Домой / Образцы документов / Изъятие дома для государственных нужд. Закон об изъятии земель

Изъятие дома для государственных нужд. Закон об изъятии земель

С 01.04.2015 вступили в силу изменения законодательства, касающиеся права собственности на землю.

В частности, упрощены некоторые этапы процедуры отчуждения землевладения в пользу государства:

  • Определены правила поиска владельца. Причём отсутствие сведений в ГКН и ЕГРП теперь не является помехой для изъятия.
  • На сумму выкупа не повлияет стоимость произведённых неотделимых улучшений и возведённых объектов, если они не соответствуют правилам использования земли данного типа.
  • На подписание соглашения о выкупе участка даётся 90 дней. Иначе будет подан судебный иск о проведении такого процесса в принудительной форме.

Такие новшества связаны с тем, что на сегодняшний день больше половины земельных наделов не учтены в государственных реестрах. Это произошло из-за того, что система оформления прав на недвижимое имущество появилась спустя несколько лет после начала процесса приватизации.

Основания для изъятия земельного участка у собственника

Законодательством утверждён ряд причин для отчуждения владения. Среди них можно выделить следующие:

  1. Государственные и муниципальные нужды , такие как:
    • Исполнение обязательств по международным договорам РФ.
    • Возведение и реконструкция объектов федерального, регионального и местного значения.
    • Проведение работ необходимых для недропользования. В этом случае также правомерно изъятие лесного участка.
    • Иная деятельность, регламентированная нормативными актами РФ.
  2. Способ эксплуатации землевладения противоречит его назначению, или оно вообще никак не используется.
  3. Нарушение земельного законодательства.
  4. Форс-мажорные обстоятельства, в связи с которыми властям временно потребовался этот участок.
  5. Преступление, совершённое владельцем земли.

Этапы изъятия земельного участка у собственника

Согласно действующим нормативным документам РФ процедура отчуждения состоит из нескольких этапов:

  1. Инициировать процесс и составить соответствующее заявление имеют возможность лица, указанные в правовых актах, а также сами федеральные, региональные или местные исполнительные власти.
  2. Решение об изъятии принимают уполномоченные властные структуры.
  3. Правообладатель должен быть уведомлен письменно. В СМИ публикуется сообщение об экспроприации имущества.
  4. В ситуации когда сведения об изымаемом объекте отсутствуют в ЕГРП и ГКН владелец обязан и в течение 60 дней после объявления обратиться в административное учреждение. Ему необходимо предоставить заявление и набор правоустанавливающих документов с указанием почтового адреса и способа для связи. В противном случае собственность будет признана публичной в судебном порядке. Таким образом, новые правила позволяют государству признать право собственности на бесхозяйную недвижимость гораздо быстрее.
  5. Владелец, лишённый своей недвижимости по умолчанию, вправе обратиться к властям за компенсацией в случае, если землевладение не было передано третьему лицу.
  6. Выкуп осуществляется субъектом, для нужд которого необходим данный участок либо Российской Федерацией. Для этого производится оценка рыночной стоимости имущества, иных прав на него, подлежащих прекращению, упущенной выгоды и других объектов, находящихся на его территории и принадлежащих данному собственнику.
  7. С согласия хозяина ему может быть предоставлен равноценный земельный надел взамен изымаемого.
  8. Составляется соглашение об экспроприации, в котором прописываются её сроки, размер предусмотренной выплаты и другие особенности процедуры.

Постановление об изъятии земли

Чтобы уведомить все заинтересованные стороны о начале процесса отчуждения органы исполнительной власти региона или муниципального образования обязаны разработать и направить им документ, который содержит краткую информацию об изымаемой недвижимости.

Образец:

Правительство Саратовской области

Распоряжение

г. Саратов

Об отчуждении земельных участков для государственных нужд Саратовской области

В соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, законом Саратовской области от 22 декабря 2011 года № 101 «Об управлении земельным фондом» и постановлением Правительства Саратовской области от 14 октября 2014 года № 475 «О развитии автомобильных дорог». Для строительства автомагистрали Балашов - Аркадак, на территории Октябрьского муниципального образования в Балашовском районе:

Экспроприировать для государственных нужд Саратовской области земельный участок с кадастровым номером 64:06:043902:37 площадью 22550 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения. Адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Саратовская область, Балашовский район, ООО «Совхоз Октябрьский».

Департаменту имущественных отношений Саратовской области направить копию настоящего распоряжения:

  • правообладателю земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • в Росреестр Саратовской области.
  • Главному управлению автомобильных дорог Саратовской области: выступить заказчиком работ по оценке земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • провести переговоры с собственником изымаемого имущества для урегулирования условий отчуждения;
  • обеспечить подготовку и направление владельцу участка для подписания проекта соглашения об изъятии;
  • выступить от имени Правительства Саратовской области стороной в соглашении об отчуждении недвижимого имущества для государственных нужд;
  • заключить с правообладателем земельного участка соглашение об изъятии;
  • осуществить оплату размера возмещения стоимости отчуждённой собственности;
  • обеспечить регистрацию права государственной собственности Саратовской области на изымаемый участок.
  • Предоставить в Департамент имущественных и земельных отношений Саратовской области свидетельство права собственности на изъятую недвижимость;
  • подготовить и представить в суд требование о принудительном отчуждении данного имущества, в случае, если в установленные законодательством сроки вышеуказанное соглашение не будет подписано и предоставлено.

Контроль за исполнением возложить на руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Саратовской области.

Губернатор Самарской области Соболев И.А.

Принудительное изъятие участков

На принятие решения владельцу недвижимого имущества даётся не более 90 дней . Если он не согласен с условиями выкупа, предложенными представителями государственных структур, то в судебную инстанцию направляется соответствующее требование. Рассмотрев материалы практики, становится понятно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу государства.

Реквизия

При наступлении чрезвычайных обстоятельств земля может быть временно реквизирована для публичных нужд. Если впоследствии её нельзя будет вернуть, то собственнику выплачивается рыночная стоимость имущества или предоставляется равноценный участок (по его желанию).

Компенсация за изъятие земельного участка

Для определения величины денежных затрат на выкуп проводится оценка:

  • Отчуждаемого участка.
  • Возведённых на нём недвижимых объектов и произведённых неотделимых улучшений, при условии, что все работы велись в соответствии с назначением земли.
  • Упущенной выгоды.
  • Иных убытков.

Собственнику выплачивается возмещение в денежном эквиваленте либо предоставляется схожее по параметрам имущество.

Таким образом, в процессе отчуждения землевладения можно выделить несколько этапов:

  • Принятие решения.
  • Разработка соглашения об изъятии.
  • Его подписание либо подготовка судебного иска.
  • Возмещение убытков.

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд . Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в , и . На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие , как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер .

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд :

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в .
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре .

В случае неудовлетворения размером компенсации , собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления . Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация , определенная соглашением между сторонами . Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре .

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре .

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ : Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

С 1.04.2015 г. были введены в действие законодательные изменения, которые коснулись осуществления права собственности на земельные участки. Некоторые этапы по отчуждению землевладения в пользу государства или муниципалитета были существенно упрощены.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Отсутствие сведений о собственнике или владельца земли в ЕГРН не является препятствием для изъятия объекта недвижимости. Сумма выкупа не может быть увеличена за счет стоимости выполненных неотделимых улучшений, если они существенно не повлияли на качество земли и были проведены незаконным способом.

Сокращен срок подписания соглашения о выкупе земли. Если оно не будет достигнуто, то уполномоченный орган вправе обратиться в суд и приобрести права собственности на земельный участок в принудительном порядке.

Введение изменений было обусловлено отсутствием учета в Росреестре более половины участков, находящихся у частных собственников — коммерческих организаций и представляющих интерес для государства и муниципальных образований.

Участок можно изъять только на основании акта органов государственных власти или судебного решения. Гражданину или юридическому лицу (собственнику земли) присылается уведомление с текстом – проектом соглашения о выкупе.

В соглашении обозначена () стоимость земли, условия и сроки выкупа, а также последствия для собственника, в случае, если он откажется от предложенных условий передачи права собственности на землю государству.

Основания

Основания изъятия земли для государственных и муниципальных потребностей обозначены в . Это необходимо для того, чтобы Россия выполнила свои обязательства в рамках международных договоров.

Изъять участок могут также, если на нем необходимо построить стратегические и жизнеобеспечивающие объекты.

Здания и сооружения государственного, регионального и местного уровня размещаются на изъятых земельных участках, если нет возможности построить их в другом месте, либо когда выбор альтернативных вариантов нецелесообразен.

В перечень таких объектов входит:

  • объекты энергосистемы федерального, регионального и местного уровней;
  • объекты атомной энергетики;
  • линейные, коммуникационные, инженерно-технические и другие объекты, которые нужны для охраны Госграницы РФ, поддержании ее обороноспособности;
  • объекты транспортной инфраструктуры всех уровней;
  • объекты газо-, водо-, энергоснабжения всех уровней;
  • космические объекты.

Земля может быть изъята с целью проведения работ по пользованию недрами. Тогда изъятию подлежит даже лесной участок.

Перечень оснований считается открытым. Участок может быть изъят, если он потребуется для мелиоративных работ, рекультивации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях.

Закон

Законодательная база следующая:

  • Порядок изъятия земельного участка регулируется гл. 7. ЗК РФ – ст. 56.1 – 56.12.
  • Принудительное возмездное прекращение права собственности на землю ввиду ее нерационального использования регулируется ГК РФ – ст.284-286., ЗК РФ – ст. 44-47.54., а также ст. 7 ФЗ № 101 от 24.07.2002, регулирующий порядок оборота сельскохозяйственных земель.
  • Порядок реквизиции земельных участков обозначен в ГК РФ – ст.242, ЗК РФ – ст.51.
  • Конфискация земель осуществляется согласно УК РФ – ст. 104.1-104.3. Дополнительно процедура регулируется нормами ст. 243 ГК РФ, ст.50 ЗК РФ.
  • Передача права собственности на землю осуществляется согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.

Изъятие земельного участка

Неправомерное лишение гражданина или организации права собственности на землю запрещено. При выкупе земли для государственных и муниципальных потребностей сделать это можно только предоставив собственникам земли соразмерную компенсацию.

Возмещению также подлежат убытки и упущенная выгода гражданина или компании, если они использовали участок для ведения ЛПХ или бизнеса.

При согласии собственника ему может быть предоставлен другой участок. Тогда заключению подлежит сделка мены.

Если стоимость предлагаемого участка выше цены на существующую изымаемую землю, то собственнику предлагается доплатить определенную сумму. Доплата также возможна собственнику, если ему предлагается участок меньший по размеру и хуже по качеству.

Для государственных нужд

Земля подлежит изъятию для государственных нужд только в крайних случаях, обозначенных в ЗК РФ – ст.49. Решение об этом уполномочен принимать федеральный орган исполнительной власти.

Взамен собственнику должен быть предоставлен участок по равнозначной цене или выплачено соответствующее денежное возмещение. Оно должно быть предварительным.

Если собственник возражает против совершения сделки выкупа, в том числе по причине низкой оценки земли, то уполномоченные должностные лица обращаются в арбитражный суд и получают возможность изъять участок в принудительном порядке.

Для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможно, если это нужно в целях развития территории – по градостроительному плану. Решение о комплексном развитии территории принимается на основании ее проекта межевания и застройки.

Изъятие предполагает обязательное соблюдение договорного порядка. При невозможности прийти к взаимному согласию выкуп проводится по судебному акту.

В суде будут определены условия изъятия и размер выкупной стоимости. Она перечисляется на действующий счет собственника (правообладателя) или остается на депозите у нотариуса до востребования.

Принудительное

У собственника земельного участка есть 90 дней с момента получения уведомления на то, чтобы подписать к уполномоченным государственным (муниципальным) органов власти соответствующее соглашение.

Если это не будет сделано, то подается исковое заявление в арбитражный суд с целью прекратить права собственности ответчика на участок на законных основаниях.

В суде также озвучивается суммы выкупа. Предлагаются условия, максимально приемлемые для собственника изымаемой земли. Он в свою очередь также вправе оспаривать оценку участка, проводить независимую землеустроительную экспертизу.

Спор может возникнуть из-за того, что, помимо самого участка, к государству (муниципалитету) отходит право собственности на располагающиеся на земле здания, сооружения. Их наличие существенно увеличивает сумму выкупа.

Если права на здания (сооружения) не были зарегистрированы надлежащим образом, то собственник участка может не получить за них ожидаемую компенсацию.

Ввиду ненадлежащего использования

В 2019 году по-прежнему существует возможность изъять участок из-за его или нерационального и ненадлежащего использования. Сделать это можно, если землей не пользовались в течение трех лет с момента перехода законных прав к собственнику.

В трехлетний срок не засчитывается время необходимое для подготовительных работ для освоения земли.

По поводу правонарушения возможно административное расследование. Местная администрация подает иск в суд, с целью изъять у ответчика землю и продать ее через публичные торги. Полученная сумма, за вычетом сумм, необходимых на судебные расходы и организацию торгов, передается бывшему собственнику.

Порядок действий

Он включает выработку решения об изъятии земли. Оно принимается в форме постановлении главы региона или муниципального образования. После принятия постановления собственник получает соответствующее уведомление, с проектом договора и сроками, необходимыми для оформления сделки.

Судебное разбирательство проводится при отказе собственника от предложенных государством (муниципалитетом) условий сделки.

Предметом спора может быть стоимость договора, сумма компенсации за убытки.

Разработка проекта договора, ведение переговоров обычно поручается Департаменту имущественных отношений регионов (муниципалитетов).

Постановление

Оно содержит дату, входные данные, а также сведения об авторе – обычно это глава исполнительной власти региона, руководитель муниципального образования. Далее указываются сведения об участке, цели его экспроприации, а также ссылка на гражданское и земельное законодательство.

Формулируется распоряжение изъять земельный участок с указанной площадью, с конкретным , расположенный по определенному адресу.

Обозначается информация о выявленном собственнике участка. Затем следует перечень поручений и полномочий Департамента имущественных отношений региона. Контроль за изъятием осуществляет глава региона (муниципалитета), а также руководитель ответственного органа.

Уведомление

Принудительное изъятие земельного участка у его непосредственного собственника в России осуществляется исключительно после вынесенного судебного решения. Допускается два варианта изъятия:
  • С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
  • Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.

По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

На каких основаниях?

Перечень оснований на конфискацию земли для государственных нужд содержится в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации. Ссылаясь на них, можно отметить, что недвижимость может подлежать отчуждению у собственника вместе с отчуждаемым земельным участком. Кроме того, право отчуждения территорий для государственных нужд, также как и для муниципальных, прописано в Земельном действующем кодексе.

В подобных случаях порядок предусматривает для пострадавшего собственника некоторые гарантии. Собственность, которая расположена на земле гражданина, обязательно выкупается государством, а не изымается безвозмездно. То есть владелец получает возмещение, равноценное стоимости и прочим потерям, связанным с данным объектом.

При фактическом проводимом отчуждении любого имеющегося имущества для каких-то муниципальных и государственных нужд, исковое заявление в суд подаётся только в тех случаях, если на выкуп владелец не соглашается. Если согласие дано, переоформление происходит в общем административном порядке.

Можно также заметить некоторые несоответствия в действующих законодательных актах. Например, Конституция Российской Федерации позволяет принудительно отчуждать земли только для нужд государства и обороны. В это же время в Гражданском кодексе установлено, что такое же право имеют и муниципалитеты. Окончательное же решение остаётся за федеральными органами действующей исполнительной власти в регионе.

Инициатива государственных органов

Порядок и правила, по которым осуществляется выкуп оговоренного земельного участка с любым имеющимся на нём имуществом в принудительном порядке, установлены действующими статьями Гражданского кодекса. После того, как изъятие будет утверждено, владельцу должны сообщить об этом не позже, чем за один год до проведения самой процедуры отчуждения.

Уведомление должно быть официальным и обязательно письменным. В нем должны содержаться сведения о гарантиях собственника, которые заключаются в сохранении его прав собственности в течение года. Отсчитывается время от даты получения уведомления. За этот же период между государственными органами и владельцем земельного участка должно быть достигнуто окончательное соглашение касательно выкупной цены земли и расположенных на ней объектов недвижимого имущества.

Если владелец категорически не согласен с принятым решением или предложенной ему суммой, он имеет право подать иск в суд и требовать признать решение посягающих государственных органов недействительным. На это, разумеется, нужны весомые основания, такие, как несоответствие закону или нарушение прав и законных интересов.

Изъятие с возмещением

Порядок расчёта денежной компенсации гражданину за изымаемый у него участок земли, будь то для нужд государственных или муниципальных, предусматривает не только фактическую стоимость имущества. Обязательно учитываются убытки гражданина, которые он понесёт из-за отчуждения своей недвижимости. То есть, компенсация состоит из кадастровой стоимости земельного участка и расположенной на ней недвижимости, убытков, возникающих при потере источника дохода (если на земле велась коммерческая деятельность), убытков, возникших из-за невозможности исполнять принятые ранее обязательства (например, перед арендатором) и прочее.

Под убытками имеется в виду не только понесённый финансовый ущерб, но и все упущенные выгоды собственника. При этом оценка кадастровой стоимости проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и не всегда бывает объективной. Оценщик, который будет проводить осмотр территории, не включает в акт убытки и выгоды. Их наличие и размер необходимо доказывать отдельно, чтобы повлиять на решение в суде.

Также важно знать и то, что на законодательном уровне расширен перечень граждан, которые могут претендовать на получение полагающейся денежной компенсации при отчуждении своей земли для государственных нужд.

Если изъятие временное

В некоторых случаях земельные участки могут извлекаться у владельцев временно. Это происходит, если приходится сталкиваться со стихийными бедствиями, авариями, эпидемиями, эпизоотиями и прочими обстоятельствами чрезвычайного характера. В этих случаях основания представлены в виде необходимости защитить жизненно важные интересы населения и страны в целом. Пострадавшим таким образом гражданам также компенсируются понесённые в связи с этим убытки.

Когда земельный участок изымается временно, владельцу выдаётся на руки документ, по предъявлению которого он сможет вернуть свою собственность. Если же её возврат невозможен, государство возмещает кадастровую стоимость потерянной недвижимости, установленную в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Также возможен вариант предоставления гражданам в собственность другого аналогичного земельного участка.

При этом за владельцем остаётся право обратиться в суд, если он не согласен с оценкой его потерянной собственности или с тем, какую землю ему предоставили взамен. Возврат изъятого временно участка также осуществляется через суд, который выносит соответствующее решение.