Домой / Знаете ли Вы, что… / Требования для поступления в театральное училище. Как поступить в театральный институт

Требования для поступления в театральное училище. Как поступить в театральный институт

Здравствуйте, друзья!

Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.

Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста - все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их "советов" во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.

Однако, из-за не глубокого понимания темы и собственной интерпретации авторов, эти рекомендации у меня вызывают ассоциацию с Сольери, который с помощью математики пытался сочинять музыку. Надеюсь, помните, что из этого вышло... Он убил Моцарта.

А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…

Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…

Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.


Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.

И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?

Ай...Ой... ПАНИКА!!!

Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха... ха... Извечный русский вопрос.

УСПОКОЙТЕСЬ!

Прежде всего — успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас во всем разберёмся. «Релакс», как говорил мой Учитель - Феликс Михайлович Иванов.

Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.

Творческий конкурс — обязательный экзамен во всех театральных училищах нашей страны.
Что бы понять, что это такое, представьте себе набор сито для просеивания муки. Каждое последующее сито имеет отверстия меньшего диаметра.
Творческий конкурс точно такой же набор, состоящий из предварительных просмотров — собеседования, нескольких туров, ещё их называют прослушиваниями, пластического экзамена и коллоквиума - разговора с художественным руководителем и педагогами будущего курса.

Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.

К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.

Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.

Предварительные просмотры.

Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.

Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?

Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.

Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.

Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.

Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.

Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).

О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.

Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.

Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.

Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.

Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.

Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.

К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.

Теперь о внешнем виде и его использовании.

Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.

Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.

Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.

Низ должен показать, что у вас есть ноги. Длина лучше классическая, пять-десять сантиметров ниже колен. У кого проблема с ногами - длина до щиколотки. С мини юбками и разрезами поосторожней, рекомендации такие же, как и с декольте. Вообще, на мой взгляд, лучше платье свободного кроя до колен или чуть ниже. Цвет и рисунок на одежде может быть любой. Желательно пастельных тонов. Избегайте рисунка в горох, очень мелкой и пёстрой клетки и слишком больших и очень мелких цветов. От них рябит в глазах и раздражает уже уставших педагогов. Идеально подходит средняя полоска. Но надо помнить, что вертикальная удлиняет фигуру и подходит для не высоких и полных, а горизонтальная полнит и визуально делает фигуру короче. Запомните это и применяйте с умом.

Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.

Низ - лучше брюки, а не джинсы. Они должны быть свободного покроя, чтобы не выпячивалось ваше мужское достоинство. Демонстрировать его надо девушкам в постели, а на педагогам. Но решать вам.

Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.

Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.

Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.

Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.

Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.

Если все мальчики в вашей группе причёсаны - то слегка взъерошите волосы. Если наоборот, прилижите слегка намочив водой. Делайте это быстро прямо перед входом в аудиторию для прослушивания.

Девушкам. Макияжа почти не должно быть... видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.

Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.

Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.

Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.

На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.

Как это сделать?

С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.

Критерий выбора чтецкого материала один, и я в этом убеждён, - он должен быть вам близок по духу и эмоционально вас волновать. Нет. Не просто нравиться, а должен вас волновать, волновать до глубины души. И эти переживания должны быть абсолютно искренними.

Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?

Поймите. Важно не то, как правильно вы читаете, с акцентами или без, держите люфтпаузу или нет, где ставите ударения. Этому вас научат в училище. Важно то, что раскрывает в вас это чтение. А это - ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ! Раскрытие его важнее всего. Запомните это.

Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.

Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.

Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.

Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.

Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.

Рекомендации:
Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.

Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!

Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.

Басни лучше взять И.Крылова или С.Михалкова, не советую брать Эзопа. Он более труден из-за перевода.

И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.

На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.

Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.

Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.

Одежду для этого экзамена можно взять попроще, но лучше темного цвета. Подойдут футболка с длинным или коротким рукавом, спортивные штаны, кроссовки или джазовки. Для танца - туфли для девочек и ботинки для мальчиков на небольшом каблуке.

Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.

А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.

Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.

Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.

Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.

Напоследок несколько советов.

Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.

Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
Слушайте музыку, лучше джаз.
Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.

На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.

А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.

Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.

Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.

P.S. В следующий раз мы с вами затронем тему актёрских тренингов. И будем мы это делать по самым прогрессивным методикам. Вы знаете, какие техники и упражнения надо использовать? Тогда, узнаете.

Оставайтесь со мной и цените друг друга!

Ваш Игорь Афончиков.

    Главное ваши таланты! Мимика, речь, жесты, эмоции, творческий подход к делу!

    Если Вы играете, то публика не должна видеть актера! публика должна смотреть картину и думать о сюжете, а не о том как актер переигрывает сцену.

    И так Таланты для школы актеров, в основном это - музыкальная школа (игра на гитаре, пианино и т.п.)

    Танцы - актер должен уметь двигаться

    Речь - речь должна быть поставлена, и без всевозможных дефектов (такие как картавость и т.п)

    Мимика - мимика это все, если у вас нет мимики Вы не пройдете, публика не будет смотреть на кусок ровной плиты, стены без эмоций, вы должны быть живым человеком, на вас должно быть приятно смотреть!

    Образ - у любого актера должно быть много образов!

    Можете назвать меня психопатом но отработка разных образов очень нужно для игры в разных жанрах.

    чем больше образов Вы для себя откроете тем лучше! но не переборщите, можно дойти до кащенко.

    Спасибо за внимание!

    Русский Язык и Литература

    Эти два предмета - обязательные. При поступлении на актерский факультет (если его так можно назвать) - Вам будут даны задания по этим предметам.

    Будет творческое задание - должны будете импровизировать на определенную заданную тему.

    Риторика - то как вы говорите - тоже всех очень интересует.

    Абсолютно полный ответ у автора лучшего ответа. Действительно, манящая своей звздностью профессия актра доступна далеко не каждому, и требует настоящей самоотдачи, тяжелейшего труда, и огромного таланта, который должен постоянно совершенствоваться.

    Но вс же, я взялся ответить на свой собственный вопрос, с целью внести некоторую ясность касательно дисциплин для ВНО, по которым необходимо подготовиться для поступления на актрский факультет.

    Итак, у нас в Украине, чтобы стать актром, помимо вышеперечисленного, нужно сдавать следующие предметы: украинский язык и литература, история Украины или всемирная литература, и разумеется - творческий конкурс.

    Желаю всем будущим Народным артистам, успешно пройти каждое испытание на долгом и тернистом пути к вершине Олимпа, и получить известность и признание во всех уголках нашей планеты!

    Если Вы решили пойти на нелегкий актерский хлеб, то лучше бы определится с Вузом заранее. Еще лучше походить на подготовительные курсы, позаниматься индивидуально с хорошим педагогом по актерскому мастерству. Ведь самое главное - это творческий конкурс. Вот где проявляется Ваш актерский талант. А, иначе, зачем идти на актера?

    В Украине достаточно ВУЗов, где есть направление: Театральне мистецтво

    Вот ВУЗ, в котором чтут классические традиции обучения: Льввський нацональний унверситет мен вана Франка

    Самый известный в области культуры (и немного скандальный) творческий ВУЗ: Кивський нацональний унверситет культури мистецтв

    Можно выучиться на актера и в Запорожье: Запорзький нацональний унверситет

    Если не считать экзаменов по русскому языку и литературе,то вам придется еще пройти так называемое прослушивание,где целиком и полностью вы должны выложиться,но хотя бы вскользь раскрыть свои таланты или хотя бы показать,на что вы способны.Именно это зачастую и есть тем пропуском,что важен для актерского мастерства.Бывает,что даже пару секунд экзаменаторам хватает,чтобы отсеять вас или же дать пропуск идти дальше.

    В вузы творческой направленности нужно сдавать соответствующие экзамены. Обычно они включают в себя несколько туров: прослушивание, актерский этюд, пластика и т.п. Иногда добавляется история театра. Некоторые вузы засчитывают ЕГЭ по литературе. Конкретные условия приема нужно уточнять в каждом вузе.

    Чтобы поступить на актера (факультет актерского искусства) желающие поступить должны сдать экзамены по предметам: русский язык, литература. И конечно же творческий экзамен. Это может быть художественное чтение, этюд, танец, вокал.

    Перечень вступительных экзаменов В КГУКИ:

    В разных вузах перечень может меняться (например, может быть включен экзамен по истории).

    Поступить будет сложновато (особенно пройти творческий экзамен) если вы не уверены в своих силах. Для того чтобы 100-процентно успешно сдать все экзамены нужно все время заниматься, совершенствоваться и тогда вы сразите всех экзаменаторов.

    Каждое подобное учреждение может вносить свои дополнительные моменты при поступлении, а потому детали надо самостоятельно уточнять заранее. Кроме того, многие актрские учреждения проводят День открытых дверей.

    А теперь об основных экзаменах и умениях.

    1.Творческий экзамен - обязательно надо проявить свои таланты: прочесть литературное произведение, стихотворение или басни, проза... Это самый ответственный и непредсказуемый экзамен, ведь фактически он явит комиссии ваш талант.

    Первый тур: надо выделиться из толпы поступающих, не надо делать упор на уникальную программу выступления. Комиссии любят не современные необычные произведения, не очень уместна будет крикливость, признаки зазнайства. Только харизма и собственное обаяние.

    2.Конечно же, придтся выдержать экзамен по русскому языку.

    Так что придтся не только уметь красиво и грамотно писать, но и уверенно говорить и излагать свои мысли в красивой и грамотной форме.

    3.Обязательный экзамен по литературе.

    Кто желает актром стать, обязательно должен постоянно стремиться к саморазвитию.

    • читать книги, осваивать пластику, танцы и вокал, ну и лгкая физическая нагрузка не помешает.
    • развивать эмоциональную память.
    • уметь размышлять, видеть новые и разнообразные варианты решения и создания из того, что есть нечто новое.

    Вы ещ не передумали?!

    Придтся запастись не только одним талантом, но ещ и терпением, силой воли.

    Может быть, это не очень по теме вопроса, но есть очень интересный старый фильм с Ириной Муравьвой в главной роли - Карнавал . Просто рекомендую посмотреть на досуге, и ещ раз убедиться, что обаяние и харизма этой актрисы гораздо мощнее действует, чем самая ослепительная внешность голливудских красоток.

    С полным перечнем предметов лучше всего, конечно же, знакомиться на официальном сайте выбранного ВУЗа. Если же молодой человек пока находится в состоянии поиска, с ВУЗом еще не определился, то он должен знать, что для поступления на актерский факультет в России понадобится сдавать такие экзамены как русский язык и литература. Но это не самое главное.

    Основной упор (и это понятно) будет делаться на так называемое испытание творческой направленности. Именно от этого экзамена зависит его будущее как актера: сумеет ли его выступление зацепить приемную комиссию, сможет ли он удивить ее чем-то и заявить о себе как о творческой личности.

    Актерская специальность не такая лгкая, как может показаться на первый взгляд. Я бы сказала, что это очень зависимая профессия.

    Актры полностью зависят от режиссров, позовут ли их играть в ту или иную картину либо спектакль или не пригласят. Зависят также актры от веяний времени и популярности.

    В общем, если у вас сильное внутреннее желание стать актром, то в России существуют четыре ВУЗа, где готовят на данную специальность: гитис, щука, щепка и мхат.

    Вот перечень трх экзаменов, которые нужно сдавать, чтобы поступить на актра (самым важным является первый экзамен в этом перечне!) :

    Всем поступающим на актрскую специальность удачи и вдохновения!

    В разных университетах может быть установлены свои вступительные экзамены при поступлении.

    Например, на факультет искусств в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) на Кафедру театрального искусства требуются результаты единого государственного экзамена:

    • Русский язык (ЕГЭ),
    • Литература (ЕГЭ),
    • Отечественная история (ЕГЭ).

    Также для всех абитуриентов при поступлении проводится испытание творческой направленности, в зависимости от профиля поступления и подготовки (письменно и устно).

    Если хотите поступить в ГИТИС (Российский университет театрального искусства), то придется сдать такие вступительные экзамены:

    1.мастерство актера,

    2.пройти собеседование.

    Подробнее о поступлении в ГИТИС можно посмотреть на официальном сайте.

    При поступлении в Институт театрального искусства нужно сдавать:

    Русский язык (тестирование),

    Литература (устно) - приведены вопросы на официальном сайте,

    Коллоквиум - приведены темы на официальном сайте,

    Творческий экзамен.

ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.

Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.

Юля , абитуриентка, поступала первый раз, не поступила

Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.

У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.

По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»

Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.

В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.

Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел

Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.

Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.

Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.

Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.

Варвара Шмыкова, актриса театра и кино, поступила в МХАТ с пятого раза

Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.

Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.

В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.

Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.

Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус

Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.

Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.

Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.

Антон Петров, поступал первый раз, прошел в РГИСИ

Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.

Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.

Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.

«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.

Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.

В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.

Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут

В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.


Мария , абитуриентка, поступала третий раз, не поступила

Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.

За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.

Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.

В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?

Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать

Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.

Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.

Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.

Игорь Ясулович, народный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства во ВГИКе


Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.

Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.

Валентина Николаенко, актриса, педагог театрального института имени Щукина


В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.

Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.

Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».

Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.

Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.

Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель мастерской в ГИТИСе


Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.

Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.

Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.

В последние 10 лет наша система образования претерпела большие изменения. Практически все экзамены теперь сдаются в форме тестирования, и чтобы поступить на исторический или математический факультеты, достаточно сдать ЕГЭ и отнести результаты в приемную комиссию выбранного университета.

К счастью, отбор в творческие вузы до сих пор проводится «вживую». Абитуриенты театральных ВУЗов, консерватории, литературного института по-прежнему сдают творческие экзамены, проходят несколько туров отборочных испытаний, в ходе которых в полной мере раскрываются их способности.

Среди абитуриентов бытует мнение, что главное – быть одаренным от природы, а все остальное вторично. На вступительных экзаменах очень много заранее зазнавшихся девочек модельной внешности, считающих себя уже готовыми актрисами. Правда на первом же экзамене оказывается, что кроме модельной внешности у этих девочек ничего нет…

Конечно, природные данные очень важны. Вернее, важны не столько данные, сколько их соответствие характеру и темпераменту. Ведь далеко не все мастера сцены – писаные красавцы со спортивной фигурой.

Поступающий в театральный ВУЗ должен быть раскованным, выразительным, способным к перевоплощению, владеющим своим голосом и телом. Эти свои умения он покажет на вступительных экзаменах при чтении программы, исполнении танца, выполнении этюдов. Однако, помимо творческих экзаменов, абитуриентам творческого учебного заведения придется пройти собеседование. Подготовкой к этому экзамену многие почему-то пренебрегают, считая его чем-то второстепенным, а зря. В ходе собеседования преподаватели стараются выявить культурный уровень потенциального студента, степень его эрудиции и заинтересованности в выбранной профессии.

Нужно сказать, что в полной мере подготовиться к собеседованию невозможно. Никто не может предугадать, какой вопрос будет задан на экзамене. Даже сами преподаватели этого не знают И все же мы попробуем выделить основные направления, по которым задаются вопросы.

Театр

Вы должны ориентироваться в театральных направлениях, знать историю возникновения и становления театра, быть знакомым с театральной жизнью столицы и вашего родного города.

Будьте готовы к тому, что вас попросят перечислить театры Москвы, которые вы знаете, рассказать, в каких из них вы были, что смотрели, и понравилось ли вам. Часто спрашивают имена любимых актеров и актрис, в каких ролях вы видели их, почему именно они нравятся вам больше других. Хорошо, если вы будете знать биографии любимых актеров и режиссеров. Многие из них являются авторами книг воспоминаний – знакомство с ними пойдет вам на пользу, оно не только повысит ваш культурный уровень, но и даст вам возможность блеснуть эрудицией на экзамене.

Поступающие на специальность «музыкально-театральное искусство» должны быть знакомыми с историей мировой оперы, основными произведениями русских и зарубежных композиторов, знать выдающихся оперных певцов, уметь рассказать о них и их творческой деятельности.

Кино

Вы должны представлять себе этапы развития кинематографа: от немого кино до наших дней. Знать имена выдающихся актеров прошлого и современности, уметь перечислить фильмы, в которых они снимались. Быть знакомыми с творчеством известных режиссеров, представлять себе их фильмографию. Будьте готовы назвать своих любимых режиссеров и актеров, перечислить их работы, наиболее понравившиеся вам, аргументировать свой выбор. Экзаменаторы могут спросить и напрямую: «какой фильм вы посмотрели последним?». На этот вопрос совсем не обязательно отвечать честно (особенно если накануне вы решили расслабиться, включив американскую комедию). Назовите фильм, который вы смотрели недавно и который еще свеж в ваших воспоминаниях, расскажите, что вам запомнилось, что понравилось, что показалось неуместным.

Литература

Для того, чтобы успешно пройти собеседование в театральный ВУЗ , вы должны хорошо Знать направления развития русской и зарубежной литературы, быть знакомы с крупнейшими произведениями в рамках каждого из направлений. Вас могут попросить рассказать о ваших любимых авторах: прозаиках, поэтах, драматургах, перечислить их произведения, высказать свои суждения о них. Не бойтесь озвучивать собственное мнение: поверьте, комиссия будет рада услышать от вас не только «мне понравилось», но и что-нибудь более развернутое. Будьте готовы прочитать наизусть несколько стихотворений любимых вами авторов.

Вас могут попросить перечислить пьесы какого-либо автора, назвать те, которые вы видели на сцене, в каком театре это было, кто режиссер.

Почти все театральные ВУЗы вывешивают на сайтах списки литературы, обязательной к прочтению. В них входят известнейшие образцы мировой классики, многие из которых вам наверняка пришлось прочитать в рамках школьной программы.

Обратите внимание, что, кроме художественной литературы вы должны прочитать некоторые книги о театральном искусстве. Списки этих книг могут быть на сайте выбранного вами вуза. На всякий случай перечислим несколько трудов, знакомство с которыми совершенно необходимо будущему актеру.

К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве », «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения » «Этика»;

В.И.Немирович-Данченко «Театральное наследие» ;

М.Чехов «Путь актера», «Уроки профессионального актера»;

Г.А.Товстоногов «Зеркало сцены»;

Б.А.Покровский «Ступени профессии».

Все эти книги написаны выдающимися деятелями театрального искусства. В них они обобщают весь свой жизненный и сценический опыт, рассказывают о людях, с которыми их сводила жизнь, о трудностях и радостях своей работы, о сделанных ошибках, о найденных решениях. Такую литературу не просто интересно читать – через нее можно приобщиться к удивительному миру искусства, дорога в который для вас начнется с поступления в институт.

Все же самые вопросы вам могут задать и о живописи . Кроме того, часто спрашивают что-либо из географии (например, перечислить материки, океаны, моря, назвать столицу какого-либо государства) и истории .

Как видите, пройти собеседование в театральный ВУЗ не так уж просто. Подготовкой к нему должна быть вся ваша предшествующая культурная жизнь. Если вы искренне любите искусство, ходите в театры и на концерты, смотрите фильмы, читаете книги, посещаете выставки и музеи – бояться вам нечего. Комиссия обязательно разглядит в вас культурного, эрудированного, заинтересованного, творческого человека. Если же вам все это неинтересно, подумайте: правильно ли вы выбрали будущую профессию?

Поступление - мать учения! Каждый человек после окончания школы, как правило, осознанно делает первые шаги на пути к будущей карьере. Есть и такие выпускники, которые еще не определились, кем хотят стать в дальнейшем, но, вследствие возвышения определенных жизненных установок и с оглядкой на собственную интуицию, считают приоритетной для себя ту или иную специальность.

Результат логических взвешиваний или крик души?

Важно отметить, что существует две категории профессиональных направлений, между которыми проходит едва заметная грань. К первой относятся распространенные профессии общего характера: экономисты, юристы, педагоги, инженеры и т. п. Во вторую же группу входят более узкие специализации, отличительными особенностями каковых являются определенные рамки в карьере и всех её аспектах, а также индивидуальная предрасположенность сотрудника той или иной сферы к своей деятельности. Другими словами, человек, который не имеет ни малейшего представления о своей роли в определенном деле, не говоря уже о хотя бы толике любви к нему, едва ли сможет добиться значимых высот в своей работе. Данное утверждение справедливо по отношению к медицинским работникам, ветеринарам, журналистам, сотрудникам МЧС, программистам, палеонтологам и, конечно же, творческим лицам - актерам, режиссерам, художникам и так далее.

Формирование окончательного решения

Таким образом, каждый выпускник при наступлении того самого момента должен определиться хотя бы с категорией его будущей деятельности. Очень здорово, если он четко будет понимать, с какой профессией желает связать свою жизнь.

Как правило, твердое и неоспоримое решение принимают выпускники, чья будущая деятельность относится ко второй категории специальностей (см. выше), среди которых и присутствуют и творческие профессии. В данном случае человек отчетливо понимает, куда ему нужно поступить. Театральный вуз - единственное решение для него, принятое не без влияния генетической предрасположенности и с учетом доверия собственной интуиции или же после прочтения или выслушивания великолепных отзывов обучающихся в заведениях творческого характера.

Естественно, что после принятия следует незамедлительно действовать. Ведь впереди выпускников ожидает нелегкий путь, в конце которого лишь уверенные в себе и действительно одаренные творческие личности достигнут невероятных высот.

Разнообразие театральных вузов в Москве и основные нюансы процесса обучения

Следствием вышесказанного является умозаключение о том, что поступить в театральный вуз в Москве - задача не из легких, именно поэтому после принятия итогового решения творческой личности необходимо взять себя в руки и уверенно идти к цели. Столица России насчитывает немалое количество вузов с театральным уклоном, кроме того, и некоторые другие университеты могут похвастаться наличием в своей структуре актёрских или режиссёрских факультетов.

В какой театральный вуз лучше поступать? Следует отметить, что относительно огромного множества творческих заведений России наиболее яркие таланты обучаются в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Там ведется профессиональное преподавание сценического искусства, возможна организация мероприятий при самых масштабных театрах, а также донесение до студентов тонкостей актёрского мастерства посредством работы с известными личностями.

Если выпускник поставил перед собой четкую цель поступить в театральный вуз в Москве, то в первую очередь целесообразным для него будет рассмотрение передовых учебных заведений. Среди них первое место занимает ГИТИС (РАТИ). Данный вуз поистине является мечтой начинающих звезд. Не меньшей популярностью в обществе пользуются такие заведения, как при Малом театре России, Столичный институт имени Бориса Щукина при театре им. Вахтангова, ВГИК имени С. Герасимова, Школа-студия имени Немировича-Данченко МХАТ и другие.

Критерии отбора

При рассмотрении вопроса о том, как поступить в театральный вуз, определенно, следует учитывать ряд качеств, которыми обязан обладать выпускник. Таким образом, в ходе проведения отбора настоящие профессионалы своего дела, педагоги и известные личности строго оценивают поступающих по ряду критериев:

  • В плане возраста предпочтение отдается, как правило, более молодым кандидатам.
  • Лишь выпускники средней школы, а также колледжей с творческим уклоном имеют право на практике рассматривать вопрос о том, как поступить в театральный вуз.
  • Предпочтение отдается человеку с яркой внешностью, который сможет растопить сердца строгих членов комиссии.
  • Такое врожденное качество личности, как харизма, по праву вознаграждается высокой оценкой, ибо только при данном условии зрителям будет интересно следить за деятельностью артиста на сцене. Рассматриваемое качество может проявляться в оригинальном выражении лица, необычной мимике или же нестандартном голосе.
  • Поскольку при участии в творческих номерах выпускникам зачастую необходимо исполнять различные композиции, члены комиссии отдают предпочтение тем, у кого в большей мере развито
  • И наконец, как поступить в театральный без внутреннего обаяния? Наверное, никак. Согласитесь, настоящий артист должен уметь покорить зрителей эмоциональной игрой, ибо только так люди поверят в искренность истории, разыгрывающейся на сцене.

Путь к успешной карьере: пошаговый план действий

Как поступить в театральный вуз при наличии вышеприведенных качеств? Очень просто, если ответственно подойти к делу и выполнить все требования предстоящих этапов, которых насчитывается, как правило, три:

  1. Для начала следует хорошо сдать ЕГЭ (русский язык и литературу), а затем предоставить результаты его в приемную комиссию того или иного вуза.
  2. Второй этап заключается в выявлении талантов выпускника посредством коллоквиума. Поступить на бюджет в театральный вуз не составит труда, если будущий артист сумеет грамотно и харизматично ответить на поставленные членами комиссии вопросы, а они могут быть самыми неожиданными. Как правило, их список начинается стандартно: почему поступающий выбрал творческое учебное заведение и кем он видит себя в дальнейшем?
  3. Третий этап является самым содержательным, ибо включает в себя три составляющие. Сначала приемная комиссия оценивает речь выпускника, поэтому ему просто необходимо заранее выучить несколько отрывков из художественных произведений. Таким образом члены жюри смогут убедиться в правильной постановке голоса и дикции человека, а также оценить способ подачи информации зрителю, характерные для поступающего. Затем происходит рассмотрение творческого мастерства артиста, а также его вокальных и хореографических данных, что позволяет здраво оценить и спрогнозировать возможности и перспективы человека, которому предстоит нелегкая, но такая интересная карьера.

Вспомогательные инструменты для успешного поступления

Как же выпускнику осуществить грамотную подготовку, чтобы успешно пройти все этапы, рассмотренные выше? Каждый сам выбирает для себя тот или иной путь постижения нового. Кто-то упорно развивает в себе талан, тренируясь перед зеркалом, кто-то читает басни в кругу друзей, другие же осваивают курсы для поступающих в театральные вузы.

Важно отметить, что многие учебные заведения, а также творческие центры Москвы успешно продвигают практику обучения абитуриентов актерскому или режиссерскому мастерству. Кроме того, анализ процентного соотношения поступивших за многие годы показал, что для абитуриента более целесообразной является творческая подготовка именно в том вузе, куда планируется дальнейшее поступление. Таким образом, в Москве имеются подобные курсы практически во всех театральных учебных заведениях. Это является оптимальным вариантом как для выпускников школ, так и для вузов, которые могут получить неплохой доход от реализации рассматриваемой услуги.

Актёр - это состояние души

В мире существует немало нестандартных личностей, которые, благодаря своему непревзойденному таланту, способны внести огромный вклад в развитие творческого потенциала родной страны. К таковым относятся и профессионалы актерского мастерства. Огромным преимуществом представленной деятельности являются многочисленные гастроли, благодаря которым у артиста появляется уникальная возможность посетить различные страны мира. Как правило, данная профессия предполагает немыслимые временные затраты, поэтому у настоящих мастеров искусства редко появляется возможность повидаться с семьей. Не зря в обществе говорят, что актер - это стиль жизни.

Если же человек совершенно уверен в своей готовности принять все условия новой жизни, то остается лишь собраться с силами и сделать первый шаг, который предполагает поступление в соответствующий вуз. Например, в высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина, Российский университет театрального искусства — ГИТИС, Школу-студию МХАТ или же Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.

Режиссер как одна из самых творческих профессий на рынке труда

Для тех, кто видит себя в будущем абсолютным лидером в сфере кинематографа или театрального искусства, есть такая профессия, как режиссер-постановщик. Важно отметить, что такие люди должны обладать отменным творческим мышлением и бескрайней фантазией, ведь написание художественных сценариев - задача не из легких. Более того, деятельность мастера представленного дела весьма разнообразна: постановка фильмов различных жанров (от документальных до комедийных картин), театральных спектаклей, музыкальных мероприятий, цирковых программ и так далее.

Только при условии абсолютной предрасположенности к данной профессии абитуриенту можно попытаться сделать первый шаг в красивое будущее. А помогут ему в этом вопросе такие учебные заведения, как Российский университет театрального искусства - ГИТИС, Театральный институт им. Б. Щукина, и искусств (МГУКИ), Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. и другие.

Профессионализм педагогов - важнейший фактор красивого будущего страны в творческой сфере

Несомненно, каждая известная личность нынешнего времени не смогла бы самостоятельно пройти этот нелегкий путь и все-таки добраться до самой вершины своей карьеры. Соответственно, особую роль в процессе обучения каждого творческого человека играют наставники. Более того, чем выше их профессионализм, тем качественнее будет осуществляться работа со студентами вузов с театральным уклоном.

Большинство творческих учебных заведений Москвы может похвастаться высочайшим уровнем донесения знаний, и это, бесспорно, радует. Доказать данное суждение можно на примере одного из наиболее известных вузов Москвы. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (институт) при Государственном академическом малом театре России славится непревзойденным уровнем преподавания, ибо там имеет место применение инновационных инструментов. Наставники данного вуза создают индивидуальные мастерские по различным направлениям. Это обеспечивает невероятно комфортную атмосферу в процессе приобретения новых знаний студентами учебного заведения.

Насколько возможно получить образование на бесплатной основе?

После получения подробной информации о конкурсах на определенные специальности творческих учебных заведений многие выпускники серьезно задумываются о том, стоит ли поступать в театральный вуз, поскольку операция в действительности невероятно сложная, особенно если речь идет об образовании за государственный счет. Соответственно, только при условии невероятной заинтересованности и полной предрасположенности к будущей профессии можно пытаться добиться осуществления своей мечты.

Вполне естественно, что абитуриенты первоначально стараются поступить на бюджет, а получение платного образования рассматривают как второстепенный вариант. Следует отметить, что практически все театральные вузы Москвы распределяют процентное соотношение студентов, обучающихся на бесплатной и платной основе, в соответствии с правилом пропорциональной зависимости количества бюджетных мест от общего показателя. При этом каждое учебное заведение формирует данную зависимость индивидуально.

В какой театральный вуз легче поступить?

Как выяснилось, с творческим уклоном необходимо иметь талант и основательную целенаправленность. Зачастую будущие студенты планируют хотя бы часть трудностей, организованных вступительной кампанией, обойти стороной. Именно поэтому они пытаются найти легкие пути решения вопроса.

Но в какой театральный вуз поступать, если хочется обеспечить абсолютную минимизацию усилий? Дело в том, что будущие профессии с творческим уклоном выбирают лишь немногие абитуриенты, так как на планете относительно немного поистине талантливых в плане искусства людей. А если одна их таких специальностей четко определена в подсознании будущей звезды, то любой вуз примет выпускника с распростертыми объятиями. Несомненно, те, у кого есть талант, обязательно поступят без особых сложностей, ведь они будут гореть желанием получать знания в определенном вузе. Нужно учитывать лишь то, что в лучших учебных заведениях каждый год наблюдается огромный наплыв абитуриентов, и, в соответствии с этим, здраво оценивать свои возможности, ведь только сам человек располагает таким количеством информации о себе, как никто другой.

Востребованы ли выпускники творческих вузов на рынке труда?

Следует учесть, что в Москве занимается активной деятельностью немалое количество театральных вузов, поэтому ежегодно выпускается много артистов, режиссеров и продюсеров. Но проблема в том, что не все они продвигают себя в области искусства. Почему так случается?

Дело в том, что некоторые выпускники, отчаявшись в поисках работы по специальности, выбирают принципиально другое направление. Они идут работать экономистами, юристами, менеджерами по продажам или даже в сферу обслуживания. В общем, в те места, где гарантированно обеспечивается стабильная заработная плата и функциональная система работников. Лишь самые «пробивные» студенты театральных вузов Москвы находят свое место на вершине той самой башни под названием искусство. Среди выпускников отмечается немалый процент работающих по специальности, но при этом не добившихся особых успехов. Они наслаждаются собственной деятельностью, и этого вполне хватает для простого человеческого счастья.

Нынешние звезды как гордость ведущих вузов страны

«Как поступить в театральный вуз?» - таким вопросом в свое время задавались когда-то нынешние актёры, художники, режиссеры и музыканты. Они еще не знали, что спустя немалое количество лет станут известны не только в своем учебном заведении, но и во всем мире. Ярким примером тому является знаменитая певица Катя Лель, которая обучалась в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных. Сегодня она своим волшебным голосом покоряет многочисленным зрительные залы, наверное, только потому, что с детства была уверена в том, что посвятит свою жизнь музыке. Профессиональное образование имеет и Лолита, получавшая знания в Московском институте культуры. Важно отметить, что у нее в свое время сформировался весьма серьезный подход к будущей деятельности, но тогда она вряд ли знала, каких высот сможет достигнуть.

В общем, перечисление звезд мирового масштаба можно продолжать бесконечно, ведь с каждым годом их становится все больше и больше. Но не это главное, ведь талант всей страны в совокупности гораздо важнее. Именно поэтому каждый абитуриент, планирующий осваивать творческую деятельность, должен ответственно подойти к данному вопросу и подробно рассмотреть все аспекты получения образования на выбранном факультете. После этого остается лишь верить в свои силы и уверенно шагать в красивое будущее!