Домой / Образцы документов / Основные направления развития правового социального государства. Развитие государства

Основные направления развития правового социального государства. Развитие государства

От Гость >>

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.
Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.
Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной
к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...>
А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь
в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>
Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.
(Ж. Боден)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство
в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

Догосударственное общество или первобытное обще­ство заняло в истории человечества более тридцати тыся­челетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где первобытно­общинный строй существует в чистом виде, и период рас­пада первобытного общества, когда идет процесс разложе­ния первобытнообщинного строя и его постепенной заме­ны государством. Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Род - это семейно-производственный союз, основанный на кров­ном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соци­альном равенстве. Главное отличие рода от иных обще­ственных союзов первобытного мира, что это был не территориальный союз, а именно родственный: на одной территории могли жить несколько родов, которые тем не менее ощущали себя независимыми (или враждебными) единицами общества. В роде чужих не было, только соро­дичи. Управлялся род всей общностью его членов, иначе это называется самоуправлением.

В родовой общине как первичной форме объедине­ния людей власть, а вместе с ней и управление, выгля­дели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода и решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Его власть держалась исклю­чительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой долж­ности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя ро­довое собрание избирало военного предводителя (воена­чальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

Другой важнейшей формой общественного объеди­нения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, ко­торое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. В то же время парал­лельно с родовой организацией возникали и общинные объединения не по признаку родства, а по признаку со­вместного проживания на территории или в результате об­щей профессиональной деятельности - фратрии и союзы племен.

Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщин­ного строя. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основ­ным органом власти и управления был совет старейшин (вождей), могло существовать и народное собрание (со­брание племени). В состав совета старейшин входили ста­рейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на вре­мя военных походов избирался вождь племени. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не суще­ствует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда, то есть разделение труда между различными племенами или различными социальными группами: происходит вы­деление пастушеских племен (первое крупное обществен­ное разделение труда), отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда), появ­ление купечества (третье крупное общественное разде­ление труда). С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи.

Материальные блага начинают оседать в отдельных се­мьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (соб­ственности отдельных семей). Постепенно семья превра­щается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть. Все это делает невозможным нормальное функционирование пу­бличной власти первобытного общества и требует ее за­мены новой публичной властью - государственной.

В развитии человеческого общества существовал пе­риод, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концен­трируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

С укреплением власти военного вождя постепенно ме­няется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя переда­ется по наследству. Таким образом, при военной демокра­тии закладываются черты будущего государства с королев­ской властью и правами наследования среди знати.

Ряд современных исследователей выделяет свое­образный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходно­го от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет именование чифда (вождество). Для протогосударства характерно сочетание элементов родо­племенной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппара­та управления и принуждения, объединение людей по тер­риториальному признаку - все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Государство могло образоваться двумя разными путя­ми - восточным (азиатским) и европейским.

Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. Огром­ное влияние на способ формирования власти оказали гео­графические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строи­тельство ирригационных систем). Потребность в сооруже­нии и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу само­стоятельной публичной власти. В рамках общины основ­ным назначением власти становилось управление особы­ми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных ад­министраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Извлекая из своего положения ряд выгод и преиму­ществ, общинные администраторы оказывались заин­тересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновни­чество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по ази­атскому типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функ­циями. Административно-государственные структуры, по­явление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев.

На Востоке узурпировались не сами (род< !«а произ­водства, а управление ими.

В результате возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ран­га и т. д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственно­стью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетво­ренного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интен­сивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. В Древних Афинах, например, государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, за­менив их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публич­ная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужден­ная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно па­триархальный характер, когда рабы использовались в ка­честве домашней прислуги и не были основной произво­дительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного со­брания, базилевса (выступавшего военачальником, вер­ховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Постепенно формируемая частная собственность ста­новится базой, фундаментом для утверждения экономи­ческого господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и ис­пользовать их для защиты своих интересов. Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственно­сти, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Пути возникновения государства (западный или вос­точный) в решающей степени зависят оттого, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условия­ми, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическо­му появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое ими феодаль­ное) государство.

Государственный аппарат всегда возникает из аппа­рата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная груп­па, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплу­атирующая остальное общество, либо верхушка господ­ствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Причинами появления государства были следую­щие:

1.Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

2.Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

3.Необходимость подавления сопротивления эксплу­атируемых.

4.Необходимость поддержания в обществе поряд­ка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

5.Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В древнем обществе можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о зарождения государства:

1.Наличие отделенной от общества публичной вла­сти.

2.Взимание налогов и сборов.

3.Разделение населения по территориальному прин­ципу.

Следует выделить признаки государства, которые отличают его от других сообществ и союзов: 1) это единственная организация власти в масштабе всей страны, ко­торая охватывает все население и обладает суверенитетом, как внешним, то есть независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - неза­висимостью от всякой иной власти внутри страны, верхо­венством по отношению к любым другим организациям; 2) только государство имеет специальный аппарат при­нуждения - специальные силовые структуры (суд, про­куратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечива­ют реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами; 3) только оно имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения норма­тивные акты - законы, указы, постановления и т. п.

Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Это раз­витие включает совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избы­точного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообуслов­лены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту произ­водства. Регулирование отражает происходящие измене­ния и в определенной степени способствует совершен­ствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

«…я вижу близкую гибель того государства,

где закон не имеет силы и находится под

чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка

над правителями, а они его рабы, я усматриваю

спасение государства и все блага какие

только могут даровать государствам боги…».

Платон «Законы».

Статья 1 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Статья 7 Конституции добавляет: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, мы живем в стране, которая по Конституции является правовым социальным государством. При этом все признают, что таковым государством Российская Федерация не является. Статьи 1 и 7 Конституции РФ носят всего лишь декларативный характер. Они указывают направление развития государственности в России.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель - построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого - означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России - установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура - большая сила. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура - то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована».

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права".

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство". (Но далеко не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию".

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Оценивая роль государства в жизни общества и личности, французский поэт Поль Валери (1871 - 1945) как-то заметил: "Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое - мы погибаем". Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствовали формированию государства.

Государство существовало не всегда. Догосударственно организованные общества упорядочивали взаимоотношения между людьми, согласовывали их интересы, используя мононормы как нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. При этом функции управления не закреплялись на постоянной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него.

В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, осуществляющим их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность такие люди получают жалованье.

Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в Афинском государстве в период его расцвета (V в. до и.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков. 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. -всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.

Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми. Когда-то создатель американской конституции Дж. Мэдисон (1751 - 1836) заметил:

Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства... однако... до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им, различия во мнениях неизбежны... Таким образом, скрытые причины раздоров заложены в человеческой природе.

Вместе с тем Мэдисон полагал:

Наиболее общий и долговременный источник раздоров - неравное распределение богатства... Интересы, связанные с земельной собственностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими другими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимости, они делят общество на классы, и это деление усиливается разными чувствами и взглядами.

Следовательно, можно выделить экономические причины возникновения государства (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности), социальные (раскол общества на классы), географические, культурные и др.

Пути формирования государства

Очевидно, что при своем возникновении государства у различных пародов имели особенности. Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • 1) восточный:
  • 2) западный:
  • 3) синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам.

Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу, поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т.п. Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управлении.

В условиях низкой производительности труда эта функция включала и распределение произведенного продукта. Занятие "должности" позволяло общиннику забирать себе большую часть произведенного продукта, накапливать богатства. Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайших советников деспота (монарха), визирей, чиновников низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления господствующим классом. Земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.

Западный путь образования государства был иным. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать, и они стали правящим классом. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (пищу, домашнюю утварь). Происходило глубокое разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров.

Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения знатью различными способами переходит в частную.

Развитие частной собственности породило и имущественное неравенство среди людей: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники. Долгая борьба имущих и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников. Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества - между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), по и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий - неграждан (перегринов). Так, во II в. до и.э. из 70 млн населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн, что составляло менее 3%.

Однако не только имущественное неравенство явилось причиной возникновения государства па Западе, по и насилие. Об этом говорит опыт Спарты. Там институт частной собственности не играл такой важной роли. Спартанское государство возникло в результате захвата спартанской общиной (дорийцами) соседних территорий, население которых было превращено в общественных рабов (илотов). Численность спартиатов, т.е. полноправных граждан, была в десять раз меньше, чем населения покоренных народов. Для их усмирения было создано сильное государство. Его особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собственности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным гражданам, т.е. они не могли ее продать, подарить, завещать. Таким образом, государство в Спарте было следствием конфликта между полноправными гражданами (спартиатами) и покоренными народами (неполноправными).

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем пародам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным. Для этого пути образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.

Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси. Ирландии и т.п.