Домой / Примеры ошибок / Куда подавать жалобу на действия судьи. Жалоба председателю суда на действия судьи

Куда подавать жалобу на действия судьи. Жалоба председателю суда на действия судьи

Согласно кодексу, являются родственные отношения с какой-либо из сторон процесса, необоснованные задержки при рассмотрении дела, утерянные документы или доказательства и т.п. В связи с указанными обстоятельствами вы можете выразить свое недоверие судье. Отвод составляется в письменном виде, его написания вам обязаны предоставить в любом судебном органе. При составлении отвода четко мотивируйте свое недоверие к судье. В случае если ваш отвод не будет принят, напишите жалобу председателю судей. В случае безрезультатности разбирательств на месте, обратитесь в районный суд с апелляцией. Можно выйти на сайт районного суда и отправить жалобу по указанным там контактам. Тщательно продумайте все аргументы «за» и «против», которые вы будете указывать в своей жалобе. Будет лучше, если вам поможет в ее составлении квалифицированный адвокат. Если нарушения работы судьи носят вопиющий характер, а вышеперечисленные меры не оказывают должного действия, вы можете обратиться с жалобой к вышестоящему начальству - в судей. Высшее представительство данной организации находится в Москве и имеет свой сайт, посредством которого можно отправить жалобу. Также существуют квалификационные коллегии судей различных субъектов РФ. В случае если судья вынес незаконное решение, неправильно применил или нарушил нормы процессуального права, подавайте кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. В вашем распоряжении есть шесть месяцев с момента вступления решения суда в действие. Составляется такая жалоба по определенным правилам, указанным в 41 главе гражданско-процессуального кодекса РФ. Имейте в виду, что в интернете существуют специализированные региональные ресурсы, на которых обсуждаются действия того или иного судьи. Привлечение общественности к неподобающему поведению представителя судебной власти может оказаться весьма нелишним. И хотя это лишь косвенное воздействие, рано или поздно оно может привести к запуску более серьезных механизмов, контролирующих работу судей. Если у вас есть возможность пригласить компетентного журналиста на судебный процесс, можете воспользоваться данным правом. Как правило, в присутствии СМИ судьи ведут слушание дела более корректно, что вам и нужно. Если же и в этом случае возникнут какие-либо проблемы, у вас на руках окажется свежая газетная статья о поведении судьи, которую можно смело отправить председателю районного суда как одно из доказательств вашей правоты. Не бойтесь отстаивать свое право на корректное, справедливое и честное отношение к рассматриваемому делу и его участникам. Судьи должны стоять на страже интересов общества, внимательно и терпимо относиться к людям.

Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной ситуации или установление юридически значимого факта. Но случается, что ввиду недостаточно объективного разбирательства или возникновения новых обстоятельств по делу решение суда нельзя назвать правомерным. Такие ситуации законодательством предусмотрены.

Сторона, неудовлетворённая исходом судопроизводства, вправе подать жалобу на неверное судебное решение, постановление или определение в компетентный по этим вопросам суд. Но перед тем, как сделать это, рекомендуется ознакомиться с порядком обжалования, видами жалоб и иерархией инстанций в судебной системе РФ.

Кто может пожаловаться

Согласно действующему процессуальному законодательству, правом обжалования судебных актов обладают все стороны и участники процесса, а также иные лица, законные права и интересы которых были затронуты оспариваемым решением (определением, постановлением). В их число входят:

  • истец (потерпевший, заявитель);
  • ответчик (обвиняемый, оправданный);
  • частный обвинитель;
  • представители сторон;
  • прокурор (с представлением о пересмотре решения).

Порядок и сроки обжалования

Жалоба на вынесенный судьей акт подаётся с учётом особенностей судопроизводства и положения рассматривающего его суда в системе органов правосудия.

Частная и апелляционная жалоба

Различия данных жалоб заключаются в предмете оспаривания. Для частной это определения суда, препятствующие дальнейшему ходу дела, и другие, установленные процессуальным законодательством судебные действия. В их число входят постановления:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела или принятия иска;
  • о приостановлении рассмотрения дела;
  • о наложении штрафа за нарушение порядка судопроизводства и порядок взыскания иных судебных расходов;
  • об отказе в обеспечении доказательств;
  • об оставлении жалобы (заявления, иска) без движения и т. п.

Порядок их подачи идентичен и может совершаться одновременно, если определение не относится к категории обжалуемых отдельно (препятствующих допуску гражданина к правосудию, нарушающих разумные сроки рассмотрения дела и оставляющих его без движения).

Частная/апелляционная жалоба направляется в судебный орган второй инстанции, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или постановление. На акт, принятый мировым судьей, заявление об оспаривании подается в суд, закрепленный за районом населенного пункта, где осуществляет свои полномочия мировой судья. В свою очередь, определение районного суда правомочен рассматривать областной или верховный в пределах субъекта , так как в судебной системе именно эта инстанция - высшая по иерархии.

Подсудность дел, связанных с разрешением экономических споров, определяется по отдельной схеме. Для их пересмотра по второй инстанции существует отдельная судебная инстанция - арбитражный апелляционный суд. Акты, принятые в ходе или по окончанию судопроизводства по делам военнослужащих, оспариваются в окружном или флотском военном суде.

Решения и определения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного судебного органа, также могут быть обжалованы. Полномочиями в этих вопросах наделена специализированная Апелляционная коллегия того же Верховного суда. При этом, заявление об апелляции решения/определения подаётся не компетентную в их обжаловании инстанцию, а через суд, принявший неправомерный акт.

Сроки

Сроки, отведенные на подачу частной/апелляционной жалобы по гражданским, административным делам и экономическим спорам, составляют 15 дней для оспаривания определения и 30 - для апелляции. На те же действия в уголовном судопроизводстве устанавливается 10 дней, не зависимо от типа обращения.

Срок обжалования исчисляется со дня вынесения оспариваемого акта и восстанавливается по ходатайству заинтересованного лица при наличии веских причин пропуска. Отказ суда при этом может быть также обжалован в вышестоящей инстанции.

Период рассмотрения частных/апелляционных жалоб судами по гражданским, административным делам и экономическим спорам (уголовным делам):

  • районным, верховным судом субъекта, окружным (флотским) военным судом - 60 дней (15 - районным и 30 - верховным);
  • ВС РФ - 90 дней (45).

Срок начинает течь с момента подачи заявления об оспаривании. Для всех дел, кроме уголовных - это общий срок принятия заявления, открытия судопроизводства и вынесения решения. По Уголовно-процессуальному кодексу указанный период устанавливается только для начала рассмотрения, а, следовательно, окончательный акт может быть принят позже.

Кассационная

Потребность в кассации возникает при оспаривании неправомерных судебных актов после их вступления в законную силу. Кассационное производство является третьей инстанцией и может быть открыто только вследствие неудовлетворительного для заявителя апелляционного обжалования.

Суды третьей инстанции и подсудные им дела:

  1. Президиум верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда. Правомочны принимать заявления об оспаривании действующих решений районных, военных гарнизонных и мировых судей, апелляционные определения районных, окружных (флотских) и верховных судов в субъектах.
  2. Арбитражный суд округа. Осуществляет кассационное судопроизводство в отношении актов, изданных арбитражным и арбитражным апелляционным судом.
  3. Судебные коллегии Верховного суда РФ. Компетентны в вопросах оспаривания вступивших в действие решений районных (военных гарнизонных) судов, обжалованных по второй инстанции президиумом верховного судебного органа субъекта, а также апелляционных определений верховных судов и постановлений их президиумов.

Сроки

Промежуток времени, в течении которого заинтересованный участник процесса вправе подать заявление о кассации, устанавливается процессуальными кодексами по отдельным категориям дел:

  • по гражданским и административным - полгода с момента вступления я в силу обжалуемого акта;
  • по уголовным - не ограничен;
  • по экономическим спорам - 2 месяца.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен на основании ходатайства заинтересованного лица, поданного не позднее, чем через полгода со дня вступления в силу акта.

Ну рассмотрение кассационной жалобы уходит:

  • 1 месяц - при рассмотрении судом соответствующей инстанции без необходимости истребовать дело;
  • 2 месяца - кассационным судом, если дело подлежит истребованию, арбитражным, а также ВС РФ, без истребования;
  • 3 месяца - ВС РФ, когда дело истребуется у хранящего его органа.

Согласно п. 3 ст. 382 ГПК РФ, период рассмотрения особо сложных кассационных жалоб может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителем не более, чем на 2 месяца.

Течение срока, отведённого на кассационное судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, начинается со дня поступления жалобы. Время, потраченное на истребование дела, при этом из него исключается.

Арбитражный суд округа считает началом срока рассмотрения заявления момент его поступления вместе с делом, но не раньше окончания 2х месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

Надзорная

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляет Президиум ВС РФ в порядке надзора.

К надзорным относятся жалобы на решения и определения:

  • принятые верховным судом субъекта или окружным (флотским) военным, предварительно рассмотренные в порядке апелляционного судопроизводства ВС РФ;
  • Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, прошедшие апелляционное обжалование;
  • ВС РФ после апелляции;
  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • вынесенные в результате рассмотрения Судебной коллегией ВС по второй инстанции;
  • рассмотренные по третьей инстанции Судебной коллегией ВС.

Сроки

Надзорная жалоба направляется в ВС РФ не позднее, чем через три месяца с момента обретения обжалуемым решением законной силы. Это касается актов по всем делам кроме уголовных - по УПК заявление об их оспаривании подается без ограничений по времени.

Пропущенный ввиду уважительных причин срок может быть восстановлен, если соответствующее ходатайство будет подано заинтересованным лицом не позднее, чем через полгода после вынесения оспариваемого акта.

На пересмотр судебного акта Президиумом отводится 2 месяца без истребования дела и 3 месяца с истребованием (1–2 месяца по УПК). При этом Председатель ВС РФ или его заместитель вправе продлить срок еще на 2 месяца, если в этом возникнет объективная необходимость.

Конституционная

Предметом обращения является нарушение конституционных прав и свобод граждан при разрешении конкретного дела в порядке судебного производства.

Иными словами, если судебный акт был принят на основании закона, идущего в разрез с положениями Конституции РФ, он может быть оспорен в КС РФ по заявлению заинтересованного лица. Но сделать это можно только в течение одного года со дня принятия неконституционного решения.

УПК, ГПК, АПК и КАС РФ сходятся в определении содержания жалоб. В них должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование судебной инстанции, принимающей заявление на рассмотрение.
  2. ФИО адрес сторон процесса.
  3. Предмет и название, например, «Апелляционная жалоба на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ» (пишется посередине строки, сразу под вводной частью).
  4. Номер, дата обжалуемого акта и полное наименование органа, вынесшего его.
  5. Основания для оспаривания.
  6. Требования заявителя и законодательные положения, подкрепляющие их правомерность.
  7. Перечень приложений.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия обжалуемого решения;
  • квитанция об оплате госпошлины (ходатайство о рассрочке или отсрочке платежа, документ, подтверждающий льготу);
  • бумага, свидетельствующая о получении копии жалобы и недостающих документов остальными участниками судебного процесса (почтовое уведомление о вручении, расписка);
  • акт, подтверждающий правомочия на подписание жалобы.

Образцы

Структура и содержание заявлений идентична, но для удобства ниже представлены примеры каждого из них.

  1. Почтовым отправлением по адресу - 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. Лично от заявителя - г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (в будние дни с 10:00 до 17:00, в пятницу и предпраздничные дни до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00).
  3. На электронный ящик - [email protected] (при наличии усиленной квалификационной электронной печати - КЭП).
  4. Через официальный сайт - https://petition.ksrf.ru (требуется регистрация с обязательным прикреплением цифровой копии паспорта).

Подаче жалобы должна предшествовать оплата государственной пошлины: за апелляцию или кассацию - 150 руб., надзорную - 300 руб. (в порядке арбитражного судопроизводства- 3000 руб. и 6000 руб. соответственно), конституционную - 450 руб.

Законодательная база

Актуальное законодательство по составлению и подаче жалоб в суд:

  1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  3. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
  4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
  5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  6. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Сделать это в соответствии с правилами и требованиями законодательства, с учетом всех юридических тонкостей помогут наши специалисты. При необходимости опытные юристы проконсультируют и по другим вопросам.

Написать апелляционную жалобу на решение суда: Видео

В России судьи обладают неприкосновенностью. Это положение содержится в ст.122 Конституции РФ и ст.16 ФЗ «О статусе судей в РФ», Кодекс этики судей. Обжалование их решений осуществляется в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства. Есть ли возможность о пресечении противозаконного поведения должностного лица и в каком порядке реализуется право на защиту интересов граждан и организаций?

Основания для жалобы могут быть разными

Вмешаться в ход судебного заседания посторонние частные лица или государственные учреждения не вправе. Контроль за их деятельностью и привлечение к дисциплинарной ответственности в некоторых случаях может осуществлять:

  1. Квалификационная Коллегия Судей (ВККС);
  2. Совет судей;
  3. Председатель судебной инстанции, где работает должностное лицо.

Прием заявлений ведется только в ограниченном ряде случаев:

  • при затягивании процесса на срок более 2 месяцев;
  • при неисполнении должностных судейских обязанностей;
  • при искажении данных, заносимых в протокол секретарем судьи;
  • при постоянных отказах в заслушивании доводов и ходатайств представителя одной из сторон;
    при установлении фактов неэтичного поведения (грубость, употребление нецензурных выражений);
  • при пропаже или вынесении решения о недопустимости приобщения к материалам дела существенных доказательств.

Обращаться с жалобой вправе следующие субъекты:

  1. россияне;
  2. лица без принадлежности к другим странам;
  3. организации всех форм собственности.

Заявление может подаваться в индивидуальном порядке или в форме коллективной жалобы.

Обратите внимание, что в СМИ, прокуратуру, Страсбургский суд и другие государственные и международные инстанции не имеет смысла, поскольку судебная власть является независимой и осуществляет функции самостоятельно. Кроме того, разрешение подобных вопросов не входит в их компетенцию.

Дисциплинарная ответственность судей — тема видеосюжета:

Отвод судьи и отличие от жалобы

Жалоба на мирового судью — законное право

В рамках процессуального законодательства предусмотрена возможность заявления отвода судьи при наличии следующих оснований:

  • между участниками процесса;
  • личная заинтересованность в исходе дела;
  • занятость в качестве представителя одной из сторон дела ранее, а также секретаря заседания, эксперта, прокурора или переводчика;
  • решение дела в порядке первой или второй инстанций
  • есть другие причины, дающие основание полагать, что вопрос не будет решен объективно и справедливо.

Об отводе подается по правилам гражданского производства в соответствии со ст. 16 ГПК РФ и уголовного – ст.64 УПК РФ. Отвод судьи производится:

  • при единоличном рассмотрении дела – им единолично;
  • при коллегиальном – должностными лицами судейского состава без лица, в отношении которого ведется процессуальное действие;
  • при отзыве всей коллегии – большинством голосов.

Отвод может содержаться в апелляционной жалобе, подача частной жалобы не допускается в таких случаях. Результатом рассмотрения такого заявления является определение о передаче дела другой инстанции по подсудности. Дается время на изучение материалов дела новым составом. Если сформировать коллегию невозможно, дело переходит в компетенцию вышестоящего суда до момента определения компетентного органа.

Порядок подачи жалобы на судью

Жлоба должна четко аргументироваться

Заявление составляется согласно требований, предусмотренных п.2.2 Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ №354 от 30.06.2013. В нем указываются сведения:

  1. наименование органа, которому подведомственно рассмотрение спора;
  2. полное ФИО, серия и номер паспорта, почтовый индекс и адрес регистрации по месту жительства, телефон;
  3. описание ситуации с приведением доказательственной базы, ссылками на закон, регламентирующий
  4. обязанности судьи, его фамилия, имя и отчество, номер дела, находящийся в его ведении;
  5. дата и подпись подачи жалобы.

Незаконные действия должностного лица необходимо обосновать. С этой целью производятся следующие действия:

  • регулярно снимаются копии или производится ознакомление с материалами дела;
  • ведется аудиозапись заседаний;
  • подаются заявления и ходатайства через канцелярию суда с входящим номером;
  • проверяется содержание протоколов заседаний, своевременность их составления контролируется на основании ст.231 ГПК РФ.

При подаче заявления на имя председателя районной инстанции следует руководствоваться ст.35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», регламентирующей его полномочия:

  1. организация работы суда;
  2. распределение обязанностей между должностными лицами и их заместителями;
  3. руководство аппаратом государственного органа;
  4. и поощрение;
  5. контроль за повышением квалификации работников;
  6. информирование об изменении полномочий и судейском составе.

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации»

При осуществлении деятельности должностные лица обязаны придерживаться положений Кодекса судейской этики. В настоящее время действует редакция от 19.12.2012. В ней прописано, что в приоритет деятельности судебной власти ставится защита основных прав и свобод человека, соблюдение принципов равенства и беспристрастности.

Результаты рассмотрения жалобы

Увольняют судей очень редко

Случаи увольнения судей после подачи заявления о его некомпетентности фиксируются достаточно редко. Обычно дело ограничивается наложением дисциплинарной ответственности – предупреждением или выговором, после этого должностное лицо начинает тщательно следить за соблюдением требований законодательства участниками процесса, ошибки при осуществлении производства сводятся к минимуму.

Суть принимаемого решения сводится к следующим моментам:

  1. проводится изожженных в жалобе фактов коллегией, осуществляющей квалификацию судей;
  2. направление материалов дела на рассмотрение в вышестоящий или соответствующей категории дела инстанции.

Срок рассмотрения жалобы по общему правилу составляет 30 дней с момента ее принятия. Когда проведения проверки и изучения материалов дела не требуется, то на вынесение решения может потребоваться до 15 дней. Если вопрос требуется оперативного рассмотрения, то меры осуществляются немедленно. При продлении сроков, заинтересованная сторона оповещается об этом в письменной форме.

Отмена принятого акта постановлением вышестоящей инстанции или выражение собственного мнения не является основанием к привлечению к дисциплинарной ответственности должностного лица. Исключение составляют случаи, когда вина судьи установлена приговором, вынесенным в связи с осуществлением заведомо неправосудного акта или доказаны преступные действия.

Жалоба остается без рассмотрения в случаях:

  • в тексте отсутствуют сведения о совершенном дисциплинарном проступке;
  • указанные данные о противоправном поведении не подтверждены;
  • в заявлении содержаться нецензурные выражения;
  • упоминаются информация, содержащаяся в федеральном законе ;
  • документ подан анонимно, не указан адрес проживания или реквизиты должностного лица и судейского корпуса.

Для принятия мер заявителю необходимо предоставить доказательственную базу, иначе заявление останется без рассмотрения.

Как видно, законодательство позволяет привлечь даже независимых судей к ответственности в рамках установленных пределов. При подаче жалобы необходимо иметь весомые доказательства для обвинения в совершении противоправных действий. Бояться испортить отношения с должностным лицом, ведущем дело, или коллегией, не стоит.

Председатель или ВККС осуществят при необходимости проверку, поскольку по закону они наделены определенными полномочиями. Если полностью ситуацию поправить не получится, то можно ожидать, что судья прекратит открыто поддерживать другую сторону процесса, склоняться к принятию решения в ее пользу или давать юридические консультации для обоснования своей правовой позиции.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*