«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования к обеспечению системы пожарной безопасности охраняемых объектов ужесточились.
Федеральный закон ввел понятие пожарный риск , под которыми подразумевается реальная возможность пожарной опасности для объектов с определением отрицательных последствий от воздействия пожара по отношению к материальным ценностям и людям.
Оценка пожарных рисков осуществляется специалистами на основе разработанного ВНИИПО МЧС России проекта «Порядка проведения оценки пожарного риска для объектов общественного назначения». Данный документ позволяет использовать в каждом конкретном случае свой метод расчета времени, необходимого для эвакуации объекта в целом и для движения людской массы, эвакуируемой из опасной зоны.
В процессе оценки определяется уровень соответствия необходимым требованиям по пожарной безопасности каждого охраняемого объекта. К охраняемым относятся объекты производственного (промышленные и сельскохозяйственные, инженерные и транспортные и т.п.) и непроизводственного назначения (сервиса и образования, здравоохранения и культуры, жилые дома).
Каждый объект защиты, для которого законом предусмотрен расчет пожарных рисков, обязан иметь декларацию пожарной безопасности . В этом случае оценка пожарного риска проводится в обязательном порядке. Если для каких-либо объектов охраны пожарная безопасность специальными законами не регламентирована, оценка пожарного риска производится специально для обоснования необходимости обеспечить пожарную безопасность на таких объектах.
Пожарные риски подразделяются на:
- допустимые,
- индивидуальные (последствие в виде гибели человека),
- социальные (риск гибели целой группы людей в результате пожара).
Что входит в оценку пожарного риска? Прежде всего, определяются расчетные величины пожарного риска на конкретном объекте защиты, а затем сопоставляются с уже установленными Федеральным законом нормативами пожарных рисков. Такая расчетная величина признается количественной мерой вероятности пожарной ситуации на объекте и тех последствий, которые возможны в результате пожара для окружающих.
Риск последствий пожара в виде гибели людей – это количественная мера возможной реализации пожарной опасности, прежде всего, производственного объекта. Возможна гибель его персонала и даже людей, проживающих в соседних с объектом зонах, безопасность которых напрямую зависит от системы пожарной безопасности объекта.
Отсюда и классификация пожарных рисков на индивидуальные и социальные. При индивидуальном риске его величина для работника из персонала объекта исчисляется частотой поражения работника в течение года опасными пожарными факторами. Учитывается при этом нахождение работника во всех строениях и помещениях, находящихся на территории данного объекта.
Социальный же риск определяется частотой пожароопасных ситуаций, в результате которых могут пострадать группы числом не менее 10 человек.
© 2010-2019 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов
На основании статистических данных показано, что нормативное значение индивидуального пожарного риска, регламентированное "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности", не соответствует уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития России.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать 10-6 в год при нахождении одного (отдельного) человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения или строения точке.
Индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара (ст. 2, п. 9 ).
Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей(ст. 2, п. 20 ).
Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (ст. 2, п. 22 ). Опасные факторы пожара (ОФП) перечислены в ст. 9 .
В табл. 1 представлены фактические уровни индивидуального пожарного риска для людей (статистические данные) в странах, сопоставимых по климату с Россией .
Как следует из ст. 6 , главной целью принятия технических регламентов является защита жизни или здоровья граждан. Применительно к обеспечению пожарной безопасности Технический регламент с учетом степени риска причинения вреда должен устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность.
Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Из табл. 1 следует, что даже в самых развитых странах индивидуальные пожарные риски во много раз превышают нормативное значение индивидуального пожарного риска, предусмотренное ст. 79 . Причем указанные риски в Финляндии, Норвегии и Швеции обществом и государственными структурами этих стран рассматриваются как допустимые .
Таблица 1. Фактический уровень индивидуального пожарного риска (статистические данные) в странах, сопоставимых по климату с Россией
Вероятность воздействия* ОФП в расчете на 1 чел. в год Р-10 6
Страна |
1975 |
1980 |
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2010 |
Среднее |
Финляндия |
38 | 29 | 17 | 28 | |||||
Швеция |
27 | 19 | 21 | 20 | |||||
Норвегия |
29 | 24 | 21 | 24 | |||||
Канада |
29 | 22 | 21 | 22 | |||||
США |
36 | 31 | 26 | 38** | |||||
Россия | 69 | 81 | 181 | 193 | 214 | 186 |
* С пропорцией погибших и травмированных от 0,8:1 до 1,3:1.
** Учтены жертвы теракта 11.09.2001 г.
Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий (ст. 2, п. 8 ). На этом основании можно сделать заключение: требование ст. 79 , регламентирующей нормативное значение индивидуального пожарного риска, равное 10 -6 в расчете на 1 чел. в год, и не реализованное ни в одной из стран, указанных в табл. 1, ни в коем случае нельзя признать минимально необходимым требованием. Закон не дает формулировки понятия "минимально необходимое требование". Однако он дает определение понятия "безопасность продукции".
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизаци и (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 ).
Формулировка понятия "недопустимый риск" в законе также не приводится, хотя термину "риск" определение дано.
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести вреда.
Понятие "допустимый риск" в законе не предусмотрено, но в Техническом регламенте дается определение понятия "допустимый пожарный риск", которое приведено выше.
В табл. 2 представлены данные, необходимые для расчета коэффициента корреляции между индивидуальным пожарным риском и ожидаемой продолжительностью жизни в США (статистика взята по США потому, что для этой страны имеются наиболее полные статистические данные, касающиеся гибели и травматизма людей при пожарах, начиная с 1913 г., когда индивидуальный пожарный риск составлял 15710 -6 в расчете на 1 чел. в год при ожидаемой продолжительности жизни 53 года).
Таблица 2. Данные, необходимые для расчета коэффициента корреляции между индивидуальным пожарным риском и ожидаемой продолжительностью жизни в США
п/п | Год | Индивидуальный пожарный риск Д-10 6 (х) | Ожидаемая продолжительность жизни (у), лет |
у 2 |
х 2 |
ху |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2010 |
5929 |
1771 |
||||
2000 |
5776 |
2356 |
||||
1990 |
1296 |
5776 |
2736 |
|||
1985 |
1444 |
5625 |
2850 |
|||
1980 |
2500 |
5476 |
3700 |
|||
1975 |
8649 |
5329 |
6789 |
|||
1968 |
4096 |
5184 |
4608 |
|||
1958 |
5184 |
4900 |
5040 |
|||
1948 |
7396 |
4624 |
5848 |
|||
1941 |
10609 |
4096 |
6592 |
|||
1938 |
7396 |
3969 |
5418 |
|||
1928 |
14641 |
3481 |
7139 |
|||
1918 |
29241 |
3136 |
9576 |
|||
1913 |
24649 |
2809 |
8321 |
|||
Итого |
1131 |
118591 |
66110 |
72744 |
Коэффициент корреляции К между значениями, приведенными в графах 3 и 4 в табл. 2,составляет:
Такое высокое значение К указывает на то, что ожидаемая продолжительность жизни и индивидуальный пожарный риск характеризуются почти 100 %-ной (94 %) корреляционной связью, которая имеет обратно пропорциональную зависимость: чем меньше индивидуальный пожарный риск, тем выше ожидаемая продолжительность жизни. Последняя в России в 2011 г. составляла 66 лет, а индивидуальный пожарный риск - 18610 -6 .
Таким образом, фактический индивидуальный пожарный риск в России в 186 раз превышал нормативный предусмотренный ст. 79 . Расчеты показали, что значению индивидуального пожарного риску 10 -6 соответствует следующая ожидаемая продолжительность жизни : в США-81 год; в России - 86,4 года; в Финляндии, Норвегии и Швеции - 83-84 года.
Между тем, как следует из табл. 3 , указанная продолжительность жизни будет достигнута в некоторых странах только через 35-40 лет.
Таблица 3. Страны с самой высокой прогнозируемой ожидаемой продолжительностью жизни*
№ п/п | Страна |
Ожидаемая продолжительность жизни (2045-2050 гг.) |
Япония |
88,0 |
|
Китай (Гонконг) |
84,7 |
|
Швеция |
84,6 |
|
Мальта |
84,0 |
|
Франция |
84,0 |
|
Бельгия |
83,8 |
|
Китай (Макао) |
83,8 |
|
Норвегия |
83,7 |
|
Австрия |
83,6 |
|
Израиль |
83,5 |
|
* Средний вариант, прогноз United Nations Population Division, 2001 г. |
В учебном пособии отмечено, что "уровни приемлемого риска устанавливают с учетом фактического уровня аварийности (достигнутого уровня безопасности)". На основании анализа различных видов рисков в сделан вывод, что для России значение приемлемого индивидуального риска со смертельным исходом составляет 5010 -6 при фактическом уровне пожарной опасности в 2010 г. 86Т0 -6 .Это число представляет собой вероятность воздействия опасных факторов пожара в расчете на 1 чел. в год при соотношении погибших и травмированных 0,99:1 (см. примечание к табл. 1). Округляя это соотношение до 1:1 и принимая во внимание приемлемый индивидуальный риск со смертельным исходом (5010 -6), приходим к выводу, что уровень приемлемости индивидуального пожарного риска в настоящее время в России не превышает 10010 -6 . Примерно такой же уровень индивидуального пожарного риска был в 1941 г. в США (см. табл. 2), при этом ожидаемая продолжительность жизни составляла 64 года. В России же в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни составляла 66 лет.
Вывод
Нормативное значение индивидуального пожарного риска, регламентируемое ст. 79 , соответствует ожидаемой продолжительности жизни 83-86 лет в Россиии в странах, сопоставимых по климату с Россией. При этом оно не соответствует экономическому, социальному и культурному уровню развития ни одной из стран в мире. В соответствии же со ст. 3 закона одним из принципов технического регулирования является его соответствие уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Нормативное значение индивидуального пожарного риска целесообразно привести в соответствие с уровнем развития национальной экономики, материально-технической базы, а также с уровнем пожарно-технического развития России. Анализ численных значений различных видов индивидуальных рисков гибели людей в России, в том числе индивидуального пожарного риска, а также сопоставление последнего с индивидуальными пожарными рисками в странах, схожих по климату с Россией, позволил обосновать допустимый (приемлемый) индивидуальный пожарный риск в России на уровне 100 10 -6 и менее на 1 чел. в год. Это значение индивидуального пожарного риска целесообразно признать нормативным и в установленном порядке внести в ст. 79 Технического регламента соответствующие поправки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. - М. : ФГУ ВНИИПО, 2008. - 157 с. // Российская газета. - 2008. - № 163; Собр. законодательства РФ. - 2008.-№30
- Пожарные риски. Вып. 2: Динамика пожарных рисков / Под ред. Н. Н. Брушлинского. - М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2005. - 82 с.
- О техническом регулировании: Федер. закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ; принят Гос. Думой 15.12.2002 г.; одобр. Сов. Федерации 18.12.2002 г. // Российская газета. - 2002. - № 245
- Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / Под ред. Н. Н. Брушлинского и Ю. Н. Шебеко. - М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. - 370 с.
- United Nations Demographic Yearbook 2001. United Nations. -New York, 2003. - 748 р.
- Вишняков Я. Д., РадаевН. Н. Общая теория рисков: учеб. пособие для студентов вузов.-2-е изд., испр. - М. : Изд. центр "Академия", 2008. - 368 с
А. В. ФИРСОВ, старший преподаватель кафедры гражданской защиты Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, России
Е. В. КРЮКОВ, канд. воен. наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданской защиты Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия
Г. X. ХАРИСОВ, д-р техн. наук, профессор кафедры гражданской защиты Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия
Статья предоставлена редакцией журнала «Пожаровзрывобезопасность» (http://www.firepress.ru )
Степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара;..."
Источник:
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) " о требованиях пожарной безопасности"
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое "Социальный пожарный риск" в других словарях:
социальный пожарный риск - 3.23 социальный пожарный риск (risk societal): Пожарный риск, характеризующий последствия для каждого человека и/или группы в целом. Примечания 1 Комбинация последствий для всех вовлеченных сторон связана с общей вероятностью возникновения… …
Риск - У этого термина существуют и другие значения, см. Риск (значения). В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но ис … Википедия
Пожарный аудит
Социальный аудит - Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный аудит … Википедия
РИСК ПОЖАРНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ - Степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара. Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123 ФЗ (ст.2, ст.93). Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
Аудиторский риск - Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный аудит … Википедия
ГОСТ Р 51901.10-2009: Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии - Терминология ГОСТ Р 51901.10 2009: Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии оригинал документа: 3.21 вероятность безотказной работы (reliability): Вероятность выполнения объектом требуемой функции в заданных условиях… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий - Терминология Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий: Аварийная разгерметизация неконтролируемое нарушение целостности и/или герметичности элементов оборудования технологической системы, приводящее к выбросу горючих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация - (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора
Юршор - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отред … Википедия
Расчет пожарных рисков для производственных зданий
В основе расчета пожарных рисков лежит принцип сопоставления нормативной величины пожарного риска и расчетной величины пожарного риска.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 93, регламентирует следующие величины пожарных рисков.
Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать
одну миллионную в год
(допускается увеличение индивидуального пожарного риска
до одной десятитысячной в год
при реализации мер по обучению персонала действиям при пожаре).
Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать
одну стомиллионную в год.
Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах состоит из следующих разделов:
1. Общие положения
2. Термины и определения
3. Общие требования к определению расчетных величин пожарного риска
3.1. Анализ пожарной опасности производственного объекта
3.2. Определение частот реализации пожароопасных ситуаций
3.3. Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития
3.4. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития
3.5. Анализ наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
4. Методика вычисления расчетных величин пожарного риска
4.1. Потенциальный пожарный риск для территории производственного объекта и прилегающей к объекту территории
4.2. Потенциальный риск для зданий производственного объекта
4.3. Индивидуальный пожарный риск
4.4. Социальный пожарный риск
5. Условия соответствия (несоответствия) объекта защиты
требованиям пожарной безопасности
Приложения
Приложение №1 Частоты реализации событий, инициирующих пожароопасные ситуации и пожары
Приложение №2 Процедура построения логического дерева событий
Приложение №3 Методы оценки опасных факторов
Приложение №4 Критерии поражения людей, зданий и оборудования
опасными факторами
Приложение №5 Методы определения времен от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара и расчетного времени эвакуации
Определение расчетных величин пожарного риска на производственном объекте осуществляется на основании:
- анализа пожарной опасности производственного объекта;
- определения частот реализации пожароопасных ситуаций;
- построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
- наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Определяет нормативные значения пожарного риска для производственных объектов. В этой связи уместно отметить, что согласно определениям, данным в ст. 2 комментируемого Закона:
пожарный риск - это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (п. 28);
допустимый пожарный риск - это пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий (п. 8);
индивидуальный пожарный риск - это пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара (п. 9);
социальный пожарный риск - это степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара (п. 43).
Ранее соответствующие требования предусматривались, прежде всего, в ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 и Закона), в соответствии с п. 1.2 названного стандарта:
объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне;
требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Выше также говорилось, что аналогичные требования предусмотрены в п. 4 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ":
руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений;
требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека.
Наряду с этим в п. 1.3 ГОСТ 12.1.004-91 предусмотрено, что:
объекты, пожары на которых могут привести к массовому поражению людей, находящихся на этих объектах и окружающей территории, опасными и вредными производственными факторами (по ГОСТ 12.0.003-74 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация"), а также опасными факторами пожара и их вторичными проявлениями, должны иметь системы пожарной безопасности, обеспечивающие минимально возможную вероятность возникновения пожара;
конкретные значения минимально возможной вероятности возникновения пожара определяются проектировщиками и технологами при паспортизации этих объектов в установленном порядке.
Кроме того, соответствующие требования предусматривались в ГОСТ Р 12.3.047-98 "ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля". Так, в п. 6.1 названного стандарта установлено, что оценку пожарной безопасности технологических процессов повышенной пожарной опасности осуществляют с помощью критериев:
индивидуального риска;
регламентированных параметров пожарной опасности технологических процессов.
В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 12.3.047-98 пожарная безопасность технологических процессов считается безусловно выполненной, если:
индивидуальный риск меньше 10-8;
социальный риск меньше 10-7.
Там же предусмотрено, что эксплуатация технологических процессов является недопустимой, если индивидуальный риск больше 10-6 или социальный риск больше 10-5; эксплуатация технологических процессов при промежуточных значениях риска может быть допущена после проведения дополнительного обоснования, в котором будет показано, что предприняты все возможные и достаточные меры для уменьшения пожарной опасности.