Домой / Проверяем документы на квартиру / Этапы формирования государств. Основные направления развития правового социльного государства

Этапы формирования государств. Основные направления развития правового социльного государства

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.
Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.
Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной
к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...>
А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь
в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>
Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.
(Ж. Боден)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство
в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

Условия возникновения первых цивилизаций

ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В эпоху неолита впервые явно начинает себя проявлять неравномерность развития различных территорий планеты. Страны и регионы, находящиеся в более благоприятных климатических или сырьевых условиях, располагавшиеся в контактных зонах с другими племенами и культурами, резко опережают своих соседей, не обладавших подобными преимуществами. Именно здесь ранее всего складываются предпосылки возникновения первых цивилизаций:

– благоприятная экологическая среда: долины великих рек, расположенных в мягком, теплом климате, регулярные разливы рек, плодородные почвы;

– демографический оптимум: увеличение плотности населения;

– оседлость, определение территорий;

необходимый уровень производств, который ведет к возрастанию избыточного продукта;

– потребности в новых формах организации общества, разделение труда;

– развитие знаний о природе;

– усложнение духовного мира людей (культы, религия и т. д.).

Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непо­средственно из первобытности. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует зна­чительный момент первобытных верований, традиций и форм обще­ственного взаимодействия. Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тыс. до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте и между реками Тигри Ефрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тыс.до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации – западный. Таким образом, уже в древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный.

Протогосударство. Первоначально его представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку – резиденция вождя и его окружения. Функции вождя: административная (порядок), хозяйственная, защита, расширение владений за счет военной силы. На базе объединения нескольких протогосударств создается сложное составное протогосударство, которым руководит определенный штат администраторов, жрецов, имеющих свой штат обслуживания (слуг, рабов, ремесленников). Расширяется круг профессиональных воинов, выполняющих роль защитников, захватчиков и полицейских. Более четко в коллективе выделяются различные прослойки по профессиональному признаку: металлурги, гончары и прочие ремесленники, торговцы, жрецы. Вождь одновременно выступает первосвященником (цель – укрепление авторитета). Постепенно власть становится пожизненным правом, а выборы вождя – все более редким явлением. Власть становится наследственной. В роду вождя выделяется одна главная линия: от отца к сыну. Боковые линии уходят на второй план.



На этом этапе начинают складываться особенности европейской и восточной цивилизации: в основе – развитие частной собственности. Власть рождает понятие собственности. Собственность становится функцией владения и власти. Власть и собственность не разделимы. На Востоке характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Чем выше должность, тем больше избыточного продукта присваивается. Остается коллективная собственность на землю (поля, реки…). Никто не может ни продать, ни купить землю, она принадлежит государству. Доходы от ее эксплуатации – разные, в зависимости от положения в обществе и объема власти индивида. Тогда же складывается система «рента – налог». Рента шла на содержание правителя, налог – на содержание административного аппарата и войска. Как следствие в обществе начинает развиваться система заискивания и угодничества перед властью.

На Западе (Греция, Рим) в античной структуре главное место заняла частная собственность. Ее владельцы менее зависимы от общества и рано чувствуют свою индивидуальность, независимость, самоуважение. Для защиты частной собственности от неимущих быстро разрабатываются системы законов. Собственники принимают участие в управлении государством (право гражданства). Меняется морально-психологический климат общества, система воспитания детей (детям развивают способности и таланты; семья старается дать им знания, которые принесут доход).

Раннее государство . На этой стадии развития клановые связи теряют всеобщность, становятся признаком избранности (аристократизма). Слой родовой аристократии становится обширным. Ее представители борются за влияние на верховную власть (цель – занять высокое положение). Опасаясь заговоров, правители начинают приближать к себе людей из низов общества с целью создания слоя лично преданных людей. Формируется второй слой: аристократии – служивой. Кроме того, в обществе идет расслоение на верхи и низы (верхи – все лица, относящиеся к управлению, низы – производители).

Это более крупное и сложное образование, которое создается за счет многочисленных завоеваний. С ростом территории расширяется и система управления. Должности выстраиваются в иерархической последовательности (главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители, управители дворцовых и храмовых служб и т. д.). Признаком раннего государства является процесс урбанизации: монументальноегородскоестроительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов и т. д. Необходимость усиления авторитета верховного правителя ведет к процессу его обожествления.

На последней стадии начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Правитель, нуждаясь в поддержке верхов, вынужден постоянно одаривать их подарками. Раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну, следовательно, неизбежны войны, которые приносят материальные блага и подарки (сначала – рабов, домашних животных, затем, недвижимое имущество – землю). Земля, подаренная кому-либо, рассматривалась как частная собственность и, следовательно, могла передаваться по наследству. В результате происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться ими. С развитием производительных сил излишки растут. Они становятся товаром. Возникают товарные рынки и, как следствие, деньги – всеобщий эквивалент. Это делает возможным переход к следующей стадии.

Развитое государство. Для данного этапа развития государства характерно два основных признака: а) дальнейшее развитие и распространениечастной собственности; б) появление элемента принуждения по отношению к соплеменникам. Сначала разлагается земледельческая община, в которой выделяется хозяйство малых семей. Передел земли в общинах происходит все реже и затем прекращается вообще.

Но на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление власти. Система управления принимает законы, сдерживающие развитие частной собственности (законы Хаммурапи). Так государство пыталось остановить частного собственника. Собственники копили капитал, при определенной сумме которого пытались купить должность в аппарате, приобретая легальную защиту. Следовательно, на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей независимо от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в очень сложной ситуации. Например, в Иудее в VIII в. до н. э. было много ростовщиков, в кабалу к которым попало большое количество людей. Страна ослабла и в VII в. до н. э. была завоевана Египтом, а в VI в. – Вавилонским царством. В Киевской Руси в конце XI в. появляется вотчина, ослабляется власть, и, как следствие, распад государства и завоевание монголо-татарами.

Принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам. Когда начинается подчинение своих общинников, это порождает рост недовольных. Отсюда неизбежно появление системы наказания, принуждения, регламента.

Таким образом, все три этапа формирования государств закономерны и были пройдены всеми цивилизациями только в разное время.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные факторы, необходимые для образования государств.

2. Какие цивилизации называются первичными и что для них характерно?

3. Какие типы цивилизаций существовали в древности?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления первых государств.

5. В чем состоит кардинальное различие государств на Востоке и на Западе?

«…я вижу близкую гибель того государства,

где закон не имеет силы и находится под

чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка

над правителями, а они его рабы, я усматриваю

спасение государства и все блага какие

только могут даровать государствам боги…».

Платон «Законы».

Статья 1 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Статья 7 Конституции добавляет: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, мы живем в стране, которая по Конституции является правовым социальным государством. При этом все признают, что таковым государством Российская Федерация не является. Статьи 1 и 7 Конституции РФ носят всего лишь декларативный характер. Они указывают направление развития государственности в России.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель - построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого - означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России - установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура - большая сила. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура - то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована».

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права".

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство". (Но далеко не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию".

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым

в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни,

в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией»,

когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.

Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье

мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него

материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной
к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...>
А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь
в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно «политически» обусловлено,

то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. [...]

Можно заниматься политикой, т. е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые

по общему правилу

занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. [...]

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого»

Прошу, помогите!

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...> А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.