Домой / Примеры ошибок / Новый порядок предоставления отпусков госслужащим. Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих

Новый порядок предоставления отпусков госслужащим. Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих

Для государственных служащих регулировался положениями Федерального закона под номером 79, принятого в июле 2004 года. Этот законодательный документ претерпел две редакции, одна из которых произошла в декабре 2015 года, а вторая - в мае 2016 года.

Изменения в федеральном законодательстве, одобренные Советом Федерации, касаются сокращения продолжительности отпускного периода. Примечательно, что эти изменения затронули не только рядовых служащих, но чиновников высшего управленческого звена .

В 2017 году длительность ежегодного отпуска для бюджетников все также составляет 30 дней (согласно изменениям 2016 года). Кроме того, ожидается увеличение длительности рабочего дня и утверждение дополнительных выходных за ненормированный рабочий день (максимум 3 дня) и стаж. Таким образом власти надеются сэкономить средства и стандартизировать продолжительность отдыха бюджетников.

На количество дополнительных дней отпуска также значительное влияние теперь будет оказывать стаж (так называемый отпуск за выслугу лет). Так, надбавки к основному отпуску будут следующие:

Суть изменений 2016 года

Изменения коснулись 45-й и 46-й статьи упомянутого федерального закона. В частности, был издан отдельный ФЗ под номером 418 в декабре 2015 года, и ФЗ под номером 176 в начале июня 2016 года.

Согласно последним поправкам пересмотрена длительность отпускных периодов для всех без исключения категорий служащих.

Предоставляемый за выслугу, теперь рассчитывается по-новому. До 2016 года при его оформлении учитывалось три основных параметра, соответственно, продолжительность зависела:

  • от занимаемой чиновником или служащим (текущей) должности;
  • от общего количества лет, отданных государственной службе (от );
  • от наличия (например, необходимости присутствия на рабочем месте в праздничные и выходные дни).

После внесённых в федеральное законодательство изменений предоставление отпускных периодов будет производиться по единым стандартам.

С оплатой сокращён до 30 дней . Ранее оплачивалось 35-45 дней отдыха для служащих высшего звена и 28-30 дней для рядовых служащих. Внесённые поправки позволили обеспечить равное отношение государства ко всем лицам, занятым государственной службой.

Дополнительные дни оплачиваемого отдыха теперь зависят от длительности службы или выслуги и рассчитываются следующим образом:

  • работа на государство в течение одного-пяти лет позволяет получить дополнительно один день отдыха;
  • от пяти до десяти лет является основанием для начисления пяти дополнительных дней;
  • работа в течение десяти-пятнадцати лет «оценена» государством в дополнительные семь дней отдыха;
  • при солидном стаже более пятнадцати лет сотрудник может рассчитывать на получение десяти дополнительных дней.

Что касается за работу по ненормированному графику, государство не устанавливает их максимальное количество для разных категорий служащих. Но минимальное количество составляет 3 дня.

По результатам внесённых поправок в федеральное законодательство суммарная продолжительность отпускных периодов в течение одного года для служащих теперь составляет от 30 до 43 дней (учитываются календарные, а не рабочие дни).

Льготное начисление дополнительных отпускных дней сохранено для лиц, занятых трудовой деятельностью в особо сложных или вредных для здоровья условиях. Например, согласно Закону под номером 4520-1 для служащих, занятых трудовой деятельностью в особых климатических условиях, дополнительный отпускной период начисляется следующим образом:

  • работники могут рассчитывать на 24 дополнительных дня отдыха;
  • лица, занятые трудовой деятельностью на территориях, близких по климатическим условиям к Северу, получают дополнительно 16 дней отдыха;
  • лица, работающие в северных регионах с установленной надбавкой к окладу (), могут дополнительно к основному отпускному периоду оформить ещё восемь дней.

Особенности выплат

Этот законодательный документ также ссылается на Закон под номером 79 (на его 50-ю статью), определяющий порядок начисления отпускных сумм для государственных служащих.

Денежное содержание служащих на период оплачиваемого отдыха формируется:

  • из месячного , начисленного согласно занимаемой человеком должности;
  • из ещё одного оклада, присвоенного в зависимости от класса службы;
  • из дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты формируются из нескольких составляющих, в зависимости от трудовой деятельности служащего.

Обычно они состоят:

  • из ;
  • из надбавки, начисляемой за особые условия на рабочем месте (например, к ним можно отнести труд на Севере);
  • из надбавки за работу с документами, содержащими государственные тайны (выплата начисляется в процентах к должностному окладу);
  • из денежных поощрений, если они были назначены служащему в течение ближайшего рабочего месяца;
  • из премиальных надбавок (начисляются обычно за сложные или особые задания, полученные от руководства), если они были начислены в текущем месяце;
  • из материальной помощи, начисляемой из средств Фонда оплаты труда для государственных служащих;
  • из единовременной выплаты, предоставляемой за ежегодный оплачиваемый отпускной период.

При этом в 50-й статье (часть третья) Закона номер 79 указывается, что все начисленные средства выплачиваются одной суммой (единым денежным вознаграждением). А согласно 46-й статье того же Закона начисление и выплата всех перечисленных выше денежных сумм производится не позднее десяти дней до начала ежегодного отпускного периода (учитываются календарные дни!).

Порядок предоставления отпускных периодов производится по общим правилам, в этом федеральное и трудовое законодательство осталось неизменным. Очерёдность основного отпускного периода определяется согласно составленному в учреждении (123-я статья ТК).

К исключению из общего правила относятся ситуации, когда супруг желает взять ежегодный отпускной период на время нахождения его супруги в декрете. Работодатель обязан учесть пожелание работника и внести соответствующие поправки в отпускной график учреждения.

Оформляется по заявлению служащего и при наличии у него уважительных причин. Степень их уважительности определяется непосредственным руководителем.

Чем вызваны изменения их последствия?

Основной целью государства было исключение несправедливой дифференциации количества отпускных дней для государственных служащих. До введения изменений служащие, занимавшие главные должности, получали 45 дней ежегодного оплачиваемого отпуска. А для рядовых служащих в отдельных случаях отпускной период с оплатой не превышал 28 дней.

В результате ожидается существенное изменение условий трудовой деятельности государственных служащих. Согласно принятым изменениям в обязанности нанимателя (работодателя) входит своевременное оповещение всех служащих, входящих в рабочий штат учреждения, о новых принципах предоставления отпускных периодов и, соответственно, об уменьшении размеров начисленных отпускных средств.

Лицам, не согласившимся перейти на новые принципы расчёта отпускных периодов, будет предложено покинуть государственную службу.

Увольнение в этом случае может быть оформлено по инициативе руководителя учреждения.

Одним из самых долгожданных периодов в жизни любого взрослого человека считается ежегодный отпуск. Согласитесь, кому не нравиться на протяжении целых 30, а то и больше дней, не вставать с самого утра, чтобы отправиться на работу, не спешить с завтраком и не ложиться пораньше, ведь трудовые будни никто не отменял. Это время, когда можно понежится под одеялом, и посвятить его себе и своей семье.

Сейчас тема о том, каким должен стать отпуск госслужащего в 2017 году, считается одной из наиболее важных и актуальных. К большому сожалению трудящихся, с начала года начали ходить слухи о том, что отпуск для бюджетников не повысится, а наоборот – станет меньше. Несмотря на такую не слишком радостную информацию, есть вероятность увеличения ежемесячной платы труда в несколько раз в сравнении с нынешними показателями. Это станет своеобразной компенсацией за меньшее количество отпускных дней. Но правда ли всё это? Стоит разобраться более подробно.

Новые решения 2017 года

Согласно подготовленному чиновниками законопроекту, который должен быть принят в конце действующего года, трудовой кодекс окажется немного дополненным целым рядом интересных особенностей. По мнению правительства, большинство нововведений приведёт к разнообразным последствиям, при этом не все они окажутся положительными.

  1. В 2017 году планируется оптимизировать средства, а точнее непредвиденные расходы. Они должны направляться на оплату труда, особенно в конце трудового года.
  2. Ограничения продолжительности отпускных дней, которые ранее увеличивались за счёт ненормированного рабочего графика.
  3. Расчёт отпуска. Говоря проще, сама система расчёта отпускного времени окажется доработана целым рядом новых критериев, напрямую связанных с выслугой лет.

Все отмеченные особенности Трудового кодекса вступят в свою законную силу в начала 2017 года.

Стандартизация отпуска и точное количество его дней

Чтобы понять, сколько дней с будущего года будут отдыхать в отпуске государственные служащие, необходимо более детально изучить новую часть законопроекта. По словам экспертов, их отмеченных новшеств можно сделать общий вывод: точное количество отпуска каждого из госслужащих напрямую зависит от нескольких важных показателей.

  1. Общая выслуга лет.
  2. Ненормированный рабочий график.
  3. Текущая должность.

Каждый согласится с тем, что любой из перечисленных критериев имеет ряд своих особенностей, плюсов и минусов. В результате у каждого служащего получится собственное количество отпускных дней.

Многие обычные люди задаются вполне логичным вопросом: для чего вдруг понадобились все эти меры, так необходимые правительству в качестве стандартизации отпуска. Если более внимательно изучить нынешнюю статистику относительно отпуска, то можно определить, что среднестатистический высокопоставленный чиновник может позволить себе отдыхать целые 35 дней ежегодно. При этом продолжительность отпуска обычных работников и госслужащих не превышает 30 дней. По этой причине эксперты вместе с правительством решили более подробно изучить список существующих критериев и факторов, на которых должен базироваться весь отпуск 2017 года. Для этого в новом законопроекте уже прописана обновлённая схема для расчёта выходных дней.

  1. Все госслужащие получат равную продолжительность отпуска, которая должна быть установлена на уровне 30 дней.
  2. Ненормированный дополнительный отпуск может ограничиваться 3-мя календарными днями и не более.
  3. Изменяется сам принцип расчёта отпуска за общий стаж. Относительного отмеченного направления специалисты выделяют несколько пунктов, которые в итоге и станут решающими. Если точнее:
  • от 12 месяцев стажа – 1 дополнительный отпускной день;
  • от 5 лет стажа – 5 дополнительных отпускных дней;
  • от 10 лет стажа – 7 дополнительных отпускных дней;
  • от 15 дней стажа – 10 дополнительных отпускных дней.

Стоит запомнить, что в 2017 году никаких отклонений от прописанной нормы не должно быть, иначе это начнёт выглядеть, как нарушение закона. Если же все правила будут соблюдены, продолжительность календарного отпуска в пределах стажа может варьироваться от 30 до 43 календарных дней.

Сокращение отпуска для госслужащих

В условиях повышения уровня оплаты труда государственных служащих с 2017 года, продолжительность привычного отпуска может немного сократиться. Кстати, в проекте направления бюджетной политики России в 201
5-2017 годах, планируется существенно оптимизировать бюджетные расходы для оплаты труда, с учётом сокращения общей численности сотрудников государственных ведомств.

Стоит также напомнить, что в будущем году все расходы для оплаты труда государственных служащих в РФ должны формировать из фактической численности. В это же время финансирование вакантных должностей ограничивается 10% от фактического количества сотрудников.

Как уже стало понятно, все эти новации должны существенно оптимизировать расходы из казны России на содержание федеральных органов.

На что стоит рассчитывать в итоге?

В первую очередь стоит сказать о том, что идея привести правила расчёта отпусков в какой-то порядок является очень правильной. При этом чиновникам необходимо исключить возможность возникновения любой несправедливости, касающейся количества времени для ежегодного отдыха от работы. Главное, что стоит запомнить из всего вышесказанного, каждый госслужащий должен в обязательном порядке ознакомится со всеми нововведениями, о которых всех своих сотрудников обязуется заблаговременно проинформировать наниматель. Бывают случаи, когда сотрудник может просто отказаться принимать или выполнять новые критерии расчёта отпусков, уже прописанные в законе. Тогда наниматель имеет полное право его уволить.

В итоге мы пришли к тому, что в 2017 году количество возможных отпускных дней у представителей госслужбы будет варьироваться от 30 до 43. Подобная новость считается просто прекрасной для тех сотрудников, у кого за спиной находится достаточно большой трудовой стаж и высокое положение. А вот у начинающих тружеников время для отдыха окажется на слишком большим, и не стоит надеяться, что в этом плане в ближайшее время что-то кардинально измениться.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 18. Отпуск государственного служащего. 1. Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
3. Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Комментарий к статье 18
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи всем государственным служащим независимо от занимаемой ими должности предоставляются ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет.
2. Минимальная продолжительность ежегодного отпуска - 30 календарных дней. (Для работников предприятий, учреждений и организаций в соответствии со ст. 67 КЗоТ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 24 рабочих дня в расчете на шестидневную рабочую неделю.)
Для отдельных категорий государственных служащих может быть установлен отпуск большей продолжительности.
3. Настоящий Закон не устанавливает особого порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, поэтому к государственным служащим должны применяться общие положения КЗоТ.
4. В соответствии со ст. 71 КЗоТ ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год должен предоставляться по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы в данном государственном органе. Раньше этого срока ежегодный отпуск может быть предоставлен женщине перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Лица, переведенные из одного государственного органа в другой (в том числе и в связи с его ликвидацией или сокращением штата), имеют право на отпуск до истечения одиннадцати месяцев службы после перевода. Если на прежнем месте он не проработал одиннадцати месяцев, то отпуск ему предоставляется по истечении этого срока до и после перевода в общей сложности.
По договоренности с руководителем отпуск возможен и до наступления на него права, т.е. авансом (п. 12 Правил об отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г.).
Отпуск за второй и последующие годы государственной службы предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью (графиком).
5. Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок. В случае временной нетрудоспособности государственного служащего он должен быть перенесен или продлен (ч. 2 ст. 74 КЗоТ).
6. В исключительных случаях допускается, с согласия служащего, перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом часть отпуска продолжительностью не менее шести рабочих дней должна быть использована не позже чем в течение одного года после наступления права на данный отпуск. Оставшаяся часть может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ч. 3 ст. 74 КЗоТ). Непредоставление очередных отпусков в течение двух лет подряд не допускается.
7. В соответствии со ст. 75 КЗоТ запрещена замена отпуска денежной компенсацией, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск. Это положение КЗоТ в полной мере относится и к государственным служащим.
8. Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется государственным служащим сверх ежегодного отпуска. Порядок и условия его предоставления согласно п. 1 комментируемой статьи определяется федеральным законом, который пока не принят, и законами субъектов РФ.
В настоящее время при решении данного вопроса следует руководствоваться п. 18 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267.
В соответствии с названным пунктом продолжительность этого отпуска составляет:
5 календарных дней - при стаже государственной службы от 5 до 10 лет;
10 календарных дней - при стаже от 10 до 15 лет;
15 календарных дней - при стаже свыше 15 лет.
9. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона ежегодный и дополнительный отпуск суммируются и предоставляются одновременно. По желанию государственного служащего суммированный отпуск может быть использован по частям. Количество частей, на которые он разбивается, а также конкретная продолжительность каждой части определяется по соглашению с руководителем соответствующего государственного органа. Однако при этом необходимо учитывать, что одна часть предоставляемого отпуска во всяком случае не должна быть менее 14 календарных дней. Это требование прямо закреплено в п. 2 комментируемой статьи.
10. В практике нередко возникает необходимость отзыва государственного служащего из отпуска. В связи с этим возникает вопрос, возможен ли такой отзыв без его согласия. Учитывая, что п. 2 ст. 18 Закона допускает предоставление отпуска по частям только по желанию государственного служащего, ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. То есть для досрочного отзыва из отпуска необходимо согласие государственного служащего.
Досрочный отзыв оформляется приказом, в котором по договоренности с отзываемым указывается, когда ему будет предоставлена неиспользованная часть отпуска.
11. Кроме ежегодного и дополнительного отпуска за выслугу лет государственному служащему в связи с личными обстоятельствами может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
Руководитель соответствующего государственного органа, как это вытекает из п. 3 ст. 18 Закона, вправе, но не обязан предоставлять такой отпуск. В каждом случае данный вопрос решается по соглашению сторон. По соглашению определяется и продолжительность этого отпуска. Однако она не должна превышать одного года. Исключения могут составлять случаи, прямо предусмотренные федеральным законом.
За время отпуска без сохранения заработной платы за государственным служащим сохраняется занимаемая им должность.

Со 2 августа 2016 г. начинают действовать поправки в Закон о госслужащих (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)).

В частности, изменения касаются отпуска государственных гражданских служащих в 2016 году.

Сокращение отпуска госслужащим в 2016 году

Начнем с того, что сейчас государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, прочим госслужащим - 30 календарных дней. Со вступлением в силу поправок отпуск госслужащих высших/главных должностей сократят до 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)), т. е. у всех госслужащих, независимо от должности, ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет одинаковой продолжительности.

Отпуск госслужащих за выслугу лет

Помимо продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска изменится и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого госслужащим за выслугу лет.

В настоящее время за каждый год госслужбы служащему положен 1 календарный день дополнительного отпуска за выслугу лет. С 02.08.2016 г. ситуация изменится следующим образом (ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)):

Как видим, большинство госслужащих ждет сокращение отпуска за выслугу лет.

Общая продолжительность отпуска госслужащих

Отпуск госслужащих за ненормированный рабочий день

Продолжительность отпуска госслужащих, имеющих ненормированный рабочий день, также претерпит изменения:

Что произойдет с неотгулянными отпусками

Неиспользованные отпуска прошлых лет, имеющиеся у госслужащих на 2 августа 2016 г., не сгорают, а отпуска по новым правилам будут предоставляться начиная с нового служебного года каждого конкретного госслужащего (

Дополнительный отпуск, предоставляемый за выслугу лет, положен многим служащим государственных и муниципальных ведомств. В статье рассмотрим какова продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет различным служащим.

Кому предоставляется дополнительный отпуск

На дополнительный отдых, предоставляемый ежегодно и к тому же оплачиваемый, имеют право отдельные категории работников. К ним относят:

  • Сотрудников МВД;
  • Гос- и муниципальных служащих;
  • Медиков;
  • Военнослужащих;
  • Педагогов;
  • Пенсионеров, которые продолжают работать;
  • Сотрудников прокуратуры;
  • Судей.

Дополнительный отпуск сотрудникам МВД

На сегодняшний день сотрудникам МВД положена не только надбавка к отпуску, но и дополнительные дни отдыха (Закон 342-ФЗ). Предоставляемые им дополнительные отпускные дни зависят от стажа (выслуги лет) сотрудника:

  • За стаж от 5 до 10 лет – 3 дня;
  • За стаж от 10 до 15 лет – 5 дней;
  • За стаж от 15 до 20 лет – 10 дней.

Продолжительность дней допотпуска устанавливается на основании Приказа о ежегодных допотпусках (Приказ МВД России №1236 от 28.12.2007). Возможность использования этих дополнительных дней отдыха предусматривается самим работником. К примеру, допотпуск может быть присоединен к основному ежегодному отпуску или его можно перенести на другое время.

Дополнительный отпуск муниципальным и госслужащим

Допотпуск для государственных или муниципальных служащих предоставляется на основании закона №25-ФЗ и №79-ФЗ, соответственно для муниципальных и государственных служащих.

Сегодня госслужащим предоставляется ежегодный отпуск одинаковой продолжительности, который не зависит от того, какую именно должность они занимают. Если ранее отпуск предоставляли в 35 и 30 дней, для высших должностей и иных служащих соответственно. На сегодня в закон внесены изменения и отпуск сократили всем до 30 календарных дней, должность служащего учитываться при этом не будет. Помимо 30 дней ежегодного отпуска служащие вправе рассчитывать и на дополнительный отпуск, предоставляется который в зависимости от выслуги лет. Ранее продолжительность такого отпуска определялась следующим образом: 1 день отпуска за 1 год службы. Сегодня отпуск предоставляется следующей продолжительностью:

Дополнительный отпуск медработникам

Независимо от занимаемой должности врачам участковой больницы, амбулаторных учреждений сельской местности устанавливают допотпуск за стаж. Продолжительность такого отпуска устанавливается исходя из 3 дней за 3 года работы. Устанавливается он в соответствии с Постановлением Правительства РФ №482 от 06.06.2013.

Помимо такого отпуска медработники также имеют право и на другие допотпуска, например, работающим в сфере диагностики (лечения) ВИЧ предоставляется дополнительно 30 дней, а трудящимся во вредных условиях – 30.

Дополнительный отпуск военнослужащим

Лица, которые проходят службу в ВС РФ, также вправе рассчитывать на дополнительный отпуск за выслугу лет. Дополнительные дни отпуска увеличиваются в зависимости от стажа службы:

Дополнительный отпуск судьям и сотрудникам прокуратуры

В зависимости от стажа работы судьям и прокурорам предоставляют дополнительный отпуск следующей продолжительностью:

Оплачиваемый отпуск судьям Конституционного суда предоставляется продолжительностью 48 дней, плюс к этому время, затраченное на дорогу к месту отдыха. Отпуск предоставляется на основании Указа Президента №941 от 14.09.1995.

Порядок предоставления допотпуска

Расчет отпускных

Все дни отдыха, включающего в себя как основной отпуск, так и дополнительный оплачиваются. Размер оплаты зависит от месячного оклада, зависящего от занимаемой должности или класса службы, а также от дополнительных выплат. Под дополнительными выплатами понимают:

  • Надбавки за выслугу;
  • За особые условия труда (например, работа в районах Крайнего Севера);
  • За работу с бумагами, имеющими отметку о государственной тайне;
  • Поощрения и премии в пределах сумм, полученных в последнем месяце;
  • Материальная помощь, выплачиваемая служащим;
  • Единовременная выплата к ежегодному отпуску.

Начисленные суммы подлежат выплате единым вознаграждением не позднее, чем за 10 дней до начала отпуска.