Домой / «Первичка / Социология: Особенности внешней и внутренней миграции в России, Реферат. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее

Социология: Особенности внешней и внутренней миграции в России, Реферат. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее

Фрагмент главы "Проблемы удержания территории" из третьего тома монографии "Национальная идея России" .

Характер расселения населения - его распределение на городское и сельское - определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни и занятий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., 73% россиян - городские жители, 27% - сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 г. Что касается сельских населенных пунктов, то в период между двумя последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) количество сельских населенных пунктов увеличилось на 2367. Однако при этом почти в два раза (с 16925 до 32997) выросло число сельских населенных пунктов, в которых проживают менее шести (!) постоянных жителей.

Это означает, что более 21% всех сельских населенных пунктов практически обречены на исчезновение в течение ближайших лет, что ведет к дальнейшему снижению социально-экономического потенциала сельских территорий. В России выделяются две категории городских пунктов - города и поселки городского типа. Критерием отграничения городских населенных пунктов от сельских является доля занятых в сельском хозяйстве (должна составлять не более 15% всех занятых в поселении). В городах при этом должно проживать не менее 12 тыс. жителей, а в поселках городского типа - не менее 3 тыс.

За период 1989–2005 гг. с карты страны ежемесячно исчезали в среднем четыре поселка городского типа.

За период 1989–2002 гг. ежемесячно без населения оставались в среднем 22 сельских населенных пункта. В 1989 г. в стране было 9,3 тыс. сельских населенных пунктов без населения, в 2002 г. - уже 13 тыс. При этом в 1979 г. в России было 12,3 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения 5 чел. и менее; в 2002 г. таких сел и деревень стало 33 тыс., причем средний показатель их заселенности составил 1,8 чел. То есть во многих тысячах сельских населенных пунктов России, еще считающихся жилыми, живут в среднем по одной старушке. Пройдет несколько лет, и они совсем опустеют. А ведь каких-нибудь 30–40 лет назад в большинстве из них "жизнь била ключом». Так, более 60% населения России сосредоточено в трех федеральных округах - Центральном (26%), Приволжском (22%) и Южном (16%).

Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ (4,6% жителей). В новом столетии миграция населения по-прежнему остается важным компонентом демографического и социально-экономического развития страны в целом и, в особенности, отдельных регионов. Согласно данным Росстата, в 2009 г. во внутренних перемещениях в России участвовали 1,7 млн чел., что составляет 1,2% от всей численности постоянного населения России. При этом в настоящее время основным и практически единственным "магнитом" на территории России является Московский регион. По далеко не полным данным, которые предоставляет официальный текущий учет миграционного движения населения, за период с 2000 г. по 2008 г. миграционный прирост г. Москвы и Московской области за счет внутренней миграции составил почти 800 тыс. человек. В число регионов с миграционным приростом (по состоянию на 2009 г.) пока еще входят Белгородская (3,4 тыс. чел.), Воронежская (2,4 тыс. чел.) и Ярославская (0,6 тыс. чел.) области. В остальных же областях Центрального федерального округа наблюдается миграционная убыль населения, при том, что еще в 1998 г. таких регионов, по данным Росстата, было пять, а в 1997 г. - только два.

За десятилетие картина поменялась на диаметрально противоположную.

Сохранился небольшой миграционный прирост в результате внутренних миграций и в двух регионах Северо-Западного федерального округа - это г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Хотя этот прирост постепенно сокращается и в 2008 г. составил по области всего 9,5 тыс. чел., т. е. уменьшился по сравнению с 2004 г. почти в 10 раз. Все остальные субъекты РФ также теряют население во внутреннем миграционном обмене (главным образом в пределах своего же округа), поскольку северная столица привлекает бoльшими, чем у ее соседей, возможностями на рынке труда. Незначительный миграционный прирост в данном округе отмечается в 2009 г. Также в Калининградской области (0,1 тыс. чел.) и Ненецком автономном округе (24 чел.) В Южном федеральном округе - в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в республиках Адыгея и Ингушетия - по официальным данным за 2009 г., пока сохраняется прирост населения за счет внутренней миграции, правда, в очень скромных масштабах: Ставропольский край - 1,9 тыс. чел., Ингушетия - 0,9 тыс., Адыгея - 0,3 тыс. чел. Только в Краснодарском крае он составил сколько-нибудь значимую величину - 16,2 тыс. чел., но из года в год этот показатель сокращается.

Из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 г. сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.). В 2008 г. прирост, помимо Татарстана, наблюдался еще в Самарской (2,7 тыс. чел.) и Нижегородской областях (0,2 тыс. чел.). Разумеется, данный прирост с лихвой перекрывается сокращением населения в остальных субъектах округа - настолько, что суммарная миграционная убыль населения этого округа за счет внутренней миграции в 2009 г. составила 29 тыс. чел. В период с 2000 г. по 2008 г. убыль населения в этом регионе за счет внутренней миграции составила свыше 51 тыс. чел., что в настоящее время в несколько раз выше, чем показатели по Сибири и Дальнему Востоку.

В составе Уральского федерального округа миграционный прирост имеет только Свердловская область (1,3 тыс. чел.). В 2008 г. небольшой положительный миграционный прирост был, помимо Свердловской, еще и у Челябинской области (0,1 тыс. чел.). В остальных регионах наблюдается высокая миграционная убыль. Такие потери в результате внутренней миграции составили в 2009 г. 6,7 тыс. чел. Из каких российских территорий в основном "стягивается" население в эти несколько регионов? Преимущественно из восточных - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Регионы, входящие в состав этих округов, остаются главными миграционными донорами в России. С 2000 г. по 2008 г. Сибирский федеральный округ потерял в обмене с другими регионами России 244,4 тыс. чел. Так, численность населения Алтайского края в результате внутренней миграции уменьшилась с 2000 г. на 64,6 тыс. чел. Всего в 2009 г. в Сибирском федеральном округе была зафиксирована миграционная убыль на уровне 19,7 тыс. чел. Только два из двенадцати субъектов этого округа характеризуются миграционным приростом - это Новосибирская и Томская области (8 тыс. и 1,8 тыс. чел. соответственно).

Дальневосточный федеральный округ на протяжении последних десятилетий в связи с миграционными процессами, происходящими внутри страны, потерял наибольшее число своих постоянных жителей. В период 2000–2009 гг. миграционная убыль составила 187 тыс. человек. Это единственный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотском автономном округе, которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях. Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения. Но вот что было абсолютно непредсказуемо еще лет 10 назад, так это то, что наибольшую миграционную убыль во внутрироссийских перемещениях продемонстрирует вполне благополучный и экономически развитый, с богатыми хозяйственными традициями и опытом, хорошим климатом, географическим положением и транспортными связями - Приволжский федеральный округ.

Устойчивая отрицательная динамика миграции населения для этого округа характерна с 2000 г. Интересно сравнить также размеры федеральных округов и численность их постоянного населения. Как видно на рис. 1-а, наибольшую площадь занимают как раз обезлюженные Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. При этомудельный вес данных округов в РФ (рис. 1-б) составляет 30,1 и 36,1% соответственно, в то время как Центральный федеральный округ занимает всего лишь 3,8% территории РФ .

Рис. 1 Площадь федеральный округов (а) и их удельный вес в территории России (б) (по состоянию на 1 января 2010 г.)

Таким образом, в Дальневосточном ФО, занимающем 1-е место по площади территории, проживает меньше всего населения в сравнении с другими округами. Низкая плотность населения также характерна для в Уральского и Сибирского федеральных округов. Между тем, низкая плотность населения создает потенциальную угрозу территориальной целостности России. Так, в условиях низкой плотности населения на Дальнем Востоке возможна "тихая экспансия" со стороны густонаселенного Китая с последующим отторжением этой территории. По оценкам российских демографов, на Дальнем Востоке насчитывается от 30 тыс. до 200 тыс. китайцев, что пока не является достаточным для "демографической экспансии". Однако при продолжении уменьшения численности проживающего на данной территории населения, ситуация вполне прогнозируемо может измениться в худшую сторону. Кроме того, усугубляется ситуация в приграничных регионах, поскольку постоянное население постепенно заменяется прибывающими из-за границы. мигрантами.

В настоящее время протяженность сухопутных границ России составляет 143 тыс. км. При этом приграничные территории (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеют низкий уровень валового регионального продукта на душу населения. Так, в Южном федеральном округе он в 1,5–2,5 раза ниже среднего по стране, а денежные доходы населения не превышают половины от среднероссийского уровня. Очень высок также уровень безработицы. Такая ситуация типична для всех приграничных регионов. В связи с этим представляется достаточно ясным, почему данные регионы не являются миграционно привлекательными для населения России. Что касается общероссийской внутренней миграции (по показателю миграционного оборота), то она из года в год уменьшается (рис. 2), причем как внутрирегиональная, так и межрегиональная.


Рис. 2 Внутренний миграционный оборот

Снижается интенсивность миграции в целом. Противоречивость ситуации состоит в том, что снижение масштабов внутренней миграции, естественное в период 1990-х гг., наблюдалось и в последние годы, когда экономика находилась в фазе оживления. Кроме того, наблюдается достаточно низкая миграционная активность сельского населения Передвижения внутри страны осуществляет в основном городское население.

Пожалуй, одними из наиболее важных, определяющих миграционную мобильность населения факторов являются пол и возраст людей. Рассмотрим возрастную дифференциацию миграционной активности во внутрироссийских миграциях с помощью данных о числе прибывших. Одним из коэффициентов, характеризующих мобильность населения, является коэффициент интенсивности (Кинт.) по прибытию, который показывает число прибывших в расчете на 1 тыс. или 10 тыс. чел. Постоянного населения (табл. 1).

Итак, в период с 1993 г. по 2008 г. численность прибывших в расчете на 1000 человек постоянного населения во всех возрастных группах населения из года в год сокращается. Это показывают коэффициенты интенсивности прибытий мигрантов в каждой когорте. Но в какой возрастной группе населения Кинт. снизились в большей степени? - У мигрантов в трудоспособном возрасте. И в меньшей степени - у мигрантов в пенсионном возрасте. Значит, произошла парадоксальная вещь: наименее мобильные возрастные группы - пенсионеры - продолжают переезжать на новые места проживания почти с такой же степенью активности, как и 15 лет назад. Эта активность в 1990-е гг. почти не снизилась, а в 2000-е гг. сократилась в гораздо меньшей степени, чем интенсивность (или активность) мигрантов в трудоспособном возрасте. Следовательно, за рассматриваемый период, помимо существенного снижения численности внутренних мигрантов (переезжающих из региона в регион в пределах России), менялся и их возрастной состав.

Поэтому интересно проследить за тем, как сокращалась не просто абсолютная численность той или иной возрастной группы в составе мигрантов, а как менялась та доля, которую каждая возрастная группа в общем числе мигрантов занимала. Другими словами - их половозрастной состав. Почти каждый пятый мигрант, как и прежде, относится к возрастной группе 20–24 года. Доля следующей, 15-летней группы увеличилась в полтора раза (хотя общая численность увеличилась ненамного или вообще не увеличилась - 30–39 лет, например). Относительно меньше среди мигрантов стало детей школьного возраста: их было 25%, а стало - 16%. Однако при общем сокращении численности мигрантов увеличилась в полтора раза абсолютная численность и почти в два раза - доля мигрантов в возрасте от 55 до 59 лет. Такое впечатление, что стоило людям выйти на пенсию, и - пока есть еще здоровье и силы - они стремятся уехать оттуда, где жили прежде. Из официальных данных следует, что в современных внутренних миграционных потоках немного выше доля женщин. И эта доля постоянно возрастает: в 2008 г. среди внутренних мигрантов мужчины составляли 46,6%, женщины - 53,4%. Как и в общей структуре населения, так и в возрастной структуре мигрантов такое соотношение главным образом складывается именно за счет старших возрастных групп. В пенсионном возрасте доля женщин среди мигрантов в 2008 г. составляла свыше 62%. Хотя и среди молодежи (в возрастной группе от 18 до 19 лет) и в 2000 г., и в 2008 г. доля женщин составила 60%, а в группе от 20 до 24 лет - 57%.

Однако необходимо пояснить, что наибольшую долю среди мигрантов женщины составляют в тех миграционных процессах, которые происходят внутри региона, т. е. на относительно небольшом удалении от своего дома. В то же время, в межрегиональных перемещениях соотношение мужчин и женщин в самых молодых возрастных группах, до 30 лет, почти одинаково. А вот в более старших возрастных группах (30–39 и 40–49 лет), уже заметно преобладание мужчин (52% и 54% соответственно). Таким образом, в старших возрастных группах миграционная активность снижается в меньшей степени, чем у населения в трудоспособном возрасте или у молодежи. Следовательно, переселение на постоянное место жительства в пределах России совершается в связи со сменой места работы реже, чем это было 15 или 5 лет назад, поскольку такой мотив не характерен для населения пенсионного возраста, скорее это характерно для молодежи. А она как раз реже, чем пенсионеры, меняет постоянное место жительства. На смену миграции, которая носит название безвозвратной, приходит временная трудовая миграция, которая не меняет географию расселения, а превращается в маятниковую (т. е. регулярные поездки населения из одного населенного пункта, являющегося местом их жительства, на работу или учебу в другой населенный пункт и обратно).

На основе и с учетом имеющегося исторического российского опыта рассмотрим факторы, влияющие на миграционную активность (мобильность) населения. Миграционная мобильность населения зависит от большого числа факторов. Каждый из них - своеобразный вектор, определяющий не только направление миграции, но и ее интенсивность. От того, в каком сочетании работают различные факторы, зависят общие направления и объемы миграционных процессов. Как известно, факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию миграционных установок, у человека достаточно много. Но из них можно выделить основные группы факторов, которые обуславливают такие неравномерные, ассиметричные внутренние миграционные потоки в России.

Первую группу составляют экономические факторы. Эти факторы всегда и везде имеют главенствующее значение, что доказывает и приведенный выше исторический анализ. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов приводит к значительной дифференциации всех территорий страны по уровню и качеству жизни , а значит, и привлекательности с точки зрения переселения.

Сегодня т. н. "магнитами", притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы; к тому же крупные центры отличаются более развитой инфраструктурой.

Все это приводит к более высокому уровню жизни, который привлекает население и подталкивает к переселению. В России это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими свое население.

Вторая группа факторов -природно-климатические. Они имеют для обширной территории России особую важность. Большей миграционной привлекательностью, при прочих равных условиях, обладают центральные и южные районы страны -с более теплым и более подходящим для жизни климатом. Кроме того, они влияют и на условия экономической деятельности, особенно в аграрном секторе. Разнообразие и полярность природно-климатических условий обуславливают огромную дифференциацию уровня социально-экономического развития отдельных частей страны, а значит создают благоприятную почву для территориального "перелива" населения.

К третьей группе можно отнести т. н. социальные факторы, а именно -наличие родственных и исторических связей. Эти факторы, наряду с другими, составляют основу для возвратной миграции, что актуально для жителей северных и восточных регионов, переселившихся в свое время из центральных и южных районов страны. Четвертую группу факторов составляют факторы, связанные с военными и иного рода конфликтами. Близость отдельных регионов к территориям с т. н. "нестабильной обстановкой", военными конфликтами приводит к массовому оттоку населения из них. В 1990-е гг. эта группа факторов играла первостепенное значение. Сейчас для России их роль несколько снизилась.

Обобщая, можно сказать, что основными тенденциями современной миграционной ситуации в России, а заодно и проблемами внутренней миграции можно считать расширение зоны оттока населения, сокращение зоны его притока и постепенное усиление поляризации территории страны по результативности миграционных потоков. С одной стороны, идут "центростремительные" перемещения населения, с другой - происходит обезлюживание Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера.

Главная же проблема в России заключается в том, что внутренняя миграция приводит к колоссальным сдвигам в размещении населения - к накапливаемой неуправляемой деформации структуры расселения, в то время как все перекосы в предшествующие десятилетия старательно выправлялись.

Если не предпринимать усилий, направленных на сдерживание миграционного оттока из наиболее важных с геополитической и экономической точки зрения регионов России - в первую очередь из приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, - Россия потеряет проживающее там население. Это будет настоящая катастрофа для геополитической стабильности России. Обезлюживание таких территорий, как Дальний Восток, Сибирь, ряда приграничных территорий может привести к подрыву целостности России, вызвать реальную угрозу ее суверенитету, экономической безопасности, а также поставит под сомнение вопрос касательно места России на мировой арене как сверхдержавы. При этом Россия располагает огромным опытом в области территориального расселения населения, накопленным еще в ХIХ и ХХ вв., который возможно частично учесть и использовать сегодня с позиции воздействия на первую группу факторов.

Существует также проблема реструктуризации системы расселения, которая связана с тем, что в начале 1990-х гг. проявилось сущностное несоответствие советской схемы развития и размещения производительных сил и социалистической системы расселения новым рыночным принципам экономических отношений. Сложившаяся в советский период территориальная организация общества, адекватная политической и экономической модели того периода, не смогла ответить требованиям нового рыночного экономического порядка и нового федеративного государственного устройства. На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел регулируемый только законами рынка процесс естественного устремления производства (и экономической активности как таковой) только туда, где для рыночно успешной экономики имеются благоприятные природно-ресурсные предпосылки, транспортная доступность, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения. В связи с этим в России возникла принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем. Первой из них следует считать малорезультативные попытки рыночного функционирования сети производств (и связанных с ними населенных пунктов), созданных в 1920–1980-е гг. и размещенных по критериям эффективности народно-хозяйственного комплекса СССР, построенного на нерыночных хозяйственных отношениях. Одновременно происходит смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре части бывшей территории СССР, оставшейся в границах нынешней Российской Федерации.

Таким образом развилось противоречие между сложившимися преимущественно в советский (планово-директивный) период схемой размещения производства и связанной с ней системой расселения и рыночными мотивациями локализации самостоятельных субъектов экономики и новыми расселенческими предпочтениями населения.

В настоящее время проблемой расселения и управлением миграционными потоками государство не занимается и соответствующих стимулов для заселения обезлюдевших территорий не создает. Необходимо отметить также проблему формирования в стране внутренних рынков, имеющую отношение к внутренней миграции сельского населения с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны. Немаловажной проблемой являются неравномерный уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры, неразвитость дорожной сети, что также препятствует миграционной мобильности населения, особенно в сельской местности. Так, на селе относительно полный набор учреждений сферы обслуживания возможно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Поэтому здесь очень большое значение имеют транспорт и дорожная сеть, обеспечивающая доставку населения к центрам обслуживания.

Внутренней миграции препятствуют неразвитость жилищного рынка и неравномерные цены на жилье в регионах. С этой точки зрения необходимо равномерное территориальное развитие регионов, что подразумевает проведение активной государственной региональной политики. Существенно также, что повышение вклада конкретного предприятия в рост валового регионального продукта и рост прибыли за счет перехода к новым технологиям, как правило, сокращает потребность в трудовых ресурсах; то же относится и к росту показателей прибыли предприятий в связи с повышением цен и тарифов на их продукцию и услуги, полностью или частично потребляемые на территории региона (в первую очередь бюджетополучателями). Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:

  • увеличивает (как минимум, сохраняет) доходы работающего населения;
  • создает (как минимум, не сокращает) дополнительные рабочие места;
  • увеличивает (как минимум, не уменьшает) доходную часть бюджета;
  • сокращает (как минимум, не увеличивает) потребность в бюджетном
  • финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных
  • объектов, благоустройства территории и т. п.;
  • снижает (как минимум не увеличивает) уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе и т. п.) и используемые
  • населением и всеми бюджетополучателями;
  • снижает (как минимум, не увеличивает) негативное воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в направлениях, наиболее значимых для данной территории;
  • улучшает (как минимум, не ухудшает) демографическую ситуацию (например, может снизить мотивации оттока населения).

Пользой для сбалансированного развития любой территории может считаться появление или функционирование только такого предприятия, объекта торговли и т. п., при котором не нарушено ни одно из этих требований; если же хотя бы одно из этих требований нарушается, необходимы очень серьезные аргументы для реализации предлагаемого проекта. Кроме того, российское село в гораздо большей степени, чем город, должно быть подвергнуто системным переменам. Необходим переход от затянувшегося периода выживания к периоду коренной реструктуризации и выборочного развития. Если такого перехода не будет, то российское село в своей массе деградирует и превратится в маргинальный сектор социальной и экономической жизни. В предыдущий период были объективные причины для крайне слабого использования потенциала развития села - огромного массива продуктивных земель, емкого внутреннего рынка продукции, относительно небольших размеров необходимых вложений и минимальных сроков их реализации и т. п. Использование этого потенциала в будущем станет возможным лишь при коренной переориентации самого сельского населения на работу в жестких условиях рыночной конкуренции, чему может способствовать начавшийся во всем мире рост цен на продовольственные товары. Для активизации этого процесса необходимы:

  • выборочный и мобильный протекционизм;
  • реализация беспрецедентной по масштабам программы строительства межпоселенческих дорог и сельских телекоммуникаций;
  • воссоздание стабильного пассажирского сообщения на внутрирегиональном уровне.

Альтернативой может стать прирост реальной безработицы в миллионы человек и формирование антирыночного, социально неблагополучного и дестабилизирующего экономику всей России сельского пояса. Бесспорными приоритетами государственной политики территориального развития должны стать разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства и обжитости северных территорий и арктической зоны России с учетом интересов коренных малочисленных народов, стратегии использования огромного потенциала крупнейших городов, современное и, главное, перспективное воздействие которых на региональную ситуацию оценивается более чем неоднозначно, а также стратегии государственного регулирования проблем во всех отношениях важнейших макрорегионов страны − Сибири и Дальнего Востока. Нельзя также не отметить важность проблемы учета мигрантов, поскольку управление миграционными потоками и формирование системы расселения мигрантов невозможны без налаженной должным образом системы их учета. Несмотря на достаточно жесткое административное регулирование миграции в советский период, проблема ее учета не была решена.

Отечественные переписи населения с этой точки зрения, в отличие от большинства стран, оказались недостаточно эффективными; с помощью переписей нельзя изучать важнейшие характеристики миграции - ее объем, направления и результаты (за исключением переписей 1897 г., 1926 г. и 1970 г.)33. Текущий учет миграции, официально признанный в начале 1930-х гг. и основанный на прописке (выписке) населения, никогда не был полным, в первую очередь, в сельской местности. Возможности анализа миграционных потоков ограничивались данными текущего учета в городских поселениях. Только в 1992 г., т. е. спустя почти 60 лет после введения текущего учета, были получены относительно полные данные о внутренней миграции в территориальном разрезе. В то же время требования к состоянию текущего учета возросли. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" внес существенные изменения в систему учета; затем в 1995 г. было принято постановление Правительства РФ № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". В результате с 1996 г. в России была введена регистрация населения "по месту проживания" и "по месту пребывания".

Первая группа перемещений включает мигрантов, изменивших постоянное (обычное) место жительства. Вторая группа включает перемещения, отнесенные действующими правилами регистрации априори к временным. Выделение в законе права на выбор "места пребывания" оценивается как изобретение российского законодателя, аналога которому нет в международных правовых актах. Наличие регистрации у людей, сменивших место пребывания и жительства, стало обязательным условием для легального проживания. Независимо от того, на каком основании мигрант переехал с одной территории на другую в пределах Российской Федерации, невыполнение правил и порядка регистрации или отсутствие документа о прохождении процедуры регистрации автоматически ставит его в положение "нелегала" и влечет наступление ответственности (штрафы, проблемы с трудоустройством, оформлением пособий, получением медицинской помощи, устройством детей в образовательные учреждения и т. п.) Регистрация "по месту пребывания" имеет низкую эффективность из-за меняющихся правил регистрации, а также негативного отношения значительной части мигрантов к самой процедуре регистрации как запретительной, нередко дорогостоящей и требующей времени.

Сложности с регистрацией возникают в первую очередь в силу организационных трудностей - большие очереди в паспортные столы и необходимость потратить много времени на регистрацию как самому мигранту, так и хозяевам жилых помещений, предоставляемых мигрантам для регистрации. Ряд условий, которые необходимо выполнить по действующим правилам для регистрации, являются по существу объективно непреодолимыми. В результате, не сумев использовать законные пути для легализации своего положения на территории Российской Федерации, многие мигранты пытаются использовать "обходные пути" - зачастую в виде платы должностным лицам за принятие положительного решения о регистрации. Существуют и незаконные организации, оформляющие документы по регистрации. Спрос на их услуги тем выше, чем жестче ее условия. Наличие сети учреждений такого рода, тем более разветвленной, перечеркивает смысл системы регистрации - учет и контроль миграционных потоков на территории Российской Федерации.

Учитывая все имеющиеся на сегодня проблемы в области регулирования вопросов миграции, необходимым видится принятие отдельного федерального закона "О миграции".

Он должен содержать цели и принципы государственной миграционной политики, определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение и исполнение миграционной политики, предусматривать меры по учету и контролю миграционных потоков. В данном законе должна быть закреплена правовая модель миграции, регулирующая с точки зрения внутренней миграции процессы, которые необходимо сделать массовыми, и обеспечивающая рациональное распределение населения по территории страны. Формирование государственной политики расселения требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

  • определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Сибирь, Дальний Восток), а также проведение политики рурбанизации;
  • разработка основных подходов к решению проблемы регулирования потоков внутренней миграции;
  • планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов;
  • решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы;
  • создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности;
  • разработка системы мер государственной поддержки граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

СТЕПЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
Проблемы здесь следующие: неравномерность расселения по территории РФ. Отток населения в города (урбанизация). Разрушение традиционного сельского уклада жизни. Неуправляемость процессов внутренней миграции. Ухудшение территориально-пространственной организации территорий. Усиление региональных диспропорций в развитии территорий. Уменьшение количества сельских населенных пунктов и поселков городского типа. Отсутствие регулирования расселения в соответствии с размещением производственных объектов (стихийность данных процессов).

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Проведение политики равномерного распределения миграционных потоков на территории РФ при помощи оказания государственной поддержки переселенцам.
  • Создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности.
  • Создание благоприятных условий жизнедеятельности для специалистов, приезжающих работать в сельскую местность. Создание условий, способствующих закреплению молодежи на селе.
  • Воссоздание системы распределения для студентов, обучающихся за счет бюджета, с обязательной отработкой нескольких лет по месту распределения.
  • Формирование внутреннего производственного рынка импорто-конкуренции.

вести управление миграцией в качестве функции (сферы ответственности) государства.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧЕТА МИГРАНТОВ
Здесь проблема заключается в недостаточной развитости системы учета внутренней миграции и ее контроля. Организационные и бюрократические трудности регистрации, краткий срок регистрации, меняющиеся правила регистрации. Концепт-идея управленческого решения проблемы для программы действий - упрощение процедуры регистрации, закрепление ее в федеральном законе.

НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАССЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ
Проблемы: деформация структуры расселения по территории России. Отток населения из периферийных районов РФ (приграничных территорий, районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока). "Центростремительные" тенденции (приток населения в Центральный ФО)

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибирь, Дальний Восток), а также политика рурбанизации.
  • Планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов.
  • Решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы.
  • Разработка системы мер государственной поддержки граждан РФ, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести обязанность государства создавать условия для участия физических лиц в программах переселения, осуществляемых собственниками предприятий, работодателями.

ДОЛЯ ОСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры).
Проблема - снижение допустимого уровня освоенности ряда территорий РФ.

Решение:

  • Сокращение дифференциациив уровне экономического развития различных регионов страны.
  • Сбалансированность территориального развития регионов.
  • Разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства стратегических регионов.
  • Стимулирование развития социальной и инженерной инфраструктуры, дорожной сети.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести ответственность государства за региональное развитие, т. е. за освоенность и обустроенность территории, планирование и управление расселением и размещением производительных сил, за своевременное и опережающее развитие государственно значимых инфраструктур энергетики, транспорта, информации и связи.

Согласно определению, внутренняя миграция - это переселение населения внутри страны из одного региона в другой. Как правило, этот поток вызван экономическими и социальными причинами. Внутреннее переселение является противоположностью внешнего, когда жители покидают свою страну и селятся за рубежом.

Общие тенденции

Урбанизация - это ключевой фактор внутренней миграции во всем мире. Масштаб последствий роста городов настолько велик, что некоторые исследователи называют данный процесс не иначе как «великое переселение народов XX столетия». В поисках лучшей доли стремительно покидают родные деревни. Этот процесс касается и России. О ее тенденциях речь пойдет ниже. Что касается большинства развитых стран, то в них урбанизация остановилась на отметке 80 %. То есть четверо из пятерых граждан Германии или США живут в городах.

В странах, где население незначительно или отличается неравномерной плотностью, внутренняя миграция принимает формы заселения новых районов. Человеческая история знает массу таких примеров. В Канаде, США, Бразилии и Китае население на первых порах было сконцентрировано в восточных областях. Когда ресурсы тех мест стали заканчиваться, люди закономерно отправились осваивать западные провинции.

История внутренней миграции в России

В каждую историческую эпоху внутренняя миграция в России обладала своими специфическими чертами, при этом всегда оставаясь устойчивым процессом. В IX-XII вв. славяне заселили бассейн Верхней Волги. Миграция была направлена на север и северо-восток. До второй половины XIX столетия она отличалась небольшими масштабами, так как ее сдерживало крепостное право в деревне.

Колонизация затронула европейский север, а также Урал, где переселение приняло «горнозаводской» характер. Из Нижнего Поволжья русские мигрировали на юг, в Новороссию и на Кавказ. Широкомасштабное хозяйственное освоение Сибири началось лишь в середине XIX века. В советское время восточное направление стало основным. В условиях плановой экономики люди направлялись в глухие районы, где предстояло строить новые города или дороги. В 1930-е гг. началась форсированная сталинская индустриализация. Вместе с коллективизацией она вытолкнула из деревни многие миллионы граждан СССР. Также внутренняя миграция населения была вызвана принудительными депортациями целых народов (немцев, чеченцев, ингушей и т. д.).

Современность

В современной России внутренняя миграция проявляется в нескольких тенденциях. В первую очередь она видна в разделении населения на сельское и городское. Это соотношение определяет степень урбанизации страны. Сегодня 73 % жителей России живет в городах, а 27 % - в селах. Точно такие же цифры были во время последней в Советском Союзе в 1989 году. При этом количество сел увеличилось более чем на 2 тысячи, но в два раза уменьшилось количество сельских поселений, в которых проживает хотя бы 6 тысяч человек. Подобная неутешительная статистика говорит о том, что к концу 90-х гг. внутренняя миграция привела к риску исчезновения более 20 % деревень. Сегодня показатели более обнадеживающие.

В России существует два типа городских пунктов - поселки городского типа и города. Как они определяются? Согласно критериям, населенный пункт признается городским, если доля жителей, занятых в сельском хозяйстве, не превышает 15 %. Есть и другой барьер. В городе должно быть как минимум 12 тысяч жителей. Если внутренняя миграция приводит к уменьшению населения и падению цифры ниже этой планки, статус поселения может быть изменен.

«Магниты» и окраины

Российское население распределено по огромной территории страны крайне неравномерно. Большая его часть сосредоточена в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах (26 %, 22 % и 16 % соответственно). В то же время крайне мало людей живет на Дальнем Востоке (всего лишь 4 %). Но какими бы перекошенными ни были цифры, внутренняя миграция - это постоянный непрекращающийся процесс. За последний год в перемещениях по стране приняли участие 1,7 млн человек. Это 1,2 % населения страны.

Главным «магнитом», куда ведут внутренние миграции Российской Федерации, является Москва и ее города-спутники. Прирост наблюдается и в Санкт-Петербурге с Ленинградской областью. Две столицы привлекательны в качестве центров трудоустройства. Почти все остальные регионы страны испытывают миграционную убыль (оттуда уезжает больше, чем туда же приезжает).

Динамика регионов

В наибольший отмечается в Татарстане, в Южном - в Краснодарском крае. На Урале положительные цифры наблюдаются только в Свердловской области. Туда едет население из сибирских и дальневосточных регионов, где повсеместно отмечается миграционная убыль. Этот процесс продолжается уже несколько десятилетий.

Внутренняя миграция - это основная причина убыли населения в который в обмене с другими регионами за 2000-2008 гг. потерял 244 тысячи жителей. Цифры не оставляют никаких сомнений. Например, в одном Алтайском крае за тот же период убыль составила 64 тысячи человек. И только два региона в этом округе отличаются небольшим миграционным приростом - это Томская и Новосибирская области.

Дальний Восток

Больше других жителей за последние годы потерял Дальний Восток. На это работает и внешняя, и внутренняя миграция. Но именно переезды граждан в другие регионы родной страны привели к убыли 187 тысяч человек за последние десять лет. Больше всего людей уезжает из Якутии, с Чукотки и из Магаданской области.

Статистика Дальнего Востока в определенном смысле логична. Этот регион находится на противоположном конце страны от столицы. Многие его жители уезжают именно в Москву, чтобы реализовать себя и забыть об изоляции. Живя на Дальнем Востоке, люди тратят гигантские деньги на периодические поездки или полеты на Запад. Иногда билеты в оба конца могут стоить всю зарплату. Все это приводит к тому, что увеличивается и ширится внутренняя миграция. Странам с огромной территорией как воздух необходима доступная транспортная инфраструктура. Ее создание и своевременная модернизация - важнейший вызов для современной России.

Влияние экономики и климата

Первоочередными факторами, определяющими характер внутренней миграции, являются экономические факторы. Российский перекос возник из-за неравномерного уровня социально-экономического развития регионов страны. В результате произошла дифференциация территорий по качеству и уровню жизни. В отдаленных и приграничных областях они слишком низки по сравнению со столицами, а значит, малопривлекательны для населения.

Для обширной территории России характерен и природно-климатический фактор. Если условная Бельгия однородна по своим температурным показателям, то в случае РФ все гораздо сложнее. Более подходящий для жизни и привлекательный климат тянет людей на юг и в центр страны. Многие северные города возникли в советскую эпоху благодаря системе разнарядок и всевозможных ударных строек. В условиях свободного рынка люди, рожденные в этих регионах, стремятся покинуть их.

Социальные и военные факторы

Третья группа факторов - это социальные, которые выражаются в исторических и родственных связях. Они являются распространенной причиной т. н. «возвратной миграции». Жители восточных и северных регионов, уезжая в Москву, часто возвращаются обратно домой, т. к. там у них осталась семья, родственники и друзья.

Еще одна группа факторов - военная угроза. Вооруженные конфликты заставляют людей покидать насиженные места и обосновываться в безопасных регионах, подальше от очага кровопролития. В России подобный фактор имел серьезное значение в 1990-е гг., когда на Северном Кавказе, и в первую очередь в Чечне, на протяжении нескольких лет продолжалась ожесточенная война.

Перспективы

Развитию внутренней миграции мешают неравномерные цены на жилье и слабая развитость жилищного рынка в регионах. Для решения этой проблемы необходима государственная поддержка и финансирование проблемных областей, республик и краев. Регионы нуждаются в увеличении доходов работающего населения, дополнительных рабочих местах, увеличении доходной части бюджета, сокращении потребности в бюджетом финансировании.

Благоприятными будут и другие меры. Оживлению внутренней миграции способствует снижение негативного влияния промышленности на окружающую среду, а также улучшение демографической обстановки.

Передвижение людей из одного региона страны в другой с целью или намерением поиска нового места проживания. Такая миграция может быть временной или постоянной. Внутренние мигранты перемещаются, но остаются в пределах территории страны своего происхождения (напр., миграция из сельской местности в города). см. также беженцы де факто, перемещенные внутри страны лица, международная миграция, мигранты из сельской местности в сельскую местность, мигранты из сельской местности в города, мигранты из городов в сельскую местность, мигранты из городов в города

Отличное определение

Неполное определение ↓

Внутренняя миграция

территориальные перемещения людей и могут совершаться как внутри одной страны, так и между странами. Поэтому различают межгосударственную и внутригосударственную миграцию. Первую принято называть внешней (международной), а вторую - внутренней. Ту и другую можно назвать типами миграции, поскольку они отличаются тем, что вносят наиболее существенные изменения в статус мигранта. Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы. Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Внутренние миграции, не затрагивая численности населения страны в целом, влияют на его территориальное распределение. Они означают изменение географического размещения той же совокупности в отличие от внешней миграции, которая увеличивает одну совокупность за счет другой. Внутренняя миграция имеет два разреза: межтерриториальный и межпоселенный. В том и в другом случае миграция представляет лишь различный "срез" одного и того же явления смены населением постоянного места жительства. Переезжая из одного района в другой население одновременно меняет старый населенный пункт на новый. Переезд из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения. Внутренние, как и внешние, миграции бывают добровольными, вынужденными и принудительными. В настоящее время абсолютно преобладают добровольные переселения, хотя наиболее болезненными для страны являются вынужденные миграции (беженцы, перемещенные лица и т.д.).

Из года в год население страны пополняется или убывает за счет миграционных процессов. Миграция осуществляется по разным причинам, среди которых главенствующую роль занимает экономическая нестабильность. Миграционные процессы можно классифицировать по-разному, т.к. это зависит от их формы, причин и размера.

Понятие миграции. Виды миграций

Миграцией населения называют смену места жительства, переезд из одного города в другой, за границу. В можно включить и переезд внутри самого села/города, однако это уже узкое определение, которое менее используется.

Миграция как демографический процесс сильно влияет на жизнь государства. Миграционным процессам придается главенствующая роль в формировании количества населения страны. Экономика также находится под влиянием переездов населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и негативным.

Отсюда возникают проблемы миграции, с которыми любое государство пытается бороться. Если это поток иммигрантов, то правительство регулирует заработные платы и количество рабочих мест, финансовую помощь. Если это отток населения из страны, проводятся попытки привлечения специалистов из других стран, ориентируется на стимулирование естественного прироста населения.

Особенности внешней и внутренней миграции в России

Введение

1. Понятие миграции

2. Особенности миграции в России

3. Внутренняя миграция

4. Внешние миграционные процессы

Заключение

Список литературы


Введение

Тема данной работы «Особенности внешней и внутренней миграции в России».

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Внутренняя миграция - переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны. Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся в дальнейшем.

Внешняя - миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.

Население России пугают проблемы, возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не может обустроить всех “своих” иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможности создать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем не менее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.

В первой части работы рассмотрено понятие миграции, а также ее виды, а именно внешняя миграция и внутренняя миграция.

В основной части работы описана миграционная ситуация в России. Приведены данные о сегодняшнем дне и сравнение с информацией предыдущих лет.

В заключение работы описаны виды миграции: внутренняя миграция в России и внешняя миграция России.

Для написания работы использованы статистические данные с электронного режима доступа: Интернет.

1. Понятие миграции

внутренняя внешняя миграция россия

Миграции (от латинского «migratio») - перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций - экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

1.Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах - преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

2.Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» - вселяюсь) - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

2. Особенности миграции в России

«Россия вышла на третье место в мирепо уровню миграции. Основной нацией в России являются русские - более 115 млн. человек, или 79 %от общей численности. Однако, за последние50 лет русских в России стало меньше на 5 миллионов.

Легальная иммиграция в Россию,за последние годы, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжает примерно 300 тыс. человек. Основной людской поток - это 2/3 - идет из Средней Азии (большая часть из Казахстана). Каждый пятый приезжий -с Украины.

По оценкам МВД, в России расквартирована нелегальная трудовая армия численностью свыше 5 млн. человек. На Дальнем Востоке количество приезжих китайцев на российской территории составляет от 2–2,5 до 5–10 млн. человек. Приезжие находят заработок не тольков Приморье,но и в крупных промышленных городах.

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговыепути - кровеносная система страны - намертво схвачены нерезидентами.

Сегодня в институтах, школах, детских садах учатся и играют дети иных национальностей, нежели 10 и тем более30 лет назад. Только в Москвеза последние15 лет корейцев стало больше в 2 с лишним раза, армян, грузин и арабов -в 3 раза, азербайджанцев и молдаван -в 5 раз,ингушей -в 6,чеченцев -в 7,таджиков -в 12. Самые активные в столице - это вьетнамцы и китайцы, их численность выросла в 14 и 35 раз соответственно. А вот прибалтов, поляков, белорусов, чехов, евреев в Москве стало значительно меньше.

По официальной статистике МВД, ежегодно 35 тысяч преступлений на территории России совершают нелегальные мигранты.

Мигранты не стремятся слиться с местным населением, они образуют в городах подобие гетто (за последние10 лет между гражданами РФ и китайцами было заключено всего 30 браков, детей в смешанных семьях также немного).

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и присоединенияк исторической родине.

В прошлом году приезжие компенсировали всего 10 % естественной убыли населения, по этому мнение о том,что миграция спасет Россию -не верно.

Вероятнее всего, при сохранении этой ситуации в России количество коренных жителей России по-прежнему будет уменьшаться, а браковс приезжими, будет немного. Через 20-30 лет население России может стремительно сократиться: каждый третий окажется пожилым человеком, тогда придётся нанимать иностранных рабочих, которые могут растворить, а потоми смыть традиции, культуру, историю и весь русский народ .

Внутренняя миграция

Внутренние миграционные процессы были достаточно интенсивными в дореволюционный период. Их пик пришелся на столыпинский период освоения Сибири: тогда в Сибирь переселилось около 3 млн. чел., в том числе примерно половина с территории нынешней Российской Федерации.

В советский период существовал весьма строгий административный контроль за передвижениями граждан. Значительные потоки внутренней миграции были связаны, прежде всего, с насильственным перемещением отдельных групп населения в годы коллективизации и сталинских репрессий, и с эвакуацией и реэвакуацией во время Великой Отечественной войны.

И, тем не менее, основные потоки внутренней миграции определялись процессами урбанизации, индустриализации и хозяйственного освоения территорий, богатых полезными ископаемыми. Они связаны, прежде всего, с освоением Крайнего Севера и Сибири, строительством БАМа и т.п. Экономические стимулы порождали интенсивную миграцию в зоны освоения, а тяжелые условия жизни – почти столь же интенсивный обратный поток. Предложения о хозяйственном освоении этих территорий вахтовым методом, т.е. без постоянного заселения, так и не были приняты, хотя низкая эффективность миграции (плохая приживаемость новоселов) и высокий уровень смертности в зонах освоения доказывали обоснованность таких предложений.

Данные переписей 1979 и 1989 свидетельствуют о том, что более половины жителей России (54% и 51%) хотя бы один раз в жизни меняли место постоянного жительства. Можно согласиться с мнением отечественного демографа А.Волкова, что высокая миграционная подвижность в условиях России была в значительной степени результатом социальных экспериментов, репрессий и общего социального дискомфорта.

В последние годы в России произошла смена основного направления миграционных потоков – начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, до этого многие десятилетия притягивавших переселенцев из других частей России и республик бывшего СССР. Наиболее значительные миграционные потери эти территории понесли в 1992, когда в связи с распадом СССР их покинули многие работавшие здесь выходцы из Украины и Белоруссии. Всего с 1992 по 1999 районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности потеряли за счет миграционного оттока почти 7% населения. В целом население сократилось в 66 субъектах Российской Федерации из 89. Наибольшая убыль – в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, к примеру, на Чукотке население сократилось втрое по сравнению с 1989, в Магаданской области – вдвое.