Домой / «Вторичка / Что значит оставить место дтп. Скрылся с места ДТП - наказание (правовые последствия). При возникновении ДТП могут быть такие нюансы, как

Что значит оставить место дтп. Скрылся с места ДТП - наказание (правовые последствия). При возникновении ДТП могут быть такие нюансы, как

Каждый год в нашей стране происходит около 200 000 ДТП. К сожалению, примерно в 10% случаев виновник аварии, сбив человека или просто зацепив на небольшой скорости другой автомобиль, старается быстро уехать, дабы избежать ответственности. Кроме того, 5% скрывшихся, при сообщении о страховом случае, сообщают неправдивую информацию о причинах повреждения авто. Что же будет, если водитель скрылся с места ДТП? Наказание за такое деяние зависит от множества факторов, однако чаще всего административной ответственности не избежать.

Проблемный вопрос

Основная масса людей, задев чужое авто, скрывается с места происшествия. А если этого еще и никто не видел, тогда соблазн уехать очень возрастает. ГИБДД тоже не сильно заинтересована в поиске виновника, так как это практически невозможно.

Как отмечают юристы, гаишники будут активно искать водителя только в том случае, если пострадали люди или авария привела к смерти гражданина (граждан). Когда же вашу машину просто слегка помяли, шансы найти виновника почти равны нулю.

Рамки ответственности

Если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит Однако понесет нарушитель наказание только, естественно, при условии установления его личности. Потерпевший все же может получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью по полису ОСАГО и без привлечения виновника к суду.

ДТП - это происшествие, возникшее в процессе дорожного движения транспортного средства и с его участием, при котором ранены или убиты люди, повреждены автомобили, сооружения, грузы или есть другой материальный ущерб.

Часто случается и так, что водитель, став виновником аварии, нарушает требования Правил дорожного движения, в которых указано, что в таком случае необходимо остановиться и никуда не сдвигаться с места происшествия. Если же такие требования водитель не выполнит, тогда ему в лучшем случае грозит а в худшем - арест до 15 суток. Когда человек скрылся с места ДТП, наказание всегда будет жестче, чем в том случае, если бы он остался до приезда сотрудников ГИБДД.

Судебная практика

Довольно часто инспектор неверно квалифицирует совершенное водителем преступление и в связи с этим привлекает его к ответственности за более тяжкое правонарушение, нежели он совершил. Какие же это могут быть ситуации и как обжаловать его действия? Он, к примеру, может указать в протоколе, что водитель скрылся с места ДТП, но на самом деле далеко не во всех случаях его действия можно так квалифицировать.

Однако ошибку инспектора можно доказать и, таким образом, выиграть дело. Можно попробовать снизить размер штрафа или же даже добиться полного освобождения от ответственности. Бывает и так, что водители страдают не от инспектора, а от мошеннических действий других водителей, которые беспричинно обвиняют их в нанесении ущерба.

Алгоритм действий при ДТП

Как же себя вести себя случае аварии?

  • Необходимо немедленно остановиться, включить световую сигнализацию, поставить знак аварийной остановки и не перемещать вещи, которые имеют отношение к происшествию.
  • Если есть пострадавшие, необходимо оказать и срочно вызвать «скорую помощь», а в самых крайних случаях их необходимо довезти до больницы на своем авто (поймать попутку), а потом вернуться на место аварии.
  • При необходимости нужно освободить проезжую часть.
  • Записать адреса и фамилии очевидцев, зафиксировать следы и предметы, которые относятся к происшествию.
  • Позвонить в полицию и дождаться сотрудников правоохранительных органов.

Намного хуже, когда виновник скрылся с места ДТП. Уезжают после аварии, конечно же, по разным причинам: испуг, уверенность, что никто не видел этого и т. д. Однако в таком случае водитель лишает себя надежды на объективное и полное исследование всех подробностей аварии и возможности собрать доказательства на месте происшествия. Также есть риск, что случайные свидетели опишут ситуацию не так, как было на самом деле, исказят события. Но если водитель потом одумается и признается в своей вине, вероятность того, что он останется безнаказанным, очень мизерная.

Смягчение ответственности

Остаться на месте происшествия необходимо по двум причинам. Водитель своевременно окажет помощь потерпевшему (потерпевшим) и оперативно вызовет «скорую помощь». Доставка пострадавшего в больницу в дальнейшем будет иметь важное значение при установлении степени вины водителя. А вот если гражданин скрылся с места ДТП, наказание его ждет самое суровое.

В то же время не будет считаться скрытием с места аварии ситуация, когда ее виновник самостоятельно не может оказать помощь и оставляет место ДТП, чтобы вызвать полицию и медицинскую помощь. Большое значение при квалификации деяния имеет тяжесть телесных повреждений, которые получил потерпевший.

Уголовная ответственность

Привлечь виновника аварии к уголовной ответственности можно только в случае нанесения здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, или тяжкого вреда, или его гибели. Если же все эти негативные последствия произошли именно в результате того, что водитель оставил место происшествия, то виновника могут приговорить к заключению до трех лет и лишить полномочий заниматься определенной деятельностью.

То есть уголовная ответственность возможна при таком стечении обстоятельств:

  • наличие вины;
  • причинение гражданину (гражданам) повреждения средней тяжести, тяжкого вреда или смерти.

Если человек скрылся с места ДТП, наказание за это будет зависеть от тяжести наступивших последствий. Когда действия водителя не подпадают под статью РФ, он будет нести административную ответственность. В таком случае вас могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 года или арестовать на 15 суток.

Даже если виноваты в ДТП другие лица, а проезжающий мимо водитель это заметил, мог сообщить в полицию и оказать помощь, но этого не сделал, его тоже имеют право привлечь к ответственности в порядке административного производства.

На месте происшествия необходимо также остаться для содействия сотрудникам полиции при расследовании данного случая. Все ваши объяснения, действия по нахождению свидетелей, очевидцев, комментарии, участие при осмотре места аварии и при составлении процессуальных документов могут потом сыграть только в вашу пользу. Но если же нарушитель скрылся с места ДТП, то это все только лишь усложняет.

Как доказать свою невиновность?

При попадании в дорожно-транспортное происшествие, даже если все факты свидетельствуют о вашей причастности к случившемуся, дело в некоторых случаях можно выиграть. Для этого стоит попробовать доказать допущенные процессуальные нарушения при составлении бумаг.

Для чего это делается? Допущенные в документах нарушения могут повлечь исключение документов ИДПС из состава доказательств по вашему делу. К составлению подобных бумаг установлены довольно строгие правила. Если человек скрылся с места ДТП, ответственность можно смягчить при существенных ошибках и неточностях при оформлении протокола. При их выявлении документы ИДПС можно попробовать признать недопустимыми доказательствами и таким образом «развалить» дело.

В то же время необходимо опросить свидетелей, инспектора, понятых, обнаружить противоречия в их показаниях и указать на нарушение закона.

Обжалование проставления

Как мы уже упоминали, при данном нарушении не назначают штраф. Скрылся с места ДТП - будь готов лишиться прав или отсидеть 15 суток. Штраф до 1000 рублей положен только в том случае, если были установлены нарушения ПДД в связи с дорожным происшествием, но при этом водитель не уезжал после содеянного. Однако если вас лишили прав, можно обжаловать проставление суда.

Важные замечания

Следует отметить, что водителям запрещено пить спиртное (принимать наркотики и т. д.) после совершения ДТП. Если он проигнорирует такие требования, то ему, опять же, грозит наказание. На основании КоАП РФ вас могут обязать заплатить штраф до 30 000 рублей и лишить прав от 1,5 до 2 лет. Поэтому важно не только не уезжать с места происшествия, но и не употреблять спиртное, это только в ваших интересах.

Итоги

Если водитель скрылся с места ДТП, последствия могут быть самыми разными, но самый неблагоприятный исход - уголовная ответственность. При незначительном повреждении припаркованного авто вас, возможно, вряд ли найдут и назначат наказание, а вот если есть человеческие жертвы, тогда остаться незамеченным будет крайне сложно.

ПДД требуют, чтобы в случае, если произошло ДТП, все его участники оставались на месте вплоть до прибытия ГИБДД или до оформления по «европротоколу». Однако бывают случаи, когда несмотря на эти требования виновник скрылся с места аварии. Что ему за это будет – и как в этом случае получить возмещение от его страховой и от него лично? Проблема эта достаточно серьёзна, однако безвыходных положений нет. Посмотрим, как разобраться с этой ситуацией.

○ Чем грозит и какой штраф за оставление места ДТП?

Пункт 2.5 ПДД однозначно требует, чтобы водитель после аварии немедленно остановил и не трогал с места свой автомобиль. Из этого правила есть только два исключения:

  • Если пострадали люди, и нет возможности вызвать «скорую» или привлечь других водителей, допускается использовать свой транспорт для доставки пострадавших в больницу (п. 2.6 ПДД).
  • Если пострадавших нет, но машина мешает проезду других участников движения – её можно сместить в сторону, освободив проезд и зафиксировав (в том числе с помощью фото или видеосъёмки) её положение после ДТП (п 2.6.1 ПДД).

Но если кто-то из участников самовольно решил, что оставаться на месте незачем – его ждут неприятности. Ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в этом плане однозначна:

  • Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При этом не важно, уехал ли виновник на своём транспорте, или бросил разбитую машину и скрылся пешком – лишение прав или 15 суток его ждут в любом случае.

○ Срок давности за оставление места ДТП.

Однако для виновного есть небольшая лазейка, которую можно найти сразу в трёх кодексах – административном, уголовном и гражданском.

Прежде всего нужно сказать о лишении прав. Избежать этого достаточно легко – нужно всего лишь помнить про ст. 4. 5 КоАП РФ. Она устанавливает, что если после того, как было совершено правонарушение, прошло определённое время – лицо, даже виновное, не может быть наказано за это. Применительно к нашему случаю срок составляет 3 месяца.

При этом согласно ст. 25.1 того же кодекса присутствие виновника на рассмотрении дела обязательно. Поэтому виновному достаточно просто не являться в суд больше трёх месяцев. Однако для этого каждый раз нужно придумывать обоснованные причины: если просто игнорировать повестку – судья в конце концов может, согласно ст. 29.4 КоАП РФ, просто вынести постановление о приводе – и тогда виновника в суд силой притащит наряд полиции.

В том же случае, если в результате ДТП пострадали люди, виновному надо скрываться уже дольше. В соответствии со ст. 78 УК РФ срок давности для действий, наказываемых по ст. 264 УК РФ (той, которая карает за нарушение ПДД с ранениями или смертями людей), составляет от 2 (если никто не погиб) до 10 лет (если погибло два и более человека). При этом надо, чтобы виновного сами органы не привлекали к ответственности: если человек скрывается от следствия, меняет место проживания, уклоняется от явки по повестке – это время в зачёт срока не идёт.

Одним словом, чтобы не посадили по ст. 264 УК РФ – нужно, чтобы виновного просто не нашли в течение определённого, но достаточно долгого времени.

Что же касается возмещения вреда, причинённого ДТП, то тут есть свои сроки. По общему правилу, в суд подать и потребовать возмещения можно в течение 3 лет с того момента, как был причинён вред. Однако при некоторых обстоятельствах и уважительных причинах пропуска суд может и восстановить пропуск, и тогда взыскание состоится и более чем через три года.

○ Неумышленное оставление места ДТП.

Покинуть место аварии можно не только с прямым умыслом, но и нечаянно. Обычно это происходит, если:

  • ДТП незначительно (например, всего лишь поцарапана краска или слегка задето зеркало на чужой машине).
  • На дороге плохая видимость – и водитель просто не заметил ДТП.
  • В салоне хорошая звукоизоляция и играет громкая музыка – и потому автомобилист не слышал стука или скрежета.
  • ДТП серьёзное, но ГИБДД нет очень долго – и водитель просто отошёл погреться в ближайшее помещение, а тем временем приехал инспектор.

Возможны и другие случаи, но их объединяет одно: человек не хотел нарушать ПДД – но случайно их нарушил. Что делать в такой ситуации?

Необходимо помнить, что ст. 12.27 КоАП РФ не требует прямого умысла. Даже если он и не хотел покидать место ДТП, но случайно его покинул – его всё равно ждёт то же самое наказание. Поэтому защитить себя можно лишь следующими способами:

  1. Доказать, что правонарушение незначительно. Такое возможно, если серьёзного вреда имуществу не было, а из людей никто не пострадал. В этом случае согласно ст. 2.9 КоАП РФ от наказания виновный может быть освобождён.
  2. Доказать, что была крайняя необходимость покинуть место аварии. Такое возможно в силу ст. 2.7 КоАП РФ. Например, если на улице сильный мороз, водитель легко одет, обогрев салона больше не работает, а ГИБДД долго не приезжает – можно попробовать сослаться на то, что была угроза здоровью, и срочно нужно было добраться до тёплого помещения. Такая тактика не всегда срабатывает – но иногда можно добиться отмены наказания.
  3. Если водитель отошёл или уехал, но успел вернуться до того, как прибывший на место экипаж ГИБДД закончил оформление – можно сослаться на то, что никакого нарушения вообще не было. Судебная практика (а аналогичное дело рассматривалось даже Верховным судом РФ) однозначна: если водитель добровольно вернулся, вменять ему ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя. Можно лишь говорить о ч. 1 той же статьи (всё-таки водитель не выставил знак, не включил сигнализацию и т. д.) – но там наказание значительно мягче, всего лишь штраф в виде 1 тысячи рублей.
  4. Ст. 27.5 говорит о том, что срок задержания не должен быть более 3 часов. Если за это время инспектор ГИБДД не приехал – нужно снова позвонить (а все звонки фиксируются) и сообщить об этом. По истечении 3 часов можно уезжать – и судебная практика тут на стороне водителя: он исполнил свои обязанности, и наказывать его нельзя.

○ Оставление места ДТП на парковке неумышленное.

Отдельным случаем являются ситуации, когда произошло неумышленное оставление места ДТП на парковке автомобилей. Довольно часто случается, что водитель, выезжая со стоянки, нечаянно задевает соседний автомобиль – и, не заметив этого, уезжает. Или же замечает, пытается найти владельца – но его нет. Что делать в этой ситуации, если произошло неумышленное оставление места ДТП?

К сожалению, закон не делает различий для ДТП на парковке и на проезжей части. Если один автомобиль двигался – то этого уже достаточно для наказания по соответствующей статье.

Однако и здесь есть возможности избежать наказания:

  1. Если повреждения чужого автомобиля были не связаны с движением – это не повод лишать прав. К примеру, если, открывая дверь, человек задел чужой автомобиль – это гражданско-правовой спор, а не ДТП.
  2. Есть шансы доказать малозначительность деяния.
  3. Если на машине виновника нет повреждений – возможно доказать, что он не знал и не мог знать о том, что произошло ДТП. Шансы незначительные – но они есть.
  4. Никаких документов до суда пописывать нельзя. Иначе избежать лишения прав не выйдет.

Важно помнить: уезжать с парковки, оставив второму участнику записку под дворником – нельзя ни в коем случае!

○ В каких ситуациях можно покидать место ДТП, и это не будет наказуемо?

Тем не менее, есть обстоятельства, на которые ст. 12.27 не распространяется. Разберёмся же с ними. Частично они перечислены выше (доставка пострадавшего в больницу, европротокол и т. д.) – но есть свои нюансы.

✔ Ситуации крайней необходимости.

Для крайней необходимости нужно, чтобы причинённый вред был меньше, чем предотвращённый. В результате можно сделать следующие выводы:

  • Предотвращение вреда здоровью и жизни человека всегда выше, чем соблюдение норм ПДД. Поэтому, к примеру, водитель, везущий рожающую женщину, не обязан оставаться на месте ДТП: он отвечает за жизнь матери и ребёнка – а не только за материальный ущерб.
  • Повседневные нужды крайней необходимостью не являются. Опоздание на работу – не причина, чтобы покинуть место ДТП.
  • Попытка догнать второго участника ДТП, покинувшего место аварии, как крайняя необходимость не рассматривается.

✔ Водители разобрались на месте.

В том случае, если обе стороны заключили соглашение о компенсации ущерба – казалось бы, можно и разъезжаться. Но не всё так просто. Соглашение не отменяет норм об ОСАГО и правил движения. Потому если позднее один из участников решит подать заявление – второму придётся туго.

Поэтому, если решено разбираться на месте – надо оформлять расписку, в которой будет подробно указан порядок компенсации ущерба, признана виновность одного из водителей – а главное, зафиксирован факт, что второй не имеет претензий.

Тем не менее, даже в этом случае лучше оформлять европротокол, чем расписку.

Покидая место аварии, не урегулировав конфликта с участниками, водитель нарушает установленные правила. Нередко такое событие приводит к последующему административному или уголовному наказанию. Особенно чреваты последствиями события, когда на дороге пострадали люди, а виновный скрылся с места происшествия. Другая частая ситуация: автовладельцы разрешили конфликт устно, но не составили документов, что становится поводом к последующим спорам.

Наказание за оставление места ДТП весьма сурово, поэтому не стоит рисковать и самовольно уезжать. Рекомендуем ознакомиться с тем, чем грозит проступок, и как закон реагирует на нарушение.

До 2015 года участники происшествия не имели права покинуть место события ни при каких основаниях. Порой незначительная царапина или другое малое повреждение требовало подъезда инспекторов ПДД. Самовольно уехать, даже договорившись с другим водителем, было нельзя, это было нарушением. Наказание за оставление места ДТП без пострадавших назначалось, даже если автомобили загораживали проезжую часть и мешали движению.

Ситуация изменилась, когда было принято постановление №907, регламентирующее возможности отъезда водителей без присутствия инспекторов. Особые случаи представлены в виде перечня, который предусматривает каждую ситуацию конкретно. Вместе с тем, отъезд в целях сокрытия своего участия все равно считается злостным нарушением правил и карается по закону.

Административная ответственность

ДТП имеет четкое описание в правовых нормативах. Это событие на дороге, при котором пострадали транспортные средства или водители, а также третьи лица. Причиненный действиями водителей ущерб грузам, зданиям или иным объектам также относится к категории аварийности на дорогах.

Пункт 2.5 ПДД указывает, как должны вести себя водители и что они должны предпринять. Требуется прекратить движение, установить оповещение о наступившей аварии. Если участник аварии не выполнил данных условий, продолжил движение по собственному решению, то он очевидно и доказано нарушил ст.12.27 КоАП РФ.

Покинув место события, водитель не становится автоматически виновным, вину его может установить только суд. Порой ситуация складывается так, что после аварии отъезжает невиновный гражданин. Если оба автомобиля покинули место, при этом не позаботившись о третьих лицах, например, пешеходе, то дело будет рассматриваться в комплексе и вина каждого доказываться индивидуально.

Для закона не имеет значения, в каком статусе находится уехавший водитель: виновного или пострадавшего. Само по себе оставление места является преступным деянием. Доказанная виновность приводит к лишению прав на срок 1-1,5 года или административному аресту на 15 суток.

Ст. 265 УК РФ отменена после 2003 г., после отмены уголовного наказания за самовольное оставление места ДТП не предусмотрено. До 2015 г. действовало правило, по которому выделялись особые случаи для законного отъезда:

  • составленный участниками события европротокол по установленным правилам;
  • экстренная помощь участнику происшествия, когда человека необходимо доставить в медицинское учреждение.

В настоящей редакции закона также разрешено транспортировать пострадавших граждан, но затем следует незамедлительно вернуться на оставленную позицию. Подобное действие должно быть подкреплено справкой из медицинского учреждения с указанием даты и времени обращения.

Кроме того, сейчас можно покинуть место происшествия:

  • при создании затора, когда машины перегораживают дорогу и создают помехи для других водителей;
  • водители составили протокол по установленному регламенту.

Вызов инспекторов потребуется, если ущерб технике нанесен значительный или пострадали люди.

Наказание за оставление места ДТП без пострадавших ниже, чем при оставлении людей без помощи в экстремальной ситуации. Подобные разрешения на отъезд стали действовать с июля 2017 года, что позволило во многих случая защитить интересы водителей.

Действующая редакция КоАП не предусматривает назначения штрафа, применяется лишение прав и административный арест. Вынесение наказания производится по решению суда. В судебном процессе ответчик имеет право предоставить доказательства и свидетельские показания в свою защиту.

В сложном деле рекомендуется привлечение защитника, специализирующегося на автомобильной тематике. Установление вины в данном процессе и спор по поводу остальных аспектов происшествия (страховых выплат, возмещения ущерба здоровью и др.) проходят по разным делам.

Возможность административного ареста

По процессуальным правилам, присутствие на заседании ответчика обязательно, когда рассматривается вопрос об аресте. Ведомство ГИБДД не обладает подобными полномочиями и не может арестовать автовладельца по своему усмотрению. Потребуются веские основания для заключения под стражу. Арест назначается только в том случае, когда рассмотрение происходит по судопроизводству района, где произошло событие.

Согласно судебной практике, постановление об аресте выносится, если рассматривается уголовное дело по данному событию. Наиболее тяжким проступком по отъезду с точки происшествия считается причинение ущерба здоровью или смерть участников ДТП. Одновременно два наказания (лишение прав и административный арест) не могут назначаться. Судом рассматриваются все аспекты дела, выслушиваются объяснения виновного и принимается одно из возможных наказаний за умышленное оставление места ДТП.

В подавляющем большинстве случаев наказанием за виновное оставление места ДТП без участия пострадавших становится лишение водительского удостоверения на определенный судом срок. Автовладельцу рекомендуется сразу после столкновения позвонить в инспекцию ГИБДД и предоставить достоверные сведения о событии. Сейчас практически у всех граждан есть возможность позвонить по сотовой связи, хотя бы один участник будет способен позвонить в инспекцию.

Если повреждения можно оформить протоколом по европейской методике, то сделать это можно после освобождения проезжей части. Потребуется сделать видео или фото свидетельства, взять координаты свидетелей и участников. Только после фиксации полученных повреждений можно покидать место аварии. Небрежность может привести к последующим судебным спорам. Чем больше будет сделано фактических документальных доказательств, тем прочнее окажется позиция водителя.

При соблюдении установленных правил взыскание не может быть наложено. Совсем не обязательно составлять протокол при участии сотрудников ДПС, достаточно грамотно оформить взаимоотношения с другой стороной аварии. Следует учесть, что участники должны иметь полис ОСАГО, в противном случае могут возникнуть трудности с получением возмещения и предпочтительней вызвать дорожную службу.

Если автовладелец уехал без наличия законных оснований, то потребуется обосновать это сотрудникам ГИБДД. Именно дорожная служба несет ответственность за сбор и предоставление доказательной базы. Намеренное нарушение установленных правил возникает в следующих ситуациях:

  • автовладелец покинул позицию при отсутствии уважительных причин, отраженных в ПДД;
  • водитель отвез пострадавшего гражданина в медицинское учреждение, но не зафиксировал исходное расположение машин при столкновении. Нарушено требование о постановке ГИБДД в известность;
  • при незначительном происшествии стороны пришли к договору, устроившему участников. Не стали вызывать дорожную инспекцию, составлять протокол. В дальнейшем возник конфликт интересов и один из участников заявил, что второй скрылся с занимаемой позиции;
  • произведено освобождение проезжей части без предварительной фиксации места расположения техники при столкновении.

Перечисленные ситуации автоматически приводят к рассмотрению вины по КоАП РФ. В конкретном случае рассматриваются все нюансы ситуации, но основа судебного процесса заключается в указанном списке условий.

Вопрос рассматривается в судебном порядке, ГИБДД обязано предоставить аргументированные свидетельства того, что водитель уехал с места аварии. Согласно процессуальным правилам, потребуется техническая экспертиза автомобилей. Собираются очевидные доказательства, наказание за оставление места ДТП должно быть обосновано существенными свидетельствами. Если доказательная база слаба, то сторона ответчика сможет обжаловать судебное постановление.

Рассмотрение вопроса производится в мировом суде. Ответчику не могут вынести штрафное взыскание, рассматривается возможность лишения прав или административного ареста. Ответчик имеет возможность предоставить доказательства своей невиновности или обусловленных законом причин оставления места происшествия.

Крайне важное значение имеет факт, что срок судебной ответственности составляет всего три месяца. После прохождения данного периода наказание за отъезд с места ДТП (без потерпевших) не наступает. При наличии потерпевших лиц, расследование будет продолжено по другим статьям, где оставление без помощи станет служить отягчающим обстоятельством.

Не всегда наступает возмездие за несанкционированный отъезд с места ДТП. Например, могут рассматриваться следующие ситуации:

  • происшествие без пострадавших, которое оформляется европротоколом. По правилам, водители могут не вызывать сотрудников ДПС, если нет потерпевших, в том числе пешеходов. Такой отъезд не является нарушением правил;
  • согласно ст.12.27 КоАП взыскание отменяется, если гражданин докажет неумышленное оставление позиции. Если отъезд связан с тем, чтобы его не смогли обнаружить, то при нахождении вина будет легко доказана в суде;
  • при наличии письменного заявления противной стороны об отсутствии претензий или иной договоренности ответственность не может возлагаться;
  • ситуация, когда техника, участвовавшая в событии, осталась на исходных позициях, а сам водитель отсутствует. Но при этом он обязан позвонить в службу ГИБДД и объяснить ситуацию и причину, почему он ушел или уехал;
  • не учитывается количество подобных эпизодов за отчетный период, нет усиления или смягчения взыскания.

Если при аварии возникли спорные моменты и нет уверенности в правильном подходе, то предпочтительней проконсультироваться с юристом. Это не потребует много времени, но во многом прояснит ситуацию и перспективы. Многие правовые ошибки связаны именно с тем, что водитель не имеет юридических знаний и вредит своим интересам.

В какой ситуации могут возникнуть неумышленные аварийные случаи? Довольно часто ущерб наносится стоящему на обочине транспорту или машине, движущейся в пробке. Случайная царапина, отлетевший мелкий камушек или задетое зеркало заднего вида вполне могут остаться незамеченными проезжающим водителем. Пострадавшая сторона фиксирует событие и видит номера проехавшего автомобиля, водитель которого фактически скрылся с точки аварии.

Узнает нарушитель о событии намного позже, когда ему уже будет предъявлено обвинение в незаконном отъезде. Подобная двусмысленная ситуация достаточно часто встречается, развитие событий зависит от последующих действий пострадавшей стороны. Уехавшему гражданину придется тщательно готовиться к защите и доказывать не предумышленность своих действий. Понадобятся свидетельские показания, записи камер дорожного наблюдения и регистратора автомобиля.

Важно знать, что требования к приезду инспекторов составляет по закону три часа. Затем участники имеют право покинуть место столкновения, а для составления протокола их вызовут в инспекцию дополнительно, здесь ответственность не предусмотрена.

Наказание за оставление места ДТП

Если Вы умышленно или неумышленно приняли решение покинуть место ДТП - это не означает фактическое признание Вами вины в происшествии. Указанное правонарушение является абсолютно самостоятельным и никакой роли не играет, были ли пострадавшим (потерпевшим) или виновником аварии.

За данное правонарушение КоАП РФ (ст. 12.27) предусматривает следующие виды ответственности:

  1. Лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет;
  2. Административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как мы видим ответственность очень даже серьезная. Денежный штраф за такое нарушение не предусматривается.

Допустим, участник аварии испугался и оставил место ДТП , а через некоторое время одумался и осознал всю степень своего проступка. Чтобы я бы сделал на месте данного человека:

  1. Позвонил бы в ГИБДД и сообщил, что я участник дорожно-транспортного происшествия.
  2. Прибыл бы на место ДТП;
  3. Всячески оказывал содействие в проведении осмотра места происшествия.

Данные действия позволят применить ст. 4.2. КоАП РФ и добиться в отношении виновника минимального наказания в виде лишения прав сроком на 1 год.

Неумышленное оставление места ДТП

Порой возникают ситуации, когда водитель неумышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия, к примеру, не заметил, как поцарапал рядом припаркованный автомобиль или транспортное средство создавало препятствия дорожному движению, поэтому было перемещено на другое свободное место. И тогда участники ДТП, не дождавшись сотрудников ГИБДД, покидают место происшествия из-за объективных обстоятельств. Закон не устанавливает сроков ожидания уполномоченных лиц, и зачастую водители просто теряют терпение. Если в таком случае водитель переместит транспортное средство чуть дальше, то данное правонарушение уже будет квалифицироваться по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ. Наказание за данный административный проступок предусмотрено в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей.

Важно! В случае, когда водитель надлежащим образом известил сотрудников ГИБДД о факте дорожно-транспортного происшествия и указал его место, он не обязан лично находиться в автомобиле. Если по истечении трех часов ожидания, установленных ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД не прибыли на место ДТП для составления процессуальных документов, водитель имеет право покинуть место аварии после повторного уведомления ГИБДД.

Стоит учитывать тот факт, что неумышленное оставление места аварии будет оцениваться судом наравне с другими значимыми обстоятельствами.

Покинуть место ДТП законно

Не всегда за оставление места ДТП водителю грозит наказание. Законом предусмотрены случаи, когда оставление места происшествия является обоснованным и законным, а применение административных санкций к воителю не допускаются:

  • доставка пострадавших в аварии в ближайшее отделение больницы для оказания экстренной помощи, если нет возможности вызвать скорую помощь или отправить пострадавших на попутной машине;
  • в результате ДТП причинен только имущественный ущерб, а между участниками конфликта не возникло разногласий относительно установления вины и характера повреждений;
  • если требуется освободить проезжую часть для проезда других транспортных средств;
  • если участники оформили дорожно-транспортное происшествие по европротоколу.

Стоить помнить, что оформление ДТП по европротоколу допускается без участия сотрудников ДТП и только при наличии определенных условий:

  • в ДТП участвовало только два транспортных средства;
  • вред причинен только имуществу;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виновности и причиненного ущерба;
  • действия полиса ОСАГО на момент совершения ДТП должен быть действующим;
  • оба участника должны быть надлежащим образом застрахованы.

Если водители договорились между собой о возмещении ущерба, о том, что составите схему места аварии и не будете ждать уполномоченных лиц, то необходимо после выполнения всех действий обратиться в ближайший пост ГИБДД и оформить документы. То же предусмотрено и при оформлении аварии по европротоколу, только в данном случае требуется еще известить и страховую организацию о наступлении страхового случая для последующего взыскания причиненного ущерба.

Важно! Какая бы из перечисленных ситуаций не возникла, ее необходимо документально подтвердить, так как факт отсутствия участника ДТП будет зафиксирован прибывшими сотрудниками ГИБДД при составлении протокола.

Даже при наличии законных оснований для отъезда с места происшествия, следует зафиксировать все существенные обстоятельства ДТП. Это позволит избежать привлечения к ответственности, результатом которой может стать лишение прав.

Последствия оставления места ДТП

Скрытие одного из участников с места дорожно-транспортного происшествия неминуемо ведет к неблагоприятным последствиям. Лишение прав за оставление места ДТП является административным наказанием за предусмотренное ч.2 ст.12.27 КоАП РФ правонарушение. Так же при совершении данного административного проступка применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Закон предусматривает не только лишение прав сроком от одного до полутора лет, но и административный арест сроком до 15 суток.

Оставление места ДТП. Как избежать ответственности?

Если же участник ДТП оказался недобросовестным и даже не думает раскаяться в содеянном, а все его мысли только о том: «Как бы вообще избежать ответственности», то ему ничего не остается делать, кроме как надеяться на то, что:

  • его никто не видел;
  • номера автомобиля никто не записал;
  • нет видеозаписи ДТП;
  • потерпевший не стал обращаться в ГИБДД;
  • в ДТП нет пострадавших (там вообще может дойти до лишения свободы).

Избежать привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ возможно только при наличии законных оснований для скрытия с места происшествия. Доказательной базой таких оснований выступают:

  • показания свидетелей аварии, в том числе пострадавшего, которому водитель оказал помощь и доставил в отделение больницы;
  • записи видеорегистратора или иных средств фото- и видеофиксации;
  • документальные доказательства (схема фиксации места расположения машин после ДТП, которую водитель составил перед отъездом по уважительным причинам).

Помимо этого, избежать лишения прав можно в результате истечения сроков привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к ответственности по данному правонарушению составляет согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ три месяца. Если по истечении данного срока, который не подлежит восстановлению судом, водителя не привлекли к ответственности, то в отношении него не может быть вынесено постановление об административном правонарушении. Но лучше не рисковать и дождаться сотрудников ГИБДД, так как содействие расследованию будет являться смягчающим обстоятельством, которое учитывается судом. Незамеченным оставление места ДТП в век информационных технологий вряд ли возможно.

Другим способом избежания ответственности выступает допущение ошибок при составлении процессуальных документов сотрудником ГИБДД. Если в результате оформления административного правонарушения будут допущены процессуальные нарушения, либо такие ошибки будут допущены при рассмотрении дела судом, то по итогам оспаривания судебного постановления дело может быть прекращено, а водитель освобожден от ответственности.

Какие сроки допустимы для наказания?

Если случилось «чудо» и все вышеперечисленные пункты исполнились, виновник всё равно не будет об этом знать достоверно, и если у него есть хотя бы грамм совести, то она будет очень долго его беспокоить, потому что срок давности привлечения к данному виду административной ответственности составляет 3 месяца, с момента возбуждения административного дела. Получается виновник должен 3 месяца прятаться нервничать, бояться, чтобы избежать ответственности даже достоверно не зная обратился ли потерпевший в ГИБДД.

Итог: через 3 месяца к административной ответственности виновника уже привлечь не смогут. Казалось бы, что всё так просто и безоблачно, но не тут, то было. Невозможность привлечения виновника к ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ не освобождает его от материальной ответственности по возмещению вреда потерпевшему. Если через неопределенное количество времени потерпевший найдет виновника с помощью появившихся прямых очевидцев аварии, обратиться в полицию с заявлением о розыске его обидчика и в конце концов выйдет на «горе» водителя, последний ответит по всей строгости закона, так как будет обязан не только возместить причиненный ущерб, но и выплатить достаточно серьезные издержки связанные с:

  • поиском виновника;
  • оплата услуг адвоката потерпевшего;
  • возможно выплатить упущенную в следствие ДТП потерпевшим выгоду;
  • моральный вред;
  • услуги авто-эксперта;
  • и т.д.

Что мы имеем в итоге? Гораздо выгоднее не покидать место ДТП и не искать путей «решения вопроса», а нужно просто обратиться к опытному адвокату прямо не покидая место ДТП. Адвокат приедет на место и сделает всё, для того чтобы минимизировать Ваши расходы и степень ответственности в сложившейся неблагоприятной ситуации.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.