Домой / «Вторичка / Что читать во время страстной недели дома. Протоиерей Кирилл Каледа. Страстная неделя Великого поста по дням: что можно есть перед Пасхой

Что читать во время страстной недели дома. Протоиерей Кирилл Каледа. Страстная неделя Великого поста по дням: что можно есть перед Пасхой

В воскресенье заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица — период воспоминания последних дней Христа и Его Спасительных Страстей. Издавна эти дни, называемые «святыми» или «великими», проходили в особенно строгом посте и глубокой молитве. О том, как правильно провести это время, рассказывает иеродиакон Тихон (Зубакин).

— Отец Тихон, в чем особенности Страстной седмицы?

— Страстная седмица – это последняя неделя Великого поста. Так же, как и первая, она будет наполнена особыми постовыми песнопениями, покаянными молитвами, которые настраивают человека на то, что сейчас Господь идет на Свои Крестные Страдания, будет принесена Крестная Жертва, за Которой последует искупление наших человеческих грехов. Каждый из днейэтой Седмицы мы будем слышать отпуст: «Грядый на вольную страсть нас и нашего ради спасения…». Люди должны понять и прочувствовать, что это Жертва, когда Господь пришел на землю, принял образ человеческий, а в конце Своейземной жизни принял Крестные страдания, очень велика по своей сути.

Каждый день Страстной недели в храмах совершаются особые богослужения. Расскажите о них .

— Да, богослужения Страстной седмицы особенные, а каждый день несет в себе особый смысл. В Понедельник Страстной седмицы вспоминается целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В Великий Вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Если кто-то не успел посетить эти великопостные службы в течение Четыредесятницы, нужно постараться восполнить этот пробел.

В Великую Среду, как известно, Иудой Искариотом было совершено предательство Иисуса Христа. Именно в память об этом событии мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром. Утром этого дня в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, одно из главных событий из жизни Христа. В этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. За вечерним богослужением будет совершаться чтение 12-ти Страстных Евангелий, где отражены Крестные страдания Христа.

День Великой Пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Вечером совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы.

Великая Суббота, предпраздничный день, когда люди готовятся к такому великому торжественному событию – Светлому Христову Воскресению.

Следует отметить такой момент, что до революции на дни Страстной седмицы закрывались все заведения, как театры, питейные заведения, все люди были на богослужениях в храме. Понимая, какое важное событие предстоит – Воскресение Христово, они приносили свое покаяние, чтобы достойно встретить великий христианский праздник.

— Отец Тихон, как правильно провести эти святые дни перед Пасхой?

— Во-первых, с покаянным и благодарным чувством к Богу, что Он принял страдания, страшные мучения, чтобы освободить нас от уз ада. Он дал нам возможность и способность бороться с грехом, преобразив нашучеловеческую природу Своим Воскресением, Он даровал нам возможность также воскреснуть в дальнейшей своей жизни.

В дни Страстной седмицы нужно стараться как можно чаще посещать храм. Присутствуя на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

— Православные верующие во время Страстной седмицы стараются ежедневно посещать богослужения, но у некоторых такой возможности нет. Как быть в этом случае?

— Мы понимаем, что житейские обязанности, проблемы, связанные с работой или еще с чем-то, не позволяют нам посещать храм, какбы мы хотели, новечером мы можем это делать. Как раз будут такие сугубые постовые службы, какв первую Седмицу, когда мы читали канон Андрея Критского. Поэтому у кого нет возможности приходить утром, можно прийти вечером, когда человеческий день наиболее разгружен, чтобы прикоснуться к этой святыне — Страстной службе. Но у кого совсем не получается, не надо отчаиваться, необходимо благодарить Бога и в последующем стараться приходить в храм, причащаться, исповедоваться. Бывает, что нет возможности – у кого-то работа, у кого-то дети, кто-то еще чем-то занят. Однако помнить надо всегда — главнейшее место в жизни надо отдавать Богу, тогда наша жизнь будет правильной.

У нас есть большое количество литературы, во-первых, нужно читать Евангелие, чтобы знать, какою ценою далось наше спасение, читать покаянные молитвы, Псалтирь – это вообще покаянная книга, которую написал пророк Давид.

— Отец Тихон, скажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к встрече праздника праздников и торжества из торжеств Пасхи Христовой?

— Покаянием и молитвой. Весь пост нам дан для того, чтобы подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. По традиции, люди в Великий Четверг причащаются, исповедуются, посещают богослужения, готовятся к этому празднику.

В каждой семье заведено, что к Пасхе мы убираем свои жилища – это хорошо, но не нужно забывать о душе, что мы должны и духовно готовиться к этому празднику, навести порядок в сердце, в мыслях, примириться с ближними, стараться ни на кого не обижаться. Вот с этими чувствами причаститься и вступить в Светлое Христово Воскресение.

— Традиционно на Руси пекут куличи и красят яйца. Расскажите, пожалуйста, об этих традициях.

— Конечно, это русские традиции, которые в нашей жизни укоренились, укрепились. Я, как сельский житель, помню, как бабушки в Великий Четверг начинали печь кулики. Идешь по улице и пахнет куличами, и было уже предпасхальное настроение. Эти традиции нужно обязательно сохранить, потому что может случиться так, что наши дети о них просто не узнают. У нас был еще такой обычай, когда я еще в школе учился, в сам день Пасхи мы ходили и поздравляли односельчан со Светлым праздником Пасхи Христовой. Всем говорили: «Христос Воскресе», и нам давали крашеные яйца — в каждом доме они свои, особенные, кто-то луковой шелухой красит, кто-то какую-нибудь ниточку привяжет, какой-нибудь узорчик нарисует, это было для нас очень торжественно и радостно. Многие люди нас даже специально приглашали, чтобы мы пришли к ним поздравить с праздником. Поэтому эти традиции обязательно надо хранить. Как говорится, кто не знает своей истории, у того нет будущего, то есть нация обречена на духовное вымирание. А все эти пасхальные традиции очень благодатные и приятные, потому что русская душа широкая, ее нужно обязательно как-то укреплять.

— Отец Тихон, спаси Господи, что ответили на наши вопросы.

— Во славу Божию.

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Данная статья содержит: молитва на страстную неделю пятница - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период у каждого человека есть возможность очистить душу от грехов и заручиться поддержкой Высших сил.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам. Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негатива и впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник

«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу

«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть - лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».

Завершает Страстную неделю Светлая Пасха, праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».

Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Страстная неделя: что можно и что нельзя делать перед Пасхой

Наши советы помогут правильно подготовиться к Пасхе. Вы узнаете, какие испытания выпадают нам на последнюю, Страстную неделю перед.

Что можно и что нельзя делать в Чистый четверг перед Пасхой

Чистый четверг - четвертый день Страстной недели, связанный со множеством традиций и обычаев. Чтобы должным образом подготовиться к Пасхе, .

Страстная неделя Великого поста по дням: что можно есть перед Пасхой

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с рекомендациями церкви, чтобы вылечить.

Суть Чистого четверга перед Пасхой

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и множеством церковных.

Приметы и традиции на Пасху

Самый почитаемый праздник православных христиан - Пасха - связан не только с церковными традициями, но и со множеством.

Страстная седмица

Страстна́я седми́ца – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в Синаксаре – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым.

В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии. Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе”

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоан. 16:22).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Страстная пятница 2017: приметы, обряды, молитвы и заговоры

Самым печальным и строгим днем Великого поста является Страстная пятница. Многие религиозные и народные обычаи связаны с этим днем. Так как это день великой скорби, то большинство обычаев заключается именно в запретах.

Когда страстная пятница в 2017 году или другом году зависит от даты Пасхи. В текущем году Пасха празднуется 16 апреля, значит, Страстная пятница будет 14 апреля. Этот день посвящен воспоминаниям о распятии и смерти Иисуса Христа.

Именно в пятницу Иисус Христос был распят, отсюда и символизм упоминания об этом событие в последнюю пятницу Великого поста. Иисус принял смерть на кресте на Голгофе, затем тело сняли с креста и погребли. В течение богослужения в Великую пятницу три раза читаются места Евангелие, где описаны эти события.

Дата Страстной пятницы в 2017 году приходится на 14 апреля. На утреннем богослужении зачитываются 12 отрывков, которые в хронологическом порядке рассказывают о событиях той пятницы. Отдельно также зачитываются повествования четырех евангелистов: Матвея, Иоанна, Луки, Марка. На великой вечерне об этих событиях рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Приметы в Страстную пятницу 2017

В Страстную пятницу нельзя плевать на землю. Народные приметы говорят, что кто плюнет на землю – от того на весь год все святые отвернутся.

В Великую пятницу можно определить, есть ли на вашем доме порча. Для этого утром этого дня нужно пойти в церковь, отстоять и службу с зажженной свечкой. После службы с остатком этой свечи придите в свой дом или квартиру и обходите ее комнату за комнатой. Возле “порченной” вещи свеча сильно затрещит и начнет чадить черным дымом.

Куличи и любая выпечка, которую испекли в Страстную пятницу никогда не заплесневеет. Также кусочек такого кулича хранят весь год и дают заболевшему человеку. Также кусочек кулича весь год, до следующей Пасхи, хранят в доме за иконами – такой оберег защищает от пожара.

Согласно приметам в Страстную пятницу нельзя копать землю и что-либо сажать. Во-первых урожая вы не получите, во-вторых поверья утверждают, что человека, который будет в этот день копать землю постигнет несчастье.

Большим грехом считается занятие любовью в Страстную пятницу даже между мужем и женой. Ребенок, зачатый в этот день, может родиться больным или калекой. В народе приметили, что если даже такой младенец будет здоровым, то во взрослой жизни станет убийцей.

Стирать в Великую пятницу нельзя. Бытует поверье, что если в этот день постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать за три дня время своей смерти.

Проснувшись утром в пятницу на Страстной недели первым делом, ни с кем не разговаривая до этого, выглядывали в окно и примечали, на кого первого упадет взгляд. Если увидели птицу, то это для девушки это к новому знакомству, а для парня к добрым вестям. Если взгляд упал на собаку – такой знак предвещает грусть и печаль. Первой увидеть кошку в Страстную пятницу – к достатку и богатой жизни. Если приметили молодого парня или мужчину – весь год будете здоровым. Молодая девушка – к благополучию. Увидеть целую семью – вы будете жить со всеми родными в мире и согласии. А вот если ваш взгляд упал на старика, инвалида или больного человека, то это, к сожалению, предвещает болезнь или крупную потерю.

Оботрите тряпкой все углы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. Такой тряпкой обычно лечат больные поясницу (обвязывают ее вокруг талии) и ноги (вытирают их после мытья в бане).

Печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски.

Заговор в Страстную пятницу от алкоголизма, пьянства

К сожалению, в нашей стране вопрос алкоголизма, пьющих родственников всегда был и остается очень актуальным. Наши предки считали, что печная зола, взятая в страстную пятницу, помогает в лечении от алкоголизма, и избавляет от смертной тоски.

Золу, взятую из печи в Страстную пятницу, сыплют на пешеходный перекресток (машины там ездить не должны) наотмашь золу, и читают три раза:

Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь. Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Первый раз сыпать в Страстную пятницу, затем еще две пятницы подряд. Оставшуюся золу используют так же в случае срывов, если вдруг, снова запил, для профилактики перед праздниками когда «грех не выпить».

Заговор в Страстную пятницу от стресса, депрессии

В Страстную пятницу отчитывают людей, страдающих депрессией, что в наше суетное, полное стрессов время очень актуально.

Три крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной. Над водой читают специальный заговор:

Укрепи мои верные слова, Господь, Укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор в Страстную пятницу для мира в семье

Чтобы в вашей семье всегда был мир и лад, когда будете печь пасхальные куличи, испеките вместе с ними маленький хлебный колобок. Одну половину от него съешьте сами, а вторую сохраняйте в течение года в доме за иконами. Когда будете класть колобок за икону, скажите такие слова: “Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Страстная Пятница в 2017 году: что нельзя делать и что можно делать

Вопрос о том, что нельзя делать в Страстную пятницу 2017 интересует многих. Во-первых, это самый строгий пост. В этот день нельзя совсем ничего есть кроме хлеба и воды. На завтрак и это есть нельзя. А многие и от хлеба с водой отказываются. Мы уже обсуждали вопрос о том, что можно есть в Страстную пятницу.

Во-вторых, в этот день строго запрещается любое веселье. Считается, что кто будет смеяться в пятницу, тот круглый год будет плакать. Запрещается в Страстную Пятницу петь, много разговаривать и, особенно, громко. Нельзя ругаться и убирать в доме. Если на этот день у вас выпал праздник – перенесите его.

Проведите этот день в молитвах и покаянии. И готовьтесь к Пасхе.

Молитвы Страстной пятницы

Твори добро, оказывай людям помощь! Проводи время в молитве! Уклоняйся от зла! Так говорится в духовных книгах. В Страстную пятницу нужно отдавать молитве большую часть времени. Читая молитву нужно испытывать искренние чувства – и не думать о посторонних вещах. Помните! Что только тёплая молитва будет услышана Всевышним. Какие молитвы можно и нужно читать в пятницу – узнайте.

Молитва для других

О Иисус, помилуй вашей святой Церкви; заботиться о нем.

О Иисус, помилуй бедных грешников и спасти их от ада.

О Иисус, благослови моего отца, мою мать, моих братьев и сестер, и все, что я должен молиться.

О Иисус, пожалейте души в чистилище и довести их до вашего небесного покоя.

Молитва, чтобы выразить скорбь за грехи

Мне очень жаль за то, что отвернулась от вашей дружбы.

Вы показали только любовь ко мне.

Я иногда показано немного любви в ответ.

Из-за твоего, единственного твоего, Иисуса, Который умер и воскрес для меня, прости меня все мои грехи.

Отец, не только я обидел вас на мои грехи, но я также оскорбил ваше сообщество здесь, на земле.

Я обещаю, чтобы показать большую любовь к соседу, с тем чтобы восполнить мои грехи.

Я ничего не можем сделать, если ваш Святой Дух не помогает мне вести жизнь, такая как Иисус, жизнь провел забыв о себе в служении другим.

Молитва за Святейшества на Страстную пятницу

Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,

Держите меня, Боже мой, от пятна грехов,

Позвольте мне оба работают старательно и надлежащим образом молиться,

Позвольте мне быть добрым словом и делом для других,

Позвольте мне не сделать ничего плохого или простаивает на словах, бездумное сказать,

Установите вам замок на моих губах

Позвольте мне в сезон, Господи, быть честны, в сезоне геев,

Позвольте мне быть верным вашей милости только сегодня,

И если сегодня, мой прилив жизни должно угасать,

О ставку быть, если сегодня я умру, приходите домой сегодня,

Так, на завтра и его потребностей, я не молюсь,

Но держать меня, направлять и любить меня, Господи, я молю тебя.

Молитва за единство

вы Отец всех мужчин.

Мы просим вас, чтобы отправить Святого Духа,

По традиции, Великий понедельник начинается с воскресной вечерни в воскресенье. Вечерню завершает День Вербного воскресенья, иными словами праздник Входа Господа в Иерусалим, он же открывает Страстную неделю. На утренней службе в понедельник, вторник и среду в церкви прославляют Христа кротким тропарем, который в другое время года можно услышать лишь несколько раз.

Каждый день Страстной седмицы глубоко символичен. В первые три ее дня совершаются литургии Преждеосвященных Даров.

В течение всей Страстной седмицы нельзя есть мяса, иной скоромной пищи, не допускается и употребление растительного масла. В это время нельзя петь и танцевать, излишне веселиться, следует регулярно молиться. Лучшее, что можно делать в это время – это нести добро людям, знакомым и незнакомым. Возбраняется чревоугодие, очень важно подавить в себе зависть, недоброжелательность, зло. Не должно быть в сердце ни тревоги, ни излишней суетливости.

В Великий понедельник вспоминают Иосифа, персонажей из Ветхого завета и рассказ о проклятой смоковнице, описанный в Евангелии. Согласно церковному преданию, иссохшая смоковница является образом ветхого Израиля, не давшего плода. Рекомендуется читать 21 главу от Матфея.

Фото: Александр Кожохин,"Вечерняя Москва"

В Великий вторник напоминают притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…»

А затем наступает Великая среда – день страшного предательства, изменившего мир. Именно в память о том, как Христос был предан одним из своих учеников, Иудой, мы и проходим через Великий пост. Ну а в церкви в этот день вспоминают женщину, которая омыла ноги Господа миром. В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Еврема Сирина. Важный момент: с этого дня больше не кладут земных поклонов до Пятидесятницы, разве что только перед Плащаницей. В среду же вечером совершается последняя большая исповедь. Очень во многих храмах исповедовать до конца Светлой седмицы уже не будут. И если вы хотите успеть на исповедь, лучше постарайтесь сделать это до среды, поскольку в среду, традиционно, на исповеди бывает очень много народу.

Традиции Великого четверга известны очень многим. Это день воспоминаний об установлении Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – как мы помним, так называлась последняя трапеза Христа с учениками. Это день причащения православными Христовых тайн. После Тайной Вечери Христос, выказывая смирение свое, омывал ноги ученикам, что нашло отражение в практике церковных служб. Особый Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Вечером же в четверг вас ждет долгая служба: литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого соединяется с вечерней. Утреня Великой Пятницы (совершаемая в вечером Великого Четверга) – не только одна из самых длинных, но и одна из самых красивых служб в году. Иногда ее называют также «Двенадцать Евангелий». В течение этой службы вспоминается период от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до момента положения его тела во Гроб. В Великий Четверг, как правило, готовятся к Пасхе. Традиции советуют в Великий четверг наводить порядок в доме, убирать дом, печь куличи и красить яйца. Между двумя службами надо по возможности помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты не следует.

Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"

Великая пятница начинается рано утром. Первая служба в этот день называется Службой Царских часов. В течение этой службы читают Евангелия Страстей Господних, а в середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Обеда в этот день не полагается, завтрак – строго постный.

Вечером в пятницу в церквях совершают утреню Великой субботы с погребением Плащаницы. Служба долгая и очень светлая, во время которой ощущается приближение Пасхи. Как правило, Погребение Плащаницы совершается ночью. Чисто физически не все выдерживают эту службу – тем паче, что она переходит в Литургию. Поэтому очень часто делают так: после Выноса Плащаницы отдыхают, затем к 23:00 приезжают на ночную службу, которая длится три-четыре часа, а затем отдыхают пару часов до Литургии Великой Субботы. Литургия - очень долгая и торжественная служба, во время которой проходят ветхозаветные чтения. Настроение становится уже совсем пасхальным, читается Евангелие о Воскресении Христовом, а священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния. Все происходит тихо и спокойно, поскольку суббота - это день покоя и молчания, день, когда почил Господь. Это последний день перед Пасхой. После литургии начинают освящать куличи, пасхи и яйца. Часть их положено оставлять часть в храме. Полагается последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов. Ну а пасхальная служба начинается с чтения канона «Плач Пресвятой Богородицы». После этого Плащаницу уносят в алтарь. Затем начинается Пасхальная заутреня, первая служба Светлого Христова Воскресения.

Закончился Великий пост, наступили главные дни всего церковного года, последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения.О том, как правильно провести эти святые дни, корреспондент портала “Православие и мир” спросил у известных священников:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении. Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь.

Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню именно той недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы. Там же мы можем почерпнуть все то, что происходило в эти дни.

В дни Страстной седмицы надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Ежедневное чтение Евангелия

К надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это . Прочувствовать Страстную седмицу без этой подготовки, наверное, невозможно.

Каждый день посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому каждый день необходимо читать Евангелие с тем, чтобы переживать это и понимать, что переживает в этот день Церковь, и вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия, чтобы вспоминать о тех событиях. И Евангелие мы имеем возможность почитать и дома. Кто-то имеет возможность и на работе почитать. Если такой возможности нет – ничего страшного, если мы прочтем это даже в транспорте.

Мы можем соприкоснуться и пережить эти события, если мы будем это желать. Конечно, если нет возможности посетить храм, то почитать те молитвы, песнопения, которые предполагается в эти дни читать и петь в храме. Слава Богу, у нас сейчас почти все обладают интернетом. Я думаю, что если не полную службу, то какие-то песнопения из интернета, соответствующие данному дню, можно получить.

Священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной седмицы – посетить все службы. Быть и на последней преждеосвященной, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

Все это хорошо делать в любое время, но есть такие особенности, которые бывают раз в год. Вот это нельзя упустить. В Страстную седмицу лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная седмица – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас с одной стороны потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы, которые многократно были изданы.

Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином страстном дне. Конечно, есть дни, вне которых нужно все усилия приложить, чтобы не остаться. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы. И в особенности часто пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться в эти дни, может быть и неоднократно, приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу, а скорее в соприсутствие, к чему, собственно, эти богослужения и зовут.

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи, как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.