Домой / Образцы документов / Фома Аквинский: биография, творчество, идеи. Философские взгляды Фомы Аквинского. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского

Фома Аквинский: биография, творчество, идеи. Философские взгляды Фомы Аквинского. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d"Aquino) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Родился примерно в 1225 (Бертран Рассел называет дату 25 января 1225 г.), замок Роккасекка, близ Аквино - умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для прохождения новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий.

С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.

Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика». «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

2. Идеи Фомы Аквинского

2.1 Теология и философия. Ступени истины

Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология - священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:

Мудрость Благодати.

Мудрость богословская - мудрость веры, использующая разум.

Мудрость метафизическая - мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Каждая наделена своим «светом истины».

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие - понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость - стремление постичь Бога, наука же - способствующее этому средство.

2.2 О бытии

Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Мир - совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования:

1. существование самосущностное или безусловное.

2. существование случайное или зависимое.

Только Бог - подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения» на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

2.3 О материи и форме

Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны - материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные - ангелы - имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность - в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод - в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них - отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности.

Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

2.4 О человеке и его душе

Индивидуальность человека - личностное единство души и тела.

Душа - животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость - становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Душа человека бессмертна.

Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум.

Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека - интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает свободы выбора: Бог как наивысшая причина допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

Что касается , то, как уже отмечалось выше, первым Западная Европа узнала учение и . Однако с XII века, благодаря, как ни странно, арабскому нашествию, главной фигурой философской жизни Европы становится . Именно через покоренную арабами Испанию в Европу стали проникать многие культурные достижения Востока, а также античности. Первоначально арабские мыслители Авиценна и Аверроэс перевели Аристотеля на арабский, а затем трактаты Стагирита вернулись в Европу, где были переведены с арабского на латынь. Католическую церковь не устраивала все возрастающая популярность учения Аристотеля, да еще с комментариями Аверроэса, усилившего материалистические тенденции в творчестве античного мыслителя. Создавались целые комиссии богословов, которые пытались приспособить аристотелевское учение к христианству, но удалось это лишь Фоме Аквинскому.

Фома принадлежал к знатному аристократическому роду, являясь седьмым (самым младшим) сыном графа Аквинского Ландульфа . Вопреки семейной традиции, он предпочел рыцарскому поприщу монашество, к которому, видимо, чувствовал призвание с детства. Несмотря на ожесточенное сопротивление семьи, Фома вступил в доминиканский нищенствующий орден.

Теология Фомы Активнского

Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Кельне у великого Альберта Больштедского, затем в Париже. Лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в теологических диспутах. В итоге именно Фоме была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд «Сумма теологии», который он писал более 10 лет. Его другой не менее известный труд «Сумма против язычников» остался незавершенным. Если «Сумма против язычников» обращена к читателю, который предполагается еще не христианином, то «Сумма теологии» — к читателю-христианину.

Сопоставляя учение Фомы Аквината с учением Августина — наиболее авторитетного представителя , можно отметить, что в целом Фома мыслит в русле воззрений Августина, то есть в русле средневекового рационализма. Но определенные отличия в их позициях все-таки есть. Если Августин Аврелий, не отрицая значения разума, большое значение придает мистическому способу постижения истин (о Боге и человеке), предполагающему непосредственное участие Бога в жизни человека и в самом процессе познания, то Фома Аквинский обосновывает мысль о существовании естественных законов, по которым развивается мир, сотворенный Богом.

Если, по Августину, человек может познать Бога непосредственно, познавая свою собственную душу, то с точки зрения Фомы, он может это сделать, опосредованно, постигая мир природы, мир сотворенных вещей.

Августина интересует познание тайн души и Бога, в этом главное призвание человека (Бога он видит в глубине своей собственной души), при этом мир природы остается без внимания. Постигая душу, можно познать Бога, который сам откроет себя и истины о мире. Это путь от внутреннего мира человека к Богу. Логика Фомы Аквинского иная. Истинный путь богопознания — не от души человеческой (путь от души неопределенный, сомнительный и спорный), а от тварного мира, от познания конкретных вещей. Таким образом, путь богопознания лежит через тварный мир. Эта идея лежит в основе тех доказательств существования Бога, которые разрабатывает Фома Аквинский. Чтобы доказать, что Бог существует, нужно познавать сотворенный Богом мир.

Сотворенный Богом мир — это сложная иерархическая система, состоящая из четырёх ступеней:

  1. Неорганические стихии и минералы (неживая природа);
  2. Растения (растительный мир);
  3. Животные (животный мир);
  4. Человек (человеческий мир).

Существа, иерархически занимающие разные ступени в этом мире, отличаются спецификой соотношения между материей и формой. Для низшей ступени форма — это формальная причина, т.е. она составляет лишь внешнюю определенность вещей. На второй ступени форма уже выступает как конечная причина , так как растения получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. На третьей ступени форма приобретает сущность действующей причины . Поэтому для животных характерен не только рост, но и способность к движению. В человеческом мире форма выступает не в качестве организующего принципа материи, а независимо от нее, как свободная причина. Здесь форма является разумной душой.

Пять доказательств бытия Бога

Мир — сложная иерархия, в которой существа не являются автономными. Будучи независимы между собой, все эти существа причастны одному Богу. Из этих положений следовало, что каждый уровень иерархии имел свою укорененность в Бытии , определяющую характер свойств вещей. Поэтому в процессе познания человек ничего не мог ни добавить, ни убавить относительно этих свойств. Познание интерпретировалось как постижение человеком явлений и процессов существующего мира так, как они есть на самом деле.

Иными словами характеристики бытия ни в коей мере не зависели от субъекта познания и специфики его методов. Человек, хотя и понимался как наиболее самостоятельное существо по сравнению с представителями других уровней иерархической лестницы, тем не менее, не являлся абсолютно самостоятельным бытием в силу своей причастности Богу.

В этом положении проявляется онтологизм учения Аквината, впоследствии утраченный номиналистами Дунсом Скотом и Оккамом.

Как же человек производит познание Бога, познавая единичные вещи? Поднимаясь от единичных вещей к общему, человек приходит к самому общему, то есть к Богу.

Так Фома Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога :

  • Бог как неподвижный перводвигатель. Все, что движется, чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения необходимо допустить существование неподвижного перводвигателя. А раз его нет в тварном мире, он есть в Боге.
  • Бог как первопричина мира. Существование Бога доказывается невозможностью бесконечной цепи причин. Должна существовать первопричина, не имеющая причин. Следовательно, первопричиной мира является Бог.
  • Бог как высшая необходимость. Все явления имеют высший смысл, необходимость, конечным источником которой является Бог.
  • Бог как абсолютное совершенство. Данное доказательство исходит из того, что в мире существуют различные степени совершенства. Источник их — в существовании абсолютного совершенства — Бога.
  • Бог как высшая целесообразность. Исследуя и наблюдая конечный мир, можно увидеть, что все служит некоторой цели, цели устанавливаются лишь живыми существами; источник целесообразности и есть Бог.

Таким образом, создала тип схоластического философствования, для которого характерно использование логических правил и приемов (логического инструментария языческих философов) для религиозных целей. Это позволило сделать религиозные истины более понятными для широкого круга людей.

Фома Аквинский - доминиканский монах (1225 - 1274 г.г.), учение называется Томизмом. Крупный Теологический средневековый философ систематизатор схоластики. Автор томизма, одного из господствующих направлений католической церкви.

Проблема Бытия.

Фома Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) это одна из ключевых идей католичества. Сущность (эссенция ) «чистая идея» существует только в разуме Бога. (Божественный замысел). Сам факт бытия вещи осуществляется черезсуществование (экзистенции). Доказывает, что бытие и Благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, то есть мир непостоянен. Сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим - он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Исходя из данных посылок согласно Фоме Аквинского, Все состоит из материи и формы (идеи). Сущность любой вещи - единство формы и материи . Формы (идея) является определяющим началом, материя есть лишь вместилище различных форм. Форма (идея) есть одновременно цель возникновение вещи. Идея (форма) вещи троична, существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии, памяти человека.

Фома аквинский приводит ряд доказательств существования Бога:

    Движение - раз все движется, значит, есть первичный двигатель всего - Бог.

    Причина - все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего Бог.

    Случайность и необходимость: случайность зависит от необходимости - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

    Степени качеств. Все, что существует имеет различную степень качеств (лучшее, хуже, больше, меньше ит. д.) следовательно дано существовать высшее совершенство - Бог.

Цель - все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего.

В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма

Новоевропейская философия и ее характеристика .

Основная черта - антропоцентрическая направленность философских размышлений.

Антропоцентризм (с греческого « antropos » - человек и латинского «centrum » - центр) - характерно обращение в первую очередь к самому человеку, к его бытию, а только затем - к Богу. Философии присущгуманизм (от латинского« humanus » - человеческий, человечность). Центральная идея гуманизма - понимание личности как высшей ступени развития разума. Одним из следствий антропоцентричного взгляда на мир и человека является концепцияпантеизма (философского учения, отождествляющего Бога и мир). Согласно ему Бог понимается как первооснова мира, он бестелесен, но присутствует в любых вещах и явлениях природы в качестве духовного начала.

Философия эпохи Возрождения

В XY-XYIIвеках антропоцентрические установки в философском творчестве способствуют зарождению новой идеологии, направленной против католической теологии и схоластики. Одним из основных и содержательных ее мотивов становится стремление к реабилитации античной культуры. Поэтому в историю философии этот этап вошел под названием Возрождения или Ренессанса. Представители: Дж. Бруно, Н. Макиавелли, М. Монтень, Н. Кузанский и другие.

Джордано Бруно - итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Бруно развил и углубил идеи Коперника. Идеи Б. не были приняты католической церковью и он был сожжен на костре в Риме. С его точки зрения главной задачей философии является познание не Бога, а природы, поскольку она тождественна своему Творцу - «Бог в вещах». При этом он высказывал идею о бесконечности природы и множественности миров.

Никколо Макиавелли . Главной своей задачей он видел обоснование тезиса о том, что во имя государственного интереса руководитель страны может поступать по принципу: «цель оправдывает средства». Деятельность любого государя складывается из двух качеств:фортуны ивирту. Если первое качество равнозначно судьбе и не может полностью зависеть от самого человека, то второе тождественно государственной воле, трезвому уму, стойкому характеру и может быть определено как истинная доблесть правителя. Именно при наличии второго качества государь имеет право на любые средства для достижения собственной пользы и удовлетворения интересов своего народа. Мудрому правителю лучше всего рассчитывать на то, что зависит от него самого. Важно, чтобы подданные боялись своего государя, но ещё важнее, что бы они его не ненавидели.

Религиозно-философские учения эпохи Реформации

Под движением Реформации понимается процесс изменения и преобразования католицизма, предпринятый в большинстве европейских стран в XYI-XYIIвеках. Представители - М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и другие протестантских мыслителей.

Мартин Лютер (1483-1546) - знаменитые 95 тезисов, направленных против папских индульгенций. Тезисы эти и положили формальное начало Реформации, изменившей весь духовный и политический облик Европы. В основе протестантского мировоззрения лежало желание очистить христианскую веру от тех внутренне чуждых ей элементов, которые исказили подлинные духовные первоосновы Нового Завета.

Лютер отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Согласно взглядам Лютера, источником религиозной истины является не «священное предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие.

Философия XYII века. Бэкон и Декарт

В XYIIстолетии в философии происходит развитие и углубление идей, оставленных Европе эпохой Возрождения. Антропоцентрическая направленность для философии, при этом, по-прежнему остается ведущей тенденцией. Представители - Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. мыслители.

Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон - основатель эмпирического направления в философии.

Суть основной философской идеи Л. Бэкона - эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.

Чем больше опыта (как теоретического) так и практического накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному значению

Истинное значение по Бэкону может быть самоцелью

Главные задачи знания, и опыта помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, наука должна дать человеку власть над природой. Бэконом выдвинут афоризм «Знание - сила»

Значение философии Бэкона

    Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии.

    Гносеология поднялась на одну из главных ступеней любой философской системы.

    Определена новая цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности.

    Предпринята первая попытка классифицировать науки.

Рене Декарт (1596 - 1650 г.г.) видный французский, философ и ученый математик - основоположник рационализма. Является автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Значение философии Декарта:

    Обосновал ведущую роль разума в познании.

    Выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах.

    Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

    Главная идея рационализма - первичность разума по отношению к бытию и познанию

    В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они, каковы их свойства?) например есть ли Бог? Конечна ли вселенная?

    Абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться, (светит ли солнце? Бессмертна ли душа? и т. д.)

    Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не требует доказательств.

    Сомнение свойство мысли, значит, человек сомневаясь, мыслит

    Мыслить может лишь реально существующий человек.

    Следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания.

    Поскольку мышление это работа разума то в основе бытия и познания может лежать только разум

С точки зрения Декарта «основной вопрос философии, что первично, а что вторично теряет смысл, ни материя, ни сознание не могут быть первичными - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия, но сознание - это функция мозга оно плавает где-то в природе, рождается мозгом – значит материя первична

Французский материализм XVIII века. Философия Франции ХУШ века носит атеистически - материалистическое направление. Атеизм - направление в философии, сторонники которого полностью отрицали существование Бога, в каких либо его проявлениях, а также религию. Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельность идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Представители - Поль Гольбах и Клод Гельвеций . Полному отрицанию подверглись подходы к изучению природы, основанные на допущении действия в ней сверхъестественных причин. Материя рассматривается им как реальность, обладающая безграничным набором свойств. Она хотя и порождается Богом, но существует и развивается независимо от него.

(1221-1274 гг.), соединивший интеллектуализм с неколебимой верой. Его основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросах истины».

Фома Аквинский, обращаясь к Аристотелю , делает шаг, многим показавшийся еретическим: он пытается примирить великого грека с Христом . Аристотель для Фомы Аквинского - воплощение авторитета разума, с позиций которого он сам идет к вере. Размышляя над проблемой соотношения веры и разума, Фома утверждает, что бытие Бога не доказуемо, оно воспринимается только верой, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия. Предшественники Фомы Аквинского допускали возможность двух истин, поскольку наука познает одни объекты, теология - другие.

Рациональная мысль Фомы Аквинского предлагает другое решение. Наука и теология направлены к одному и тому же, но идут разными путями, поэтому их методы различны. Теология идет «от Бога» к миру, к человеку, ученый, напротив, идет от фактов к обнаружению того, что стоит за ними, постепенно «восходит к Богу». Все, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта, относится к сфере теологии. К истинам, не подлежащим вообще суду разума или науки, относятся догматы веры. Такое решение проблемы получило название «учение о двойственности истины», позже ставшее важнейшей стороной официальной доктрины Ватикана.

Фома Аквинский выводит пять возможных способов доказательства бытия Бога. Доказательство от движения: все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель - это и есть Бог. Доказательство от производящей, действующей причины: все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог есть первопричина. Доказательство от необходимости и случайности: все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог - первонеобходимость. Доказательство от степени совершенства: в мире имеются все ступени совершенства. Бог - первосовершенство, абсолютная ценность. Доказательство от божественного управления миром: все в мире ведет себя целенаправленно. Бог - первоцель и перворуководитель.

В споре реалистов и номиналистов Фома Аквинский занял позиции умеренного реализма. Реально только отдельно существующее. Общее, универсалии, хотя и не ведут самостоятельного существования в эмпирической действительности, не лишены реального основания, ибо из него выводятся. Единственное абсолютное общее, являющееся единичностью - это Бог.

Человек - центр сотворенного мира. Каждый человек - особая мысль Бога. Всякий акт Богопознания есть познание человеком себя в соотнесении с абсолютным Божественным совершенством. Вещи, люди и Бог действительны, но по-разному. Действительность не только «есть» как нечто осуществленное, но она и то, чем может быть. Бог есть такое бытие, в котором сущность и существование совпадают, а человек наделен лишь потенцией «быть», он лишь причастен к бытию Бога.


Человек должен осознавать Бога не только как истину и благо, но и как красоту. Красота - это освобождение от стремлений воли, это успокоенное созерцание в виде чистой формы, это как бы достигнутая цель. Красота, говорит Фома Аквинский, бывает трех видов - физическая, интеллектуальная, нравственная. Соответственно, на другом полюсе находится безобразие, которое воплощено в образах скелета, софиста, сатаны.

«Естественные» законы выражают причастность человека «вечным» законам через его разум. Моральная ценность «законов человеческих» определяется правом «естественным» («делай добро и избегай зла», семья и воспитание детей, стремление к познанию и общению), «естественное» право базируется на «вечном». Наилучшая форма государства - монархия , способствующая единению людей и порядку. Вместе с тем, Фома Аквинский не является религиозным утопистом: государство не является основным орудием в достижении внеземного блаженства.

В 1879 г. в энциклике Папы Римского Льва XIII система взглядов св. Фомы предстает как незыблемый фундамент, на который должны опираться католики в своих богословских, научных и философских исследованиях. Вскоре появляется современная версия учения Фомы Аквинского -

Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом , который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля . Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.

Краткая биография

Статья является частью цикла о
Схоластике

Схоластики
Ранняя схоластика :
Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард из Бата | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанский | Иоанн Солсберийский | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Пётр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турский | Гийом из Шампо | Давид Динанский | Пётр Ломбардский
Средняя схоластика :
Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейбергский | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунский | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гэльсский | Эгидий Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий Падуанский
Поздняя схоластика :
Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Николай Орезмский | Пётр д’Альи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий Ингенский | Лерэ, Франсуа

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года . В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион .

Труды

Труды Фомы Аквинского включают:

  • два обширных трактата в жанре суммы , охватывающих широкий спектр тем, - «Сумма теологии » и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
  • дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
  • комментарии на:
    • несколько книг Библии
    • 12 трактатов Аристотеля
    • «Сентенции» Петра Ломбардского
    • трактаты Боэция ,
    • трактаты Псевдо-Дионисия
    • анонимную «Книгу о причинах»
  • ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
  • несколько трактатов об алхимии
  • стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»

«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

Историко-философские истоки

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель , в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих и арабских комментаторов Аристотеля, Цицерона , Псевдо-Дионисия Ареопагита , Августина , Боэция , Ансельма Кентерберийского , Иоанна Дамаскина , Авиценны , Аверроэса , Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Идеи Фомы Аквинского

Теология и философия. Ступени истины

Аквинат разграничивал области философии и теологии : предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология - священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская - мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая - мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие - понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость - стремление постичь Бога, наука же - способствующее этому средство.

О бытии

Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Мир - совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования:

  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.

Только Бог - подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

О материи и форме

Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны - материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистентную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы. Все духовные существа являются сложными субсистентными формами. Чисто духовные - ангелы - имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность: в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод - в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них - отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности.

Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

О человеке и его душе

Индивидуальность человека - личностное единство души и тела.

Душа - животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна; она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость - становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна.

Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум.

Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека - интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

О познании

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:

Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гилеморфизму , отказавшись от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии.

Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa (лат. «чистая доска»). Однако людям прирожденны «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.

  • пассивный интеллект - интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
  • активный интеллект - абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.

Истина - это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.

На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы.

Внутренние чувства:

  • общее чувство - главная функция, цель которого собирать воедино все ощущения.
  • пассивная память - хранилище впечатлений и образов, созданных общим чувством.
  • активная память - извлечение сохраненных образов и представлений.
  • интеллект - наивысшая чувственная способность.

Познание свой необходимый исток берет в чувственности. Но чем выше духовность, тем выше степень познания.

Ангельское познание - умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий.

Человеческое познание - обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

Три умственно-познавательных операции:

  • создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание).
  • суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;
  • умозаключение - связывание суждений друг с другом.

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм ».

Издания

В настоящее время существуют многочисленные издания сочинений Фомы Аквинского, в оригинале и переводах на различные языки; неоднократно выходили полные собрания сочинений: «Пиана» в 16 тт. (по постановлению Пия V), Рим, 1570; Пармское издание в 25 тт. 1852-1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948-1950; Opera Omnia Vives, (в 34 т.) Париж, 1871-82; «Леонина» (по постановлению Льва XIII), Рим, с 1882 (с 1987 года - републикация предыдущих томов); издание Мариетти, Турин; издание Р. Буса (Thomae Aquinatis Opera omnia; ut sunt in indice thomistico, Stuttgart-Bad Cannstatt, 1980), вышедшая также на CD дисках.

Литература

  • Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9. - С. 156-162.
  • Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник "99. - М., 2001.
  • Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. - 2001. - № 4.
  • Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. М.: РГГУ, 2011. - 328 с. - 500 экз., ISBN 978-5-7281-1231-0
  • Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1966. (2-е изд.: М., 1975).
  • Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). - М.: Кругъ, 2010. - С.107-121.
  • Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. - СПб. 1884.
  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука, 1989.
  • Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1994. - № 1.
  • Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. - Душанбе, 1990.
  • Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. - М., 1986.
  • Жильсон Э. Философ и теология. - М., 1995.
  • История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  • Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. - 1989. - № 2. - С.64-73.
  • Ляшенко В. П. Философия. - М., 2007.
  • Маритен Ж. Философ в мире. - М., 1994.
  • Спиркин А. Г. Философия. - М. 2004.
  • Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут - М., Астрель, 2005.
  • Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. - М., 1987.
  • Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. № 33. Июль 1995. - Париж, 1995.
  • Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. - М., 1979.
  • Честертон Г. Святой Фома Аквинский / Честертон Г. Вечный человек. - М., 1991.

Ссылки

  • Corpus Thomisticum: S. Thomae de Aquino Opera Omnia - Полное собрание сочинений Фомы Аквинского (лат.)
  • Thomas Aquinas, Sanctus - латинские тексты и переводы на европейские языки