Домой / «Первичка / Выборы президента по мажоритарной системе. Мажоритарная избирательная система. Особенности и недостатки

Выборы президента по мажоритарной системе. Мажоритарная избирательная система. Особенности и недостатки

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • часта нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система - это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

Назва­ние этой системы происходит от французского слова majorite (боль­шинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что по­бедившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинст­во голосов избирателей. Законодательство конкретного государ­ства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответ­ствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинст­ва, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства . 3

Мажоритарные избирательные системы действуют преиму­щественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возмож­но их применение и в многомандатных (полиноминальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная система квалифицированного большинст­ва

При мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3, 3/5, 65% и т.д.). Так, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 г. было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На деле получить такое большинство очень трудно, поскольку голоса разбиваются между разными кандида­тами. Поэтому в Италии в первом туре избирали в лучшем случае семь сенаторов из 315, иногда одного, а то и никого.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. 4

Мажоритарная система относительного большинства

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А-11%; Б-23%; В-34%; Г-32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некото­рых стран устанавливают минимальное число го­лосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кан­дидат считается избранным, если он набрал в своем округе боль­шее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в це­лом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Про­иллюстрируем это следующим примером:

в пяти избирательных округах с равной численностью изби­рателей в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей распределились между ними следую­щим образом:

Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе избирательных округов, получит и большее чис­ло мандатов. В нашем примере партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,- 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей бу­дет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.

Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК на выборах в Народную палату за весь пе­риод независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство мест, набирая око­ло 1/4 голосов всего избирательного корпуса.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажо­ритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нуж­но так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а макси­мальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, поста­рается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максималь­ное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспе­чивая тем самым победу себе в других округах. Формально ра­венство округов не нарушается, а фактически заранее предопре­деляются результаты выборов. Предоставив возмож­ность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэн-деринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который использовал нарезку округов в интересах своей партии, и анг­лийского слова, переводимого, в частности, как «мастерить») 5

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количест­вом избирателей, чем в городах. В результате, при равном коли­честве избирателей, проживающих в городской и сельской мест­ности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов.

Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно широкое распространение в развивающихся стра­нах, в некоторых из них (Индия, Египет и др.) приобрела своеоб­разные формы, фактически лишив граждан в определенных слу­чаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной систе­мы относительного большинства является то, что голосование про­водится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше). Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является мажоритарная система абсолютного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсо­лютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после пер­вого), где вновь применяется то же требование абсолютного боль­шинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного боль­шинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрирован­ные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравне­нию с другими кандидатами.

По мажоритарной системе абсолютного большинства избира­лись все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голо­сов избирателей, все остальные президентские выборы проводи­лись в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы Президента Узбекистана. При выборах в Национальное собрание Франции нередкой бы­ла ситуация, когда в результате действий нескольких политиче­ских партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Та­кую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Кон­ституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.

Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддержи­вают объединившиеся правые партии, что существенно повыша­ет его шансы на победу.

При избрании Президента Узбекистана повторное голосование проводится не ранее чем через 15 дней со дня первого голосования, но в пределах одного месяца. 6 Если ко дню повторного голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Узбекистана, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение вы­боров на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдви­нутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и неза­висимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как предста­вителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума

Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единствен­ного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорцио­нальной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, со­держащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собрав­шие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответству­ет числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определя­ется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разно­видностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный;

дат. cumulo - складываю) избиратель имеет не один, а несколько голо­сов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать канди­дату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос - кандидату под № 4). Избиратель может также, если это разрешает закон, приме­нить панашаж (или панаширование; от фр. panachage - смешивание, пестрота): проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. О панашаже подробнее говорится ниже, поскольку он обычно разрешается очень редко и при пропорциональ­ной избирательной системе. Если используется система кумулятивно­го вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу отно­сительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутат­ских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: изби­ратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии. 7

Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределе­ние депутатских мандатов предоставляет пропорциональная из­бирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.

Мажоритарная избирательная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом. Выделяются две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства (действует в Великобритании, хотя в настоящее время не на всех выборах, а также в США, Канаде, Индии и других странах) избранным признается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но не обязательно больше половины. В этих условиях если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. В истории такие примеры были, хотя и тогда, в конце XVIII - первой трети XIX в., кандидаты от так называемых гнилых местечек старались, как правило, заручиться поддержкой одного-двух или даже большего числа избирателей. Как известно, в Англии города, пришедшие в упадок из-за перемещения экономических центров страны в результате промышленной революции и индустриализации, продолжали пользоваться старыми привилегиями, посылая депутатов в Палату общин Парламента. Эти города получили прозвище «гнилые местечки». Количество избирателей, принимая во внимание высокий имущественный ценз, необходимый для обладания активным и пассивным избирательным правом, в «гнилых местечках» сокращалось до крайне малого числа. Фактически депутаты назначались крупными землевладельцами, сохранявшими с феодальных времен права на населенные пункты, ставшие «гнилыми местечками». К 1832 г. из 203 городов, от которых направлялись депутаты в Парламент, 115 могли быть отнесены к «гнилым местечкам». В результате парламентской реформы права городов, ставших «гнилыми местечками», по избранию депутатов были законодательно упразднены. Однако эта цель реформы 1832 г. не была достигнута в полной мере, поскольку некоторые «гнилые местечки» сохранились вплоть до следующей парламентской реформы 1867 г.

Мажоритарная система абсолютного большинства (действует во Франции и некоторых других странах, до 1993 г. применялась в России) предусматривает, что победитель на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум). Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования. В ряде стран в этом случае проводятся повторные выборы. Например, в соответствии с Законом СССР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет СССР» (ст. 59) и Законом РСФСР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет РСФСР» (ст. 56) предусматривались именно повторные выборы (а не второй тур голосования) со всей процедурой выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и т. п. в случае, «если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран». Аналогичные правила устанавливались и другими законодательными актами о выборах в

Советы всех уровней. Данная система срабатывала в нашей стране вплоть до конца 1980-х гг., пока в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат и его избрание было, фактически, предрешено. Единственным уровнем, где еще до второй половины 1980-х гг. не все кандидаты получали необходимое количество голосов, чтобы стать депутатами, был уровень сельских Советов, да и там это явление не носило массового характера. Несомненно, для выборов на альтернативной основе, в которых принимает участие довольно большое число кандидатов с самыми разнообразными программами, такая система не подходит, поскольку во многих (если не во всех) округах придется организовывать выборы неограниченное количество раз. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР показали, что в условиях свободной предвыборной агитации и большого числа кандидатов добиться получения абсолютного большинства голосов одним из них и при голосовании во второй, третий, четвертый раз можно далеко не во всех избирательных округах.

В ряде стран с этой проблемой знакомы уже давно. Поэтому с целью не допустить повторных выборов, следовательно, и дополнительных расходов во многих государствах предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов. В некоторых странах второй тур может проводиться в виде повторных выборов. Но это именно второй тур голосования, а не повторные выборы, так как никакого выдвижения и регистрации кандидатов заново не производится, конкурируют только те кандидаты (и то обычно не все), которые уже баллотировались в первом туре. Такая процедура может иметь несколько разновидностей. В частности, к перебаллотировке допускаются только такие кандидаты, которые в первом туре набрали более некоего установленного минимального уровня голосов. Например, во Франции ко второму туру допускаются лишь кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов в первом туре. В этом случае избранным признается кандидат, получивший относительное большинство голосов.

Наиболее оптимальным является использование мажоритарной системы абсолютного большинства при выборах президента или иного единоличного государственного органа, органа местного самоуправления. На практике указанная система в ряде стран действительно применяется для определения результатов президентских выборов. Как бы то ни было, мажоритарная система абсолютного большинства при выборах депутатов парламента или иного коллегиального органа представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, требующую достаточно крупных финансовых затрат. В этом плане мажоритарная система относительного большинства обходится дешевле; при ее использовании проще определить победителя. Однако в тех странах, где выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, на выборах могут победить и часто побеждают кандидаты, которых поддерживает не большинство, а гораздо менее половины избирателей. Получается, что верх одерживает воля меньшинства, а воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Впрочем, даже использование мажоритарной системы абсолютного большинства не может гарантировать того, что не «пропадает» значительная часть голосов избирателей, поскольку кандидаты, за которых меньшинство подало свои голоса, не считаются избранными. При этом меньшинство в целом по стране может исчисляться сотнями тысяч, миллионами и десятками миллионов. Например, партия А, партия Б и партия В конкурируют на выборах в трех избирательных округах по 20 тыс.

Избирателей каждый. Предположим, кандидат от партии А на выборах в первом избирательном округе получил 18 тыс. голосов, в то время как кандидат от партии Б получил на выборах 200 голосов, а кандидат от партии В - 1,8 тыс. голосов. В другом избирательном округе кандидат от партии А получил 1,8 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 10,2 тыс. голосов, кандидат от партии В - 4 тыс. голосов. В третьем избирательном округе за кандидата партии А было отдано 4 тыс. голосов, за кандидата партии Б - 10,2 тыс. голосов, за кандидата партии В - 5,8 тыс. голосов. В нашем примере партия А, собравшая 23,8 тыс. голосов, получит только одно место в представительном органе, партия Б, за кандидата которой проголосовало 20,6 тыс. избирателей, получит 4 депутатских мандата, а партия В, за кандидата которой было отдано 11,6 тыс. голосов, вообще не будет представлена в выборном органе.

В условиях мажоритарной системы относительного большинства воля избирателей может быть искажена в еще большей степени. Так, предположим, в тех же избирательных округах конкурируют три партии. В первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 100 голосов, кандидат от партии В - 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат партии А - 3,3 тыс. голосов, партии Б - 3,4 тыс. голосов, партии В - 3,3 тыс. голосов. В третьем избирательном округе кандидат партии А получил 3,4 тыс. голосов, кандидат партии Б - 3,5 тыс. голосов, кандидат партии В - 3,1 тыс. голосов. В результате этого партия А, набравшая 16,2 тыс. голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовало 7 тыс. избирателей, получит два места в представительном органе, а партия В, за кандидата которой подано 6,8 тыс. голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.

Стоит отметить, что представленные в этих примерах ситуации существуют в реальной жизни. Примеров тому немало. Во Франции (мажоритарная система абсолютного большинства) в результате выборов 1993 г. в Национальное собрание правоцентристская партийная коалиция набрала в целом по стране 39% голосов, но получила в указанной палате парламента 80% депутатских мест. В том же 1993 г. в Канаде (мажоритарная система относительного большинства) проводились общенациональные выборы в Палату Общин, в ходе которых за кандидатов Либеральной партии было подано 41,6% голосов, но она получила свыше 60% депутатских мандатов (178 из 295); кандидаты Прогрессивноконсервативной партии собрали 16% голосов, однако им досталось лишь 0,7% мест в указанной палате (два депутатских мандата), тогда как кандидаты Реформистской партии, добившись поддержки у 18% избирателей, заняли 16% депутатских мест (46 мандатов). Из вышесказанного следует, что при такой системе очень важное значение приобретает нарезка избирательных округов.

В странах с мажоритарной системой в основном создаются одномандатные (униноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат. Иногда могут образовываться и многомандатные (плюриноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. В частности, в Советском Союзе на выборах народных депутатов СССР в 1989 г. наряду с одномандатными были сформированы и многомандатные избирательные округа. Во Вьетнаме на выборах в Национальное Собрание с 1992 г. создавались многомандатные избирательные округа при сохранении мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Есть примеры образования многомандатных избирательных округов в условиях мажоритарной избирательной системы для избрания членов представительных органов местного самоуправления в некоторых российских регионах. Так, г. Переславль-Залесский Ярославской области был объявлен одним многомандатным округом, в котором избиратели должны голосовать «за число кандидатов, равное количеству депутатских мест» в городском органе местного самоуправления, а результаты выборов определялись по мажоритарной системе относительного большинства. В Москве на выборах советников районных собраний в 1997 г. также были образованы многомандатные избирательные округа, совпадающие по своим границам с границами районов, для голосования по мажоритарной избирательной системе. После принятия Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» могут измениться и правила, регулирующие выборы депутатов районных собраний. Многомандатные избирательные округа создаются и на парламентских выборах в ряде штатов США. Например, в штате Иллинойс до 1980 г. образование многомандатных избирательных округов фактически связывалось с предоставлением нескольких голосов (по количеству мандатов в каждом округе) каждому избирателю, имевшему право их аккумулировать по своему усмотрению. Так, до указанного срока избиратель в штате Иллинойс в трехмандатном избирательном округе мог действовать по своему усмотрению: он мог отдать каждый из своих трех голосов трем различным кандидатам, а мог одному кандидату отдать один голос, второму - два или все три голоса отдать одному кандидату.

Мировой практике известна также мажоритарная система квалифицированного большинства. Данная система предусматривает, что для победы на выборах кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов избирателей, превышающее абсолютное. Надо отметить, что эта система применяется довольно редко. Например, в настоящее время в Чили при выборах в Палату Депутатов Национального Конгресса кандидату для победы требуется получить поддержку 2/3 избирателей. Ранее такая избирательная система использовалась при формировании Сената Республики, когда победителем считался кандидат, за которого отдали голоса 65% избирателей. Законодатель обычно предусматривает процедуру, позволяющую все же закончить формирование коллегиального органа в случае, если не все места будут заняты. Ведь даже абсолютное большинство голосов избирателей порой бывает получить довольно трудно, о чем уже говорилось выше. Так, в Италии (в прежние годы) голоса избирателей, отданные за кандидатов в сенаторы в округах, где победитель не определился, пересчитывались, и мандаты распределялись по правилам пропорциональной системы. Однако это было возможно лишь постольку, поскольку каждый кандидат выдвигался политической партией. ....

Получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства .

    1. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции , а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции , России , Украине , Финляндии , Польше , Чехии , Литве).
    2. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании , Японии , США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Госдумы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах . В англоязычных странах название этой системы - система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post) . К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков . Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума . Если количество голосов меньше числа мандатов - блоковая система ограниченного вотума . В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата - система одного (или единственного) непередаваемого голоса .
    3. При системе квалифицированного большинства будущему победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

    Преимущества

    • Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
    • Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.
    • Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.
    • Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.

    Недостатки

    • Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.
      • В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
    • Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
    • Мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к

    Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, Франция, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, при которой избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

    Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и во много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

    В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Ранее в нашей стране это наблюдалось на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

    Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

    Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

    Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.1 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

    Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

    Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

    Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

    При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

    Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

    • 1) абсолютного большинства поданных голосов;
    • 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”.

    Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!