Домой / Проверяем документы на квартиру / Как найти вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции в современном русском языке

Как найти вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции в современном русском языке

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

1. Понятие о вводных конструкциях.

2. Семантика вводных слов.

3. Структурные особенности предложений с вводными конструкциями.

4. Вставные конструкции.

Вводные и вставные конструкции относятся к структурам, осложняющим предложение. Их значение имеет добавочный характер относительно основной части высказывания, для них характерно отсутствие грамматической связи с другими членами предложения. Их так и называют «слова, грамматически не связанные с предложением». Однако в последнее время стали говорить о наличии лексических и грамматических средств связи, благодаря которым вводные и вставные конструкции взаимодействуют с основной частью высказывания.

Вводные и вставные конструкции различаются прежде всего по функции и семантике.

Вводные конструкции служат в предложении как средство выражения субъективной модальности. Они несут оценку говорящего, характеристику высказывания или служат для привлечения внимания собеседника к высказыванию. Например: Разумеется, вы не правы . (Оценка с точки зрения достоверности). К моему величайшему изумлению, вы оказались не правы. (Эмоциональная оценка говорящего). Видите ли, вы не правы . (Привлечение внимания собеседника).

Вводные конструкции могут быть выражены средствами морфологии – модальными словами и синтаксиса – словосочетаниями и предложениями. Выражения «вводное слово» и «модальное слово» не являются тождественными. Вводные слова являются единицами синтаксического уровня, а модальные – морфологического. Точно так же не являются тождественными термины «дополнение» и «существительное».

Вводные предложения по форме соотносятся с предикативными единицами, но функционально – с вводными словами. Сравните: По-моему, вы не правы. Я полагаю, вы не правы. Иногда в составе вводных предложений могут быть союзы, но они лишены своей связующей роли. Например: Он не прав и, что еще хуже, не признает этого. Как хочешь, ты не прав.

По семантике вводные конструкции выражают различные оттенки значений. Рассмотрим наиболее типичные:



Наименование разряда Примеры
1. Модальная оценка (достоверность /вероятность сообщений): возможно, точно, конечно, разумеется, может быть, должно быть, однозначно, надеюсь, по-видимому, безусловно Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему невмочь. Так, видно, небом суждено.
2. Эмоциональная оценка: к счастью, на беду, страшное дело, нечего сказать, не дай бог Боюсь: брусничная вода мне не наделала б вреда. В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный)
3. Указание на обычность сообщаемого: бывает, случается, как водится, как обычно, по обыкновению . Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут.
4. Источник сообщения: по слухам, по-моему, по-твоему, известно, как помнится, как говорится, на мой взгляд, с точки зрения, по сообщению, говорят На мой взгляд, в этом рассказе автору не удалось сказать ничего нового.
5. Указание на связи и отношения между частями предложения или более широкого контекста: следовательно, значит, во-первых, наконец, кстати, как было сказано, наоборот, например, итак Мария Гавриловна воспитывалась на французских романах и, следовательно, была влюблена.
6. Указание на способы выражения мыслей: иначе говоря, так сказать, в свою очередь, заметим, другими словами Вам следовало бы покинуть Нижний и два-три года, так сказать, потереться около литературы.
7. Слова, используемые для привлечения внимания собеседника: вообразите, представьте, помнишь, видишь ли, простите, прошу, пожалуйста, понимаете. Вообрази, я здесь одна…

По структуре вводные конструкции могут относиться или к предложению в целом, или к его частям. Это зависит от намерения говорящего. Если оценка относится ко всему высказыванию, то вводные конструкции стоят или в начале, или в конце предложения. Если к отдельной части – то в середине предложения. А кстати, Ларина проста и очень милая старушка. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее, слава Богу, того, по ком она вздыхать

Вводные конструкции не одинаковы по степени предикативности. В большей мере предикативны вводные предложения. Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья. Затем на шкале предикативности следует располагать вводные слова, выраженные спрягаемыми формами глагола: Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден . Иногда бывает трудно разграничить, вводное слово это или предложение: Вы, надеюсь , осознали свою неправоту. Вы, я надеюсь , осознали свою неправоту. В меньшей степени предикативные остальные вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, попутные замечания. Они резко разрывают цепочку связей в предложении. Сравните: Я вас люблю (к чему лукавить), но я другому отдана… Им овладело беспокойство, охота к перемене мест (весьма мучительное свойств, немногих добровольный крест) . Во втором случае конструкция менее тесно связана с темой предложения. Она представляет собой авторскую ремарку, его отступление.

В отличие от вводных вставные конструкции не могут занимать интерпозицию. Хотя есть отступления. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел отослать в Ялту . Вставные конструкции содержат самые разнообразные сведения. Сравните: Она казалась верный снимок Du comme il fout (Шишков, прости: не знаю, как перевести). Онегин (вновь займуся им) убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…

Четкой границы между вводными и вставными конструкциями нет. По структуре вставные конструкции могут быть выражены предложениями, словосочетаниями, словами: Поверьте (совесть в том порукой!) супружество нам будет мукой. Трудно сказать, в данном предложении представлена вводная или вставная конструкция.

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.

Вводные конструкции - это специальные слова, словосоче­тания, предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, или характеризует спо­соб оформления мыслей.

Вводные конструкции не вносят в предложение дополнитель­ных сведений, а только оценивают сообщение, заключенное в предложении. К ним нельзя задать вопрос, они не являются чле­нами предложения. Их можно изъять из состава предложения, сохраняя его структуру, не меняя смысла.

В устной речи для вводных конструкций характерна особая интонация. На вводных конструкциях делают ударение: Ср.: К несчастью, проливные дожди продолжают затапливать поля - К несчастью его никто не остался равнодушным.

В письменной речи вводные конструкции выделяются запя­тыми, реже - тире. Чтобы правильно выделять знаками препинания вводные конструкции, надо знать их значение. Различают несколь­ко основных групп вводных конструкций по их значению:

Отношения, выражаемые вводн. сл. Вводные конструкции Примеры
1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно, естественно, правда, в самом деле, я уверен и др. Лев, конечно, не силен, коль так смирен (И. А. Крылов).
2. Неуверенность, предположение Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать, я думаю, надеюсь, полагаю, верно, должно быть, если я не ошибаюсь и др. Глазами, кажется, хо­тел бы всех он съесть (И. А. Крылов).
3. Различные чувства К счастью, к несчастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на беду, к прискорбию, странное дело, чего греха таить и др. А Скворушка завистлив был, к несчастью. На ту беду, лиса близе­хонько бежала (И. А. Крылов).
4. Привлечение внимания, приглашение к соразмышлению Пожалуйста, извините, простите, послушайте, поймите, знаешь ли, видите ли, представь себе, скажем, предположим, поверь, согласись, веришь ли, если хотите знать Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай! (И. А. Крылов). Знаете, я всю жизнь мечтал об этом путешествии!
5. Источник сообщения По сообщению.., по сло­вам.., по мнению.., пере­дают, говорят, слышно, с точки зрения.., на мой взгляд.., по-моему, как из­вестно, помнится, слышно, по сообщению и др. Ты, сказывают, петь ве­ликий мастерище. Ведь кошка, говорят, по­палась в когти к Льву (И. А. Крылов).
6. Связь мыслей, последовательность их изложения Во-первых, во-вторых, значит, итак, следовательно, словом, наконец, наоборот, напротив, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны и др. Так рассуждать они пус­тились вдвоем о всякой всячине: о их собачьей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе (И. А. Крылов).
6. Приемы, способы оформления мыслей Точнее, короче говоря, мягко выражаясь, лучше сказать, к слову сказать, одним словом, иными / другими словами, иначе говоря, попросту говоря, если так можно выразиться, с позволения сказать, так сказать, лучше сказать и др. Я, собственно, ничем не болен (В. В. Вересаев).
7. Ссылка на обычность излагаемого Как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается, бывало и др. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (И. С. Тургенев).
8. Оценка меры того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. На него, по крайней мере, можно положиться.
9. Экспрессивность высказывания (сила проявления чувств, переживаний) По правде, смешно сказать, не в укор будь сказано, чест­но говоря, между нами го­воря, надо признаться, кроме шуток, по секрету и др. Но, признаюсь, в нас сердце задрожало, когда увидели твое мы жало (И. А. Крылов).

Все вводные конструкции (слова, словосочетания, предложе­ния) выделяются запятыми независимо от места положения: Кажется , он не придет. Он, кажется , не придет. Он не придет, кажется .

Вводные конструкции отделяются и от предшествующих союзов (кроме а ): Пошел дождь, и, конечно , мы никуда не поедем, НО: Он дал слово, а следовательно , должен его сдержать. В начале предложения запятая между союзами и вводным словом обычно не ставится: Идействительно , у него это получилось; Ноконечно , все кончилось благополучно; Амежду прочим , он давно уехал отсюда.

Два вводных слова разделяются запятыми: Впрочем, может быть, ты прав.

Не выделяется вводное слово в начале обособленного члена: Осенняя погода, к несчастьюхолодная , с частыми дождями, осложняла уборку. НО: Осенняя погода, холодная, к несчастью , с час­тыми дождями, осложняла уборку.

Многие из приведенных в таблице слов могут быть и не ввод­ными словами, а обычными членами предложения (обыкновенно сказуемыми и обстоятельствами) и тогда, естественно, не выде­ляются запятыми. Ср.: Он, кажется , не придет сегодня - Онкажется усталым сегодня.

Как отличить вводное слово от омонима?

Различие вводных слов и омонимов видно из следующих примеров:

Ср.: Мед - прекрасный целебный продукт. Он помогает, во-первых, при простуде, во-вторых, при ожогах, в-третьих, при бессоннице и, наконец, успокаивает нервную систему (наконец указывает на связь мыслей, на порядок изложения, =еще ) - Давал три бала ежегодно и промоталсянаконец (А. С. Пушкин); Мы заждались, наконец-то ты пришел (наречие наконец имеет обстоятельственное значение времени, = под конец, после всего, в результате всего);

Никто, однако, не умел так рассказывать, как он; Я не надеялся на удачу, но, мне, однако, повезло (однако стоит в середине простого предложения) - Ему объясняли, однако он ничего не понял; Я не надеялся на удачу, од нако мне повезло (союз однако = но , стоит в начале простого предложения в составе ССП);

Значит, ты завтра не придешь? (указывает на вывод,=следовательно, стало быть ) - Для меня этозначит многое (является сказуемым, = означает );

Эти сведения, вообще, представляют большой интерес, но мы не можем их использовать (вообще=вообще говоря ) – Туда мывообще не пойдем; Онвообще отказывается говорить (вообще= ни при каких условиях, всегда, совсем, в целом ).

Есть слова, которые тоже не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения, поэтому их часто принима­ют за вводные и выделяют запятыми. Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания: авось, буквально, будто бы, вдобавок, в довершение, большей частью, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вряд ли, все равно, все же, все-таки, едва ли, единственно, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, небось, на редкость, неужели, непременно, наверняка, определенно, особенно, по замыслу, по предложению, по решению, по крайней мере, приблизительно, по-прежнему, примерно, притом, тем не менее, якобы. Например: Я ведь ничего не знал. Вы как раз пришли вовремя. Якобы он только посмотрел. Я как будто вас где-то видел.

Вставные конструкции

От вводных конструкций надо отличать вставные. Они тоже грамматически не связаны с членами предложения, но в отличие от вводных конструкций вставные конструк­ции не выражают отношения говорящего, а несут дополни­тельную информацию (замечания, пояснения, справки). Это как бы «незапланированное» сообщение (говорящий вдруг решил его вставить). В устной речи оно произносится как бы скороговоркой, несколько пониженным тоном. На письме вставные конструкции, в отличие от ввод­ных, выделяются скобками или, реже, тире с обеих сторон: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра; Я вынул ключ, и - о ужас! - у меня в руках была только головка ключика (Л. Н. Толстой).

Знаки препинания, стоящие на месте разрыва предло­жения вставной конструкцией, помещаются после скобок: Я вас люблю ( к чему лукавить?), но я другому отдана (А. С. Пушкин).

Обращения

Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце) запятыми: Дорогие гости, милости просим за стол (А. С. Пушкин); Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои (А. Блок); Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? (Д. Гранин).

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Старик! О прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов).

Частицао , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (А. П. Чехов); Скажи же, опроницательный читатель , зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе? (Н. Г. Чернышевский). Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая: О, как он (Петербург) велик был! (Б. Пастернак); О! Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным (Н. В. Гоголь) (постановка восклицательного знака вместо запятой факультативна).

Если перед повторяющимся обращением стоит частица а , то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака нет: Нина , аНин , поди сюда (К. Федин). При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой: А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (С. М. Степняк-Кравчинский).

Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий (И. С. Тургенев). В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак): Эй, вы, чревовещатели! Марш по теплушкам! (Вс. Иванов); Ты! Бери его на мушку (К. А. Тренев); Тише, вы! (С. Антонов).

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.