Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Эффективность ведения гражданской обороны на всех уровнях определяется качеством и детализацией проработки планирующих документов.
Так, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622).
Наибольший практический интерес для широкого круга специалистов в области защиты населения представляет порядок разработки планов гражданской обороны категорированных организаций. Необходимо заметить, что при разработке планов гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по ГО, не следует ограничиваться теми подразделами, которые представлены ниже. В случае, если существует потребность раскрыть какой-либо специфичный для конкретной организации вопрос отдельно, указанную структуру необходимо дополнить соответствующим подразделом или приложением.
Этапы разработки, порядок согласования, уточнения (корректировки) плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе - оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника;
На втором этапе:
определение организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность, а также получение организациями мобилизационных заданий для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
В планы гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время , расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом гражданской обороны (представлен в приложении к приказу МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП). Данные требования относятся также и к организациям, не отнесенным к категориям по гражданской обороне и продолжающим работу в военное время.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны организации определяется разработчиком плана, но должно быть не менее количества пунктов управления организации.
Планы гражданской обороны согласовываются:
организации, отнесенной к категории особой важности или первой категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время - с соответствующим органом местного самоуправления.
План гражданской обороны организации подписывается работником организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем.
План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.
Структура и содержание плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
План гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, состоит из трех разделов и приложений.
В первом разделе «Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника» приводится краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и указывается:
место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской, и на ближайшей периферии от нее;
перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние факторов ЧС на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение).
Подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, после нападения противника» должен включать следующие сведения:
о степени возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО;
о возможной инженерной, радиационной, химической, пожарной, медицинской и биологической обстановке;
расчет потерь от вторичных поражающих факторов;
ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
Заканчивается раздел выводами из оценки возможной обстановки.
Второй раздел «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны» включает следующие подразделы:
порядок приведения в готовность гражданской обороны - в котором указаны порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента РФ и Правительства РФ, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 437-13 «Вопросы гражданской обороны в Российской Федерации»;
организация защиты персонала и членов семей - в котором раскрываются вопросыорганизации укрытия в защитных сооружениях, защиты работников и членов их семей, медицинской защиты, управления, связи и оповещения, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов, проведения АСДНР и обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
В третьем разделе «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника» должны быть раскрыты вопросы организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
К плану гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:
Приложение 1 «Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года», по форме в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года
№п/п | Наименование основных показателей | Единица измерения | Значения показателей |
I. Укрытие рабочих и служащих организации |
|||
1. | Численность работников, подлежащих укрытию | чел. | |
1.1. | Укрывается всего, в том числе: | чел. | |
в подвальных и других заглубленных помещениях | чел. | ||
II. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты |
|||
1. | Обеспеченность противогазами всех видов персонала, из них: | чел., % | |
взрослого населения | чел., % | ||
детей (от 1,5 до 17 лет) | чел., % | ||
детей камерами защитными детскими | чел., % | ||
2. | Организовано хранение противогазов: на рабочих местах | шт., % | |
на складе | шт., % | ||
III. Эвакуационные мероприятия |
|||
1. | Численность персонала и членов семей, подлежащих эвакуации, всего, в том числе: | чел. | |
из зоны возможных сильных разрушений | чел. | ||
из зоны возможного химического заражения | чел. | ||
из зоны возможного радиоактивного заражения | чел. | ||
2. | По способу эвакуации | ||
2.1. | пешим порядком | чел., % | |
2.2. | железнодорожным транспортом | чел., % | |
2.3. | автомобильным транспортом | чел., % | |
2.4. | водным транспортом | чел., % | |
2.5. | воздушным транспортом | чел., % | |
3. | Планируемый общий срок проведения частичной эвакуации | сут. | |
4. | Планируется эвакуировать населения (по частичной эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
4.1. | За 1 сутки | чел., % | |
4.2. | За 2 сутки | чел., % | |
4.3. | За 3 сутки | чел., % | |
4.4. | За 4 сутки | чел., % | |
4.5. | За 5 сутки | чел., % | |
5. | Планируемый общий срок проведения общей эвакуации | час | |
6. | Планируется эвакуировать населения (по общей эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
6.1. | За 6 часов | чел., % | |
6.2. | За 12 часов | чел., % | |
6.3. | За 18 часов | чел., % | |
6.4. | За 24 часа | чел., % | |
IV. Силы гражданской обороны |
|||
1. | Всего формирований | ед./ чел. | |
2. | В том числе: | ||
2.1. | формирований спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2. | формирований аварийно-спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2.1. | в том числе | ||
нештатных аварийно-спасательных формирований | ед./ чел. |
Приложение 2 «Возможная обстановка на территории организации», разрабатываемое на плане объектов организации с пояснительной запиской. При этом на плане отражаются:
пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
Приложение 3 «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне», разрабатываемое по форме согласно таблице 2.
Приложение 4 «План мероприятий по защите работников и организации АСДНР», разрабатываемое на плане объектов организации с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
Приложение 5 «Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатываемое по форме согласно таблице 3.
Приложение 6 «План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны», разрабатываемое по форме согласно таблице 4.
Таблица 2 - Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне
№ | Наименование мероприятий по гражданской обороне | Объем выполняемых работ, единица измерения | Продолжи-тельность выполнения | Сроки проведения | Исполнители |
|||||||||
первые сутки | вторые сутки | последующие сутки |
||||||||||||
минуты | часы | часы | ||||||||||||
30 | 40 | 60 | 2 | 3 | … | 1 | 2 | .... | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны |
||||||||||||||
а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди |
||||||||||||||
б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди |
||||||||||||||
в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди |
||||||||||||||
г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации |
||||||||||||||
д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме |
||||||||||||||
е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ |
||||||||||||||
ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону |
||||||||||||||
II. При внезапном нападении противника |
||||||||||||||
а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога») |
||||||||||||||
б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги») |
||||||||||||||
в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге |
||||||||||||||
г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги |
||||||||||||||
д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности |
||||||||||||||
е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности |
||||||||||||||
Таблица 3 - Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года
№ | Мероприятия | В пункте(ах) постоянной дислокации, количество защитных сооружений/ количество укрываемых | В загородной зоне, количество защитных сооружений/ количество укрываемых |
1. | Подлежит укрытию: работников, человек членов их семей, человек | ||
2. | Имеется защитных сооружений: | ||
2.1 | убежищ (противорадиационных укрытий), отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны | ||
2.2 | убежищ (противорадиационных укрытий), не отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Всего укрывается и % укрытия | ||
2.3 | подвалов и других заглубленных помещений | ||
2.4 | всего укрывается и % укрытия | ||
3. | Планируется строительство: | ||
4. | Итого будет укрываться, человек |
Таблица 4 - План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны
№ | Вид работы | Количество и вместимость | Примечание |
||||||||
сутки |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | … | 39 | 40 | |||
1. В пункте постоянной дислокации |
|||||||||||
1. | Приведение в готовность существующих убежищ | ||||||||||
2. | Приспособление имеющихся подвалов и заглубленных помещений | ||||||||||
3. | Достройка убежищ по планам текущего года | ||||||||||
4. | Строительство быстровозводимых убежищ | ||||||||||
5. | | ||||||||||
Всего: | |||||||||||
2. В загородной зоне |
|||||||||||
1. | Приспособление имеющихся подвалов | ||||||||||
2. | Строительство противорадиационных укрытий | ||||||||||
3. | Строительство простейших укрытий | ||||||||||
Всего: |
Приложение 7 «План эвакуации работников организации и членов их семей»,разрабатывается в виде текстового документа с приложениями. План эвакуации является неотъемлемой частью плана гражданской обороны.
В текстовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей отражаются:
порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников организации и членов их семей и их инструктирования;
численность работников организации и членов их семей, подлежащих эвакуации;
сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников организации и членов их семей;
порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
организация защиты работников организации и членов их семейств местах сбора, на маршрутах эвакуации;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
К тестовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей разрабатываются приложения в виде карт и плана размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников организации и членов их семей на каждый из них;
численность вывозимых работников организации и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
закрепленные за организацией безопасные районы;
маршруты вывоза работников организации и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
сигналы управления и оповещения.
План размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:
здания и сооружения, планируемые для размещения работников организации и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников организации и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;
численность прибываемых работников организации и членов их семей;
порядок размещения работников организации и членов их семей.
Организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:
порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
Приложение 8 «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации», разрабатывается по форме согласно таблице 5.
Таблица 5 - План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации
№ п/п | Наименование проводимых мероприятий | Объем | Сроки выполнения | Материально-техническое обеспечение | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение 9 «Состав сил и средств гражданской обороны организации», разрабатывается по форме согласно таблице 6.
Приложение 10 «Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации», разрабатывается по форме согласно таблице 7.
Приложение 11 «Схемы управления, связи и оповещения», должно быть разработано с учетом особенностей каждой конкретной организации.
Таблица 6 - Состав сил и средств гражданской обороны организации
№ п/п | Наименование формирования | Количество | Оснащение | Время готовности, «Время получения сигнала» + |
||||||
формирований | л/состава | приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, единиц | средства связи, единиц | автотранспорт, единиц | специальная техника, единиц |
|||||
Всего, единиц | | Всего, единиц | в том числе повышенной готовности, единиц (%) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Таблица 7 - Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации
№ п/п | Наименование структурного подразделения | Подлежит обеспечению | Противогазы | Респираторы | Медицинские средства защиты | Места выдачи | Приме-чание |
|||
Всего | в том числе | наличие | наличие | АИ, наличие / потребность | ИПП, наличие / потребность | ППМ, наличие / потребность | ||||
рабочих и служащих | потребность | потребность | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Примечание: АИ - аптечки индивидуальные; ИПП - индивидуальные противохимические пакеты; ППМ - пакет перевязочный медицинский
1. Настоящие методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработаны в соответствии Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»1 (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»2 и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяют требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны организаций расположенных на территории города.
2. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
II. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны организаций
Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе:
оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника, организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне.
На втором этапе:
определение организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность.
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны организациями.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
III. В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
1. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:
а) краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
2. В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и на ближайшей периферии от нее;
г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
е) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время (состав, готовность и предназначение).
3. В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
в) потери от вторичных факторов поражения;
г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
4. Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация защиты персонала и членов семей;
в) организация управления, связи и оповещения;
г) организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) организация и проведение АСДНР;
е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
5. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13.
6. Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:
а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:
порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;
порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;
организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:
порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;
организация защиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;
в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.
7. В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;
б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
д) организация связи.
8. В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
в) мероприятия по противопожарной защите;
г) другие мероприятия.
9. В подразделе, касающемся организации и проведении АСДНР, указываются следующие сведения:
а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
10. В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка.
11. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
12. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;
в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
г) организация укрытия персонала.
13. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) восстановление управления, связи и оповещения;
б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;
е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при внезапном нападении противника;
ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
IV. К планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающим работу в военное время, прилагаются следующие приложения:
а) основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года;
б) возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
г) план мероприятий по защите работников и организации АСДНР;
д) расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года;
е) план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны;
ж) план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей;
з) план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
и) состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
л) схемы управления, связи и оповещения.
1. Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатываются в соответствии с приложением № 9 к настоящему Порядку.
2. Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с пояснительной запиской.
На плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
В пояснительной записке на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников и населения, попадающих в них;
б) общая площадь заражения радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;
в) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
г) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери персонала;
д) общая площадь пожаров;
е) характеристика зоны возможного катастрофического затопления (площадь и численность персонала, попадающего в них).
3. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
4. План мероприятий по защите работников и организации АСДНР, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
5. Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатывается в соответствии с приложением № 10 к настоящему Порядку.
6. План наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
7. План эвакуации и рассредоточения работников организации и членов их семей разрабатывается в виде текстового документа с приложениями.
В текстовой части плана эвакуации отражаются:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников и членов их семей и их инструктирования;
в) численность работников власти и членов их семей, подлежащих эвакуации;
г) сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников и членов их семей;
д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
к) организация защиты работников и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации;
л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
м) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
н) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
о) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
п) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
К тестовой части плана эвакуации работников и членов их семей прилагаются приложения в виде карт и плана размещения работников и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
а) границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров;
д) численность вывозимых работников и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
е) закрепленные за организацией безопасные районы;
ж) маршруты вывоза работников и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
н) сигналы управления и оповещения.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
8. План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 11 к настоящему Порядку.
9. Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
10. Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
11. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к настоящему Порядку.
12. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
13. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.
14. Планы гражданской обороны согласовывается:
а) С МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска» и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
б) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска».
15. План гражданской обороны подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны.
16. План гражданской обороны организации утверждается руководителем организации.
17. План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Временные показатели выполнения мероприятий гражданской обороны и исходные данные по возможной обстановке на территории города необходимо получить в управлении общественной безопасности администрации города Пятигорска.
V. Формы приложений к плану Гражданской обороны организации.
Приложение №1
"Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне"
Приложение №3
"План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны"
Приложение №4
"Состав сил и средств гражданской обороны.
Приложение №5
"Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти (организации) по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №7
"Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам.
Приложение №9
"Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №10
"Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №11
"План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время"
Приложение №12
"Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время"
Начальник управления В.В. Песоцкий
Образец
Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне
п/п |
Наименование мероприятий по гражданской обороне |
Объем выполняемых работ, единица измерения |
Продолжи-тельность выполнения |
Сроки проведения |
Исполни-тели |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
первые сутки |
вторые сутки |
последую-щие сутки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне. 2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (см. текст в предыдущей редакции) Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением. 3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. 4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны: (см. текст в предыдущей редакции) В федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; (см. текст в предыдущей редакции) В муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством; в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством. 5. Ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (см. текст в предыдущей редакции) Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею. Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. (см. текст в предыдущей редакции) Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся. (см. текст в предыдущей редакции) 7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: (см. текст в предыдущей редакции) развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; (см. текст в предыдущей редакции) создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны. 8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: (см. текст в предыдущей редакции) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею. 9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются: организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; (см. текст в предыдущей редакции) создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава. 10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: (см. текст в предыдущей редакции) строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; (см. текст в предыдущей редакции) подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; (см. текст в предыдущей редакции) обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения. 11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются: (см. текст в предыдущей редакции) определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; (см. текст в предыдущей редакции) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: (см. текст в предыдущей редакции) создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ; организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. 13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: (см. текст в предыдущей редакции) планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; (см. текст в предыдущей редакции) осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; определение численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда; предоставление населению информационно-психологической поддержки. 14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются: (см. текст в предыдущей редакции) создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны; тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время; тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время. 15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются: (см. текст в предыдущей редакции) создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения; введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению); (см. текст в предыдущей редакции) совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. 16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются: заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны; организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения. Заказчикам, органам государственного управления и надзора, предприятиям, организациям и иным юридическим и физическим лицам - участникам инвестиционного процесса, для применения предназначена Инструкция о порядке разработки, согласовании, утверждении и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95). Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ и субъектов РФ, а также иными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов. Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование. Таблица 2.1.1- Задание на проектирование объектов производственного назначения
Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы: Обоснование инвестиций строительства данного объекта; Акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы; Архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке; Технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; Сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта; Исходные данные по оборудованию, в т.ч. индивидуального изготовления; Необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования; Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения; Материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих Имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений подземных и наземных сетей и коммуникаций; Чертежи и технические характеристики продукции предприятия; Задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости); Заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений; Технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах; Условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов; Другие материалы. Таблица 2.1.2 - Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения
Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации следующие документы и материалы: Обоснование инвестиций в строительство данного объекта; Решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта; Архитектурно-планировочное задание; Имеющиеся материалы утвержденного проекта детальной планировки участка строительства; Имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологических изысканий; Материалы по существующей и сохраняемой застройке и зеленым насаждениям; Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях; Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения; Данные по виду выделяемого топлива; Технические условия на присоединение к здешним инженерным сетям и коммуникациям; Сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях; Другие материалы. Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий. При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах городов, поселков и сельских поселений, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон. Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских поселений, схемами и проектами районной планировки и разработанными на их основе проектами застройки. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в РФ. Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения Общая пояснительная записка; Генеральный план и транспорт; Технологические решения; труда работников управления; результаты расчетов численного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест, а также санитарно-гигиенические условия труда работающих и мероприятия по охране труда и технике безопасности. Данный раздел содержит сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Указываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, а также по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи этого раздела: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих конструкций. Инженерное оборудование, сети и системы. В этом разделе даются решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, а также решения по инженерному оборудованию зданий и сооружений, в том числе: по электрооборудованию, электроосвещению, связи и сигнализации, радиофикации и телевидению, и др. Основные чертежи этого раздела: Принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и др.; Планы и профили инженерных сетей; Чертежи основных сооружений; Планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, сигнализации и др. Охрана окружающей среды. Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сметная документация. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя РФ. Состав документации на стадии проект должен содержать: Сводные сметные расчеты стоимости строительства; Объектные и локальные сметные расчеты; Сметные расчеты на отдельные виды затрат; Для определения стоимости строительства рекомендуется использовать действующую сметно-нормативную базу, разрабатываемую, вводимую в действие и уточняемую в установленном порядке. Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен: В базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен; В текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства. В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки. На основе текущего уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными). В результате совместного решения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме. При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы. В сводном сметном расчете отдельной строкой предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений. Для строек, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, размер резерва не должен превышать трех процентов по объектам производственного назначения и двух процентов по объектам социальной сферы. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением по решениям Правительства РФ повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и др., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой, с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию. Эффективность инвестиций. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций. Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта. Таблица 2.1.3 - Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
Таблица 2.1.4 Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений
Таблица 2.1.5 - Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых зданий Раздел эффективности инвестиций выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от21.06.1999г. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов: Общая пояснительная записка; Архитектурно-строительные решения; Технологические решения; Решения по инженерному оборудованию; Охрана окружающей среды; Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; Организация строительства; Сметная документация; Эффективность инвестиций Общая пояснительная записка содержит основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; краткую характеристику объекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; результаты расчета численности и состава работающих, сведения о числе рабочих мест; данные о потребности в тепле, воде и электрической энергии; основные технико-экономические показатели проекта; а также сведения о проведенных согласованиях проектных решений. Архитектурно-строительные решения. Этот раздел содержит сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений; мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и др. Технологические решения. В этом разделе указывается на функциональное назначение объекта; дается краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их по безопасности и комфорту. Решения по инженерному оборудованию. Этот раздел содержит обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации, кондиционированию воздуха, газоснабжению; решения по управлению инженерными сетями; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению и т.д.; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; проектные решения по противопожарным мероприятиям. Охрана окружающей среды. Данный раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нрмативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация строительства. Этот раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг. Сметная документация. Данный раздел разрабатывается аналогично разделу сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения. Эффективность инвестиций. Разрабатывается применительно к положениям по строительству предприятий, зданий и сооружений производственного назначения. Основные чертежи: Ситуационный план в масштабе 1:5000, 1: 10000; Схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000; Планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций; Каталожные листы привязываемых проектов массового применения; Интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование); Схематическое изображение индивидуальных конструкторских решений; Примеры расстановки мебели для жилых домов; Принципиальные схемы устройства инженерного оборудования; Схемы трасс внешних инженерных коммуникаций; Планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним Схема электроснабжения объекта; Принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами; Схемы организации связи и сигнализации; Схемы мусороудаления. Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию проекта. В настоящее время в соответствии с федеральной системой нормативов проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов (рисунок 2.1). На первом этапе определяются цели инвестирования, назначение и мощности объекта строительства, номенклатура продукции, места (районы) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок источников финансирования, условий и средств реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчик (инвестор) оценивает возможности инвестирования и достижения намеченных технико-экономических показателей. После одобрения местным органом власти намерений заказчика разрабатываются обоснования инвестиций в строительство. В соответствии с «Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласования документации на строительство, а также порядка оплаты оказанных услуг» приступают к согласованию и сбору исходных данных (исходно-разрешительной документации) (рисунок 2.2) для строительства объекта. Разветвленная система согласований и получения исходно-разрешительной документации, продиктованная законами РФ, сегодня явно стала механизмом увеличения средств для содержания аппарата управления. Преодолевая эти барьеры, проектировщик переходит к разработке обоснований инвестиций на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора площадки) и о разработке проектной документации. Второй этап включает в себя собственно разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации. При этом положительное заключение экспертизы становится обязательным условием утверждения проекта. Утвержденный проект - решение окончательное. Только после этого можно начинать третий этап - разработку рабочей документации и получение разрешения для производства СМР, выдаваемого органами государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Порядок разработки, согласования и утверждения
|