Домой / Глоссарий Риэлтора / Как сохранить мир в душе. Православный взгляд на депрессию: как научиться сохранять мир в душе? На встрече с Друзьями милосердия еп. Пантелеимон рассказал о том, почему мы теряем мир в душе и что нужно сделать, чтобы его сохранить

Как сохранить мир в душе. Православный взгляд на депрессию: как научиться сохранять мир в душе? На встрече с Друзьями милосердия еп. Пантелеимон рассказал о том, почему мы теряем мир в душе и что нужно сделать, чтобы его сохранить

На встрече с Друзьями милосердия еп. Пантелеимон рассказал о том, почему мы теряем мир в душе и что нужно сделать, чтобы его сохранить

Очень часто современные люди по своей гордости думают о том, как бы им устроить жизнь не только свою, но и жизнь всего мира. Они говорят: «Как же так, ведь Бог – благ, всесилен, а в мире так много зла? Вот если бы я был богом, я бы тогда порядок навел!» С таким самомнением они думают, что Бог не знает, что происходит в мире, или думают, что так легко мир устроен, или даже ставят себя на место Бога. Мир теряется в душе не столько потому, что они видят, как много зла, сколько потому, что они ставят себя на место Бога и имеют гордость, которая подобна гордости сатанинской.

В молодости хочется все узнать, все попробовать. В зрелости хочется чего-то достичь, в старости хочется успокоения и мы ходим на работу, стараемся кому-то помогать. Но если в душе нет мира, тогда мы ничего не приобретаем ни делами своими, ни своими мнимыми заслугами, и, главное, не можем помочь другим. Надо опять вспомнить слова прп.Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух в своей душе и тогда вокруг тебя спасутся тысячи человек». Очень важно об этом помнить и ради этого жить. Если поставить перед собой такую цель – обрести этот мир, стяжать его в своей душе – тогда Господь будет нам с вами в этом помогать.

Господь, когда пришел на землю, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Что это означает? Это означает, что Царствие Божие, в котором есть тот мир, который мы с вами взыскуем, приблизилось с пришествием в мир Христа. И Христос в этом мире пребывает до скончания века. А мы не можем воспринять этот мир только потому, что наша душа искажена грехом, только потому, что мы не каемся в наших грехах. Не каемся по-настоящему. Не плачем о своих грехах, не стремимся их исправить, не просим помощи у Бога. Поэтому тот мир, который изливается Богом в церковных таинствах — в крещении, в миропомазании, исповеди и особенно в Причастии Святых Христовых Таин — мир, которым Господь отвечает на наши молитвы, не вмещается в наше сердце и в наши души. Поэтому, самое главное – увидеть и признать, что мира в моей душе нет

Главная проблема не в том, что в Сирии идет война, не в том, что на Украине междуусобица, не в том, что нет мира на наших улицах, а в том, что нет мира во мне, в моей душе, в моем сердце. Преподобный Серафим Саровский говорит нам с вами о том, что этот мир стяжать в своей душе можно и нужно начинать именно с себя. Не нужно думать: «Я спасусь, а остальные пусть погибают» — нет, конечно. Естественно для человека думать о других, естественно помогать другим, но надо же с чего-то начать! Нельзя же так сразу взять и всю землю перевернуть, как это хотели сделать революционеры. Нельзя за один день все то зло, которое в мире накопилось, сразу победить. Надо с чего-то начинать. И лучше всего начинать с самого себя.

Для того, чтобы себя изменить, нужно употребить усилие – об этом говорит Господь в Евангелии. Не нужно бояться, что сразу не получается. Не нужно смущаться, что я уже годы стараюсь что-то исправить, а у меня пока ничего не вышло. Иногда мы не замечаем изменений в душе. Господь скрывает эти изменения от нас, как говорят святые отцы, потому что не хочет, чтобы мы возгордились, а хочет, чтобы мы пребывали в усердии. Таким образом, мир приобретается усилием.

Нам с вами нужен не просто мир, как смерть. Не просто «забыться и уснуть». Нам нужен мир благодатный, мир во Христе, мир-в-жизнь, а не мир-в-смерть. Мир, который сходит свыше, а не тот мир, которым люди удовлетворяют свою плоть, покушав, выспавшись, выпив вина, которым успокаиваются в ощущении собственного тела. Мы с вами хотим, чтобы этот мир был духовным, исходящим от Христа.

Для того, чтобы понять, как стяжать мир в душе, нужно сначала вспомнить о том, что такое душа. По учению святых отцов, душа состоит из трех сил. Это сила вожделевательная, сила раздражительная и сила умная.

Вожделевательная сила – это сила, которая помогает душе любить. Это свойство души любить, стремиться к чему-то, чего-то хотеть, с чем-то соединиться, в чем-то пребывать, сила любви, которая вложена в душу человека. Раздражительная сила – это способность души откладывать от себя злое, нехорошее, способность исправлять себя с усилием. Это сила воли. Умная сила – это сила познания, причем познания не только арифметики и английского языка, познания рационального, но познания сущностного, познания экзистенциального. Мы всей своей душой познаем истину, всем существом приобщаемся к истине. Нужно эти силы души привести в мирное состояние.

Как вожделевательную силу привести в мирное состояние, в состояние нормы или даже сверхнормы – в благодатное состояние? Конечно же, учиться правильной любви. Первый, кого мы должны любить – Бог. Нужно учиться этому в молитве, в чтении Евангелия, в участии в церковных таинствах. И второе – наши ближние, о которых мы с вами тоже должны заботиться, которых мы должны любить так, как мы с вами слышали сегодня из поучений святителя Феофана: «любить ближнего как самого себя», чтобы в нашей душе было не только мое «Я», но были те ближние, которые нуждаются в нашей помощи.

Для того, чтобы эта сила нашей души пребывала в мирном состоянии, нужно избегать разного рода пристрастий. Иначе вожделевательная сила может прилепить нас к чему-то такому, что будет вредить миру в нашей душе. Например, девушка влюбилась в молодого человека. Он ей улыбнулся, показался хорошим. Ей показалось, что он готов вступить с ней в брак, она прилепилась к нему всей душой – даже не к нему, а к тому образу, который она создала в своей душе – и потеряла мир. А он говорит, что «нет, я не готов, я не собираюсь жениться, вообще хочу в монашество, или у меня другая есть невеста, и ты мне не нравишься». Но она уже к нему прилепилась и потеряла мир.

Нужно быть очень осторожным, чтобы вожделевательную силу не употреблять и не прилеплять ее к тому, что нам не принадлежит, что может вызвать в нас какую-то немирность. Это разные могут быть вещи. Например, человек прилепился к таким вожделевательным планам стать умным. Если дурак – оставайся дураком, это же не страшно. Ведь познание того, что ты дурак – это высокое познание, на самом деле. Мы все дураки. Грех настолько исказил нас, что мы в принципе умной силой пользоваться не умеем. Не смущайся этим!

Или ты хочешь чего-то достичь, а у тебя не получается. Какие-то планы есть, ты к ним стремишься, а не выходит. И снова мира в душе нет. Здесь тоже нужно быть осторожным, не прилеплять свою душу к тому, что не дает подлинной настоящей радости, не ведет к миру. Главное искажение этой силы – любовь к самому себе, самолюбие. Причем любовь к себе не как к существу, которое создано Богом, как к вечному существу, подобному Ему, а любовь к своему телу, как говорят святые отцы, «неразумная любовь к чувственности».

Чувственность искажает подлинную любовь. Человек становится самолюбив, из этого вырастают все другие страсти. Поэтому нужно обязательно уметь себя сдерживать. Поэтому нужно поститься. Поэтому нужно трудиться. Поэтому нужно себя заставлять что-то делать – трудиться физически, помогать, отказываться от чего-то ради других. Нужно обязательно учиться воздержанию. Без воздержания вожделевательная сила будет любить все, что ни попадя, все, что встречается вокруг: будет завидовать, будет чего-то хотеть, будет к чему-то стремиться неподобающему. Так что нужно эту силу воспитывать и содержать ее в чистоте и правильном устроении.

Вторая сила – раздражительная. Нужно понимать, что эта сила дана нам прежде всего для внутреннего употребления. Мы должны сами себя сдерживать, сами себя должны к чему-то поощрять, подвигать, направлять, но не использовать эту силу в отношении других людей. С гневом, с раздражением не требовать от других исправления, послушания, не быть властолюбивыми. Иначе когда мы начинаем гневаться, эта сила выходит из своих берегов, выливается наружу и причиняет очень много зла другим людям (и нам самим тоже).

Не знаю, как вы, но когда я на кого-то разгневаюсь, сам теряю покой – мне просто становится нехорошо. Стыдно бывает. Очень трудно потом прийти в нормальное состояние. Когда тебя охватил гнев, раздражение, когда ты чем-то недоволен, с кем-то стал грубо разговаривать, то потом нужно покаянием исправлять это состояние своей души. Нужно обязательно с этой раздражительной силой справляться – употреблять ее только для себя.

Есть люди, которые могут позволить себе праведный гнев; в Евангелии Господь иногда гневается. Об этом праведном гневе говорят святые отцы. Но я думаю, что нам с вами об этом лучше не вспоминать и не оправдывать свой гнев. Сначала нужно научиться сдерживать этот гнев, не иметь его в себе, чтобы душа была мирна и тогда быть может когда-нибудь, в старости…

Иногда я делаю вид будто гневаюсь. Ведь епископ должен быть строгим, должен распоряжаться, быть начальником, блюсти – епископ переводится как «блюститель» на русский язык. Поэтому, я иногда, будучи мирным внутри, делаю вид, что рассердился. И что вы думаете? Я на самом деле начинаю сердиться и гневаться! Может быть, вы более совершенны, чем я, достигли абсолютного бесстрастия – тогда, конечно, вы можете себе позволить сказать что-то громко, строго, на кого-то повысить голос. Но нужно быть очень осторожным с этим. Не то, что строгость не нужна – она нужна – но не нужен гнев, не нужно раздражение. Нужно спокойно спросить с ребенка, с подчиненного, поставить какие-то условия, может, какое-то наказание применить, но спокойно и с любовью.

Третья сила души – это сила умная. Как сохранить ее мирной и спокойной? Во-первых, нужно, чтобы наш ум имел питание. Потому что ум не может остановиться. Вы можете остановить свои мысли? Скорее всего нет. Они же мелькают все время, образы разные, сны. Поэтому надо сделать так, чтобы ум был занят. Если мы не будем давать уму хорошую пищу — он будет питаться всякой дрянью. Будет искать себе пищу в нечистых образах, в глупостях каких-нибудь, в бессмысленном занятии.

Нужно дать пищу душе. Не грязь новостей, не грязь нехороших фильмов, а настоящий хлеб. А хлебом для души, конечно, является Сам Господь. Знание о Христе является хлебом, который должен питать душу. Знание о святых, знание о Церкви. Нужно уметь воздерживаться от лишней, ненужной, вредной информации. Душа не должна питаться грязной, нехорошей пищей, непроцеженной, неочищенной, потому что вокруг нас этой информации очень много. Современные люди потребляют огромное количество информации. Это беда современного мира.

Раньше люди жили спокойно, знали, что в деревне дом сгорел, умер кто-то… Но что там в другом городе, уж не говоря об Австралии какой-нибудь или о Соединенных штатах америки – даже и подумать не могли. Новости доходили через 3 месяца. Умер царь? На его месте другой? Об этом узнавали не сразу. А мы обо всем узнаем сразу. Нам кажется, что нужно знать новости. А зачем? Зачем?

Везде все плохо, сомнений нет, и войны идут, и люди страдают. Конечно, нужно молиться, обязательно. Но зачем это все узнавать? Зачем впускать в свою душу? В сознание? Как же, говорят, жить, ничего не зная? Все знают, а ты нет? Ну, они тебе расскажут. Это лучше, чем узнавать из новостных лент. Во всяком случае когда мне другой человек рассказывает о том, что происходит, он это делает с сочувствием, с состраданием… А новостные ленты вызывают и агрессию, и раздражение, и недовольство. Может быть, выбрать одного из нас – совершенного, бесстрастного – который бы рассказывал все новости, но с сочувствием? А всем остальным можно было бы отказываться от этого.

Нужно устроить наше мировоззрение. Нас всех учили в школе, например, таким глупостям, что человек произошел от обезьяны. Все мы проходили это на уроках биологии. По географии мы проходили, что у Земли нет центра, хотя на самом деле он есть — это Иерусалим, место где пострадал Христос. Эта и прочая информация вкупе с родителями и СМИ сформировала наше мировоззрение.

Из 100 человек 99 не знают Христа, не ходят в храм по воскресеньям, их не интересует тема нашей беседы. Поэтому наш внутренний мир, наше мировоззрение сформировано неправильным образом. Надо привести его в соответствии с Истиной. Положить в основание мировоззрения подлинное знание о Боге. Нужно всем изучать догматику и нравственное богословие! Изучать Евангелие – не просто его читать, а изучать! Изучать то, чему нас учит Христос. Нужно на это найти время и на это употребить свои силы. Для того, чтобы изменилось наше мировоззрение.

У нас неправильно сформирован понятийный словарь. Наши ассоциации связаны с греховным опытом нашей жизни и нужно расчистить эти наслоения. Например, говорят: «Главное – здоровье». Какая ерунда! Это же глупо! Главное – это же душа! Вера в Бога. Главное – дух, сердцевина нашей души. Подобные понятия глубоко в нас сидят даже тогда, когда мы вроде бы от них отказываемся. Основа всякой пропаганды – повторение; если человеку все время говорить: «Черное – это белое», он в конце концов подумает: «А может, действительно черное это белое»? Все тоталитарные режимы это употребляли для того, чтобы оболванить людей.

Поэтому важно постоянное обращение к Богу, постоянные проверки этического содержания того, что есть в моем сознании, в моем опыте… Хотя и опыт тоже может быть неправильным, он может быть сформирован тем, что мы поддавались соблазнам, видели греховные примеры вокруг себя – из этого сложилось определенное мировоззрение, ложное, и поэтому оно не может принести мир в нашу душу.

Что нас с вами лишает мира? Чаще всего – неожиданные скорби, болезни детей, близких, и поэтому, конечно же, нужно быть готовым к тому, что нас ждет что-то неожиданное, что мы не можем предусмотреть. Почему Господь попускает такие неожиданности? Потому что когда мы чего-то ожидаем, планируем – мы свыкаемся с этим. А смириться перед Богом, Который существует таинственно, неведомо, пути Которого – не наши пути, Который выше всякого нашего разумения — это для нас очень трудно.

Мы так воспринимаем превратности нашей жизни. Когда случается что-то хорошее – мы радуемся. Когда что-то плохое – мы думаем: «Как же так?» Примером может быть праведный Иов, когда он потерял все, что у него было, он сказал: «Мы же принимали от Бога все хорошее, надо принять и плохое, Он же есть, и это, значит, полезно для нас». В мире, в котором мы живем, полезно не то, что радостно и удобно для тела, а то, что ведет к спасению души. Если Господь попускает болезни и скорби – значит, это нужно для нас. Один святой говорил: «Сегодня, Господи, Ты посетил меня зубной болью». Зубная боль тоже попущена Богом для того, чтобы нас привести в сострадание, в сочувствие, в понимание того, что эта жизнь кончится.

Мир душевный меняется и из-за внешних причин, и из-за внутренних. Внешние – мира нас лишают различные соблазны, пожелания, набрасываются на нас образы этого мира. Современный мир стал гораздо более ярким, разнообразным, агрессивным, чем, скажем, в XIX веке или даже в ХХ. Этот мир не ограничивается предметами внешними. Он вторгается в наше сознание с помощью современных коммуникаций – телевидение, соцсети, компьютеры. Когда вы едете в метро, вы видите, что люди, которые вас окружают, смотрят в свои гаджеты, и сами смотрите, наверно, что там у вас? Поэтому внешние соблазны, внешние явления гораздо более сильны в наше время, чем то, что было раньше.

Нужно уметь беречь свои уши и глаза, потому что уровень грязи в мире нарастает, и грязь становится чем-то естественным и привычным для человека. Человек из существа, которое головой достигает до неба и ходит по земле, превращается в червя, который ходит по навозной куче и считает, что это нормально для него. Радость этого червя, радость скота, для него делаются главными радостями жизни. Поэтому нужно обязательно беречь свои глаза и уши, избегать соблазнов. И можно понимать, что ко всему этому можно относиться спокойно, уметь относиться спокойно.

Здесь в зале много молодых людей, я смотрю. Для них часто являются искушением люди противоположного пола. Особенно мужчины часто жалуются: «Вот женщины такие-сякие, ходят чуть ли не раздетые, в шортах и т п, ведут себя так-то». Но ведь можно этого не замечать и нужно учиться этому. Один святой вошел в женскую баню, его спросили: «Что он чувствует?» Он сказал: «Ничего, я чувствовал себя как полено среди поленьев». Нормально себя чувствовал. Поэтому нужно понимать, что, хотя соблазны приходят извне, но причина их – в неправильном устроении души. Не сами они являются источниками греха. Греховно наше восприятие этих вещей.

Нельзя победить грех, если он вошел в тебя, если ты не отсек его источник. И святые отцы говорят, что от этой страсти нужно бегать. В Евангелии Господь говорит: «Если тебя око соблазняет – вырви его и брось от себя, соблазняет рука – отсеки и отбрось от себя». Толкуются эти слова не в том смысле, что нужно заниматься членовредительством, а так, чтобы не смотреть на это, не видеть этого. Нужно учиться не только хорошо видеть, но и плотно закрывать глаза; не только слышать, но и не слышать то, что вокруг тебя.

Кроме того, извне нас смущают обиды и оскорбления. Когда нас не любят, когда нас не уважают, а мы считаем себя достойными всякого уважения. Но с этим можно легко бороться, если помнить о том, кто я такой, если помнить о своих грехах. Перед Чашей мы с вами читали слова, которые, к сожалению, не все люди понимают. «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз».

То есть мы с вами называем себя худшими из всех грешников. Надо, чтобы мы и на самом деле жили в соответствии с этими словами, а иначе получается лицемерие – самый худший грех. Господь специально обличал фарисеев и грозно говорил: «Горе вам, лицемеры». Это же к нам может относиться. Поэтому надо помнить, если я первый грешник, если я достоин всякого оскорбления, то, конечно же, я достоин того, чтобы ко мне так относились.

Видение своих грехов гордого печалит и смущает, но помогает успокоиться на самом деле. Если мы гордые – то начинаем расстраиваться: вот, я опять не смог, я опять не сделал, или меня в чем-то обличили, я вспылил, как это страшно, но нужно с этим смириться и признать, что – да, я самый последний грешник. Я грешник. И если я признал, что я лежу – мне уже некуда будет падать. Я уже должен свыкнуться с этим состоянием. Это не значит — себя оправдывать в грехе. Это не значит — ничего не делать, чтобы исправиться. Но это значит – не переживать. Тогда даже то, что лишает мира, возмущает, будет лекарством от гордости и успокоением.

Изнутри нас смущают наши помыслы, образы, память. У этих помыслов есть три источника. Страсти, которые в нас образовались. Какая страсть, по учению святых отцов, является корнем всех страстей? Это самолюбие как неразумная любовь к чувственности, как любовь к своей чувственной плотской природе, как жизнь в этой падшей, искаженной грехом природе. И из этого происходят три главные страсти – это сластолюбие, сребролюбие и славолюбие или гордость.

Сластолюбие – это и чревоугодие и блудные страсти, сребролюбие – это желание удовольствий за деньги, власти за деньги. Желание что-то иметь, что-то приобретать. Здесь нужно научиться обращать внимание на то, что происходит внутри нас и видеть источник этих помыслов. Очень часто мы эти помыслы принимаем как наши собственные. А в нас есть три рода мыслей, три рода чувств, возникающих в нас – от Бога, от диавола и от нас самих. Дважды два четыре – это нейтрально, а вот что-то плохое или хорошее появляется в душе из разных источников. Тайные действия врага надо уметь отслеживать. Если мы не умеем этого делать, не смотрим внутрь себя, просто принимаем все как есть, не рассуждая, не стремясь их как-то обозначить, понять, — тогда мы находимся во власти зла. Потому что тогда зло действует в нас тайно, оно хочет нас подчинить себе так, чтобы мы не понимали этого. Человек иногда живет во грехе, живет этим злом, но этого не понимает.

Вот эти действия врага нужно обязательно распознавать, обязательно их отсекать, бегать от них. Святые отцы говорят, что противоречить диаволу в своей душе могут только святые. Мы не можем противоречить диаволу, но мы можем прибегать к помощи Христа, к помощи Божией, и можем отсекать и бегать от страстей.

Я бы разделил смущающее нашу душу на три категории: 1 – ненужные ветреные желания (зависть, еще что-то такое), 2 – раздражение, злопамятство, и 3 – уныние, греховная печаль, которая появляется от неудовлетворенной гордости, тщеславия.

Нужно уметь с этим бороться. Вот что говорил Авва Дорофей про одного монаха – как действовал тот, когда не получал просимого. Конечно, нам хочется очень многого. Кто-то хочет замуж, а кто-то хочет денег, или жить подольше. Так вот монах говорил, что можно у Бога просить всего, что ты хочешь, но если ты не получил, ты должен так сказать: «Пусть мне Христос будет вместо того, чего мне не достает». Я думаю, что Господь всегда исполняет нашу просьбу, если не хочет нам дать больше того, что мы у него просим. Можно получить исцеление, но гораздо важнее научиться превозмогать свою болезнь. Можно получить жениха, но гораздо лучше узнать Жениха Души – Бога Христа. Можно, конечно, просить у Бога богатства – но гораздо лучше научиться жить в нищете. Нужно, конечно, здоровье для тела, но иногда Господь попускает болезнь тела для того, чтобы душа научилась быть здравой и сильнее тела. Если тело ослабляется болезнью, то человек живет больше душой, чем телом.

Как избавиться от злопамятства? Авва Дорофей говорит, что злопамятство – это уголья, которые уже погасли, но долго сохраняются в земле. Избавляет от злопамятства молитва за человека, который нам причинил какое-то зло. Надо молиться так: «Господи, спаси и сохрани раба твоего (назвать имя) и его молитвами помилуй мя грешнаго». То есть мы с усилием стараемся думать о человеке хорошо, думать, что он тоже молится о нас. И я знаю, что, если молишься о человеке, который тебе не нравится, то постепенно – с годами, не сразу – устанавливается мир в душе.

От уныния и греховной печали нужно избавляться умением радоваться. Надо жить радостно, это очень важно – чтобы душа радовалась, чтобы были у вас источники радости, утешения. Преподобный Серафим, с чьих слов мы начали сегодняшнюю беседу, позволял монахиням в монастыре класть под подушку сухарики и в грустные минуты грызть. Вам, наверно, сухарика будет мало? Может, конфетку «Мишку косолапого»? Даже трапезы в монастырях называются «утешение, братии, велие». Утешением может быть море или сон, или созерцание красот природы, или дружеское общение. Но главная радость – это радость причастия, радость молитвы, радость познания Евангелия, познания слов Божиих, радость познания Бога.

Конечно, для того, чтобы душа была в мире, нужно вести правильный здоровый образ жизни. Недавно мы встречались с Вероникой Игоревной, нашим министром здравоохранения, и она тоже сказала, что главная беда всех наших граждан – что они не ведут правильного здорового образа жизни. Если бы люди вели правильный здоровый образ жизни, многих болезней можно было бы избежать. Это касается и духовной жизни тоже. Если у человека жизнь правильно устроена – то, конечно, душа его будет мирна и спокойна. Тогда легче будет встречать все эти препятствия.

Нужно составить себе распорядок дня, распорядок недели, распорядок года. Тайм-менеджмент очень важен для современного человека, не только для бизнесмена, но и для церковного человека, потому что мы живем в окружении людей неверующих и нецерковных. Если раньше человек мог себе позволить не думать об этом – сама жизнь так была устроена: в посты закрывались театры, кино вообще не было, мясо нельзя было купить. А сейчас люди, которые живут вокруг нас по ночам не спят, сидят в сетях… мир сошел с ума. И человек все дальше и дальше уходит в безумие, поэтому, конечно же, сейчас нужны особые усилия, чтобы свою жизнь сделать правильной и здоровой. Я думаю, что всем нам нужно раньше ложиться и раньше вставать. Тогда мы меньше будем унывать, потому что обычно уныние приходит вечером, это я по себе знаю. А если побыстрей лечь спать, утром все будет по-другому. Это очень важное правило, которое поможет установить мир в душе.

Нужно обязательно, чтобы у нас было время заниматься своим телом. Грех самолюбия, привязанности к себе – это основной грех, как говорят святые отцы, но в наше время наше тело нуждается в нагрузках. Я бы советовал ходить пешком, или пойти в бассейн, заняться фитнесом. Тело должно двигаться. Нужно, конечно, меньше есть, поздно вечером не есть – врачи говорят, что это вредно. Все это важно, потому что тело влияет на душу. Душа, конечно, главная, но и тело имеет большое значение для нас.

Но главный тайм-менеджмент должен касаться нашей души. Нельзя начинать день без молитвы. Нельзя заканчивать день без молитвы. Если вы падаете вечером от усталости, то лучше помолиться заранее, а потом сделать остальные дела. Нужно заканчивать сознательно день молитвой. В воскресенье нужно обязательно быть в храме и стараться прийти в субботу вечером на всенощную, хотя бы ненадолго. Нужно уделить какое-то время своей душе. Если мы не можем ей уделять все время, то хотя бы то, которое предполагает церковный распорядок.

Очень важно смотреть на неделю – как она устроена, что и когда мы делаем, когда постимся; важно в течение года планировать свой отпуск и выходные дни, чтобы они сообразовывались с православным расписанием. Был случай: одна женщина, которая недавно пришла в Церковь, попросила благословения священника поехать отдыхать во Францию в Петровский пост, а батюшка очень ревностный и недавно рукоположенный ей говорит: «В пост? Во Францию? Я не благословляю». Она говорит: «Ну, как же, мы уже билеты купили! Он говорит: как хотите, но я вас не благословляю». И женщина его послушалась. Сдала билеты. Дочь ее была очень недовольна. Они не полетели. И это был тот самый самолет, который упал в где-то в Швейцарии. Так послушание священнику и соблюдение поста привело к сохранению их жизней.

Я не хочу сказать, что никому нельзя в Петров пост отдыхать, но все-таки нужно как-то соотносить свой распорядок с Церковной жизнью, с постами, чтобы быть в храме на Пасху, в Великий четверг. Конечно, нужен отпуск, как его проводить – нужно подумать. Быть в том месте, где можно прийти в храм.

Нужно планировать дела милосердия – если это не получается естественным образом, то нужно себя к этому принудить. Не только сдавать деньги на дела милосердия, как вы все делаете – без вас мы не смогли бы содержать нашу службу — но и самим в этом участвовать. И конечно, такие дела успокаивают душу, делают ее более мирной. Кто из вас так поступал – знает по себе: что-то мучает, страдаешь, завидуешь, плохо на душе, совесть мучает – сходи в больницу! Как елей проливается на душу, становится хорошо, радостно!

Конечно, очень важно оставаться одному, даже в семейной обстановке, чтобы помолиться Богу так, как записано в Евангелии: «когда молишься, зайди в свою комнату и «помолись втайне». Могут быть и общие молитвы мужа и жены с детьми, но все-таки какое-то время нужно посвящать молитве уединенной.

Очень важно, чтобы были друзья, чтобы была своя церковная община, в которой есть близкие люди – это очень немало и для нас самих и для наших детей. Детям нужны друзья – а где их еще найти кроме как в Церкви? Поэтому, конечно, у каждого человека должен быть свой приход, своя приходская община, без которой жизнь будет ненормальной и не всегда устроится благополучно. Как найти такую общину? Сначала нужно найти духовника, и это вопрос очень важный.

Как это сделать, я уже как-то рассказывал: нужно записать всех, кого знаешь, на бумажку и выбрать из них самого лучшего и пока к нему ходить. Если нет духовника, то должен быть хотя бы и.о. духовника. Это очень важно – иметь человека, с которым вы советуетесь, который узнал вас и через которого Бог может явить вам свою волю. Очень важно исповедоваться именно духовнику, потому что когда перед тобой стоит священник, которому ты доверяешь, тебе легче открыть свою душу и легче поверить, что здесь невидимо стоит Христос, который принимает твою исповедь. Обращение ко Христу через духовника приносит мир в душу. Ты молишься, просишь, чтобы через духовника тебе Господь открыл свою волю. Духовник – это труба, через которую идет благодать; водопроводный кран, из которого льется святая вода вечной жизни. Господь действует в этом мире через людей (преимущественно).

Конечно, Он – в таинствах, в словах Евангелия, в догматах церковных, но в наибольшей степени мы ощущаем Бога, когда Он являет Себя в святых. Когда ты видишь святого человека, ты утверждаешься в вере. Во всяком случае, в моей жизни это было главным – встречи со святыми людьми. Если бы не они – я бы, наверное, не стоял сейчас перед вами.

Поэтому духовник, хотя и не является святым, но через него святость благодати действует, как ни через что другое. Очень важно, чтобы была возможность Христу разговаривать с вами через вашего духовника.

Это установление церковное, которое было всегда в Церкви, оно было разрушено в советское время, когда невозможно было исповедоваться по вечерам. До революции духовник избирался по приходскому принципу – вы должны были ходить на исповедь к тому священнику, который служит в приходе, к которому был приписан ваш дом, и нужно было приносить справку на работу, что вы поисповедовались. Не все так было хорошо, как нам кажется. Но сейчас церковь свободна как никогда.

Вы можете жить в другом конце Москвы и выбрать духовника вдали от дома. Без такого человека вы не сможете правильно исповедоваться и не сможете участвовать в Евхаристии, потому что когда литургию служит твой духовник, ты чувствуешь особую близость к Богу.

Ритм евхаристической жизни тоже определяется с помощью духовника – не ты сам должен все решать для себя, а должен быть кто-то, кто может тебе сказать, как полезно для тебя.

Можно говорить о разных способах психологических, можно пригласить психолога, который мог бы рассказать, как обрести мир в душе… но все это, конечно, ерунда. И то, что я говорю – тоже неважно. А вот когда Господь приходит в душу – тогда в душу приходит мир. Вне Христа нет мира настоящего в душе, и вот это соединение со Христом в таинстве Евхаристии является главным средством обретения мира в душе. Когда мы приходим на службу, то первое, что мы слышим после возгласа священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»: слова «Миром Господу помолимся» — не в смысле «всем миром», а – «с миром в душе».

Я могу сказать про себя – хоть я и архиерей, и 41 год как сподобился принять таинство Крещения, но когда я начинаю Литургию – далеко не всегда у меня мир в душе. Недовольство бывает, мысли какие-то или еще что, но в конце Литургии, когда ты вступаешь в эту реку живую благодати Божией, в это русло, которое ведет тебя в Царство, отдаешься этим волнам, когда пропускаешь эти слова через себя, думаешь об этом, молишься на Литургии – тогда душа начинает меняться и в конце Литургии ты обретаешь мир. Сколько раз я служил с батюшками, с архиереями – в начале они бывают сердитые, замечания делают, а вот они причастились – такие добрые и хорошие…

Так что во время Литургии человек меняется, и участие в Литургии низводит мир в душу.

На каждой Литургии мы слышим слова «Мир всем». Слова эти много раз произносятся, перед самыми важными моментами. Если воспринять их с верой, то мир тоже можно получить.

Мне кажется, что когда мы с вами живем в миру (не в монастыре), то главное, что есть вокруг нас – это люди. И нужно жить не в соответствии со своими планами – со своим тайм-менеджментом и так далее – а с тем, кто тебе встретится на пути. Как тот милосердный самарянин, который ехал, у него были свои планы, и он вдруг увидел – лежит раненый, избитый человек и стал ему помогать. Если жить, не пропуская ближних своих равнодушно, если понять, что смысл твоей жизни сегодня – во встрече с разными людьми, в помощи этим людям, в любви к этим людям, в терпении этих людей – тогда можно мир душевный приумножить. Потому что на литургии не надо смотреть на людей, не надо разговаривать, не надо смотреть по сторонам, но вне литургии, оставаясь с Богом, нужно обратить внимание на тех людей, которые тебя окружают.

Если ты каждого человека примешь с любовью, никого не будешь осуждать, если ты о каждом помолишься, по мере сил каждому поможешь – тогда будут открываться новые и новые двери в этом длинном коридоре, который ведет в Царство Небесное. А если ты так делать не будешь, то какая-то дверь останется закрытой, и ты останешься в этом земном царстве. Каждый человек – это новая дверь, и нам предстоит долгое восхождение. Н адо просить Бога, чтобы Он продлил наши годы, чтобы мы успели пройти этот путь.

Я видел много замечательных святых, и они жили именно среди людей, они любили этих людей – тех, кто их окружал. Они им помогали, они старались сделать что-то для них, они им сострадали, они им сочувствовали. Они не жили только для себя. Современные люди очень замкнутые – такая жизнь, если в метро на всех обращать внимание – с ума сойдешь. Со всеми здороваться… Но люди слишком замкнуты, они живут в своей оболочке. Они не радостные, они не готовы друг другу помочь, они не открыты друг ко другу. Христиане не должны быть такими. Если христианин вошел в вагон – все должны удивиться – что такое? Светло как-то стало, радостно… Едут по эскалатору – навстречу видят: радостный кто-то – ага, это христианин. Не платок на голове и длинная юбка и постное выражение лица, а радостное, открытое лицо. С людьми нужно быть очень благодарными, смиренными, кроткими – и тогда, конечно, мир в нашей душе будет умножаться.

Вне Христа, конечно, нет мира, и наш мир Христос (о чем я уже говорил). Это, конечно, самое главное. Но можно приобрести мир и в любви к другим людям. Заповеди даны нам именно потому, что исполнение их приносит мир в душу, исполнение их делает душу доброй. И восходить по этим заповедям нужно усердно, и можно взойти даже до той заповеди, о которой говорится сегодня в Евангелии – «о любви к врагам». Тогда, конечно, радость общения с Богом будет превышать все скорби!

Друзья милосердия — это люди, которые регулярно помогают нашей службе помощи, поддерживают наши проекты. Вы тоже можете стать нашим Другом! Подробнее — .

Материал подготовлен на средства гранта

Ника Кравчук

Если словесно изображать портрет современного человека, то получится не очень привлекательная картинка: он постоянно суетится, спешит, думает, как заработать побольше, как все надоело, часто осуждает других и завидует. Душевный мир никак не вписывается в его расписание. Как это изменить?

«Суета сует» — один из афоризмов, которым мы обязаны Библии. Эти слова из книги Екклесиаста очень удачно характеризуют жизнь современного человека. В повседневной суете он все больше отдаляется от Бога и забывает о смысле жизни, его внимание рассеивается.

Что сделать, чтобы обрести мир в душе? Искателей легких путей придется сразу огорчить: легко не будет, но главное, что это реально.

Мир душевный — это особое состояние человека, когда он примирился с Богом и человечеством, знает цель своей жизни. Первое, что внешне отличает такого человека, — спокойствие. Оно приходит как следствие упования на волю Божью. Это осознание того, что Господь любит нас очень сильно и точно знает, что нам нужно для спасения.

Каждый день такого человека искушают самыми «изысканными» грехами, испытывают скорбями, но он все равно твердо стоит и не поддается на бесовские провокации. Он примирился с собой, Богом и человечеством. Вот несколько советов, списанных из жизни святых и людей, пришедших к Богу, которым удавалось достигнуть душевного покоя.

1. Пересмотреть всю свою жизнь и сделать генеральную уборку — исповедь

Сначала надо избавиться от того, что нас грузит, заставляет суетиться. Что человеку надо для жизни и какая высшая цель его существования? Наверняка не в том, чтобы постоянно гнаться за деньгами, заботиться о материальном благополучии, терять здоровье, зарабатывая на квартиру, машину, отпуск за границей и шмотки от мировых брендов. С таким запасом мусора в голове не обрести мир душевный.

Человек, живя в некой социальной группе, пытается соответствовать ей. Очень часто это попросту выматывает и заменяет настоящую жизнь на театр выпендривания «а кто же лучше», «и я так могу». Человек даже интересуется не тем, что ему интересно, а тем, о чем говорят в кругу его общения.

Вот и получается, что он постоянно думает о том, как все успеть, чем пропитаться, что отложить про запас, во что одеться, под каким ракурсом сфотографироваться, что о нем подумают другие. В этой суете сует нет места Богу и молитве, душевному миру, теряется смысл существования — чтобы спастись и в вечной жизни пребывать вместе с Господом.

Когда человек это осознает и захочет измениться, ему стоит пойти на исповедь и покаяться перед Богом. Но не формально, читая заготовленную шпаргалку — список грехов.

Необходимо искренне открыть свое сердце, избавить его от греховного мусора. Такая исповедь может длиться 30-40 минут, дополняться советами священника и потоком слез кающегося. После такого очищения человеку действительно становится легче, даже в голове проясняется. Но не менее важно и дальше сохранять этот порядок, ведь он после столкновения с грехом может превратиться в предыдущий хаос.

2. Фильтровать мысли и прислушиваться к голосу совести

Любой грех начинается с мысли. Каждую минуту бесы посылают человеку множество сюрпризов и наблюдают, на какую удочку он клюнет. Если научиться сразу фильтровать эти мысли, не обращать внимания на греховные, то нам удастся сохранять чистым наш рассудок.

Святые отцы советуют каждый вечер подводить итог прошедшего дня, вспоминать, чем согрешил, каяться в этом, благодарить Господа за все те милости, которые Он нам посылает. Если подступают греховные мысли или одолевают какие-то страсти, надо творить Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бесы не могут такое вытерпеть, и отступают.

3. Внимание к собственным грехам

Нужно очень бережно хранить то состояние душевного мира и чистоты, которое человек получил после чистосердечной исповеди и удерживает с помощью контроля над собственными мыслями.

Конечно, полностью избавиться от пороков во всех их проявлениях не удастся. Поэтому важно избавляться, пока они не одолели человека. Как только совесть дает сигнал о приближении «врага», надо сразу же преграждать ему путь. Тогда избавиться от последствий будет намного легче.

Например, дьявол искушает человека пьянством. Сначала он подсовывает ему одну рюмочку, потом вторую, третью... Если человек не видит угрозы, то в следующий раз «обстоятельства» сложатся так, что обязательно надо будет выпить «за здоровье» друзей. Потом снова найдется причина, еще, еще...

Человек даже не успеет оглянуться, как ему уже даже повод, чтобы выпить, не нужен. Он уже попросту не может не употреблять. Если раньше мучила совесть, то сейчас — невозможность похмелиться. А вот если бы человек остановился еще тогда, после первой стопочки, страсть не смогла бы овладеть им и разрушить его душевный мир.

4. «Не судите, да не судимы будете»

Один из самых больших и распространенных пороков современного человека — пустословие и осуждение. Собрались подруги вместе, надо пять часов подряд разговаривать о мужчинах, красоте, советах из глянцевых журналов, моде, о том, какие они хорошие и какие плохие все остальные. Обязательно нужно осудить подругу Дашку, которая вообще о себе не заботится, вся ушла в семью, безвкусный костюм начальницы, хама-сторожа и даже лиц с предвыборных плакатов. А как учит преподобный Серафим Саровский? «Для сохранения мира душевного… должно избегать осуждения других».

Если человек углубляется внутрь себя, видит свои грехи и пытается меняться, а не подминать всех под свои прихоти, то ему просто некогда осуждать других. Более того, он видит собственное недостоинство, осуждает самого себя и пытается исправляться, а к ближнему относится с вниманием и любовью, видит в каждом образ Божий. Если кто-то что-то и делает не так, то он, наоборот, ищет оправдания таких поступков.

5. Не рассеивайте внимание, меньше говорите о политике и меньше смотрите новости

Мирской человек не может полностью отделить себя от происходящего в стране, на континенте или даже в масштабах планеты. Но он точно нуждается в фильтрации информации, с которой приходится сталкиваться каждый день. Новости о войне, убийствах и грабежах могут спровоцировать осуждение и гнев, а темы политики и национальности не случайно включены в число вызывающих споры, ссоры и непонимание. Мир в душе? Нет, не слышал.

Очень мудрый совет по этому поводу дает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей».

6. Желайте добра каждому человеку

Каждому человеку жизнь подарил Бог. В каждом остался отпечаток Творца. Пребывающий в гармонии с Богом любит людей и искренне желает им добра. Вот посмотрите на монахов: они всю свою жизнь посвящают служению Господу и... людям. Как? В длинных молитвах они просят Бога не только за себя, но и за все человечество.

Бесы неоднократно искушают всех самолюбием, гордостью и завистью. Мол, зачем трудиться ради других, они ведь неблагодарны! А у соседа твоего дом уютнее, жена красивее, дети воспитаннее, а ужин вкуснее. Такие мысли изнутри съедают человека.

Чтобы обрести мир душевный, надо избавиться от разрушительного негатива. Ведь можно воспитать в себе и другой способ мышления: да, значит, сосед заслужил этого, а я по грехам моим имею то, что у меня есть.

7. Во всем надейтесь на волю Божью и в любой ситуации благодарите Всевышнего

Нужно время и определенный духовный опыт, чтобы понять: благом для человека является только воля Всевышнего. Ведь Он настолько любит людей, что воплотился и ради искупления человечества принял мучительную и унизительную смерть. Бог желает спасения каждого. У Господа нет никаких меркантильных интересов (это вообще чуждо Ему).

Все, что Бог посылает человеку, служит для его спасения. Каждая ситуация, каждый встречный — это не просто так. Поэтому надо за все благодарить Господа и просить Его о том, чтобы Он научил нас искать Его волю. Разве вы не рады, когда родственники, друзья, коллеги сходятся с вами мыслями? Когда воля человека совпадает с замыслом Творца, возникает удивительная гармония, человек обретает мир душевный.

8. Учитесь терпению и смирению, помните, что перенесением скорбей очищается человек

Вы наверняка видели, какими спокойными и отрешенными выглядят монахи, особенно преклонного возраста? Разве не поражались мужеству матерей, которые видели смерть за веру своих детей?

На глазах у мученицы Софии жестоко убили трех ее дочерей — Веру, Надежду, Любовь. Каково было матери, которая носила их под своим сердцем? Но святая стяжала огромное терпение, смирение, упование на волю Творца, чтобы перенести столько скорбей. По-своему она даже радовалась за своих детей, ведь после таких мучений их ждали райские обители.

Николай Бердяев пишет о том, что война приносит человечеству пользу, в том смысле, что люди начинают понимать, что материальные блага — это отнюдь не главное, они становятся более чувствительными к человеческому горю. Перенесением таких скорбей и осознанием того, что они посланы за грехи, люди очищаются.

Но такие методы обретения мира в душе подойдут далеко не каждому. Надо иметь огромную веру и мужество, чтобы безропотно это переносить. Нужно иметь упование на Бога и понимание слов из молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя».


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В последние годы нам всё чаще приходится слышать о шокирующих терактах в странах, ранее казавшихся безопасными, о нетипичных природных явлениях и росте насилия по всему миру. Наряду с волнением за жертв конфликтов и бедствий, многие люди чувствуют беспокойство и за свою жизнь, за её привычный уклад. Как справиться с тревогой и сохранить мир в своей душе?.

Протоиерей Виктор Якушев , клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска:

Живя в миру, сохранить мир в душе очень сложно, ведь нам обычно до всего есть дело. Почему святые уходили в пустыню, туда, где можно побыть в одиночестве и ни с кем не общаться? Они уходили, чтобы быть наедине с самими собой и ближе к Богу.

Современный человек встаёт утром и включает телевизор, чтобы посмотреть новости. По пути на работу, сидя в машине, мы также включаем радио и знакомимся с последними событиями. Чаще всего мы остаёмся к новостям безучастными, но некоторые из них нас пугают и будоражат, иногда и возмущают. Все сегодня разбираются в политике и все могут дать совет, как лучше поступить.

Какой из этого можно сделать вывод? Всего, что лишает мира в нашей душе, нужно избегать. Если человека беспокоят политические новости, он из-за этого не может спокойно спать и со всеми ругается, значит, смотреть такие новости не нужно.

Вообще, здесь речь идёт о таком качестве, как смирение. Смирение – то качество, когда мы спокойно воспринимаем всё, что происходит вокруг нас, особенно, когда это касается лично нас. Нас обижают, оскорбляют, а мы словно камень при дороге: его пнули и пошли дальше, а он остался лежать, никак не ответил. Вот и мы должны вести себя также, но это не получается делать, потому что это очень сложно. Но если человек старается, Господь даёт силы и укрепляет Своей благодатью.

Иерей Александр Кухта , клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

В этом вопросе можно выделить два важных аспекта, первый из которых – количество зла в мире. Я не думаю, что в мире сейчас намного больше зла, чем две тысячи лет назад. Люди не так уж сильно деградировали, возможно, они в чём-то наоборот стали лучше, но в общей массе мы остались теми же эгоистами, что и две тысячи лет назад. С другой стороны, с помощью СМИ мы действительно получаем больше информации о том, что происходит вокруг нас, но правильное восприятие этой информации – это, пожалуй, вопрос самоконтроля. Многие из моих знакомых намеренно отказываются от чтения новостей просто для того, чтобы жить в удобном для себя мире, мире, который им нравится.

Второй аспект этого вопроса касается цели и идеи Христианства. Христианство в первую очередь обращено внутрь человека. Вспомните момент, когда Христос сказал апостолу Петру про Иоанна Богослова: "Что тебе до того? Ты иди за Мной". Как видите, подобная проблема была известна ещё две тысячи лет назад, и методы её решения остались теми же. Да, возможно, поменялись темп жизни и окружающие нас декорации, но смысл остался тем же.

Христианство за свою историю накопило большой опыт попечения о душе человека, поэтому так полезно знакомиться с хорошей христианской литературой. Такие книги бывают очень разными, поэтому единого рецепта здесь нет. Так или иначе, среди них попадаются настоящие жемчужины, которые учат нас мыслить по-другому, смотреть на этот мир по-христиански. Я в своё время начинал с книг Кураева, а потом в силу специфики образования меня очень поразил Ириней Лионский – отец Церкви, живший на границе 2 и 3 веков, который в своих произведениях как бы пытается оправдывать человека.

Все эти книги учат нас по-другому смотреть на мир, на окружающие нас события, учат нас понимать, насколько мы должны быть оторваны от повседневности и рутины. Мы принадлежим не сегодняшнему дню, мы – граждане вечности. Если этого не понять, то тогда действительно сложно воспринимать то, что происходит вокруг нас. Но если я смотрю на события с точки зрения вечности и в первую очередь смотрю за собой и на себя, то всё обретает несколько другой смысл. Христианство само по себе – очень фаталистическая религия, потому что уже было объявлено тысячелетия назад – корабль утонул, нам не спастись, мы сидим на дне. Мы ждём спасательную команду, и что-то делать самим бесполезно. По сути, зло в мире – это та самая катастрофа, которая с нами произошла. Вода потихоньку затапливает отсеки, и мы ничего с этим поделать не можем, наша задача – не паниковать и ждать Христа. Если во мне есть это знание, то пережить катастрофу мне будет проще.

Иерей Иоанн Ковалев , настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района:

Вопросу о том, как сохранить мир в душе, несмотря на всё то зло, что происходит в мире, сейчас придаётся немало значения в Церкви. Мы живём в век информации, имеем возможность знать всё обо всём, и сейчас люди всё чаще встречаются с такими новостями, с которыми они не могут совладать.

Когда мы слышим подобную информацию, нам нужно стараться справляться с ней с позиции нашей веры и искать утешения в Боге, молиться Богу. Самой большой трагедией сейчас является то, что человеческая жизнь теряет свою ценность, мы забываем о многом из-за ценностей материальных. Думаю, что верующего человека такие события побуждают к остепенению, к непраздной молитве за пострадавших людей, к тому, чтобы мы научились тот мир, который мы имеем сегодня, ценить по-новому, и чтобы эти события не оставались каким-то негативным пятном на нашей душе. Но достичь этого мы можем только с Божьей помощью, и верующий человек должен в первую очередь осознавать, что мы имеем такой духовный потенциал, который просто не может нам позволить впасть в уныние и панику. Все эти события можно правильно понять только с позиции духовного самоотвержения, к которому нас подводит Христос.

Не хочется говорить, что подобные новости – знаки Апокалипсиса. Здесь правильнее сохранять спокойствие, потому что мы знаем, что для каждого человека есть свой личный апокалипсис – конец жизни. Эти события служат подтверждением словам Господа о трезвении и постоянной молитве, а также словам апостола Павла, призывавшего к доброделанию: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите". Сегодня эти слова звучат актуально, и именно в Боге, в Церкви и в духовной жизни мы можем найти ответы на все вопросы о том, что сегодня происходит в мире. Тогда никакая информация не сможет поколебать обычный ритм нашей жизни, ведь наша жизнь постоянно связана с определённым риском, и мы будем ориентированы на духовную стабильность, которую мы находим в вере. Эта духовная стабильность, с одной стороны, не будет позволять нам оставаться безучастными к этим событиям, и, с другой стороны, не будет позволять панике и отчаянию овладеть нашим сознанием – церковным сознанием, которое зиждется на живой вере в Бога.

Надежда Филипчик/


Душевная тревога происходит от диавола (старец Паисий Святогорец)


Геронда, миряне, живущие духовной жизнью, устают на работе и, возвращаясь вечером домой, не имеют сил совершить Повечерие. А от этого они переживают.

— Если они возвращаются домой поздно вечером и уставшие, то им никогда не нужно с душевной тревогой себя насиловать. Надо всегда с любочестием говорить себе: «Если ты не можешь прочесть Повечерие полностью, то прочитай половину или треть». И в следующий раз надо стараться не слишком утомляться днем. Должно подвизаться насколько возможно с любочестием и во всем полагаться на Бога. А Бог Свое дело сделает. Ум должен всегда быть близ Бога. Это самое лучшее делание из всех.

— Геронда, а какую цену имеет в очах Божиих чрезмерная аскеза?

— Если она совершается от любочестия, то радуется и сам человек, и Бог - о Своем любочестном чаде. Если человек утесняет себя от любви, то это источает мед в его сердце. Если же он утесняет себя от эгоизма, то это приносит ему мучение. Один человек, подвизавшийся с эгоизмом и утеснявший себя с душевным беспокойством, как-то сказал: «О, Христе мой! Врата, которые Ты соделал, слишком тесны! Я не могу через них пройти» Но если бы он подвизался смиренно, то эти врата не были бы для него тесными. Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов. Вместо того чтобы отгонять от себя бесовские искушения, они принимают их все в большем количестве, и — как следствие — в своем подвижничестве встречают множество трудностей, чувствуют, как их душит внутреннее беспокойство. В то время как у тех людей, которые сильно подвизаются со многим смирением и со многим упованием на Бога, радуется сердце и окрыляется душа.

В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрыленным. Чем больше они увеличивают свое тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота, и тем больше они страдают. Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, — бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную тревогу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка. Диавол не идет нам поперек. Если человек к чему-то склонен, то и диавол подталкивает его в этом же направлении, чтобы его измотать и прельстить. Например, человека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется сперва некая нервозность, потому что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, с легким — вначале — чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние все больше и больше… Помню начало своего монашества. Одно время, как только я ложился спать, искуситель говорил мне: «Ты что же — спишь? Вставай! Столько людей страдают, стольким нужна помощь!».. Я поднимался и делал поклоны — сколько мог. Стоило мне опять лечь, как он опять начинал свое: «Люди страдают, а ты спишь? Вставай!» — и я опять поднимался. Я дошел до того, что как-то сказал: «Ах, как было бы хорошо, если бы у меня отнялись ноги! Тогда у меня была бы уважительная причина не делать поклоны». Один Великий Пост я, находясь в таком искушении, еле выдержал, потому что хотел утеснить себя больше своих сил.

Если, подвизаясь, мы чувствуем душевную тревогу, то должно знать, что мы подвизаемся не по-Божьему. Бог — не тиран, чтобы нас душить. Каждому следует подвизаться с любочестием, в соответствии со своими силами. Надо возделывать в себе любочестие для того, чтобы возросла наша любовь к Богу. Тогда человека будет подталкивать к подвигу любочестие, и само его подвижничество, то есть поклоны, посты и подобное этому, будет не чем другим, как преизлиянием его любви. И тогда он с духовной отвагой будет идти вперед.

Следовательно, не нужно подвизаться с болезненной схоластичностью, чтобы потом, отбиваясь от помыслов, задыхаться от душевной тревоги, нет — надо упростить свою борьбу и уповать на Христа, а не на себя самого. Христос — весь любовь, весь — доброта, весь — утешение. Он никогда не душит человека. Он в изобилии имеет духовный кислород — божественное утешение. Тонкое духовное делание — это одно, а болезненная схоластичность, которая от нерассудительного принуждения себя к внешнему подвигу душит человека душевной тревогой и разрывает его голову болью, - это совсем другое.

— Геронда, а если человек по природе слишком много думает и его голову распирают многие мысли, то как ему следует относиться к той или иной проблеме, чтобы не выбиваться из сил?

— Если человек ведет себя просто, то из сил он не выбивается. Но если примешивается хотя бы чуточку эгоизма, то, боясь сделать какую-нибудь ошибку, он напрягает себя и выбивается из сил. Да хотя бы и сделал он какую-нибудь ошибку — ну, поругают его маленечко, ничего страшного в этом нет. Такое состояние, о котором ты спрашиваешь, может быть оправдано, к примеру, для судьи, который, постоянно сталкиваясь с запутанными делами, боится, как бы не совершить неправедный суд и не стать причиной наказания неповинных людей. В духовной же жизни головная боль появляется в том случае, когда человек, занимая какое-то ответственное место, не знает, как ему поступить, потому что ему надо принять решение, которое кого-то в чем-то ущемит, а если его не принимать, то это будет несправедливо по отношению к другим людям. Совесть такого человека находится в постоянном напряжении. Вот так-то, сестра. А ты будь внимательна к тому, чтобы духовно трудиться — не умом, а сердцем, И без смиренного доверия Богу духовного делания не совершай. В противном случае ты будешь переживать, утомлять свою голову и душой чувствовать себя плохо. В душевном беспокойстве обычно кроется неверие, но можно испытывать такое состояние и по гордости.

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне - по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были - с пороками и страстями - такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы - в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

Как стяжать дух мирен?

Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике - ну никак не получается!

Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка - он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытую дверь слышит: "Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа - я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!" Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан - отступник - злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана - Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был - везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Что делать, если потерял душевный мир, любовь? С каждым днем становлюсь все хуже и хуже. Хочется быть прежним, но душа умерла и никак не воскреснет.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими - все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас - мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти. Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше.

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скорби, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили...

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: "Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась". И душа наша успокоится. А если мы начнем: "А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. " И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках "компромат" на этого человека: "Вот, он такой и такой... "; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: "Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! " Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти "мысли" нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: "Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет". А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: "Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю". А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: "Для чистых все чисто" (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

Нет терпения, как его обрести?

Терпению надо учиться. Вот, ушибли мы ногу до крови - надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь...Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках. " Забивали молотком гвоздь, да по пальцу ударили - не надо молоток бросать, на кого-то злиться. Спокойно положите молоток, палец перекрестите, подуйте на него и скажите: "Ничего, успокойся. Это тебе полезно для терпения твоего. Пройдет, все перемелется". А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить, да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут - машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса... А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть... Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Всегда осуждайте себя, так приобретете терпение. Утром не хочется вставать - надо мигом вскочить. Не хочется? Вставай, быстро! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Работать не хочется? Значит, бес на тебе верхом сидит, ножки свесил. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует. Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: "Батюшка, я болею". - "Что у тебя болит? " - "Голова, руки, ноги, живот, - все болит... " Посмотрел за обедом - а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: "Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов". - "Ой, батюшка, тяжело". - "Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся "болезнь" мигом выйдет". Она потрудилась месяц, приехала: "Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую". Тело силой налилось, и ничего не болит.

Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться... А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся... Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую - 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна.

Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась - и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке, и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел "геенский огонь", то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: "У меня папа и мама - безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?" Я ей ответил: "Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать - ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце... Если же начнешь оправдываться - получится скандал". Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.

Каковы последствия греховной жизни?

Думаю, большинство людей, если живут неправильно и нарушают заповеди Божий, мучаются угрызениями совести. Многие же доходят до такого состояния, что совесть у них парализована. Когда-то голос совести в их душах звучал на "полную громкость", но они его не слушали, заглушали, и со временем этот голос совсем умолк. Тихо-тихо еще звучит, но люди отвыкли на него реагировать. Совесть человека не тревожит, и он падает все ниже и ниже.

Один молодой человек постоянно исповедовался, причащался. Для мирянина жил вроде бы исправно: читал утренние, вечерние молитвы, посещал храм, молился. А потом греховная жизнь его захлестнула. Постоянно стал смотреть "видик", порнографические фильмы. Так увлекся, что отошел от Церкви: перестал молиться, читать Евангелие, стал пить, курить и вести распущенную жизнь. Поймал его диавол на плотских страстях. Мать у него настоящая христианка.

Сдал он на права, купили они "восьмерку". Накануне праздника Преображения приехали в гости. Так далеко он машину первый раз вел. Спрашиваю:

С какой скоростью ехал?

Батюшка, сто семьдесят шел!

Говорю этому парню:

Молодым водителям нельзя так сильно машину гнать! Мало ли бывает случаев на дороге. После ста километров скорости машина уже неуправляема. На дорогу может лось выскочить, и ты окажешься в кювете. Или вдруг встречная машина управление потеряет, сойдет с полосы. А ты с такой скоростью! Тогда уже ничего не успеешь сделать.

Дал ему наставление... И другой священник с ним побеседовал. На праздник Преображения он в храм не зашел. В машине всю службу просидел.

А на обратном пути в Москву, за Суздалем шестидесятилетняя женщина с продуктовыми сетками стала перебегать дорогу. Он шел с большой скоростью, больше ста. Парень - на тормоза! Женщина заметалась, попятилась, но не успела - удар машиной, и она, ударившись головой о стекло, отлетела метров на десять. Только ботиночки на месте остались. Пришлось накрыть ее белой простыней и ждать ГАИ.

Батюшка, что делать?

Что ж, надо приехать,.

Машину оставили на стоянке, сами вернулись в монастырь. Парень поисповедался:

Батюшка, простите - в гордыне пребывал, я от Бога отпал!

Мать рассказала, что перед этой бедой видела сына во сне, как бесы его за руки подвесили и стегали тело плетями. Говорит: "Я вошла в то помещение, они меня увидели и исчезли". А накануне мать видела другой сон. Сын лежит мертвый, и тело начинает разлагаться. Подошла, накрыла его простыней, а он глаза открыл и тихо-тихо сказал: "Мама, я еще живой". Значит, в его душе еще где-то теплится искра веры в Бога.

Вот к чему приводит безбожие. Мы отходим от Бога, и начинаются всякого рода скорби, беды. Человек отпадает от Церкви и попадает во тьму, во власть диавола.

Для этого парня авария была страшным ударом. Когда он вошел, сказал: "Батюшка, я убил человека. Будет суд, неизвестно, что присудят". Я сказал ему: "Если ты к Богу обратишься, понесешь наказание и будешь трудиться в поте лица, то хотя бы частично искупишь свою вину". А маме сказал: "Бывает, если человек, пусть случайно, убил другого человека, то Господь и ему пошлет подобный конец - быть убиенным для его спасения. Это будет как омовение греха кровью, искупление". На это его мама только заплакала. Этот парень, конечно, не нарочно убил женщину. Но ничего не бывает случайного - причина была в его самонадеянном лихачестве. Он отпал от Бога, и начались страшные испытания.

Совесть у меня молчит, не обличает в грехах, страстях. Я хожу в храм, каюсь, исповедуюсь, причащаюсь, но чувствую, что все не так, как надо. Что мне делать?

Самое главное, что нужно сделать, - совершить генеральную исповедь. Вспомнить все, насколько позволит ваша память, чтобы на совести ничего не оставалось.

Если человек будет постоянно контролировать все свои слова, поступки и мысли, то он быстро очистится. И голос совести ему будет громко возвещать, если он что-то хочет сделать не по Божьи. Когда же человек нераскаянный в грехах, то он попирает свою совесть. Вы стоите на верном пути - живете церковной жизнью: исповедуетесь, каетесь, причащаетесь, молитесь Богу, ходите на службы. Главное, желаете усовершенствования, исправления. Другой, заглушивший в себе голос совести, ведет себя иначе: "Ну и что, что в пост стаканчик молока выпью или кусочек колбаски съем?" Начинается с малого. Господь говорит: "В малом ты был верен, над многими поставлю тебя" (Мф.25, 20-22). А если не быть верным Богу в малом, то малый грех родит большой грех.

Надо найти такого священника, который смог бы вас выслушать, когда вы придете с генеральной исповедью. На приходах священников мало - один, два. А в монастырях их больше, и времени выслушивать прихожан у них тоже больше. У них исповедь - специальное послушание. И даже, может быть, вы найдете себе духовника, чтобы наставлял вас на пути духовного спасения. Он будет беседовать с вами, помогать открывать в себе скрытые страсти. А вам лишь нужно научиться ничего не таить. Грех ведь не золото, чтобы его закапывать. Его надо побыстрее обнаружить и извлечь из души. И тогда голос совести будет слышен в любом искушении.

Читайте жития святых, душа ваша будет сокрушаться, когда вы сравните свою жизнь с их подвигами. Увидите, как свято жили они и как нечисто живем мы. Во всех искушениях обвиняйте себя, а не кого-то другого, считайте себя в долгу перед Богом. Когда человек думает, что он стоит на правильном пути, спасается, молится чистой молитвой, это плохо. Надо до самой смерти считать себя ни на что негодным, как говорил апостол Павел "рабами неключимыми". Даже если бы мы с утра до вечера совершали добрые дела, то и тогда нельзя быть уверенным в своем спасении. Это ведает Один Господь.