Домой / Проверяем документы на квартиру / Научная абстракция. Метод научной абстракции

Научная абстракция. Метод научной абстракции

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

абстрактный идеализация абстрагирование элиминативный

Введение

Глава 1. Использование абстрактных рассуждений в экономической науке

Глава 2. Абстрагирование и идеализация -- начало теоретического познания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из важнейших приемов исследования, с которыми имеет дело политическая экономия, является метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. При этом сначала выявляется наиболее общее, что характеризует явление, свойственные ему противоречия, а затем совершается постепенный переход к конкретным проявлениям его сущности. Такой прием исследования и характеризует восхождение от абстрактного к конкретному.

Особенность научного политико-экономического исследования состоит в том, что при изучении экономических процессов нельзя использовать приемы и средства, широко применяемые в естественных науках. При анализе экономических форм, подчеркивал К. Маркс, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции. Известно, что всякая абстракция беднее конкретного явления, но она позволяет глубже понять реальную действительность, выделить самую главную, самую существенную связь того или иного способа производства. Научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений, называются экономическими категориями. Взятые в единстве, экономические категории характеризуют систему производственных отношений в целом. Таким образом, в процессе изучения действительности политическая экономия переходит от анализа простых экономических категорий к более сложным, от абстрактного к конкретному, и такой ход исследования отражает реальный экономический процесс в его возникновении и развитии.

Всеобщей предпосылкой и условием, на основе которого возникает и развивается весь сложный механизм познавательных способностей человека, активно преломляющий чувственные впечатления, всегда была и остается практика - активная чувственно-предметная деятельность общественного человека. Но раз возникнув, а тем более развившись до высокой степени, система форм логической деятельности (категорий) оказывает обратное, и весьма существенное, воздействие на самое практику.

В экономической науке для анализа хозяйственных вопросов, их характеристики, выявления закономерностей развития используется соответствующий понятийный аппарат: категории, понятия, законы.

Всякая наука отражает познаваемую её сферу действительности посредством множества понятий, но не все из них являются категориями. Категории - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.

Экономические законы - это устойчивые, внутренние, необходимые, сущностные, причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Целью работы является рассмотрение научных абстракций и экономических категорий.

Глава 1. Использование абстрактных рассуждений в экономической науке

Индукция, дополненная анализом и дедукцией, соединяет вместе соответствующие классы фактов, упорядочивает их, анализирует и выводит из них общие формулировки, или законы. Затем на некоторое время главную роль приобретает дедукция: она ассоциирует некоторые из этих обобщений друг с другом, выводит из них гипотетически новые и более широкие обобщения или законы и затем вновь прибегает к индукции, чтобы выполнить основную долю работы по сбору, отсеиванию и упорядочению этих фактов таким образом, чтобы проверить и "верифицировать" новый закон.

Ясно, что в экономической науке нет места для длинных рядов дедуктивных рассуждений, ни один экономист, даже Рикардо, не пытался их использовать. На первый взгляд может показаться, что частое использование математических формул в экономических исследованиях свидетельствует о противоположном. Но при более тщательном рассмотрении станет очевидно, что такое впечатление обманчиво, возможно, за исключением случая, когда чистый математик использует экономические гипотезы ради развлекательных упражнений в математике, поскольку в этом случае его цель состоит в том, чтобы показать возможности математических методов, предполагая, что материал, предназначенный для использования в этих целях, был получен в результате экономических исследований.

Он не несет ответственности за материал и часто не сознает, насколько далека прочность этого материала от того, чтобы он мог выдержать напряжения, возникающие в используемом им могучем механизме. Однако подготовка в области математики полезна тем, что она позволяет овладеть максимально сжатым и точным языком для ясного выражения некоторых общих отношений и некоторых коротких процессов экономических рассуждений, которые действительно могут быть выражены обычным языком, но без равноценной четкости схемы. И, что гораздо более важно, использование опыта в работе над проблемами физики дает возможность, как никакой другой путь, постигнуть взаимодействие экономических изменений.

Непосредственное применение математического обоснования в открытии экономических истин в последнее время оказало большую помощь специалистам-математикам при изучении статистических средних и вероятностей, а также при измерении степени совпадения между коррелирующими статистическими таблицами.

Если мы закроем наши глаза на реальность, нам удастся построить посредством воображения величественное здание из чистого хрусталя, которое отражениями от своих граней бросит свет на реальные проблемы, и, возможно, оно представит интерес для существ, которые вовсе не сталкиваются с экономическими проблемами, подобными нашим. Такие воображаемые путешествия могут подсказать неожиданные идеи, они дают хорошие упражнения для ума и, видимо, приносят пользу, пока существует четкое представление об их назначении.

Например, утверждение о том, что доминирующее положение денег в экономике является результатом скорее их существования в качестве меры мотивации, чем цели устремлений, может быть проиллюстрировано тем соображением, что почти исключительное использование денег в качестве меры мотивации является, так сказать, случайным и, возможно, такая случайность не наблюдается ни в каком ином мире, помимо нашего. Когда мы хотим побудить человека сделать что-нибудь для нас, мы обычно предлагаем ему деньги.

Правда, мы можем апеллировать к его щедрости или чувству долга, но это будет означать введение в действие уже существующей скрытой мотивации, а не создание новой. Если мы должны дать новый мотив, мы обычно рассуждаем о том, сколько денег хватит для возмещения усилий данного лица. Иногда благодарность, или уважение, или честь, выдвигаемые в качестве побуждения к действию, реально могут выступить в качестве нового мотива, особенно если он может выкристаллизовываться в некотором определенном внешнем проявлении. Подобные отличия относительно редки и связаны лишь с немногими сделками; они не используются в качестве меры обычных мотивов, определяющих действие людей в повседневной жизни. Но политические услуги чаще вознаграждаются такими почестями, чем каким-либо другим путем, поэтому у нас сложилась привычка измерять их почестями, а не деньгами. Мы говорим, например, что старания А ради блага ею партии или страны были, в зависимости от реального случая, справедливо вознаграждены присвоением дворянского звания, в то время как дворянство было недостойным вознаграждением Б, который заслужил титул баронета.

Весьма возможно, что существуют миры, где никто никогда не слыхал о частной собственности на материальные предметы или богатстве, как его повсеместно понимают, но общественные почести отмеряются при помощи градуированных таблиц за каждое действие, предпринятое ради блага других. Если такие почести могут быть переданы от одного лица другому без вмешательства какого-либо внешнего авторитета, они могут служить в качестве меры силы мотивации столь же удобно и точно, как это у нас выполняют деньги. В таком мире может существовать трактат об экономической теории, очень похожий на наш трактат, даже если в нем окажется мало упоминаний о материальных вещах и совсем не упоминаются деньги.

Может показаться почти тривиальным настаивать на этом, но здесь нет тривиальности. Дело в том, что в представлениях людей возникла ложная ассоциация между тем измерением мотивации, которое занимает ведущее место в экономической науке, и исключительным вниманием к материальному богатству, приводящим к пренебрежению другими и более высокими объектами устремлений. Единственное требование, предъявляемое к мере экономических целей, состоит в том, что она должна представлять из себя нечто определенное и поддающееся передаче. Приобретение этой мерой материальной формы дает практические удобства, но не имеет существенного значения.

Погоня за абстракциями -- хорошее дело, когда она осуществляется в надлежащем месте. Но широта тех проявлений человеческого характера, с которыми имеет дело экономическая наука, была занижена некоторыми авторами работ по экономической теории в Англии и других странах, и немецкие экономисты оказали большую услугу, подчеркнув это. Однако они, видимо, ошибались, предполагая, что основоположники английской экономической науки не видели этого обстоятельства. По традиции английские авторы рассчитывают на то, что во многом их произведения будут дополнены за счет здравого смысла читателей; в данном же случае сдержанность авторов зашла слишком далеко и привела к частым недоразумениям как в собственной стране, так и за рубежом. В результате у людей сложилось мнение, что основы экономической науки уже и менее тесно связаны с реальными жизненными условиями, чем это обстоит на самом деле.

Так, большую известность получило утверждение Милля о том, что "политическая экономия рассматривает человека как занятого лишь приобретением и потреблением богатства", а также "Логика". Однако при этом забыли, что в данном случае он имел в виду абстрактный подход к экономическим вопросам, над которым он действительно некогда задумывался, но который никогда не реализовал, предпочитая писать о "политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии". Забыли также, что он далее говорил: "Не существует, возможно, ни одного действия в человеческой жизни, когда человек не находился под непосредственным или косвенным воздействием какого-либо импульса, кроме простого стремления к богатству", не вспоминают и о том, что в его подходе к экономическим вопросам постоянно учитывались многие мотивы, помимо стремления к богатству. Однако его анализ экономических мотивов уступает в отношении его существа и метода анализу его немецких современников, и особенно Германцу.

Поучительные рассуждения о том, что удовольствия, которые нельзя купить, измерить, оказываются различными в разные времена и имеют тенденцию к росту по мере прогресса цивилизации, можно найти в "Политической экономии" Книга гл. III. §3; английский читатель может обратиться к "Очеркам промышленной науки" Сайма.

Возможно, было бы целесообразно привести здесь основные наименования, использованные при анализе экономических мотивов в третьем издании монументального трактата Вагнера. Он подразделяет их на эгоистические и альтруистические. К эгоистическим относятся четыре мотива. Первый и наиболее постоянный по своему действию состоит в стремлении к собственной экономической выгоде и боязни собственного экономического обнищания. Затем идет опасение перед наказанием и надежда на вознаграждение.

Третья группа состоит из чувства чести и стремления к признанию, включая стремление к моральному одобрению со стороны других и боязни стыда и презрения. И последним из эгоистических мотивов является стремление к занятию, удовольствие от деятельности и удовольствие от самой работы и связанных с ней обстоятельств, включая "удовольствие от погони". Альтруистический мотив является "принуждающей силой" внутренней потребности в моральном действии, давления со стороны чувства долга и боязни собственной внутренней силы, т.e. угрызений совести.

В своем чистом виде этот мотив представляется в качестве "категорического императива", которому человек подчиняется, поскольку чувствует в своей душе потребность действовать тем или иным образом и считает, что такая потребность справедлива... Следование этой потребности, несомненно, постоянно связывается с чувством удовольствия, а отказ от нее - с чувством боли. Может случиться, и часто случается, что эти чувства действуют столь же сильно, как и категорический императив, или даже более сильно, заставляя нас или способствуя тому, чтобы заставить нас сделать что-то либо оставить что-то несделанным. И до тех пор, пока дело обстоит таким образом, этот мотив содержит в себе эгоистический элемент или по крайней мере входит в один из них".

Глава 2. Абстрагирование и идеализация -- начало теоретического познания

Абстракции возникают на аналитической стадии исследования, когда начинают рассматривать отдельные стороны, свойства и элементы единого, целостного процесса. В результате этого образуются отдельные понятия и категории, которые служат для формулирования суждений, гипотез и законов. На завершающей синтетической стадии все эти элементы, понятия, суждения, категории и законы объединяются в целостную теоретическую систему, обеспечивая тем самым достижение конкретного знания об определенной области действительности.

Абстрагирование и идеализация служат важнейшими методами любого теоретического исследования. Как показывает сам термин «абстракция» (от лат. abstraction -- выделение, отвлечение или отделение), этот прием помогает отвлечься от некоторых несущественных и потому второстепенных в определенном отношении свойств или особенностей изучаемых явлений и в особенности сложных процессов, и выделить свойства существенные и определяющие. Это вовсе не означает того, что несущественные свойства всегда являются такими при всех условиях. В другом отношении несущественное свойство может стать существенным. Подобно этому - для установления зависимости между спросом и предложением в рыночной экономике приходится упрощать реальную ситуацию на рынке и отвлекаться от несущественных свойств и факторов.

Мы просто абстрагируемся от них, чтобы легче было изучить сложный процесс, зависящий от множества факторов, и поэтому изучаем их по частям. Поэтому, когда заходит речь об изучении любой сложной системы или процесса по их составным элементам или частям, то недостаток аналитического исследования в дальнейшем должен быть компенсирован путем синтетического их изучения в рамках единой, целостной системы.

В научном познании различают несколько видов абстрагирования, простейшим из которых является абстракция отождествления, когда у предметов некоторого класса выделяется определенное общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются. Относительно выделенного общего свойства все предметы соответствующего класса являются тождественными, и поэтому оно может быть абстрагировано, или отделено от других свойств. В результате этого образуются особые понятия, например, такие, как тяжесть, стоимость и число.

Более сложный характер присущ абстракциям, связанным с образованием математических понятий, когда приходится отвлекаться от возможностей построения соответствующих математических объектов. Например, в абстракции потенциальной осуществимости отвлекаются от реальной возможности построения тех или иных математических объектов и допускают осуществимость построения следующего объекта при наличии достаточного времени, пространства и материалов. На этой основе образуется, во-первых, абстракция и соответственно понятие потенциальной бесконечности, а именно потенциальная возможность построения в неограниченном ряду следующего объекта, если задан предыдущий объект. Поэтому натуральный ряд чисел в данном случае рассматривается как неограниченно продолженный, поскольку допускается возможность прибавления к данному числу единицы и образование следующего натурального числа.

Во-вторых, можно применить более сильную абстракцию и образовать понятие актуальной бесконечности, в котором отвлекаются от реальной возможности построения любого натурального числа и допускают возможность построения неограниченного множества таких чисел, как актуально построенного, завершенного. Тем самым бесконечное множество уподобляется конечному множеству.

Особой разновидностью абстрагирования является процесс идеализации, который представляет собой предельный переход от реально существующих свойств явлений к свойствам идеальным. Например, из физики известны такие идеализации, как абсолютно упругое тело, несжимаемая жидкость, идеальный газ и т.д., которые не существуют в реальном мире и потому являются упрощениями, которые помогают лучше понять свойства реальных твердых, жидких и газообразных веществ.

Аналогично этому еще в классической экономической теории было введено понятие основного идеального объекта этой теории -- homo economicus, или экономического человека. Под ним подразумевают такого воображаемого человека, который при принятии решений поступает во всем рационально, не подвержен чужим мнениям, предрассудкам, добивается максимальной выгоды при принятии решений. Ясно, что такого человека в действительности не существует, но идеальный образ помогает нам лучше понять, к какому возможному пределу должен стремиться разумный человек при принятии решений.

Прежде чем начать абстрагирование, необходимо, конечно, изучить конкретные факты, выделить среди них основные и второстепенные, привести их в определенную систему и только потом начать их анализировать и обобщать.

Из элиминативной теории абстракции вытекает ряд следствий:

1) Абстракция есть преимущественно результат обеднения реального объекта, а не представляет из себя новый объект. Сами по себе абстракции существуют только в нашем сознании. Поскольку с абстракциями связаны по преимуществу общие свойства объектов, то отсюда вытекает, что общее как таковое присуще только нашему сознанию, а в реальности есть только единичные объекты (такая философская позиция называется номинализмом).

2) Чем более общей является абстракция, тем меньшее число признаков она содержит, и наоборот. Для элиминативной теории абстракции характерен закон обратного соотношения объема и содержания понятия.

3) Логика элиминативной абстракции по преимуществу формальная, выделяющая общие и частные понятия, их объемы и содержания, отношения между понятиями на основе этих характеристик.

Абстракции можно условно назвать продуктивной абстракцией. Здесь абстракция выступает как некая новая сущность по отношению к объекту познания, содержащая в себе нечто новое, что в самом объекте в такой форме не присутствовало и было получено не просто обеднением объекта, но как бы некоторым его качественным превращением. Именно к продуктивным абстракциям можно отнести различные предельные идеализации, технику построения которых мы рассматривали в главе о научном моделировании. Как уже было сказано, при построении предельной идеализации с чувственным объектом (ситуацией) сопоставляется потенциально бесконечный ряд производных ситуаций, которые постепенно приближаются к некоторому пределу, который сам уже в чувственной реальности не наблюдается. Этот предел окажется некоторой новой сущностью по отношению к объекту, которая взятая как таковая будет представлять из себя продуктивную абстракцию. Так образуются многие научные идеализации - "материальная точка", "идеальный газ", "абсолютно твердое тело" и т.д.

Заключение

Итак, индукция, дополненная анализом и дедукцией, соединяет вместе соответствующие классы фактов, упорядочивает их, анализирует и выводит из них общие формулировки, или законы. Ясно, что в экономической науке нет места для длинных рядов дедуктивных рассуждений, ни один экономист, даже Рикардо, не пытался их использовать. На первый взгляд может показаться, что частое использование математических формул в экономических исследованиях свидетельствует о противоположном. Погоня за абстракциями -- хорошее дело, когда она осуществляется в надлежащем месте. Но широта тех проявлений человеческого характера, с которыми имеет дело экономическая наука, была занижена некоторыми авторами работ по экономической теории в Англии и других странах, и немецкие экономисты оказали большую услугу, подчеркнув это. Однако они, видимо, ошибались, предполагая, что основоположники английской экономической науки не видели этого обстоятельства.

Абстрагирование и идеализация служат важнейшими методами любого теоретического исследования. Как показывает сам термин «абстракция» (от лат. abstraction -- выделение, отвлечение или отделение), этот прием помогает отвлечься от некоторых несущественных и потому второстепенных в определенном отношении свойств или особенностей изучаемых явлений и в особенности сложных процессов, и выделить свойства существенные и определяющие. Это вовсе не означает того, что несущественные свойства всегда являются такими при всех условиях. В другом отношении несущественное свойство может стать существенным. Подобно этому - для установления зависимости между спросом и предложением в рыночной экономике приходится упрощать реальную ситуацию на рынке и отвлекаться от несущественных свойств и факторов. Мы просто абстрагируемся от них, чтобы легче было изучить сложный процесс, зависящий от множества факторов, и поэтому изучаем их по частям. В научном познании различают несколько видов абстрагирования, простейшим из которых является абстракция отождествления, когда у предметов некоторого класса выделяется определенное общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются. Относительно выделенного общего свойства все предметы соответствующего класса являются тождественными, и поэтому оно может быть абстрагировано, или отделено от других свойств. В результате этого образуются особые понятия, например, такие, как тяжесть, стоимость и число.

Для изолирующей абстракции характерно отвлечение некоторых свойств и отношений изучаемых предметов и рассмотрение их как индивидуальных, самостоятельных объектов, как, например, белизна, яркость, доброта, дружба. Во всех этих примерах конкретное свойство, присущее реальным предметам, рассматривается как самостоятельный абстрактный объект.

Абстракции можно условно назвать продуктивной абстракцией. Здесь абстракция выступает как некая новая сущность по отношению к объекту познания, содержащая в себе нечто новое, что в самом объекте в такой форме не присутствовало и было получено не просто обеднением объекта, но как бы некоторым его качественным превращением.

Список использованной литературы

1. гальперин В.М. и др. Микроэкономика. СПб.: экономическая школа, 2014. - 548с.

2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: МГУ, 2013. - 320с.

3. Иохин В.Я. экономическая теория. М.: Юристь, 2014. - 861с.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2014. - 640с.

5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2015. - 656с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Два основных направления общей экономической теории: изучение стоимости и прибавочной стоимости, а также эффективности производства. Общенаучные и специальные для экономической теории методы исследования. Количественный анализ и метод научной абстракции.

    доклад , добавлен 11.02.2010

    Рассмотрение понятия, направлений и школ экономической теории. Характеристика научной абстракции, анализа, синтеза, компьютерного и математического моделирования как методов управления национальной экономикой. Этапы выработки экономической политики.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Изучение понятия, содержания и основных этапов развития экономической мысли. Рассмотрение главных функций и познавательных методов экономической теории. Выделение экономических категорий и законов как исходной ступени познания научной дисциплины.

    реферат , добавлен 02.10.2010

    Экономика и система экономических наук. Предмет и функции экономической теории. Экономические законы и их классификация, экономические категории. Методы экономического исследования. Эффективное использование ограниченных производственных ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2005

    Предмет и этапы развития экономической теории. Экономические блага и ресурсы, факторы производства. Применение принципов и методов научного познания действительности к экономической науке. Выработка принципиально новых теоретических подходов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2011

    Особенности зарождения и развития экономической теории. Обобщение основных методов экономической теории: диалектический метод, методы абстракции, дедукции и индукции, допущения "при прочих равных условиях", анализа и синтеза. Анализ метода экономики.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2010

    История экономических учений. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Общая экономическая теория. Наука как способ познания мира. Экономическая теория в системе наук. Методы экономической теории, экономические законы.

    учебное пособие , добавлен 23.04.2007

    Изучение предмета, функций (эмпирическая, теоретическая, практическая, образовательная), законов (стоимости, спроса, денежного обращения), категорий и методов познания (эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция) экономической теории.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Экономические законы: общее определение, закон стоимости, закон спроса, закон денежного обращения. Экономические категории: общее определение, собственность как экономическая категория, государственный кредит как экономическая категория.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2005

    Предмет экономической теории. Зарождение и развитие экономической теории. Экономические законы и экономические категории. Различные подходы к анализу экономической динамики. Основные функции и методы исследования экономической теории.

Метод научной абстракции

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и не названные элементы и обстоятельства хозяйственной деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предлагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определятся как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.


Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. В. И. Ленин отмечает, что чувственное представление не может, например, схватить движение быстротой в 300 000 км в 1 секунду, а мышлению то доступно.

Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Поэтому В. И. Ленин указывает, что уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий означает познание человеком всё более и более глубокой объективной связи мира.

Например, при непосредственном наблюдении кажется, что цены товаров на капиталистическом рынке в последнем счёте определяются спросом и предложением. На самом деле они обусловливаются количеством затраченного на производство товаров общественно-необходимого труда, или, иначе, стоимостью. Понятие стоимости, которое Маркс вывел в результате научной абстракции, глубоко и верно отражает реальные общественные отношения товарного производства. Маркс указывает, что «при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». На огромное значение абстракций, абстрагирующей работы
мышления для познания сущности явлений указывает И. В. Сталин в работе .

Так, например, словарный состав, взятый сам по себе, не образует ещё языка. Только поступив в распоряжение грамматики, словарный состав приобретает величайшее значение. Грамматика придаёт языку стройный, осмысленный характер. Сила грамматики есть сила абстракции. Абстрагируясь от частного и конкретного как в словах, так и в предложениях, грамматика берёт то общее, что лежит в основе изменений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из него грамматические правила, грамматические законы. Грамматика есть результат, длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления.

Учитывая огромную роль научных абстракций для познания мира, современные буржуазные реакционеры в философии ведут борьбу против них, стремятся опровергнуть тот факт, что всякая научная абстракция есть отражение в сознании объективной сущности явлений.

Излюбленным их аргументом в борьбе против научных абстракций является ссылка на то, что абстракции невозможно увидеть, ощупать, сфотографировать, как это можно сделать с конкретными вещами и явлениями. На этом основании они отрицают реальность материи, стоимости, прибавочной стоимости и т. п. Весь фокус буржуазных философов заключается в том, что они сознательно затушёвывают тот факт, что абстракции создаются путём обобщения существенного, свойственного массе единичных явлений. Абстракции отражают общее в предметах, а общее не имеет и не может иметь непосредственно чувственного, наглядного вида. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Критикуя в своё время метафизиков, разрывавших единичное и общее, Энгельс писал: «Это старая история. Сперва создают абстракции, отвлекая их от чувственных вещей, а затем желают познавать их чувственно, желают видеть время и обонять пространство». Но то обстоятельство, что общее, познанное путём абстракции, невозможно воспринять чувственно, не означает, что оно нереально, что оно не существует. Закон всемирного тяготения так же нельзя сфотографировать, как и стоимость, но только мракобесы могут на этом основании отрицать его реальность.

Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.

Методы экономики – это способ исследования экономических явлений, влияющих на развитие и состояние самой экономической системы.

В зависимости от преследуемой цели подбирается и соответствующий метод. Ошибка при выборе способа исследования неизбежно превращает все полученные результаты в грубо-ошибочные.

Научная абстракция

Основные методы экономики ставят в своей главе научную абстракцию. Она основана на выделении стержня процесса, отсечения всего второстепенного, изменчивого, случайного, непостоянного. Исследование хозяйственного процесса таким способом позволяет получить представление об общем принципе работы производства, необходимых ресурсах, возможностях. Получить своеобразную, идеальную теоретическую модель, на которую в дальнейшем будут накладываться погрешности реальности.

Близки по своему принципу к научной абстракции такие методы исследования экономики как анализ и синтез, действующие сообща. Анализ предусматривает разделение всего экономического явления на мельчайшие части, имеющие самостоятельное значение, влияние. Каждой из них отводится внимание, каждая – изучается. Синтез, наоборот, стремится выявить все значительные детали, определить факторы от них зависящие, чтобы в итоге получить абсолютно точную модель, соответствующую действительности и способную учитывать любые колебания в окружающей среде.

Индукция и дедукция

Применение анализа и синтеза не позволяет получить достойных доверия результатов без данных, полученных с помощью методов дедукции и индукции. Комплексный подход к изучению многогранных и неоднородных проявлений хозяйственной жизни становится возможным при расширении возможностей исследователя способностью строить выводы на основании закономерности событий, созданных определенным набором факторов. Дедукция стремится дать характеристику частному событию, вычленяя его из общей картины. Индукция, наоборот, старается предсказать развитие событий с учетом нескольких конкретных позиций.

Логический и исторический метод

Современные методы экономики признают ценность данных, полученных в результате одновременного использования метода исторического исследования и логической предпосылки. Они не могут быть использованы порознь, что не означает дублирование ими друг друга. В результате непредсказуемого развития событий в стране может складываться ситуация, не свойственная исторически принятой системе хозяйствования. Затем привычное равновесие вновь восстанавливается. При историческом исследовании подобное отклонение обязано приниматься в расчет, для логического – оно не имеет значения.

Исторические методы исследования экономики в результате изучения череды процессов и явлений, сменяющих друг друга, способны достаточно точно определить причины установления на определенных территориях, действующих экономических систем, наглядно объяснить, почему отличающие детали двигают процесс вперед либо тормозят его. Исторический метод уделяет огромное внимание простым событиям. Любой процесс, любое движение происходит в направлении от простого к сложному. Экономическое развитие с учетом данного метода необходимо оценивать, двигаясь в том же направлении. Например, анализ рынка невозможен без изучения обмена товаров.

Статистические и математические методы

Экономические процессы, будучи результатом проявлений хозяйственной деятельности, отличаются количественной и качественной характеристикой. Оценить их возможно, применяя соответствующие статистические приемы и математические средства. Необходимость исследований сводится к определению границ черты, за которой количество превращается в качество.

Экономико-математическое моделирование

Исследование, в том числе и с помощью вычислительной техники, всех причин, влияющих на возникновение экономического явления, заставляющих появиться закономерности преследует цель научиться влиять на весь экономический процесс, составлять максимально точные прогнозы. Методы управления экономикой неизбежно зависят от возможности понимать ее. С помощью системного подхода удается получить данные, необходимые для построения экономической модели.

Экономической моделью принято считать формальное описание экономического явления либо процесса. Скелет модели составляют объективные характеристики изучаемого предмета, а субъективное оформление напрямую зависит от цели исследования. Построение модели невозможно без функционального анализа - он необходим в процессе работы, к нему прибегают для оценки проделанной работы.

Зависимость одной величины от другой всегда соответствует определенной системе, называемой функцией. Повседневная жизнь человека приобретает иллюзию разнообразия и непредсказуемости лишь благодаря случайному набору переменных. Принятие решений при встрече с ними обычно происходит по одному и тому же алгоритму. Его часто называют характером и образом жизни. Неудивительно, что все сферы человеческой жизни пропитаны функциями. Методы государственного регулирования экономики играют с ценой, стараясь влиять на спрос. Однако, цена не всегда выступает в качестве независимой единицы. Возможна и обратная функция. Цена способна зависеть от спроса, особенно в условиях постоянного роста последнего.

Экономическое моделирование на основании математических предпосылок получило широкое распространение лишь в 20 веке. Однако, огромное количество ошибок, допущенных при использовании данного метода, почти исключило его из числа популярных и необходимых. Выступление нобелевского лауреата Мориса Алле в 1989 году было направлено на выявление слабой стороны способа изучения. Ею является субъективное построение, заставляющее автора создавать отражение собственного мнения о реальной обстановке дел либо давать прогноз «как должная выглядеть идеальная экономическая система».

Графический метод

Для чтения большинства моделей достаточно уметь читать классические математические графики. График приставляет собой графическое изображение зависимости одной переменной от другой. Для экономических явлений линейная зависимость крайне редка. Изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, почти никогда не выражаются в виде прямой линии, расположенной под углом к осям координат. Многие методы экономики прибегают к представлению собранной информации в виде графиков, схем, диаграмм. Таким образом, удается быстрее оценить всю информацию, представить ее более наглядно, соединить абсолютно противоречивые данные в одно целое.

Для чтения экономического графика применимы те же правила, что и для математического. При обратной зависимости переменных изображение будет двигаться вниз слева на право. На практике это может выглядеть как увеличение продаж в результате снижения стоимости на товар. Прямая зависимость определяется восходящим графиком, соответствующим росту цены в результате расширения количества издержек при производстве. Чаще же график выглядит в виде кривой, ломаной, ведь даже уровень безработицы способен реагировать на уменьшение инфляции.

Для анализа схем, диаграмм и графиков принято пользоваться особыми видами анализа. Позитивным и нормативным. Позитивные анализ всегда имеет долю субъективности, т.к. призван определять реальное , проявляющей себя в определенных процессах. Любой возникающий спор о точности суждений, легко проверяется фактами. Нормативному анализу свойственно описывать отклонение существующей модели от той, которая должна быть. Недостатком приема является невозможность установить верность суждения. При обсуждении экономических теорий, основанных на нормативном анализе, у экономистов обычно разгораются жаркие споры.