2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
3. Существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.
22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на
муниципальной службе
Понятие служебного контракта
Порядок поступления на гос-ю и муниц-ю службу различен. На гос-ю службу порядок регулируется законодательством о гос-ой службе, а поступление на муниц-ю службу регулируется трудовым законодательством. На ГГС граждане поступают на условиях служебного контракта. На муниц-ю – на условиях трудового договора.
М/у служебным контрактом и ТД есть как сходство, так и различия. Сходства:
Общая правовая природа, т.к. оба договора об использовании труда
Единая сущность и сходные понятия и содержание.
Различия:
Служебный контракт – это специальный вид договора о труде, распространяющийся только на гос. служащих
Служебный контракт регулируется законодательством о службе, а не трудовым законодательством
Служебный контракт имеет целый ряд особенностей, касающихся сторон, порядка заключения, расторжения, перечня лиц, содержание дополнительных условий.
Служебный контракт – это форма реализации права на труд в системе гос. службы, который представляет собой соглашение м/у представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гос. службу или гражданским служащим о прохождении службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 ФЗ «О ГГС»).
С одной стороны – представитель нанимателя, вторая сторона – гражданин, поступающий на службу или находящийся на службе.
Представитель нанимателя (ст. 1 ФЗ «О ГГС») - это руководитель гос. органа либо лицо, замещающее гос. должность, либо лицо, осуществляющее полномочие нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. В соответствии с ФЗ «О системе гос. службы» нанимателем выступает РФ либо субъект РФ.
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданскому служащему, поступающему на службу:
* возможность прохождения службы
* возможность замещения определенной должности в соответствии с законодательством
* своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание
* предоставлять соц-е гарантии.
Гражданин, поступающий на службу или замещающий должность, обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок гос. органа.
Кроме того, все условия служебного контракта м. подразделить на существенные и дополнительные. Существенные условия – это условия, без которых контракт не считается заключенным. К их числу ст. 24 ФЗ «О ГГС» относит:
Наименование должности с указанием подразделения
Дата начала исполнения должностных обязанностей
Права и обязанности служащего, должностной регламент
Виды условий медицинского страхования
Права и обязанности представителя нанимателя
Условия служебной деят-ти, а также компенсации и льготы
Режим служебного времени и времени отдыха
Условия оплаты труда служащего
Социальное страхование.
Дополнительные условия – иные условия по соглашению сторон:
Испытание при приеме на службу
Неразглашение сведений, составляющих гос-ю и иную, охраняемую законом тайну
Показатели результативности профессиональной деят-ти
Обязанность лица проходить гражданскую службу по окончании образовательного учреждения, если такое обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета
Любые условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с условиями, установленными федеральным законодательством и иными НПА.
Условия служебного контракта м.б. изменены только по соглашению сторон в письменной форме.
Примерная форма служебного контракта о прохождении гос. службы и замещении должности гос. службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005г. № 159.
Служебный контракт заключается в письменной форме в 2х экземпляров, одни храниться в личном деле служащего, второй отдается на руки служащему. Вступает в силу с момента подписания, если иное не предусмотрено контрактом.
Сроки служебного контракта – в зависимости от сроков служебный контракт м. заключаться либо на неопределенный срок, 2 вид – это срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения не м.б. установлены на определенный срок с учетом должности либо условий прохождения службы. При этом закон выделяет случаи (ст. 25 ФЗ «О ГГС»), когда заключается срочный служебный контракт:
В случае замещения отдельных категорий «руководители» и всегда в отношении замещения должностей «помощники (советники)»
В случае замещения должности на период отсутствия гос. служащего, за которым сохраняется его должность
В случае, когда срочный служебный контракт заключается со служащим по окончании обучения в соответствии с договором, заключенным с соответствующим гос. органом, если договором предусматривается обязательное прохождение службы
Срочные служебные контракты в дипломатических представительствах и консульствах, находящихся за пределами РФ
В случае замещения должности в гос. органе, который создан на определенный срок или для выполнения определенных функций и задач
Для временного замещения должности гражданской службы
В случае замещения должности, по которой устанавливается особый порядок оплаты труда
Законодательством м.б. предусмотрены и иные случаи заключения срочного контракта. Законодательством о гражданской службе предусмотрен особый случай перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт – это относится к служащим, достигших возраста 60 лет – срочный служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет. Предельный возраст, нахождения на ГГС – 65 лет, после 65 лет закон обязывает перезаключить контракт на срочный ТД на должности, не являющие должностью гос. службы.
Порядок назначение на должность – поступление на службу производится путем назначения на должность. Назначение на должность – это правоприменительный акт уполномоченного ДЛ, издаваемый в форме приказа или распоряжения, которым оформляется поступление гражданина на гос. службу с зачислением на определенную должность. Только после назначения на должность, гражданин приобретает статус гос-го или муниц-го служащего. Фактическое допущение к работе на службе противоречит законодательству о гос. службе.
Процедура конкурсного отбора предшествует изданию приказа о назначении на должность, на основании данного приказа (акта) заключается служебный контракт.
Муниц-ый служащий поступает на службу на условиях ТД , здесь действует общий порядок. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Ст. 26 ФЗ «О ГГС» - предусматриваются документы, которые д. представить гражданин:
Заявление
Анкета (утверждена Распоряжение Правительства РФ 2005г.)
Паспорт
Трудовая книжка
Документы воинского учета
Документы об образовании
Сведения о доходах, об им-ве и обязательствах имущественного характера.
После заключения служебного контракта, все ЛНА обязательны для служащего. Служащим выдается удостоверение установленной формы.
23. Изменение и приостановление служебного контракта. Переводы, перемещения, изменение существенных условий службы, исполнение обязанностей по другой должности на государственной гражданской службе, муниципальной службе
Переводы и перемещения. изменеие сущетсвенных условий
Перевод – это:
1) поручение служащему исполнение обязанностей по др. должности в том же гос. органе с изменением должностных обязанностей
2) поручение исполнения обязанности по др. должности в ином гос. органе
3) перемещение служащего вместе с гос. органом в др. местность
3 виды перевода:
1) перевод на иную должность в том же гос. органе
2) перевод в др. гос орган
3) перевод в др. местность вместе с гос. органом.
Перевод допускается только с письменного согласия служащего. От перевода следует отличать перемещение на иную должность.
Не признается переводом и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Перевод это такое изменение службы, когда изменяется либо место службы, либо одновременно и должность и содержание должностных обязанностей.
Разновидностями переводов явл-ся перевод по состоянию здоровья. Если отказывается от перевода, то расторгается контракт.
Временное замещение иной должности – 2 случая:
1) перевод по служебной необходимости
2) назначение на должность на период временного отсутствия служащего.
Изменение существенных условий служебного контракта (ст. 29 ФЗ «О ГГС») – изменение допускается по инициативе представителя наниматели при соблюдении следующих условий:
1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается.
Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение.
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Статья 72.2. Временный перевод на другую работу.
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Служебным контрактом определяются основные условия прохождения гражданской службы. Предметом регулирования служебного контракта являются обязательства РФ и федерального государственного гражданского служащего, а также обязательства субъекта РФ и государственного гражданского служащего субъекта РФ, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным гражданским служащим.
Служебный контракт отражает совокупность подлежащих регулированию на индивидуальном уровне отношений, возникающих при поступлении гражданина на гражданскую службу и прохождении гражданской службы с учетом ее особенностей в государственном органе на конкретной должности Глушко Е.К. Государственная служба и административная реформа / Е.К. Глушко. - Ежегодник «Публично-правовые исследования», 2006. Том 1. // Система ГАРАНТ.. В частности, в служебные контракты включается наименование должности с указанием группы и категории должностей, указывается конкретное подразделение, размеры должностного оклада и оклада за классный чин, ежемесячных надбавок за особые условия, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, продолжительность основного и дополнительного отпуска, в том числе положение о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, если такой режим установлен в контракте.
При заключении служебного контракта гражданин (гражданский служащий) обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы / Н.М. Казанцев. - М.: Проспект, 2008. - С. 62. Исходя из требований Федерального закона изменения, вносимые в служебный контракт, должны быть оформлены по обоюдному соглашению сторон служебного контракта в письменной форме.
Служебный контракт:
Заключается при назначении на должность гражданской службы;
Вступает в силу со дня его подписания сторонами;
Не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа, а также фамилия, имя, отчество представителя нанимателя. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе» / под ред. Козбаненко В.А., - М.: Статут, 2009. - С. 211.
Общие положения служебного распорядка об отпусках и режиме труда, положения нормативных правовых актов государственных органов о премировании и об оплате труда гражданских служащих конкретизируются в служебном контракте применительно к каждому гражданскому служащему. Рой О. Режим управленческого труда в контексте квалификационной оценки госслужащих / О. Рой // Государственная служба. - 2008. - № 1. - С. 19.
В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.
Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 10 // Система ГАРАНТ.. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.
К основным случаям заключения служебного контракта относятся:
1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;
2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. Пресняков М.В. Обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / М.В. Пресняков // Гражданин и право. - 2009. - № 7. - С. 30
С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, то есть не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.
Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.
В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба / Ю.Н. Щербаков. - Ростов-н/д.: Феникс, 2007. - С. 95. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.
Инга СИНДЕЕВА — аспирантка кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС
В настоящее время в системе государственной службы контракты о прохождении службы заключаются с самыми различными категориями государственных служащих. В результате гражданин вступает в правовые отношения с государством. Возникает закономерный вопрос: какова правовая природа таких отношений и заключаемого служебного контракта? Несмотря на то, что Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» действует в полную силу, до сих пор появление термина «служебный контракт» служит поводом для дискуссии о его правовой природе.
В современной юридической науке существуют две основные точки зрения по вопросу регулирования государственно-служебных отношений, которые напрямую связаны с предметом дискуссии.
Представители первой позиции (С.А. Иванов, A.M. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов, Л.А. Чиканова) считают, что отношения между гражданским служащим и государственным органом являются трудовыми. Соответственно, должны регулироваться нормами трудового права с учетом специфики, установленной специальным законодательством о государственной службе.
Однако представители этой точки зрения признают, что служебный контракт имеет административно-правовые элементы. Так, например, Г.С. Скачкова рассматривает контракты с государственными служащими как самостоятельные виды трудового договора с ярко выраженной административно-право- вой окраской . Лица, занимающие государственные должности, имеют двойной отраслевой статус . С одной стороны, поступая на государственную службу, они - обычные граждане, вступившие в трудовое правоотношение (выполняют определенную трудовую функцию за вознаграждение). С другой стороны, они действуют как агенты публичной власти и в силу этого принимают решения, имеющие властный характер. Соответственно, статус государственного служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти - государственным и административным правом.
Сторонники второго подхода (Ю.А. Старилов, А.А. Гришковец, А.Ф. Ноздрачев) исходят из того, что государственно-служебные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальными нормами . Данный подход основан на том, что государственная служба - это публично-правовой институт, который представляет собой целостную систему, основанную на служении государству. Государственно-служебные отношения в реальной действительности выступают исключительно как государственные и административные правоотношения, служения и подчинения государственных служащих исключительно государству.
Для того чтобы ответить на вопрос: является ли служебный контракт административным договором, необходимо выяснить, присущи ли ему признаки административного договора. В административном праве административный договор определяется как основанное на нормах административного права соглашение, базирующееся на взаимном проявлении воли сторон, одним из участников которого выступает орган государственного управления, имеющее своим предметом управленческие отношения .
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Таким образом, это является соглашением между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, устанавливающим права и обязанности сторон.
1. Административный договор основан на добровольном, согласованном волеизъявлении сторон, что, однако, не всегда означает равенство сторон в юридическом понимании. Гражданин, поступая на государственную службу и заключая служебный контракт, выступает именно свободным и равным субъектом по отношению к другой стороне . Служебным контрактом по соглашению сторон определяется должность, на которую он поступает, ряд существенных и иных дополнительных условий. Что касается ограничений, установленных законом, то они относятся как к гражданскому служащему, так и к другой стороне служебного отношения - представителю нанимателя. Например, гражданский служащий не может быть переведен на другую должность без его согласия, т.е. условия служебного контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке. Таким образом, служебный контракт закрепляет факт добровольного двухстороннего волеизъявления.
2. Административный договор базируется на нормах административного права, поэтому необходимо выяснить, нормами административного или трудового права осуществляется правовое регулирование служебного контракта.
Правовое регулирование порядка заключения, изменения и прекращения служебного контракта, понятие и стороны служебного контракта, содержание и форма осуществляются в соответствии с главами 5 и 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статьей 73 указанного Федерального закона установлен приоритет федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, которые применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Таким образом, нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права.
3. Административный договор - это двусторонний или многосторонний правовой акт. Обязательной стороной административного договора выступает орган государственной власти либо его уполномоченный представитель.
Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. поступающий на государственную гражданскую службу.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Специфика государственной службы заключается втом, что работодателем (нанимателем) в данном случае выступает государство, т.е. Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Поэтому функции нанимателя от их имени реализует руководитель соответствующего государственного органа - представитель нанимателя. Вместе с тем возникает вопрос, почему в качестве стороны служебного контракта выступает представитель нанимателя, а не собственно наниматель.
Л.А. Чиканова обращает внимание на двойственность субъекта на стороне нанимателя, которая состоит в том, что в служебном правоотношении одновременно могут выступать два субъекта: государство как наниматель и руководитель государственного органа как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект - гражданский служащий - может находиться одновременно в правоотношениях как с государством-нанимателем, так и с его представителем. Государство остается стороной служебного правоотношения на всем протяжении его существования, независимо оттого, замещает ли гражданский служащий в тот или иной промежуток времени должность в государственном органе .
Идея служения государству как таковому находит свое проявление и в самих понятиях «государственная служба» и «государственный служащий».
В статье 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из этого определения делается вывод о том, что государственные служащие выполняют функцию государства, которая предопределяет их публично-правовой статус . Поступая на государственную службу, они реализуют право на равный доступ к государственной службе и, соответственно, - конституционное право гражданина Российской Федерации на участие в управлении государством.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий- гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Акт о назначении на должность - это административный акт, издаваемый уполномоченным органом. Однако сам по себе он не является основанием для возникновения служебного отношения. Это лишь один из элементов сложного юридического состава, основания возникновения служебного правоотношения. Без служебного контракта служебные отношения возникнуть не могут. Таким образом, для возникновения служебного отношения необходимо наличие сложного юридического состава, т.е. наличие как акта назначения на должность, так и служебного контракта (договора).
4. Лишь в результате заключения служебного контракта возникают служебные правоотношения. Л.А. Чиканова рассматривает их как сложное правовое явление, состоящее из различных по своей природе, но неразрывно связанных элементов, имеющих как публично-правовой, так и частноправовой характер . Служебно-трудовое отношение находится как бы внутри государственно-служебного (публично-правового) отношения, т.е. входит в содержание последнего. Отношения гражданских служащих, возникающие на основании акта назначения на должность, т.е. отношения, связанные с поступлением на гражданскую службу, нахождением на гражданской службе и ее прекращением, - это публично-правовые отношения, входящие в предмет административного законодательства. Отношения, возникающие в связи с исполнением служебных обязанностей по должности гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного гражданским служащим с конкретным государственным органом, - это служебно-трудовые отношения, входящие в предмет трудового права.
5. Целью административных договоров является регулирование управленческих отношений, посредством заключения такого соглашения стороны договариваются об осуществлении определенных действий в интересах государственного управления , а также реализация некого общего блага, публичных интересов, достижение общественно значимых результатов . Цель заключения служебного контракта - установление служебных отношений, в результате которых гражданский служащий сможет выполнять должностные обязанности по реализации функций и полномочий того или иного государственного органа. Из этого следует, что служебному контракту, безусловно, присущи публично-правовые цели.
В то же время следует отметить ряд специфических отличий, характерных для служебного контракта с государственным служащим, в котором определяются его должностные обязанности. Содержание (условия) этого документа не вырабатывается самими сторонами, а определено в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По мнению А.А. Осина, «анализируя статьи Закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным» .
Действительно, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» достаточно детально регламентировано содержание служебного контракта. Гражданский служащий может лишь согласиться с теми условиями, которые ему предлагаются, или нет.
В то же время законодательством о государственной гражданской службе не запрещено предусматривать в служебном контракте дополнительные условия, не ухудшающие положение служащего, поэтому стороны могут определить в контракте отдельные положения. Однако в действительности это не практикуется, что несколько ограничивает свободу сторон в установлении дополнительных условий служебного контракта.
Следует обратить внимание на то, что Указом Президента Российской Федерации от 16.02.2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» утверждена примерная типовая форма служебного контракта, что тоже несколько ограничивает свободу сторон в установлении дополнительных условий.
Таким образом, анализ признаков административного договора в проекции на служебный контракт позволяет сделать вывод о том, что служебный контракт является особым видом административного договора, которому присущ ряд следующих признаков:
— служебный контракт закрепляет факт добровольного двухстороннего волеизъявления о прохождении государственной гражданской службы:
— нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о служебном контракте, являясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права;
— для возникновения служебного отношения необходимо наличие сложного юридического состава как акта назначения на должность, так и служебного контракта, которому присущи публично-правовые цели.
Литература
1. Иванов СЛ. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. № 4; Куренной A.M., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. № 2; Чиканова JI.A. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. № 4.
2. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001. С.5.
3. Манохин В.М. Российское административное право. Саратов, 2000. С.16.
4. Старилов Ю.Н. Служебное право. М„ 1996; Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003; Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М„ 2003.
5. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998. С.26-29; Коренев А.П. Административное право Российской Федерации. М„ 2001. Часть I. С.183-185; Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, 2001. С.258-259.
6. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. № 4.
7. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: Авто- реф. дисс… докт. юрид. наук. М., 2005.
8. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. С. 16.
9. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Административные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.
10. Бахрах Д.Н. Административные договоры // Административное право России. М„ 2002.
11. Осин А А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта //Трудовое право. 2007. № 5.