Домой / Примеры ошибок / Организация и проведения аср на железнодорожном транспорте. Особенности проведения аварийно-спасательных работ Выполнение аср

Организация и проведения аср на железнодорожном транспорте. Особенности проведения аварийно-спасательных работ Выполнение аср

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Федеральное государственное казенное учреждение

«7 отряд федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Челябинской области»

РЕФЕРАТ

на тему: «Проведение аварийно- с пасательных работ при

дорожно -транспортном происшествии»

Составил: заместитель начальника

70 ПЧ лейтенант вн. службы

Матушкин Я.А.

Троицк 2014

Введение

Организация АСР

Спасательные технические средства

Первоочередные действия по стабилизации состояния пострадавшего

Деблокирование пострадавшего

Алгоритм действий подразделений ГПС при проведении АСР при ДТП и оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП

Заключение

Список используемой литературы

Введение

проишествие спасательный пострадавший

Сегодня автомобильным транспортом перевозится более 60% всех пассажиров и больше половины всех грузов на территории Российской Федерации.

Активно развивается транспортный автомобильный комплекс: строятся новые, ремонтируются и восстанавливаются существующие автодороги; действуют федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Высокие темпы развития автотранспортного комплекса, повышение возможностей населения за счёт увеличения благосостояния и реализации гибкой кредитной политики в финансово-банковской сфере создают условия к повышению автомобилизации.

С увеличением плотности автомобильных потоков, смягчением (в ряде случаев) положений нормативных актов в области дорожного движения увеличиваются риски возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Очевидно, что государство принимает во внимание и вопросы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Так, федеральными законами от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены понятия и предусмотрена обязанность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Организация АСР

Организация АСР включает:

своевременное получение и обработку оперативной информации о ДТП оперативным дежурным (АСФ,ЦУКС, ЕДС, ГУГОЧС);

координацию работы взаимодействующих служб территориальной подсистемы РСЧС,

своевременный выезд аварийно-спасательного формирования (группы) на место ДТП,

кратчайшее время прибытия на место ДТП,

организацию руководства АСР,

определение границ зоны ДТП,

разбивку зоны ДТП на участки,

организацию и проведение работ по стабилизации состояния и деблокированию пострадавших,

немедленное начало АСР после прибытия на место ДТП,

продолжительность ведения АСР.

При долговременных (более суток) тяжелых АСР дополнительно:

организацию штаба руководства (ОГ штаба) при возникновении вторичных поражающих факторов и большого объема работ,

организацию сменной работы в зоне ДТП (при необходимости),

определение состава смены АСФ,

распределение техники по зонам (автокранов, инструментов, освещения, ограждения и т.д.),

организацию системы радиосвязи.

При организации АС Р необходимо определить, где расположатся :

границы зоны ДТП, ограждения рабочего места,

площадки сбора (сортировки) пострадавших и оказания им медицинской помощи,

площадка (место) приема найденных документов и ценностей,

машины аварийно-спасательные и медицинской помощи,

АСИ и снаряжение,

площадки складирования фрагментов аварийных ТС.

При крупномасштабных ДТП необходимо дополнительно определить:

место руководителя (штаба руководства) АСР,

место ОГ взаимодействующих сил,

место расположения резерва сил АСФ,

площадки для резерва техники,

*пути движения автомобилей медицинской и противопожарной служб, вспомогательной техники,

места заправки техники ГСМ,

площадки для работы тяжелой техники.

Силы, участвующие в А СР при ДТП

При ДТП локального масштаба привлекаются: дежурная смена (группа) одного АСФ, бригада «Скорой помощи», силы ДПС, полиции.

При ДТП местного масштаба привлекаются: несколько дежурных смен АСФ, тяжелая техника, силы аварийно-восстановительных службы, несколько бригад «Скорой помощи».

При ДТП регионального масштаба привлекаются: силы нескольких АСФ, тяжелая техника и другие силы подсистемы РСЧС.

Обеспечение организации работ на месте ДТП

Оцепление места ДТП и организация объездного движения автотранспорта.

Аварийное отключение электроэнергии на поврежденных опорах электропередачи.

Ликвидация очагов возгорания, снижение общей задымленности.

Снижение концентрации и ликвидация утечки АХОВ.

5.Общее и локальное освещение: объекта ДТП, прилегающей территории.

Спасательные технические средства

К ним относятся:

аварийно-спасательный инструмент (пневматический, гидравлический, электрический), гидростанции, электростанции, специальные приспособления,

средства оказания первой медицинской помощи, шейные и спинные корсеты, пневмошины, «парамедик»,

носилки, транспортировочные мешки для погибших, тяжелая техника (автокраны, тягачи)*, средства связи (УКВ), громкоговорящие средства, средства освещения, средства пожаротушения,

средства обогрева пострадавших, в том числе термохимические грелки, снаряжение для применения альпинистских технологий, средства защиты органов дыхания и кожи, снаряжение для подводных спасательных работ*.

Экипировка спасателей

* одежда спасателей, соответствующая времени года, погодным условиям, условиям ведения АСР,

Спецодежда для эвакуации погибших (одноразовые комбинезоны, бахилы, фартуки и перчатки),

Средства защиты органов дыхания и кожи, специальное снаряжение, отличительная форма - жилеты (при крупномасштабных ДТП) для руководителей АСР в зоне ДТП, координаторов работ с тяжелой техникой.

Питание, обогрев, отдых спасателей

питание трех-, четырехразовое, посменное,

в ходе работ обеспечение горячим чаем, минеральной водой, сигаретами.

Должны быть оборудованы (не ближе 100м от объектов ДТП) места:

для обогрева, просушки одежды и обуви,

для отдыха резервных смен,

укрытия резервных смен от снега, дождя, ветра, солнца (в жаркую погоду).

Первоочередные действия по стабилизации состояния пострадавшего

Главное:

удалить фрагменты транспортного средства вокруг пострадавшего,

не эвакуировать пострадавшего с места ДТП до прибытия «Скорой помощи»,

обеспечить доступ персоналу «Скорой помощи» к пострадавшему наиболее быстрым и легким путем (через двери, боковые окна, лобовое или заднее окно, посредством частичного или полного удаления крыши),

определить состояние пострадавшего и возможность общения с ним.

Немедленная эвакуация пострадавшего из аварийного ТС производится:

при пожаре (угрозе взрыва),

из-под воды,

из агрессивной (токсичной)среды,

при невозможности остановить на месте сильное кровотечение.

Необходимо:

привести пострадавшего в сознание,

обеспечить свободное дыхание,

зафиксировать шейные позвонки,

остановить серьезные кровотечения,

зафиксировать позвоночник,

предотвратить переохлаждение.

Спасательные средства для их предотвращения:

армированная прозрачная пленка - защищает пострадавшего от охлаждения, дождя и отлетающих маленьких осколков, прозрачность позволяет поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем,

прозрачные, твердые, сгибаемые щиты из оргстекла для защиты пострадавшего от отлетающих обломков и/или инструментов,

подручные материалы, прикрывающие пострадавшего.

Деблокирование пострадавшего

Необходимо разбирать транспортное средство до возможности эвакуации пострадавшего из зоны аварии. Внимание! Три основных правила спасения:

1.Никогда не извлекайте пострадавшего из ТС до оказания ему первой медицинской помощи при травмах и стабилизации* его состояния.

2.Разбирайте ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из поврежденного ТС.

3.Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.

При деблокировании пострадавшего необходимо провести следующие операции, поддерживая визуальный контакт с пострадавшим:

Отключить аккумуляторы, за стабилизировать поврежденный автомобиль с помощью специальных приспособлений и/или средств технического оснащения (домкратов, пневматических подушек, цепей, тросов) или других подручных средств (запасного колеса, каменных обломков и т.п.), из колес автомобиля, стоящего на них, выпустить воздух выкручиванием, срезанием ниппелей, протеканием шин,

Снять остаточное напряжение в деформированном кузове аварийного автомобиля «перекусыванием» одной из стоек или силового элемента кузова, рассчитав возможное перемещение фрагментов аварийного ТС, отключить не сработавшие воздушные подушки и ремни безопасности,

Обеспечить защиту пострадавшего от осколков стекла, пластика, обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов,

Создать свободное пространство вокруг пострадавшего (удалив лобовое, заднее или боковое стекло, крышу, двери, передние крылья; вытолкнув переднюю часть автомобиля, удалив боковую стенку; отогнув руль и рулевую колонку), оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, зафиксировать пострадавшего без дополнительного передвижения,

Удаление стекол. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удалять с помощью специального пробойника, а при его отсутствии - молотком и пассатижами (гидравлическим разжимом); стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, - с использованием присоса (вантуза) с рукояткой, предварительно разрезав ленту; стекла боковых окон - с помощью специального пробойника или молотка и пассатижей (гидравлического разжима).

Подвижное стекло, прикрепленное к кузову автомобиля на шарнирах, необходимо обклеить клейкой лентой («скотчем») и удалить как одно целое. Осколки стекла убрать или накрыть чехлом из плотного материала.

Для отгибания крыши с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную «перекусить» гидравлическим резаком передние и боковые стойки корпуса автомобиля; «надкусить» боковую поверхность крыши.

Если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем, крышу легкового автомобиля отгибают вперед.

Если автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку.

Для вскрытия двери легкового автомобиля со стороны замка необходимо:

Вставить в окно двери гидравлический разжим, разжать наружные панели двери до образования щелей в районе замка и шарниров; щели можно также создать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью,

*вскрыть дверь со стороны замка или со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее.

С целью обеспечения доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего следует вытолкнуть переднюю часть легкового автомобиля. Для этого:

перерезать гидравлическим резаком передние и средние стойки, отогнуть или полностью удалить крышу,

вскрыть и удалить дверь гидравлическим разжимом,

*вытолкнуть переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего гидравлическим силовым цилиндром.

Выталкивать переднюю часть автомобиля можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач,а также используя разжим как промежуточную опору для гидроцилиндра.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего надо вскрыть переднее крыло легкового автомобиля. Для этого:

перерезать передние стойки гидравлическим резаком или полностью удалить крышу,

взрезать часть переднего крыла автомобиля гидравлическим резаком,

одновременно отжать (вытолкнуть) гидравлическим домкратом приборную панель.

Для создания пространства, необходимого при эвакуации пострадавшего, удалить полностью боковую стенку легкового автомобиля. Для этого:

полностью удалить крышу гидравлическим резаком,

вскрыть дверь со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее,

разрезать гидравлическим резаком и удалить опору боковой стойки и заднюю дверь,

разрезать и удалить заднее сиденье и спинки передних кресел.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, необходимо:

приподнять автомобиль пневматическими подушка ми низкого давления или домкратами,

вскрыть гидравлическим разжимом переднюю дверь, удалить крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья гидравлическим резаком.

Для обеспечения частичного доступа к груднойклетке, Тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовомавтомобиле удалить дверь кабины. Для этого необходимо вскрыть ее разжимом со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке пострадавшего крышу кабины грузового автомобиля отгибают назад. Для этого:

вскрывают гидравлическим разжимом дверь со стороны шарниров и удаляют ее,

«перекусывают» гидравлическим резаком передние и боковые и, частично, задние стойки кабины.

Чтобы обеспечить полный доступ к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего, необходимо:

1) вытолкнуть переднюю часть кабины грузового автомобиля; для этого:

перекусить передние стойки гидравлическим резаком,

отогнуть назад крышу и вытолкнуть переднюю часть кабины гидравлическим силовым цилиндром

или разжимом с цепями,

при использовании для выталкивания разжим цепи закрепить за отгибаемый узел и за раму (передний мост) автомобиля,

2)рулевую колонку грузового автомобиля отогнуть перед с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями, для чего:

вскрыть дверь гидравлическим разжимом со стороны шарниров и удалить ее,

перекусить гидравлическим резаком переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего.

Одновременно с оказанием медицинской помощи пострадавшему следует продолжать дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, верхних и нижних конечностей и т.п.) и его эвакуации.

Для фиксации частей тела пострадавшего необходимы медицинские корсеты и шины.

При эвакуации пострадавшего из аварийного ТС следует:

осторожно повернуть тело пострадавшего (как одно целое) и уложить на жесткие носилки (доску),

прикрепить тело и нижние конечности пострадавшего к носилкам ремнями (пластырем),

эвакуировать пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для эвакуации пострадавшего из-под автомобиля приподнять автомобиль с помощью автокрана, лебедки, гидравлических или ручных домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда необходимо прорыть подкоп в грунте.

После эвакуации пострадавшего из аварийного ТС его транспортируют для оказания первой врачебной помощи (или в пункт идентификации личности). При отсутствии бригады «Скорой помощи» пострадавшего доставляют в лечебное учреждение в транспорте ПСФ.

ПРИМЕНЕНИЕ АСИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Для стабилизации ТС применяют:

нож, шило, отвертку, пассатижи,

клинья (дерево, металл),

деревянные бруски, блоки, балки,

металлические стойки, струбцины,

пневматические подушки,

домкраты механические и гидравлические,

стальные канаты,

полиспасты,

подручные материалы.

Для деблокирования пострадавших применяют:

стекло пробойник,

гидравлический инструмент (челюстной резак, расширитель, домкрат, гидравлический цилиндр и др.),

электрический инструмент (электропилы, цепные и дисковые углошлифовальные машины),

бензоэлектрический инструмент,

шанцевый инструмент (ломы, кирки, лопаты, ножи, ножовки по дереву и металлу).

В качестве тяжелой техники используют краны соответствующей грузоподъемности, а для «растаскивания» поврежденных ТС - любые тяговые машины.

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

При отсутствии или недостаточности ночного городского или придорожного освещения организуют освещение участков работ, объекта, прилегающей территории.

Общее освещение осуществляют:

выносными прожекторами с соседних домов, сооружений, деревьев,

фарами автомобилей аварийно-спасательных, «Скорой помощи», оперативной группы, ДПС,

осветительными системами аварийно-спасательных

автомобилей (на телескопической штанге, выносными).

Локальное освещение производят:

фонарями (налобными, ручными),

специальными автономными осветительными устройствами,

химическими источниками света (ХИС).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АСИ

Спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, использовать полные возможности того или иного инструмента. 12

В силу непредсказуемости аварийной ситуации невозможно предусмотреть все случаи. Однако есть несколько общих правил. В частности, необходимо всегда уделять достаточно внимания вторичным поражающим факторам, стабилизации аварийного ТС, защите от отлетающих частей.

РАБОТА ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ ЧЕЛЮСТНЫМИ РЕЗАКАМИ

Стандартные челюстные резаки применяются для резки стоек крыш и других поверхностей легковых и грузовых автомобилей.

Основные правила работы резаками:

вводить инструмент в объект под прямым углом, в процессе резки инструмент может «повести» в любом

направлении, по линии наименьшего сопротивления материала. (Не следует препятствовать движению инструмента! Не пытайтесь удержать инструмент в первоначальном положении!),

внимательно следить за работой челюстного резака и его перемещениями,

если резак перемещается в направлении, опасном для работающего с ним, пострадавшего или кого-либо еще, - немедленно прекратить резку, для чего отпустить предохранительную рукоятку или повернуть ее в противоположном направлении, не останавливать движение силой! Начать процесс резки под другим углом или переместить резак, если лезвия отклоняются одно от другого более чем на 3 мм, немедленно прекратить резку ввиду возможного повреждения лезвий, те части, которые могут отлетать в процессе резки, должны быть задержаны помощником резальщика (с использованием перчаток, другого инструмента), необходимо застабилизировать крышу или другие объекты, если разрезаются их опоры.

РАБОТА ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ РЕЗАКАМИ С ПРЯМЫМИ РЕЖУЩИМИ ЧЕЛЮСТЯМИ

Форма режущих челюстей резаков и комби-резаков отличается от формы у стандартных челюстных резаков. Режущая кромка этих челюстей больше. Наибольшее усилие резания развивается в области шарнира. Работая таким резаком, следует:

вводить резак как можно глубже в перерезаемый материал. Не препятствовать движению инструмента

при его следовании по линии наименьшего сопротивления металла. Если разрезаются массивные части,

необходимо участие в работе помощника, который (в перчатках!) должен придерживать отрезаемую часть,

внимательно следить за перемещениями резака,

немедленно прекратить резку, если наконечники челюстей отклоняются один от другого больше чем на 5 мм.

РАБОТА ГИДРАВЛИЧЕСКИМ РАСШИРИТЕЛЕМ

Расширитель может использоваться для открытия дверей аварийного ТС, перемещения сидений вперед

или назад, съема приборной доски, вытаскивания рулевой колонки и для резки кузова или труб, создания дополнительной (промежуточной) опоры для домкрата при увеличении свободного пространства вокруг пострадавшего, подъема разных объектов. В зависимости от ситуации дверь можно открывать расширителем со стороны замка или со стороны шарниров (при полном ее снятии).

Если отверстие для наконечников расширителя меньше 1 см, то необходимо создать дополнительное пространство, разрезав крыло автомобиля или установив расширитель в оконный проем.

Наконечники расширителя нужно как можно ближе подвести к шарниру или замку. Необходимо сломать сам шарнир (замок), а не окружающий его материал. В этом случае число острых обломков, а следовательно, и возможность получить ранения от них, будут минимальными.

Помощник должен придерживать дверь, чтобы предотвратить ее резкое выталкивание. Он не должен находиться на линии ожидаемого направления падения двери.

Необходимо учесть, что наконечники расширителя специально выполнены тонкими в целях обеспечения лучшего доступа к двери, и использовать этот инструмент целенаправленно для подъема тяжелых грузов не рекомендуется.

При острой необходимости подъема груза расширителем следует:

заблокировать аварийное ТС от горизонтального смещения,

найти прочную опору и прочную часть кузова,

увеличить опорную поверхность наконечников посредством подкладок (деревянных брусков),

*по достижении необходимого подъема закрепить груз с помощью опор и немедленно освободить разжим.

Запланированное «падение» объекта с помощью расширителя проводить последовательно:

немного приподнять груз над опорами,

снизить высоту опор (убрать верхний ряд деревянных опор),

дать «упасть» грузу на меньший по высоте ряд опор (инерция падающей массы должна быть воспринята

опорой, а не расширителем),

ступенчато уменьшать высоту, пока груз полностью не опустится.

УДАЛЕНИЕ СТЕКЛА

Необходимо помнить:

защитное стекло при повреждении распадается на множество мелких осколков,

многослойное защитное стекло при повреждении дает трещины, но не распадается,

оргстекло при повреждении распадается на большие заостренные части.

Удаляя стекло, следует убрать осколки или покрыть чехлом. Перед началом спасательных работ необходимо удалить стекло, которое может разбиться в ходе спасательных работ.

Удаляя боковые стекла, следует прикрыть их пленкой (тканью), либо обклеить скотчем (при невозможности опустить стекло): защитная пленка (ткань) предотвратит падение осколков разбиваемого молотком, зубилом стекла в салон автомобиля.

Алгоритм действий подразделений ГПС при проведении АСР при ДТП и оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП

По прибытии к месту дорожно-транспортного происшествия необходимо:

при наличии загорания ликвидировать его имеющимися средствами пожаротушения. При наличии пострадавших и отсутствии на месте ДТП медицинских работников через ЕДДС-01 вызвать данные подразделения к месту аварии и принять меры по извлечению пострадавших из аварийной машины для оказания первой доврачебной помощи;

огородить место ДТП, вскрыть моторный отсек, отключить аккумуляторную батарею, выставить предупредительный знак;

разбить задний оконный проём, проникнуть внутрь автомобиля с целью определения степени тяжести полученных пострадавшими травм, оказания им первой доврачебной помощи и укрытия от возможного попадания на них различных фрагментов автомобиля при работе аврийно-спасательного инструмента.

При необходимости разблокировать пострадавших. Для этого, при помощи гидравлических кусачек снять крышу автомобиля. Пожарным топором увеличить зазор между краем двери и стойками автомобиля и с помощью гидравлического разжима, вставленного в этот зазор снять дверь.

А. Способ разблокировки водителя, зажатого рулевой колонкой.

К элементам передней подвески автомобиля и к рулевой колонке крепятся цепи, (входящие в комплект аварийно-спасательного оборудования), затем при помощи гидравлического разжима или гидравлического домкрата рулевую колонку отводят от пострадавшего.

Б. Способ разблокировки других пострадавших при ДТП.

С помощью гидравлических ножниц делается разрез порогов аварийного автомобиля в районе передних или задних стоек. Снизу разреза устанавливаются гидравлические домкраты. При приведение их в действие автомобиль «ломается» в местах надрезов и поднимается «домиком», в результате чего пострадавшие освобождаются.

В. При необходимости перемещения сидений надо использовать гидравлические домкраты, установив их между сиденьем и любой жёсткой частью автомобиля.

Очень осторожно извлечь пострадавших из аварийного автомобиля для оказания первой доврачебной помощи.

Заключение

Число пострадавших и погибших в ДТП намного превосходит общее количество пострадавших и погибших во всех других ЧС вместе взятых. Значительная часть пострадавших погибает вследствие несвоевременного и неправильного оказания первой помощи. Часто это связано с длительностью времени прохождения сообщения о ДТП, прибытия спасательных и медицинских служб на место ДТП, извлечения пострадавших из деформированных ТС, а также с недостаточно эффективной медицинской помощью.

Спасение пострадавших в ДТП во многом зависит от оперативной работы органов управления и от взаимодействия между силами, привлекаемыми к спасательным работам: разными подразделениями МВД, поисково-спасательными, медицинскими формированиями и возможными в конкретном случае службами обеспечения. Большое значение имеют степень подготовленности АСФ, наличие необходимых средств спасения, применяемые спасательные технологии.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

2. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

3. Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

4. Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 года № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

8. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Организация ведения аварийно-спасательных работ: разведки, связи оповещения, режим работы спасателей. Расчет времени движения к объекту спасательных работ. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при наводнениях и катастрофических затоплениях.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Организация связи и оповещения в ходе ведения аварийно-спасательных работ. Порядок действий дежурной смены при ликвидации ЧС. Охрана труда и требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Расчет сил и средств на тушение пожара.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2019

    Оперативно-тактическая оценка жилого дома. Расчет сил и средств на тушение пожара. Проведение аварийно-спасательных работ. Оказание помощи пострадавшему. Карточка боевых действий караула. Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2013

    Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2013

    Классификация и основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Дорожно-транспортный травматизм. Средства безопасности и профилактики травм при ДТП. Состояния, требующие оказания немедленной доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

    реферат , добавлен 09.01.2014

    Основные положения об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море. Характеристика рыболовного сейнера и борьба за непотопляемость судна. Понятие и особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2013

    Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2012

    Нормативно-правое регулирование по созданию и применению аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, их виды, организационная структура. Особенности ведения разведки в очагах и районах возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки.

    конспект урока , добавлен 24.11.2010

    Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

Для ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф планируется проведение ряда первоочередных мероприятий, таких как устройство проездов, восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений, укрепление или обрушение зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на транспорте осуществляется поиск и спасение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, а также расчистка завалов и заторов, очистительные работы.

Ликвидация последствий пожаров на объектах начинается с поиска и спасения пострадавших, оказавшихся под завалами обрушившихся зданий, оказание им первой медицинской помощи. Здания и сооружения, не подлежащие восстановлению, сносятся, а прилегающая к ним территория очищается и обеззараживается.

При ликвидации последствий взрывов проводят: спасательные работы, включая поиск пострадавших, извлечение их из-под завалов, поврежденных сооружений; тушение пожаров; обеззараживание территории, сооружений и техники; санитарную обработку людей; аварийно-восстановительные работы; обрушение конструкций зданий и сооружений, не подлежащих восстановлению и представляющих угрозу для окружающих.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на объектах с выбросом токсичных химических веществ проводится целый комплекс работ по дегазации местности, техники, зданий, сооружений, одежды, обуви, предметов домашнего обихода. Пострадавшим оказывается медицинская помощь.

При ликвидации последствий аварий (катастроф) на объектах с выбросом радиоактивных веществ проводится комплекс мероприятий по дезактивации одежды, обуви, продуктов питания и воды. Население проходит санитарную обработку. Пострадавшим оказывается медицинская помощь. Источники радиоактивного заражения "заглушаются" с использованием специальных средств.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии (катастрофы), степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Вместе с тем, несмотря на большое значение фактора времени, не соблюдение мер безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ может привести к срыву этих работ, увечью и гибели людей. Поэтому так важно соблюдать условия техники безопасности, установленные для различных видов деятельности.

При разборке завалов, прежде всего, необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием и устойчивостью конструкций и крупных элементов завала. При возникновении трещин, просадок и других деформаций необходимо немедленно остановить работы и вывести людей из опасной зоны. У проездов и входов на территорию, где ведутся работы по разборке завалов, должны быть вывешены знаки и надписи, предупреждающие об опасности.

Неустойчивые конструкции поврежденных зданий укрепляют или обрушивают. Например, кирпичную стену, отклонившуюся от вертикали более чем на одну треть её толщины, крепят стойками, подкосами, растяжками, а также при помощи простейших приемов с использованием подсобных материалов.

Правилами техники безопасности запрещается разбирать конструкционные элементы здания одновременно в нескольких ярусах. Работая в одной части здания, необходимо следить, чтобы внезапно не обрушилась другая его часть. Наиболее надежным местом служат балки перекрытий. Здесь целесообразнее всего размещать подъемные механизмы и людей. Кирпичные своды больших проемов необходимо разбирать вручную от верха к опорам свода.

При устройстве в завалах различного рода выемок (котлованов, траншей) особое внимание следует обращать на устойчивость их откосов, заложение которых без крепления должно быть не менее половины глубины выемки. Более крутые откосы обязательно следует крепить. В качестве крепежного материала можно использовать обломки деревянных, металлических и железобетонных конструкций. Устраивать лазы-проходы в завалах без установки креплений запрещается.

Различные машины, применяемые при разборке завалов, как правило, размещают на площадках, расчищенных от обвалившихся строительных конструкций. Однако при невозможности соблюдения этих правил технику можно устанавливать и на обломках в завале, но при этом необходимо постоянно наблюдать за креном машины. При потере ею устойчивости немедленно прекратить работу и принять надлежащие меры.

Любые колесные экскаваторы и подъемные краны обязательно надлежит устанавливать на аутригеры. Запрещается перемещать в завале экскаватор с наполненным ковшом, а кран - с поднятым грузом. Недопустимо нахождение людей вблизи натянутых тросов.

Спуск в подвальные помещения при наличии в них запаха газа разрешается только в изолирующих противогазах. Работы в загазованных помещениях проводят лишь при условии обязательного и тщательного их проветривания с последующей проверкой состояния среды с помощью газоанализаторов.

Разводить костры и курить возле таких помещений запрещается. Электрические цепи обесточивают, а для освещения используют взрывобезопасные аккумуляторные фонари.

При разборке завала над пострадавшими недопустимы резкие рывки при извлечении из завала крупных элементов, их расшатывание и сильные удары, так как в случае неустойчивости завала и нарушения взаимосвязи между поврежденными и обрушившимися конструкциями не исключено самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как спасателям, так и пострадавшим, находящимся в завале.

Освобождая людей из-под завалов или отдельных обломков, не следует сдвигать элементы завала (обломки, плиты, балки), чтобы не нанести пострадавшим дополнительных травм. В первую очередь необходимо освободить голову и верхнюю часть туловища. После их извлечения, а если позволит обстановка, то и до извлечения, пораженному оказывают первую медицинскую помощь.


1. Смолянський Б. А., Абрамова Ж. І., Довідник по лікувальному харчуванню для дієтсестер і кухарів. - 2-і вид. Стереотип. – Л. Медицина, 1985.- 304 с.

2. Хімічний склад харчових продуктів. Під ред. М. Ф. Нестеріна, І. М. Скурихін. - М. Харчова промисловість, 1979 – 247с.

Вывод

Тяговая способность зависти от входного момента и веса грузов.

Передаточное число влияет на коэффициент проскальзывания и коэффициент полезного действия. и .

ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Объект народного хозяйства, при аварии на котором и при разрушении которого могут произойти выбросы в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ), в результате чего могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, называютхимически опасным объектом (ХОО).

Всего в России функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами АХОВ (аммиак, хлор, соляная кислота и др.). На отдельных объектах одновременно может находится от нескольких сот до нескольких тысяч тонн АХОВ. Суммарный же запас на предприятиях достигает 700 тыс. тонн. Около 70% предприятий химической промышленности и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности сосредоточены в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек. Общая площадь территории России, на которой может возникнуть химическое заражение, составляет около 300 тыс. км² с населением около 59 млн. человек.

Особую опасность представляют ХОО, связанные с хранением химического оружия. Оно запрещено и подлежит уничтожению согласно международной конвенции, которая была ратифицирована Россией в 1997 году. Однако до сих пор на территории России располагаются семь баз хранения этого оружия, на которых хранится 40 тыс. тонн отравляющих веществ высочайшей поражающей способности. Эти базы представляют собой очень серьезную угрозу для всего населения России и соседних государств. Действующими правовыми документами в области химического разоружения установлено, что обеспечение экологической безопасности является одним из самых приоритетных направлений при проведении работ по хранению химического оружия и при его уничтожении.

В регионах России, где хранится химическое оружие, осуществляется комплексное обследование окружающей среды и состояния здоровья населения. Общепризнанно, что уничтожение химического оружия остается одним из важных условий обеспечения безопасности людей и состояния окружающей природной среды.

Проблема промышленной безопасности значительно обострилась с появлением крупномасштабных химических производств в первой половине нашего века.

Основу химической промышленности составили производства непрерывного цикла, производительность которых не имеет, по существу, естественных ограничений. Постоянный рост производительности обусловлен значительными экономическими преимуществами крупных установок. Как следствие, возрастает содержание опасных веществ в технологических аппаратах, что сопровождается возникновением опасностей катастрофических пожаров, взрывов, токсических выбросов и других разрушительных явлений. Безопасность функционирования химически опасных объектов (ХОО) зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортирования химических веществ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противоаварийной защиты и т. д. Кроме того, безопасность производства, использования, хранения и перевозок СДЯВ в значительной степени зависит от уровня организации профилактической работы, своевременности и качества планово-предупредительных ремонтных работ, подготовленности и практических навыков персонала, системы надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты. Наличие такого количества факторов, от которых зависит безопасность функционирования ХОО, делает эту проблему крайне сложной. Как показывает анализ причин крупных аварий, сопровождаемых выбросом (утечкой) СДЯВ, на сегодня нельзя исключить возможность возникновения аварий.

К ХОО относят:

· Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности;

·Пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

· Очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;

· Железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильнодействующими ядовитыми веществами, а также станции, где производят погрузку и выгрузку СДЯВ;

Склады и базы с запасом химического оружия или ядохимикатов и других веществ для дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Газопроводы.

Опасные химические вещества хранятся и транспортируются в специальных герметически закрытых резервуарах, танках, цистернах и др. При этом в зависимости от условий хранения они могут быть в газообразном, жидком и твердом агрегатном состоянии. При аварии выброс газообразного вещества ведет к очень быстрому заражению воздуха. При разливе жидких АХОВ происходит их испарение и последующее заражение атмосферы. При взрывах твердые и жидкие вещества распыляются в воздухе, образуя твердые (дым) и жидкие (туман) аэрозоли. Все АХОВ, заражающие воздух, проникают в организм через органы дыхания (ингаляционный путь). Многие могут вызвать поражения путем проникновения через незащищенные кожные покровы (перекутанные поражения), а также через рот (пероральные поражения при употреблении зараженной воды и пищи). При авариях на ХОО наиболее вероятны массовые ингаляционные поражения

АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Попадание опасных химических веществ в окружа­ющую среду может произойти при производственных и транспортных авариях, при стихийных бедствиях.

Причины таких аварий:

Нарушения техники безопасности по транспорти­ровке и хранению ядовитых веществ;

Выход из строя агрегатов, трубопроводов, разгер­метизация емкостей хранения;

Превышение нормативных запасов;

Нарушение установленных норм и правил разме­щения химически опасных объектов;

Выход на полную производственную мощность пред­приятий химической промышленности, вызванный стремлением зарубежных предпринимателей инвести­ровать средства во вредные производства в России;

Возрастание терроризма на химически опасных объектах;

Изношенность системы жизнеобеспечения населе­ния;

Размещение зарубежными фирмами на террито­рии России экологически опасных предприятий;

Ввоз из-за границы опасных отходов и захороне­ние их на территории России (иногда их даже остав­ляют в железнодорожных вагонах).

Каждые сутки в мире регистрируют около 20 хи­мических аварий. Одна из крупнейших катастроф XXвека - взрыв в 1985 году в Индии, в Бхопале на пред­приятии «Юнион-карбид». В результате в окружающую среду попало 45 т метилизоцианата, погибло 3 000 че­ловек, 300 000 стали инвалидами.

ОЧАГ И ЗОНА ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ

В результате аварий и катастроф на ХОО возника­ет очаг химического заражения.Территория, на кото­рой могут возникнуть или возникают массовые пора­жения людей, называется очагом химического пора­жения.

Зона заражения АХОВ отличается большой подвижностью границ и изменчивостью концентрации практически в любой части зоны химического заражения (ЗХЗ) могут произойти поражения людей.

Глубина распространения зараженного воздуха зависит от количества выброса (вылива) АХОВ и условий формирования ЗХЗ (скорости ветра, степени устойчивости воздуха). Наиболее благоприятными условиями формирования зоны максимальных размеров являются инверсионные токи воздуха при скорости ветра 3-4 м/сек.

Продолжительность поражающего действия АХОВ в зоне зависит от его свойств, температуры воздуха и почвы, определяющих степень вертикальной устойчивости атмосферы. Продолжительность химического заражения определяется временными пределами проявления последствий аварии.

Размеры зоны химического заражения и продолжительность опасного заражения определяются с помощью «Справочника по оценке химической обстановки».

В зависимости от степени химической опасности аварии на ХОО подразделяются:

· на аварии I степени, связанные с возможностью массового поражения производственного персонала и населения близлежащих районов;

· на аварии II степени, связанные с поражением только производственного персонала ХОО;

· на аварии химически безопасные, при которых образуются локальные очаги поражения АХОВ, не представляющие опасности для человека.

Химические аварии могут быть локальными (частными), объектовыми, местными, региональными, национальными и в редких случаях глобальными.

Пути поражения в зонах заражения могут быть различными. Возможны поражения до надевания средств защиты (90-100%) и поражения при употреблении зараженных продуктов питания и воды. Возможно косвенное поражающее действие: снижение эффективности и интенсивности выполнения трудовых задач в средствах защиты, вынужденные затраты времени на ликвидацию последствий аварии, а также снижение трудоспособности, обусловленное психологическим воздействием факта химической аварии.

При авариях на ХОО поражения АХОВ следует ожидать у 60-65% пострадавших, травматические повреждения – у 25%, ожоги – у 15%. При этом у 5% пострадавших поражения могут быть комбинированными.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ХОО И МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИЙ

На каждое СДЯВ должна быть оформлена аварий­ная карточка с указанием его номера в регистре ООН (аммиак № 1005), степени токсичности (аммиак - 4), основных свойств, взрыво- и пожароопасности, опас­ности для человека и применяемые СИЗ. Некоторые вещества, считающиеся неопасными, при определен­ной концентрации являются сильнодействующими ядами. Так, соляная кислота до 30 %-ной плотности (менее 1,15 г/ см 3) не создает опасностей концентра­ции хлористого водорода, а 8,5 %-ная продается в ап­теках как желудочное лекарство.

Некоторые химические вещества, входящие компо­нентами в состав смазочных материалов, диэлектри­ков, фунгицидов для обработки древесины, теплоно­сителей и т.д., после длительной их эксплуатации приобретают новые химические свойства и становятся сильнодействующими ядами. Так, долгое время в транс­форматорном масле в качестве диэлектрика использо­вался совтол - прозрачная вязкая жидкость, бесцвет­ная или желтоватая, содержащая от 42 до 54 % хлора. Это токсичное вещество 2-го класса опасности. Допус­тимая концентрация совтола в диэлектрике 1/50 000 000 доля. После 15-20 лет эксплуатации трансформаторов и конденсаторов стали наблюдаться случаи поражения дыхательных путей со смертельным исходом среди рабочих при обращении с этими установками. Оказалось, что, долго пульсируя в теле агрегатов, диэлектрик кон­тактирует с пластмассой, металлом, трансформаторное масло приобретает опасные свойства: пары масла смер­тельны и по поражающей силе сродни иприту, даже имеют аналогичный запах чеснока.

В связи с появлением частных производств и ком­мерческих фирм стала злободневной проблема хране­ния и утилизации ОХВ. Поэтому руководители пред­приятий обязаны представлять в комиссию по ЧС рай­она (города) информацию в случае аварии на объекте с выбросом СДЯВ и других экологически вредных ве­ществ при:

· наличии пострадавших и погибших;

· выходе ОХВ на санитарно-защитную зону с пре­вышением более 50 ПДК;

· угрозе поражения населения;

· постороннем запахе воды более 4 баллов.

Анализ структуры предприятий, производящих или потребляющих СДЯВ, показывает, что в их технологических линиях обращается, как правило, незначительное количество токсических химических продуктов. Значительно большее по объему количество СДЯВ содержится на складах предприятий. Это приводит к тому, что при авариях в цехах предприятия в большинстве случаев имеет место локальное заражение воздуха, оборудования цехов, территории предприятий. При этом поражение в таких случаях может получить в основном производственный персонал.

Необходимо отметить, что на промышленных объектах обычно сосредоточено значительное количество различных легковоспламеняющихся веществ, в том числе СДЯВ. Кроме того, многие СДЯВ взрывоопасны, а некоторые хотя и не горючи, но представляют значительную опасность в пожарном отношении.

Это обстоятельство следует учитывать при возникновении пожаров на
предприятиях. Более того, сам пожар на предприятиях может способствовать
выделению различных ядовитых веществ. Поэтому при организации работ по ликвидации химически опасной аварии на предприятии и её последствий необходимо оценивать не только физико-химические и токсические свойства СДЯВ, но и их взрыво- и пожароопасность, возможность образования в ходе пожара новых СДЯВ и на этой основе принимать необходимые меры по защите персонала, участвующего в работах. Для любой аварийной ситуации характерны стадии возникновения, развития и спада опасности. На ХОО в разгар аварии могут действовать, как правило, несколько поражающих факторов - пожар, взрывы, химическое заражение местности и воздуха и другие. Действие СДЯВ через органы дыхания чаще, чем через другие пути воздействия, приводит к поражению людей.

Из этих особенностей химически опасных аварий следует: защитные мероприятия и, прежде всего, прогнозирование, выявление и периодический контроль за изменениями химической обстановки, оповещение персонала предприятия должны проводиться с чрезвычайно высокой оперативностью. Локализация источника поступления СДЯВ в окружающую среду имеет решающую роль в предупреждении массового поражения людей. Быстрое осуществление этой задачи может направить аварийную ситуацию в контролируемое русло, уменьшить выброс СДЯВ и существенно снизить ущерб.

Особенностью химически опасных аварий является высокая скорость формирования и действия поражающих факторов, что вызывает необходимость принятия оперативных мер защиты. В связи с этим защита от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально возможные сроки. Защита от СДЯВ представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых в целях исключения или максимального ослабления поражения персонала и сохранения его трудоспособности.

Комплекс мероприятий по защите от СДЯВ включает:

· инженерно-технические мероприятия по хранению и использованию СДЯВ;

· подготовку сил и средств для ликвидации химически опасных аварий;

· обучение их порядку и правилам поведения в условиях возникновения
аварий;

· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· повседневный химический контроль;

· прогнозирование зон возможного химического заражения;

· предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе поражения СДЯВ;

· временную эвакуацию из угрожаемых районов;

· химическую разведку района аварии;

· поиск и оказание медицинской помощи пострадавшим;

· локализацию и ликвидацию последствий аварии.

Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличие времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факторов.

Прежде всего защита от СДЯВ организуется и осуществляется непосредственно на ХОО, где основное внимание уделяется мероприятиям по предупреждению возможных аварий. Они носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, а также на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии.

Все эти мероприятия отражаются в плане защиты объекта от СДЯВ, который разрабатывается заблаговременно с участием всех главных специалистов объекта. План разрабатывается, как правило, текстуально с приложением необходимых схем, указывающих (поясняющих) размещение объекта, сил и средств ликвидации последствий аварии, их организацию и т.д. Он состоит из нескольких разделов и определяет подготовку объекта к защите от СДЯВ и порядок ликвидации последствий аварии.

В разделе организационных мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:

· характеристика объекта, его подразделений (цехов), имеющихся на объекте СДЯВ;

· оценка возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварии;

· организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержания сил и средств
химической разведки и химического контроля;

· организация оповещения персонала объекта;

· организация укрытия персонала объекта в защитных сооружениях, имеющихся на объекте, порядок поддержания их в постоянной готовности к укрытию людей;

· организация эвакуации персонала объекта при необходимости;

· порядок оснащения и применения невоенизированных формирований
Гражданской обороны на объекте для ликвидации последствий аварии;

· организация оцепления очага поражения, порядок оказания медицинской помощи, привлекаемые для этой цели силы и средства;

· организация управления силами и средствами объекта при ликвидации аварии и её последствий, порядок использования сил и средств, прибывающих для оказания помощи в ликвидации последствий аварии

· порядок представления донесений о возникновении химически опасной аварии и ходе ликвидации её последствий;

· организация обеспечения персонала объекта и невоенизированныхформирований Гражданской обороны средствами индивидуальной защиты и ликвидации последствий аварии, порядок и сроки их накопления и хранения;

· организация транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий аварии.

В разделе инженерно-технических мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:

· размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии (клапаны-отсекатели, клапаны избыточного давления, терморегуляторы, перепускные или сбрасывающие устройства и т.д.);

· планируемое усиление конструкций ёмкостей и коммуникаций со СДЯВ или устройства над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии (особенно на пожаро- и взрывоопасных предприятиях);

· размещение (строительство) под хранилищами со СДЯВ аварийных
резервуаров, чаш, ловушек (аварийных амбаров) и направленных стоков;

· рассредоточение запасов СДЯВ, строительство для них заглублённых или полузаглублённых хранилищ;

· оборудование помещений и промышленных площадок стационарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюдения и аварийными сигнализациями.

Планом предусматривается также мероприятия по устранению аварий на каждом участке, имеющем СДЯВ, с указанием ответственных исполнителей из руководящего состава объекта, привлекаемых сил и средств, их задач и отводимого на выполнение работ времени. По мере необходимости план защиты объекта от СДЯВ корректируется. Следует отметить, что эффективность перечисленных мероприятий защиты от СДЯВ во многом зависит от степени подготовки к защите сил и средств ликвидации последствий аварии. На ХОО заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов.

Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий персонал. Оповещение о факте химически опасной аварии (подача сигнала “Химическая тревога”) осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными ХОО. Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно:

Для отдельных подразделений (цехов) ХОО;

Для всего ХОО.

Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения персонала объектов как в рабочее, так и в нерабочее время.

Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла авария, используются электросирены, радиотрансляционная сеть и внутренняя телефонная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ АВАРИЙ

Организация ликвидации химически опасных аварий зависит от их масштабов и последствий. Химически опасные аварии, исходя из протяжённости границ распространения СДЯВ и их последствий, предлагается подразделять на следующие типы: локальная, местная и общая.

Локальная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) предприятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и оборудования и создают угрозу поражения работающего в нём производственного персонала.

Местная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производственного персонала всего предприятия.

Общая авария - авария, химические последствия которой распространяются за пределы производственной площадки предприятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз.

Ликвидация последствий локальной аварии осуществляется силами и средствами предприятия, на котором произошла авария. Для этого на предприятиях крупнотоннажного производства и потребления СДЯВ имеются специальные штатные газоспасательные отряды и невоенизированные формирования (сводные отряды, команды, группы).

Газоспасательный отряд, как правило, состоит из трёх взводов: оперативного, несущего постоянное четырёхсменное дежурство и предназначенного для ликвидации аварий и спасения людей; обеспечения безопасности, занимающегося проверкой соблюдения требований безопасностина рабочих местах, в цехах и оказанием помощи в выполнении этих задач на предприятии; технического, задачей которого является обеспечение цехов предприятия средствами защиты и их проверка.

В каждом цехе предприятия, связанном с производством или потреблением СДЯВ, имеются нештатные аварийные команды (группы).

Руководство ликвидации последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий включает:

· прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий;

· выявление и оценку последствий химически опасных аварий;

· осуществление спасательных и других неотложных работ;

· ликвидацию химического заражения;

· проведение специальной обработки техники и санитарной обработки людей;

· оказание медицинской помощи поражённым.

Прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий осуществляется расчётно-аналитическими станциями. Полученные данные используются для принятия неотложных мер защиты, организации выявления последствий аварии, проведения спасательных и других неотложных работ.

Выявление последствий аварии осуществляется проведением химической и инженерной разведки. Состав сил и средств, привлекаемых для выполнения задач разведки, зависит от её характера и масштабов. Данные разведки собираются в штабе руководства ликвидации аварии (чрезвычайной комиссии). На их основе производится оценка последствий аварии, разрабатывается план их ликвидации.

Спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью спасения людей и оказания помощи поражённым, локализации и устранения повреждений, создания условий для последующего проведения работ по ликвидации последствий аварии.

Ликвидация химического заражения проводится путём дегазации (нейтрализации) оборудования, зданий, сооружений и местности в районе аварии, заражённых СДЯВ, и осуществляется с целью снижения степени их заражения и исключения поражения людей.

Специальная обработка техники и санитарная обработка людей проводится на выходе из зон заражения и осуществляется с целью предотвращения
поражения людей СДЯВ.

Эффективность этих мероприятий зависит от своевременности и качества их проведения.

Медицинская помощь поражённым оказывается с целью уменьшения угрозы их здоровью, ослабления воздействия на них СДЯВ.

Осуществление комплекса мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий требует чёткой организации и уверенного руководства их проведением При химически опасной аварии руководитель работ по ликвидации её последствий обязан:

· оценить химическую обстановку, определить границы зоны заражения,
принять меры по её обозначению и оцеплению;

· выявить людей, подвергшихся воздействию СДЯВ, и организовать оказание им медицинской помощи;

· разработать план ликвидации последствий аварии, в котором в зависимости от масштабов и характера химического заражения изложить: краткую характеристику последствий аварии и выводы из оценки химической обстановки; очерёдность работ и сроки их выполнения; способы дегазации (нейтрализации) СДЯВ; организацию контроля за полнотой дегазации (нейтрализации) местности, техники, зданий, сооружений и транспорта; организацию медицинского обеспечения; требования безопасности; организацию управления и порядок представления донесений о ходе работ.

Как правило работы начинаются с рекогносцировки района аварии, в ходе которой определяются:

1. масштаб аварии и общий порядок её ликвидации;

2. возможные масштабы распространения жидкой и паровой фаз СДЯВ;

3. противопожарное состояние района предстоящих работ;

4. объем работ по эвакуации;

5. потребное количество сил и средств для проведения работ;

6. места сосредоточения сил и средств ликвидации последствий аварии;

7. задачи по расчистке путей подхода и подъезда к месту аварии;

8. метеорологические условия и места организации базы, пунктов управления, выдачи средств защиты, питания и т.д.

По результатам рекогносцировки ставятся задачи силам, привлекаемым к работам. При этом предусматривается выполнение следующих задач, перечень которых в зависимости от конкретной обстановки может уточняться:

1) выявление и контроль зоны распространения паров СДЯВ;

2) оповещение и эвакуация из зоны заражения;

3) оказание медицинской помощи поражённым;

4) организация оцепления зоны аварии и распространения опасных концентрации СДЯВ;

5) ликвидация пожаров, обеспечение взрыво- и пожаробезопасности проводимых работ;

6) расчистка и освобождение подходов и подъездов к месту аварии;
7) устранение или ограничение течи СДЯВ из повреждённых ёмкостей и их
растекания на местности;

8) перекачка или сбор СДЯВ в резервные емкости;

9) организация дегазации (нейтрализации) СДЯВ в очаге аварии;

10) организация дегазации (нейтрализации) техники, участвовавшей в работах;

11) санитарная обработка лиц, принимающих участие в работах.

Для руководства силами и средствами, принимающими участие в ликвидации последствий химически опасной аварии, создаётся система связи.

Следует отметить, что работы по ликвидации последствий химически опасных аварий должны проводиться при любых метеорологических условиях, в любое время суток, а при необходимости круглосуточно. В этом случае работы организуются посменно.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

1. Работы должны начинаться немедленно после при­нятия решения об их проведении

2. Необходимо использовать средства индивидуаль­ной защиты органов дыхания и кожи. Для защиты органов дыхания используются фильтрующие промыш­ленные противогазы марки КД (серый цвет коробки), М (красный) и респираторы РПГ-67 КД, РУ - 67 (КД), а также ватно-марлевые повязки, смоченные 5%-ным раствором лимонной (уксусной) кислоты. Необходимо помнить, что обычные фильтрующие противогазы от химически опасных веществ не защищают.

3. Для защиты кожи применяются прорезиненные костюмы, резиновые сапоги и перчатки.

4. Необходима предварительная разведка аварийно­го объекта или зоны (уточнение наличия и концентра­ции веществ, границ заражения).

5. Проводятся аварийно-спасательные работы с ока­занием помощи пострадавшим, эвакуация пораженных в медпункты.

6. Осуществляется локализация, подавление или снижение до минимального уровня воздействия пора­жающих факторов.

7. Проведение поисково-спасательных работ. При спасении пострадавших на ХОО необходимо:

Освободить их из поврежденных блокированных помещений или из-под завалов разрушенных зданий и технологических систем;

Прекратить воздействие на их организм ОХВ пу­тем применения средств индивидуальной защиты и эвакуации из зоны поражения;

Оказать первую медицинскую помощь. Оказание первой помощи при химическом поражении включает быстрое прекращение воздействия отравляющего ве­щества на человека путем удаления капель вещества с открытых поверхностей тела, промывание глаз и сли­зистых, а также восстановление функционирования важных систем организма путем восстановления про­ходимости дыхательных путей, искусственной венти­ляции легких, непрямого массажа сердца. При необ­ходимости можно наложить повязки на раны и иммо­билизовать поврежденные конечности, а затем эваку­ировать пораженных к месту оказания врачебной по­мощи и последующего лечения.

Аварийно-спасательные работы в первую очередь проводятся с целью спасения человеческой жизни, культурных и материальных ценностей, устранения любых чрезвычайных ситуаций, в результате которых может пострадать природная среда. АС работы включают в себя не только спасение людей, но и оказание им первой медицинской помощи, а также эвакуацию пострадавших в медицинские учреждения.

Это сложная и ответственная работа, с которой может справиться только группа профессиональных спасателей. Проведение аварийно-спасательных работ происходит в крайне тяжелых условиях: при больших пожарах, возникновении заражения территории и т. д.

Виды АС работ:

  1. горно-спасательные работы;
  2. поисково-спасательные работы;
  3. газоспасательные работы;
  4. тушение пожаров;
  5. ликвидация последствий разрушительного действия чрезвычайных происшествий и т. д.;
  6. спасение и вывод пострадавших с пораженного участка.

Порядок проведения и организации АС работ

Проведение аварийно-спасательных работ требует четких приказов начальства и слаженности работы коллектива. Важно соблюдать максимально сжатые временные сроки, которые позволят спасти максимальное число пострадавших и своевременно оказать первую мед. помощь. Необходимо проводить работы максимально быстро еще и из-за вероятности увеличения очага, подверженного негативным факторам чрезвычайного происшествия.

Организация аварийно-спасательных работ состоит из нескольких основных пунктов:

  1. оценка сложившейся ситуации;
  2. решение о начале проведения спасательной операции;
  3. формулировка задач и составление плана действий;
  4. последующая организация эффективного рабочего взаимодействия с другими работающими на месте происшествия группами.

Профессиональная организация проведения аварийно-спасательных работ позволит свести к минимуму ущерб от возникновения чрезвычайной ситуации и избежать жертв.
Наша компания всегда готова приехать на место происшествия и провести аварийно-спасательные работы. Благодаря высокому уровню профессионализма и слаженности работы нашей команды, происшествие будет локализовано, блокировано или нейтрализовано в кратчайшие сроки. Каким бы высоким ни был уровень сложности работы, наши спасатели всегда работают быстро и слаженно.

Аварийно-восстановительные работы (АВР) - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

санитарная очистка территории в зоне ЧС;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Аварийно-восстановительные работы организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально - психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению АСР и АВР достигается:

Заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

Экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления;

Принятием обоснованных решений на ликвидацию ЧС;

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами и тесным взаимодействием в ходе работ;

Непрерывным ведением работ в любую погоду и любое время уток до полной ликвидации ЧС;

Соблюдением мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного материально-технического обеспечения работ.

В основе организации АСДНР лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории (объекта), прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования доводятся для подведомственных органов управления и сил РСЧС. Разработанные планы согласовываются с вышестоящими органами РСЧС и утверждаются руководителями учреждений, организаций и предприятий. Кроме того, планы действий уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

Для проведения АСДНР в зависимости от характера и масштаба ЧС могут привлекаться:

Федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные формирования и службы МЧС России;

Воинские формирования и формирования ГО;

Аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

Нештатные аварийно-спасательные формирования органов местного самоуправления (АСК ПГ);

Учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

Специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования.