Домой / Знаете ли Вы, что… / Васильевская церковь. Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева. Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

Васильевская церковь. Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева. Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в -1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым . Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

История храма

  • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч колежского секретаря А. В. Щусева
  • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указа Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помочник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви

При вьезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках. .

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

История храма

  • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч коллежского секретаря А. В. Щусева
  • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указу Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помощник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены .

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

При въезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках .

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

Накануне Первой мировой войны в монастыре проживало 75 монахинь. Отстроенный Свято-Василиевский собор недолго существовал. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1929 году монахинь выгнали из обители, а монастырский корпус передали войсковой части. На протяжении 1934-1941 гг. здесь находился детский дом. В 1934 году закрыли и Василиевский храм. Атеисты сорвали позолоченную кровлю и переделали храм в простой склад. Живописные фрески, исполненные мастерами А. П. Блазновым и Корнеем Максимовичем Савенюком в 1910-1911 гг., затерли цементным раствором.

Овручский монастырь восстановил своё существование только в 1941 году . Благодаря заботам епископа Леонтия , управлявшего Житомирской епархией, и с разрешением немецкой оккупационной власти 47 инокинь поселились в обители. Васильевский храм был передан приходской Общине. В первые послевоенные годы советская власть с политических побуждений на первых порах поддерживала Церковь и в 1945 году Овручский монастырь зарегистрировали. В следующем году согласно Постановлениям Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года и Совета Министров УССР от 12 августа 1946 года «О православных монастырях», исполком Житомирского областного Совета депутатов трудящихся обязал исполком Овручской райсовета депутатов трудящихся выделить Овручскому Свято-Василиевскому монастырю земельный участок с расчётом не больше 0,15 га на каждую насельницу, разрешить сестрам заниматься сельским хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. На то время в монастыре проживало 78 насельниц (в 1946 году в Овручский монастырь переселили сестёр Свято-Успенской монашеской Общины г. Житомира, которые отказались от регистрации). Таким образом, Овручский монастырь получил в 1947 году 9 гектаров земли.

В 1947 году после двухгодичной борьбы с приходской Общиной монахини Овручского монастыря добились передачи им Свято-Василиевского храма. В храме сохранились частица мощей преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского, которые находились в специальном углублении на иконе святого. За 1949 год Овручский женский монастырь от продажи свечей, просфор, монастырских изделий, сбора пожертвований и собранного урожая получил прибыль в сумме 43 тыс. руб. Однако, деньги не шли на пользу обители: насельницы платили разные натуральные и денежные налоги. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года, монастыри, которые имели хозяйства, обязаны отдавать государству зерно, картофель, продукты животноводства. Кроме того, инокини платили страхование за использование жилой площади, храма и церковного имущества. На 1 января 1950 года в монастырской казне осталась лишь сумма 1 рубль. Хозяйство монастыря было небольшим: 2 коней, 2 коровы, 2 козы, воз, плуг и другой сельхозинвентарь. Тяжёлые послевоенные годы не давали возможность сёстрам придерживаться общежительности, потому они жили единолично. Одни зарабатывали себе на жизнь в городе, другие изготавливали цветы, шили одежду, некоторые попрошайничали. Главным образом монастырь существовал за счет церковной прибыли: совершения треб. Чтобы ликвидировать монастырь, местная власть задумала отобрать монастырские земли, но не смогла.

И только уже в 1958 году Овручский Свято-Василиевский женский монастырь был ликвидирован. Насельниц снова выселили из обители, а монастырский корпус передали детской больнице, потом - местному профессионально-техническому училищу. Василиевскую церковь передали приходской Общине. Согласно Постановлениям Совета Министров УССР от 24 августа 1963 года и от 6 сентября 1979 года монастырский корпус и храм были взяты под государственную охрану как памятники архитектуры XII-XV вв. С 1984 года киевская специальная научно-реставрационная мастерская Главстроя УССР начали реставрационные работы в Свято-Василиевском храме. В 1988 году инициативная группа некогда овручских монахинь во главе с монахиней Тамарой (Печниковой) начали ходатайствовать об открытии Овручского монастыря. Областной Совет народных депутатов от 19 июня

  • Древнейшая Святыня в городе Овруче Волынской губернии. Житомир, 1912р.
  • Эта страница в последний раз была отредактирована 8 декабря 2018 в 15:00.

    Существующий каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы (Троице-Васильевский) заложен в 1743 г. и окончен в 1751 г. «иждивением орловского купца Николая Васильевича Кузнецова с прихожанами». Храм двухэтажный, первый этаж был теплый, верхний - холодный. Первоначально имел три престола: вверху - во имя Св. Троицы, внизу - Св. Василия Великого, в правом приделе - Св. Никиты.

    Каменная колокольня построена в 1802 г. В 1867 г. храм расширен на средства орловского купца Енфимия Семеновича Шелкова пристройкой с обеих сторон в два этажа. В 1881 г. вокруг церкви устроена кирпичная с железной решеткой ограда. 3 сентября 1872 г. в верхней церкви протоиереем Иоанном освящен с правой стороны придел во имя Св. Тихона Задонского, а 5 июля 1880 г. в ней же слева протоиереем Александром Павловским освещен придел во имя Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 80-е годы был освящен придел в нижнем храме с левой стороны во имя Св. великомученицы Варвары, иконостас которого был изготовлен на средства прихожанина Павла Ивановича Афанасьева. Таким образом, церковь к концу столетия стала двухэтажной и шестипрестольной - единственной в городе Орле.

    В 1896 г. произведен ее капитальный ремонт снаружи, в ходе которого, в частности, были позолочены кресты и главы, а верхний ярус колокольни переложен заново.

    В 1899-1900 гг. была отремонтирована нижняя церковь, стены и потолки расписаны живописью, устроены 4 вентиляционные печи. Плотницкие работы производил подрядчик Косма Егорович Овечкин, иконостасные - болховский купец Петр Павлович Абашин, каменные и штукатурные - подрядчик П. М. Тиморин и др. На колокольне было 8 колоколов, один из которых массой 318 пудов был приобретен в 1849 г.

    В числе прочего были заменены иконостасы на новые, в проходной арки по новому рисунку в форме иконостасов устроены места для икон. С правой стороны спасителя Б.М. «Страстная», Иоанна Крестителя, Вмч. Пантелеймона. С левой стороны Святой Троицы, Б.М. «Взыскание погибших», Св. Тихона Задонского, Феодосия Черниговского. Устроены два новых балдахина для икон «Млкопитательницы», Пр. Тихона Калужского, два поставных киота для икон Б.М. «Скорбящая» и трех Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, устроен поставной крест с изображением распятия с предстоящими. Особо чтимыми были иконы Святой Троицы в серебряно-вызлащенной ризе, Б.М. «Взыскание погибших» в серебряно-вызлащенной ризе с бриллиантами и икона Пр.Тихона Калужского в серебряно-вызлащенной ризе. Достоверно известно, что болящие люди получали исцеление после чтения акафиста и совершения водосвятного молебна у икон Пр.Тихона Калужского, Б.М. «Млекопитательница».

    В 20-е годы Троице-Васильевская церковь некоторое время принадлежала обновленцам, но была закрыта из-за отсутствия прихода. В 30-е годы храм утратил верхние ярусы колокольни и венчавшую главный объем главку, восстановленную в 1989 г. С этого времени храм использовался не по назначению. С 1951 года в здании располагался обком ДОСААФ, с 1972 года здесь находился городской технический клуб. В конце 1999 годов здание церкви арендовала хозрасчетная организация ООО «За рулем».

    Решением Малого Совета орловского областного Совета народных депутатов от 6.07.93 № 81-7 здание храма отнесено к памятникам архитектуры регионального значения. Охранное обязательство по недвижимому памятнику религиозного значения было подписано 3 июля 2005 года.

    24 июня 1999 года по решению городского Совета народных депутатов здание храма передано Орловско-Ливенской епархии. Настоятелем назначен протоиерей Сергий (Крючков С.Ю.). 21 июля 1999 года в день празднования Б.М. «Казанская» проведено первое богослужение.

    12 февраля 2000 года в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Орловский и Ливенский Паисий совершил освящение престола Василия Великого. В настоящее время храм является действующим. Согласно православному календарю совершаются богослужения, работает воскресная школа для детей и взрослых. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы на средства прихожан, частных лиц, многих предприятий и организаций города Орла.

    В 2010-е годы роспись храма выполнена художником Смородиновым.

    По материалам Троице-Васильевского храма