Домой / Глоссарий Риэлтора / Пещерная церковь сицилийской иконы божьей матери. Икона божией матери сицилийская или дивногорская. Главные достопримечательности Дивногорья

Пещерная церковь сицилийской иконы божьей матери. Икона божией матери сицилийская или дивногорская. Главные достопримечательности Дивногорья

". Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.


Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. – года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери (об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов ». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо ». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.

02 . Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.

В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне–августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

03 . Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.

Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.

Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.

На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле–мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.

Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города . Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами... И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!

Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте

Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами». Дивногорье… Само слово обещает нам что-то необычное и чудесное. Если вы хотите надышаться манящими запахами степных трав, ощутить прохладу меловых сводов пещерных церквей, познакомиться с прошлым нашей страны – приезжайте в Дивногорье.

Дивногорье –это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения - твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.

Здесь человек чувствует себя, как в церкви. Получает прилив сил и уходит окрыленным».

Это удивительно красивое место, чарующее своим неповторимым, уникальным для европейской части России ландшафтом. Здесь равнины, по которым протекают живописные реки Тихая Сосна и Дон, соседствуют меловыми с холмами и склонами. Здесь воочию можно увидеть физико-географическую границу – на вершине склона начинается Средне-русская возвышенность, а внизу простирается Окско-Донская низменность. На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая. Здесь на склонах и плато произрастают цветы и травы нескольких видов степей, растут травы альпийских лугов и растения из Средиземноморья, а так же реликтовые растения. И здесь очень богатый животный мир; крупных млекопитающих здесь нет, но класс насекомых поражает учёных своим разнообразием; более 25 видов насекомых, обитающих в Дивногорье, занесены в Красную книгу. Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.

За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».

Визитной карточкой Дивногорья являются меловые столбы-останцы – Дивы, а так же несколько храмов, вырубленных в меловых скалах: храм Сицилийской иконы Божьей Матери и храм Иоанна Предтечи (есть и еще одна скальная церковь – в горе Шатрище, но она закрыта, и даже просто приблизиться к ней без навыков скалолазания и специального снаряжения невозможно). А также здесь находятся остатки Маяцкой крепости, построенной из белоснежных меловых блоков в середине IX-X веков, реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры, древние курганные захоронения эпохи бронзы, Свято-Успенский монастырь.

Меловые останцы в виде столбов - это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.

На этом холме трижды бывал святой Сергий и трижды его благословил

Существует красивая легенда, будто бы в XII веке два греческих монаха Ксенофонт и Иоасаф, жившие в Италии, устав от нападок католиков, ушли на Русь. С собой они взяли икону Сицилийской Божьей матери. Монахи пришли в Дивногорье, увидели меловые столбы и в одном из них вырыли скит. Однако письменных свидетельств этого нет. Официально Дивногорский монастырь основан в 1653 году с целью защиты от набегов татар. Два главных сооружения монастыря - пещерные церкви в Больших и Малых Дивах. Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) - уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, выдолбленный целиком внутри меловой горы.

Церковь представляет собой двухэтажную пещеру, выдолбленную в породе одного из меловых останцев. Именно там в 1831 году, согласно преданию, была найдена икона Сицилийской Божьей Матери, якобы принесённая когда-то Ксенофонтом и Иоасафом. Спустя некоторое время пещера перешла в ведение Дивногорского монастыря и стала храмом. Пещера представляет собой небольшой храм, выдолбленный в податливой меловой породе, с подземным ходом, окружающим этот храм, а также второй этаж с небольшими помещениями - горницами, в которых когда-то обитали монахи. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, длина которого составляет 95 метров. Храмовый алтарь в прошлом был отделен двухъярусным иконостасом от самого храма.

Напротив храма - родник, вода в котором считается святой. Сейчас пещерная церковь входит в состав Дивногорского музея. По лестнице можно подняться на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм). Меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами - меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными.

Ещё одна пещерная церковь Дивногорского монастыря (Малые Дивы) носит имя Иоанна Предтечи. Она меньше по размеру, но внутри довольно похожа на церковь в Больших Дивах. Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высеченный в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона, храм представляет собой скалу, облицованную меловыми блоками. Алтарь несколько возвышен над храмом, в котором клиросы и ступени высечены из камня, также как и престол с горним местом. В том же меловом грунте, в алтаре, высечен большой крест. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века.

С правой стороны со входа в церковь высечена ещё одна пещера внутри горы длиною в 49 метров и шириною более 3 метров, начало которой было также положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и после смерти похоронены у входа в пещеру. Слева от входа уходит ещё одна пещера, проведенная до монастырских строений. В 1997 году церковь передана монастырю. К юго-востоку от пещерной церкви в меловом столбе в 1690 году вырублена колокольня. До настоящего времени сохранились арки звона и в основании небольшая келья с коробовым сводом. По различным свидетельствам в пещере был глубокий подземный ход, ведущий к Дону.

Вообще пещер на территории Дивногорья гораздо больше. Жившие здесь на протяжении веков монахи рыли сложные подземные ходы, чтобы можно было укрыться в смутные времена.

Самые дешевые билеты из Новосибирска в Воронеж и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

1640 год – считается датой основания монастыря. Его основателями считаются иеромонахи Киево-Печерской лавры Ксенофонт и Иоасаф, которые вырубили в меловом склоне горы пещеру, ставшую одновременно кельей и церковью. Постепенно здесь возник монастырь, неоднократно подвергавшийся нападениям татаров, и в результате военных действий разрушенный в 1670 году. Через 20 лет обитель была вновь восстановлена, а в 1758 году в монастыре сооружена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божьей матери, где хранилась чудотворная икона Сицилийской Богоматери. В 1786 году монастырь был закрыт, но спустя несколько лет вновь возрождён. В 1828 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь усилиями насельников Коротоякского Успенского монастыря. В середине века копание пещер возобновилось.

В 1880 году в честь Успения Богородицы построена церковь, в которую была перенесена главная святыня обители – Сицилийская икона Божьей матери. В 1903 году было отмечено 250-летие обители, но после революции в 1924 году монастырь был закрыт. Богослужения возобновились в 1991 году, в 1997 – монастырь передан Воронежской епархии. С этого момента ведутся активные восстановительные работы. При монастыре действует экскурсионно-паломнический центр.Меловые пещеры монастырянасчитывают сотни метров подземных ходов в несколько ярусов, соединённых между собой подземными лестницами и переходами. В этих подземных ходах погребены многие иноки и насельники монастыря.

В те далёкие времена Дивногорье населяли аланские племена. Этот полукочевой народ основал здесь несколько поселений, возделывал пойменные земли вблизи плато, занимался гончарным делом.

Политически эта земля принадлежала Хазарскому каганату. Хазарии требовались надёжные форпосты, которые бы защищали её от притеснений славян. Одним из таких и стало Маяцкое городище. Поселения донских аланов обнесли белокаменной крепостью с шестиметровыми валами, у стен вырыли глубокий ров. Крепость выполняла оборонительную и фискальную функции (туда местные жители приносили дань для Хазарского каганата). Кроме того, там останавливались торговые караваны, чтобы отдохнуть и сменить коней. В Х веке крепость стала подвергаться набегам печенегов. Одновременно с этим ослабло Хазарское государство. Донские аланы вместе с хазарскими наместниками покинули городище. В настоящее время Маяцкое городище включает в себя остатки белокаменной крепости и поселений, а также могильника и гончарских мастерских. Здесь можно увидеть найденные во время раскопок артефакты: посуду, украшения, оружие и т. д. Но нагляднее всего быт донских аланов демонстрирует археологический парк, находящийся неподалёку от городища. Это реконструкция деревни IX–X веков. Полуземлянки, глинобитные хижины, похожие на юрты, предметы быта, все что говорит о том, как жили люди в те далекие времена.

В хуторе Дивногорье находится касса, экскурсионное бюро и магазин сувениров. Здесь можно оплатить экскурсию. Зайти в магазин лучше не до, а после экскурсии – тогда будет понятнее что это за предметы и что же вы на самом деле хотите купить. Здесь есть и реконструированные глиняные изделия (например, кружки необычной формы – такие же кружки были найдены на городище и позже увидите их реконструкцию в гончарной мастерской), и различные глиняные таблички с руническим письмом, символами и рисунками, которые были обнаружены на стенах Маяцкой крепости, и различные амулеты – аланские, болгарские, славянские, и реконструированные игрушки и орудия быта, и еще много других довольно интересных изделий. Напротив экскурсионного бюро находится «Чудо-сарайчик». Здесь можно увидеть предметы, рассказывающие об истории Дивногорья, примерить доспехи, пострелять из лука.

Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) - уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Расположена в местности Дивногорье (Большие Дивы) Лискинского района Воронежской области. До 1923 года местность находилась в составе Острогожского уезда Воронежской губернии.

История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря . Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы» .

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии. Первые поселенцы Дивногорской обители были иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф. Кто они были по своему происхождению и где подвизались - неизвестно» .

Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере, где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи, и первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На Сицилийской иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, восседающего на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.

Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Икона Сицилийской Божией Матери написана на доске, величину 1½ аршина, а в ширину 1 аршин, покрыта серебрянною позлащ. ризою. Не сохранилось сведений, где первоначально находилась эта святая икона. С половины 18 века, как гласит общее предание, она стояла в меловом столпе (в двух верстах от монастыря), где находятся "дивные столпы". Здесь в меловом столпе устроена небольшая церковь, ныне упраздненная. (Эта церковь, вероятно, была посвящена св. Николаю). Сколько запомнило предание и, при существовании прежняго монастыря и по упразднении его (в 1788 году) к месту, где находилась св. икона, постоянно стекался народ; но с начала нынешнего столетия, по какому-то непонятному охлаждению окрестных жителей, само существование сей иконы пришло в забвение» .

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.

Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. – времени создания музея-заповедника – состояние храма было удручающим.

С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.

В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в "Больших Дивах" является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.




Пещерный комплекс в Больших Дивах расположен в основании мелового останца-дивы. Комплекс имеет два яруса, объединенных лестничным переходом. Нижний ярус состоит из пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери и обводной галереи с рядом расширений, верхний — включает три помещения хозяйственно-жилого назначения. В галерее 8 расширений-камер — аркосолий, с небольшими киотами. Они могли использоваться для захоронений. Внутри и снаружи храм был украшен фресками, которые от влажности быстро пришли в плачевное состояние.

Первое документальное упоминание о пещере в Больших Дивах относится к 1831 г., когда здесь была обретена Сицилийская икона Божией Матери. Согласно же монастырскому преданию, задолго до этих событий пещерный храм был создан основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом. С 1856 г. комплекс находился в ведении Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Для присмотра за пещерами и обеспечения доступа к ним редких посетителей здесь была поставлена деревянная сторожка, где проживал монах. Тысячи паломников посещали Большие Дивы в XIX в. на праздник Успения. Интересно, что вплоть до начала 1930-х гг. здесь велись богослужения. В ХХ в. комплекс был сильно разрушен. Его реставрация началась с созданием музея-заповедника «Дивногорье». Общая протяженность комплекса 300 м. Посещение возможно только во время экскурсии.

Сицилийская икона Божией Матери

Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего происхождения. Впервые в русской иконографической традиции этот образ появляется в 1092 г. В Дивногорье икону принесли иноки Ксенофонт и Иоасаф. По преданию, икона сама вознеслась на меловой столб-диву, указав, что будет оберегать это святое место. Когда это было, предание умалчивает, возможно, в начале XVII в.

Лишь в 1831 г., когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры, Сицилийская Икона Божией Матери была «обретена» над входом в пещеру в Больших Дивах как чудотворная. 14 июля 1831 года считается днем «обретения» иконы. Древняя икона, к сожалению, не сохранилась, её возили по городам, и во время одной из поездок она была утеряна. Ещё в XIX в. с неё писались списки, один из них сейчас находится в церкви в Больших Дивах. Данный список писан на дереве и был покрыт металлическим окладом. В 2009 г. икона возвратилась в храм после реставрации. Считается, что Сицилийская Икона Божией Матери спасает людей от болезней и стихийных бедствий. Православная церковь отмечает праздник иконы 18 (5) февраля. Помимо «Сицилийской» икона имеет ещё два названия — «Исцелийская» и «Дивногорская», а списки её находятся также в Дивногорском Свято-Успенском монастыре, в Каменке, Россоши и других храмах.





Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми гор?е руками. Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители – Ксенофонтом и Иоасафом.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Сицилийская или Дивногорская

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.