РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи.
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято Постановление № 113 от 5.11.1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с положением об РСЧС, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
1.разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4. сбор и обработка информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмен информацией;
5. подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов);
8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основная цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение усилий всех органов ветвей власти, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом реальной обстановки.
Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.
Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т.е. фактора невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.
В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтение профилактической работе.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяе т органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Федеральный закон «О защите населения...» вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
СТРУКТУРА РСЧС
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующие органы РСЧС:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
На региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);
На территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;
На местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
На объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти организаций.
Постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО и ЧС):
на федеральном уровне - МЧС России;
На региональном - региональные центры;
на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
На местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
Оперативно-дежурные службы ОУ ГО и ЧС всех уровней;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Размещаются органы повседневного управления РСЧС в пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства РСЧС . Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
Силы и средства органов местного самоуправления;
Силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются:
♦ на силы и средства наблюдения и контроля:
♦ силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят:
из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих иконтролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
Ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
Служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
Геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;
Учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
Формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
Формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
Военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;
Специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
Аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
Служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
Восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
Аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы , представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасностью осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ.
Резервы материальных и финансовых ресурсов . Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
▪ резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
▪ запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного резерва;
▪ резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти
▪ резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс
1.4.1. Подвзаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения цели. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, администраций организаций и учреждений в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, планами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также возможными соглашениями между органами управления по указанным вопросам.
1.4.2. Взаимодействие в области предупреждения и ликвидации ЧС включает:
совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;
совместную разработку планов взаимодействия;
определение сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС и их выделение в соответствии с разработанными планами взаимодействия;
согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения;
проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов, обучению органов управления и сил;
участие представителей в ходе тренировок и учений, проводимых при раздельной подготовке сил и средств сторон;
совместное участие в проведении служебных расследований по установлению причин крупных аварий и катастроф.
1.4.3. Целями организации взаимодействия в РСЧС являются:
координация действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
обеспечение оптимального использования сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации ЧС.
1.4.4. Методы организации взаимодействия:
выработка совместных решений руководителей и должностных лиц соответствующих органов управления;
образование объединенных штабов и иных временных органов управления, аппаратов представителей других органов управления.
1.4.5. Порядок организации взаимодействия:
обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
совместная разработка планов действий и взаимодействия, а также других оперативных документов;
согласование порядка совместно проводимых мероприятий;
участие в разработке, производстве, внедрении новой техники;
совместная подготовка нормативно-правовых актов;
обучение на совместных маневрах, учениях и тренировках;
обмен опытом, аналитической информацией на конференциях, семинарах.
1.4.6. Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (зоне ЧС).
1.4.7. Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планов действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения АСДНР.
1.4.8. Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: знать обстановку в зоне ЧС и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел вышестоящего начальника (руководителя) и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимный обмен информацией; организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.
1.4.9. С органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых сил Минобороны России и других министерств и ведомств РФ согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ; о режимах защиты населения и сил, действующих в зонах ЧС; организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы.
1.4.10. Основой для организации взаимодействия является решение начальника (руководителя) органа управления на организацию взаимодействия по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. Решение оформляется соответствующим распорядительным документом.
В распорядительном документе определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам ЧС; привлекаемые силы и средства для создания необходимых группировок, порядок обеспечения их выдвижения и вывода на объекты работ, использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов источника ЧС; порядок смены формирований на участках работ, а также переподчинения соответствующим органам управления и согласование их действий с частями Минобороны России; порядок обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления в зонах ЧС, порядок использования связи и организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, порядок отработки документов и организации контроля.
При угрозе или возникновении ЧС начальником (руководителем) органа управления принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.
1.4.11. При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (далее – ОГ) (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.
1.4.12. Исходными данными для планирования взаимодействия на территории субъекта РФ являются: решение КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с начальником РЦ МЧС России (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС; привлекаемые подсистемы и их звенья, их задачи, организация управления и обеспечения); указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС России, министерствами и ведомствами РФ, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС.
Информацию о привлечении войск военных округов (сил флотов) к ликвидации ЧС КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ получает от РЦ МЧС России.
1.4.13. Для организации взаимодействия разрабатываются:
а) в РЦ МЧС России:
план действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской;
план взаимодействия РЦ МЧС России с территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
план взаимодействия РЦ МЧС России с отделениями железных дорог в случае возникновения ЧС на железнодорожном транспорте;
план взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасания на водных бассейнах в зоне ответственности РЦ МЧС России с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));
план взаимодействия сил и средств РЦ МЧС России при ликвидации ЧС, связанных с авиационными происшествиями;
план взаимодействия РЦ МЧС России с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));
план РЦ МЧС России по гражданской обороне и защите населения;
план защиты населения и территорий при авариях на АЭС.
б) в ГУ МЧС России по субъекту РФ:
план гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ;
план действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
план взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 1
1.4.14. План действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатывается применительно к режимам функционирования. Он подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Выписка из плана направляется взаимодействующим органам управления.
1.4.15. План взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России, командующими (командирами) объединений (соединений, воинских частей) Минобороны России (от которых выделяются силы и средства при ЧС), МВД России, ФСБ России, начальниками гарнизонов (зон ответственности), дислоцированных на территории субъекта РФ и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :
1. режим повседневной деятельности ;
2. режим повышенной готовности ;
3. режим ЧС .
Врежиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится:
1. наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
2. планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;
3. совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;
4. организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
5. создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;
6. осуществление целевых видов страхования .
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится:
1. формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
2. усиление дежурно-диспетчерских служб ;
3. усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
4. принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС ;
5. проверка систем и средств оповещения и связи;
6. приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );
Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится:
1. выдвижение оперативных групп в район ЧС;
2. определение границ зоны ЧС;
3. осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
4. организация работ по ликвидации последствий ЧС .
Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :
Оповещение населения об опасности;
Использование населением индивидуальных средств защиты, убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;
Установление режимов поведения (режимов защиты);
Эвакуация населения из опасных участков;
Оказание пораженным первой медицинской помощи.
На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .
Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .
Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
К аварийно-спасательным работам относятся:
Определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);
Ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
Локализация и тушение пожаров;
Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;
Подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
Оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;
Вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы
Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .
К другим неотложным работам относятся:
Локализация очага чрезвычайной ситуации;
Прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;
Разбор завалов в очаге;
Укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;
Восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;
Обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;
Проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:
Восстановление жилья и возведение временных жилых построек;
Восстановление коммунального обслуживания;
Снабжение продовольствием и предметами первой необходимости;
Возвращение временно эвакуированного населения;
Восстановление функционирования промышленных объектов.
Тема 1.5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
3 учебный вопрос
Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или руководителей организаций устанавливается один из трёх режимов функционирования системы РСЧС:
1. Режим повседневной деятельности. Действует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
2. Режим повышенной готовности. Действует при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
3. Режим чрезвычайной ситуации. Действует при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы
В режиме повседневной деятельности:
- Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
- Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- Разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- Подготовка населения к действиям в ЧС;
- Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
В режиме повышенной готовности:
- Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
- Круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
- Непрерывный сбор, обработка и передача о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
- Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС;
- Приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
- Оповещение руководителей различных уровней и населения о возникших ЧС;
- Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- Организация работ по ликвидации ЧС;
- Поддержание общественного порядка;
- Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;
- Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Выводы по третьему учебному вопросу
1. В зависимости от обстановки Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций действует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режим функционирования определяет перечень мероприятий, проводимых органами управления и силами РСЧС, а также сроки проведения данных мероприятий.
2. Введение режимов функционирования и их отмена осуществляются решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций
а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .
б) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Режимы устанавливаются решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, или возникли ЧС.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:
1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.
Мероприятия:
наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;
создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
осуществление целевых видов страхования;
участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.
Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.
2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Мероприятия:
формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерских служб;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.
Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).
3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Мероприятия:
выдвижение оперативных групп в район ЧС;
разведка зоны ЧС;
уточнение решения по ликвидации ЧС;
организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;
непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.
Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения
Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствующих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организацией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обстановкой в ЧС).
Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.
Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является начальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.
В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от структуры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязанности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.
Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются начальником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обязанностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей папке должностного лица.
Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнозируемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствующие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определяется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом профиля больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.
Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофилировать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.
От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки больных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделений. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделении, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носильщиках, средствах транспортировки в отделения больницы.
Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреждению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.
Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования больницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприятия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.
Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющимися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории больницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.
· приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;
· приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;
· приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории больницы; определение порядка их использования;
· выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;
· выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;
· выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;
· эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;
· организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;
· мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;
· прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;
· организация управления, учета и отчетности.
Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.
Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формирований являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подготовки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.