На первый взгляд древнеегипетский бог Сет – классический образ «плохого парня». Но внимательное изучение египетской мифологии показывает, что образ этого божества более чем противоречив. Что выделяет его среди других богов египетского пантеона?
Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».
Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.
И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».
Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина
В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).
Как изображали Сета?
Сета чаще всего изображали в человеческом теле, с красной гривой, длинными ушами и красными глазами. Стоит отметить, что красный считался в Древнем Египте символом смерти. Иногда этот бог выглядел как крокодил, гиппопотам или свинья. Если его изображали рядом с Гором, то он непременно стоял сзади. Небесным образом Сета была планета Меркурий.
Особого внимания заслуживает голова Сета. По логике она должна была олицетворять , связанное с божеством. Одни ученые считают данный образ плодом воображения художников, другие пробуют угадать в нем реального представителя африканской фауны. Самой вероятной гипотезой пока является ассоциация Сета с трубкозубом.
Гор и Сет по сторонам от Рамзеса III, музей Каира
Как почитали Сета?
До того как стать сугубо отрицательным персонажем он был покровителем Верхнего Египта. Его культ процветал в Омбосе, Ком-Омбосе и Гипселе. В оазисе Дахла долгое время существовал оракул Сета.
Преимущественно бога боялись и старались по возможности умилостивить. Так, прежде чем начать войну, фараоны старались получить поддержку именно этого бога Египта. С этой целью организовывались специальные жертвоприношения.
Чтобы уберечь себя от враждебных сил, египтяне делали амулеты с его изображением. Его рисовали с двойной короной – символом верховной власти над страной. Таким образом, владельцы амулетов желали добиться расположения божества. В то же время день рождения Сета египтяне считали несчастливым. В этот день старались избегать важных дел.
Мифы о Сете
Начать стоит с мифологической родословной Сета. Он был младшим сыном бога земли Геба и . Сет также приходился братом . Имел несколько жен, среди которых была и его родная сестра Нефтида. При этом ничего не известно о его детях.
Одна из самых известных легенд о Сете повествует о том, как он убил Осириса, чтобы занять его трон. Но как следствие он обрел главного противника – Гора, сына Осириса, желающего отомстить за отца и вернуть трон. Во время одного из противостояний Сет вырвал у Гора глаз, ставший потом амулетом уджат. Согласно другому мифу Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Поэтому египтяне считали свиней нечистыми.
Египетская мифология связывает с этим богом и некоторые вполне материальные события. К примеру, одна из легенд рассказывает о том, как победив Сета, Гор основал город Эдфу. Именно здесь располагался храм, стены которого обильно украшены рельефами, представляющими борьбу двух божеств.
Ряд историков отмечают, что в мифах о Сете и Горе отобразились социальные и политические события истории Египта. В частности, объединение страны, произошедшее на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Тогда велась жестокая борьба за власть между правителями Верхнего и Нижнего Египта.
11 ноября 2017
Мифологический бог Сет был известен и почитаем в древнем Египте, известен он и нам. Сет входил в число верховных богов. Память о нем больше связана чем-то отрицательным. О нем пишут, как о повелителе пустыни, песчаных бурь, он же — прообраз хаоса, враждебности и зла.
Первые письменные упоминания о боге Сете дотированы эпохой Нагада I (примерно 3500 – 4000 лет до н. э.), о чем свидетельствует найденный предмет из слоновой кости с гравировкой. Изначально это божество представлено в виде положительного персонажа, целью которого являлась защита бога Ра от огромного змея Апопа стремящегося проглотить солнце и тем самым повергнуть во мрак все человечество. Однако, события и повествования менялись по мере развития культур и наследий.
Считается, что Сет является сыном богини неба Нут и бога земли Геба. В пантеоне богов Древнего Египта он одна из ключевых фигур, приближенных практически ко всем династиям фараонов. Изображали его, как правило, в виде человека с головой шакала, осла, крокодила и даже гиппопотама с красной гривой и в сопровождении рыжей собаки. Неотъемлемый атрибут длинные уши, в руках скипетр Уас и анх. Такие сведения содержаться в письменах, а также многочисленных статуях, гравюрах, барельефах.
Современные религии признают лишь одного Бога. Боги же прошлых цивилизаций были уважаемы людьми, но жили вполне человеческой жизнью. Они рождались, творили, умирали или уходили в некий иной мир. Так и в Древнем Египте. Бог Сет имеет вполне определенное место рождения — Омбос, что в верхнем Египте, где массово концентрировались его культовые центры. Как и среди людей встречаются корыстные, жадные и т.п., так и среди богов они есть. Таким оказался Сет. В мифологических повествованиях указывается, что в стремлении к власти во всем Египте Сет решается на подлое убийство своего старшего брата Осириса и занимает трон.
Сын Осириса Гор, дабы избежать участи отца вынужден долго скрываться, однако, по истечении определенного периода решает отомстить за смерть родителя и вступает с Сетом в ожесточенную битву, целью которой является наследственный титул верховного правителя объединенного Египта. В кровавом противоборстве Сет вырывает у племянника глаз, однако, последний умудряется кастрировать своего противника тем самым лишая его мужского начала. В общей сложности их дуэльное соперничество длилось долгие десятилетия, это утомило других богов и те вынуждены были собрать своеобразное вече, на котором постановили, что единственным законным владельцем верховного трона является Гор и Сету ничего не оставалось, кроме как подчиниться такому решению.
Многие мифологические толкования отождествляли это событие как борьбу света и тьмы, добра и зла, что в полной мере соответствовало мировоззрению египтян того времени. Многочисленные изречения по-разному толкуют последующие события.
- По одной из версий Сет был полностью изобличен в подлости и казнен.
- Другая версия гласит, что враждующие примирились между собой.
- Существует также миф о том, что Сет, уступив королевский титул, перешел в число приближенной свиты бога Ра став олицетворением и физической мощью грома на небесах.
Такие различия в трактовке были вызваны разносторонней ментальностью и стремлением отдельных исторических деятелей превознести лишь те факты, которые соответствовали субъективным идеалам в каждом конкретном случае. Но этому не стоит удивляться хорошее и злое начало характерно для мифологий и отождествления силы во всех странах и народностях. Еще одна возможная причина неудачи Сета при практически равных правах на трон заключалась в том, что он являлся повелителем стихий, а это не совсем благоприятный факт для Нижнего Египта, где в преобладающем большинстве проживали земледельцы. Отчасти причиной является то обстоятельство, что Сет часто покровительствовал чужестранцам, которые вызывали антипатию у коренных египтян.
Согласно древнеегипетским мифам братоубийство было далеко не единственным греховным деянием Сета. Его не раз уличали в вырубке священных деревьев и в охоте на священных животных. Непреодолимая тяга к извращениям сексуальной направленности становится следствием гомосексуальной практики, в частности, с Хорусом, что стало причиной неестественного появления на свет лунного бога Тота. До упоминаний греховного падения Сета для почитателей его культа в обязательном порядке были свойственны оракулы.
Однако, такие события в большей мере смущали только идейных моралистов, при этом не мешали ценителям доблести и силы продолжать восхищаться отличными военными качествами и отвагой Сета, его ловкостью и блестящими навыками владения копьем, булавой и скипетром. В этом отношении даже многие фараоны в мифах отождествлялись с Сетом во время своих сражений. Это, в частности, касается Тутмоса III и Рамсеса II. Для того чтобы заручиться поддержкой этого божества ему продолжали поклоняться, возводили храмы в пределах дворцовых комплексов, использовали амулеты и другую атрибутику с его изображением. Некоторые фараоны тех времен носили имена производные от имени бога Сета, рассчитывая на все вытекающие из этого положительные последствия. Наиболее запоминающимся был Сети I, представитель 20-й династии. Такая суеверность египтян во многом оправдывалась воинственностью нации.
Удивительным остается лишь тот факт, что ни один миф или другое историческое повествование не содержит в себе каких-либо упоминаний о потомках Сета, не смотря даже на то, что одна из его жен богиня Таурт олицетворяла плодородие в женском начале, была покровительницей беременных и новорожденных. Достоверно также неизвестно и о последующей жизни и кончине Сета.
Достаточно интересным является судьбоносный миф касаемый Сета и Осириса. Суть события заключается в том, что последний не имел детей на момент своей гибели от рук брата, однако, из его мертвого тела жена Исида смогла извлечь жизненную силу и забеременев в болотистых зарослях Нила родить сына Гора, который затем будет мстить за убитого отца. В этом же мифе упоминается, что Гор, используя свой вырванный Сетом волшебный глаз смог оживить отца, но тот, в свою очередь, отказался возвращаться на землю к жизни среди людей оставшись в подземном мире мертвых для поддержания там вселенского равновесия.
Еще один миф заката жизни Сета гласит о том, что упомянутое божество было помещено в вечное заточение на небесах подпирать собою небесное светило тем самым искупляя свои грехи перед собранием девяти верховных богов мироздания, которые путем суда и определили его дальнейшую судьбу.
Учитывая, проявленные Сетом алчность и жестокость по отношению к родному брату, события вызвали настолько огромное возмущение определенных сословий, что создавались отдельные общины, цель которых было повсеместное проклятие всей сущности Сета. Ими пышно празднуется день кастрации Сета во время битвы с Гором.
Создавались даже отдельные ритуальные тексты проклятия этого подлого божества. День его рождения еще до проявленных негативных качеств считался в египетском календарном летоисчислении одним из самых неудачных и трагичных. А животные с которыми он отождествлялся чаще символизировали смешанные чувства и двойные стандарты, склоняясь к демоническим предпосылкам. Люди их чаще называли последователями сатаны и вампирами.
Подобное положение вещей не осталось без внимания отдельных заклятых врагов Египта, которые начинали боготворить Сета, пытаясь найти в его лице определенную поддержку в битвах с лидирующей нацией африканского континента.
Как видно, сущность древнеегипетских мифов не менее многогранна и уникальна чем история культуры других народов мира. Это поистине шедевральное достояние целого народа с задатками прогрессивной цивилизации, имеющей тысячелетний опыт глубокого философского познания добра и зла в глобальном смысле.
Бог Сет – демонический персонаж древнеегипетской мифологии. Это бог хаоса, разрушения и смерти.
Сет с самого начала противостоял Осирису и его сыну Хору (Гору) – добрым и справедливым божествам, правителям земли и подземного царства.
Но примечательно, что Сет был одновременно и братом Осириса и дядей Гора, по-видимому, для египтян это означало, что добро и зло, созидание и разрушение, рождение и смерть неотделимы друг от друга и происходят из общего источника.
Сет – это предтеча
Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога. Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.
Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.
Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.
Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.
Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).
Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.
Рождение
Как и , Сет был сыном бога земли Геба и небесной богини Нут. По одному из мифов, он появился из бока Нут, которая почиталась в обличье коровы. День его рождения египтяне считали несчастливым и старались не делать ничего важного в этот день.
Изображение На рисунках Сета представляли по-разному. Один из вариантов – в виде осла или трубкозуба: с вытянутой мордой, длинными ушами и гривой. Грива и глаза имели красный цвет, который у египтян ассоциировался со смертью (поскольку это цвет пустынного песка).
Другие варианты – в виде гиппопотама, крокодила, змеи или сочетания этих животных. Во время битвы с Гором Сет принял обличье свиньи. Ещё один вариант – «зверь Сета». Ему соответствовал даже отдельный иероглиф, который имел значение «злой», «дикий». Это изображение несколько напоминает трубкозуба или окапи (карликового жирафа).
Описание этого существа встречается даже в арабских книгах, в которых оно носит название «салава».
Почему семитские народы не едят свинину?
Известно, что евреям и арабам (а также всем мусульманам) запрещено употреблять в пищу свинину. Арабы считают свинью просто грязным животным, а евреи – «некошерным», поскольку свинья не пережёвывает жвачку. Был такой запрет и у древних египтян.
Мифологическая подоплёка этого закона была иной: в чёрную свинью превращался демонический бог Сет, когда боролся с Гором – богом света и защитником Осириса. Очевидно, запрет на поедание свинины достался этим народам от общих предков и был связан с какими-то гигиеническими соображениями.
Возможно, свинья представлялась египтянам настолько мерзким существом, что её покровителем они посчитали самого Сета.
Гиппопотам
Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.
В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.
Передняя нога Сета
По одному из рассказов, во время битвы с Гором одна из ног Сета была заброшена на небо, где боги приковали её железными цепями к небесной опоре. Охранять эту ногу поручили гиппопотаму Хесамуту – священному животному Исиды.
Отождествления Бог
Сет у различных народов и у самих египтян отождествлялся с другими богами.
- При владычестве гиксосов (кочевых племён индоевропейского происхождения) он отождествлялся с их богом Ваалом.
- Ливийцы сближали его с Ашем – древнейшим египетским божеством пустыни.
- Хурриты отождествляли его с Тешубом – суровым богом грозы.
- Греки сближали его с великаном Тифоном, порождённым Геей и появившимся из вулканического огня и дыма.
Таким образом, Сет достаточно давно играл роль антагониста, бога суровых природных условий, хотя и не абсолютного злодея. Даже после проигранного спора с Гором он оставался покровителем южных египетских регионов и богом воинской доблести и храбрости. Лишь при поздних фараонах, особенно Птолемеях, возвысивших Гора и его культ, Сет окончательно перешёл на сторону, занимаемую прежде Апопом.
Которого также в литературе называют Сетх и Сутех, был одним из наиболее важных персонажей в пантеоне. С ним связано большое количество мифов и преданий, его просили о милости и боялись.
Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.
Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.
У этого персонажа древнеегипетской мифологии было много Но главным среди них был осел. Потому и самого Сета изображали высоким, стройным человеком с ослиной головой. У него были красные волосы и глаза, что считалось цветом мертвой земли - пустынь. В руках у бога изображалось копье.
Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.
Предательство Сета
Во времена, когда верили в и Сета, было принято заранее начать заботиться о своей загробной жизни. Еще в молодости заказывали саркофаги и строили гробницы. Когда строительство было закончено, можно было отпраздновать. Вот и Сет заказал для себя саркофаг. Но вот только он оказался богу не по размеру.
Как рассказывает мифология, Сет пригласил в свой дом гостей и сказал, что подарит прекрасный саркофаг тому, кому он придется в пору. Тогда все гости коварного бога стали по очереди примерять подарок. Но вот только подошел он лишь Осирису. Стоило ему лечь в саркофаг, как крышка закрылась. Сет облил саркофаг свинцом и бросил тело брата в воды Нила.
Жена Осириса Исида надела траур. Она долгое время искала своего мужа и скиталась по разным землям. Наконец она узнала, что гроб её супруга стал колонной в одном из дворцов. Исида скрыла свое божественное происхождение и стала няней, лишь бы быть рядом с телом мужа. Но её обман скоро открылся. И тогда Исида попросила отдать ей гроб.
Свое странствие и его исход богиня смогла скрыть от жестокого брата. Сету она также не рассказала и про свою беременность, а затем про рождение сына Гора.
Сет против Гора
Как рассказывает мифология, Гор вырос сильным юношей, могучим воином. И ничего он не желал сильнее, чем отомстить за отца.
Битва между двумя богами отражена в мифах. Изначально сын Осириса терпел поражения. Сет вырвал у своего племянника глаз. Тот же в свою очередь кастрировал дядю. Боги были обеспокоены этой кровопролитной битвой. И тогда они решили устроить суд, чтобы решить, кто прав - сын Осириса или Сет. Мифология рассказывает о том, что победа была отдана Гору. Ему вернули глаз, который и помог оживить Осириса. Сет был наказан за свое вероломство.
Оживший Осирис мог снова стать правителем. Но он не желал оставаться среди богов после пережитого. Тогда он стал правителем загробного мира, а свою прежнюю власть передал сыну Гору.
Сет — воин и защитник
Не только покровителем зла был Сет. Мифология редко включает в себя героев, в которых только отрицательные качества. Так и в боге с ослиной головой были черты, которые делали его привлекательным для древних египтян.
Сет был покровителем металлов, и в честь него было названо железо. А так как этот бог был еще и сильным, его своим владыкой выбирали воины. Он умел сражаться копьем и нередко одерживал верх над своими соперниками. Его сила привлекла внимание и фараонов. Потому Сет имел причастие и к власти. Его изображали рядом с фараонами.
Как рассказывает мифология, Сет играл важную роль при смене дня и ночи. Своим копьем он убивал змея, который хотел напасть на колесницу Несмотря на свой характер, Сет возвращал людям солнечный свет.
Истории богов включают в себя вечное противостояние добра и зла, как и любая другая мифология. Сет предстает в ней олицетворением дурного, но его не забывали и поклонялись ему. Считалось, что он способен на любое коварство. Но он же мог и защитить от зла. Его считали покровителем воинов, но и ассоциировали с загадочными землями за границами Египта.
Про Сета существует множество мифов. И не во всех он предстает злодеем. Одним из важнейших богов считается Сет. Мифология Египта рассказывает историю его взлета и падения.
Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.
Египетский бог Сет
Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.
Какую природную стихию олицетворял бог Сет?
Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.
Жена бога Сета
Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».
Чему покровительствовал бог Сет?
Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.
Как выглядит бог Сет?
Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.
Как почитали бога Сета?
Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.
Символ бога Сета
Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.
Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.