Домой / Проверяем документы на квартиру / Выбрать правильный жизненный путь. Как выбрать жизненный путь

Выбрать правильный жизненный путь. Как выбрать жизненный путь

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не

Однажды, по пути домой, мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:
- Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути?
- Прошу прощения, - сказал человек, не сбавляю шагу, - спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права промедлять, пока цель моя не достигнута.
- Что ж, - промолвил Учитель, - я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.
- Надеюсь, истина открылась ему? - полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
- Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая, - ответил Хинг Ши.
- И что же он сказал?
- Он сказал, что смысл жизни это выбор…
- Что ж спасибо тебе за беседу, - сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.
- … выбор, либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла, - закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко.

12 мифов при выборе жизненного пути

Миф. 1. Позволить другим сделать за Вас Выбор.
Миф о том, что кто-то может решить этот вопрос, кроме самого человека, очень удобный, надо только послушаться других, а советчики всегда найдутся.

Миф 2. Вообще не делать выбор жизненного пути
Большинство людей вообще не делают выбора о том, каким путем они пойдут по жизни. Плывут по течению. Как пойдет. В результате их бросает по жизни потоком, и приносит на случайный берег.

Миф 3. Ожидание завтрашнего дня
Упование на завтра, что вот наконец-то что-то такое изменится и вокруг возникнет прекрасный замок, роскошь и почет. Мысль о том, что если хочешь замок, его надо искать или строить, как-то в голову не приходит.

Миф 4. Жизнь в суете
Человек работает день и ночь, но сам не знает чего он хочет. Суетится, суетится, сжигает всю энергию, а кому все это нужно – неизвестно. Тянул лямку до пенсии, заработал кучу денег, но ни здоровья, ни любимой, ни радости жизни. Жизненный путь выбирается автоматически и представляет собой бесконечную череду дел. Ведь когда постоянно занят, нет времени на вопросы, на которые трудно найти ответы.

Миф 5. Поиски удачной лазейки
Мечта о том, что можно провернуть какую-нибудь удачную аферу и получить сразу все: деньги, славу и пол коня в придачу. В результате человек все время бегает в поиске очередной сногсшибательной идеи, участвует во всех умопомрачительных проектах и ждет, что именно сейчас он одним пальцем решит все свои проблемы, которых с каждым днем становится все больше и больше.

Миф 6. Профессиональное упрямство и деградация
Человек выбрал себе путь – создание простых сайтов, и достиг в этом большого мастерства. Народ идет на сайты, человек продает ссылки, сайты перестают нравиться людям, поисковые системы снижают учет факторов ссылочной оптимизации, но человек все равно продолжает клепать те же сайты, ставить ссылки и ждать денег. Его никто не понимает и не хочет понимать, но он обижен на весь интернет и заниматься чем-то другим и учиться новому уже просто не хочет.

Миф 7. Я человек маленький
В этом случае человек уверяет себя, что от него лично ничего не зависит, поэтому, где он сидит и что делает, это уже все определено и изменить это никак нельзя. Поэтому все, что остается – это сидеть тихо и смиренно нести свой крест к могиле.

Миф 8. Поиск виноватых
Найти виноватых в неудачной траектории своей жизни не просто, а очень просто. Это — нехорошие родители, школа, трудное детство, скверное влияние улицы … В довершение ко всему все это происходило в стране с неправильным режимом и неадекватными правителями, которые никакой помощи в воспитании не оказали, а только ставили палки в колеса молодому пытливому уму. И, может быть, и был шанс выбиться в люди, но он был украден другими. Остается только пить и материться, пить и материться на тех, кто опять повысил цены.

Миф 9. Прилетит вдруг волшебник.
Ждать кого-то или чего-то, что станет решением сразу всех проблем. Алые паруса и красивая сказка разбиваются о суровые камни реальности. Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с собой происходит.

Миф 10. «Это какие-то неправильные пчелы» (с)
Все неудачи в жизни приписываются тем людям, с кем человек контактирует. Поэтому при козле-начальнике карьеру не сделаешь, козлы-подчиненные ничего не понимают, с козлами-друзьями каши не сваришь, а уж с козами-женщинами никаких дел лучше вообще не иметь. Поэтому такому духовно-продвинутому очень тяжело жить. Ведь как жить, когда ты – просветленный, а кругом – козлы?

Миф 11. Жизнь бессмысленна и беспощадна
И, наконец, можно попасться на самую нелепую ошибку. Сунувшись сразу в пекло и опалив крылышки, человек решает, что жизнь – это ужасная штука и ловить здесь нечего. Куда ни кинь, всюду клин.

Миф 12. Не мы такие, жизнь такая.
Самый удобный способ самооправдания. Когда человек не получает желаемых результатов, или приходит время платить за все свои сделанные или не сделанные решения.

А как же тогда жить?

Все выборы в жизни – часть единого Пути, который называется Предназначением.

Если в вашей жизни что-то не складывается, возможно, вы собираете чужой паззл.

Цель жизни в том, чтобы не искать цель жизни.

Жизнь весьма расчетливая: то, что она тебе подкинула когда-то вчера, обязательно пригодится когда-то завтра.

Любовь — это желание жить.

Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак — картина никогда не меняется.

«Два золотых правила жизни. Первое: мелкие тревоги - пустяк. Второе: все тревоги - мелкие.»

Не относись к жизни слишком серьезно. Живым из нее все равно не выберешься.



А как Вы выбирали свой жизненный путь?

Вы сейчас довольны своим выбором? Напишите комментарий!

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

1. Наши мечты.

2. Мир, в котором мы живем:

А) человек и его окружение;

Б) важность выбора профессии для дальнейшей жизни;

В) творить добро для людей.

3. Жизнь прожить – не поле перейти.

Отечество, работа и любовь –

Вот для чего и надобно родиться.

Вот три сосны, в которых – заблудиться

И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

Р. Казакова

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось.

С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому мнению никогда не помешает.

Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть.

Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что “лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям”. А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей.

В народе говорят: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь.

(No Ratings Yet)

  1. Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а...
  2. Один из самых прекрасных и живых образов, созданных М. Горьким, – Фома Гордеев. Но его трудно понять, если не рассмотреть окружение, в котором он находился. В повести создана целая галерея...
  3. Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых...
  4. В жизни каждого есть Много различных препятствий, которые нас почему-то учат, в чем-то помогают, а иногда и проверяют на устойчивость и выносливость. Есть много людей, которые принимают ситуацию такой, какая...
  5. Einer der wichtigsten von der Mann in ihrem Leben getroffenen Entscheidungen – Die Wahl des künftigen Beruf. Jedes Kind, Schulabschluss denken immer darüber nach, aufgrund dessen, was er entscheidet, wird...
  6. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Стайрон (William Styron) Софи делает выбор (Sophie’s Choice) Роман (1979) Нью-Йорк, Бруклин, 1947 г. Начинающий писатель Стинго, от лица которого строится повествование, вознамерился покорить литературную Америку. Однако...
  7. Жизненный путь невозможен без преград. Некоторые считают, что проблемы и Препятствия на жизненном пути человека стоит преодолевать, прибегая к прямым и решительным действиям. Другие же уверены, что любые проблемы можно...
  8. В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был показан...
  9. Федор Александрович Абрамов Пряслины Тетралогия ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ Роман (1973) Михаил щадил сестру и никогда не говорил ей, но сам знал, из-за чего женился на ней Егорша, – чтобы взвалить на нее,...
  10. Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо...
  11. Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле “На поле Куликовом”, написанном в 1908...
  12. Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта...
  13. Быть верным кому-то или чему-то это важный выбор и каждый должен сделать его в жизни. Мы сами для себя должны решить, кому мы хотим быть верными. Если Родине, то патриот...
  14. Выбор профессии – это одно из важнейших решений, которое делает человек в своей жизни. Но очень часто случается так, что со временем он понимает, что то, чем он занимается –...
  15. Без добрых дел нет доброго имени Каждый нормальный человек хочет, чтобы его имя называли добрым. Что это означает? Это означает, что никто из людей не хочет, чтобы о нем думали...
  16. Я считаю, что Откладывать жизнь на завтра не нужно. Не стоит отодвигать свои добрые поступки на потом. Все мудрые люди говорят, что жизнь коротка, поэтому важно успеть сделать все хорошее,...
  17. Спорт это главным образом здоровья человека. Человек с помощью спорта увеличивает способности, становиться сильным и выносливым. Но когда спорт влияет положительно, а в каких случаях отрицательно? Почему спортом можно сгубить...
  18. Человек, это личность, который обладает своим определенным характером. Бесхарактерных людей не существует. Характер является неотъемлемой частью самого человека. Ведь именно характер придает человеку некий образ, положительной или отрицательной личности. Характер...
  19. Много веков назад было всего несколько Рабочих профессий: люди работали фермерами, пекарями, мясниками или продавцами. На сегодняшний день существуют тысячи различных видов работ, а новые профессии постоянно появляются. И проблема...
  20. Роль знаний в жизни человека Для чего человеку знания, какова их роль в жизни человека? Вроде и простые вопросы, но иногда нужно отвечать на такие простенькие вопросы, чтобы лучше понимать...
  21. План 1. Отношение людей к жизни. 2. Человек – кузнец своего счастья: А) пессимистический взгляд на жизнь; Б) люди, верящие в судьбу; В) оптимистически настроенные люди – удачливые люди. 3....
  22. Тема данного сочинения сначала показалась мне загадкой. Что же это за сокровище, которое может так сильно быть нужным человеку? Деньги или материальные блага? Они, конечно, человеку нужны и греют его...
  23. Родина – это моя Россия, которая имеет выгодное географическое положение и является самым большим государством на планете. У нас есть все для того, чтобы существовать и развиваться. Я мечтаю стать...
  24. План 1. Мечты о будущем. 2. “Добрыми будем – тогда и выйдем в люди”: А) сложность выбора профессии; Б) в любых ситуациях оставаться человеком. 3. Главное – найти себя. Человек...
  25. Одиночество – это скука, это жизнь человека в одиночку, когда человек живет и не касается других людей. Таких людей очень много. Но все-таки, почему человек стал одиноким? Какие причины повлияли...
  26. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  27. План 1. Роль книги в жизни человека. 2. “Любите книгу – источник знаний”. 3. Отношение к чтению. 4. Книги и компьютер. Что победит? 5. Чтение – это труд. Читать или...
  28. План 1. Доброта – основа жизни. 2. Добрый человек в современном обществе: А) Что значит быть добрым? Б) Нужно ли быть добрым? 3. Спешите творить добрые дела. Будь добрым, в...
Выбор жизненного пути

Человеческая жизнь – это беспрерывное движение. Линия, по которой движется человек – жизненный путь. Он состоит из событий, которые происходят за всю жизнь. Иными словами его можно назвать судьбой.

В сказках богатырям было проще - на перекрестках стояли специально обозначенные камни, на которых четко описывалась перспектива выбора. В реальности все значительно сложнее. Порой мы проживаем много-много лет в полной уверенности, что уж что-что, а жизненный путь свой мы верно выбрали. Ан нет. Точит иногда червячок сомнения - а оно ли это? Того ли я хочу? И чего хочу в принципе? Сегодня мы поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом делают.

Ошибки при выборе жизненного пути

Ошибка 1. Отсутствие выбора

Как это ни странно, но большинство людей прямо не делают выбора о том, каким путем они пойдут по жизни. Все бросают на авось. Как пойдет. В результате их бросает по жизни, как осенний лист на ветру.

Идет в институт, потому что посоветовал знакомый. Пошел в секцию, потому что хвалили. Устроился на работу, потому что рядом с домом.

В итоге - работа скучная, жизнь тоскливая, семья обрыдлая.

Поругался с начальником, сменил работу. Поругался с женой, сменил жену. Поругался с телом, сменил этот свет на тот. Зачем жил? Непонятно.

Ошибка 2. Ожидание чуда

Вариация первой ошибки. Все то же самое, но при этом упование на чудо. Вот завтра все будет совсем по-другому. Что-то такое изменится в жизненном механизме, и вокруг возникнет прекрасный сад полный цветущих роз. Только не сегодня. Но скоро, очень скоро. Ну не очень скоро, но обязательно будет.

Мысль о том, что если хочешь сада, надо его выращивать, как-то в голову не приходит.

Ошибка 3. Упорная работа белки в колесе

В этом случае человек готов работать день и ночь, но сам не знает, чего он хочет. Он работает на двух работах, берет сверхурочные. Все свои силы и здоровье вкладывает в бесконечные крысиные гонки. Скорее, еще скорее.

Отдыхать некогда, болеть некогда. Суетится, суетится, сжигает всю энергию, а кому все это нужно – неизвестно. Тянул лямку до пенсии, заработал кучу денег, но ни здоровья, ни любимой, ни радости жизни.

Ошибка 4. Поиски удачной лазейки

Мечта о том, что можно провернуть какую-нибудь удачную аферу и получить сразу все: деньги, славу и полконя в придачу.

В результате человек все время бегает в поиске очередной сногсшибательной идеи, участвует во всех «мегаперспективных» проектах и ждет, что именно сейчас он одним пальцем решит все свои проблемы, которых с каждым днем становится все больше и больше.

Ошибка 5. Упертая непоколебимость

Человек выбрал, что его путь – это пробивание дырочек в перфокартах. И достиг в этом большого мастерства. Мало кто может пробивать дырочки в перфокартах так умело и быстро. Но перфокарты устарели, и его талант оказался никому не нужен.

Но нет, он еще всем докажет. Он будет работать сутки через трое ночным сторожем, а в оставшиеся три дня он будет совершенствовать свое умение пробивать дырочки.

Все стены у него обвешаны перфокартами с идеально пробитыми дырочками, а в сундуке в строгом порядке отложены особо ценные перфокарты для передачи по наследству.

Его никто не понимает и не хочет понимать, но он обижен на весь белый свет и считает, что когда-нибудь его умение еще пригодится.

Ошибка 6. Я человек маленький

В этом случае человек уверяет себя, что от него лично ничего не зависит, поэтому то, где он сидит и что делает – это уже все определено и изменить это никак нельзя. Поэтому все, что остается – это сидеть тихо и смиренно нести свой крест к могиле.

Ошибка 7. Поиск виноватых

О, тут есть, где развернуться! Найти виноватых в неудачной траектории своей жизни не просто, а очень просто.

Родители не передали по наследству генов гениальности, а те, которые случайно были переданы, безжалостно растоптал школьный конвейер.

Детство было трудное, пирожные давали не каждый день, а домашние задания – каждый. К тому же скверное влияние улицы окончательно сбило с толку неокрепшую душу и приучило к кину, вину и домину.

В довершение ко всему все это происходило в стране с неправильным режимом и неадекватными правителями, которые никакой помощи в воспитании не оказали, а только ставили палки в колеса молодому пытливому уму.

И, может быть, и был шанс выбиться в люди, но он был иезутски украден вольными каменщиками – франкмасонами, которые окончательно поставили крест на все радости жизни, и остается только пить и материться, пить и материться на тех, кто опять повысил цены на водку.

Ошибка 8. Кто бы решил мои проблемы

Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с собой происходит.

– Вы знаете, я так плохо запоминаю имена и цифры, что даже не помню, сколько у меня было мужей.

– Я страдаю топографическим кретинизмом, что никогда не могу в своей квартире попасть в туалет с первого раза, сколько из-за этого было конфузов.

– Искать работу? Да вы что, я же ничего не умею, и потом, я что, должна буду целый день работать? Это так странно.

– Вы меня напрягаете, лучше бы вошли в мое положение, я натура тонкая и не люблю, когда меня грузят всякими проблемами. Ну и что, что это мои проблемы, ну вы их решите как-нибудь.

Ошибка 9. Все козлы

Все неудачи в жизни приписываются тем людям, с кем человек контактирует.

Поэтому при козле-начальнике карьеру не сделаешь, козлы-подчиненные ничего не понимают, с козлами-друзьями каши не сваришь, а уж с козами-женщинами никаких дел лучше вообще не иметь.

Поэтому такому духовно-продвинутому очень тяжело жить. Ведь как жить, когда ты – просветленный, а кругом – козлы?

Ошибка 10. Жизнь бессмысленна и беспощадна

И, наконец, можно попасться на самую нелепую ошибку. Сунувшись сразу в пекло и опалив крылышки, человек решает, что жизнь – это ужасная штука и ловить здесь нечего. Куда ни кинь, всюду клин. И для чего тогда жить?опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet