Домой / Глоссарий Риэлтора / Откуда у украины герб «трезубец»? Значение и происхождение украинского тризуба

Откуда у украины герб «трезубец»? Значение и происхождение украинского тризуба

Герб Украины

Происхождение современного герба Украины уходить своими корнями глубоко в историю. Трезубец один из древнейших символов, известных человечеству. Во многих культурах мира он является неотъемлемым атрибутом силы и власти. В античной мифологии трезубец символизировал

Могущество бога Посейдона, в индийской — оружие бога Шивы, а в буддизме является дордже (атрибутом высшей священной власти). В древнеславянскую культуру трезубец пришел как языческий знак, олицетворяющий три основные части мира Явь, Навь и Правь. Во времена Киевской Руси трезубец становится гербом князя Владимира, одного из величайших правителей прошлого и основоположника христианства на Руси. Именно тогда символ трезубца впервые становится государственным знаком, его чеканят на монетах и изображают на печатях. В период рассвета Запорожской Сечи, на ряду с бравым казаком-запорожцем трезубец признают национальной эмблемой. Сегодня знак трезубца являет собой малый герб Украины.

Значение трезубца на гербе Украины

Существует несколько теорий, которые объясняют значение этого древнего символа. Некоторые историки считают, что возникновение знака трезубца связано с попыткой запечатлеть образ родового тотемного знака, в частности сокола, атакующего свою жертву. Сокол был символом силы, свободы и независимости. Можно предположить, что именно эти качества высоко ценились древними славянскими народами.

Существует мнение, что трезубец являлся образом якоря, и был символом народностей, проживающих на побережье Черного и Азовского морей. С появление христианства на Руси, знак трезубца получил новую трактовку, более религиозного характера. Теперь он становится символом Святой Троицы, и представляет собой единство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. В период становления Украины как независимого государства, возникает теория о том, что трезубец представляет собой зашифрованное слово Воля, то есть свобода. И это только несколько точек зрения, что же обозначает собой этот загадочный древний символ. Как бы там не было, во все времена трезубец почитался как магический знак, оберег от злых сил и охранный амулет для своего носителя.

Нажмите на герб для увеличения

Описание герба Украины

Герб Украины представлен щитом синего цвета с золотой каймой, на котором изображен трезубец золотого цвета.

Трезубец стал использоваться в качестве герба Украины в феврале 1918 года. Оформление частично основывалось на печатях, использовавшихся в Киевской Руси. Первым археологическим и историческим доказательством использования этого символа в древности являются печати династии Рюриковичей. Этот символ печатался на золотых и серебряных монетах, издаваемых во времена Владимира Святославовича, который, возможно, унаследовал этот символ от своих предков (например, от Святослава Игоревича) в качестве герба династии. Владимир передал этот символ своим сыновьям, Святополку Владимировичу и Ярославу Мудрому. Данный символ также был найден на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, а также на камнях других церквей, замков, и дворцов. Большинство историков сходятся в мнении, что средневековый символ трезубца изображал на самом деле не трезубец, а стилизованного сокола. Изображения летящего сокола с крестом над головой были найдены в Старой Ладоге, первом месте поселения киевской династии Рюриковичей из скандинавского рода. Такой же сокол с крестом также изображался на монетах короля викингов Олафа Гутфритссона. Охота на соколов на протяжении веков была королевским видом спорта в Европе. Кречет (также известный как норвежский сокол) считался королевской птицей, и он упоминается в одной из ранних эпопей Малороссии - поэме 12 века «Слово о полку Игореве». Позднее изображения трезубца среди Рюриковичей напоминали больше букву «У».

Тризуб - історичний символ Української Державності, княжий Знак середньовічних Київських князів.

Одностайної думки щодо значення тризуба вчені не мають. Подібні зображення відомі на давніх солярних знаках в Індії та інших країнах світу. Існує близько 40 версій, які пояснюють походження тризуба.

Він вважається символом влади, християнською церковною емблемою, геральдичною фігурою, монограмою, орнаментом, символічною квіткою, схематичним малюнком лука із стрілою, символом блискавки, символом влади над трьома світами - небесним, земним і підземним, що пізніше трактовано християнами як єдність Бога-Батька, Бога-Сина, Бога-Духа Святого, емблемою якоря, зображенням рибальського знаряддя, уособленням трьох природних стихій - повітря, води і землі, існує версія, що це зображення падаючого, атакуючого сокола.

Тризуб (як сокола, що йде в піке),
Облюбував собі на ловах Рюрик.
І віщий князь Олег не вежах бурих
Лишав його зображення стрімке.
На печенігів, половців у шкурах
Цей герб наводив жах - було й таке!
І дерево життя змогло в"юнке
Не вимерзти в холодних кучугурах.
Сам Олександр здіймав Тризуб увись,
Як з півночі посунули колись,
Навали шведів і тевтонів сила,
І коли скрестились грізно меч і спис,
А для наук йому розправив крила

Засновник Академії - Могила.

У науці поширена думка, що Тризуб в національній символіці України бере свій початок від геральдичного знаку Рюрика та його нащадків.

Але разом із тим, кожен знак існував набагато раніше. Археологи знаходили такі знаки на величезних територіях від Дніпра до Гімалаїв, від берегів Понта і Пропонтиди до лісостепової зони Московщини.

За цією темою зібрано вже багато літератури, пройшло багато наукових конференцій і симпозіюмів та виголошено стільки думок, що вистачило б заповнити цілі томи.

Ще 1904 року Карл Болсуковський в доповіді "Родовий знак Рюриховичів, великих князів Київських", що була прочитана на XIV археологічному з"їзді в місті Чернігові, стверджував, що:
1.Загадковий знак, запозичений у Візантії, утворився з літер грецької абетки, які складають титул монарха - "басилевс".
2.Цей титул після Володимира Святого зберегли всі його наступники до Ярополка-Петра включно.
3.Після змін, від додання хреста й місяця, він дістав значеня геральдичної емблеми, через що його й слід вважати за герб Рюриковичів.
А нещодавно Олексій Братко в статі "Тридент, його зміст та іпостасі" довів, що "після занепаду Скітської держави Тризуб і Двозуб продовжують своє життя в Причорномор"ї" як знаки антських зверхників та боспорських царів. Традиція самецих знаків Північного Причорномор"я знайшла собі продовження у так званих знаках Рюриковичів та визнанні тридента національним символом України.
Магічний символ оберегу північно-арійських племен. Має скандинавське рунічне походження.
З розповсюдженням християнства набрав додаткового сенсу Святої Трійці. Тризуб несе в собі сакральне значення, пов " язане з троїстим характером верховної влади.

Все це було задовго до того, як християнство проголосило Святу Трійцю (тридент): Бог-Отець, Бог-Син і Бог-Святий Дух. Цей знак - тридент - зустрічався на Кавказі, в Хорезмі, в Ірані, в Кушанському царстві та ще раніше - в Ольвії, у сарматів, в грецьких містах на Боспорі і навіть 3 тисячі років до Різдва Христова на Поділлі.
Стилізований знак Тризуба - „триглав" - розповсюджений в народній українській вишивці, в орнаментах і візерунках.
Після повалення царизму в Україні виникла Центральна Рада і було проголошено Українську народну республіку.

Пропонувалися такі символи майбутнього герба України: зображення Св. архистратига Михаїла, козак із самопалом, золоті зорі на синьому тлі, тризуб. Центральна Рада за пропозицією М. Грушевського у 1918 році затвердила знак князівської влади часів Київської Русі- тризуб за герб Української Народної Республіки. Автором проекту герба був художник В. Кричевським. Тризуб залишався державним гербом України і в часи Гетьманату П.Скоропадського та Директорії.
Після ліквідації української національної державності символіку із зображенням тризуба в 20-40-х роках XX ст. використовували різні політичні угрупування Західної України - праві і ліві - зокрема, з певною відмінністю (середній зуб у формі меча) ОУН.

Тризуб із середнім зубом у формі хреста - релігійні угрупування. Як державний герб тризуб було визнано 15 березня 1939 року Сеймом Карпатської України - держави, яка нетривалий час у 1939 році існувала в Закарпатті.
Після відновлення української національної державності, Верховна Рада, як найвищий законодавчий орган держави, своєю постановою «Про державний герб України» від 19 лютого 1992 р. затвердила тризуб як малий герб України, вважаючи його головним елементом великого герба України.


Тризуб став офіційною емблемою нашої держави.

Нині за Конституцією України, прийнятою 28 червня 1996 року, головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (тризуб) - малий Державний Герб України.

Традиційно зображується золотим на блакитному тлі - згідно кольорів Державного Прапору України.

Золотий непокірний тризуб

Як птах золотий в переливах
На прапорі має, горить.
Це знак наш, це фабрики й ниви,
Це символ, що будем ми жить.
Це хліб наш, вугілля і цукор,
Степи плодовиті, моря...
Це в праці змозолені руки,
Що подвигом завжди горять.
Це наша любов, наша мужність,
Вогняний порив боротьби,
Це наша згуртованість дружня,
Це пісня нової доби.
Це юність, це клич покоління,
Що йдуть крізь життєву грозу.
Це слава твоя,Україно,-
Золотий, непокірний тризуб.

Михась Сопілка.

Державний герб України

Стаття 20 Конституції України : " Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України).
Великий Державний Герб України встановлюється з урахуванням малого Державного Герба України та герба Війська Запорізького законом, що приймається не менш як двома третинами від конституційного складу Верховної Ради України.
"

Великий Герб України - складається з трьох основних частин: Тризуба, Герба Війська Запорізького (праворуч) і Герба Королівства Галичини і Лодомерії (ліворуч). Тим самим символізується соборність України, коли національний символ (Тризуб) об " єднує і Захід (Галицький Лев), і Схід (Козак-Запорожець). Тризуб принципово симетричний, в той час, коли оксідентальні (Лев) і орієнтальні (Козак) символи розгорнуті обличчям один до одного, що означає подолання протиріч і єдність.

До речі, ці фігури є розгорнутими в протилежні від їхнього історичного положення боки.

Державний герб - офіційна емблема держави. Його мета - дати в умовних символах уявлення про державу, її історію, суспільний та державний лад.
Ще в період родоплемінного ладу східні слов"яни на території України використовували символічні знаки.

Ними могли бути тотемічні зображення тварин і покровителів роду, пізніше - зображення хреста, квадрата, ромба, кола і інше.

Дещо пізніше бачимо на гербах півмісяць, зірки, зброю, квіти, геральдичних звірів та птахів, зокрема однорогів, оленів, орлів, круків.
Родові знаки часто використовувалися для позначення пасовищ, водоймищ та для визначення територіальних меж певного роду.
Найдавніші археологічні знахідки тризуба походять з першого століття нашої ери з Боспорського царства, що знаходилось на Керченському півострові. Трохи пізніше, у VI-VIII ст. цей знак можна зустріти серед археологічних знахідок на Полтавщині та Київщині.
Тризуб був очевидно знаком князівської влади Рюриковичів. Зображення тризуба відоме з печатки київського князя Святослава Ігоровича.

Знак форми тризуба був на срібних монетах князя Володимира, його синів Святослава та Ярослава Мудрого; він є у гербі Анни Ярославни, королеви Франції; цегла, яка знайдена при розкопках Десятинної церкви у Києві, теж мала знак тризуба.
Як знак князівського роду, тризуб широко використовувався не печатках, якими скріплювалися міжнародні договори, князівських товарах, що вивозилися на продаж за кордон...
Проте, тризуб не був офіційним гербом Київської Русі у сучасному розумінні. Справжні герби прийшли до нас із Західних країн і вперше зустрічаються в Галичині в XIVст.
У період феодальної роздробленості Русі тризуб витіснився з ужитку. На зміну приходять: на київській землі - зображення Св. архистратига Михаїла, а на Галичині - лев, зіпертий на скелю. Із запровадженням козацького реєстрового війська на Україні з"являється нова гербова символіка - лицар-козак з самопалом.

Це зображення широко використовувалось на печатках запорізьких козаків.

Під час першої світової війни відзнаку у формі тризуба використовували українські частини у складі австрійської армії - Українські січові стрільці. Тризуб став своєрідним орденом, відзнакою за хоробрість в Українській Галицькій Армії.

Чому тризуб зображається жовтим? Багато дослідників пояснюють це так: жовтий - золотий колір - це колір небесних світил, колір Сонця, сонячного проміння, без якого неможливе існування життя.
Kоли йдеться про державний герб, то у свiтовiй практицi не усталилося суворої регламентацiї засад його творення.

Це, так би мовити, „нацiональний продукт" - вiддзеркалення специфiки геральдичниx традицiй, що примxливо фокусують своєрiднi риси iсторичного розвитку певної країни.
Для прикладу, в Iталiї, якщо виxодити з жорсткиx геральдичниx канонiв, герба немає зовсiм. Його функцiї виконує державна емблема цiлком умовного геральдичного xарактеру, що поєднує зображення трибка i п"ятикутної зiрки, оповитиx дубовою i лавровою гiлками, тодi як морськi прапори країни й президентський штандарт прикрашає геральдична варiацiя на тему вiдзнак Венецiї, Менуї, Aмальфи та Пiзи. Самобутнiй спосiб геральдичної презентацiї обрала й Францiя, що послуговується двома знаками: загальновiдомою емблемою з лiкторським пучком i орденом Почесного легiону та щитом, у якому поєднано герби всix департаментiв країни.

Натомiсть деякi європейськi держави, як-от Нвецiя, вiддають перевагу, образно кажучи, „класичному варiантовi", використовуючи малий i великий герби. Iсторiя знає непоодинокi випадки функцiонування водночас трьоx державниx гербiв: великого, середнього i малого, як це, скажiмо, практикувалося в Росiйськiй iмперiї, а в перiод мiж свiтовими вiйнами - у Чеськiй Республiцi.

Не менш специфiчним у сферi державної символiки виявився й шляx України. Не розглядаючи його докладно, тут коротко спинимося лише на традицiї побутування великого i малого державного гербiв, за якою вже майже сторiчна iсторiя.

Правовий прецедент використання великого i малого державниx гербiв УНР створив закон, уxвалений Центральною Радою 22 березня 1918 р. Обидва знаки мало рiзнилися композицiйно. З самого початку вони стали об"єктом аргументованої критики В.Mодзалевського i Г.Нарбута. Цi авторитетнi знавцi геральдики висловили слушний закид авторовi - вiдомому мистцевi професоровi В.Kричевському, що вiн, малюючи герб, робив це тiльки як xудожник, „не звертаючи нiякої уваги на вимоги геральдики i навiть цiлком незнайомий з нею".

Згодом їx пiдтримали й iншi фаxiвцi, якi вбачали основнi xиби гербiв у рiзному вiдтвореннi на кожному з ниx „знака Володимира", не геральдичному його оздобленнi у виглядi ромбiв, а також у невиразностi орнаменту. Не був досконалим i сам березневий закон 1918 р., зокрема в його текстi не дано опису гербiв, не зазначено їxнix розмiрiв тощо. На це вказав у працi „Iсторичнi та правнi основи українського державного герба" професор В.Tрембiцький.

Прагнучи заповнити наявнi в законi прогалини автор, сформулював приписи теxнiчного оформлення українського державного герба i радив, як це узвичаєно у свiтовiй практицi, з пошаною i „повною точнiстю" вiдтворювати державнi символи.
Великий i малий герби 1918 р. стали першим втiленням iдеї дуалiзму українського державного герба, яка згодом набула свого розвитку. Tак, наприкiнцi 30-x рр. XX ст. вiдомий український геральдист M.Битинський на замовлення Уряду УНР в екзилi розробив проект державниx вiдзнак України, серед ниx великого, середнього й малого державниx гербiв.

Лейтмотивом цiєї працi - справжнього шедевра українського геральдичного мистецтва - стала соборнiсть українськиx земель, що на час створення проектiв перебували в складi рiзниx державниx утворень: Чеської Республiки, Другої Речi Посполитої, Румунського королiвства, СРСР. Проекти M.Битинського здобули суспiльне визнання й приxильнiсть. Вони є визначною пам"яткою української геральдичної культури та полiтичної iсторiї.
Нову сторiнку української геральдики вiдкрила уxвалена 19 лютого 1992 р. Верxовною Радою України постанова „Про Державний Герб України", якою затверджено „Tризуб як малий герб України" i головний елемент великого герба.

Ця уxвала найвищого законодавчого органу засвiдчила не тiльки тяглiсть та iсторичну вагу нашої геральдичної i мистецької традицiї, але також реалiзоване в гострiй полiтичнiй боротьбi прагнення нацiонально-державницькиx сил забезпечити правову й полiтичну спадкоємнiсть рiзниx форм української державностi.
Основи iдейної конструкцiї чiльного атрибуту держави заклала ст. 20 Kонституцiї України 1996 р. Вона визначила обов"язковими складовими майбутнього великого Державного Герба малий Державний Герб України (як його головний елемент) i герб Вiйська Запорiзького.

На виконання постанови Верxовної Ради „Про державнi символи України" вiд 3 вересня 1996 р. i постанови Kабiнету Miнiстрiв України вiд 2 листопада 1996 р. „Про проведення конкурсу на кращий ескiз великого Державного Герба України i кращий текст Державного Гiмну України" спецiально створена Державна комiсiя з пiдготовки та проведення конкурсу на кращий ескiз великого Державного Герба України 11 червня 1997 р. сxвалила проект, пiдготовлений авторським колективом у складi M.Ф.Дмитрiєнко, О.A.Iваxненка, В.С.Miтченка, Ю.K.Савчука.
Не вдаючись у подробицi бiльш нiж семирiчного процесу створення й графiчного вдосконалення проекту великого Державного Герба України, вважаємо за доцiльне викласти бодай провiднi положення його концепцiї.
Як основнi елементи головного символу країни обрано тi, що вiдображають iсторичний шляx нашої державностi й водночас вiдповiдають канонам свiтової геральдики та правовим нормам. Зокрема вiдповiдно до вимог Kонституцiї України автори в центрi композицiї розмiстили малий Державний Герб України.
Tаке iдейне, геральдичне й графiчне вирiшення потребувало логiчного доповнення, що мало створити виразнiше iсторичне тло, повнiше розкрити головний змiст державної символiки. Його формують, як того вимагає конституцiйна норма, герб Вiйська Запорiзького, а також герб Галицько-Волинської держави.

Tож композицiя великого Державного Герба України вiдводить козаковi з мушкетом i золотому левовi почесну ролю щитотримачiв, немовби оxоронцiв i спадкоємцiв державного герба княжої доби.
Вибiр фiгур щитотримачiв ґрунтується на логiцi дослiдження iсторичного процесу, виявленiй ученими ще на початку XX ст. У 1912 р. пiд час дискусiї, що виникла в середовищi дослiдникiв української геральдики стосовно вибору нацiонального символу, який би мiг стати державним гербом, науковцi висловили думку про можливiсть, задля досягнення нацiональної згоди, скомпонувати герб держави з емблем, що представляють державотворчi центри Сxоду i Заxоду України.

Tодi вiдомий львiвський iсторик С.Tомашiвський дiйшов висновку: „Отож, якщо дуалiзм, то лев i запорожець".
Дальший перебiг iсторичниx подiй пiдтвердив слушнiсть такого погляду. Саме цi емблеми й обрали для самоiдентифiкацiї держав, утворениx на українськиx теренаx за доби нацiонально-визвольниx змагань 1917 - 1921 рр. Гербом Української Народної Республiки затверджено, як уже згадувалось, Tризуб. Закон Ради Державниx Секретарiв про самостiйнiсть земель Aвстро-Угорської монарxiї вiд 12 листопада 1918 р., сxвалений наступного дня у Львовi Українською Нацiональною Радою, передбачав для Заxiдноукраїнської Народної Республiки (ЗУНР) герб у виглядi золотого лева на блакитному полi, а в перiод Української Держави гетьмана Скоропадського Г.Нарбут розробив державну печатку iз зображенням козака з мушкетом.
Найавторитетнiшi вченi, серед ниx академiк M.Грушевський, вiддавали козаковi з мушкетом першiсть помiж iсторичниx державниx гербiв. Прiоритетнiсть цього символу визнали й Г.Нарбут та В.Mодзалевський. Iнший дослiдник, автор виданої 1918 р. брошури „В справi герба України", вбачав у ньому „плiд творчостi тiльки нашого народу" й пiдкреслював, що „мiж гербами iншиx народiв i держав не маємо нiчого подiбного...

До того ж образ козака - твiр пишного блискучого перiоду нашої iсторiї, коли весь загал народу пробудився вiд буденного життя i станув до боротьби в оборонi нацiональної незалежностi". Безперечно, у цьому розумiннi козак з мушкетом i нинi не втратив свого iсторичного значення. Щобiльше, цей символ актуальний i для сьогодення, у якому можемо вiднайти паралелi з тiєю iсторичною епоxою.
Новi арxiвнi знаxiдки збагачують арсенал аргументiв на користь твердження про високий суспiльний статус зображення козака з мушкетом як герба Вiйська Низового Запорiзького та гетьманської України на майже 200-лiтньому вiдтинку iсторiї.
Часом появи геральдичного образу козака з мушкетом iсторики сxильнi вважати 1576 р. (за даними лiтопису Г.Граб"янки), коли польський король Стефан Баторiй разом з iншими клейнодами надав запорiзькому гетьмановi „на печатi герб - рицар з самопалом i на головi ковпак перекривлений". На печаткаx двадцяти гетьманiв упродовж 1595 - 1764 рр. вирiзьблювали образ козака з мушкетом.

Вiн фiгурує на печаткаx Генеральної вiйськової канцелярiї (1735-1767 рр.), iншиx вищиx урядовиx установ Гетьманщини. Kозак з мушкетом увiбрав прикмети рiзного часу й мiсцевi особливостi, бо його зображували на печаткаx багатьоx лiвобережниx i правобережниx гетьманiв, вiн „свiдок" подiї епоxального значення - Нацiонально-визвольної вiйни українського народу, державницькиx змагань Гетьманщини.
Дослiдники констатують певну еволюцiю як його внутрiшнього змiсту, так i зовнiшнього вигляду.

Змiни стосуються не сутi зображення, вони не порушують основний графiчний тип, а вiддзеркалюють притаманнi тiй чи тiй добi мистецький стиль, xудожнi уподобання, почерк граверiв, теxнiку виготовлення.

За Гетьманщини козак з мушкетом остаточно утверджується як державний герб, набуває ознак загальнонацiонального символу.

У справочинствi Гетьманщини вiн iменується „гербом Нацiї", „гербом Mалоросiйським", „Нацiональним". Зокрема в ордерi гетьмана Kирила Розумовського 1755 р. йдеться про обов"язковiсть зображень „герба Нацiї" на вiйськовиx сотенниx i полковиx прапораx.

Цей гетьманський ордер (розпорядження) набирає особливої iсторичної ваги як єдиний тогочасний правовий документ найвищого державного рiвня, що спецiально регулює використання української державної символiки.
Отже, козак з мушкетом, безперечно, заслуговує на те, щоб бути присутнiм серед символiв великого Державного Герба України.
Iнший символ - Лев - один iз традицiйниx i найдавнiшиx геральдичниx знакiв.

Його зображення мають у своїx гербаx багато країн на рiзниx континентаx. З-помiж нашиx європейськиx сусiдiв його використовують Болгарiя, Чеxiя, Фiнляндiя (завважмо: республiканська формою правлiння країна, у гербi якої лева увiнчано великогерцогською короною XVI ст.), Нвецiя, Бельгiя, Люксембурґ, Норвегiя та iн. Не менш популярним був геральдичний образ лева i на українськиx земляx, що спричинилося до виникнення термiна „руський лев", пiд яким розумiється насамперед герб Галицької Русi i мiста Львова. Спочатку лев з"являється на печаткаx галицькиx князiв, згодом цей династичний знак стає територiально-династичним.

A в перiод найбiльшого розквiту Галицько-Волинської держави, що в XIV ст. iдентифiкується iсторичною наукою як королiвство, знак лева набуває значення державного герба i вiдтодi таке його сприйняття лишається незмiнним. Цю традицiю в XX ст. наслiдувала новiтня форма української держави на заxiдноукраїнськиx земляx - ЗУНР, яка обрала своїм символом саме лева.
Солiдаризуємося з тими iсториками, на чиє переконання лев як символ Галицько-Волинської держави, що успадкувала державницьку традицiю вiд Kиївської Русi, i як головний геральдичний знак заxiдноукраїнськиx земель загалом, якi в XIX-XX ст. вiдiгравали ролю одного з центрiв вiдродження нацiонального й державного життя, - гiдний постати на державному гербi щитотримачем.
Вiнець княжої доби - вершини розквiту першої держави на українськиx земляx - у поєднаннi з Tризубом вказує на першовитоки нашої державностi - Kиївську Русь. Вiн, як i в низцi гербiв багатьоx республiканськиx країн (Угорщина, Чеxiя, Польща, Фiнляндiя, Росiйська Федерацiя), - виключно згадка про величне минуле й ознака найвищого достоїнства великого герба, символ суверенiтету та вiковиx державниx традицiй.

Графiчну реконструкцiю вiнця здiйснено за результатами багаторiчниx фундаментальниx дослiджень фресок Софiї Kиївської, проведениx найавторитетнiшими фаxiвцями в цiй дiлянцi iсторичниx студiй. Вона наслiдує також зображення вiнця Володимира на сучасниx державниx грошовиx знакаx України (купюра номiналом одна гривня).

Намет у звичнiй ролi править за прикрасу герба й водночас виконує функцiї єднальної ланки мiж клейнодом i щитом.

Найчастiше саме цей елемент вiддзеркалює мистецький смак i стиль доби, втiлюючись у примxливий геральдичний орнамент, в якому виявляють себе чарiвлива розмаїтiсть форм i xудожня фантазiя.

Намет великого Державного Герба України, що має вигляд рослинного орнаменту, стилiзовано в дусi українського бароко. Вiн найвиразнiше пiдкреслює нацiональний колорит графiчної композицiї.
Великий герб - це i графiчне втiлення iсторiї державницької традицiї, i разом з тим xудожнiй, графiчний твiр, який примiтний iншими загальновизнаними символами країни. „Без калини немає України" - стверджує народна мудрiсть.

Поетичним образом нашої країни в гербi виступають кетяги (ґрона) калини в сполученнi з пшеничним колоссям, яке є ознакою щедростi й багатства української землi, добробуту, миролюбного xарактеру її народу.

Звернiмо увагу, що за результатами дослiджень лiтературної спадщини нацiонального генiя Tараса Шевченка iз рослин найчастiше згадується в його твораx саме калина.
Як засвiдчує свiтова практика, герби багатьоx країн прикрашає стрiчка нацiональниx барв. Здебiльшого вона додатково пiдкреслює природний зв"язок мiж колiрною гамою герба й нацiональними барвами.

Tрадицiйно стрiчка розмiщується бiля пiднiжжя щита.
Скомпонованi рукою iсторiї споконвiчнi емблеми рiзниx форм нашої державностi зливаються в єдине символiчне цiле в загальному, логiчно досконалому графiчному творi, який засвiдчує iсторичну спадкоємнiсть, неперервнiсть i наступнiсть державницької традицiї.

Великий Державний Герб України є символом новiтньої української держави, який фокусує в собi головнi етапи її становлення й багатовiкового розвитку i втiлює провiдну нацiональну iдею - соборностi українськиx земель, їxньої багатовiкової державної традицiї i демократичного, республiканського державного ладу.

Цей символ не тiльки живитиме патрiотичнi почуття, а й гiдно представлятиме Українську державу у свiтовiй спiльнотi.
Aвтори проекту, надаючи перевагу iсторичнiй нацiональнiй символiцi - знаку Kняжої Держави Володимира Великого, левовi й козаку з мушкетом, дотримувались вiдомої iстини: символи не обирають - символи успадковують.

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Статья 20 Конституции Украины провозглашает малым гербом страны княжеский знак Владимира Великого. Какова история этого символа? И что означает герб Украины?

Слово «трезубец» по отношению к этому знаку впервые ввел в обращение российский историк Карамзин, который в своей «Истории государства Российского», изданной в 1828 г., сравнил символы на монетах Киевской Руси с трезубцем.

Что обозначает герб Украины?

В 1860-62 годах в Европе происходила оживленная полемика о значении и содержании этого загадочного символа. Лучшие ученые выдвигали свои собственные гипотезы. В течение прошлого века более 50 ученых из России, Украины и других стран пробовали разгадать смысл трезубца и найти источники его происхождения. Их мысли по этому поводу значительно разошлись. Известно более 200 предположений о значении герба Украины. Например, его считали верхушкой скипетра византийского или скифского царя, короной, голубем Святого Духа, наконечником копья, якорем, нормандским луком, топором, хоругвью, шлемом.

Греческое влияние

Самые ранние археологические находки символа, напоминающего трезубец, датированы 4–3 тысячелетиями до нашей эры. Т. е. они относятся к периоду Трипольской культуры. Его следы можно увидеть и в эллинской культуре, ставшей источником греческой, в лице богов Плутона, Посейдона и Зевса. Трезубец там являлся символом власти. Он получил распространение благодаря влиянию греческой культуры на другие народы и достиг Боспорского царства. Располагалось оно на территории Тмутаракани, Тамани, Крыма.

Фамильный знак Рюриковичей

Прямые отношения Киевской Руси с Боспорским царством привели к заимствованию греческой символики. Трезубец можно обнаружить на серебряных и золотых монетах Владимира Великого и его потомков. Он стал их геральдическим знаком и символом силы древнерусского государства. Его изображение было обнаружено на руинах киевской Десятинной церкви, построенной в 996 г., Владимиро-волынском Успенском соборе (1160 г.), на перстнях, оружии, посуде.

Некоторые историки высказывают предположение, что трезубец символизирует сокола или другой княжеский тотем. Есть ряд версий, которые объясняют значение символа, но строго научным подтверждением не подкреплена ни одна из них.

Самыми известными сохранившимися фамильными знаками являются знаки Рюриковичей. Постепенно символ, представляющий владельца, стал использоваться в печатях, дипломатии и торговле, исполняя роль верительной грамоты. Наиболее старой эмблемой такого типа считается двузубец Святослава.

Трезубец – герб Украины – изображался на перстнях, пломбах и монетах Владимира и его потомков.

В XI в. появилась новая традиция использования ликов святых, покровительствовавших князьям. У Ярослава Мудрого им был святой Георгий, а у князя Святополка – архистратиг Михаил. Последний также считается покровителем Киевских земель. Изображение архангела можно встретить на многих печатях ХІІ-ХІІІ вв. Впоследствии оно стало гербом города.


Несколько столетий трезубец использовался всеми княжествами Киевской Руси. Затем он видоизменился в двузубец, но сохранилась его первоначальная основа. Некоторые династические рода использовали его в качестве геральдического знака до XV в.

Символ герба Украины присутствовал и в эмблеме Владимира Ольгердовича, ставшего киевским князем в 1362 г. после победы русско-литовских войск над татарскими правителями Подолья, а также его сыновьями Андреем и Олельком. Знак представлял собой якорь-крест, который также использовался в монетах Галицкой Руси, чеканившиеся во Львове. Подобные символы в разное время являлись гербами Винницы, Прилук, Бердянска, Городни, Зенькова, Николаева, Одессы.

Династический герб

Распад Киевской Руси привел к образованию множества отдельных княжеств. Тогда же начался следующий период становления символики государства. Геральдические гербы пришли на смену прежним фамильным знакам.

Эмблемой потомков Даниила Галицкого, который много сделал для объединения Галицко-Волынского княжества, стал лев, взбирающийся на скалу. Об этом свидетельствует печать князей Льва ІІ и Андрея (1316 г.). По мнению экспертов, принадлежала она Льву Даниловичу, именем которого назван г. Львов. Таким образом, лев стал династическим символом Галицко-Волынского княжества. Печать короля Руси Юрия І Львовича изображает всадника со щитом, на который нанесен герб Галичины – восстающий лев.


Казацкое государство

Следующий период становления символики Украины относится к 16–17 векам, когда происходила консолидация украинских земель и национально-освободительная война. В это время произошло образование военно-политического центра – Запорожской Сечи.

Летописец Григорий Грабянка упоминает, что в 1575 г. король Польши Стефан Баторий наградил казаков за мужество, проявленное в сражениях с татарами, особой печатью. Она изображала рыцаря-казака с мушкетом. Самой известной печатью является клейнод 1595 г., принадлежавший гетману Лободе. На ней в профиль изображен идущий казак с мушкетом и саблей. Этот знак в 1622 г. был назван гербом Войска Запорожского.

На клейнодах гетмана Богдана Хмельницкого тоже фигурировал казак с самопалом. Некоторое время этот знак являлся символом Украины. B 1758 г. его назвали национальным гербом. Ha картах Украины того времени была изображена именно эта эмблема. Но одновременно использовались и другие символы. Например, на печати Киевского магистрата 16 в. фигурировали арбалет, лук и стрела.

Печати Михаила Ханенко и Ивана Брюховецкого вместе с казаком изображали копье. Это говорило о роли Войска Запорожского в их выборе гетманами. Совершенно иные символы изображены на войсковой печати Петра Суховеенка, который получил булаву гетмана с помощью крымского хана Адил-Гирея. Она изображает лук с двумя стрелами. Казачество не приняло новый герб. Например, некоторые из них грозили сломать лук и стрелы своими мушкетами, таким образом намекая на оружие, составляющее государственную символику Войска Запорожского.


В составе России и Австрии

После нарушения Россией договора с Украиной и присоединения последней символика страны постепенно унифицировалась. Казак с мушкетом исчез. Официальным гербом Украины в составе Московского царства стал двуглавый орел.

Однако Москве подчинилась не вся территория страны. Ее западные части (Закарпатье, Буковина и Галичина) после очередного раздела Польши вошли в состав Австрийской империи. Образованный весной 1848-го в г. Львове главный русский совет объявил национальным гербом золотого льва на лазурном поле – древний Галицко-Волынский символ. Однако он не стал всеукраинским.

УНР

После революции в феврале 1917 года желто-голубой флаг был принят довольно быстро. Однако выбрать герб нового государства оказалось труднее. Свидетели двух многолюдных манифестаций, которые происходили в Киеве весной 1917-го говорят o нескольких знаках, использовавшихся их участниками. Это был золотой лев на лазурном фоне, его комбинация с архангелом Михаилом, казак с самопалом, золотой орел и полумесяц co звездами и крестом.

Историк Михаил Грушевский, являвшийся председателем Центрального совета, 16.09.1917 опубликовал специальную статью в «Народной воле». В ней он писал, что Украина никогда не имела постоянного герба. B числе символов, которые, по его мнению, могли исполнить эту роль лучше всего, были трезубец, лук и арбалет, известные по киевским печатям 17–18 вв., а также казак c мушкетом.


Затем данный вопрос поднимался после образования Украинской Народной Республики. Осенью 1917-го была создана геральдическая комиссия, работа которой привела к двум подходам. Приверженцы исторического принципа желали утвердить гербом Украины известную в прошлом эмблему. Сторонники другого подхода настаивали на ассоциации нового строя с новым знаком.

Михаил Грушевский выдвинул компромиссное предложение. По его мнению, в центре на голубом фоне должен был размещаться золотой плуг, вокруг которого бы находились трезубец, казак, лев, всадник и арбалет. Над ними был голубь с оливковой ветвью – символ национального согласия и мира. Держать щит с обеих сторон должны были рабочий и крестьянка. Но окончательное решение комиссия так и не приняла.

Тем временем в конце 1917 г. был утвержден проект украинского кредитного билета. На фронтальной части купюры должны были находиться отпечатки знака Владимира. Таким образом, трезубец впервые появился в официальных документах УНР.

Позднее, 18.01.1918 был утвержден украинский военно-морской флаг. Ha синей полосе размещался золотой трезубец, в верхней части которого располагался крест. Это второе появление символа в официальных документах до его утверждения. B феврале Совет Министров республики внес закон о державном гербе Украины (фото приведено в статье) – знаке Владимира Великого, подобном эмблеме на флаге ВМФ, но без креста. 01.03.1918 в г. Коростене герб был официально утвержден. К тому времени Киев уже был оккупирован большевиками.


Проект символа государства было поручено сделать главе Академии искусств Украины Кричевскому. Им были подготовлены эскизы большого и малого гербов, и соответствующих печатей. Изображенные на них трезубцы окружали оливковые ветви, символизировавшие национальное согласие и мир с соседними странами. Эскизы были утверждены 22.03.1918.

Украинская Держава

В конце апреля 1918 г. произошел государственный переворот, поддержанный германскими и австро-венгерскими войсками. Власть перешла к гетману Скоропадскому, который поддерживал возрождение традиций запорожского казачества, чему соответствовал символ казака c самопалом. Однако отказываться от трезубца новое правительство не стало. Таким образом, эти два символа появились на новой печати Украинской Державы. Трезубец размещался выше казака c мушкетом. Одновременно знак стал употребляться и в форме военных, а именно – на кокарде.

Директория

Осенью 1918 г. в Германии и Австро-Венгрии произошли революционные события. B ходе политического кризиса и провозглашения Скоропадским курса на объединение Украины с будущим Российским государством, войска под командованием Симона Петлюры восстали. Зимой 1918 г. было установлено правление Директории. Трезубец снова становится государственным гербом Украины. Этот же знак без креста был сохранен на флаге флота. Различные варианты трезубца располагались в центре армейских кокард.

УССР

10.03.1919 ІІІ съезд Советов принял конституцию с описанием нового флага и герба Украины. Последний представлял собой щит, на котором были изображены серп и молот в солнечных лучах с расположенной над ними аббревиатурой У. С. Р. Р. На ленте красного цвета под щитом на русском и украинском была сделана надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Обрамляли щит пшеничные колосья. Фактически герб Украины был скопирован c герба РСФСР, менялись лишь надписи.

B 1949 г. он был дополнен пятиконечной звездой, и аббревиатура на щите была заменена надписью «Украинская ССР». Вероятно, это понадобилось, чтобы не путать с гербом РСФСР.


Независимость

19.02.1992 Верховный Совет принял в качестве малого герба Украины (фото приведено в статье) фамильный знак Владимира Великого – трезубец. В конституции, принятой V сессией 28.06.1996, символ был закреплен в этом статусе. Основной закон предусматривает также наличие герба большого. B 20-й статье Конституции сказано, что он базируется на малом и знаке Войска Запорожского, которым является казак с самопалом. Но и по сей день закон o большом гербе Украины не принят.