Домой / «Вторичка / Изменения в валютном контроле. Поправки в валютное законодательство. iv. Отмена справок о валютных операциях

Изменения в валютном контроле. Поправки в валютное законодательство. iv. Отмена справок о валютных операциях

Изменения в валютном контроле практически полностью меняют работу валютного отдела банка. Это не говорит о том, что компании и ИП будут предоставлять документы так, как это было ранее.

Кто должен следовать Инструкции от 16.08.2017 № 181-И

Новая инструкция 181-И распространяется на:

резидентов-юридичских лиц (исключение – кредитные организации и Внешэкономбанк)
физических лиц-индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке
нерезидентов

На физических лиц инструкция (в том числе клиентов Сбербанка) 181-И не влияет.

Новые правила валютного контроля

Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И требует от резидентов регистрировать договор, а не оформлять паспорт сделки, как это было ранее. Это значит, что паспорт сделки с 01.01.2018 отменен.

При этом, как и прежде, резиденту необходимо уделять особое внимание сумме обязательств по договору, ведь это, - ключевой момент. Так, в случае если цена импортного контракта или кредитного договора не менее чем 3 млн. руб. – постановка на учет необходима. На 1 марта 2018 года 3 млн. руб. по курсу ЦБ РФ примерно равнялись 53,2 тыс. долл. США или 43,5 евро.

Для экспортных контрактов предел другой. Он составляет 6 млн. руб. по курсу ЦБ РФ.

Обратите внимание, что сумма определяется на дату заключения договора или дату его последнего изменения.

Что необходимо для регистрации договора

Перечень документов для постановки на учет не установлен. Как правило, это сам договор и документы, которые необходимы банку для того, чтобы заполнить первый раздел ведомости банковского контроля.

Для экспортера установлены некоторые послабления. Так, для постановки на учет договора потребуется только предоставить банку информацию о нем. Что касается самого документа, то на это отведено 15 дней с даты его регистрации банком.

Для постановки договора на учет банку будет достаточно получить его проект. Банк отводит резиденту 15 рабочих дней с даты подписания договора на то, чтобы сдать договор. При этом датой подписания считается одна из самых поздних дат: составление, подписание или вступление в силу.

Специалист банка должен зарегистрироваться договор не позднее следующего рабочего дня. Для того чтобы проинформировать клиента о присвоении уникального номера отправленному ранее договору, банку отводится еще один день.

Некоторым договорам банк вправе присвоить несколько номеров. Объясняется это особенностями контракта. Например, такое возможно, если договор включает в себя условия как кредитного, так и импортного контракта.

В случае если на 1 марта 2018 года бухгалтер подала документы для оформления паспорта сделки, но паспорт так и не был получен, - повторно готовить документы не нужно. Банк сам поставит на учет такой договор согласно новым правилам.

В случае же, если паспорт уже действует, - банк его закроет самостоятельно и поставит на учет под тем же номером, что был присвоен паспорту сделки.

Справки о подтверждающих документах в 2019 году

В 2019 году резиденты по-прежнему должны составлять и отправлять в банк справки о подтверждающих документах. Согласно п. 8.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И банк может взять эту обязанность на себя. Что касается справок о валютных операциях, - их оформлять больше не нужно.

Сроки подачи документов для валютного контроля

Вид операции

Крайний срок подачи документов в банк

Списание денег со счета резидента в банке УК

Дата представления распоряжения о списании

Зачисление денег на счет резидента в банке УК

15 рабочих дней с даты поступления средств

Расчеты через счет резидента в банке-нерезиденте

30 рабочих дней после окончания месяца, в котором средства списаны с такого счета или зачислены на него

Ввоз (вывоз) декларируемых товаров

Дата подачи документов таможенникам

Ввоз (вывоз) недекларируемых товаров

Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности

15 рабочих дней после окончания месяца, в котором оформлены подтверждающие документы

Что поменялось в перечне кодов вида операции

Изменения затронули коды вида операции, а именно: появились новые для возврата переплаты по уступке требования и переводе долга.

Скачать перечень видов кодов операции

Код вида операции

Наименование вида операции

Конверсионные операции резидентов в безналичной форме

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с вывозом с территории Российской Федерации товаров, включая воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с ввозом на территорию Российской Федерации товаров, включая воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары без их ввоза на территорию Российской Федерации

Расчеты между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары на территории Российской Федерации

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с выполнением резидентами работ, оказанием резидентами услуг, передачей резидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также по договорам аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением договоров финансовой аренды (лизинга)

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с выполнением нерезидентами работ, оказанием нерезидентами услуг, передачей нерезидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также по договорам аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением договоров финансовой аренды (лизинга)

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с передачей резидентами товаров, выполнением резидентами работ, оказанием резидентами услуг, передачей резидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам смешанного типа

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с передачей нерезидентами товаров, выполнением нерезидентами работ, оказанием нерезидентами услуг, передачей нерезидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам смешанного типа

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением недвижимого имущества, за исключением платежей за воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами в соответствии с договорами уступки требования, перевода долга, заключенными между резидентами и нерезидентами

Расчеты между резидентами и нерезидентами по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10 - 23 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с предоставлением резидентами, за исключением уполномоченных банков, нерезидентам денежных средств по договорам займ

Расчеты, связанные с предоставлением нерезидентами резидентам, за исключением уполномоченных банков, денежных средств по кредитным договорам и договорам займа

Расчеты, связанные с исполнением резидентами, за исключением уполномоченных банков, обязательств по привлеченным в денежной форме кредитам и займам по кредитным договорам и договорам займа

Расчеты, связанные с исполнением нерезидентами обязательств по привлеченным в денежной форме займам по договорам займа

Расчеты, связанные с инвестициями в форме капитальных вложений

Расчеты, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами), за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами), за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с исполнением резидентами и нерезидентами обязательств по ценным бумагам, за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочим срочным сделкам

Расчеты по договорам доверительного управления имуществом

Расчеты по договорам о брокерском обслуживании, за исключением расчетов по кодам групп 51 - 55 настоящего Перечня

Расчеты по договорам об оказании клиринговых услуг, заключенным между резидентами и нерезидентами

Переводы нерезидентов, снятие (зачисление) наличной валюты Российской Федерации, осуществляемые по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации

Расчеты и переводы резидентов, снятие (зачисление) резидентами наличной иностранной валюты

Неторговые операции

Расчеты между уполномоченным банком и нерезидентом в валюте Российской Федерации и между уполномоченным банком и резидентом в иностранной валюте, за исключением расчетов, указанных в группах 01, 02, 57 и 58 настоящего Перечня

Расчеты по прочим операциям, прямо не указанным в группах 01 - 80 настоящего Перечня

Если сумма по договору ниже установленных пределов

Резиденту больше не нужно сдавать документы, связанные с проведением операций, если соблюдены оба условия:

сумма обязательства по договору не превышает 200 тыс. руб.
иностранная валюта зачислена на транзитный счет резидента или списывается с его валютного счета

В 2019 году действуют новые правила валютного контроля. Это очень важно для фирм, занимающихся импортом или экспортом продукции. Ведь новшеств очень много, начиная от изменений в документальном оформлении валютного контроля до штрафов за его нарушение. Поэтому давайте разбираться во всем вместе.

Еще в 2018 году вступила в силу новая законодательная база валютного контроля юридических лиц. Что на что поменялось:

  • В Закон №173-ФЗ от 10.12.2003 внесены поправки Законом №325-ФЗ от 14.11.2017, которые вступили в силу с 14 мая 2018 года.
  • Инструкция ЦБ от 04.06.2012 №138-И, регулирующая порядок предоставления компаниями пакета документов для валютного контроля, отменена. С 1 марта 2018 года действует инструкция ЦБ №181-И от 16.08.2017.

Новая инструкция ЦБ отменяет ряд документов, вводит немного иной порядок валютного контроля, изменяет штрафы. А теперь обо всем подробней.

Что нового в валютном контроле в 2019 году

В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2018 года. Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь.

Объект изменений

Что было раньше

Как стало

Влияние суммы контракта на валютный контроль

  • Если сумма контракта была 50 000$ или выше, его требовалось зарегистрировать в банке, оформив предварительно паспорт сделки;
  • Если сумма контракта была меньше 1000$, фирма резидент РФ отправляла в банк только справку о валютных операциях;
  • Время регистрации – 3 дня.
  1. При импорте товаров на сумму от 3 000 000 рублей и выше, договор подлежит учету в банке;
  2. При экспорте товаров на сумму 6 000 000 рублей и выше, контракт обязательно ставится на учет в банк;
  3. Если сумма сделки 200 000 рублей и менее, подавать документы в банк не нужно;
  4. Время регистрации контракта – 1 день.

Процесс передачи контракта банку

Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт

Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. Для этой операции предоставлять сам контракт не обязательно.

Справка о валютных операциях (СВО)

При совершении сделки на сумму свыше 1000$ надо было:

  • отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость;
  • представить справку о валютных операциях;

При совершении сделки от 200 000 рублей и выше компания и ИП передает в банк:

  • документы, которые объясняют совершившуюся сделку.

Важно! Справка о валютных операциях отменена.

Справка о подтверждающих документах (СПД)

Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Срок подачи справки 15 рабочих дней с конца месяца, в котором:

  • продукция проходила таможню;
  • были оформлены подтверждающие документы.

Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции.

СПД обретает вид единой формы учета по свершившейся операции.

Порядок перевода контракта в иной банк

Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации

Банк сам занимается ВВК

Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию

  1. Неправильная документация или ее отсутствие;
  2. Подозрение на легализацию преступных доходов.
  1. Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте;
  2. Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

Справка о подтверждающих документах валютный контроль 2019

Справка о подтверждающих документахэто вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Заполняется справка по аналогии с предыдущими годами, но не без особенностей. Порядок прописан в указанном положении.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года поле «номер паспорта сделки» поменялся на уникальный номер контракта.

Уникальный номер присваивается вашим банком при постановке валютной сделки на учет. Образец заполнения СПД в 2019 году смотрите ниже.

Справку не оформляют резиденты, свершившие сделку на сумму 200 000 и менее рублей. Срок предоставления справки – 15 дней с момента зачисления валюты

Оформление паспорта сделки при валютном контроле

В 2019 году согласно новым правилам валютного контроля паспорт сделки не оформляется. Теперь банки буду ставить контракты с иностранными фирмами и их представителями к себе на учет. Что делать, если паспорт сделки уже оформлен.

Новые штрафы по валютному контролю 2019

В 2019 году действуют жесткие санкции для юридических лиц за нарушение правил проведения валютных операций.

  1. Юрлица получили статус резидентов, а значит, должны уведомлять банки о сроках исполнения контрактов;
  2. Повышены штрафы в связи с изменениям КоАП РФ.

Повод для штрафа

Размер санкций

Незаконная валютная операция

от ¾ до однократного размера суммы сделки

Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет

  • Деньги совсем не пришли - от ¾ до однократного размера суммы, которая не поступила

Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет, при этом при переводе требовался паспорт

40 000 – 50 000 рублей

Просрочка возврата аванса, уплаченного за товары, которые так и не были поставлены

  • Деньги пришли с опозданием – 1/150 ключевой ставки ЦБ от поступивших денег;
  • Деньги совсем не пришли - от ¾ до однократного размера суммы, которую не вернули

Как теперь проходит валютный контроль

Рассмотрим пошаговый процесс преодоления валютного регулирования со всеми изменениями 2019 года.

  1. Чтобы поставить на учет валютный контракт передайте финансовому учреждению общую информацию о вашем договоре. Включите туда данные о виде валюте и сумме, обязательно день начала и исполнения контракта, его вид, реквизиты иностранного контрагента;
  2. Получив данные, банковский служащий поставит на учет ваш контракт в течение 1 рабочего дня, присвоив ему уникальный номер и открыв на него ведомость валютного контроля;
  3. Прокрутив сделку, вы должны отчитаться по ней, отправив подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах.
  • Сообщайте банку обо всех изменениях контракта, отправляя соответствующую документацию. Если у контрагента поменялись реквизиты достаточно просто заявления.
  1. Если вы хотите снять ваш контракт с учета, пишите заявление, сопроводив его документами, объясняющими этот шаг;
  2. При желании вы можете поменять обслуживающее вас финансовое учреждение, передав новому банку контракт и его уникальный номер.

Валютный контроль: изменения 2019 для физических лиц

Изменения 2018 года в валютном контроле коснулись не только юридических лиц, но и физических. Давайте коснемся этих изменений.

  1. Если гражданин РФ более 183 дней в году живет на территории иностранного государства, то он освобождается от обязанности ставить в известность ЦБ о своих зарубежных счетах, их изменениях, и движениях по ним денежных средств;
  1. Если физлицо более 183 дней в году живет за границей, оно не обязано соблюдать правила совершения валютных операций, обозначенных в ст.12 №173-ФЗ;
  1. Гражданин РФ, имеющий счета за границей, отныне имеет прав перечислять туда доходы от продажи своих транспортных средств (кроме самолетов);
  1. Физлица, резиденты РФ, теперь могут перечислить на свои зарубежные счета доходы от реализации своей недвижимости или самолетов, но только если эти счета открыты в странах ОЭСР или ФАТФ.

Изменения в валютном законодательстве в 2018-2019 годах есть. Что это за изменения и насколько они существенны, вы узнаете из нашей статьи.

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Новое в законе о валютных операциях в РФ

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Законы от 07.03.2018 № 44-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ, от 29.07.2018 № 247-ФЗ расширили перечень разрешенных между резидентами валютных операций. В том числе:

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Также в 2018 году поправки в закон № 173-ФЗ вносились законами от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 474-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ. На 2019 год нововведений в законе 173-ФЗ пока не было.

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

Итоги

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Минфин представил новые предложения по либерализации валютного контроля. Штрафы для физлиц за незаконные валютные операции предложено снизить втрое, а экспортерам хотят разрешить оставлять рублевую выручку за границей

Минфин разместил на regulation.gov.ru для общественного обсуждения два проекта поправок в валютное законодательство: один снимает с компаний часть обязательств по репатриации экспортной выручки и существенно облегчает гражданам получение денег от нерезидентов на зарубежные банковские счета, второй смягчает наказание для физлиц за незаконные валютные операции.Предлагаемые меры вступят в силу в 2019 году, рассчитывают разработчики.

Инициативы Минфина далеки от валютного контроля, которую предлагает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, но все равно это существенные предложения по либерализации валютных ограничений, особенно для физлиц. Минфин серьезно смягчает валютный контроль для физлиц, но при этом выставляет ряд значительных ограничений, указывает юрист, руководитель проектов адвокатского бюро «Михайлов и партнеры» Александр Нечаев.

Зачисляйте свободно

Физлица — валютные резиденты (к ним с 2018 года относятся ) смогут «без ограничений» зачислять на счета в зарубежных банках средства, полученные от нерезидентов, следует из проекта Минфина. Но для этого должны одновременно выполняться два условия: банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства ОЭСР (35 стран, включая ведущие западные) или FATF (тоже 35 стран, по большей части совпадают с ОЭСР), и такое государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (почти 100 юрисдикций к настоящему времени) или же связано с Россией двусторонними договоренностями об автообмене.

Действующий закон о валютном регулировании разрешает россиянам получать деньги от иностранцев на зарубежные счета только в случаях , прямо оговоренных в законе (сдача в аренду иностранной собственности, продажа внешних ценных бумаг, продажа недвижимости или транспортного средства за рубежом и т.д.).

Предложено ослабить и режим отчетности по иностранным счетам физлиц. Сейчас россияне — владельцы банковских счетов за рубежом, которые больше половины времени в году проводят в России, — обязаны представлять налоговикам ежегодные отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам). Минфин предлагает освободить таких граждан от этой обязанности, но только если счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, которое присоединилось к международному автообмену финансовой информацией или имеет такие договоренности с Россией, и только по относительно небольшим счетам, где общая сумма зачисленных средств за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (эквивалент 600 тыс. руб., если на счете лежит валюта) либо остаток средств на конец года не превышает 600 тыс. руб.

Не все страны подойдут

Чтобы смягчение контроля распространялось на гражданина, его банковский счет должен быть открыт в стране ОЭСР (FATF), но при этом также должен осуществляться автоматический обмен информацией. Далеко не все государства, где россияне держат свои счета, удовлетворяют обоим этим требованиям, замечает Нечаев. Например, Кипр не является членом ни ОЭСР, ни FATF, хотя и обменивается с Россией информацией. А США являются членом ОЭСР, но не присоединялись к международному автообмену информацией, приводит примеры юрист. Под оба критерия попадают такие страны, как Дания, Германия, Франция, Великобритания — на банковские счета в этих государствах будет распространяться действие поправок Минфина, говорит Нечаев.

Не совсем понятно, чем руководствовался Минфин, выбирая порог в 600 тыс. руб., говорит Нечаев. «В сентябре, когда заработает автоматический обмен, ФНС получит информацию о любых остатках по счетам российских резидентов за рубежом. Какой бы ни был баланс счета, информация придет в Россию», — указывает юрист. Состоятельные лица, которые открывают счета в швейцарских или австрийских банках, держат там гораздо более высокие суммы — для них смягчение не подействует.

Драконовские штрафы сократятся

Отдельными поправками в «валютную» статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается снизить размер штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с текущих 75-100% от суммы операции до 20-40%. К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. При этом Минфин предлагает не штрафовать лиц (физических и юридических), которые в течение 30 дней после такого зачисления средств на иностранный счет перевели сумму в полном объеме на счет в российском банке.

Предложенные поправки могут быть связаны с , когда россиянин Николай Кузнецов был оштрафован налоговой инспекцией на 75% от суммы незаконной валютной операции, а операция, с точки зрения налоговиков, как раз и заключалась в зачислении валюты на счет в иностранном банке (Barclays) без участия уполномоченного банка. Тот факт, что Кузнецов после этого перевел всю сумму на свой счет в Сбербанке, не защитил его от штрафа в 31 млн руб.

Минфин продвигает рубль

Для юридических лиц главное нововведение Минфина заключается в предлагаемой отмене требования об обязательном возврате экспортной выручки в Россию, если внешнеторговый контракт предусматривает оплату в рублях. Сейчас экспортеры обязаны обеспечивать своевременное получение на свои банковские счета в России денег от иностранных покупателей товаров или услуг — независимо от того, осуществляется оплата в валюте или рублях.

Минфин предлагает оставить обязательной только репатриацию валютной экспортной выручки. Если же российская компания договорилась с нерезидентом об оплате в рублях, то у нее будет выбор — получить деньги на счет в российском банке или зарубежном. При этом, если компания выбирает зарубежный счет, она все равно должна уведомлять уполномоченный банк в России о сроках получения денег в соответствии с условиями внешнеторгового договора. За нарушение этих сроков () юрлицу-резиденту все равно будет грозить штраф.

Положительным последствием таких поправок Минфин видит «создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевание российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов». По данным SWIFT за декабрь 2017 года, рубль является лишь 18-й валютой в мире с точки зрения востребованности в международных расчетах с долей 0,27%.

Экспортные контракты в рублях заключаются в основном с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, указывает директор Центра исследований международной торговли Александр Кнобель. «С Европой практически нет такой практики, большинство контрактов с европейскими партнерами заключаются в евро, а со странами остального мира — в основном в долларах. От смягчения, которое предлагает Минфин, выиграют те поставщики, которые в основном экспортируют в страны ЕАЭС», — считает Кнобель.

В валютной структуре поступлений российских экспортеров преобладает доллар (68,8%) согласно данным ЦБ за девять месяцев 2017 года (более свежих данных нет). На рубль за этот же период пришлось 14,6% экспортной выручки, на евро — 14,8%.

Но в торговле со странами ЕАЭС доля рублевых поступлений по экспорту достигает 69,4%. Больше всего (79,3%) рублями рассчитываются белорусские партнеры, на втором месте (62,3%) — Казахстан, следует из данных ЦБ.

Отказ от жесткого контроля

Валютный контроль — это избыточная мера регулирования, считает Кнобель. «Закон о валютном контроле был принят в то время, когда нужно было наполнять казну и обеспечивать приток валюты в Россию. Сейчас такой проблемы нет, ​и валютный контроль в текущем виде является ограничением для экспортеров. По-хорошему, его нужно отменять», — говорит экономист.

С предложением ранее выступил ЦСР Алексея Кудрина. Ключевыми проблемами валютного регулирования в России ЦСР назвал необходимость предоставления отчетности по зарубежным счетам и репатриации экспортной выручки, запрет валютных операций между резидентами и слишком жесткую ответственность за нарушения валютного законодательства. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», пришли к выводу эксперты.

Они предложили провести либерализацию валютного регулирования в два этапа: сначала отменить требования по репатриации, установить открытый режим использования иностранных счетов, а нормы отчетности по зарубежным счетам перенести в Налоговый кодекс. Второй этап реформы должен пройти в 2019-2020-е годы, считают в ЦСР, и должен заключаться в отмене отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия начала автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР.

Валютный контроль является одной из многочисленных мер нетарифного регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Основным правоустанавливающим документом в этом процессе является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). В 2017 году появилась новая Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И, регламентирующая кардинальное изменение порядка валютного контроля в Российской Федерации

Предполагалось, что новые правила валютного регулирования и валютного контроля в России вступят в силу с 01 января 2018 года, но в связи с тем, что банки не успели подготовиться и установить необходимое программное обеспечение, новой датой вступления в силу новой Инструкции ЦБ была определена дата 01 марта 2018 года. В предвкушении привычного сценария ввода серьезного документа с последующими недопониманием, отсутствием четких регламентов, техническими сбоями и прочими прелестями подобного масштаба нововведений участники ВЭД ждали весны 2018 года.

В марте новый порядок благополучно вступил в силу, все заработало, коллапс в зоне валютного контроля не наступил, все перевели дух…и сегодня мы можем уже подвести промежуточные итоги.

За прошедшие с 01 марта текущего года месяцы уже стало предельно понятным, как работает новая Инструкция ЦБ. Клиенты банков - участники ВЭД - потренировались и, к своему удивлению, обнаружили значительное количество преимуществ нового порядка. И мысленно поблагодарили ЦБ и банки за рациональное решение перенести дату вступления в силу Инструкции и, таким образом, минимизировать потери бизнеса от неподготовленности его внедрения.

Итак, просто о самом важном из Инструкции ЦБ РФ №181-И.

Понятие паспорта сделки отменено в принципе, на смену требованию об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки введен порядок постановки внешнеторговых контрактов на учет в банках (Раздел II Инструкции № 181-И) с присвоением им уникальных номеров (УНК). Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не были исполнены и находились в досье валютного контроля, были автоматически закрыты, получать в банке отметку о закрытии такого паспорта сделки не потребовалось, номер паспорта сделки стал уникальным номером контракта. Дальше банк продолжил обслуживание контракта по новым правилам (п.18.1 Инструкции № 181-И). Регламент исполнения этой процедуры реально порадовал коллег!

Пороговые суммы контрактов (кредитных договоров) впервые установлены в рублях. Импортные контракты суммой до 3 000 000 рублей принимаются на обслуживание банком без постановки их на учет, а если сумма контракта менее 200 000 рублей - то банк осуществляет валютную операцию оплаты даже без предоставления контракта, лишь на основании инвойса продавца. Таким образом, импортный контракт (кредитный договор) нужно поставить на учет, если его стоимость 3 000 000 рублей и более. Рублевый эквивалент валютной стоимости считается по официальному курсу на дату заключения договора.

Сокращен срок постановки контракта на учет - 1 рабочий день после представления в банк установленных документов или сведений (контракт и подтверждающие документы). Действительно, в течение одного дня стало возможным начать процесс финансового взаимодействия с поставщиком, то есть отправить скан оформленного контракта с приложениями и спецификациями через систему банк-клиент в отдел валютного контроля банка, получить обратную связь, если есть недочеты или критические ошибки, внести исправления, отправить новую версию с внесенными изменениями или корректировками, после чего банк берет контракт на учет и присваивает ему УНК. Еще один рабочий день у банка есть, чтобы сообщить резиденту уникальный номер контракта (п. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И), но чаще всего, если вы имеете в штате опытных специалистов ВЭД или обратились к профессионалам-аутсорсерам, которые разработали правильный внешнеторговый контракт, не противоречащий требованиям Венской 1980 года Конвенции ООН «О международных договорах купли-продажи», то УНК вы получите в тот же день. Ранее на оформление паспорта сделки у банка было три рабочих дня после представления информации и еще два рабочих дня отводилось, чтобы направить оформленный паспорт сделки резиденту (п. 6.7, 6.8 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И). Таким образом, очевидно сокращение срока проведения процедуры по сравнению с ранее действовавшей. Это очень удобно! Не покидая офиса и даже не отлучаясь от рабочего места, оперативно можно запустить процесс оплаты товара поставщику.

Установлен порядок проверки контракта. Под валютный контроль попадают все операции с нерезидентами в иностранной валюте и рублях. Банк оставляет за собой право запросить у клиента все обосновывающие документы, а в случае не предоставления их в установленный срок может отказаться от проведения операции. Кроме того, банки, как агенты валютного контроля, обязаны сообщать о нарушениях валютного законодательства контролерам - к примеру, Финмониторинг охотно полюбопытствует об обстоятельствах операции.

Режим особой лояльности включен для экспортеров, в особенности относящихся к зоне несырьевого экспорта. Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет контрактов и впервые установлена пороговая сумма 6 000 000 рублей, от которой и наступает необходимость этой процедуры (п. 4.2 Инструкции № 181-И). Экспортеры РФ могут подать только сведения о контракте по форме банка, а сам договор предоставить в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет (п. 5.3 Инструкции № 181-И).

Отменено требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являвшихся формами учета - эти справки исключены из оборота. Осталось только требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Изложены унифицированные формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах и ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений достаточно предоставить в банк документы, содержащие изменения и заявление о внесении изменений в соответствующий раздел. Удобно, оперативно, необременительно.

Снятие с учета контракта (кредитного договора) отныне производится банком в течение 2 рабочих дней (было 3 дня) также на основании заявления и после предоставления документов, обосновывающих основания для снятия с учета. Банк вправе в одностороннем порядке снять с учета контракт (кредитный договор) через 90 дней после даты его завершения (ранее в течение 180 дней).

Если клиент закрывает все счета в банке, последний вправе в одностороннем порядке в установленный им срок снять с учета оставшиеся контракты (кредитные договора), в новый банк предоставляются только контракт (кредитный договор) и информация об УНК. Новый банк, перед тем как принять на обслуживание контракт, самостоятельно запрашивает у Банка России ведомость банковского контроля в электронном виде (ранее резидент обязан был получить в старом банке и предоставить в новый банк эту ведомость на бумажном носителе).

О выявленных нарушениях валютного законодательства банк обязан уведомить ЦБ РФ, при этом теперь получил новое обязательство с периодичностью 1 раз в месяц, на 3-4 рабочий день после сдачи отчета, информировать об этом своего клиента путем специальной рассылки.

Банк информирует клиента об истекающих сроках ожидания. Содержание этой рассылки - перечень операций/подтверждающих документов с истекающими «ожидаемыми сроками» в предыдущем месяце. Цель - в целях профилактики нарушений требования валютного законодательства о соблюдении ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» напомнить клиенту о важной дате и помочь избежать добросовестному участнику валютных операций наказания за невнимательность и неопытность. Периодичность этой рассылки - 1 раз в месяц.

Банк информирует клиента об истечении срока действия контракта. Содержание рассылки - реквизиты документов, по которым дата завершения исполнения обязательств истекла или истечет в ближайшее время, а кроме того, и положительное или отрицательное сальдо расчетов. Цель - напомнить клиенту о необходимости проверить, все ли документы, касающиеся указанной сделки, представлены в Банк, в т.ч. подтверждающие документы, документы о продлении, если он планирует дальше работать по контракту и т.д. Периодичность этой рассылки также 1 раз в месяц.

Со дня вступления в силу Инструкции признана утратившей силу ранее действовавшая Инструкция Банка России от 04.06.2012 №138-И.

Понятно, что задача по воспрепятствованию незаконному выводу валютных средств за рубеж объявлена одной из приоритетных не только для ЦБ РФ, но и для других фискальных органов Российской Федерации, поэтому сохранены серьезные штрафы и санкции для нарушителей правил валютного контроля. НО! Добросовестные участники ВЭД получили новый, облегченный, комфортный, соответствующий современным трендам развития и формирования цифровой экономики в стране порядок валютного регулирования и валютного контроля, способствующий ускорить как проведение внешнеторговой сделки, так и последующую отчетность по ней.

Марина Вакуленко,

директор по продажам VIGTrans