Домой / Вопросы и ответы / Арбитражная практика по 44 фз

Арбитражная практика по 44 фз

Можно выделить 2 группы решений ФАС :

  1. Решения, принимаемые на основании жалоб, поступивших в порядке, предусмотренном гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). При этом антимонопольный орган может одновременно:
    • вынести предписание об устранении нарушения;
    • возбудить дело об административном правонарушении.

    Как правило, жалобы подают участники закупки, интересы которых были нарушены.

    Жалоба может быть подана одновременно по 2 закупкам (см. постановление 9-го ААС от 11.03.2016 № 09АП-3899/2016).

    В случае нарушения срока подачи жалобы она возвращается без рассмотрения. Неправомерный возврат жалобы может быть обжалован в судебном порядке (см. постановление АС ВСО от 09.03.2016 по делу № А19-10283/2015).

  2. Решения о включении сведений о контрагенте, уклонившемся от заключения контракта или нарушившем контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

    Данное решение вправе обжаловать поставщик (см. Постановление 20-го ААС от 14.11.2014 по делу № А54-2314/201) . Заказчик же имеет право обжаловать отказ ФАС России включить сведения об участниках закупки в такой реестр (п. 42 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).

Практика по организационному этапу закупки

Основные виды нарушений, по которым принимаются решения и выдаются предписания на этом этапе, можно сгруппировать следующим образом:

  • Нарушение требований к закупочной документации (описанию предмета, условиям проекта договора и др.). Например, постановлением АС ЗСО от 22.03.2016 по делу № А46-5839/2015 признано незаконным решение ФАС по всем 3 указанным в нем несоответствиям закупочной документации.
  • Нарушение правил установления требований к участникам закупки. Например, необоснованное требование о наличии лицензии или неуказание требования о ее наличии.
  • Неопределенность нестоимостных критериев, ограничивающая число участников закупки (об этом идет речь в постановлении АС ПО от 02.02.2016 № Ф06-4967/2015).
  • Несвоевременное размещение информации о закупке.

Практика по последующим этапам

На этапе отбора заявок и подведения итогов в судебной практике ФАС по проверке решений известны такие наиболее распространенные примеры:

  • необоснованное отклонение заявки или необоснованный допуск (подобная претензия антимонопольного органа была отклонена постановлением АС УО от 23.05.2016 № Ф09-4479/16, о необоснованном допуске говорится в постановлении АС СКО от 18.05.2016 № Ф08-2930/2016);
  • нарушения при оценке соответствия заявок установленным критериям, выявление которых иногда представляет сложность (см. постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-3500/2016);
  • неполнота протокола конкурсной или аукционной комиссии.

На последующих этапах возможно уклонение победителя от заключения договора (см. постановление АС МО от 18.01.2016 по делу № А40-21126/15).

Некоторые особенности практики ФАС по 44-ФЗ

Отметим некоторые особенности, которые имеют решения ФАС по 44-ФЗ :

  • при проведении внеплановой проверки, проведенной по жалобе заинтересованного лица ФАС может обнаружить нарушение, на которое не ссылается заявитель жалобы, и вынести решение и предписание на основании этого найденного нарушения (см. постановление АС ПО от 18.03.2016 по делу № А65-14159/2015);
  • при вынесении решения ФАС должна оценивать не только правомерность действий, но и перспективы выполнения решения с точки зрения целесообразности, чтобы выполнение решения не могло привести к нарушению публичных интересов (см. определение ВС РФ № 309-ЭС16-11318 от 26.09.2016 по делу № А76-17272/2014).

Таким образом, ФАС России формирует самостоятельную практику по проверке соблюдения закона № 44-ФЗ. При обжаловании в суде решения антимонопольных органов проходят независимую судебную проверку, результатом которой может быть признание решения недействительным ввиду его незаконности или необоснованности.

1. Требование к упаковке лекарственного препарата. Заказчик имеет право установить требование к упаковке – флакон или эквивалент - , обеспечи вающей герметичность упаковки после вскрытия.

​Н а участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали поставить препарат во флаконах двух производителей. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку, не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства.

5. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

О тсутствие проектной документации в полном объеме не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

9. Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

Проведение аукционов на условиях выполнения работ в срок до 1 ноября 2013 года с последующим продлением для их победителя этого срока до 31 августа 2014 года ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов.

10. При несовершении заказчиком действий, до совершения которых исполнитель контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязатель ств пр одлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Задержка выполнения работ была вызвана несвоевременным выполнением контрагентом заказчика работ по переносу газопровода среднего давления, нахождение которого в зоне строительства препятствовало выполнению работ. Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.

14. Отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ. Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

16. Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю .

20. По общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.

23. Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены .

Государственным заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт, по которому последний обязался оказывать услуги по приему и хранению обращенного в собственность государства либо изъятого лома цветных и черных металлов и иного имущества. Несмотря на прекращение срока действия государственного контракта на складе у исполнителя фактически в течение трех последующих месяцев оставалось имущество, принятое на хранение в рамках государственного контракта. Поскольку предложение общества определить дальнейшую судьбу хранимого имущества оставлено без ответа, а оплата услуг за период после истечения срока действия контракта не произведена, исполнитель обратился в суд. Истечение срока действия государственного (муниципального) контракта при наличии неисполненных обязательств не может влечь их прекращение (статья 425 ГК РФ). Поклажедатель обязан оплатить услуги хранения имущества, оказанные по истечении срока действия государственного (муниципального) контракта (пункт 4 статьи 896 ГК РФ), в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором, в том числе если это повлечет за собой увеличение предельной цены контракта.

26. Непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе является по общему правилу основанием для признания заключённого контракта ничтожным.

Общество - участник аукциона, занявшее второе место по результатам подведения итогов аукциона, обратилось в суд с иском к заказчику и победителю торгов о признании недействительным государственного контракта, заключённого между ними, и применении последствий его недействительности. В обоснование заявленных требований истец указал на отсутствие в реестре банковских гарантий банковской гарантии, представленной победителем при подписании контракта. Действия заказчика по заключению контракта в отсутствие представленного обеспечения его исполнения являются нарушением прямого законодательного запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и в силу части 4 статьи 17 названного закона, пункта 2 статьи 168 ГК РФ соответствующие торги и заключённый по их результатам договор признаются ничтожными.

27. Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязатель ств вз амен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части .

Общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. В рассмотренном деле возможность исполнения обязательства по частям в контракте отсутствует: поставка оборудования считается совершённой в момент подписания сторонами акта приёма-передачи продукции.

28. Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. При этом правовой режим данных денежных средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 главы 23 ГК РФ об обеспечительном платеже.

Суд отказал в удовлетворении требования о возврате обеспечительного платежа, указав, что по условиям контракта данный платёж подлежит возврату по истечении гарантийного срока на результат работ, и данный срок к моменту рассмотрения требования не истёк.

35. Условие государственного (муниципального) контракта об уплате заказчиком и (или) исполнителем неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1063, является действительным.

Заказчиком и обществом (подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания, в соответствии с которым в случае просрочки исполнения обязательства подрядчиком за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1%. Согласно статье 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1063 устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени - "не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" и не содержат запрета на увеличение соглашением сторон размера пени.

36. Пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

Неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Строительные споры часто возникают между сторонами договорных отношений по строительному подряду. Вопросы, связанные с указанным договором, урегулированы гражданским законодательством (ст. 740-757, 763-768 ГК РФ). Кроме того, к отношениям по строительному подряду, в которых заказчиком выступают государственные или местные организации, применяется закон о государственных закупках.

Согласно ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда может быть заключен, когда исполнитель обязуется:

Построить или реконструировать какой-либо объект;
выполнить пусконаладочные, монтажные или другие работы, которые неразрывно связаны со строящимся объектом;
произвести капитальный ремонт здания или сооружения (исключение составляют случаи, когда договором предусмотрено, что правила о строительном подряде не применяются к данным отношениям).

Практика по строительному подряду на этапе отбора подрядчика

Споры по строительному подряду в рамках 44-ФЗ могут возникнуть еще на этапе отбора кандидатов на роль подрядчика. Согласно ст. 31 закона о госзакупках к претендентам на роль подрядчика установлен ряд требований.

Кроме того, отмечено, что и Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования. Чиновники в своем Постановлении от 04.02.2015 N 99 указали, что для выполнения строительных работ по контракту с НМЦК более 10 миллионов рублей участник должен дополнительно иметь опыт выполнения договора по соответствующим строительным работам. При этом учитываются договора:

Заключенные в течение 3 лет до момента подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе;
в которых участник выступал не только первоначальной стороной, но и был в роли правопреемника по договору;
стоимость ранее выполненного договора не должна быть меньше 20% от НМЦК по контракту, который предстоит заключить.

Строительные споры по 44-ФЗ находят свое отражение и в практике ФАС. Так, решением Новосибирского УФАС России от 05.04.2016 N 08-01-99 была подтверждена законность и обоснованность требований участника закупки. В данном случае компания просил отменить решение единой комиссии заказчика о признании её заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.

Заказчик обосновывал свое решение тем, что кандидат на роль подрядчика представил в качестве подтверждения своего опыта в строительстве документы (контракт, акт приемки, разрешение о вводе в эксплуатацию) о строительных работах подъездной дороги к СНТ. Вместе с тем закупка производятся для строительства федеральной трассы.

В аукционной документации было отражена группа строительных работ — работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. В соответствии с представленными участником закупки документами, подъездная дорога к СНТ, возведенная им ранее, признается объектом капитального строительства.

Контрольный орган отметил, что нормативные документы ни в каком виде не устанавливают требование к наличию опыта по осуществлению соответствующих строительных работ с учетом значения и категории автомобильных дорог, а устанавливают исключительно требование к группе строительных работ.

Учитывая вышеизложенное, ФАС признал требования компании обоснованными, а заказчику выписал предписание об устранении норм закона о государственных закупках.

Случай из судебной практики

Заказчик отклонил заявку подрядчика, посчитав, что он не соответствует критериям, установленным в конкурсной документации. Суд указал, что права подрядчика в данном случае нарушены.

Подрядчик подал заявку на участие в открытом конкурсе для строительства автомобильной дороги. Но его заявка была отклонена по причине того, что у него не было опыта строительства именно в рамках государственных или муниципальных контрактов. При этом компания осуществляла аналогичные работы по строительному подряду в рамках обычных гражданско-правовых договоров.

15 ААС в своем постановлении от 09 марта 2016 года № 05АП-588/2016 по делу № А59-3392/2015 указал, что опыт работ претендента на заключение контракта определяется исходя из осуществления им работ подобного объема и характера. Данный показатель связан с количественной характеристикой осуществленных подрядчиком действий и их результатом. Учитывая это, предыдущий опыт выполнения работ подрядчиком не должен ставиться в зависимость от того, по результатам каких договорных отношений работы были произведены – будь-то договор с коммерческой организацией или контракт с государственной структурой. При оценке опыта выполнения аналогичных работ заказчик не может ограничивать круг подрядчиков, исполнявших только государственные контракты. Но должен учитывать и работы по обычным гражданским договорам.

Практика по строительному подряду в Санкт-Петербурге

Юрист по строительным спорам в Санкт-Петербурге сможет защитить интересы подрядчика в случае конфликтной ситуации с заказчиком. Можно привести пример успешного для подрядчика завершения строительного спор в Санкт-Петербурге.

Пример 1. Подрядчик использовал товары для произведения подрядных работ эквивалентные тем, что указаны в контракте. Заказчик посчитал это отклонением от условий контракта и отказался оплачивать произведенные работы.

13 ААС своим постановлением от 26.01.2016 N 13АП-26468/2015 по делу N А56-83376/2014 поддержал требования истца и отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В обоснование своей позиции суд указал, что согласно нормам закона о госзакупках в документации о закупке должны быть отражены показатели, которые позволят определить соответствие закупаемых работ требованиям установленным заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В техническом задании указано, что встречающиеся в документации, в том числе в локальных сметах, ссылки на фирменные наименования, использованы исключительно для определения стоимости работ по ремонту и носят описательный характер. Все, содержащиеся в документации товарные знаки содержат слова «или эквивалент».

Представленные в суд доказательства подтвердили, что использованный истцом материал является эквивалентом заявленного в локальной смете материала. Поэтому суд пришел к выводу о том, что работы выполнены подрядчиком надлежащим образом и должны быть оплачены заказчиком.

Хорошего юриста по строительным спорам в Санкт-Петербурге найти не просто. В связи с этим нередко подрядчики оказываются в невыгодном положении в споре по строительному подряду. Приведем пример подобного судебного дела.

Пример 2. Подрядчик при выполнении строительных работ вышел за пределы сметы и требовал в суде оплатить полностью свои затраты, в том числе и сумму, которая превышала первоначальную, отраженную в смете.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в иске подрядчику. А Тринадцатый ААС своим постановлением от 04.04.2016 N 13АП-1704/2016 по делу N А56-83086/2014 поддержал указанное решение суда.

Истец в данном деле ссылался на то, что заказчик в одностороннем порядке изменил задание на проектирование, а подрядчик в свою очередь был вынужден изменить проектную документацию.

Суд отметил, что истец не предоставил в дело каких-либо доказательств того, что изменение проектного решения должно было повлечь за собой обязательное увеличение стоимости работ. Кроме того, имеющиеся в деле документы, в том числе и переписка заказчика и подрядчика по данному контракту, не указывает на тот факт, что стороны договорились об увеличении стоимости работ. Также подрядчик не доказал суду, что уведомлял заказчика о необходимости осуществления дополнительных работ, которые не согласованы между ними.

Заказчик не оформляет право собственности на объект. Кто несет расходы по его эксплуатации?

В ст. 740 ГК РФ отмечено, что договор строительного подряда может предусматривать обязанность подрядчиком по обеспечению эксплуатации объекта после того, как он будет принят заказчиком.

Пример. Заказчик не оформляет право собственности на построенный объект – обязанность по его содержанию и эксплуатации все равно остается за заказчиком, если иное не предусмотрено договором.

17 ААС своим постановлением от 31.05.2011 N 17АП-3999/2011-ГК по делу N А60-41698/2010 удовлетворил требования истца к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области по уплате расходы на техническую эксплуатацию и техническое обслуживание газопровода и газораспределительной станции. Данные расходы были произведены подрядчиком уже после возведения объекта и передачи его заказчику. Текстом контракта не предусмотрена обязанность подрядчика производить техническое обслуживание объекта после завершения строительства.

Также суд отметил, что расходы на содержание возведенного объекта у заказчика возникают после его приемки. В условиях, когда собственник в течение более двух лет не оформляет надлежащим образом правоустанавливающие документы, возложение обязанности по несению расходов на содержание его объектов на иных лиц — является необоснованным.

Неустойка в случае спора по строительному подряду

В случае, когда сторона не исполняет своих обязательств или исполняет их ненадлежащим образом, другая сторона контракта вправе требовать взыскания неустойки.

Пример 1. Заказчик остался неудовлетворен результатом работ, начислил пени и штраф, а также произвел зачет данных штрафных санкций в счет оплаты работ. Суд посчитал сумму пеней завышенной и снизил ее почти в 3 раза.

Арбитражный суд Северо-Западного округа встал на сторону подрядчика (Постановление от 21.04.2016 N Ф07-1931/2016 по делу N А13-12361/2015). Суд оценил начисленную неустойку несоразмерной последствиям нарушения обязательств (по ст. 333 ГК РФ) и указал следующее:

Списание неустойки по требованию заказчика не означает, что подрядчик лишен права предъявить требование о возврате излишне уплаченной суммы;
уменьшить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ можно и в том случае, когда ее размер установлен законом, например, законом о государственных закупках.

Пример 2. Учреждение обвинило подрядчика в том, что он нарушил сроки сдачи работы, и начислило неустойку, которую пыталось взыскать через суд. Но судебный орган посчитал требования заказчика необоснованными и неподтвержденными доказательствами.

15 ААС своим Постановлением от 09.03.2016 г. № 15АП-19224/2015 по делу № А32-11767/2015 поддержал доводы подрядчика и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций, отказавших в исковых требованиях заказчику.

В материалы дела представлены доказательства – дополнительное соглашение о продлении сроков работ. Заказчик при этом указал, что дополнительное соглашение заключено было только с целью подписания актов приемки.

Вместе с тем, подрядчик сумел доказать суду, что задержка в работе была вызвана непреодолимыми обстоятельствами, которые не зависели от воли сторон. Подрядчик предоставил суду Распоряжения Администрации муниципального образования, где действует договор. Согласно указанным документам на территории данного муниципального образования в течение 10 дней действовал режим чрезвычайной ситуации.

Кроме того суд указал, что закон о государственных закупках не запрещает изменять согласованный сторонами срок выполнения работ.

Учитывая данные обстоятельства, суд встал на сторону подрядчика и признал неустойку незаконной.

Пример 3. Заказчик не вернул обеспечительный платеж по контракту подрядчику, удержав из него сумму начисленной неустойки.

Подрядчик не выполнил в срок, установленный контрактом, необходимых мероприятий для обеспечения доступа инвалидов. При этом подрядчик ссылался на то, что заказчик фактически не создал необходимых условий для выполнения работ – на объекте работала другая компания. И просил вернуть обеспечительный взнос, перечисленный еще до заключения контракта.

Суд при этом встал на сторону заказчика и указал, что подрядчик о препятствиях, которые мешали ему исполнить свои обязанности, должен был уведомить заказчика незамедлительно согласно ст. 716 ГК РФ и условиям контракта. Подрядчик же в период срока выполнения работ не уведомлял заказчика о том, что возникли какие-либо трудности в исполнении контракта. Письмо заказчику было направлено уже после истечения срока выполнения работ.

Арбитражный суд Центрального округа своим постановлением от 26 мая 2016 года № Ф10-1321/2016 по делу №А36-1120/2015 подтвердил законность действий заказчика.

Пример 4. Суд снизил неустойку, которая подлежала взысканию с подрядчика по причине несвоевременного выполнения работ.

Подрядчик согласно условиям контракта должен был осуществить строительство морского судна. Весь период работ был поделен на 3 этапа. Часть работ была выполнена в срок, часть судна была построена с опозданием. Заказчик при расчете неустойки исходил из полной стоимости судна.

Суд сократил сумму неустойки с 5 миллионов рублей до 212 тысяч рублей и указал, что при расчете неустойки:

Не допускается использовать стоимость всего объекта, так как часть работ была выполнена в срок и принята заказчиком. Поэтому суд рассчитал размер неустойки исходя из суммы неисполненного обязательства;
при расчете неустойки исключается период времени, когда приемочная комиссия должна была осуществить приемку объекта, но не сделала этого.

Судебная практика по госзакупкам 44-ФЗ - это решения судов по тематике госзаказа. Они используются как при доказывании своей позиции во время судебных споров заказчиков с поставщиками, так и при решении сложных вопросов во время проведения закупки и исполнения контракта. Изучать актуальную судебную практику по закону 44-ФЗ полезно: это помогает не допускать ошибок, за которые можно получить штраф.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Судебная практика по госзакупкам 44-ФЗ

Судебную практику по 44-ФЗ лучше всего смотреть в двух основных источниках: в обзорах, которые периодически готовит Верховный суд РФ, и на сайте с решениями арбитражных судов. На этом портале доступен поиск по следующим критериям:

  • ключевым словам;
  • виду спора;
  • участникам дела;
  • наименованию суда;
  • номеру дела;
  • дате разбирательства.

Наиболее предпочтительным вариантом при изучении правоприменительной практики являются выводы Верховного Суда (ВС) России. Правовым позициям, сформулированным ВС как наивысшей инстанцией по гражданским и имущественным делам следует придерживаться судам всех остальных звеньев судебной системы РФ.

Выделим четыре основных момента, привлекающих внимание при судебном разбирательстве:

1. Проблема соотношения норм Закона 44-ФЗ с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Примечательно, что позиция ВС РФ по этой проблеме поддерживает мнения большинства судей: если положения ГК РФ и Закона 44-ФЗ противоречат друг другу, то применяется принцип, известный из римского права "Lex specialis derogat lex generalis" (Специальный закон имеет приоритет над общим). Верховный Суд уточнял, что нормы Закона 44-ФЗ применяются во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Если отсутствуют подходящие специальные нормы Закона о контрактной системе, то в таком случае применяются положения ГК. Таким образом, иерархия выстраивается сверху вниз от Закона 44-ФЗ к ГК РФ.

Изменения 2018 года в закупках и обзоры судебной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Роман Семенов , заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Роман рассказывает об изменениях 2018 года, анализирует и приводит примеры судебной практики – для заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Обзор поможет исключить ошибки и избежать штрафов.

2. Верховный Суд не обошел стороной проблему установления заказчиком требований к приобретаемым товарам: поскольку одной из целей Закона 44-ФЗ было развитие свободной конкуренции в сфере закупок, требования не должны ущемлять права участников торгов, конкурсов или аукционов на равное положение в конкурентной борьбе. Заказчик должен привести обоснованные доводы к тому, почему он выставил именно такие требования.

К примеру, если заказчик укажет в числе ключевых требований новую версию операционной системы компьютера и обоснует ее необходимость обыкновенной новизной версии, этого может быть недостаточно. А вот объяснение такого требования через то, что программы, используемые в организации, не поддерживают прежние версии операционной версии, может стать достаточным для заявления такого требования.

3. Насущной проблемой для заказчика является составление документации к закупке расходных материалов к техническим средствам (таким как картриджи к принтерам или фильтры к кондиционерам). Четкой правовой позиции по этому вопросу в обзорах ВС РФ не вынесено, однако, как становится понятно из отдельных кассационных жалоб, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может встать на сторону участника закупок, которого не допустили к аукциону или конкурсу из-за формального несоответствия требованиям, которое ни коим образом не влияет на характеристики приобретаемой продукции (как, например, несоответствие наименованию товара). Судебные инстанции поддерживают такой подход ФАС. (см. определение ВС РФ от 24 июля 2018 г. N 310-КГ18-10323).

4. Немало головной боли приносит антимонопольному органу и судам случаи, которые напоминают картельный сговор. Картелем именуют соглашения (в устной или письменной формах) между хозяйствующими субъектами, конкурирующими друг с другом, которые могут привести к:

  • поддержанию цен или тарифов на рынке на выгодном им уровне или изменению цен на торгах;
  • дележу отраслевого рынка по территориальному или иным признакам;
  • отказу от заключения контрактов с конкретными участниками рынка и т.д.

Обзоры судебной практики по 44-ФЗ

Верховный суд периодически готовит обзоры судебной практики по отдельным законам и даже конкретным статьям. Касаемо госзаказа, приведем в пример Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Также существуют тематические обзоры. Например, Обзор судебной практики по делам, связанным с наличием между заказчиком и участником конфликта интересов. Напомним, что под ним понимают родство между должностными лицами заказчика и работниками компании-участника, которое может повлиять на исход закупки. Этот обзор был утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 г. и собрал в себя 10 дел, объединенных одной темой.

Рассмотрения дел, связанных с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. "Право.ru" обращает внимание на ключевые моменты обзора.

Если заказчик указывает в документации аукциона особые характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования предмета закупки, это нельзя трактовать как ограничение круга ее потенциальных участников.

В качестве примера ВС приводит следующее дело: медучреждение, выступающее заказчиком, оспаривало в арбитраже решение и предписание ФАС, которая признала его нарушившим ч. 2 ст. 33 закона о контрактной системе (правила описания объекта закупки). В документации тендера на закупку медикаментов было указано, что лекарство непременно должно поставляться во флаконах или эквивалентной упаковке, позволяющей обеспечить ее герметичность после вскрытия. Антимонопольщики потребовали отменить протоколы рассмотрения заявки на участие в аукционе и поправить документацию, исключив из нее требования к первичной упаковке.

Суд первой инстанции признал решение ФАС незаконным, посчитав, что требования заказчика закона о контрактной системе не нарушают. В ч. 1 и 2 ст. 33 сказано, что заказчики при описании объекта закупки должны определить требования к нему так, чтобы, "с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки", указывает ВС.

Указание на необходимость поставки лекарства в герметичной упаковке было обусловлено спецификой его назначения и способа применения: препарат в ампуле после того, как ее вскроют, нельзя будет хранить, чтобы воспользоваться им еще раз, флакон же решит это проблему. Это приведет к экономичному использованию лекарства и обеспечит соблюдение принципа эффективного использования источников финансирования. Вместе с этим будет соблюдаться и принцип конкуренции, поскольку иных ограничений, например, по количеству действующего вещества или дозировке в документации не было.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований закона о защите конкуренции.

Да и то, что круг участников закупки сузился, антимонопольщики не доказали: в госреестре зарегистрированы два производителя, которые выпускают нужное лекарство во флаконах, и все семь участников закупки были готовы поставить препарат от обоих.

А вот включение в документацию требований, которые указывают на конкретного производителя товара, в отсутствие специфики его использования, нарушает ст. 33 закона о контрактной системе.

Другой заказчик, который тоже закупал медикаменты, указал в документах такие требования к форме таблетки, способу ее деления и фасовке, которым соответствовал только препарат одного конкретного производителя. Один из участников тендера подал жалобу в ФАС, но ведомство признало ее необоснованной, и тот отправился в суд. Первая инстанция и апелляция согласились с антимонопольщиками, а арбитражный суд округа - нет.

Он указал, что заказчик включил в аукционную документацию такие требования (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые "не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата", зато прямо указывают на его единственного производителя.

При этом доказательств того, что любой из участников закупки мог обеспечить поставку именно этого препарата, не было. Поэтому суд вполне обоснованно сделал вывод о том, что заказчик нарушил правила размещения документации, что "привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции".

Если закон запрещает проводить госзакупку товаров, происходящих из иностранных государств, то участники аукциона должны приложить к заявке документы, подтверждающие страну происхождения товара, который они предлагают.

Заказчик отклонил заявку участника тендера, потому что в документах к ней не было подтверждения, что товар производится в России, хотя в аукционной документации такое требование имелось. Несмотря на это, ФАС решила, что заказчик нарушил ч. 7 ст. 69 закона о контрактной системе, то есть приняла решение об отклонении заявки по основаниям, не предусмотренным ч. 6 все той же ст. 69, и предписала устранить нарушения. Заказчик вместо этого пошел в суд, требуя признать решение и предписание антимонопольщиков недействительными.

Первая инстанция и апелляция требования удовлетворили, указав, что затребованная заказчиком декларация "не является допустимым доказательством, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта", а иные документы, позволяющие определить страну происхождения предложенных к поставке товаров в заявке не значились. Арбитражный суд округа акты нижестоящих инстанций отменил, указав, что в силу п. 3 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе заказчик не вправе в момент подачи заявок требовать документов о стране-производителе, которые по закону передаются уже вместе с товаром, да и нормами п. 2 ст. 456 ГК (обязанности продавца по передаче товара) такая обязанность не предусмотрена.

В результате дело попало в ВС, где экономколлегия отменила постановление кассации, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляции. Судьи напомнили о постановлении правительства № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" от 24 декабря 2013 года и постановлении № 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" от 14 января 2017 года. Оба они не допускают закупку иностранных товаров и услуг для нужд обороны и безопасности, за исключением случаев, когда в России они не производятся в принципе или не соответствуют требованиям заказчика. ВС указал, что заказчику товар был необходим именно для таких нужд, а значит, он имел право требовать документы, удостоверяющие страну происхождения. Но запрашивать ему стоило не декларацию, а, например, сертификат о происхождении товара, выдаваемый по правилам определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года.

Стороны не могут допсоглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте.

Муниципалитет и застройщик заключили договор на строительство многоквартирного жилого дома, который должны были сдать до 1 ноября 2013 года. Позже выяснилось, что достроить его вовремя строительная компания не может, и стороны подписали дополнительное соглашение, которым откладывался ввод многоэтажки в эксплуатацию до 31 августа 2014 года. Прокурор посчитал, что оно противоречит закону о контрактной системе, и обратился в суд, требуя признать соглашение недействительным.

Первая инстанция и апелляция отказали в иске, посчитав, что если сдать объект вовремя невозможно по объективным обстоятельствам, стороны могут изменить сроки допсоглашением. АС округа акты предыдущих инстанций отменил, сославшись на п. 2 ст. 34 закона о контрактной системе, где говорится что при заключении и исполнении контракта его условия должны оставаться неизменными за редкими исключениями (перечислены в п. 1 ст. 95 все того же закона). А временной невозможности исполнения обязательств, на которую ссылался застройщик, в этом перечне нет.

Суд счел, что проведение аукциона на одних условиях, а после фактическое их изменение (продление срока) для победителя "ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов".

Стороны государственного (муниципального) контракта не вправе заключать допсоглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Такое условие допсоглашения является ничтожным, если иное не следует из закона.

Администрация муниципалитета по итогам конкурса заключила контракт с организацией на поставку оборудования. В ходе его исполнения выяснилось, что нужно закупить дополнительные единицы товара. По предложению заказчика стороны заключили допсоглашение, предусматривающее в том числе условие об увеличении цены контракта на сумму более 20%. Однако после поставки товара в новом объеме заказчик отказался оплачивать стоимость дополнительного оборудования, поэтому поставщик обратился с иском в суд. Первая инстанция и апелляция полностью удовлетворили исковые требования. Суды указали, что документация о закупке предусматривала возможность изменения условий контракта, при этом поставщик доказал факт заключения допсоглашения с заказчиком и то, что последний принял товар.

АС округа отменил акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требования поставщика частично: в размере, соответствующем 10% от цены контракта. Согласно п. 1 ст. 95 закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта возможно лишь при одновременном соблюдении двух условий: 1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и контракте, 2) если по предложению заказчика увеличивается количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта. Таким образом, закон предусматривает ограничения для изменения цены контракта. Эти ограничения касаются как поставщика, так и заказчика, и объясняются тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия поставки заранее, и победитель определяется исходя из предложенных им условий. В документации о закупке и контракте, заключенном сторонами, предусмотрена возможность его изменения по соглашению сторон. Вместе с тем условие допсоглашения, согласно которому цена контракта увеличивается более чем 10%, является ничтожным, поскольку противоречит закону и при этом посягает на публичные интересы и права третьих лиц - других участников закупки.

Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты.

Компания на основании доверенностей, выданных администрацией муниципального образования, представляла ее интересы в суде. При этом договор стороны не заключали. Сославшись на то, что администрация не оплатила услуги, фирма обратилась в суд с иском о взыскании с нее неосновательного обогащения. Первая инстанция удовлетворила исковые требования. Она исходила из того, что администрация получила услуги от компании, а следовательно, должна их оплатить. Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении иска, с ней в дальнейшем согласилась кассация.

Дело дошло до ВС. Оказывая услуги без муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами закона о контрактной системе, фирма не могла не знать, что работы выполняются ей в отсутствие обязательств, указал ВС. Следовательно, в силу п. 4 ст. 1109 ГК она не вправе взыскивать с администрации плату за фактически оказанные услуги. Другой подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм закона о контрактной системе. В итоге ВС оставил постановление суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа без изменения.

При этом нельзя отказывать в удовлетворении иска об оплате услуг, оказанных в отсутствие госконтракта или с превышением его максимальной цены, в случаях, когда из закона следует, что их оказание является обязательным для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.

Государственное медицинское учреждение заключило с частной медорганизацией договор по оказанию специализированной медпомощи пациентам. Когда срок договора истек, стороны по итогам открытого аукциона заключили новый госконтракт на оказание медуслуг. Однако исполнитель указал, что оказывал помощь пациентам, направляемым заказчиком, также в период между истечением первого договора и заключением второго. Задолженность компания решила взыскивать через суд. Первая инстанция и апелляция отказались удовлетворить ее иск, указав, что услуги оказывались в спорный период в отсутствие госконтракта.

Однако кассация отменила вынесенные ими акты. Гемодиализ (метод заместительной почечной терапии) оказывается пациентам с хронической болезнью почек, то есть является жизненно важной процедурой, которую нельзя прерывать. Поэтому медорганизация была не вправе отказать в оказании жизненно необходимой медпомощи из-за превышения объема финансирования для оплаты оказанных медуслуг. Кроме того, лечебная организация в силу закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" не вправе отказать в медпомощи обратившимся застрахованным гражданам.

Довод заказчика о том, что исполнитель должен был перенаправить пациентов в лечебное учреждение заказчика для продолжения лечения, кассация отклонила как не основанный на положениях законодательства РФ. При этом бездействие заказчика, а именно непроведение им конкурса и незаключение госконтракта в необходимый для бесперебойного оказания медпомощи срок, в таких случаях не может служить основанием для прекращения или приостановления выполнения государственно и социально значимых функций, заключила кассация.

Собственник помещения в здании обязан оплачивать расходы по содержанию и ремонту общего имущества в силу закона. Эта обязанность не обусловлена наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.

Управляющая компания обратилась в суд с иском к муниципалитету, которому принадлежит помещение в многоквартирном доме. УК потребовала взыскать с собственника задолженность за услуги по содержанию и ремонту общего имущества. Первая инстанция и апелляция отказали в удовлетворении иска, указав, что договорные отношения с муниципалитетом возможны только на основании заключенного муниципального контракта. Однако стороны его не заключали.

Кассация отменила акты нижестоящих инстанций. Арбитражный суд округа пришел к выводу, что обязательство собственника нежилых помещений по оплате расходов на содержание и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений с УК. Последняя также в силу закона обязана оказывать услуги по содержанию общедомового имущества в многоквартирном доме, и она не могла отказаться от этих обязательств даже при отсутствии контракта с муниципалитетом. А тот факт, что он не заключил соответствующий контракт, не освобождает его от внесения платы за содержание общедомового имущества.