Домой / Примеры ошибок / На борту титаника остался клад. Необычные способы поднять "Титаник": версии ученых

На борту титаника остался клад. Необычные способы поднять "Титаник": версии ученых

3 марта 2016, 15:56

В продолжение поста блогера LadyWinter хотелось бы продолжить тему Титаника,в частности рассказать о найденных артефактах

С тех пор как легендарный "Титаник" погрузился во мрак Атлантического океана, он навсегда приковал внимание историков, археологов и коллекционеров. А в связи с предстоящим 100-летним юбилеем трагической катастрофы интерес к кораблю только повысился. Представляет обзор самых дорогих артефактов с затонувшего лайнера, выставленных на аукционы по всему миру.

История этого украшения с бриллиантами окутана тайной. На браслете имеется кулон с именем владелицы - Эми. Предположительно, он принадлежал одной из пассажирок "Титаника" - мисс Аманде. Начальная цена изделия - $200 тыс.Выглядит удивительно современно.

Во время расследования причин крушения изучались чертежи корабля, которые в 2011 году были проданы на аукционе за $362 тыс. План шириной 10 м выполнен цветными мелками и изображает момент столкновения судна с айсбергом.

Рукописи с "Титаника" неоднократно продавались на различных аукционах мира. Письмо, написанное Адольфом Саафельдом к жене, датированное 10 апреля 1912 года, было продано в 2010 году за $90 тыс. В нем пассажир делится с супругой впечатлениями о роскошном корабле, в частности описывает интерьер, искусно продуманное меню и рассказывает о "замечательном путешествии". Вряд ли Саафельд догадывался, каким образом оно завершится всего через пять дней.

Легендарный корабль отличался исключительной роскошью, дорогим убранством, а также изысканным меню в ресторанах. Поэтому на аукционе появится меню обеда для пассажиров первого класса. Ажиотаж вокруг торгов создает тот факт, что обед стал последним для большинства пассажиров судна. Меню было напечатано 14 апреля 1912 года, а трагедия, унесшая жизни 2 тыс. 208 человек, произошла в ночь на 15 апреля.

Меню не оказалось на дне океана благодаря доктору Вашингтону Доджу - банкиру из Сан-Франциско, отправившемуся в путешествие на "Титанике" со своей женой Рут и сыном Вашингтоном-младшим. Рут взяла меню на память, поместив его в свою сумочку. С тех самых пор оно хранилось в их семье как своеобразная реликвия. Последний обед пассажиров лайнера состоял из яиц, курицы, говядины, бараньих котлет на гриле, различных десертов и восьми видов сыра. Организаторы аукциона рассчитывают выручить за это около $158 тыс.

Спасательный жилет, оцененный в $119 тыс., предназначался на случай чрезвычайной ситуации на море, однако, судя по его виду, жилет вряд ли был приспособлен для суровых погодных условий.

Любовь к сигарам капитана рокового корабля Джона Смита доходила до того, что он просил родных молчать, пока курил их. Неудивительно, что британская пароходная компания White Star Lines подарила ему коробку для сигар. Она выполнена из орехового дерева и оценивается в $40 тыс.

Крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник».

Остальные артефакты

Часы остановившие время для пассажиров корабля...

Ожерелье. Было украдено на выставке в Лондоне.

Посуда с фирменной маркировкой

Дамская сумочка

Кольцо, найденное на дне океана, невольно напоминает о бриллианте «Сердце океана» из фильма Джеймса Камерона.

Херувим, когда-то украшавший парадную лестницу «Титаника»

Фарфоровая чашка для пассажиров первого класса

Пара детских туфель

Посуда для первого класса

30 лет назад были обнаружены обломки «Титаника». Что утонуло вместе с ним?

1 сентября 1985 года в Атлантическом океане были обнаружены обломки океанского лайнера «Титаник», затонувшего в апреле 1912 года. За 30 лет на поверхность поднято свыше 5000 предметов: от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки. Многие сокровища и артефакты до сих пор остаются на дне. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить о самых необычных и интересных грузах печально известного судна.

Утраченный шедевр

О том, что перевозилось на борту «Титаника», известно во многом благодаря претензиям и судебным искам, которые подавали выжившие пассажиры после кораблекрушения. Самой дорогостоящей потерей оказалась картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне» (La Circassienne au bain), написанная в 1814 году. Ее владелец шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстём-Стеффанссон оценил шедевр в $100 000 (в современном эквиваленте это около $2,4 млн). Это стало рекордом среди претензий, обращенных к судоходной компании White Star Line: никто из пассажиров «Титаника» не требовал столь значительной суммы за один-единственный утраченный элемент багажа.

Самый дорогой багаж

В списке самых крупных потерь фигурирует также багаж американской миллионерши Шарлотты Дрейк Кардезы, дочери текстильного фабриканта. На «Титанике» она плыла вместе с сыном, возвращаясь в Пенсильванию после длительной охоты: сафари по Африке и посещения охотничьих угодий в Венгрии. Она занимала самую дорогую каюту на корабле и везла 14 сундуков багажа, не считая четырех чемоданов и трех ящиков. После благополучного спасения Шарлотта Кардеза подала иск на сумму $177 352 (в современном эквиваленте это около $4 млн) — в списке утраченного имущества на 21 странице она перечислила 841 предмет, в том числе кольцо с розовым бриллиантом величиной почти в семь карат стоимостью в $20 000.

Мармеладная машина

В то время как одни выжившие пассажиры требовали компенсаций в миллионы долларов, другие оценивали свои потери более чем скромно. Например, пассажирка второго класса Эдвина Трутт попросила возместить ей всего 8 шиллингов 5 пенсов. В такую сумму она оценила мармеладную машину — устройство для очистки и нарезки фруктов, похожее на мясорубку. 27-летняя англичанка ехала к беременной сестре в Америку, чтобы помочь ей ухаживать за новорожденным. Почувствовав столкновение «Титаника» с айсбергом, она поднялась на палубу, увидела, как готовят спасательные шлюпки, и поспешно вернулась в каюту предупредить соседок-пассажирок. Одна из них в это время пыталась завязать корсет, и Трутт, надевая теплое пальто, сорвала корсет и выбросила его в проход, сказав, что на это уже нет времени. Попутно она предупредила о бедствии двух приятелей из соседней каюты. Когда же Эдвина села в шлюпку, незнакомый пассажир-ливанец попросил ее взять с собой пятимесячного ребенка, что она и сделала. В момент отплытия от «Титаника» с собой у нее были лишь зубная щетка и молитвенник. В спешке ей было явно не до мармеладной машины, но спустя время она вспомнила о пропаже и подала иск. Примечательно, что женщина дожила до 100 лет. Она неоднократно пересекала Атлантический океан, а последний такой рейс через Атлантику пришелся на ее 99-летие.

«Драгоценная» книга

«Титаник» перевозил порядка 90 контейнеров с книгами. Самым ценным экземпляром был сборник изречений Омара Хайяма «Рубаи», украшенный 1050 драгоценными камнями, каждый из которых был обрамлен золотом. Эта раритетная книга была куплена неким американцем в марте 1912 года на аукционе за $1900, что можно приравнять к 15 годовым зарплатам младшего члена экипажа «Титаника».

Кстати, «Титаник» имел в имени приставку RMS (Royal Mail Ship) и официально отвечал за перевозку британской почты. Вместе с книгами ко дну ушли 3364 мешка с почтой, а также около 800 посылок с неизвестным содержимым. В одном из почтовых пакетов ехала рукопись романа Джозефа Конрада «Лорд Джим»: писатель послал ее коллекционеру Джону Куинну под названием «Караин: воспоминание». К счастью, у писателя остался свой вариант рукописи и книга дошла до читателей.

Опиум для народа

Кроме пассажирских вещей и почты «Титаник» перевозил огромное количество товаров на общую сумму $ 420 000 ($10 млн в 2015 году). Сведения о грузе известны благодаря сохранившейся копии манифеста 1912 года, который представляет собой подробный перечень предметов, принятых на борт. Этот документ был отправлен в Америку на лайнере «Мавритания» и появился в нью-йоркских газетах 20 апреля 1912 года, спустя шесть дней после гибели «Титаника». Из него можно узнать, в частности, о перевозе наркотиков в США: на борту крупнейшего пассажирского парохода мира среди сыров, вин и мехов затаились четыре контейнера с опиумом для американского народа. За три года до этого Конгресс США запретил импорт и использование опия в немедицинских целях. В некоторых штатах он был уже запрещен даже для лечения. До полного запрета опия в Америке оставалось два года.

Кровь дракона

В перечне груза «Титаника» значится 76 контейнеров с кровью дракона. Так называется смола с деревьев рода драцена, которые произрастают на Канарских островах, в Марокко, на Сокотре. Драконову кровь с древних времен использовали в медицине римляне, греки, арабы и жители Сокотры: с ее помощью лечили респираторные, кожные, желудочно-кишечные заболевания, заживляли раны, останавливали кровь. В Индии смола драконова дерева использовалась для особых церемоний, а жрецы вуду в Новом Орлеане изгоняли с ее помощью негативные сущности, привлекая деньги и любовь. Сейчас это природное вещество используется для полировки мебели, мрамора и создания лака.

Для каких целей предназначалась драконовая кровь с борта «Титаника», не ясно, известно лишь, что она принадлежала акционерному обществу Brown Brothers and Company. Кстати, демоническое название этому веществу и дереву подарила древняя индийская легенда: давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра жил кровожадный дракон, он нападал на слонов и выпивал их кровь. Но однажды нашелся один старый и сильный слон, который упал на дракона и раздавил его. Кровь двух существ хлынула на землю, оросив ее, словно вода, после чего на том же самом месте выросли деревья драцена, что в переводе с древнегреческого означает «самка дракона».

Кинофильмы

В списке вещей, перевозимых на борту «Титаника», значилась одна коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company — одной из небольших киностудий, которая впоследствии слилась с Paramount Pictures. Что было на пленке, осталось тайной, фильм так и не появился в кинотеатрах. Также безвозвратно утеряны 33,5 км кинопленки, которые принадлежали Уильяму Харбеку. Известно, что он был успешным кинематографистом и возвращался из творческой командировки по Европе, где посетил Лондон, Брюссель, Париж и Берлин, с тем, чтобы показать свои работы в американских кинотеатрах и приступить к съемкам на Аляске и на канадской территории Юкон. Предполагается, что он был также привлечен к созданию кинохроники «Титаника», однако эти кадры не сохранились. Уильям Харбек погиб вместе с молодой любовницей — моделью из Парижа, его тело опознала и похоронила жена, которую не сразу допустили к опознанию, так как записали, что погибли мистер и миссис Харбек. В качестве компенсации супруга погибшего потребовала от судовладельцев $50 000. Фильмы Харбека были оценены в $41 000, оборудование — в $11 000, такие суммы указала в претензии деловой партнер погибшего Кэтрин Джордж.

Автомобиль

Одна из самых горячих любовных сцен в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» происходит в автомобиле Renault. Действительно, такая машина была на борту. Правда, везли ее скорее в разобранном виде: в грузовом манифесте указано, что авто перевозится в контейнере. Новенькая Renault Type CB Coupe de Ville, купленная в Европе, первая пострадала от удара, так как находилась в носу корабля, и разлетелась на куски при столкновении с айсбергом. Ее хозяин в это время играл в карты в курительной комнате. После столкновения он посадил в лодку свою семью: жену, 11-летнего сына и 13-летнюю дочь — а сам спасся в одной из последних шлюпок с женщинами и детьми, куда, кроме него, смог пробраться лишь один мужчина — управляющий White Star Line Джозеф Исмей. Воссоединившись с семьей, Картер потребовал компенсацию за автомобиль — $5000 и еще за двух погибших собак — $300. Вскоре супруги развелись: жена сочла поведение во время катастрофы мужа неподобающим. Вместе с «Титаником» утонули не только собаки, но и слуга, и шофер Картеров. Осуждение постигло и Исмея: он вынужден был покинуть пост, заслужив репутацию труса.

Духи

Сегодня вещи с «Титаника» выставляются в музеях и продаются на аукционах. Один из популярных экспонатов — духи, пролежавшие на дне 88 лет.

65 флаконов с различными запахами перевозил один из пассажиров первого класса — 47-летний немец Адольф Заальфельд, председатель парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. В то время духи в Америке пользовались огромным спросом, и бизнесмен вез образцы для демонстрации в бутиках Нью-Йорка. В момент столкновения с айсбергом Заальфельд был в курительной комнате: увидев произошедшее, он тут же направился к шлюпкам, что и помогло ему сохранить жизнь. Кожаный мешок с образцами парфюмерии так и остался в каюте. Духи лежали на дне океана до 2000 года и были обнаружены в ходе очередной поисковой экспедиции. Когда исследователи открыли флаконы, они были поражены насыщенными ароматами: лаванды, розы и других цветов. Некоторые образцы утратили свой запах, однако большинство остались неизменными. Современные парфюмеры смогли воссоздать 62 из 65 ароматов и выпустили их в 2012 году к столетию гибели «Титаника».

Скрипка — подарок невесты

На «Титанике» играл оркестр под руководством 33-летнего дирижера Уоллеса Хартли. Как рассказывали выжившие пассажиры, даже в момент всеобщей паники музыканты не бросили инструменты и продолжали играть, пока корабль не затонул. Одной из последних композиций, исполненных на «Титанике», был английский христианский гимн «Ближе, Господь, к тебе» (Nearer My God to Thee).

Спустя десять дней после трагедии было найдено тело Хартли и его скрипка, которую дирижер успел привязать к себе. Возможно, таким образом он надеялся удержаться на плаву, но еще вероятнее — не хотел расставаться с подарком своей невесты. Вскоре после кораблекрушения скрипка, слегка пострадавшая от холодной соленой воды, была возвращена безутешной девушке Хартли. Внутри футляра все еще была видна ее собственная дарственная надпись, сделанная незадолго до отправления «Титаника». В дальнейшем, после смерти владелицы, скрипка затерялась у родственников и долгое время считалась утраченной, пока ее случайно не обнаружили на чердаке дома среди старых вещей в 2006 году. Исследователям и судмедэкспертам понадобилось более семи лет и тысячи фунтов стерлингов, чтобы подтвердить ее подлинность, после чего она была продана на аукционе за рекордную сумму: $1,5 млн.

14 апреля 1912 года впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг по курсу лайнера, на котором он служил. К сожалению, было уже слишком поздно: через минуту корабль получил пробоины и начал погружаться под воду. А спустя еще около двух часов он разломился на 2 части и затонул. Из 2 224 человек спастись удалось только 712.

Прошло около получаса после столкновения, когда капитан приказал спустить на воду спасательные шлюпки и разослать сигнал бедствия. Но пассажиры отказывались эвакуироваться с судна, ведь оно не выглядело терпящим крушение, толчок не ощущался, все работало и не было никаких признаков надвигавшейся трагедии. Поэтому шлюпки отплывали от «Титаника» полупустые.

Лишь через полтора часа пассажиры осознали масштабы бедствия. Началась паника, за места в шлюпках начали драться. Преимущество во время эвакуации, конечно же, получали путешественники первого и второго класса, а среди них в первую очередь женщины и дети. У тех, кто приобрел билеты в третий класс, надежды на спасение практически не было.

На сигнал бедствия откликнулись семь судов.

Прийти на помощь успел пароход «Карпатия». Он-то и подобрал 712 выживших человек. На тот момент в воде оставалось еще много людей, державшихся на плаву, но люди в шлюпках боялись приближаться к месту крушения.

«Титаник» в 1912 году.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся лайнер «Титаник».


Фредерик Флит, 24 года - первый, кто заметил айсберг по курсу «Титаника».


Выжившие с «Титаника» приближаются к пароходу «Карпатия».


Выжившие на борту «Карпатии».


Спасшиеся кутаются в теплые одежды на борту «Карпатии».

Люди ждут новостей у дверей офиса судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке.


Люди ждут под дождем прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк.

Шлюпки «Титаника» возвращены на причал, принадлежащий White Star Line.


Выжившие из экипажа «Титаника».

Выжившие из числа обслуживающего персонала первого класса стоят в очереди на допрос.


Четырем братьям Паско удалось выжить в кораблекрушении.


Родственники ждут выживших с «Титаника» на железнодорожном вокзале Саусхэмптона.


Родственники ждут выживших в Саусхэмптоне.


Саусхэмптон. Ожидание выживших.


Встреча выживших после кораблекрушения.


Выживший член экипажа обнимает и целует свою жену, которая приехала встречать его в Плимут.


Толпа в Девонпорте собралась, чтобы послушать историю одного из выживших.


Выдача денежного возмещения выжившим пассажирам.


Оператора Харольда Томаса Коффина допрашивают в Нью-Йорке.


Выживший дает женщине автограф.

«Сироты "Титаника"» Мишель (4 года) и Эдмонд Навратиль (2 года). Единственный сопровождавший их взрослый - их отец, - погиб, и братьев, в силу их возраста, не сразу смогли идентифицировать.


Медсестра держит на руках новорожденного Люсьена Смита. Его мама Элоиз забеременела им во время медового месяца на борту «Титаника».

Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту "Титаника" находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, "стоимость" пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма "Рубай", редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю), - все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались в сейфах и каютах "Титаника".

После того как в 1989 году в Атлантике, на глубине 3750 м, известным подводником Р. Баллардом был обнаружен "Титаник", над местом гибели побывали три экспедиции - две американо-французские и одна российская.

В специальном документе было особо оговорено, что ничего из собственности "Титаника" экспедициями на поверхность не будет поднято. Поэтому даже гуттаперчевая детская кукла, после ее фотографирования была осторожно положена на место. Участники экспедиций строго следовали этому приказу, хотя иногда находили уникальные предметы. В одном из погружений, например, был обнаружен золотой подсвечник в раздавленной толщей воды каюте. И его тоже возвратили "Титанику".

Основной целью этих погружений было обследование места гибели и характера разрушений корпуса. Как оказалось, корпус лайнера разломился. Кормовая часть его, где не было пробоины и где образовалась гигантская воздушная подушка, отломилась и затонула несколько позже, отдельно от носовой части.

Американский подводный мини-робот "Ясон" осторожно проник во внутренние помещения "Титаника" и сделал несколько сот снимков. Там сохранились хрустальные и золоченые люстры под потолком; колонны, некогда обшитые дорогими породами деревьев; лестница парадного салона; каюты первого класса с фарфоровыми ваннами английских фирм; бутылки с шампанским, китайские сервизы с эмблемой знаменитой пароходной линии "Уайт стар" ("Белая звезда") со звездой внутри красного треугольника - предмет вожделения многих коллекционеров. Была найдена древнегреческая бронзовая скульптура Дианы, принадлежавшая, видимо, Маргарет Браун, миллионерше из Денвера, перевозившей редкие вещи, приобретенные в разных странах. Взяв на себя командование одной из спасательных шлюпок, она в последний момент распорядилась выбросить все это за борт.

Однако вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы, имеющие юридическое значение.

Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели "Титаника", некоторые пассажиры утверждали, что, пока "Титаник" тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

ТитаникДействительно, "Ясону" удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору "Ясона" удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!

О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов, часть которых была сдана в музей, что-то разошлось по частным коллекциям и продано с аукциона за большие деньги, а некоторые предметы возвращены прежним владельцам, которых, увы, к 1991 году осталось в живых лишь несколько человек.

Российская подводная экспедиция от Института океанологии имени П. П. Ширшова, снабженная глубоководным обитаемым аппаратом "Мир", совместно с канадской фирмой "ШАХ", американской фирмой "OCEAN IMAGE" и Национальным географическим обществом США в 1991 году совершила семнадцать глубоководных погружений на месте гибели "Титаника".

"Мир" сумел отснять уникальный фильм, который получил высшую оценку специалистов и изучается.

Согласно отчетам специалистов, "Титаник" глубоко погрузился в донный ил. Носовая часть его, где должна находиться 95-метровая рана от айсберга, погубившая лайнер, слишком глубоко зарылась из-за огромного веса корпуса. Это печальное обстоятельство не позволило обследовать пробоину. Удалось только установить, что обшивка правого борта сильно вдавлена внутрь и вдоль борта лопнули заклепки.

Сенсационным было то, что после тщательного изучения фильма и фотоснимков некоторые эксперты заявили, что айсберг только помял корпус гиганта и не мог распороть массивную стальную обшивку!

Тогда возникает вопрос: что же послужило причиной гибели "Титаника"? Возможно, на это дадут ответ последующие глубоководные экспедиции.

"Титанику", вместе с его сейфами и похороненными сокровищами, видимо, суждено покоиться на океанском дне очень долго. Уже сейчас появились опасения, что рано или поздно до его кают смогут добраться любители-подводники. Уже через несколько лет они в состоянии будут построить и глубоководные аппараты, и уникальную поисковую электронную аппаратуру. И глубина 3750 метров не будет представлять для них серьезного препятствия.

Экспедиция на Титаник

Что касается дальнейшей судьбы "Титаника", то есть проекты превращения его в Международный морской музей. Уже сейчас можно проводить на нем интересные исследования по части законов коррозии различных металлов и экологии. А через каких-нибудь десять лет на многоместных подводных глубоководных аппаратах смогут показывать освещенный прожекторами "Титаник" многочисленным туристам и любителям подводной археологии.

Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер "Титаник" (Titanic) компании "Уайт Стар Лайн" (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным , от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.

План поиска "Титаника" обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.

В 1912 году идея подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна .

Точные координаты места нахождения останков "Титаника" были неизвестны. Во время длительного погружения лайнер дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46" с.ш., 50°14" з.д. (такие координаты передавали радисты судна). В процессе погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами, что сильно затрудняло поиски.

Выдвигались различные варианты подъема "Титаника" в случае его обнаружения: использование для подъема корпуса "Титаника" подводной лодки, оснащенной электромагнитами; использование магнитов, прикрепленных к понтонам , вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность. Но с началом Первой мировой войны идея поднять "Титаник" была на время забыта.

В 1953 году поиски лайнера были возобновлены. В месте предполагаемой гибели "Титаника" британская судоподъемная фирма сделала попытки составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. Поиски прошли безрезультатно.

В 1966 году англичанин Дуглас Уолли (Douglas Wally) начал проект по поискам "Титаника" стоимостью пять миллионов долларов. Он предложил найти лайнер, обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.
В 1970 году Дуглас Уолли основал "Компанию спасения "Титаника", объявив, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план поисков лайнера, его подъема и буксировки в Ливерпуль. В Ливерпуле Уолли хотел превратить "Титаник" в плавучий музей. Но необходимые финансовые средства на осуществление этого замысла собраны не были.

С 1970 по 1980 год было предложено множество вариантов подъема судна в случае его обнаружения: заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он "всплыл на поверхность как кубик льда"; заморозить лайнер, обложив его сетью, наполненной азотом; заполнить корпус судна шариками для пинг‑понга или 180 000 тоннами жидкого воска и другие.

Наиболее осуществимым с технической точки зрения проектом был замысел международной экспедиции, которая разработала оригинальный метод подъема: посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность. Затраты на осуществление проекта оценивались в два миллиона фунтов стерлингов, при том, что в сейфах "Титаника" предположительно находилось золото на сумму восемь миллионов фунтов стерлингов.
14 июля 1980 года на поиски "Титаника" вышло исследовательское судно "Фея", принадлежащее техасскому нефтяному магнату Джеку Гримму. Гримм пригласил для участия в экспедиции двух известных океанологов. Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе предполагаемой гибели лайнера, в случае неудачи предполагалось переместиться на восток. Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном. Судно Гримма провело три экспедиции: в 1980, 1981 и 1983 годах. Несмотря на крупное финансирование проекта , "Титаник" обнаружен не был.

Следующую попытку найти "Титаник" предпринял руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс‑Хольского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Боллард (Robert D. Ballard), изучавший обстоятельства гибели судна в течение 13 лет.

Он изучил все доступные исторические материалы, имеющие отношение к "Титанику". В начале 1970‑х годов были построены опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата "Элвин" (Alvin), в котором команда из трех человек могла работать на глубинах, не превышавших 2000 метров. Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с "Элвином" невозможно было работать на глубинах, на которых находился "Титаник", а ANGUS не был достаточно оперативен ‑ отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Командование ВМФ США оказало финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата "Арго" и робота "Джейсон". "Арго", как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности "Арго" должно было буксировать основное судно, а робот "Джейсон", соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживал предмет, требующий более подробного изучения. Комбинация "Арго" ‑ "Джейсон" могла позволить исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести наблюдения за морским дном.

Летом 1985 года было завершено строительство "Арго", строительство робота "Джейсон" посчитали нецелесообразным. 25 августа 1985 года "Арго" был впервые опущен на глубину.

1 сентября 1985 года монитор, связанный с видеокамерой "Арго", показал объекты неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус "Титаника", и на дно был отправлен ANGUS для проведения фотосъемки. Корма "Титаника" отсутствовала, из чего следовало, что корпус судна разломился при погружении.

В следующие четыре дня "Арго" и ANGUS сделали тысячи фотографий. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров на глубине около 3800 метров. Носовая часть корабля под тяжестью собственного веса прошла глубоко в грунт. В 800 метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились руины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну были разбросаны различные предметы: набор кухонных принадлежностей из меди, кофейные чашки, туалетные принадлежности, канделябры, кухонные плиты, керамические головы кукол и многое другое.
12 июля 1986 года Баллард и его команда совершили вторую экспедицию к месту гибели "Титаника" на судне "Атлантис II", у экспедиции была подводная лодка "Элвин", которая могла погружаться на 4000 метров, и робот "Джейсон младший" (улучшенным вариант первоначального "Джейсона").
13 июля Баллард с двумя сотрудниками совершили первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к "Титанику". Во время первого спуска осмотр корпуса "Титаника" продолжался две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и команде пришлось всплывать.
На следующий день после устранения неполадок команда приступила ко второму спуску. "Элвин" опустился на дно и приблизился к носовой части лайнера. Стало видно, что она погрузилась в ил и песок более чем на 20 метров. Левый якорь находился в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты". Вместо досок палуба была покрыта слоем из мельчайших раковин, моллюсков, которые уничтожили практически все дерево. Обшивка внутри судна и мебель не сохранились, уцелели только некоторые детали, сделанные из тика и дуба.
24 июля 1986 года Роберт Боллард укрепил на носовой части "Титаника" металлическую плиту от нью‑йоркского клуба изобретателей с просьбой, обращенной ко всем, кто доберется до "Титаника", оставить его в покое. Позднее экспертами было установлено, что "Титаник" находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к разрушению корпуса на части.

В 1987 году федеральный суд США признал американскую компанию RMS Titanic полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов.

Согласно накладным, на "Титанике" перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В 1994 году RMS Titanic получила эксклюзивные права на проведение исследований и подъем с океанского дна фрагментов лайнера и других предметов.
В период с 1987 по 2002 год RMS Titanic было проведено , обошедшихся компании в 11 миллионов долларов. В ходе экспедиций было поднято на поверхность свыше шести тысяч предметов. Общая стоимость предметов была оценена в 110 миллионов долларов. Найденные предметы выставлены в различных экспозициях, передвижных коллекциях или проданы с аукционов.

В 2002 году компания RMS Titanic заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций к "Титанику" из‑за финансовых проблем. Это произошло после того, как компании в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи.

Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых совершил две экспедиции к "Титанику": в 1995 году (во время съемок своего фильма "Титаник") и в 2001 году (при съемках фильма "Призраки бездны").

В 1998 году Роберт Боллард сообщил, что экспедиция к "Титанику" была спонсирована ВМФ США с целью обнаружить затонувшие в этом же районе две американские подводные лодки. Большую часть времени ученые занимались исследованием подлодок, только 12 дней экспедиции было отведено на поиски и работу с "Титаником". ВМФ США рассекретили данную информацию в 1998 году.

В 2004 году Роберт Боллард организовал новую экспедицию к "Титанику" и обнаружил, что за 19 лет корпус судна был сильно поврежден. Ученый обвинил в этом организаторов туристических экскурсий к судну, во время которых глубоководные аппараты с туристами спускаются прямо на борт "Титаника" и расхищают на сувениры части судна.
Во многих местах у судна обвалилась палуба, заметные детали "Титаника" исчезли, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк .

В 2004 году США подписали международное соглашение об охране места гибели "Титаника" и обломков потерпевшего крушение пассажирского лайнера, покоящихся на дне океана. Соглашение было выработано также при участии Великобритании, Франции и Канады. В соответствии с документом, место гибели "Титаника" и обломки судна объявлены "международным морским мемориалом" и местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы.
Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции будут также контролировать , в том числе на корпус корабля, на его груз и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на "Титаник" и других действий, которые могут повредить реликвии.

В этом же году был устроен аукцион, с молотка было пущено более 400 экспонатов, среди которых ‑ кусок дерева от центральной лестницы корабля, спасательный жилет, ресторанное меню, а также три из одиннадцати почтовых марок, выпущенных специально для почтового отделения на "Титанике". Также на торги были выставлены карманные часы одного из пассажиров лайнера, которые остановились в минуту, когда судно потерпело крушение.
стал простой американец из города Санта‑Роса. Он начал собирать раритеты после просмотра кинофильма "Титаник".

В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне.

В конце августа 2010 года на месте гибели лайнера начались исследовательские работы с целью составления виртуальной 3D‑карты района крушения "Титаника". Для ее создания ученые использовали видеотехнику и , ранее не применявшиеся для изучения останков корабля.

В 2012 году планируется круиз по маршруту следования "Титаника", его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия "Титаника" из Великобритании.
Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон , по пути он зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул "Титаник". В память о погибших будет отслужена торжественная месса.

"Титаник" с течением времени все больше разрушается. Сравнивая последние фотографии останков лайнера с теми, которые были сделаны при обнаружении в 1985 году, многие ученые считают, что находящиеся на дне фрагменты судна разрушатся примерно через 20‑30 лет. Ряд экспертов считает, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль.