку. Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем, но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал».

Пацюк сидит и ест галушки из стоящей на кадушке миски.
За его спиной появляется Вакула с мешком на плачах.

Вакула (кланяясь). Я к твоей милости пришёл, Пацюк!

Ты, говорят, не во гнев будь сказано…- я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, - приходишься немного сродни чёрту.

Пацюк поднял голову и снова начал есть галушки.

К тебе пришёл, Пацюк. Дай боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в плепорции. Пропадать приходится мне, грешному! Ничто не поможет мне на свете. Что будет, то будет. Приходится просить помощи у самого чёрта.

Пацюк поднял голову и снова начал есть галушки.

Что ж, Пацюк, как мне быть?
Пацюк. Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту. (Продолжает есть галушки).
Вакула (кланяясь). Для того-то и пришёл к тебе: кроме тебя, думаю, никто не знает к нему дороги.

Пацюк молчит и доедает галушки.

Сделай милость, человек добрый, не откажи. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть на дорогу к нему.
Пацюк. Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.
Вакула. Что? (Опускает мешок.) Что он говорит?

Свет гаснет, и, когда вновь зажигается синий свет, ни Пацюка,
ни кадушки уже нет, а Чёрт сидит на Вакуле.

Чёрт. Это я, твой друг, всё сделаю для товарища и друга! (В левое ухо) . Денег дам сколько хочешь. (В правое ухо). Оксана будет сегодня же нашей.
Вакула . Изволь! За такую цену готов быть твоим.
Чёрт (смеётся). Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
Вакула. Я готов! У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь. (Заложив руку за спину, хватает Чёрта за хвост).
Чёрт (смеясь). Вишь, какой ты шутник! Ну, полно, Вакула, побаловал и хватит.
Вакула. Постой, голубчик! (Стаскивает Чёрта со спины за хвост) . Будешь ты у меня знать, как подучивать на грехи добрых людей! (Садится Чёрту на спину.)
Чёрт (жалобно стонет). Помилуй, Вакула, всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние!
Вакула. А, вот каким голосом запел! Теперь я знаю, что мне делать. Вези меня сей же час на себе! Слышишь? Да несись, как птица!
Чёрт . Куда?
Вакула. В Петербург, прямо к царице!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя поднимающимся в воздух. Сначала поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу и полетел, как муха, под самым месяцем, так что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж, немного спустя, он ободрился и уже стал подшучивать над чёртом. Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. И вдруг заблестел перед ним Петербург, весь в огнях».

Зелёный свет за тюлем освещает Чёрта и Вакулу у него на спине .

Чёрт. Прямо ли ехать к царице?

Вакула. Нет, страшно. Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью через Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; всё бы посоветоваться с ними. Эй, сатана! Полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Темнота. Зажигается жёлтый свет. Сидят два запорожца.

Вакула (кланяясь до земли). Здравствуйте, панове! Помогай бог вам, вот где увиделись!
1-й запорожец. Что там за человек?
Вакула. А вы не спознали? Это я, Вакула, кузнец. Когда проезжали осенью через Диканьку, то погостили, дай боже вам всякого здоровья и долголетия, у меня без малого два дня. Я новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки.
2-й запорожец. А! Это тот самый кузнец, который малюет важно.
1-й запорожец. Здорово, земляк. После потолкуем с тобой, земляк, побольше.
2-й запорожец. А теперь же мы едем к царице.
Вакула. До царицы? А будьте ласковы, панове, возьмите и меня с собою!
1-й запорожец. Тебя? Что будешь там делать? Нет, не можно!
2-й запорожец. Мы, брат, будем с царицей толковать про своё.
Вакула. Возьмите! (Наклоняясь к своему карману) . Чёрт, проси! (Ударяет по карману).

Чёрт пискнул.

2-й запорожец. Возьмём его, в самом деле?
1-й запорожец. Пожалуй, возьмём!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «Чудно снова показалось кузнецу, когда понёсся он в огромной карете, качаясь на рессорах, когда с обеих сторон мимо него бежали четырёхэтажные дома и мостовая, гремя, казалось, сама катилась под ноги лошадям. Карета остановилась перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу. Робко следовал за ними кузнец, опасаясь на каждом шагу поскользнуться на паркете. Прошли три залы. Вдруг запорожцы пали на землю и закричали в один голос. Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу».

Запорожцы и стоящая перед ними царица освещаются ярким светом за тюлем.

Запорожцы и Вакула . Помилуй, мамо! Помилуй!
Царица. Встаньте.
Запорожцы и Вакула. Не встанем, мамо! Не встанем! Умрём, а не встанем!
Царица. Встаньте - я велю!

Запорожцы и Вакула встают.

Светлейший обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видела. Чего хотите вы?

Вакула (про себя). Теперь пора! Царица спрашивает, чего хотите! (Ей.) Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать! Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевички!

Царица. Если тебе так хочется иметь такие башмаки, то это не трудно сделать. (Обернувшись за кулисы.) Принесите ему сейчас же башмаки, самые дорогие, с золотом. (К запорожцам.) Хорошо ли вас здесь содержат?

1-й запорожец. Та спасибо, мамо! Провиант дают хороший…

Из-за кулис протягиваются руки в белых перчатках, с подушкой,
на которой лежат царицыны башмаки.

Царица (Вакуле). Возьми себе мои черевички, добрый человек.
Вакула. Спасибо, мамо! (Кланяется и отходит в сторону к занавесу).
Царица (к запорожцам). Значит, провиант дают хороший?
2-й запорожец. Хороший, хотя бараны здешний совсем не то, что у нас на Запорожье.
Вакула (у самого занавеса нагнулся к карману и стукнул по нему кулаком). Чёрт! Вынеси меня отсюда скорее!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «Ещё быстрее в остальное время ночи нёсся чёрт с кузнецом назад, и мигом очутился Вакула около своей хаты. Тут, схвативши хворостину, отвесил он чёрту три удара, и бедный чёрт припустился бежать. После сего Вакула вошёл в сени, зарылся в сено и проспал до утра».

Золотистый свет за тюлем освещает Оксана.

Оксана. Что, если он в самом деле ушёл и никогда не вернётся в село? Что, если он в самом деле решился на что-нибудь страшное? Чего доброго! Он же так любил меня…
Вакула (появляясь) . Погляди, какие я тебе принёс черевички!
Оксана (радостно вскрикивает). Ай!
Вакула. Те самые, которые носит царица.
Оксана. Нет, нет! Мне не нужно черевичков! Я и без черевичков тебя люблю!

СЦЕНАРИЙ

инсценировки повести М.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Оформление сцены : Сцену оформляют необходимым реквизитом для сценок: столы, стулья, украинская печь, глечики, развешены рушники, сноп хлеба, расписной холст с петухами, калиной.

1 сцена - Андрей и Оксана – 2 пенька.

П сцена - Выход девчат в украинских костюмах

Ш сцена - Выход Чуба с кумом

1V сцена - Оксана у зеркала. Нужен стол. Входит Вакула. Приход Одарки

V сцена - Андрей с Наталкой читают повесть

V1 сцена - Солоха, Дьяк, Чёрт, Чуб, Вакула – праздничный стол, несколько стульев.

VП сцена - Андрей с Наталкой читают повесть.

VШ сцена - Вакула с Пацюком – стол, стул, вареники в тарелке.

1Х сцена - Вакула с Чёртом

Х сцена - Андрей с Наталкой читают повесть.

Х1 сцена - Параска с Палашкой.

ХП сцена - Оксана с Вакулой – туфельки дарит.

ХШ сцена - Финальные слова и хоровод.

Реквизит :

    Повесть М.В.Гоголя (Андрею и Наталке)

    Солохе – 3 больших мешка.

    Пацюку – вареники

    Вакуле – туфельки для Оксаны.

Музыкальное оформление:

Подбор украинских песен, хоровод, весёлая мелодия.

Действующие лица и исполнители:

В роли ведущих инсценировки: Андрей и Наталья, которые читают повесть Гоголя и появляются несколько раз.

Ход инсценировки

В фонограмме звучит украинская лирическая песня. На пенёчке сидит Наталка и читает повесть. К ней подходит Андрей. Между ними начинается диалог.

Андрей: Добрый вечер, Наталка. Что ты читаешь?

Наталка ( продолжает читать ): Не мешай мне! Гоголя.

Андрей: Интересно?

Наталка: Очень! Говорю же тебе, не мешай мне

Андрей: А как называется?

Наталка: «Ночь перед Рождеством»

Андрей: Сказка?

Наталка: Конечно, сказка. Отвяжись от меня.

Андрей: И про что же говорится в этой сказке?

Наталка ( разгневанно ): Вот прицепился! Про кузнеца Вакулу. Как он на Чёрте из Украины до Петербурга летал.

Андрей: Наталка! А Наталка! Давай вместе почитаем, ну, пожалуйста!

Наталка: Ну, что с тобой делать? Садись на пенёк рядышком со мной. Будем вместе читать

Андрей: ( внимательно смотрит на страничку ) Последний день перед Рождеством пришёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Засверкали звёзды, месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему свету. Морозило сильнее, чем утром, но было так тихо, что скрип мороза под ногами было слышно за поворотом. Ещё не одна гурьба хлопцев не показывалась под окнами хат, месяц один только заглядывал в них тайком, как бы вызывая девчат выбежать поскорее на скрипучий снег.

С правой стороны под мелодию украинской песни «Добрий вечір тобі, пане господарю» выходят девчата и напевают)

Добрий вечір тобі, пане господарю,

Застилайте столи, та все килимами,

Радуйся, ой радуйся, земле, син Божий народився.

Та несіть калачі з ярої пшениці,

Радуйся, ой радуйся, земле, син Божий народився.

Девчата уходят в противоположную сторону. Навстречу один другому выходят персонажи Чуб и Кум.

Чуб: Так ты, кум, ещё не был у дьяка в новой хате? Там теперь будет хорошая гулянка! Вот только б нам с тобой не опоздать. Что за дьявол? Смотри, смотри, Панас!

Кум: Что?

Чуб: Как что? Месяца нет!

Кум: Вот это беда! И, правда, нет месяца.

Чуб: Ну, а я что говорю. Нет! Тебе до этого, наверное, и дела мало.

Кум: А что мне делать?

Чуб: И надо же было какому-то дьяволу, что ему утром не пришлось, стопку водки выпить. Всё же было видно, как днём. Не успел выйти во двор – и вот, на тебе, хоть глаза выколи! Да нет, кум, месяца?

Кум: Нет.

Чуб: Чудно, правда! А дай мне понюхать табаку. У тебя, кум хороший табак. И где ты его берёшь?

Кум: Какой там чёрт, хороший! Старая курица не чихнёт!

Чуб: Так что же, кум, как нам быть? Темно же на дворе.

Кум: Наверное, останемся дома.

Чуб: Нет, кум, пойдём! Нужно идти!

Звучит фоновая музыка, скрип снега. Кум и Чуб уходят. А на сцену выходит Оксана. Она приседает на стул перед зеркалом.

Оксана: И что это люди выдумывают, что я красивая. Обманывают, я совсем и не красивая! Неужели черные брови мои такие красивые? (рассматривает глаза и брови в зеркале ) Неужели им нет равных на свете? И что здесь красивого в этом носе? В щёках? И в губах? Как будто красивые мои чёрные косы? Да от них можно перепугаться ночью. Они как длинные змеи, перепутались и обвились вокруг моей головы. Я вижу, что я совсем и не красивая. Нет! Красивая я! Ах, какая красивая! Чудо. (Заходит Вакула.)

Вакула: Чудная ты. Час сидишь, смотришься в зеркало и смотришься, да ещё восхваляешь себя во весь голос.

Оксана: Чего ты пришёл сюда. Неужели хочешь, чтоб выгнали тебя за дверь лопатой?

Вакула: Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить с тобой, хоть посмотреть на тебя!

Оксана: А кто же тебе не разрешает? Говори и смотри.

Вакула: А можно мне присесть возле тебя?

Оксана: Иди вон! Ты пахнешь дымом. Я думаю, ты меня всю замажешь сажей. А, правда, что твоя мать – ведьма?

Вакула: А что мне мать! И ты, и мама, и отец, и всё, что есть дорого на свете!

Оксана: Видишь, какой ты! Что-то девчата не приходят. Чего бы это? Мне становится нудно.

Вакула: Так тебе с ними весело?

Оксана: Да веселей, чем с тобой. А вот кто-то стукнул. Наверное, девчата.

Вакула ( вздыхая с огорчением ): Чего мне больше ждать? Она издевается надо мной. Я ей так дорог, как заржавелая подкова. Вбегает Одарка .

Одарка: Смотри, Оксана, а у меня новые туфельки. А какие красивые! И с золотом!

Оксана ( с огорчением ): Хорошо тебе, Одарка, у тебя такой парень, всё тебе покупает, а мне некому достать таких красивых туфель.

Вакула: Да не огорчайся, моя любимая Оксана! Достану я тебе такие туфельки, что редко какая панночка такие носит.

Оксана ( удивлённо ): Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие туфельки, которые я могла бы надеть на свою ногу! Может те, которые сама царица носит?

Одарка: Видишь, каких захотела!

Оксана: Так будешь свидетелем: мне кузнец Вакула достанет те самые туфельки, которые царица носит, то я даю слово, что выйду за него замуж!

Вакула ( с огорчением ): Прощай Оксана, дури кого хочешь, а меня не увидишь больше на этом свете!

Одарка: Куда ты, Вакула?

Вакула: Прощайте! Даст Бог, увидимся на том свете, а на этом нам не гулять вместе! Не поминайте лихом!

Все персонажи уходят. Теперь всё внимание обращено на Наталку и Андрея, которые читают книжку Гоголя.

Наталка: Тут через дымоход Вакуловой хаты клубами повалил дым и пошёл тучей по небу, рядом с дымом поднялась ведьма вверх на метле. Это была Солоха, мать Вакулы. Она поднялась так высоко, что чёрным пятном виделась сверху. А сбоку показалось ещё одно пятно, не пятно, а просто – чёрт.

Андрей: Мороз становился всё сильнее и сильнее. И стало так холодно, что чёрт стал прыгать с одного копыта на другое, чтоб хоть как-то подогреть замёрзшие руки. Ведьма тоже очень ощущала холод, несмотря на то, что тепло одета. Она подняла руки вверх, подставила ногу и, присев, словно хочет прокатиться на санках, сбив сугробы, опустилась, словно ветер, прямо в дымоход.

Звучит скрип снега, шум ветра в фонограмме. Фоном звучит лирическая укр. песня. Всё внимание переносится на накрытый праздничный стол, Появляется Солоха и Чёрт. Солоха стряхивает с себя как бы снег, Чёрт потирает руки от холода, согреваясь.

Солоха: Мешки Вакула принёс, пусть же сам и вынесет!

Чёрт: Дайте, будьте любезны, вашу ручку, несравненная Солоха.

Солоха: Берите!

Чёрт: Ох, несравненная Солоха, моё сердце принадлежит только вам!

Солоха: Да что вы говорите!

Чёрт: Несравненная Солоха, если вы мне не верите, то я готовый на.., готовый на…

Солоха: Готовый на что?

Яёрт: Я кинусь в воду, а душу отправлю прямо в пекло.

Солоха: Вот это да!

Раздаётся стук в дверь, Повторяется несколько раз. Солоха и Чёрт в недоумении.

Чёрт: Стучит кто-то! Это кузнец! Слышишь, Солоха? Куда хочешь, но спрячь меня!

Солоха: Лезь в мешок!

В фонограмме звучит весёлая музыка. Начинается суматоха вокруг мешка, который Солоха пытается надеть на Чёрта. Вот Чёрт уже в мешке и появляется дьяк.

Дьяк: Не пришли вы ко мне в гости, и я этому очень рад, потому что сам пришёл к вам, великолепная Солоха.

Солоха ( растерянно ): Проходите, проходите, Осип Никифорович!

Дьяк: А что это у вас, великолепная Солоха? (показывает на руку и подскакивает назад)

Солоха: Как что? Рука, Осип Никифорович!

Дьяк: Гм! Рука! Хе! Хе! Хе! (проходит вокруг неё и осматривает, боясь прикоснуться к руке)

А что это у вас, драгоцейнешая Солоха? (показывает на шею и отскакивает назад от неё)

Солоха: Как будто не видите, Осип Никифорович? Шея, а на шее бусы.

Дьяк: Гм! На шее бусы! Хе! Хе! Хе!

Снова прошёлся, оглядывая её с обеих сторон, желая прикоснуться к её шее и отскочил, пугаясь

А это что ещё у вас, несравненная Солоха.

Раздаётся сильный стук в дверь. Повторяется несколько раз.

Ах, боже мой! Постороннее лицо! Что теперь, если увидят особу моего звания? Да ради Бога, добрая Солоха, как говорится в писании Луки глава три… Стучат! Ей богу стучат! Ой, спрячьте меня куда-нибудь!

Повторяется фонограмма весёлой музыки. Солоха прячет дьяка в мешок, который рядом с мешком, в котором находится уже спрятавшийся чёрт. Солоха идёт открывать дверь. Входит Чуб.

Чуб: Здравствуй, Солоха! Ты, наверное, не ожидала меня, а? Правда не ожидала? Может, я помешал? Может вы тут уже с кем-нибудь любезничали? Может вы уже кого-нибудь здесь спрятали? (смеётся, усаживается за стол)

Солоха: Да ну, что вы такое говорите.

Чуб: Ну, Солоха, давай теперь водочки выпить. Я думаю, что у меня горло замёрзло от проклятого мороза. Послал же Бог такую ночь перед Рождеством.

Солоха хлопочет. Наливает стопочку, угощает Чуба. Только хотели чокнуться стопочкой, как вдруг раздаётся опять стук в дверь. Повторяется несколько раз подряд. Оба переполошились. Чуб встаёт из-за стола и мечется по хате, пытается спрятаться под стол, но Солоха хватает его и ведёт к мешкам.

Вакула: Открывайте! (стучит )

Чуб: Стучит кто-то!

Вакула: Открывайте! (стучит )

Чуб (к Солохе ): Это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня, я ни за что на свете не хочу ему показываться!

Солоха накрывает Чуба мешком, рядом с остальными. Входит Вакула.

Вакула: Зачем тут лежат эти мешки? Завтра праздник, а в хате лежит всякий хлам. Нужно отнести их в кузню. (Вакула берёт маленький мешок .) Попробую ещё один способ: пойду к пузатому запорожцу Пацюку. Он, говорят, знает всех чертов и сделает, что захочет.

Вакула уходит. И вновь всё внимание на Наталку и Андрея, которые читают книгу Гоголя

Наталья: Чёрт запрыгал в мешке от радости, но кузнец ударил по мешку кулаком и ушёл к пузатому Пацюку. Пацюк когда-то действительно был запорожцем, но прогнали его за то, что он убежал из Запорожья, но этого никто не знал.

Звучит весёлая фоновая музыка. За столом сидит Пацюк и ест вареники.

К нему заходит кузнец Вакула.

Вакула: Я к твоей милости пришёл, Пацюк! (кланяется ) Ты, говорят, не в гневе будет сказано, находишься немного в родстве с чёртом. (Пацюк поднимает голову ). К тебе пришёл, Пацюк. Приходится просить помощи у самого чёрта. (Пацюк снова поднял голову ) Ну, что Пацюк, как же мне быть?

Пацюк ( продолжая есть вареники ): Если нужен чёрт, то и иди к чёрту.

Вакула: Я для этого и пришёл к тебе, кроме тебя, никто к нему дорогу не знает. Расскажи хоть дорогу к нему!

Пацюк: Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами. (смеётся )

Вакула: Что! Что ты говоришь?

Пацюк уходит. Внимание опять на Вакулу.

Чёрт ( прячется за спину Вакулы ): Это я твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь (шепчет в одно ухо ) Оксана будет сегодня же наша (шепчет в другое ухо )

Вакула: За такую цену я готов быть твоим.

Чёрт ( смеётся ): Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делается.

Вакула: Я готов! У вас, я слышал, расплачиваются кровью, сейчас же, я достану с кармана гвоздь. (хватает Чёрта за хвост )

Чёрт: Ну, хватит, Вакула, посмеялся и хватит.

Вакула: Стой, голубчик! Будешь ты у меня знать.

Садится на спину чёрту.

Чёрт: Смилуйся, Вакула, всё, что тебе нужно, всё сделаю.

Вакула: Вези меня сейчас же на себе! Слышишь! Да несись как птица!

Чёрт: Куда?

Вакула: В Петербург, к царице!

Звучит фоновая музыка. Чёрт и Вакула уходят. Внимание на Наталку и Андрея, они продолжают читать Гоголя.

Андрей: И кузнец почувствовал страх, поднимаясь вверх к небу, сидя на чёрте. Сначала поднялись от земли на такую высоту, что ничего не было видно внизу, и полетели как муха под самый месяц так, что если бы не наклонился, то зацепил бы его шапкой.

Наталья: А потом он подбодрился и стал подшучивать над чертом. Всё было светло в вышине. Ветер в лёгком тумане был призрачным. И неожиданно перед Вакулой заблестел Петербург весь в огнях.

Звучит фоновая музыка. На сцене появляются две бабки – Параска и Палашка.

Параска: Утопился! Ей-богу, утопился! Вот чтоб я не сошла с этого места, если не утопился!

Палашка: Ты что же думаешь я брехуха какая? Неужели я у кого-то корову украла? Неужели я обманула кого, что мне уже веры нет? Вот чтоб мне воды никогда не хотелось пить, если старая Переперчиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!

Параска: Скажи лучше, чтоб тебе водку не хотелось пить, старая пьяница! Нужно же быть такой божевольной, как ты, чтоб повеситься. Он утопился, утопился в колодце! Это я точно знаю, как то, что ты была сейчас у шинкарки.

Палашка: Срамница! Смотри, чем стала укорять. Молчала бы, негодница! Неужели я не знаю, что к тебе дьяк ходит каждый вечер!

Параска ( со злобой в гневе наступает на неё ): Что дьяк? К кому дьяк? Ко мне? Да ты что? Что брешешь? Отвяжись от меня, сатана.

Звучит весёлая музыка. Они обе начинают придираться друг к другу. Учинили драку. С шумом убегают за сцену. Появляется Оксана с противоположной стороны сцены. Она очень опечалена, плачет.

Оксана: Что если он действительно ушёл и никогда не вернётся в село? Что если он действительно решил что-то ужасное сделать? Он же так любил меня.

Входит Вакула в весёлом настроении, жизнерадостный.

Вакула: Вот, Оксана! Посмотри, какие я тебе туфельки принёс!

Оксана ( радостно хлопая ладошку об ладошку ) Ай!

Вакула: Те самые, которые носит царица!

Оксана: Нет! Нет! Мне не надо туфельки! Я и без туфелек тебя очень люблю!

Звучит фоновая украинская песня, под которую все участники инсценировки выходят на финальную сцену.

Оксана ( радостно ): А ещё ждите к себе три праздника в гости

Радуйся, земля, радуйся

Все: Сын Божий народился!

Вакула ( обнимая Оксану ) А что первый праздник – Василия,

Радуйся земля, радуйся.

Все: Сын Божий народился.

Солоха: А что второй праздник – святое Хрещение, радуйся земля, радуйся.

Все: Сын Божий народился!

Чуб: А что третий праздник – святое Водохрещение, радуйся земля, радуйся!

Все: Сын Божий народился!

В фонограмме звучит укр. хороводная мелодия. Все персонажи исполняют хоровод, а затем покидают сцену.

Сценарий «Ночь перед рождеством»

(по мотивам повести Н. Гоголя, в 8 картинах)

Действующие лица:

  1. Черт
  2. Солоха
  3. Оксана
  4. Кузнец Вакула
  5. Свербыгуз
  6. Осип Никифорович
  7. Жена Свербыгуза
  8. Подружки
  9. Императрица
  10. Потемкин

Картина 1.

Черт.

Ч . Ну и ночь! Как на заказ! Тихо, ясно, месяц в небе так и сверкает – прямо рождественская сказка! Вот бы сейчас пакость какую-нибудь выдумать, подпортить людишкам праздничек! И в аду бы отметили: медальку на грудь, али штаны с лампасами. Тут натурально, манишечка, тут штаны генеральские и пошел выписывать… «Мадам Солоха!» - Ах, господин дъяволиссимус… Только что ж такое придумать(оглядывается) Вот разве месяц выкрасть. А что, неплохая мысль. Опять же подарочек для дражайшей Солохи…(крадет месяц)

Картина 2.

Чуб и Свербыгуз

Ч. Так ты, кум, не был еще на новой хате дьяка? Там теперь будет добрая попойка, как бы не опоздать.

С. Что за дьявол? Смотри!

Ч. Что?

С . Как что!, Месяца нет!

Ч. Что за пропасть! В самом деле, нет месяца.

С. Надо ж было какому- то дъяволу вмешаться, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить! Право, как будто на смех! Нарочно, сидевши в хате. глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно как днем! Не успел выйти за двери – и вот, хоть глаз выколи!

Ч. Ну что ж, коль темно, так, может, останемся дома?

С . Нет, кум, не можно, пойдем. Нужно идти.

Картина 3.

Оксана, потом Кузнец. Потом подружки.

О . (выглядывая за дверь) Что ж, ушел отец? (Кокетничает перед зеркалом)

Что это людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша! Разве черные брови и очи мои так хороши, что равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои косы, словно черные змеи обвились вокруг головы… Нет! Хороша я, Как хороша! Чудо!

К . (появляется в дверях) Чудная девка! и хвастовства у ней мало! С час стоит, глядит на себя в зеркало и не наглядится! Да еще и хвалит себя вслух!

О . Да, парубки! Вам ли я чета!. Да поглядите на меня! Как я плавно ступаю! какие у меня ленты на голове. Это все купил мне мой отец, для того, чтоб на мне женился лучший молодец на свете (замечает Кузнеца) Ах! Ты зачем пришел сюда? Хочется чтоб выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома! Знаю вас! Что, готов мой сундук?

К . Готов, мое серденько! После праздника будет готов! Если б ты знала, сколько возился возле него! « ночи не выходил из кузницы! Зато ни у одной поповны не будет такого! Не сердись на меня! Позволь поглядеть на тебя.

О . Кто же тебя запрещает? Гляди!

К. Позволь мне и сесть возле тебя.

О . Садись.

К . Чудная, ненаглядная Оксана, позволь мне поцеловать тебя.

О , (отталкивает) Еще чего! Ему как мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, всю меня вымазал сажею.

(за окном шум, смех: «Щедрик-ведрик, дайте вареник!»). О, вот и девчата, сейчас колядовать пойдем

к. Да тебе разве весело с ними?

О. Да уж веселей, чем с тобой!(входят подружки: Оксана, пошли колядовать!)

О. (одевается) Э, Одарка, да у тебя новые черевики! Ах, какие, хорошие, с золотом! Хорошо тебе, Одарка! У тебя есть человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевики.

К. Не тужи моя Оксана. Я достану тебе такие черевики, которые редкая панночка носит.

О. Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики,. которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

Дев . Вишь, какие захотела!

О. Да, будь все свидетели, если кузнец Вакула принесет мне те самые черевики, что носит царица, в тот же час выйду за него замуж.(уходят)

К Смейся, смейся, Я сам смеюсь над собой. Думаю и не могу вздумать Куда девался ум мой! Она меня не любит! (уходит)

Картина 4.

Солоха, потом Черт, потом Осип Никифорович

(Солоха накрывает на стол)

Ч. Целую ручки, добродетельная Солоха! Вот, залетел на огонек.

С. Ах, шалунишка, не желаете ль закусить чего, Вельзевул Иванович?

Ч. Это потм.(крутится возле Солохи) А что это у вас, великолепная Солоха?

С. Как что, Рука, Вельзевул Иванович.

Ч. Гм, рука, хе-хе. А что это у вас, дражайшая Солоха?

С. Будто не видите, Вельзевул Иванович, шея, а на шее монисто.

Ч. Хм, шея, монисто. А я, уважаемая Солоха подарочек вам припас – украшение(достает месяц)

С. Ах, Вельзевул Иванович!

Ч. Для вас, дражайшая Солоха луну, так сказать, с неба… Ах нет, хоть 1 поцелуйчик

Раздается стук

О.Н . Отвори, Солоха!

(Черт и Солоха начинают метаться. Наконец Солоха прячет черта в мешок. Открывает с поклоном дверь.)

О.Н . Здравствуй, Солоха. Ты, может, не ждала меня?

С. Ах, что вы, Осип Никифорович!

О .Н. Нет, правда не ждала? А я нарочно шедши из гостей решил заскочить сюда поздравить тебя с рождеством

С . Сидайте, Осип Никифорович.

О. Н. Ну, дай мне теперь рюмку водки, Солоха, я думаю, у меня горло замерзло с проклятого морозу.

С. Вот, пожалуйте, и закусочки.

(Осип Никифорович и Солоха чокаются «С рождеством», пьют «Хороша чертовка!» и целуются 3 раза. Раздается стук- это Кузнец).

Катрина 5.

Солоха, Кузнец,

К. Мамаша, отворите! Суета, Солоха прячет О.Н. в другой мешок, убирает бутылку и угощенье, охорашивается. Окрывает.

С . А, сынок, это ты? Небось проголодался? Я сейчас.(уходит).

К . Проголодался? Да у меня уж давно никакая еда на ум не идет. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Вот зачем здесь лежат эти мешки? Их давно пора убрать. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу.(утаскивает мешки)

Картина 6.

Кузнец, потом Черт.

Кузнец Нет, не могу, нет сил больше(бросает мешок.)Через эту глупую любовь совсем тряпка стал!. Но боже, до чего она хороша! Нет, невмочь пересилить себя! Пора положить этому конец. Пропадай душа, пойду утоплюсь в проруби. Вот сейчас мешок на голову и …Вытряхивает черта из мешка)

К. Ах, с нами крестная сила!

Ч. Ой, не поминай бога, замолчи! Да и не поможет он тебе. А я помогу. Денег дам, сколько хочешь. Оксана сегодня же будет наша! (прыгает на шею Кузнецу) Только надо бы контракт подписать. Ты мне свою душу, а я тебе..

К. Изволь, я готов. Да только я слышал, у вас расписываются кровью. Постой, вот я сейчас достану из кармана гвоздь..(стаскивает черта) Акреста не хочешь ли?(крестит черта, тот укрощается)

Ч. Помилуй, Вакула, все что нужно тебе сделаю, только не клади на меня страшного креста. К. А в, вот каким голосом запел, проклятый! Теперь я знаю, что делать Вези меня сей же час на себе, слышь, неси как птица!

Ч . Куда?

К . В Петембург, к царице!

Картина 7.

Чуб, Свербыгуз, потом Жена Свербыгуза.

С . А хороша у дьяка наливка! О, смотри, кум, вишь, какие мешки кто-то бросил на дороге (выволакивает из-за сцены 2 мешок).

Ч. Да, повезло же кому-то наколядовать столько! Экие страшные мешки!

С. Положим, даже если здесь одни только гречневые пироги и то добре: жидовка дает за каждый чарку водки!

Ч . Кум, а не утащить ли его поскорее, пока никто не видал?

С . Куда ж мы понесем его? В шинок?

Ч . Да, только ведь проклятая шинкарка низа что не поверит, скажет что мы украли

С. Тогда потащим ко мне домой. Там нам никто не помешает, Жинки как раз нет дома..

Я думаю, до утра протаскается с бабами.

Ч. Точно ли нет дома?

С . Слава богу, я еще не совсем без ума, черт бы понес меня туда, где она!

Жена С . Ты это про кого, муженек? Уж, не про меня ли?

С . Вот те на!

Жена. (увидев мешок) Вот это хорошо, что наколядовали столько! Покажите мне сейчас же мешок ваш.

С. Лысый черт тебе покажет, а не мы!

Ч. Тебе какое дело? Мы наколядовали, а не ты!

Жена . Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница! (дерутся, жена захватывает мешок, казаки отступают)

Ж О, да тут, наверное, целый кабан!

С и Ч . Кабан, а все ты виноват! Ч. Что же делать?

С . Как что, чего мы стоим, отнимем мешок. Пошла прочь, чертова баба!(опять дерутся)

Открывают мешок оттуда вылезает Осип Никифорович.Все с криками разбгаются.

О.Н . Ну и Солоха!, Ай да Солоха!(уходит)

Картина 7.

Петербург, тронная зала. Кузнец, Черт, Потом Императрица и Потемкин.

Ч. Ну что, Вакула, как тебе Петембург?

К. Губерния знатная! Нечего сказать, домы болшущие Картины висят скрозь важные до черезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция! Только как мне к царице попасть?

Ч. Да я уж все устроил, на то я и черт!. Ну гляди, сейчас сама царица пожалует!(прячется)

Появляются Потемкин и императрица. Потемкин вводит царицу, усаживает на престол.. становится рядом.

Ч . (высовывается) Кланяйся, болван!

К .(падает на колени) Помилуй, мамо, помилуй!

Ц . Встань. Светлейший князь Потемкин обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я еще не видала. Мне сказали у тебя ко мне дело? Чего ты хочешь?

К . Ваше царское величество, не прикажите казнить. Из чего, не во гнев будь сказано,

сделаны черевички, что на ногах ваших. Я думаю, ни один швец на свете не сумеет так сделать Боже, мой, если моя женка надела такие черевики!

Ц. (смеется) Право мне нравится это простодушие. Встань, если тебе так хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно устроить. Принесите ему сей же час башмаки, самые дорогие, с золотом!.(Потемкин подает царице башмаки, царица – Кузнецу.)

К . (кланяется) Боже, что за украшение! Ваше величество, да для таких башмачков из чего сами ножки должны быть? По меньшей мере, из чистого сахара!

Ц. (смеется) Ах, медведь, а какие комплименты!(уходит с Потемкиным)

К . Ну, теперь выноси меня отсюда!(улетают с чертом)

Картина 8

Девушки, Оксана, потом Кузнец, жена Свербыгуза, Свербыгуз, Чуб.

Д . Девчата, слышали вы новость? Кузнец Утопился!

Другие девушки и Оксана . Как утопился?

Д. Совсем, в проруби!

О Ах, что же это? Неужто правда? А что если так? Что же мне теперь делать? А уж как он меня любил! Дольше всех выносил мои капризы. Да правду сказать, вряд ли в другом месте найдется такой молодец как кузнец. Вакула, мой Вакула (плачет, девушки ее утешают).

К. (появляется с чертом. Черт хочет удрать..)

К. Куда, я еще не поблагодарил тебя, приятель.(дает черту пинка, тот убегает)

Оксана, ненаглядная моя смотри, какие я достал тебе черевики, те самые, что носит царица.

О. (увидев, вскрикивает и кидается к кузнецу) Не надо мне черевиков, я и без черевиков…

Д. Ну.Кузнец! Удалой хлопец! Черевики-то, черевики, и впрямь царские. Ну быть теперь свадьбе!

Жена Свербыгуза . Свадьба? Где свадьба?

Свербыгуз Чубу. Кум, да здесь свадьба, ну и гульнем!

(все выходят на сцену, кланяются.)


Сценарий "Ночь перед Рождеством"

Действующие лица:
ОКСАНА
ГОЛОВА
СОЛОХА
Ее сын ВАКУЛА
ДЬЯЧОК
ЧЕРТ
ЦАРИЦА
КУМ ПАНАС
ЧУБ

Экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

Действие I.
КАРТИНА I.

Танец ведьмы (Солохи) с Чертом. Похищение месяца.

Появляются Чуб и Панас.
ЧУБ: Так ты, кум, що не був у дьяка в новой хате? Там будэ добрая гулянка!Шо цэ такэ? Дывись, Панас, мисяца нэма!

ПАНАС: Як так нэма?

ЧУБ: Так и нэма! Сховали мисяц.

ПАНАС: Ну и добрэ, шо сховали! Целее будить. Побигли до дьяка!

КАРТИНА II
Горница Оксаны. Девица сидит перед зеркалом.

ОКСАНА: Шо, кажите мне, я гарна дивчина чи ни? Ой, гарна, дюже гарна!

Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!


ВАКУЛА (появляется на пороге): Оксана, серденько мое, дивись, яки я тебе подарунки припер!

ОКСАНА: Ну, шо цэ такэ? Це ж железячки!

ВАКУЛА: Знамо дело, железячки! Я ж кузнец, а не ювелир!

ОКСАНА (надув губу): Лучше бы камушек какой подарил… Шо ж я, лошадь, в железе гуляти?

ВАКУЛА: Ну кажи тогда, чого бажаешь…

ОКСАНА: Чого жинки бажають?.. Дюже мени охота новы черевички!


ВАКУЛА: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит. (Торопится)


ОКСАНА: Куды погнал? Мени трэба особы черевички на ногах таскаить. Те самые, которые носит царица.

ВАКУЛА: Ой, мама родна! Идэ ж я эту царицу добуду?

ОКСАНА: А менэ не колышеть!

ПЕСНЯ ОКСАНЫ: « Ах, разве виновата я»

КАРТИНА III.

Горница в избе Солохи. Солоха принимает Черта.

ЧЕРТ (отплясывая вокруг Солохи):

Ты сказала во середу:

Пидем разом до соседу.

Я пришел – тэбэ нема…

Пидманула-пидвела!

С ума-разума свэла!

Стук в дверь. Черт залезает в мешок, Солоха отворяет дверь.

Входит Голова.

ГОЛОВА:

Ты сказала во субботу:

Пидем разом на работу!

Я пришел – тэбэ нема…

Пидманула-пидвела!

Ты же мэнэ, ты ж мэнэ пидманула,

Ты ж мэнэ, ты ж мэнэ пидвела,

Ты ж мэнэ, ты ж мэнэ, молодого,

С ума-разума свэла!

Стук в дверь. Солоха прячет Голову в мешок, отворяет дверь.

Входит Дьяк.

ДЬЯК: Ты сказала в понедилок…

РЕЖИССЕР: Стоп-стоп!! Нет, это не то! Несовременно, неактуально! Кого сейчас волнует жизнь украинского села? А украинский фольклор? Нет, давайте перенесем место действия в Париж! Все действующие лица будут французами; любовь а ля франсе! – ах! Так, вылезайте из мешков, ту же сцену снова.

Действие II. Французский вариант.

КАРТИНА IV.

Будуар знаменитой актрисы Соланж. Входит ДЬЯВОЛ.

ПЕСНЯ ДЬЯВОЛА:(«Belle»)

Шер,

Ты вошла в мою больную душу.

Верь,

Твой покой сегодня я нарушу.

Зверь,

Зверь необузданный живет во мне опять.

Соланж, старушка, я устал тебя желать.

Пусть без креста, зато я парень хоть куда –

Мне адский пламень что прохладная вода,

Да,

Я бывший ангел, пусть с проклятьем на челе,

Имею право быть счастливым на Земле!

В твоих объятиях я обрету покой

И душу сам себе отдам – мне не впервой!

ЧЕРТ: Соланж, ma belle fille, tu m’ais compri, понимаешь…

Стук в дверь.

Входит Мэр.

МЭР: О, Соланж! Ma contesse, ma petit Blanchenaige! Cette chansone est pour toi!

ПЕСНЯ МЭРА («Belle»):

Знай,

Здесь, в Париже, всяк меня боится,

Дай

Мне часок, чтоб жизнью насладиться!

Май –

Пусть в грубом сердце распускаются цветы!

Вознаграждение за все получишь ты!

На крыльях радужных я в мэрию вернусь,

В дела житейские со вздохом окунусь.

Жаль,

Что всю неделю то совет, а то банкет,

Меня давно тошнит от запаха котлет.

Но раз в неделю обретаю я покой,

Когда встречаюсь за кулисами с тобой.

МЭР: Соланж, quel bon surprise!

Стук в дверь.

СОЛАНЖ: Silense! Tu vas dans ce sac, vite!

Входит Священник.

CОЛАНЖ: Вonjour, padre!

ПАДРЭ: Вonjour, ma fille! Comment ca va?

Кульки ворочаются, Соланж пытается их прикрыть. Заглушая идущие изнутри звуки, громко чихает, сморкается и т.п.

ПАДРЭ: Comment? Tu est malade?

СОЛАНЖ: Yes…. oui… продульо…

ПЕСНЯ ПАДРЭ («Belle»):

Сон,

Ты как сон волшебный и греховный,

Стон

Мой развеет фимиам церковный –

Звон –

Гудит в ушах и снова сердце бьет в набат:

Влюбился в ведьму бедный старина аббат!

Святая дева, ты не в силах мне помочь,

Любви запретной я не в силах превозмочь.

Стой,

Не покидай меня, прелестная Соланж,

Позволь разок, ну хоть разочек взять реванш!

И даже в церкви мне не обрести покой,

Наверно, в папу уродился я такой…

Стук в дверь.

ПАДРЭ: О, mon dieux!

CОЛАНЖ: Silense! Tu vas dans ce sac, vite!

Входит таксист Вакулио.

СОЛАНЖ (поет по-французски – In Grid “Tu es Foutu”): Tu m’ais promis…. etc.

ВАКУЛИО: Бонжур, маман! Как са ва?

СОЛАНЖ: А-а, малыш Вакулито! Са ва бьен, все как в супер-шоу!

ВАКУЛИО: Репетируешь?

СОЛАНЖ: Конечно, завтра ведь премьера. Ну держись, соплюшка Кидман, я тебе покажу настоящий Мулин Руж!.. А ты что, обедать?

ВАКУЛИО: Нет, просто проезжал мимо… Клиентов сегодня мало, все уже подарков накупили и к рождеству готовятся. (увидел кульки) Это что, тоже подарки?

СОЛАНЖ: Нон, это rien – ничего, мусор… Я уборку делала… Выброси их.

Все три кулька начинают нестройным хором петь по-французски.

J’ai pose mes yeux sous sa robe de gitane

A quoi me sert encore de priee Notre-Dame.

Quel

Est celui qui jettera la premiere Pierre

Celui-la ne merite pas d’etre sur terre.

O Lucifer!

Oh! Laisse-moi periodiquement avec courage

Glisser mes doigts dans les cheveux de belle Solange…

ВАКУЛИО: Кес кесе?

СОЛАНЖ: Магнитофоны выбросила… старые кассетники.

Вакулио один за другим вытаскивает мешки за дверь.

СОЛАНЖ: Ну, а теперь действительно пора репетировать! Девочки, encore une fois!

Танцевальный номер (Соланж и варьете).

КАРТИНА V
Вакула, отдуваясь, тащит один из мешков.

ВАКУЛА: Ох, маман! Что же она навыбрасывала? Мебель, что ли? Сейчас этот до машины донесу, а потом уж остальные…

ЧЕРТ: (из мешка): Эй, послушай!

ВАКУЛА: Кто это?


ЧЕРТ: Считай, что это твой внутренний голос.

ВАКУЛА: А почему снаружи?

ЧЕРТ: Объемный эффект: звук вокруг. Слыхал?

ВАКУЛА: А-а… Ну и чего ты хочешь, внутренний голос?

Черт: Хочешь, я озвучу твое сокровенное желание?

ВАКУЛА: Что, горилки хочешь дать?

ЧЕРТ: Фи, какая проза… Я про красавицу Оксану хочу тебе напомнить…

ЧЕРТ: Хе-хе! Развяжи-ка мешок!

ВАКУЛА (развязывает пакет): И правда черт!

ЧЕРТ: Ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

ВАКУЛА: Я готов! - сказал кузнец. - У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! (Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост.)

ЧЕРТ: Ну, Вакула! Вишь, какой шутник! (закричал, смеясь, черт .) Ну, полно, довольно уже шалить!

ВАКУЛА: Постой, голубчик! (закричал кузнец ) А вот это как тебе покажется? (При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. ) Постой же, будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!

(Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.)

ЧЕРТ: Помилуй, Вакула! (жалобно простонал черт) , Все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

ЧЕРТ: Куда? (произнес печальный черт).

ВАКУЛА: В Петембург, прямо к царице!

Действие III. Латиноамериканский вариант.

КАРТИНА VI. .

Шумный и пестрый карнавал. Общие песни и танцы («The Ketchup Song», “Bomba Latino”, “Baila Casanova” и др.)

Посреди толпы приземляются ДЬЯБОЛО и ВАКУЛЬДО.

ДЬЯБОЛО: Вот это жизнь! Девочки, музыка, океан! Вакульдо, зачем тебе твоя Оксанелла, или как ее там… Давай здесь останемся! Кон мучо густо! Абло ме дель мар, маринеро! Ах…

ВАКУЛЬДО: Нет уж, я сюда за обувью приехал, импортной.

ДЬЯБОЛО: Какой ты скучный, амиго! Просто эль папагайо кальво! Ну давай хоть споем разочек!

ПЕСНЯ ДЬЯБОЛО И ВАКУЛЬДО («Иванушки» «Чукча в Бразилии»):

Появляется Дж.Лопес в окружении поклонников.

ДЬЯБОЛО: Вот, амиго, твоя кинозвезда на шпильках.

ВАКУЛЬДО: О, мадонна миа! Белла синьорита, не подарите ли бедному мачо ваши восхитительные туфельки? На долгий мемуар…

ЛОПЕС: No! These are my shoes! Maybe change?

ВАКУЛЬДО (растерянно): Ченч?.. Разве что папашины чоботы? (вынимает из рюкзака расписные мягкие сапожки).

ЛОПЕС: О-оw!! Chobots? Very good! (снимает шпильки, радостно натягивает чоботы).

ПОКЛОННИКИ: Вери гуд! Тре бель! Белиссимо!

Дьяболо шепчет что-то Лопес на ушко, берет ее под руку…

ТАНЕЦ ДЖЕНИФЕР ЛОПЕС

ВАКУЛЬДО: Эй, нечистая сила, ты куда? Возвертай меня на ридну Украйну!

ДЬЯБОЛО: Ноу проблем!

Действие IV.Снова украинский вариант.

КАРТИНА VII.

Горница Оксаны. Оксана печально сидит перед зеркалом.

ОКСАНА: Що ж мене сробити? Волосся причесати? До соседней хаты прогулятися? Писню заспивати?.. Ничого мени не любо, ничого не вродливо… Дэ ж тот Вакула? На кой ляд я его за черевичками заслала?

ПЕСНЯ ОКСАНЫ ВИА Гра «Ой, Говорила Чиста Вода»

Появляется Вакула.

ВАКУЛА: Вот, дроля моя, принэс я тэбэ черевички от самой Дженнифер Лопес!

ОКСАНА: Яки ж высоченны! Да в них ходити одна морока!

ВАКУЛА (взволнованно): Шо ж, краля, не люб я тебе?

ОКСАНА: То ж мне черевички заморские не любы, а ты ж мне дюже люб! Ты парубок цикавый, моторный – за одну годину в такую даль сгонял!

ВАКУЛА: Цэ трэба обмывати, гуляти та заспивати!!

Финальная песня

Вы устали от забот - все пройдет!

Сценарий "Ночь перед Рождеством"

Действующие лица:
ОКСАНА
ГОЛОВА
СОЛОХА
Ее сын ВАКУЛА
ДЬЯЧОК
ЧЕРТ
ЦАРИЦА
КУМ ПАНАС
ЧУБ

Экранизация повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».

ДействиеI.
КАРТИНАI.

Танец ведьмы (Солохи) с Чертом. Похищение месяца. (Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.)

Появляются Чуб и Панас.

ЧУБ: Так ты, кум, що не був у дьяка в новой хате? Там будэ добрая гулянка!Шо цэ такэ? Дывись, Панас, мисяца нэма!

ПАНАС: Як так нэма?

ЧУБ: Так и нэма! Сховали мисяц.

ПАНАС: Ну и добрэ, шо сховали! Целее будить. Побигли до дьяка!

КАРТИНА II
Горница Оксаны. Девица сидит перед зеркалом.

ОКСАНА: Шо, кажите мне, я гарна дивчина чи ни? Ой, гарна, дюже гарна!

Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

ВАКУЛА (появляется на пороге): Оксана, серденько мое, дивись, яки я тебе подарунки припер!

ОКСАНА: Ну, шо цэ такэ? Це ж железячки!

ВАКУЛА: Знамо дело, железячки! Я ж кузнец, а не ювелир!

ОКСАНА (надув губу): Лучше бы камушек какой подарил… Шо ж я, лошадь, в железе гуляти?

ВАКУЛА: Ну кажи тогда, чого бажаешь…

ОКСАНА: Чого жинки бажають?.. Дюже мени охота новы черевички!

ВАКУЛА: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит. (Торопится)

ОКСАНА: Куды погнал? Мени трэба особы черевички на ногах таскаить. Те самые, которые носит царица.

ВАКУЛА: Ой, мама родна! Идэ ж я эту царицу добуду?

ОКСАНА: А менэ не колышеть!

ПЕСНЯ ВАКУЛЫ: («Червона рута»)
Есть дивчина одна,
Шо мене чарувала.
Все серденько вона
Мне на части порвала.

Ты у мени едина, тильки ты повирь!

Погутарим с тобою до зари!
Я добуду тэбэ
Золоты черевички
И достану с нэбэс
Наикращую птичку!
Ридна Оксана, так тэбэ я кохаю!
Ты у мени едина, только ты повирь!
Гарна Оксана, выходи до сараю,
Погутарим с тобою до зари!

КАРТИНА III.
Горница в избе Солохи. Солоха принимает Черта.

ЧЕРТ (отплясывая вокруг Солохи между тем не на шутку разнежился: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце ):
Ты сказала во середу:
Пидем разом до соседу.
Я пришел – тэбэ нема…
Пидманула-пидвела!

Ты ж мэнэ, ты ж мэнэ пидвела,

С ума-разума свэла!

Стук в дверь.

Черт залезает в мешок, Солоха отворяет дверь.
Входит Голова.

ГОЛОВА:
Ты сказала во субботу:
Пидем разом на работу!
Я пришел – тэбэ нема…
Пидманула-пидвела!
Ты же мэнэ, ты ж мэнэ пидманула,
Ты ж мэнэ, ты ж мэнэ пидвела,
Ты ж мэнэ, ты ж мэнэ, молодого,
С ума-разума свэла!

Стук в дверь.

Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с дьяком.

Солоха прячет Голову в мешок, отворяет дверь.
Входит Дьяк.

ДЬЯК: Ты сказала в понедилок…

Стук в дверь.

Ах, Боже мой, стороннее лицо! Что теперь, если застанут особу моего звания?.. Дойдет до отца Кондрата!..

(Но опасения дьяка были другого рода: он боялся более того, чтобы не узнала его половина, которая и без того страшною рукою своею сделала из его толстой косы самую узенькую.)

Ради Бога, добродетельная Солоха, - говорил он, дрожа всем телом. - Ваша доброта, как говорит писание Луки глава трина... трин... Стучатся, ей-Богу, стучатся! Ох, спрячьте меня куда-нибудь!

ЧУБ: (поет)

Стук в дверь.

Стучит кто-то, - сказал остановившийся Чуб.

Отвори! - закричали сильнее прежнего.

Это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною!

Солоха, испугавшись сама, металась как угорелая и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором сидел уже дьяк. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжелый мужик и поместил свои намерзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам его висков.

Действие II.


КАРТИНА IV.

Кузнец вошел, не говоря ни слова, не снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно, что он был весьма не в духе.

Кузнец рассеянно оглядывал углы своей хаты, вслушиваясь по временам в далеко разносившиеся песни колядующих; наконец остановил глаза на мешках

ВАКУЛА: Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!

Вакула один за другим вытаскивает мешки за дверь.

КАРТИНА V
Вакула, отдуваясь, тащит один из мешков.

ВАКУЛА: Ох, маман! Что же она навыбрасывала? Мебель, что ли? Сейчас этот до машины донесу, а потом уж остальные…

ЧЕРТ: (из мешка): Эй, послушай!

ВАКУЛА: Кто это?

ВАКУЛА: А почему снаружи?

ЧЕРТ: Объемный эффект: звук вокруг. Слыхал?

ВАКУЛА: А-а… Ну и чего ты хочешь, внутренний голос?

Черт: Хочешь, я озвучу твое сокровенное желание?

ВАКУЛА: Что, горилки хочешь дать?

ЧЕРТ: Фи, какая проза… Я про красавицу Оксану хочу тебе напомнить…

ЧЕРТ: Хе-хе! Развяжи-ка мешок!

ВАКУЛА (развязывает пакет): И правда черт!

ЧЕРТ: Ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

ВАКУЛА: Я готов! - сказал кузнец. - У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! (Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост.)

ЧЕРТ: Ну, Вакула! Вишь, какой шутник! (закричал, смеясь, черт .) Ну, полно, довольно уже шалить!

ВАКУЛА: Постой, голубчик! (закричал кузнец ) А вот это как тебе покажется? (При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. ) Постой же, будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!

(Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.)

ЧЕРТ: Помилуй, Вакула! (жалобно простонал черт) , Все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

ЧЕРТ: Куда? (произнес печальный черт).

ВАКУЛА: В Петембург, прямо к царице!

И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух.

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее.

Действие III.

КАРТИНА VI.
Слышна музыка шумного города (стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон)


Появляется царица.

ЧЕРТ: Вот твоя кинозвезда на шпильках. Проси! (толкает его в бок)

ВАКУЛА: Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже Ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики!

ЦАРИЦА: Государыня засмеялась.

Встань! (сказала ласково государыня) Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Снимает с себя туфельки.

ВАКУЛА (растерянно): Боже ты мой, что за украшение! - вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. - Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах, какие ж должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого сахара.

ЧЕРТ: Шепчет что-то царице на ушко, берет ее под руку…

ВАКУЛА: Эй, нечистая сила, ты куда? Возвертай меня на ридну Украйну!

ЧЕРТ: Ноу проблем!

Действие IV.
КАРТИНА VII.

Горница Оксаны. Оксана печально сидит перед зеркалом.

ОКСАНА: Що ж мене сробити? Волосся причесати? До соседней хаты прогулятися? Писню заспивати?.. Ничого мени не любо, ничого не вродливо… Дэ ж тот Вакула? На кой ляд я его за черевичками заслала?

Появляется Вакула.

ВАКУЛА: Вот, дроля моя, принэс я тэбэ черевички от самой царицы!

ОКСАНА: Яки ж высоченны! Да в них ходити одна морока!

ВАКУЛА (взволнованно): Шо ж, краля, не люб я тебе?

ОКСАНА: То ж мне черевички заморские не любы, а ты ж мне дюже люб! Ты парубок цикавый, моторный – за одну годину в такую даль сгонял! Рождеством », о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством » есть полная картина...

  • C 1 Ночь перед Рождеством (опера) 650 рублей 08. 01. 11: 30 С1

    Документ

    07.01. 11:30 C1 Ночь перед Рождеством (опера) - 650 рублей 08 ... рублей 13.01. 11:30 Ночь перед Рождеством (опера) - 850 рублей 14 ... С2 Вечер камерной музыки «Накануне Рождества » -300 рублей 06.01. ... (ауд.159-а) (дверь справа перед входом в столовую) до 10 ...

  • А. С. Пушкин «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка» Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

    Литература

    Наизусть) Н.В.Гоголь, «Заколдованное место», «Майская ночь », «Пропавшая грамота» А.П.Чехов, «Лошадиная фамилия... «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка» Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством » А. Н. Островский «Снегурочка» И. С. Тургенев «Бежин луг...

  • Н. С. Лесков «Левша», Н. В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А. С. Пушкин «Полтава»

    Документ

    ... : Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством », А.С. Пушкин «Полтава» III. Знание... листочки расстилаются, - Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе... текстов художественных произведений Задание 1. Перед вами послания и отрывки из...