Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права . В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права . Среди них можно выделить следующие.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики , исходя из общезначимых задач общества . В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.
Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка ; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики ; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет , федеральные налоги и сборы , федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.
Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет , и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы , единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.
Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).
Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75).
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет , образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты . Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах , регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.
Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).
Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов , разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий , организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст.132).
В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений , но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами , хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами , признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения . Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.
Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы . Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.
Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства . Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.
Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.
2. Основными принципами финансовой деятельности являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления), плановость.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.
Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.
3. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы делятся на две группы:
Методы собирания денежных средств;
Методы их распределения и использования.
Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты является налоговый метод, метод установления налогов. С помощью данного метода государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня.
Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Их принято называть «социальными» налогами.
В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов.
Одним из наиболее важных методов является страхование. Всего существует шесть основных методов собирания денежных средств.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются четыре основных метода, наиболее важными из которых являются методы финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и без возвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение денежных средств на условиях врзмездности и возвратности. Метод кредитования применяется в отношении государственных организаций, а также и иных, негосударственных организаций, а финансирование применяется в отношении, государственных организаций.
4. Управление финансовой деятельностью осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Например, в соответствии с конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.
Правительсгао РФ, осуществляя исполнительную власть, разрабатывает и предоставляет Государственной Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д. В Российской Федерации созданы и специальные органы исполнительной власти в сфере осуществления финансовой деятельности. Значительная роль в осуществлении финансовой деятельности Министерству финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Министр -1 финансов РФ заключаются в:
Разработке и реализации стратегических направлений государственной финансовой политики;
Составлении проекта и исполнении федерального бюджета;
Обеспечении устойчивости государственных финансов и активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективности хозяйствования, а также осуществлении мер по развитию финансового рынка;
Разработке предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
Концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов;
Целевом финансировании общегосударственных потребностей;
Совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
Осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ возглавляет единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, в которую кроме Министерства финансов РФ входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федеральногo казначейства.
Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам составе Российской Федерации, краям, областям, автономным формированиям и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов район подчинения), районам и районам в городах.
Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Казначейство формирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также состоянии государственных внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ в целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета.
Главными задачами казначейства являются:
Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,
Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации и другие задачи.
Особое место в осуществлении финансовой деятельности занимает Центральный банк РФ (Банк России).
Банк России, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.
По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Уставной капитал и иное имущество Банка России является Федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе.
Подотчетность Банка России Государственной означает:
Назначение на должность и освобождение Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;
Представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета,
Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;
Проведение парламентских слушаний о деятельности Баика России с участием его представителей;
Доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Основными целями деятельности Банка России являются:
Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;
Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам
Для управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации создан Пенсионный Фонд Российской Федерации.
ПФР осуществляет свою деятельность, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-1, самостоятельным финансово-кредитным учреждением, обеспечивающим:
Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
Финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком по достижении определенного возраста;
Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР и его органов;
Контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов от работодателей и граждан и т. д.
Пенсионный фонд РФ возглавляется постоянно действующим исполнительным органом - Дирекцией.
В республиках РФ, других субъектах РФ созданы отделения ПФР, в районах и городах действуют уполномоченные ПФР.
Фонд социального страхования РФ был создан для управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Основными задачами фонда являются:
Участие в разработке и_реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
Обеспечении гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутоа лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда и т. д.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ управляется исполнительной дирекцией фонда. Все федеральные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Термин «принцип» происходит от латинского «principium» и означает «начало», «основа».
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.
Основными из них являются:
Законность;
Гласность;
Федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);
Плановость.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в проце-дуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой инфор-мации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.(ст. 15 Конс-титуции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико-ваны официально для всеобщего сведения.)
Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантиро-ванного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).
Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами. Исходя из данного принципа финансовая деятельность государства устремлена на совмещение интересов Российской Федерации с ее субъектами. (ст. 71 Конституции РФ)
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности гос и муниципальных образований предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.
Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета), а также осуществление спе-циально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Это озна-чает, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы, соблюдение ими правил учета и отчетности.
В качестве принципов финансовой деятельности также следует указать единство финансовой деятельности и денежной системы государства, принцип социальной направленности финансовой деятельности, а также ее самостоятельность в установленных законодательством пределах. Дальнейшее развитие и детализацию эти основы получают в специальном финансовом законодательстве государства.
Принцип равенства налогообложения означает прежде всего запрет какой-либо дискри-минации в налоговой сфере. Речь идет о формально - юридическом равенстве налогопла-тельщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов. Равенство налогооб-ложения есть частное проявление универсального, общеправового принципа формально - юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права каждого ци-вилизованного государства. В самом общем виде он закреплен в статье 2 Всеобщей декла-рации прав человека: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свобода-ми, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде-ний, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок. Все равны перед зако-ном и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индиви-да по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям не допускается. Таким образом, формально - юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно, как абстрактные и равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предпо-лагает единые "правила игры" для всех и каждого. Не случайно одной из аксиом древнеримского права была формула: prima pars aeguitatis aegualitas - важнейшее свойство справедливости есть равенство. В Конституции РФ этот принцип формально – юридичес-кого равенства получил развитие, прежде всего, в статье 19, закрепившей следующее: "Все равны перед законом и судом... Запрещаются любые формы ограничения прав граж-дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад-лежности".
Пункт 2 статьи 3 НК прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут иметь дискрими-национный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национа-льных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диффе-ренцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы соб-ственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала"
Единственное исключение сделано для таможенной сферы, где согласно НК допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможен-ных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер могут быть различными - ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т.п.
5. Краткая характеристика финансово-правового положения (место в системе органов власти, задачи, основные функции, полномочия в области финансов) – Минфина РФ и Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Банка РФ.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финан-совый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
· Министерство финансов РФ и его органы на местах;
· Центральный банк РФ;
· Министерство РФ по налогам и сборам;
· Федеральная налоговая служба РФ;
· Государственный таможенный комитет РФ;
· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
· Министерство государственного имущества;
· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Страница 1
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие:
Рассмотрим общеправовые принципы:
Принцип законности. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.
Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, о публикации отчетов об исполнении бюджета.
Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ. Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов.
Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.
Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти.
1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
2. Распределение компетенций гос органов и органов МСУ в области финансовой деятельности.
3. Правовые формы фин деятельности государства и органов муниципального управления.
Принципы финансового права.
Финансовая деятельность государства и органов МСУ основана на определённых принципах, т. е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих её наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется конституцией РФ, вытекает как из общах правил об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности и конкретизируются в нормах финансового права. Среди них можно выделить следующие:
1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и МО. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач.
2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обеспечиваться при посредствии её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельностьб субъектов федерации в рамках конституции РФ.
3. Единство финансовой политики и денежной системы - самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики и общих принципов налогообложения. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно конституции РФ денежной единицей в РФ является российский рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБРФ.
4. Равноправие субъектов федерации в области фин деятельнгости определяется статьёй пятой конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов федерации осуществляет собственное правовое регулирование фин отношений и самостоятельную финансовую деятельность.
5. Самостоятельность финансовой деятельности органов МСУ гарантирована конституцией РФ ст.12 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации.
6. Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст 7).
7. Разделения законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, госдума принимает федеральные законы, в частности по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного регулирования. К полномочиям правительства относятся разработка и представление гос думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной и исполнительной власти.
8. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вытекает из положения конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как к составной части управления делами государства.
9. Принцип гласности. Основы его, установленные нормами конституции РФ, требуют официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государствнными и местными планами и программами, а также планами предприятий, учреждений и т. д. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства в рамках предприятий, учреждений и т. п.
11. Принцип законности - необходимость строгого соблюдения требований финансово-праввовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из статьи первой кРФ, определившей РФ в качестве правового государства.
Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, т. к. выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. Однако, в силу различия задач и правового положения гос и местных органов, масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней не одинаковы. Согласно принципу разделения властей, прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.
Органы исполнительной власти (правительство РФ, правительство субъекта РФ) принимают меры их к реализации. Президент РФ, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти исходя из положений конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Ежегодно выступает с бюджетным посланием федеральному собранию. Президент издаёт указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации органов финансово-кредитной системы и т. д.
Финансово-кредитные органы. Среди этих органов выделяется министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, всвязи с чем воздействует на финансовую деятельность в целом. Минфин обеспечвае ропведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране; координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов испонительной власти; издаёт инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.
Права Минфина:
1. права по составлению и исолнению бюджета и контроля.
2. права формировать и использовать целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.
3. По регулированию доходов и расходов бюджетов субъектов федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет.
4. Права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.
Деятельность Минфина распространяется на все звенья финансовой цепи.
Определённые права в области фин права имеют: федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба страхового надзора, федеральная таможенная служба, банковская система.
Иные финансово кредитные организцаии. К ним относятся государственные внебюджетные фонды. Они являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.