Домой / Проверяем документы на квартиру / Кносский дворец краткое описание. Кносский дворец на Крите. Фрески минойской цивилизации

Кносский дворец краткое описание. Кносский дворец на Крите. Фрески минойской цивилизации

Самый простой вариант – в составе экскурсионной группы. Экскурсия в Кносс – самая популярная на Крите. Сюда возят туристов с любого курорта острова. Посещение Кносса часто комбинируют с осмотром других достопримечательностей, и вы всегда сможете подобрать самую удобную комбинацию. Мы рекомендуем вариант “Кносс и ”, так как он обеспечит, по нашему мнению, самое полное погружение в атмосферу античности.

Если вы приехали на машине, то найти Кносс не сложно. Дорога ведет прямо от порта города Ираклион на юг. На картах она обозначается под номером 99. Езжайте по этой дороге и вы не пропустите Кносс, следите за указателями.

Так как Кносс – самая популярное туристическое место на Крите, сюда ходят автобусы общественного транспорта. В Ираклионе есть два крупных автобусных вокзала, они называются A и B. Автобус к Кноссу отходит каждые 20 минут от вокзала A. Сюда же прибывают регулярные автобусные рейсы из других городов острова Крит, что удобно для туристов.

Пожалуй, Кносс – это единственная достопримечательность Крита, куда легко можно добраться на общественном транспорте. Автобус к Кноссу вы легко узнаете по надписи “Knossos” на табличке на лобовом стекле. Стоимость проезда составляет 1,3 евро в расчете на одного человека (примечание: состояние на 2014 год, к моменту вашего посещения Греции цены могут измениться)

Цена входа и время работы

Входной билет стоит 6 евро. Если вы решили познакомиться с археологией на Крите “по полной программе”, то можете купить билет за 10 евро, по которому можно посетить Кносс и археологический музей Ираклиона.

На раскопки дворца Кносс можно попасть каждый день с 8:00 утра до 19:30 вечером, но это время действует только в туристический сезон, который начинается в апреле, и заканчивается в сентябре. В остальные месяцы часы работы – с 8:30 до 15:00.

Важно знать перед тем, как смотреть дворец Кносс

Не все, что вы увидите внутри, имеет возраст 3,5-4 тысячи лет. Часть строений совсем новая.

Раскопки начал в 1900 году англичанин Артур Эванс. В начале 20-го века археология еще не сформировалась, и каждый занимался ею так, как считал правильным. Вспомнить хотя бы Генриха Шлимана – знаменитого “копателя” (его сложно назвать археологом, так как он погубил больше важных артефактов, чем раскопал).

Артур Эванс считал, что древние памятники нужно не только раскапывать, но и восстанавливать, чем он и занялся незамедлительно. Часть дворца построена им. У него не было точных данных о том, как дворец выглядел 3 500 лет назад и он руководствовался больше своим воображением.

Что смотреть внутри – Вход и “западный двор”

Это был центральный вход во дворец. Сейчас туристы также входят внутрь через него.

Тут можно увидеть два примечательных объекта. Первый – это три больших каменных колодца. Смотрите не упадите в них случайно. Колодцы огорожены перилами, но они не очень высокие.

Их назначение до сих пор вызывает споры у историков. Основная версия гласит, что эти колодцы были предназначены для хранения зерна. Напомним, что на Крите в те времена выращивали не пшеницу, а ячмень.

По второй версии, в колодцы сбрасывали остатки жертвоприношений. Она кажется менее правдоподобной, так как колодцы достаточно большие по размеру. Сомнительно, что жертвоприношения у минойских греков могли иметь настолько большие масштабы, чтобы остатками заполнить эти колодцы. Рядом с колодцами были найдены остатки алтаря, что может являться подтверждением этой догадки.

Западный двор дворца был местом проведения церемоний. Впрочем, почти на любом месте дворца какая-либо церемония проводилась. У минойских греков было много обрядов, об этом свидетельствуют фрески.

Второе, что сразу видят туристы после входа, – это большая площадка треугольной формы. Ее назначение точно не установлено, вероятно, это была церемониальная площадь в Кноссе.

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.












Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция Кносского дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).
В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Кносский дворец - уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос - столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец - это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...

Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона . На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира . Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад - помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг - точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ - глубоких подземных помещений - находились и в западном, и восточном крыльях дворца.


Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную - мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.


Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново - наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие - о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.


Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность - Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это - греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Кносский дворец - лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра : чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими... Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога "посвящения" на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита .
Вспомним и знаменитую фреску "Акробаты. Игры с быком" (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

Фрески Кносского дворца

и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. "Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование", - писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную "Парижанку", например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.


Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали "праздничным обществом". Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс - заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.


Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность - выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Минойский дворец в Малии
  • Малия - оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами

Знаменитый греческий остров Крит, мечта путешественников, находится к югу от Балканского полуострова. Туристические маршруты охватывают всю его территорию. Экскурсии на Крите начинаются в провинции Ханья, затем проходят по округам Ретимно и Ираклион, а заканчиваются в административной территории Ласити. Каждый тур включается в себя целую программу, осмотр достопримечательностей и знакомство с обычаями и традициями эллинов, коренных греческих жителей.

История появления

Остров Крит во все времена был окружен мифами и легендами. В настоящий период он также является хранилищем древнегреческой истории. Главной достопримечательностью Крита считается Кносский дворец - уникальное античное сооружение. Некоторые любители древностей отождествляют резиденцию царя Миноса с легендарным лабиринтом Дедала, но следует понимать, что это не одно и то же. Обе исторические структуры находятся на значительном расстоянии друг от друга.

В целом, экскурсии на Крите носят фольклорный характер, они очень интересны и познавательны. Но самым привлекательным туристическим объектом на острове является древний Кносс, который находится в четырех километрах к югу от столицы Крита, города Ираклиона. Историческая взаимосвязь этих территорий уходит корнями во времена господства царя Миноса, после которого островом стали владеть знатные ахейские греки, положившие начало микенской цивилизации.

Современность

Сегодня одной из самых грандиозных достопримечательностей Греции является Кносский дворец на Крите, знаменитый своими лабиринтами, в которых жил Минотавр - человек с головой быка, чудовище, тайно рожденное женой царя Миноса, Пасифайей. По легенде греческий инженер-художник Дедал построил для него огромный подземный лабиринт, из которого невозможно было выйти. Ужасный монстр в образе человека с бычьей головой постоянно требовал жертв и в подземелье к Минотавру время от времени доставляли семь девушек и семь юношей, которых тот пожирал.

Избавление

Но однажды в лабиринты Кносского дворца пришел Тесей, сын афинского правителя Эгея. Он решил убить Минотавра и избавить Элладу от страшной напасти. Однако войти в лабиринт - означало там погибнуть. Тесей встретился с дочерью царя Миноса Ариадной, которая дала ему клубок ниток. Тесей закрепил конец нити на входе и углубился во владения Минотавра. Он разыскал чудовище и убил его. А нить Ариадны вывела героя на поверхность.

Заколдованный лабиринт,Кносский дворец Минотавра, перестал существовать. Отныне эллины могли жить спокойно.

Стихия

В 2000 году до нашей эрыКносский дворец на Крите пострадал от сильнейшего землетрясения, а спустя 300 лет, в 1740-м, его почти полностью уничтожили пожары, следовавшие один за другим.

Окончательно Кносский дворец на Крите разрушился во время извержения вулкана на острове Санторине, произошедшего в 1450 году до нашей эры и вновь вызвавшего повсеместные пожары. Население тогда бежало со всех близлежащих островов на материк. Кносский дворец на Крите был не единственным пострадавшим архитектурным сооружением, вместе с ним погибли дворцы Закрос и Фест.

Обновление

По мнению ученых, исторически сложились два периода существования дворца. Первый - "раннедворцовый" - относится к 2000 году до нашей эры. Дворец простоял триста лет, а затем был разрушен стихией.

На его руинах эллины построили новый, который существует по сей день. Он считается шедевром "позднедворцового" периода на острове Крите. На то время пришелся расцвет минойской цивилизации, высоко поднялся уровень архитектурного мастерства, развивались инженерные технологии - все это наилучшим образом отразилось на строительстве обновленного Кносского дворца.

Расположение

Шедевр минойского зодчества раскинулся на обширной площади в два с половиной гектара. Во дворце более тысячи комнат и несколько огромных залов. По сути, Кносский дворец, история которого насчитывает уже несколько тысячелетий, стал резиденцией царя и включил в себя все жизненно важные административные и экономические службы. Такая централизация оказалась очень полезной для города, который окружил дворец и стал словно его продолжением.

Археологические раскопки

Первые исследования верхних культурных слоев на территории Кносского дворца были сделаны греческим меценатом Миносом Калокерино в 1878 году, когда остров Крит находился под турецким владычеством. Результаты раскопок были удручающими: нигде не удалось обнаружить ни захоронений, ни следов жизнедеятельности людей. Учеными было сделано предположение, что в период стихийных бедствий, землетрясений, пожаров и извержений вулканов эллины, населяющие Крит и другие близлежащие острова, покинули обжитые земли и перебрались на материк.

Эти выводы косвенно подтверждаются раскопками западной части Апеннинского полуострова, места проживания древних этрусков. В Италии во множестве были найдены и захоронения, и свидетельства жизнедеятельности людей. То же самое можно сказать и про Палестину, где также находили артефакты. Некоторые исследователи сравнивали судьбу древнего Крита с аналогичными событиями в Атлантиде, с той лишь разницей, что греческий остров погубила огненная стихия, а океанский остров-государство ушел под воду.

Кносский дворец: как добраться

Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита - городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.

Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец - полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.

Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.

Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.

Внутреннее убранство

Фрески Кносского дворца, древнейшие настенные росписи, неповторимые по красоте, имеющие историческую и художественную ценность, расположены отдельно от полуразрушенных дворцовых помещений. Большинство изображений были реставрированы художниками из команды английского археолога Артура Джона Эванса, который занялся раскопками Кносского дворца в 1900 году. Работы продолжались до 1931 года.

Некоторые фрески получили название, например, изображение молодой женщины с прической жрицы, стали называть "Парижанка". В ее облике действительно есть что-то от французской моды начала 20-го века. Однако в каталогах она значится как "Минойская леди".

Структура

Посетители попадают во дворец с западного входа, и первое, что предстает перед туристами, это три широких каменных колодца для ритуальных жертвоприношений. Далее идет коридор, выводящий в обширный двор, который производит впечатление некоторой хаотичности. Множество беспорядочно расположенных галерей, больших и малых залов, лестниц, никуда не ведущих. На стенах ряд декораций на спортивную тематику. Юноши, состязающиеся друг с другом, и девушки, играющие с быками. Все картины выписаны в мельчайших деталях.

Далее широкая лестница соединяет двор с царскими покоями. Здесь все гармонично и упорядочено, строгое чередование красных и черных колонн, расположенных особым образом. Исследования показали, что колоннада в царских покоях связана с более крупными внешними столпами. Воздушные потоки поступают сверху и несут прохладу, которая равномерно распределяется между нижними колоннами. Таким образом, создавался микроклимат в спальне царей.

Кносский дворец сегодня

Грандиозный памятник античности, уникальный шедевр сакральной архитектуры, его величественные руины передают дух 3000-летней давности. Удивительный рельеф монолитных каменных блоков, ювелирная мозаичная кладка, неподвластная времени, - все это привлекает миллионы туристов со всего мира.

Кносский дворец является не только редчайшим музейным экспонатом, он еще и объект пристального внимания ученых. Архитекторы, этнографы, графические дизайнеры и многие другие специалисты изучают строение с точки зрения классического зодчества, художественно-исторической ценности, социально-общественного обустройства.

Дворец вобрал в себя историю нескольких тысячелетий, начиная с позднего неолита, и это требует научного анализа и систематизации. Ученые всего мира считают за честь для себя участвовать в проектах по изучению уникального строения на Крите. С каждым годом материалы по Кносскому дворцу становятся все более объемными и достоверными.

Легендарный дворец

Великий город Кносс, резиденция легендарного царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова, в нескольких километрах от современного города Ираклион. Именно в городе Кносс, по преданию, герой Тесей убил Минотавра, чудовище, живущее в лабиринте и пожирающее людей. Помогла ему в том Ариадна, дочь царя, подарившая Тесею волшебный клубок.

Лабиринт Минотавра мог находиться недалеко от Кносского дворца

Более того — по одной из версий, Кносский дворец как раз и был тем самым лабиринтом. С этой идеей согласны далеко не все исследователи, многие из них указывают на разницу во времени между появлением мифа и постройкой дворца. Некоторые исследователи предполагают, что тот самый лабиринт Минотавра должен был находиться где-то в стороне от дворца.


Восстановленные руины Кносского дворца

Чудесное открытие

Впервые на развалины Кносса обратил внимание греческий купец Милос Калокеринос. Но напряженные отношения с Турцией помешали ему приняться за дело. Раскопки на Крите планировал и Генрих Шлиман, тот самый, который открыл Трою. Но и ему помешали обстоятельства. Именно поэтому первооткрывателем Кносса считается вовсе не грек и не немец, а английский ученый Артур Эванс.

Англичанин Артур Эванс раскопал город Кносс

Археолог лично скупил все земли, на которых, по предположению, находился Кносский дворец. Раскопки начались в 1900 году. За несколько месяцев Эванс и его помощники буквально достали из-под земли огромный архитектурный комплекс, который англичанин окрестил «дворцом Миноса». Формально раскопки закончились уже в 1905, но небольшие частные работы продолжались вплоть до 1931.


Ванная комната во дворце, иллюстрация из книги Эванса «Дворец Миноса»

Реставрация дворца

Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос.

Эванс выделил три формы древней письменности

Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б.



«Мегарон царицы», реконструкция

Восставший из пепла

Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н. э. Около 1700 года до н. э. дворец был разрушен землетрясением. Спустя некоторое время его восстановили. «Новодворцовый период» считается временем расцвета минойской цивилизации.



Тронная во дворце, реконструкция Эванса

Между 1648 и 1500 г до н. э. на остров обрушилось сильное цунами из-за извержения вулкана на острове Санторин. Город был разрушен. На протяжении нескольких десятилетий он был покрыт слоем пепла. В 1450 Кносский дворец погиб от пожара. Интересно, что при раскопках в городе не были обнаружены останки людей или животных. Вероятно, жители Кносса были предупреждены об извержении и надвигающемся землетрясении и вовремя покинули город, расселившись на побережье.

Архитектура и живопись


Фрески «Парижанки»

Кносский дворец считается «первым небоскребом» древнего мира: некоторые его части были пяти этажей в высоту. Освещение использовалось естественное, но окон не было: в крыше были проделаны отверстия, которые освещали все, вплоть до первого этажа. Они же служили и вентиляцией. Дворец также был оснащен водопроводом и канализацией.

В Кносском дворце были водопровод и канализация

Интересны фрески, обнаруженные во дворце. Рисовали их на сырой штукатурке красками. В основном на них изображались растения и различные орнаменты, но были портреты людей. Фигуры на них не выглядели застывшими, а Кносского дворца — так называемые «парижанки». На них изображены женщины с элегантными прическами.