Домой / Глоссарий Риэлтора / Особенности миграционных процессов зарубежных стран. Особенности миграционной политики в зарубежных странах. Распределение населения но полу и возрасту

Особенности миграционных процессов зарубежных стран. Особенности миграционной политики в зарубежных странах. Распределение населения но полу и возрасту

  • Антипова Валентина Геннадьевна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
  • Зубайдуллина Динара Винеровна , старший преподаватель
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • БЕЖЕНЦЫ
  • МИГРАЦИЯ

В данной статье рассматриваются миграционные процессы в мире.

  • Анализ инвестиций и исполнения проектов в региональных адресных программах и основные экономические показатели предприятий в составе объединения «Узбекчармпойабзали» (УзбекКожаОбувь)
  • Применение технологических и бизнес-инноваций в сфере HR
  • Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

Понятие « миграция» следует охарактеризовать как « территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты.

Международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Миграция стала одним из ведущих общественно-политических процессов современности. В истории формирования и развития общества она неоднократно предопределяла политику и правовую систему государства, а часто и непосредственно влияла на процессы их создания, трансформации или разрушения. Массовые перемещения людей сопутствовали и продолжают сопутствовать процессам расширения, или сокращения, переустройства политических пространств, сфер национальных интересов, областей национальной безопасности.

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы.

Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами.

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов:

  1. риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании. В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза;
  2. рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. человек, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам.
  3. дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
  4. усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами.
  5. изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.+

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Список литературы

  1. Ю.И. Дук Международное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией в рамках региональных программ.//М.: Инновации и инвестиции.-2015. №4.
  2. М.Г. Ахмедов Международное законодательство в области противодействия нелегальной миграции.//М.: К-Пресс.-2016. №6-1.
  3. Э.Д. Рубинская Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.//М.: Государственное и муниципальное управление.-2016. №1.

Любая политика - это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.

Миграционная политика - это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Миграционная политика включает в себя:

Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.

Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.

Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.


Можно выделить следующие цели миграционной политики:

Привлечение мигрантов на временное место жительства;

Создание постоянного состава населения;

Обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;

Стабилизация населения в тех или иных местностях;

Повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;

Сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:

Контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.

Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ - концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции - это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.

Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.

Основными механизмами реализации такой политики должны быть:

Комплексное и универсальное миграционное законодательство;

Единая классификация категорий мигрантов;

Разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;

Система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;

Система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;

Концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.

Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе - федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически - из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII -XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.

В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.

В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика - не только прошлая, но и настоящая - многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.

Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов - будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.

1

В XXI веке миграция стала занимать особую роль в экономических и политических мировых процессах. Особенно это стало очевидным в последние годы в связи с активизацией миграционных процессов и миграционных потоков. В данной статье анализируется ситуация с мигрантами в Западной Европе, где до недавнего времени проводилась достаточно толерантная миграционная политика. Однако после значительного увеличения количества мигрантов, так называемой миграционной волны, наблюдавшейся в 2015 году, отношение к мигрантам поменялось кардинально. Европа разделилась во мнении относительно путей решения возникших вопросов. Миграционный кризис в Европе может повлечь за собой ослабление Европейского Союза. Так как беженцы продолжают ехать в Европу, открытым остается вопрос, что будет с этими беженцами, раз Западная Европа не готова больше принимать мигрантов. И поэтому в статье делается попытка спрогнозировать возможность превращения Центральной и Восточной Европы в новую миграционную зону.

миграция

миграционная политика

миграционный кризис

миграционная зона

Западная Европа

Центральная и Восточная Европа

1. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. – М., 2003. – 264 с.

2. Anne de Tinguy, Miriana Morokvasic, «Entre l’Est et l’Ouest. Un nouvel espace migratoire», in G. Mink, J.-C. Szurec: Cet etrange postcommunisme. Rupture et transitions. Paris, Presses du CNRS/ La Decouverte, 1992. Р. 305–320.

3. Marec Okolski, «Incomplete Migration: a New Form of Mobility in Central and Eastern Europe. The Case of Polish and Ukrainian Migrants» in Claire Wallace, Dariusz Stola (eds), Patterns of Migration in Central Europe, Basigstoke, Palgrave, 2001. Р. 105–128.

4. Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2000. 163 p.

5. Беженцев будет больше. [Электронный ресурс] // Аналитический портал геополитика. – Режим доступа: http://gpolitika.com/blizhniy_vostok/bezhencev-budet-bolshe.html (дата обращения: 01.06.2016).

6. Доклад УВКБ ООН «Глобальные тенденции». [Электронный ресурс] // UNCHR. – Режим доступа: http://unchr.org/556725e69.html (дата обращения: 04.06.2016).

7. Конвенции и соглашения. [Электронный ресурс] // UN.ORG. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 30.05.2016).

8. Меркель признала провал мультикультурной модели. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.lenta.ru/news/2010/10/17 (дата обращения: 20.06.2016).

Процессы миграции сопровождают всю историю человечества, которые с течением времени лишь видоизменяются. В настоящий момент миграция представляет собой явление, зависящее от различного рода факторов, которое оказывает большое влияние на отдельные страны и даже регионы. Также миграция отражается на отношениях между государствами и является одним из объектов правового регулирования на международном уровне. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., каждый человек имеет право покидать любое государство, включая свое собственное, и возвращаться обратно Также существует Конвенция о статусе беженцев, которая была принята 28 июля 1951 года .

Современная миграция стала процессом динамичным и сложным, которая влечет определенные социально-экономические и политические последствия для различных государств. Миграция напрямую отражается на этническом, культурном равновесии стран, приводит к различным межгосударственным конфликтам. Более того, на современном этапе миграция становится источником угрозы безопасности как для отдельных стран, так и для личности и общества. Поэтому становится актуальным исследование миграционных проблем и попытка анализа будущих миграционных процессов.

Целью исследования является анализ современных миграционных процессов в Европе и попытка прогноза их дальнейшего развития.

При исследовании использовались теоретические разработки как отечественных, так и зарубежных ученых в области миграции и других, связанных с ней вопросов. Среди них такие ученые как Зинченко Н.Н., Б.Д. Бреева, Юдина Т.Н., Старченков Г.И., Stalker P., Marec Okolski, Anne de Tinguy, Miriana Morokvasic. Также были использованы электронные ресурсы: официальный сайт ООН, УВКБ ООН и другие. Методологическую основу работы составляет статистический метод, сравнительно-правовой анализ, синтез, сравнение.

Очевидно, что сейчас наибольший поток мигрантов наблюдается в Западной Европе. Вопросы миграции стали наиболее острыми в 2015 г. Причиной этому послужили события, происходящие в Ливии, Сирии, Ираке и других регионах. В 2015 г. более 1 миллиона беженцев приехало в Европу из стран, охваченных конфликтами. Хотя сейчас наблюдается небольшой спад количества мигрантов, о прекращении потока беженцев говорить пока не приходится. События на Ближнем Востоке и в СевернойАфрике еще не прекратились, при том в 2015 г. в Европу приехала лишь часть беженцев, поэтому ожидается еще одна миграционная волна, согласно экономическому прогнозу Еврокомиссии на 2015-17 годы .

Мигрантов больше всего в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании. В этих странах самая большая доля иностранцев в структуре населения. На 2015г. самый высокий уровень одобрения заявок на получение статуса беженца наблюдается в Нидерландах, Дании, Болгарии, Германии. Европа привлекает мигрантов высоким уровнем жизни, оплаты труда, социальными гарантиями и т.д. Еще одним стимулом для беженцев является действие внутри ЕС Шенгенского соглашения, благодаря которому имеется возможность свободно перемещаться по Евросоюзу. Миграция в страны Западной Европы позволяет мигрантам из менее развитых стран достичь более высокого уровня жизни, чем в своих странах.

Европа проводила толерантную политику, основанную на предоставлении статуса беженца практически всем, кто обратится с таким заявлением. В итоге подобная политика, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, экономическая неготовность стран Западной Европы к такому наплыву беженцев, отсутствие солидарности в принятии решений привели к миграционному кризису. В связи с этим миграционные процессы в мире начали меняться и само отношение Западной Европы к беженцам изменилось.

Европа разделилась во мнении относительно путей решения возникших вопросов. Ряд стран выступают за прием мигрантов, другие настроены против. Большинство европейских стран обвиняют Германию в возникших проблемах. Страны Европейского Союза уже начали вводить определенные ограничения на прием беженцев, менять свое законодательство.

Миграционный кризис в Европе может повлечь за собой ослабление ЕС в результате противоречий между его участниками, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. Страны Европы опасаются террористической угрозы со стороны беженцев, особенно после событий 13 ноября 2015 г., когда во Франции произошел теракт, виновниками которого стали беженцы, находящиеся на территории страны. После этого в декабре в городах Германии, Швеции, Австрии, Финляндии беженцы стали участниками беспорядков, они были уличены в совершении ряда преступлений. Все это привело к тому, что во многих странах возникли определенные движения, направленные на защиту своих граждан и противодействие мигрантам. Кроме этого в Германии и Финляндии предпринимались попытки поджога зданий, предназначенных для размещения беженцев. Также европейцы обеспокоены перспективой исламизации Европы, так как большинство мигрантов - выходцы из арабских государств. В частности, в Германии активизировалась радикальная антиисламская социальная группа Пегида. Канцлер Ангела Меркель еще в 2010 году на одном из своих выступлений заявила о безуспешности идеи превращения Германии в страну с мультикультурным обществом, в котором различные народы проживали бы рядом в гармонии и уважении друг к другу . Позже такие же заявления сделали представители Франции и Великобритании.

Еврокомиссией в 2015 году были приняты 2 плана действий. Первый из них предусматривает усиленный контроль морских границ, а второй - усиление контроля на границах между государствами, не являющимися участниками ЕС и Шенгенского соглашения, также строительство лагерей для беженцев и миграционные квоты. Также одним из негативных последствий миграционного кризиса стала возможность выхода Великобритании из Европейского Союза. На данный момент 43 % жителей страны готовы проголосовать за выход Великобритании из состава ЕС из-за большого количества беженцев. В случае выхода Великобритании из ЕС, ожидается перспектива раскола Европы, что станет одним из самых негативных последствий миграционного кризиса. Кроме этого, это дистабилизирует обстановку в самой Великобритании, так как в случае выхода ее из ЕС, Шотландия может потребовать проведение референдума о независимости.

Проанализировав эти процессы, становится очевидным, что миграционная политика Западной Европы меняется. Страны ЕС не готовы безотказно принимать мигрантов, как это было в предыдущие годы. Но так как волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще не прекратились, беженцы продолжают ехать в Европу, и открытым остается вопрос, что будет с этими беженцами и где они будут размещены.

До сих пор миграция в основном затрагивала страны Западной Европы, а страны Центральной и Восточной Европы оставались в стороне от этих процессов. Поэтому, можно предположить, исходя из всей совокупности сложившейся ситуации, что следующей миграционной зоной станут страны ЦВЕ. Следует отметить, что не все мигранты едут в экономическом плане сильные государства, а многие из них едут также в развивающиеся страны. По данным УВКБ ООН 86 % беженцев проживает не в европейских странах, а в развивающихся .

Далеко не все мигранты едут в западные страны. Иммиграция и другие формы мобильности набрали ход и внутри границ Центральной и Восточной Европы: эта территория с начала 1990-х годов стала новой миграционной зоной . Миграционная политика стран ЦВЕ в конце XX века в результате изменения экономической и политической жизни этих стран поменялась, и эти государства постепенно начали включаться в мировые миграционные процессы, в результате чего многие из них провозгласили принцип свободы передвижения. В 80-х гг. XX века исчез железный занавес, и движение людей из стран Центральной и Восточной Европы в другие страны возобновилось. В данный период для ЦВЕ была характерна эмиграция населения на запад, но она не имела таких масштабов и последствий как нынешняя миграционная волна. Миграция в западную часть Европы из этих стран еще продолжается, но количество эмигрантов значительно уменьшилось и ситуация стабилизировалась. Кроме этого, важно подчеркнуть, что эмиграция из ЦВЕ носит в основном временный характер, мигранты едут в Западную Европу не на постоянной основе. В большинстве своем эти мигранты едут за границу для трудоустройства и добычи средств к существованию, а живут в государствах, где относительно более низкая стоимость жизни. По словам одного польского демографа, они зарабатывают в одной стране, а тратят в другой .

Также 13 декабря 2002 г. в Компенгагене на саммите было решено принять новых членов в Европейских Союз, что привело к расширению ЕС в сторону востока, и явилось одной из причин изменения миграционных потоков и миграционной зоны в Европе и включения ЦВЕ в эти процессы. В странах ЦВЕ сравнительно невысокая стоимость жизни, процедура получения гражданства, вида на жительство намного проще, чем в других странах. Одним из самых существенных плюсов является то, что большинство восточноевропейских стран - участники Шенгенского соглашения. ЦВЕ является транзитом для выходцев из Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, через которые они едут в западные страны. Но в связи с нынешней ситуацией вполне вероятно, что многие мигранты будут просить статус беженца у стран ЦВЕ, не двигаясь дальше на запад, так как большинство этих стран уже решительно настроено против мигрантов. На данный момент миграция в этом регионе носит больше региональный характер, но вероятнее всего она обретет другие масштабы в будущем.

В дополнение к этому МВД ЕС принял план по введению обязательных квот на прием беженцев 22 сентября 2015 г. В соответствии с этим планом много восточноевропейских стран должны будут у себя разместить беженцев.

В результате становится очевидным, что миграционные процессы и миграционная политика в западной части Европы претерпели определенные изменения, в связи с чем можно предположить возможность перемещения миграционных потоков на Восток Европы. Нынешняя ситуация с мигрантами, политика, проводимая Европой в их отношении, прогноз миграционных процессов, а также иные миграционные вопросы были рассмотрены на круглом столе с участием студентов, магистрантов, аспирантов, организованном кафедрой конституционного и административного права КБГУ.

Таким образом, с учетом всех этих обстоятельств можно сделать вывод, что страны Центральной и Восточной Европы постепенно из стран эмигрантов превращаются в страны иммигрантов. Например, в Польше и Венгрии на данный момент насчитывается большее количество беженцев, чем в некоторых западноевропейских государствах. После включения некоторых стран ЦВЕ в Европейский Союз, следствием которого стало также включение этих стран в экономические, политические и иные процессы Западной Европы, повлекли за собой трансформацию миграционных процессов в этом регионе. Такие факторы как экономический рост, политическая стабильность, участие в Шенгенском соглашении, границы с Западной Европой, усиливающиеся ограничения на прием мигрантов в западных странах и, напротив, более либеральное миграционное законодательство стран ЦВЕ, приведут в конечном итоге к возникновению новой миграционной зоны. Эта зона создаст условия для интенсивного транзитного движения, как в пересечении границ с Востока на Запад, массивного циклического миграционного движения рабочей силы внутри данной зоны, так и для приезда в эти страны на постоянной основе мигрантов.

Библиографическая ссылка

Гукова Д.М., Богатырев А.З. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПОТОКИ В ЕВРОПЕ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-3. – С. 456-459;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10057 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение 2

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4

Трудовая миграция 4

Незаконная миграция 7

Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9

Миграционная политика и демографическая ситуация 12

Миграционная политика стран Западной Европы 12

Германия 12

Франция 18

Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24

Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28

История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места жительства.

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

XX век внес много изменений в направления и характер миграций, беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные, политические и религиозные факторы.

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую очередь, экономической.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитых стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их внутренних, а также международных проблем с помощью государственного регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке государственной миграционной политики Российской Федерации.

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10168

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Татьяна Анатольевна Прудникова, доцент кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрыты особенности законодательства зарубежных стран в области миграции на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, законодательство, воссоединение семей, мигранты, беженцы, правовой статус.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING MIGRATION PROCESSES

Tatiana Anatolyevna Prudnikova, Associate Professor of the Department administrative law, doctor of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot" (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. This article reveals the features of the legislation of foreign countries in the field of migration on the examples of the USA, Canada, Germany and Sweden.

Keywords: migration, migration processes, legislation, family reunification, migrants, refugees, legal status.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Опыт зарубежных стран по регулированию миграционных процессов. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):215-7.

В миграционном законодательстве зарубежных стран, таких как США, Канада, Швеция, ФРГ и др., закреплены основные каналы иммиграции. В целом из них можно выделить три основных канала: воссоединение семей; гуманитарная миграция (беженцы и лица, ищущие убежище); трудовая (экономическая) миграция1.

В США закон об иммиграции и натурализации2 четко определил ее приоритеты иммиграции: поддержка программы воссоединения семей и поощрение иммиграции лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию, что вполне отвечает экономическим потребностям страны.

Для воссоединения семей ежегодно в США въезжает свыше 600 тыс. родственников. Для ближайших родственников американских граждан не существует каких-либо количественных ограничений для получения визы. Ограничительной мерой служит порог бедности, что препятствует воссоединению бедных семей.

Для трудовых мигрантов установлена ежегодная квота в 140 тыс. разрешений. На беженцев квота не распространяется, но их численность устанавливается в ходе консультаций Госдепартамента США с Конгрессом. Для беженцев существуют и специальные программы расселения внутри страны: лица, получившие такой статус имеют право на постоянное жительство.

Льготный режим для получения статуса постоянного жителя США предоставляется прямым родственникам американцев - супругам, детям (в том числе усыновленным за границей), родителям совершеннолетнего гражданина США, вдовам (вдовцам) граждан США при условии нахождения в браке более двух лет3.

В Канаде программа воссоединения семей распространяется на супруга (супругу), детей-иждивенцев и родителей. Оформлением необходимых для иммиграции документов занимаются сами граждане Канады, которые должны предоставить гарантии по материальному и жилищному обеспечению прибывающего

родственника в течение нескольких лет (как правило, не менее трех). В иммиграционном законе 2002 г. была расширена группа близких родственников путем включения фактических супругов иммигрантов.

Согласно законодательству ФРГ, вид на жительство может быть предоставлен: иностранцам, состоящим в браке с гражданами ФРГ; несовершеннолетним иностранцам, детям немецких граждан; родителям несовершеннолетних детей, являющихся гражданами ФРГ, прибывающим в страну для их воспитания.

Супруг немецкого гражданина получает право на бессрочный вид на жительство после трех лет проживания на территории Германии. Законодательство допускает так же возможность воссоединения членов семьи иностранцев, проживающих в ФРГ, если проживающий он получил политическое убежище; имеет бессрочный вид на жительство; законно проживает в ФРГ более восьми лет (приехал сюда еще несовершеннолетним); имеет обыкновенный вид на жительство, состоит в браке с лицом, воссоединение с которым планировалось еще до приезда в ФРГ, и указал сведения об этом при подаче заявления на получение собственного вида на жительство. Разрешение на проживание в ФРГ в форме вида на жительство могут также получить оба супруга после расторжения их брака, если к этому моменту они прожили совместно на территории ФРГ не менее двух лет4.

Детям моложе 18 лет вид на жительство предоставляется при условии, что оба родителя (или единственный родитель) уже имеют такое разрешение. Для получения вида на жительство другими членами семьи (родителями, братьями, сестрами) необходимо, чтобы лицо, с которым происходит воссоединение, законно проживал в ФРГ и располагал достаточной жилой площадью, а также чтобы существование приезжающего могло быть обеспечено за счет дохода от трудовой деятельности, материального состояния либо других личных средств.

В Швеции мигранты, относящиеся к категории родственников, доминируют в структуре иммиграционного потока. Близкими членами семьи резидентов страны признаются муж, жена (или сожительствующее лицо); неженатые (незамужние) дети в возрасте до 18 лет; одинокие родители, зависимость которых как иждивенцев делает невозможным их отдельное проживание; иные родственники, нуждающиеся в защите, если они являлись частью одной семьи в стране происхождения.

В рассматриваемых странах статус беженца регулируется нормами Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 г., Конвенции о праве убежища и обращении с беженцами (Дублинская конвенция) 1990 г., нормами национального права, а также национального миграционного законодательства.

В США процедура предоставления убежища и статуса беженца была полностью обновлена в настоящее время: введены ограничения, запрещающие лицам, которых можно возвратить в «безопасную третью страну» подавать заявления о предоставлении американского убежища. К категории «беженцев» отнесены

также лица, которые были вынуждены прервать беременность или подвергнуться стерилизации вопреки своему желанию или преследовавшиеся на родине за отказ от этой процедуры.

Иностранный гражданин не вправе рассчитывать на предоставление убежища, если:

Может быть выслан в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями в «безопасную третью страну»;

Не может предоставить убедительное доказательство, подтверждающее, что ходатайство было подано им в пределах одного года с момента прибытия в США;

Ранее ходатайствовал о предоставлении статуса беженца, но в настоящий момент не представил доказательство об изменившихся обстоятельствах.

Если иностранный гражданин, заявивший о предоставлении убежища, подлежит депортации или не имеет права на въезд, его ходатайство передается миграционному судье для принятия соответствующего решения. Запрещено депортировать иностранца в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений5.

В Канаде беженцем признается лицо, которое из-за обоснованного страха перед гонениями на расовой или религиозной почве, либо в силу принадлежности к какой-либо социальной группе или общественной организации находится за пределами своей страны и опасается туда вернуться.

Беженцы разделяются на три группы в зависимости от методов отбора. Так называемые государственные беженцы отбираются чиновниками за границей из лагерей. Правительство оказывает им всестороннюю помощь после допуска в Канаду. Во вторую группу входят беженцы, спонсорами которых являются частные лица, обещающие заботиться о них. Третью группу составляют беженцы, самостоятельно прибывающие в Канаду. Все лица, получившие статус беженцев, становятся законными постоянными жителями Канады, беженцы с плохим здоровьем могут быть приняты в рамках специальных программ6.

В ФРГ статус беженцев регулируется нормами Конституции, законами «Об изгнанных и беженцах» 1953 г., «О процедуре предоставления убежища» 1992 г. и «Об иностранцах» 1990 г. Правом на получение убежища обладают лица, которые в своей стране подвергаются преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим мотивам.

Значительный приток иностранных граждан, претендующих на получение политического убежища в ФРГ, потребовал внесения в Конституцию поправок, существенно ограничивающих круг лиц, имеющих право ходатайствовать о своей защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать:

Граждане Евросоюза, а также граждане стран, в которых не допускается нарушений прав человека;

Лица, выехавшие из страны, где, по определению правительства Германии, нет политического преследования (так называемые спокойные страны),

Лица, прибывшие в Германию через «третью страну», в которой также нет преследований по политическим мотивам7.

Выделяются следующие категории беженцев:

Официально признанные таковыми в соответствии с Конституцией и законом федерального ведомства по признанию беженцев или получившие этот статус за границей;

Члены семей официальных беженцев (жены и дети), в отношении которых не был подан запрос на предоставление статуса;

Конвенциональные беженцы - лица, выдворение которых запрещено по причине угрозы их жизни или свободе на родине в связи с расовой, конфессиональной, социальной принадлежностью или политическими убеждениями;

Контингентные беженцы - иностранцы, принимаемые в ФРГ на основании гуманитарных акций помощи (например, Программы по переселению евреев в ФРГ);

Иностранцы без гражданства, имеющие особо защищенный правовой статус в соответствии с законом об иностранцах без гражданства;

Лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца - иностранцы, и чьи запросы в компетентные органы находятся в стадии рассмотрения и принятия решения;

Беженцы из районов боевых действий в Боснии и Герцеговине - лица, принимаемые в рамках закона об иностранцах либо в рамках совместных акций федерального правительства и правительства земель, а также лица, чья высылка отсрочена;

Беженцы де-факто - лица, заявлявшие запрос о предоставлении политического убежища (или чьи запросы были отклонены), но для которых возвращение на родину невозможно по политическим или гуманитарным соображениям8.

Анализ источников и содержания законодательств зарубежных стран в области миграции (на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции) позволяет сделать следующий вывод - на законодательном уровне четко закреплены цели миграционной политики, главным из которых являются извлечение экономических, культурных, социальных и демографических выгод, а также признание необходимости интеграции мигрантов в жизнь общества.

1 Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

2 Закон об иммиграции и натурализации США //www. polpred.com

3 Совершенствование законодательства в сфере миграции:

конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

4 См.: Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Рос-сийской Федерации и странах Запада, - М, 2003. - С. 137

5 Никифорова Е.А. Миграционное право. Издательство Проспект. 2018 г. С.44.

6 См.: Анализ законодательства зарубежных стран по проблемам миграции и опыт правоох-ранительных органов по предупреждению и пресечению незаконной миграции. / Академия управления МВД России. - М, 2014. - С. 19.

7 См: Конституции зарубежных государств. Уч. пос. 2-е изд. - М., БЕК, 1997. - С. 159-160.

Литература

1. Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. С. 184.

2. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие для студентов /А.С. Прудников, С.О. Харламов, Т.А. Прудникова, П.О. Дутов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 г.

3. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. -195 с.

4. Никифорова Е.А. Миграционное право. Издательство Проспект. 2018 г. - 464 с.

1. Prudnikova T. A. Theoretical, methodological and legal bases of regulation of migration processes (on the example of Russia and the member States of the European Union). Monograph. M.: UNITY-DANA: Law and law, 2015. P. 184.

2. Activities of units of the internal Affairs bodies on migration. Legal and organizational aspects: textbook for students /A. Prudnikov, S. Kharlamov, p. O. Dutov. - M.: YUNITI-DANA, 2018

3. Improvement of legislation in the field of migration: constitutional and legal analysis and implementation practice. (monograph.) Under the General editorship of S. Prudnikov. Prudnikov A. S., T. A. Prudnikova, V. Y. F., L. L. Aces, etc., Moscow: YUNITI-DANA: Law and right in 2018. -195 p.

4. Nikiforova E. Migration law. Publisher Prospect. 2018 - 464 p.