Домой / «Вторичка / Как живут зеки в колонии. Тюрьма: как выжить в Российской тюрьме? Особенности общения в тюрьме

Как живут зеки в колонии. Тюрьма: как выжить в Российской тюрьме? Особенности общения в тюрьме

Любой рецидивист осведомлен, что в тюрьме не стоит болтать лишнего. А вот тому, кто впервые столкнулся с этой реальностью - первоходу, - полезно будет узнать о списке табуированных на зоне тем. Неопытные заключенные в первые дни своего пребывания за решеткой сильно взбудоражены. Слова у них сами рвутся наружу. В таком состоянии легко сделать ошибку, которая испортит всю последующую жизнь с сокамерниками.

«Наседка» ждет, когда новичок «снесется»

Тертого зэка «исповедоваться» не заставишь. Он уже знает правила и помалкивает до той поры, пока основательно не изучит местное население. Первоходам этому придется научиться. Держать язык за зубами нужно с первой же минуты заключения под стражу. Вольная жизнь и «свобода слова» на этом закончились. Теперь за арестантом следит как тюремная администрация, так и вся колония целиком.

В камеру к задержанному всегда подсаживают стукача, который на воровской фене зовется «наседкой». В его обязанности входит получение от новичка нужной следователю информации. Роль «наседки» может сыграть любой оперативник или задержанный, зарабатывающий себе смягчение приговора.

Выводят на откровенный разговор - вынуждают «снестись» - разными способами. Обычно подставное лицо владеет некоторой информацией о заключенном, который находится у оперативников в разработке. Эти сведения помогают «наседке» заслужить доверие «товарища по несчастью». Услышав знакомые имена или факты, новичок может довериться поставному лицу и выложить ему «на блюдечке» всю свою подноготную.

Неопытным заключенным нужно помнить, что любой «сердобольный сосед» может владеть информацией о них от самих следователей. Имена, факты биографии, какие-то воровские сходки и прочее - обо всем этом написано в деле заключенного и добывается «органами» еще во время предварительного следствия.

Наивный первоход, проникнувшись доверием к «наседке», может наговорить еще на одну статью Уголовного Кодекса и серьезно увеличить себе срок пребывания за решеткой. По этой причине задержанные в КПЗ предпочитают помалкивать. Любого, кто полезет с посторонними вопросами, могут жестоко избить, заподозрив в содействии органам.

Стукачи бывают полезны и после вынесения приговора. В каждой тюрьме есть определенное количество заключенных, подслушивающих разговоры в камерах и выведывающие интересные подробности о тех или иных зэках. Всю эту информацию тюремная администрация («кумовья») тщательно собирает, чтобы держать руку на пульсе событий и контролировать настроения заключенных.

Обычно все сидельцы отлично знают, кто из них является стукачом. На зоне «наседок» не бьют, потому что администрация все равно подсадит новую, а зэкам нет резона усложнять себе жизнь выяснением, кто ею окажется. Со стукачами просто держат ухо востро и все больше помалкивают.

О воле помнить, но не говорить

Первоходам поначалу постоянно хочется вспоминать о своей вольной жизни. Им трудно смириться с новым статусом, поэтому тянет излить кому-то душу. Этим умело пользуются прожженные зэки. За первые месяцы заключения из новичка могут вытянуть массу провокационной информации. На воле эти сведения никому вреда не принесут, а на зоне решат судьбу заключенного.

Даже болтая на какие-то отвлеченные темы, нужно быть предельно осторожным. Стать изгоем и пополнить ряды «петухов» можно из-за информации, что когда-то танцевал в стриптиз-клубе, доставлял оральные ласки женщине (пусть даже собственной жене) или сотрудничал с властями. Ни в коем случае нельзя признаваться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ко всем этим сведениям зэки прислушиваются очень внимательно, после чего выносят сидельцу новый приговор: быть ему на зоне обычным «мужиком» или превратиться в «петуха» и носить это клеймо по гроб жизни. Любое опрометчиво сказанное слово может привести к катастрофическим последствиям.

Чтобы не стать заложником собственной болтливости, важно уметь аккуратно уходить от провокационных вопросов. Делать это придется постоянно, ведь в тюрьме разговоры с попытками подловить собеседника - единственное развлечение.

Колонии общего и строго режима – места, в которые лучше не попадать, однако в которые может попасть любой человек, даже самый невиновный. Такова правда жизни. Ничто не может гарантировать тебе свободу до конца твоих дней. Конечно, не стоит там оказываться, чувак. Но кто тебя спросит-то? Репрессии, они везде репрессии, судебные ошибки, они везде судебные ошибки. И недалек тот день, когда за пост в социальной сети может последовать реальное, а не условное или денежное наказание.

Деньги

Если ты вдруг оказался в колонии общего или строго режима, то не обойдешься без денег. Да, сидеть в тюрьме – это дорогостоящее предприятие. Тебе будет нужен источник финансирования, если ты вдруг решил как-то ослабить хватку лишений на своём горле или вообще просто захотел разнообразить своё времяпрепровождение.

Хочешь качаться и посещать зал? Нужны деньги. Каждого встречного туда не допустят. Хочешь печеньки? Нужны деньги. Хочешь пачку сигарет? Да, снова нужны деньги. В тюрьме нет ничего такого, чего ты не можешь достать за деньги, чувак. И да, кто-то спускает их на наркоту и всячески пытается забыться, но наиболее умные чуваки берут книги и занимают своё время тренировками, чтением и самообразованием.

Выход в интернет

Трудно поверить, но не только в норвежской тюрьме у Андреаса Брейвика есть интернет и видеоигры. Во многих российских колониях также есть возможность для выхода в сеть. Вопрос снова в деньгах, но факт того, что ты можешь продолжать пользоваться интернетом или , сидя за решеткой, сам по себе удивительный. Конечно, лучше бы тебе успевать до отбоя, а то могут быть проблемы.

Петухи

Да, такие остались. Удивительно то, что некоторые из них сами предпочли проникнуться в ряды петухов. Выгода от этого сомнительна, но тоже имеется. В первую очередь, представителей этого тюремного сословия не принято бить, то есть они получают некоторую безопасность. И нам кажется, что они также получают профит в виде каких-нибудь товаров и тому подобное.

Взаимоотношения

Тут не облажайся! Да, действительно существуют всевозможные проверки на вшивость и прочее, но тебе не стоит сильно трястись с этим. Почти каждый новичок проходит эту проверку, и она может по своему виду разниться от колонии к колонии. Так заключенные проверяют человека на доверие, потому что именно доверие становится в таких условиях важным фактором отношений между людьми. Обычно всё предельно просто и соответствует логике. Поэтому постарайся быть открытым и честным, но не говори слишком много и часто.

Врезать первому встречному чуваку, который попадется тебе в колонии, не лучший совет, так часто рекомендуемый в голливудских фильмах. Честно говоря, за это можно здорово испортить отношения с другими заключенными. Буйных и невменяемых не любит никто. Пойми, там отбывают наказание такие же люди, как и ты сам (да, и каждый думает что не виновен, за редким исключением), и им глубоко плевать, какие у тебя тараканы в голове, пускай ты будешь членом или кем иным – всем плевать. Главное значение имеют именно твои человеческие качества. Причём именно мужественные.

Иерархия существует. Хотя за последние годы она и претерпела некоторым изменения. Но главное осталось прежним: воры в законе – наверху, благодаря своим деньгам и связям, внизу же – насильники и педофилы. К последним у заключенных особое отношение: их всячески унижают и избивают. Нередко педофилы не доживают до конца срока.

Самоубийства

Самоубийства также нередки. Причём даже среди тех, кто сел совсем ненадолго. Банально сдают нервы. Ещё и семья могла бросить, дети и тому подобное. А если ещё и сел не за что, то тут уже – пронизывающее чувство несправедливости. Но не нужно доводить себя до этого. Так ты точно проиграешь. Да, ты в дерьме, но из этого дерьма всё ещё можно выбраться. Кроме того, можно надеяться на досрочное, либо амнистию, которую в последнее время государство проводит довольно часто. Последняя амнистия состоялась ко Дню Победы – связь улавливается слабо, но может, кто-то хороший сейчас не сидит в камере именно благодаря ей.

Патриотизм

Да, представь себе. Общество внутри тюрьмы не так уж и отличается от общества снаружи. Заключенные точно так же не любят американцев, радуются олимпиаде и присоединению Крыма. И точно так же бурно реагируют на все информационные вбросы, либо пропаганду. Доступ к внешним событиям есть у всех. И наличие того самого «патриотизма» тоже присутствует. Вообще, очень забавно, когда смотришь со стороны. Вот они, люди, которые заточены в колонии государством и которые это же государство поддерживают. Суть не в виновности или невиновности, но просто такую иронию сложно выдумать самому.

Впрочем, если у тебя достаточно финансов, ты вполне можешь устроить себе тюремный курорт с проститутками, бухлом и наркотиками. Если же нет, то на интернет тебе всё же должно хватить. В любом случае, чтобы обеспечить себе более-менее нормальную жизнь в таких ненормальных условиях, надо двигаться, как и на воле. Если же ничего не делать, положение своё ты не изменишь. И, конечно, будь осторожен и умей заводить правильных друзей. Приятели никогда не помешают.

Есть в этом какой-то мрачный юмор – в рубрике “Остановки”, которая про интересные места и достопримечательности, публиковать рассказ о жизни в тюрьме. Ну а куда еще его ставить, с другой стороны? В своем жизненном путешествии сделать такую остановку не стремится никто, но приходится многим, и это не только злодеи и бандиты. Наш собеседник Алексей (имя изменено) – не вор и не убийца, не насильник и не аферист. Молодой русский парень, который – так вышло – уже четвертый год отбывает срок в одной из российских колоний на строгом режиме. О том, как живется за решеткой и есть ли польза от такой жизни, он рассказал “Пассажиру” – кстати, рискуя собственной безопасностью.

Связь с волей , или 15 суток за “ВКонтактик”

Вести переписку в сети нам, естественно, запрещено. Если кто-то из сотрудников узнает об этом интервью, меня ждет 15 суток в ШИЗО (штрафном изоляторе – прим. “Пассажира” ) и серьезный шмон с целью забрать все «лишнее». Мы ведь вообще не должны иметь доступ к интернету и мобильной связи. Для звонков можно пользоваться автоматом, сейчас они есть в каждом бараке – Zonatelecom называется. Оформляешь карту (можно виртуально с воли, главное – иметь пинкод) и звонишь, но доступны только те номера, что указаны в заявлении, а его надо предварительно заверить. Плюс письма и свидания. Можно пользоваться только этими средствами, но зачем, когда есть телефоны и смартфоны? Конечно, с мобильной связью в лагерях по стране ситуация разная, но в той или иной мере она доступна везде. И это не только удобство, но еще и бизнес.

Держать под постоянным присмотром 24 часа в сутки нас не обязаны, на это не хватит никаких охранников. Такое возможно при содержании в камерах, но не в лагерях. Но массовые мероприятия – походы в столовую, развод и прочее – проходят под контролем сотрудников. Кроме того, они несколько раз в день обходят все объекты (цеха, отряды, любые места работы), плюс к этому регулярно проводят шмоны, плановые и по желанию. Так что, пользуясь телефоном, надо быть начеку. В идеале – наблюдать через окошко за входом. В отрядах для этого есть специальные люди, которые за сигареты или что-то типа того целыми днями “сидят на фишке”. При приближении сотрудника телефон сразу прячешь – не в карман, естественно, а туда, где его не смогут найти в случае шмона. Для этого готовятся курки (тайники – прим. “Пассажира” ) заранее.

Жизнь на зоне: ожидания и реальность

Тут точно не как в фильмах. Я сам думал, что придется драться с первого дня. Когда сюда ехал, морально готовился, а оказалось – не надо. Пока всерьез махался только один раз, остальное – в спортивных спаррингах. А, ну еще петуха как-то палкой бил, но это за дело. Даже наоборот – драться скорее нельзя. Да, все зависит от ситуации, но есть риск нарваться на разборки с блатными – за беспредел. Тут любые меры должны быть обоснованы и одобрены. Когда пришлось подраться, я был уверен, что человек не пойдет потом никуда выносить это, все было честно. А если знаешь, что кто-то пойдет к блатным или мусорам, лучше просто успокоиться. Я вообще не люблю решать конфликты силой, но признаюсь – иногда хочется, когда устаю от всего и всех. Если мусора узнают о столкновении, они не станут разбираться, а, скорее всего, отправят в ШИЗО обоих, а кому это надо? И дело даже не в условиях в ШИЗО, какая разница, 15 суток от всего срока – ничто. Причина в том, что это заносится в дело, а многие, включая меня, хотят уйти по УДО, и такие записи в этом отнюдь не помогают.

Что касается блатных, то они могут дать несколько лещей, а могут и серьезно избить, бывает и такое. Подтягивают на разговор, и если толка из беседы не выходит, то просто забивают табуретами и дужками от кроватей до переломов и т.п. Но это по серьезным поводам. Рискуют те, кто тянет наркоту запрещенными способами – скажем, через окно передач, или барыжит самовольно, или играет и не отдает долги.

Если толка из беседы не выходит, то просто забивают табуретами и дужками от кроватей до переломов.

Понятия, конечно, живут, но они нужны для поддержания внутреннего порядка, иначе будет просто хаос. Если у поступков не будет последствий, то зеки начнут подставлять своими действиями друг друга и усложнять себе жизнь. Так что есть и шныри, и петухи (в том числе «распечатанные»), и крысы – но эти категории появились еще задолго до появления понятий и российских тюрем вообще. Шныри обычно либо склонны «приклеиваться» к кому-то, ведут себя так по жизни всегда, либо расплачиваются за свою же глупость – долги. Петухи – это, в основном, насильники, педофилы, извращенцы, тут все понятно. И чем открытая ненависть к ним, пусть они лучше туалеты убирают да улицы метут. Есть такие, кому не повезло – «загасились», то есть чифирнули с петухом. Или взяли у него сигарету, или поздоровались за руку, или чей-то член потрогали, или ещё каким способом. Что ж, сами виноваты, за такими вещами надо следить. Крысы и суки сами выбирают свой путь, и нельзя допускать, чтоб это оставалось без последствий. Причем все это определяется здесь, в неволе. То есть никто не отслеживает твою предыдущую биографию на свободе, и в тюрьме у тебя всегда есть шанс жить по-человечески (если только ты не педофил). Остальное лучше оставить при себе. Вот, например, технически можно вы**ать петуха, но я считаю, что само по себе желание вы**ать в жопу другого мужика гомосексуально, поэтому сам такого не делаю.

Про лагерное начальство

Насчет того, как ломают про приезду в лагерь: сейчас именно здесь такого нет. Ты либо принимаешь правила и устраиваешься, либо, если отрицаешь, попадаешь в ШИЗО. Хотя это ерунда по сравнению с прошлыми временами. Могут, конечно, леща дать иногда, но и сотрудники тоже обновляются, олдскульные жестокие начальники уходят. Вообще в этой области лагеря поломали лет 6-7 назад. До этого была “приемка”, когда п**дили сразу, чтоб понял, куда попал. Но тогда и ситуация была другой: наркотики, бухло, спортивные костюмы на повседневку, все клали хер. С новой властью все стало строже в плане режима, но в то же время без жести со стороны администрации.

К зекам они обращаются, в основном, на ты, хотя бывают исключения. Некоторые очень серьезно относятся к этому и всегда на вы с осужденными, но это единичные случаи. Начальство (то есть администрация – майоры, подполковники, полковники) достаточно надменны по отношению к большинству зеков. И вообще предпочитают общаться с заключенными через завхозов, а те часто этим пользуются в своих целях. Кто пониже рангом – ключники (они же охранники), некоторые начальники отрядов – те ведут себя попроще. Тут уж как сложится, со всеми по-разному – с кем-то просто на ты, а с кем-то и совсем фамильярно. У них тут со временем происходит что-то вроде профессиональной деформации – становятся похожими на зэков, только в форме.

Профессиональная деформация: охранники становятся похожими на зэков, только в форме.

Насчет красных и черных зон. Грубо говоря, они отличаются тем, что на красных реальная власть в руках мусоров, а на черных порядки определяют блатные. Моя зона красная, то есть главное соблюдать режим или законы здравого смысла. Хотя и тут есть блатные и они имеют свой вес: решают некоторые конфликты между зеками, следят за общим, за игрой и соблюдением неофициальных законов и правил. Другое дело, что они все повязаны с мусорами и по необходимости решают проблемы вместе, потому что и те и другие хотят жить с комфортом.

Про лагерную иерархию

На каждом объекте в зоне есть ответственный осужденный и ответственный сотрудник. Формально такие осужденные (козлы, завхозы, бугры) властью не наделены, но по факту у них есть и привилегии, и власть. Они ближе к сотрудникам, чем остальные, часто общаются с начальником колонии и его заместителями. Помимо бонусов на них ложится ответственность и обязанности, в том числе финансовые. Так, все ремонты ведутся за счет осужденных, администрация не склонна тратить на это деньги. Было много скандалов, связанных с этими вещами, не буду вдаваться в подробности… А уж как козел/завхоз/бугор будет организовывать рабочий процесс и финансовый поток – это его забота. Как и обстановка на объекте. Я и сам, хоть и не козел, вкладывался в ремонты на своих работах. Что-то сделать просто необходимо, а что-то делаешь для себя же, для более комфортного существования. Я, например, в клубе выступаю, играю на гитаре, у нас тут полноценный коллектив, есть все инструменты, но откуда бы эти инструменты и оборудование взялись? Все привезли мы сами или те, кто работал здесь раньше. Что-то из дома, что-то купили друзья или родственники. А если ничего не ремонтируется и не привозится, то администрация это обязательно заметит. И либо прямо укажет на это завхозу, либо просто снимет его и поставят другого.

День за днем

Типичный день зависит от того, работаешь ты или нет. Если сидишь целыми днями в отряде, то разнообразия немного: выходишь на проверки на улицу, посещаешь столовую, иногда баню, библиотеку или спортзал. В остальное время – чтение, сон, просмотр телевизора, выяснение отношений, игры, зависание в интернете, кто во что горазд. Я работаю, поэтому в отряде бываю не так много, в основном утром и вечером. Живу на облегченных условиях содержания, сплю на одноярусном шконаре и не в огромной секции, а в небольшом кубрике с телевизором. В 6 утра уже стоим всем отрядом на улице – зарядка такая, или утреннее построение. Потом обычные утренние дела – умыться, сходить на завтрак или самому себе что-то приготовить в комнате питания (“кишарке”). Потом – либо развод и на работу, либо утренняя проверка. Работа у меня не пыльная, я в добровольной пожарной охране. Иногда учебные тревоги, иногда ремонты, а в основном занимаюсь своими делами: чтение, спорт, шахматы и т.п. Плюс – обед и еще одна проверка. Вечером в отряде можно посмотреть телек (на воле этим не занимался, а тут как-то само собой получается), а лучше посмотреть что-нибудь с флешки, если есть. Если не иду в смену на работу, провожу время в клубе: репетиции или что угодно еще: книги, спорт, кофе, тупняки. Выбор не так велик.

Праздники на зоне отмечают, но не слишком разнообразно. В день рождения – чифир, чай, кофе и сладкое. В новогоднюю ночь обычно сдвигают отбой, можно посидеть до часа или двух, сделать салатов. Все почти как обычно, только без алкоголя и приключений, так что и рассказывать об этом нечего.

Примечательные события – это, как правило, чьи-то неудачи. Вот только вчера кто-то удавился из-за долгов.

Происшествия бывают, но ничего хорошего не припомню. Примечательные события – это, как правило, чьи-то неудачи. Вот только вчера кто-то удавился из-за долгов. Такое бывает, на моей памяти уже вешались пару раз, все из-за долгов, обычно игровых. Люди садятся играть, не имея денег расплатиться, но азарт берет свое. Два раза прыгали из окна третьего этажа (выше просто нет), но без смертельного исхода – просто ломались. Один из-за долгов, у другого, похоже, просто колпак потек. Один умер от рака желудка, вывезли с зоны всего за несколько часов до смерти. До этого вывозили на лечение, но лечили что-то не то. Ну и по мелочи, бывает, что влипают в неприятности козлы, это тоже интересно, но только если варишься в этой каше. Мусора тоже попадают в такие ситуации, ключников ловили с проносом и употреблением наркотиков, с перепродажей отобранных телефонов. Начальство попадает крупнее, за ними охотится собственная безопасность. Например, влипали на вывозе стройматериалов, на махинациях с партиями телефонов. Да и начальника тюрьмы могут арестовать, я думаю. Любого есть за что. Иногда еще зеки с наркотой палятся. Обычно попадаются, когда с кем-то делятся – все как на воле.

Так как это строгий режим, сидят тут, в основном, за продажу наркотиков и убийства (умышленные и нет). Процентов 10-15 – остальные статьи, есть даже несколько взяточников. Насчет типичных категорий не уверен, но попробую выделить несколько.

Синий воин – таких хватает, это те, кто по синей лавке кого-то убил в драке или ещё как. Ничего интересного, в такую категорию в нашей стране могут многие попасть рано или поздно.

Старый бандит – те, кто сидит уже лет 10-20, а, может, и не так давно, но за характерные преступления ещё девяностых и нулевых годов – убийства, бандитизм, хранение оружия, похищения и т.д. Со многими из них интересно пообщаться. Вообще как-то ожидаешь, что бандита можно сразу отличить, а на самом деле все не так. Обычные люди, часто даже интеллигентные.

Таджик обыкновенный – кто-то за грабеж или убийство, но в основном за манипуляции с героином, это их тема. Все, как правило, не знали ничего, их попросили подержать у себя или отвезти, ну и прочая чушь.

Лучше всего в тюрьме тем, кто сидит с самой молодости и другой жизни не знает.

Пенсионер – сидят и старички, их стараются пихать в кучу в один отряд, типа дом престарелых инвалидов.

Наркоманов и барыг можно условно разделить на «олд-скульных героинщиков» и «пепсикольных ньюэйджеров», ну это так, поржать просто. Много и таких, кто сидит за убийство, но если бы не сел, то когда-нибудь сел бы за наркотики.

Но – повторюсь – в целом твоя статья для здешней жизни ничего не значит (если это не изнасилование). Люди все разные, и здесь себя все тоже по-разному ведут, поэтому и принято смотреть на поступки, а не на прошлое.

Лучше всего в тюрьме тем, кто сидит с самой молодости и другой жизни особо не знает. Таким и сравнивать особо не с чем. У них вырабатываются все необходимые качества для успешной жизни в тюрьме – своя особая мораль, в которой на высоте тот, кто добивается своего любыми способами. А если говорить о складе характера, то лучше всего будет спокойному человеку, который понимает, что спешить тут никуда смысла нет. Слишком веселые и общительные могут быстро найти товарищей, а могут попасть в неудобное положение – сказать лишнее, повестись на провокацию. Некоторые слишком много нервничают и переживают, таким на зоне особенно тяжело. Другие видят их эмоции и подливают масла в огонь, дразнят, чисто ради забавы. Но общаться с такими страдальцами всерьез сложно, потому что все свои заботы они пытаются тебе изложить, а кому это надо? Тут ведь у всех свои проблемы. Агрессивные персонажи тоже от своего характера не выиграют, конфликты имеют последствия. Лучше всего держаться спокойно и действовать по ситуации, не надеяться на чудо, чтобы не расстраиваться. Уж точно не стоит задумываться о справедливости, её не в тюрьме надо искать. Будешь искать правду в тюрьме – тебя быстро осадят.

О чем говорят зеки

Говорят все о том же самом – кому что интересно, ну и новости зоны, конечно, обсуждаются. Насчет фени – я в ней не силен, как-то и без этого нормально живется. Так что в голову все самое обычное приходит: шконка, шленка, дальняк, контора, крыса. Хрен его знает, мне это не слишком интересно, да и сильной необходимости нет. Тем, кто интересуется, рекомендую найти словарь, есть такие, сам читал. Помню, удивился существованию глагола, который означает «выпрыгивать на ходу из машины», не помню само слово. Раньше это действительно отдельный язык был. Ещё вот одно наблюдение: я в интернете уже во время срока часто встречал слово «зашквар», «зашкварить», но в зоне или в СИЗО вообще ни разу его не слышал, буквально ноль раз. Мы тут употребляем слово «загасить». Если что-то загашено, то никому, кроме петухов, этот предмет трогать нельзя, это понятно.

Слова «зашквар», «зашкварить» на зоне или в СИЗО не слышал ни разу.

Еще один стереотип про тюремную жизнь – наколки. Это да, это есть. Бьют, причем бьют все подряд, все зависит от желания и от умений. Насчет тем и сюжетов – где-то, может, и по-другому, а у нас – бей, что хочешь, в рамках разумного. Техника нанесения – такая же, как на воле, только машинки самодельные. Сделать несложно, я и сам соберу без проблем: моторчик (от привода например), корпус от обычной ручки, рама из дерева, алюминия или чего угодно, струна, блок питания или зарядка для телефона, резистор регулируемый (опционально), пара резинок, клей. Все это в наше время несложно собрать даже на зоне. Кто-то бьет по тюремной тематике: перстни, игровой бардак, иконы. Встречал и SS, и свастики у тех, кто раньше «отрицал» (на мой взгляд, не лучшая идея для татуировки), надписи всякие «гот мит унс», «только бог мне судья» – это все классика. Кто-то бьет, что в голову придет – как на воле.

В тюрьме есть всё – правда или миф?

Часто можно услышать, что и деньги, и наркотики, и алкоголь на зоне вполне доступны. В целом это правда, опять же смотря где. Деньги сейчас не проблема, раньше их надо было затаскивать, прятать, а сейчас все расчеты электронные – заводишь киви кошелек и все. Если есть интернет, то сам переводишь, если нет – звонишь домой и просишь перевести. Заточек тоже полным полно, резать-то надо чем-то, естественно их отшманывают, но не то, чтобы прям охота за ними шла, вроде друг друга зеки не режут. Алкоголь делают сами, ставят брагу, гонят самогон, я этим не занимаюсь, слишком хлопотно, да и если найдут, придется в ШИЗО ехать, а я не настолько хочу выпить. Наркотики не то чтобы есть, скорее бывают. Иногда кто-нибудь влипает с ними, то с гашишем, то с героином. Не особо часто, это личные инициативы, и причем далеко не всегда добавляют срок за это, хотя случается и такое. Но риск все равно себя не оправдывает. Мне доводилось упарываться за время срока – несколько раз конфетами с ТГК из Калифорнии, один раз гарика курнул и один раз сожрал несколько мускатных орехов. Но я не стремлюсь к этому, и последний раз был уже давно. Это совсем не то же самое, что на воле. Обстановка тут, мягко говоря, мрачная и удручающая, и когда ты навеселе, преобладает паранойя и все такое. Ну его на хер, не попался и хорошо.

Как меня изменил срок

У меня появилось больше времени. Трачу его на спорт, саморазвитие, чтение. Плюс боксирую, учу языки, занимаюсь музыкой, даже жонглирую немного, соответственно чему-то научился, это определенно положительная сторона. В плане духовных перемен сложно сказать. Может, я стал спокойнее. Возможно, мне теперь меньше дела до мнения окружающих. Вроде как знаю, чего хочу от жизни, и есть какие-то планы, но это все будет понятно, когда освобожусь. Наверняка стал более терпеливым. Но это как с внешностью – когда каждый день видишь себя в зеркале, не так просто заметить, как изменился за несколько лет, вот и с самим собой и своими мыслями я вижусь каждый день, и не мне судить, как я изменился или нет.

А то, что исправительные колонии никого не исправляют, это факт, у нас в стране ничего для этого не предпринимается, это исключительно наказание. Все в конечном счете зависит от тебя самого. Если хочешь изменить свою жизнь, то будешь сам в себе исправлять то, что считаешь нужным, а если способен только жаловаться на обстоятельства, то тебе ничто не поможет.

Трое из них уже на воле, один все еще отбывает наказание и отвечал нам прямо из тюрьмы.

Герои

Владимир «Адольфыч» Нестеренко

Был осужден два раза: за насилие в отношении сотрудников милиции в начале 90-х и за грабеж и вымогательство в конце 90-х, отбывал наказание в учреждениях исполнения наказаний Украины.

Андрей Рубанов

Был арестован в 1996 году по обвинению в хищении государственных средств, пробыл под следствием три года, был признал невиновным и отпущен на свободу из зала суда. По словам Рубанова, чтобы оправдать его трехлетнее пребывание в изоляторах, ему дали срок за неуплату налогов.

Иван «Паук» Асташин

Лидер АБТО (Автономная боевая террористическая организация), приговорен к 13 годам колонии строгого режима. Под стражей находится с февраля 2011 года. Сейчас содержится в СИЗО «Матросская тишина», перевезен в Москву из ИК-17 (Красноярский край) для пересмотра приговора.

Роман Попков

Бывший руководитель московского отделения НБП (Национал-большевистская партия). Сидел с мая 2006 по август 2008 года по обвинению в хулиганстве.

По каким правилам устанавливается контакт с сокамерниками? Кто свой? Кто чужой?

Смотря для кого. Если для профессиональных преступников - есть коды, а для обычного фраера, пусть даже он всю соседскую семью стамеской вырежет, - нет кодов, все чужие. Отсюда и выражение - «иди своих ищи», это когда человеку отказывают в товариществе, в компании; под «своими» здесь, как правило, имеются в виду находящиеся на низшей ступени развития или в низшей касте.

Камеры (хаты) есть разные: есть помещения на 20 и более арестантов, есть небольшие камеры на четыре-шесть мест. В больших камерах у сидельцев четкое разделение труда.

Например, дорожники - люди, «держащие дорогу», то есть осуществляющие межкамерное сообщение при помощи протянутых от окна одной камеры к окну другой камеры веревок (коней). Веревки делаются из распущенных свитеров, к ним привязываются записки (малявы) и даже небольшие грузы (конфеты, чай, сигареты).

Есть уборщики, есть своего рода сторожа (шнифтовые) - зэки, посменно стоящие возле дверей в камеру (шнифтов) и наблюдающие в щелочки за движением охранников в коридоре (на продоле). Это очень важная функция: если сотрудники администрации идут в камеру с какой-либо целью, нужно успеть дать сигнал, чтобы население камеры успело спрятать запрещенные предметы (в первую очередь мобильные телефоны) и убрать коней с дороги.

В камере есть и свое руководство: смотрящий из числа блатных, ответственные за сбор общака.

В маленьких камерах, разумеется, такого четкого разделения функций быть не может. Например, уборку там, как правило, делают по очереди.

По каким правилам устанавливается контакт? Ну, заводят тебя в камеру, ты здороваешься со всеми, интересуешься, кто смотрящий за камерой, подходишь к нему. Рассказываешь, кто ты, что у тебя за статья, сидел ли раньше в тюрьме или колонии. Есть расхожее заблуждение, что у заехавшего в камеру в первый раз (у первохода) будут очень внимательно интересоваться его образом жизни на воле, специально искать какие-то зацепки, чтобы наехать на него и вынуть у него душу. Это не так, демонизировать тюремный мир не нужно. Смотрящий видит, что ты не блатной и не подосланный стукач, а вообще случайно оказавшийся в тюрьме пассажир. Ну, тебе объясняют, что и как в камере, кто чем занимается, дают тебе время присмотреться. Дают место на свободной койке (шконке). А дальше уже тебя со временем «подтягивают» к себе либо дорожники, либо камерный блаткомитет, либо еще какие-то микроколлективы. Главное - не врать никому и ни в чем, держаться скромно, но уверенно, быть чистоплотным (чистота в тюрьме - залог выживания), не играть в азартные игры (об этом чуть ниже).

Кстати, насчет распределения спальных мест. Дальше от входной двери и ближе к окну - более козырные места, которые занимает смотрящий со своими приближенными. Возле дверей обычно ютятся мужики.

Впрочем, есть отдельные случаи жесткого поведения блатных по отношению к первоходам. Могут придраться к проколотым ушам, к каким-то «стремным» татуировкам (ну не знаю, если там петух будет набит во всю спину, например), начать выводить новичка на тему того, «не п**** ли он». Сразу отмечу, что подобное поведение по отношению к первоходу со стороны блатных является беспределом, искусственно, ради куража, загонять человека в низшие касты запрещено воровскими понятиями.

Внутренние коды... Да какие там нафиг коды. Современная тюрьма сильно изменилась. Раньше огромную роль играли татуировки, сделанные по воровским, криминальным канонам. По этим татуировкам - перстням, куполам и т. д. - можно было прочесть всю жизнь заключенного, всю его тюремную биографию. Теперь это направление тюремной субкультуры находится в упадке. Вообще-то в нормальной камере все арестанты до определенной степени свои друг другу. Дело в том, что в обычных камерах (людских хатах) содержатся только блатные и мужики, там нет неприкасаемых, изгоев. Раньше обиженных держали вместе с остальными арестантами, и они спали возле санузла (параши) прямо на полу. Но в последние годы всех неприкасаемых администрация следственных изоляторов помещает в отдельные камеры (обиженки). В колониях они тоже сведены в отдельные отряды. Бывших сотрудников (ментов, попавших в СИЗО) тоже теперь держат отдельно. Так что как-то напрягаться по поводу своих-чужих в камере вряд ли стоит. Нужно просто подобрать себе хоть какой-то близкий круг общения. Ну, например, политическим заключенным проще находить общий язык с бизнесменами, осужденными за мошенничество (статья 159 УК РФ).

Контакт с сокамерниками устанавливается по обычным человеческим правилам. Единственное, что надо учитывать при знакомстве и последующем общении, что в тюрьме (в широком смысле этого слова) общество делится на касты. Во-первых, есть людская масса и нелюдская. Людская масса состоит из мужиков, бродяг и воров. А все остальные людьми не считаются - это вязаные, обиженные, гады, б.….. и т. д. Основных (самых многочисленных) каст всего три: это мужики, вязаные и обиженные. Мужик - это обычный арестант, незамеченный в работе на администрацию и пассивном гомосексуализме (критериев, конечно, больше, но это основные). Вязаный (красный, козел, коза) - зэк, работающий на администрацию, а также хозобслуга. К вязаным относятся завхозы, дневальные, каптерщики, баландеры и все, кто в лагере выполняют какую-либо работу в жилой зоне (не на промзоне!). Про обиженных (они же петухи), я думаю, и так все в курсе, хотя, наверное, многие удивляются, узнав, насколько легко стать обиженным.

В Москве со всем этим не сталкиваешься, так как в людские хаты обычно не сажают ни вязаных, ни обиженных, а вот в других регионах (например, в Челябинске или Красноярске) в одной хате с мужиками могут сидеть вязаные или обиженные. Поэтому там, прежде чем жать кому-то руку или садиться пить чай с кем-то, надо интересоваться: «По жизни все ровно?»

Все основные правила вам охотно объяснят. Нельзя драться, нельзя сидеть на полу (это «нечистая» территория), крайне нежелательно ругаться матом, ибо все грубые ругательства в тюрьме имеют буквальное значение. Ни в коем случае нельзя брать чужие вещи, никакие, ни куска сахара, ни обмылка - ничего. Лучше даже не притрагиваться. Если хочешь, чтоб сосед перевесил полотенце, - позови соседа и попроси. Много чего нельзя, западло - короче говоря, лучше не вникать, а сразу сказать: так и так, первый раз, обычаев не знаю. Вы сами удивитесь, насколько терпеливо и спокойно арестанты могут объяснить новичку, где как и что делать или не делать.

Иногда говорят, что тюремные правила почти не отличаются от правил жизни на свободе? Это правда?

Это мир - не движение, не партия, просто свой мир, мир государственных рабов и поставленных над ними государством-рабовладельцем надзирателей. А что правила одни и те же - смотря для кого. Если человек на свободе («на воле» там говорят) не поднимает случайно оброненного, не здоровается с гомосексуалистом за руку, не считает чем-то необычным прятать какие-либо предметы в прямой кишке в случае необходимости, в любой момент ожидает от окружающих чего угодно и каждым поступком дает понять, что трогать его не просто опасно, а опасно смертельно, - то для него что на воле, что в тюрьме правила одни. Опять же, если человек привык говорить «я тебя убью», а потом осуществлять угрозу, даже если обстоятельства неблагоприятны, - то тоже проблем не будет.

Прежде всего нужно понимать, что тюремный мир (имеется в виду, разумеется, мужская тюрьма) строго иерархичен. Он неосознанно, но очень четко копирует структуру традиционалистских сообществ с их нравами. Есть жрецы, брахманы, создающие и толкующие законы тюремного мира, являющиеся арбитрами, судьями. Это воры в законе. Их авторитет непререкаем для арестантов. По сути, это сверхлюди, высшие существа. Например, когда заключенный пишет записку (маляву) в другую камеру, он соблюдает ряд обязательных графических правил. Например, слова, имеющие особое значение для арестантского мира: название тюрьмы (Бутырский централ), слово «хата» (камера) подчеркиваются одной чертой. Словосочетание «вор в законе» подчеркивается двумя чертами, также двумя чертами подчеркиваются имена и прозвища воров в законе. Тремя чертами подчеркивается слово «Бог» и различные околорелигиозные речевые обороты.

Также есть кшатрии - армия блатных, то есть арестантов, свято соблюдающих все воровские и тюремные понятия не только в тюрьме, но и на воле, говоря ментовским языком - профессиональные уголовники. Это та самая братва, костяк тюремной цивилизации.

Есть вайшьи - мужики. Мужик - это арестант, не живущий на воле по воровским понятиям, обычный работяга, обыватель, попавший в тюрьму случайно, не собирающийся туда постоянно возвращаться. В тюрьме слово «мужик» не равно слову «мужчина». Мужик - это определенный социальный статус, не самый высокий, но и не самый низкий.

Есть низшие касты. Есть вовсе неприкасаемые - обиженные, петухи. В касту неприкасаемых уходят люди, попавшие в тюрьму по «стремным» статьям (сексуальные действия с малолетними), а также люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией либо зэки, прошедшие контринициацию, переведенные в неприкасаемые, в обиженные, в том числе и через сексуальное насилие - в наказание за воровство у своих товарищей по несчастью, за обман, за стукачество, за карточные долги (отдельная тема). Так как слово «обиженный» применяется вот к этой категории зэков, не имеющих никаких прав, к которым и прикасаться-то запрещено, поэтому в тюремном быту слово «обидеться» стараются не употреблять во избежание недоразумений, заменяя его словом «огорчаться».

Такая четкая внутренняя структура, иерархичность делают тюремный мир непохожим на мир вольный. Эта иерархичность необходима, так как она структурирует тюремное сообщество, делает его более устойчивым в перманентной войне с тюремной администрацией, шире говоря - с мусорами.

Что касается непосредственно отношений - здесь все намного жестче, а отношения между людьми более уважительные и внимательные. Необходимо постоянно контролировать свою речь и движения, чтобы кого-то не задеть словом или поступком. К этому довольно быстро привыкаешь и потом сам удивляешься, глядя на тех, кто только заехал. В тюрьме недопустимо употребление мата в отношении другого арестанта; за «Пошел ты на х…!» с тебя либо сразу получат, либо чуть позже зайдет братва и спросит (см. ответ на вопрос № 5) с тебя «по всей строгости арестантской жизни». Рукоприкладство также не приветствуется и сурово наказывается. А в целом, конечно, те же правила жизни, что и на свободе, только все острее и, можно сказать, первобытнее, плюс более замкнутый мир - далеко не убежишь.

Изначальная идея во многом справедлива и правильна для выживания. Но сейчас, по крайней мере в Москве, тюрьма пропитана лицемерием, ложью и нежеланием что-либо делать, страдать…

Все это я говорю исходя из того, что мы живем в авторитарном государстве, где не соблюдаются права человека и тем более арестанта. Поэтому арестантам самим приходиться всего добиваться, сопротивляясь режиму. Там, где арестантское единство было разбито, а сопротивление сломлено, появились настоящие концлагеря, где людей используют как рабов или превращают в зомби, и СИЗО, где под гнусными пытками арестантов заставляют оговаривать себя и других. Карелия, Башкирия, Саратов, Киров, Брянск, Омск, Красноярск, Хакасия - любой арестант знает эти страшные названия.

Пока в тюрьмах и на зонах не будут соблюдать права человека, мы, арестанты, будем вынуждены жить своей жизнью, нарушая установленный администрацией порядок, коррумпируя сотрудников, бунтуя, но добиваясь того, чтобы с нами обращались как людьми.

Да, это так. Хуже всего тем, кто лицемерит, кто пытается носить маску. Если умеешь быть собой, вести себя естественно и благожелательно - тебя будут уважать. Понимаете, тюрьмы никакой нет, тюрьма - это всего лишь часть общей свободы. С чего бы человеку вести себя в тюрьме особенным образом? Как он жил на воле, так он и в камере будет жить. Если на воле обманывал, завидовал и подличал - он и в камере поведет себя так же.

Есть ли какие-то специфические шутки? Над кем шутят?

Хорошая шутка: новичку говорят, что рядом с тюрьмой есть рынок, и на выходные можно под конвоем туда сходить купить продуктов, водки и т. д. Если новичок поверил - собирают тряпки всей камерой, одежду - для обмена на водку. А главное - делают «куклу» (сверху купюра, снизу купюра, между ними нарезанная бумага, и побольше). Новичку передают на водку для всей камеры - стараются сделать пачку потолще. Новичок скручивает это все в трубку, запаивает в полиэтилен - вынести можно только «на торпеде», то есть в прямой кишке - и с мучениями засовывает. На утренней поверке с мешком тряпья он заявляет, что записывается на рынок. Мусора тоже все понимают, сами всю жизнь в тюрьме, выводят его из камеры, бьют в коридоре, а в мешок, чтоб была наука всем, выливают пару ведер воды. И забрасывают обратно в камеру простофилю с мешком. А еще впереди длительный процесс извлечения «торпеды».
Шутят все шутки только с лохами, то есть с теми, кто или верит, или не может дать сдачи.

Да много всякого веселья есть. Главный объект по части приколов - это свежезаехавший в камеру первоход. Желательно молодой, не имеющий тюремного опыта и чуть-чуть придурковатый. Есть старая тюремная традиция, согласно которой первоход должен в первую ночь, проведенную в камере, подойти к оконной решетке и попросить тюрьму дать ему кличку (погремушку). Эта традиция, как и прочие, уходит, но о ней вспоминают, когда хотят поразвлечься. Например, на Бутырке это происходило так: первоход по требованию братвы начинает кричать в окно, в ночь: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» Из других камер раздаются голоса: «Какая статья?» Он отвечает, например: «Один-пять-восемь!» (ст. 158 УК РФ, «Кража»). Если после этого наступает некая пауза и тюрьма не проявляет энтузиазма, первоход орет через окно опять: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» И так до тех пор, пока кто-то не крикнет предложение насчет клички. Первоход имеет право отказаться, крикнуть: «Не катит!» Тогда все начитается по новой. В конце концов первоход соглашается на какого-нибудь Шпингалета. После этого та камера, которая дала погремушку, заказывает первоходу песню, которую он обязан спеть на всю тюрьму. Ссылки на незнание текста и отсутствие вокальных данных никого не интересуют. И несчастный поет в ночи какую-нибудь хрень вроде «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду».

Особенно популярно вынуждение к поиску погремушки в те ночи, когда на большинстве федеральных телеканалов ведутся профилактические работы. Не знаю, как сейчас, а когда я сидел в СИЗО, в 2006–2008 годах, это была ночь с понедельника на вторник. После часа ночи все федеральные кнопки вырубались, оставался только ТНТ, но там шла по ночам какая-то муть, чуть ли не «Дом-2». И вот братва, оставшись без ТВ, своего главного развлечения, начинала развлекаться с первоходами.

Ну, еще есть более примитивные разводки: например, попросить первохода подвинуть стол или лавочку (вся мебель в камере намертво прикреплена к полу).

Каких-то специфических шуток нет. А шутить надо так, чтобы не задеть ничье достоинство. В тюрьме, если можно так сказать, сильнее охраняется достоинство личности, чем на воле.

Шуток море, но все арестантские шутки грубые и жестокие. Шутки шутить лучше с приятелями, товарищами, когда они, такие приятели, появятся.

Существуют ли ритуалы, связанные с бытом, с развлечениями?

Вся жизнь в неволе - это ритуал, как и положено примитивным народам. За руку здороваются только со знакомыми, да и то поинтересовавшись, все ли у него сейчас нормально (не вы…али ли его за то время, что вы не виделись), нельзя свистеть (срок насвистишь), нельзя отбирать что-либо силой - следует убедить или поставить в ситуацию когда «сам отдаст», нельзя «наказывать х…м» (но откуда в таком случае такое количество опущенных - непонятно), нельзя ругаться матом в адрес кого-то. Много всего. Важно помнить: играешь - от выигрыша надо заслать на общее, зашла передачка - надо заслать на общее, в целом все как в жизни, всяк сверчок знай свой шесток.

Ну вот употребление чифира (мегакрепкого чая) - ритуал. Так как спиртное в тюрьме запрещено и достать его - огромная проблема, заключенные спасаются чифиром. Это напиток ритуальный, как правило, чифир группа зэков пьет из одной чашки, передавая ее друг другу. То, что ты пьешь с зэками чифир, уже говорит о твоем равном с ними статусе.

Насчет игр - боже упаси садиться играть в карты с зэками. Проиграть можно все что угодно. Некоторые нацболы на моей памяти имели глупость садиться играть, потом товарищи на воле вынуждены были собирать и передавать братве немалые суммы. Карточный долг в тюрьме - это святое, ты не можешь его не отдать, неважно, что ты поставил на кон - две пачки сигарет или свою квартиру. Так что если предлагают играть в карты - нужно отказаться. Заставить вас никто не может. А вот нарды - немного другое дело, игра в нарды, в отличие от карточных игр, не имеет столь зловещей мифологии, таких крутых традиций. Впрочем, повторю, лучше вообще не играть, целее будете.

Конечно, существуют определенные привычки, связанные с тюремными правилами. Например, перестаешь употреблять некоторые слова, у которых здесь другое значение. Вместо слова «спросить» говорят «поинтересоваться», потому что «спросить с человека» - значит наказать его за неправильный поступок.

Еще раз говорю, вся жизнь в камере - сплошной ритуал, и деталям тюремного быта посвящены сотни книг и фильмов. Лучшее времяпровождение - улучшение собственного быта. Тут зависит от того, куда попадешь. Можно попасть так, что единственным времяпровождением будет борьба за существование. Постираться, тапочки отремонтировать. Все ритуалы завязаны на простой принцип: ты не один, справа и слева - сокамерники. Ты храпишь - соседу уже неудобно.

Какие гаджеты разрешены? Если что-то запрещено, трудно ли это достать?

В тюрьме запрещено все - зажигалки, часы, приемники, диктофоны, телефоны, фотоаппараты и т. д. Книги, бывает, запрещают, можно читать книги только из тюремной библиотеки или религиозные. А было время - крестики нательные запрещали, а за Библию сажали. На зоне есть послабления, все меняется, то запретят, то разрешат; поймали с самогоном - запрещают сахар в передачах, передали кому-то героин в «Дошираке» - запрещают «Доширак». Достать что бы то ни было можно, зависит от режима, от коррумпированности мусоров. В некоторых зонах и связи мобильной вообще нет, не ловят вышки, значит, и телефоны не нужны, а в некоторых все ловит, но поймают с телефоном - под камеру козлы насилуют чуть ли не в кабинете старшего опера. Успехом пользуются три категории гаджетов - спирт / водка, наркотики и телефоны. Все как на воле.

Мобильные электронные устройства в СИЗО и колониях запрещены. И тем не менее во многих СИЗО и колониях они есть. Если ваша колониях - не «красный» режимный концлагерь с закрученными гайками, если ваше СИЗО - не «Лефортово» с кагебешными традициями, то, скорее всего, достать мобильник вполне возможно - сотрудники ФСИН коррумпированы, с ними можно договориться, принесут за вознаграждение. А вот дальше уже другая проблема - сохранить мобильный телефон в камере, чтобы его не нашли во время обыска. Зэки делают специальные тайники - нычки, прячут мобильники там.

В Матроске, кроме электронных книг, ничего не разрешено. В каких-то регионах разрешают портативные DVD-плееры, mp3-плееры. Все остальное нелегально. Где-то нет никакого труда достать мобильный телефон, а где-то, например в «Лефортово», абсолютно невозможно. В Красноярске (СИЗО-1, ИК-17) теоретически можно «затянуть» телефон, но пользоваться им нереально - сдадут сразу, да и видеокамеры повсюду.

Из гаджетов, по-моему, разрешены только кипятильники. Но у нас был и плеер, и даже телефон. Это запрещено, найдут - отберут. Потом надзиратель по сходной цене принесет тебе другой плеер.

Как распределяется еда после передачи?

В тюрьме делятся, в специзоляторах (тройниках) - все общее, коммунизм, в больших камерах живут «семьями», группами малой диффузности, но «на камеру» выделяют, чтобы особо не завидовали те, у кого ничего нет. На зоне так же - «семьями», ну и надо угощать нужных людей, чтобы что-то решить в свою пользу или чтобы с тобой не решали. А традиции… Раньше как передача зашла - зэк делал себе татуировку «не забуду мать родную», а не зашла - «нет в жизни счастья»

Тут нет никаких четких регламентов. Но, разумеется, нужно проявлять солидарность, взаимовыручку, не быть жлобом. Обычно, когда приходит продуктовая передача, ты ее разделяешь на несколько частей. Часть отдаешь на общее - в общекамерный фонд, часть делишь с теми арестантами, с которыми семейничаешь - обедаешь, общаешься, со своей тусовкой, проще говоря. Часть оставляешь на бауле - в своей сумке, так как мало ли что, тебя могут перевести в другую камеру, вообще закрыть в одиночку, а одной баландой сыт не будешь. Пропорции между вот этим частями продуктового транша ты определяешь сам, исходя из своего чувства справедливости, из своих возможностей.

Охранные вышки, тоскливо возвышающиеся за высоким забором с колючей проволокой, видно издалека. Мужская колония общего режима №54 расположена недалеко от Новой Ляли. Здесь, на сленге заключенных, сидят «первоходки», которые «мотают» срок впервые.

Сегодня здесь находятся чуть более 350 человек. Младшему - 18, самому старшему - 64 лет. Мужчин сюда везут со всей области за разные преступления. Всего колония может принять 1612 заключенных, но в будущем здесь планируют установить строгий режим.

«Точка невозврата»

Среди заключенных, рассказывает начальник колонии Юрий Никулин, всего трое качканарцев. Один попал сюда за изнасилование, другой за разбой и незаконное хранение оружия, третий - за разбой и хулиганство. Также из Качканара здесь находятся 15 «этапников»: шесть обвиняемых и девять осужденных, приговор по делу которых пока не вступил в силу. В основном, они обвиняются за кражи, наркотики и вымогательство.

Никто не застрахован от тюрьмы. У нас даже сидели несколько глав близлежащих городов, в основном, за экономические преступления, - рассказывает Юрий Николаевич. - Также за решеткой могут оказаться вполне обычные люди, которых на преступление подтолкнул алкоголь или глупость.

Например, 30-летний Роман сидит уже девятый год за разбой, говорит, что выпил, стало скучно, после чего он отправился искать приключения.

Мне понравилась «иномарка». Водитель, сидящий за рулем, не стал помехой. Помню, что взял сам себя на понт: «получится/не получится». Получилось. Я его ударил, вытащил из салона, сел за руль и уехал, потом покатался и бросил машину, - грустно улыбается заключенный.

До конца срока ему осталось еще два года. Дома ждут жена (расписались в колонии, в марте этого года) и восьмилетняя дочь, которая родилась накануне суда.

Если бы я знал, чем все обернется, то в тот день вообще бы не стал выходить из дома. Я знаю, где моя точка невозврата. Колония - это, конечно, школа жизни, но, как говорят, ее лучше пройти заочно.

Заключенному Константину недавно исполнилось 39 лет, из них девять он просидел в колонии за разбой, осталось еще 4,5.

Вместе с друзьями ворвались в магазин и украли всю выручку. Сколько удалось «заработать» - уже не помню, с тех пор много лет прошло. Знаю лишь, что деньги закончились уже через неделю, - рассказывает мужчина.

Скоро подойдет срок, когда он сможет написать заявление на досрочное освобождение. Признается, что не может представить день, когда окажется за стенами колонии - спустя несколько тысяч дней заключения.

22-летний Дмитрий заходит в кабинет, представляется и сразу называет свою статью. Тюремную робу носит уже более четырех лет, потому что «заступался за друзей и случайно убил молодого человека».

Я тогда учился в военном центре на переводчика, приехал в увольнение домой, решил отпраздновать и отправился с друзьями на дискотеку. Там завязался конфликт, началась драка - толпа на толпу. Я увидел, что бьют моих друзей и ввязался. После дискотеки одному юноше стало плохо, я отвез его домой. Позже он упал в обморок и попал в реанимацию, там умер через две недели.

Дима себя не оправдывает, но говорит, что не хотел убивать и сам не понимает, как такое могло произойти. Рассуждает, что, возможно, потерпевший после толчка упал и сильно ударился головой, но свидетели указали виновником именно его.

В штрафной изолятор попадают заключенные, совершившие какое-либо нарушение. От разжигания конфликтов до драк. Срок наказания - 15 суток. В течение этого времени запрещаются свидания и телефонные разговоры с родными

«Социальные лифты»

На зоне, рассказывает начальник колонии, разработана система социальных «лифтов». Осужденные, попадая сюда, проходят двухнедельный карантин, затем их распределяют в один из шести отрядов.

Далее все зависит от заключенного. Если видим, что он встает на путь исправления, то позволяем перевестись на облегченные условия содержания. Заключительная стадия «лифтов» - колония-поселение. Но при плохом поведении он двигается в обратную сторону - на строгое содержание. Питание везде одинаковое. Отличия в «льготах» - количестве «свиданок» с родными и передач.

Экскурсия по тюрьме начинается с общего вида на территорию. Для этого поднимаемся на небольшую площадку. Внизу хорошо просматривается пять рядов забора: решетчатые, деревянный и железные. Раздается грозный лай огромного кавказца.

Были попытки побегов. Ночью двое перелезли через забор. Сумели добраться до третьего забора, потом их засек часовой. Когда «засвистели» пули над головой - беглецы остановились, - рассказывает начальник.

Преодолеть три забора, чтобы вырваться на свободу, мало, говорит подполковник. За следующим, каждые сорок метров патрулируют собаки. Возможно, заключенным очень повезло, что их во время засекли - псы могли растерзать живую добычу. Подкопов в истории колонии не было, выбраться отсюда в грузовике - из разряда фантастики. В кузове установлена сверхчувствительная аппаратура, которая может среагировать на биение сердца мыши.



Не верьте сериалам и фильмам про колонии и тюрьмы, которые показывают по телевизору. Там мало правды. Кстати, посмотрите, - Юрий Николаевич показывает рукой вдаль, - как раз новый этап приехал, среди них есть качканарцы.

Небольшая группа в сопровождении охраны переминается у ворот. В руках - сумки. Спустя некоторое время вереница арестантов скрывается за железными воротами.

«Разговоры прослушиваются»

Толстая железная дверь разделяет «волю» и «неволю». На границе двух миров есть «гостиница», где проходят длительные свидания осужденных с родными. Заселиться в «номер» можно, максимум, на трое суток. В гости могут приехать до двух взрослых и дети. Тут же располагается пункт приема передач и комната коротких свиданий, где заключенные общаются с родственниками через стекло по переговорному аппарату.

Общаться с родными можно и через таксофон. Звонки - по графику. Все разговоры прослушиваются, при малейшем подозрении звонок скидывается, - говорит начальник. - Можно написать письмо домой, но перед отправкой оно пройдет строгую цензуру.

Сотовые, по его словам, запрещены, хотя были случаи, когда гражданские пытались перекинуть мобильники через забор.

Чтобы пройти через «шлюз» на территорию, необходимо предъявить удостоверение. Далее подполковник прикладывает палец к маленькому прибору. Устройство считывает его отпечаток пальца, распознает, после чего замок щелкает, открывается очередная дверь, пропуская в решетчатый лабиринт и на «зону».

Слева - производственная зона, справа - жилая. Везде установлены пропускные калитки. Система пропуска - через домофон, в который представляется сотрудник, и видеооператора, который открывает замок из пункта наблюдения.

Всего в колонии установлено более 130 видеокамер - перед каждой дверью и во всех помещениях. Две камеры - купольные, вращаются без перерыва и проецируют на мониторы вид на колонию сверху. Картинки выводятся в режиме он-лайн. Все видеозаписи хранятся два месяца.

Натуральное хозяйство

На территории прибрано. Есть несколько пустых грядок, с которых уже собрали урожай. В воздухе - стойкий запах навоза, который разносят носилками двое заключенных. Мужчины - в одинаковых телогрейках с порядковыми номерами. Они заискивающе улыбаются, здороваются и провожают начальство почтительным взглядом.

Здесь пока маленький беспорядок, - извиняется руководитель колонии. - Летом заключенные выращивают капусту, морковку, которые потом попадают к ним на стол. Можно сказать, что у нас тут натуральное хозяйство. Также есть свой хоздвор, там коровы, бараны, свиньи. Баранина, правда, идет на продажу.

В отдалении несколько заключенных ремонтируют здание - под новый следственный изолятор, который вскоре обнесут шестиметровым забором.

Впереди - белое здание. Столовая. На фасаде - советский плакат с надписью: «Помни! Мы ждем тебя дома». На двери висит расписание. На один прием пищи дается 20 минут.

В просторном зале в несколько рядов расставлены столы. Один из заключенных, в белой поварской рубахе, тщательно натирает столешницы.

Тут полное самообслуживание. Заключенные входят отрядом, берут подносы, идут на раздачу, где вывешено сегодняшнее меню, получают пищу, после еды также строем расходятся по рабочим местам. Готовят еду, моют посуду и прибираются также осужденные. Сотрудники едят в своей столовой.

Питание заключенных сбалансировано, просчитаны все необходимые белки и углеводы. Отступления от меню не допускается. В рацион входят простые продукты. Например, сегодняшний завтрак включает тарелку гречневой каши, хлеб с маслом и стакан молока. На обед подадут: рассольник, тушеный картофель с мясом, чай, молоко, хлеб. На ужин - рыбный гуляш, запеканку, чай, компот, хлеб и яйцо.

Хлеб тоже печем сами, - рассказывает начальник.

На полках пекарни аккуратными рядами сложен белый хлеб, по форме схожий с обычным магазинским. В сутки каждому заключенному полагается по одной булке.

Не знают, откуда берется суп

Уже на улице замечаем телегу, в которую запряжена гнедая лошадь. Повозкой управляет маленький мужчина в телогрейке и ушанке.

Это экономия в реальном виде - зачем тратиться на бензин, если отходы из столовой на хоздвор можно вывезти на лошади, - комментирует начальник.

Осужденные занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, разводят скот

Следующий объект - «клуб», где заключенные проводят свободное от работы и сна время. Вдоль длинного коридора - несколько дверей с небольшими окошками, чтобы контролировать, чем занимаются заключенные. Таблички гласят: художественная мастерская, тренажерный зал, библиотека, есть две молельные - мусульманская и христианская.

Юрий Николаевич без стука распахивает дверь с мусульманской символикой. Внутри - скромное убранство тюремной мечети. Посередине комнаты на коленях стоит мужчина и читает коран.

Подполковник задерживается в помещении, после выходит с DVD-дисками, которые позже отдаст своему помощнику с распоряжением проверить их на предмет религиозности. Если там содержатся другие материалы, то диски заберут.

В отдельном крыле - небольшие комнаты гостиничного типа с телевизором, DVD-плеером. Неподалеку находится уютная столовая с микроволновкой и мягким уголком. Это центр социальной адаптации. Как объяснит замначальника, тут живут люди, срок заключения которых близится к концу.

Парни изучают гражданский быт, а то случается, что выйдут и даже не знают, как пакетик с чаем заварить или откуда берется суп. Пойдемте дальше.

«Учатся, зарабатывают, тратят»

Неприметное серое здание - школа и ПТУ (профессионально - техническое училище). Тут учатся заключенные, которые не успели получить среднее или профессиональное образование.

Школа точно такая же, как и на гражданке. Есть директор, учителя, которые ставят оценки, составляют расписание уроков, - рассказывает Юрий Николаевич.

Проходим по коридору училища. Аудитории, где учат на сталеваров, слесарей, сварщиков, электриков, каменщиков, также оборудованы партами. На них лежат тетради, ручки, учебники для теории и наглядные пособия в виде станков, различных видов кирпичей и многое другое, необходимое для практики.

Курс длится пять месяцев, - поясняет один из педагогов. - Затем заключенные сдают экзамены и выходят на работу.

В колонии есть несколько производств: деревообрабатывающее, металлообработка, пилорама. Имеется штат подсобных рабочих, сварщиков. Некоторые заключенные содержат свой автосервис, где ремонтируют машины городских жителей. Часть зэков заняты на изготовлении «ширпотреба» - товаров широкого потребления. Это статуэтки, каменные шкатулки, картины, нарды и многое другое, что впоследствии пополняет полки областных магазинов. Вырученные деньги уходят в федеральный бюджет. Также осужденные шьют мягкие игрушки, которые передаются в детдома и приюты.

Мастерская по производству «ширпотреба». Заключенные делают нарды, рамки для фотографий, модели кораблей и многое другое, что можно купить в обычном магазине «на воле»

На всех работников распространяется действие трудового законодательства. Заключенные работают по графику или пятидневке, «уходят» в отпуска, во время которых находятся в отряде, получают зарплату (не ниже МРОТа), из которой вычитают подоходный налог в 13%, алименты на детей и выплаты, назначенные судом. Помимо этого, с каждого осужденного ежедневно удерживают около 130 рублей: 70 рублей 37 копеек - за питание, 60 рублей - за коммуналку. Остальное компенсирует государство. Вычеты не могут превышать 50% от зарплаты.

Деньги перечисляются на лицевой счет, их можно копить или тратить в магазине товаров первой необходимости, который есть на территории. Туда ходят только в установленное время и лишь в сопровождении.

Из развлечений - скромные календарные праздники с выступлением местных «звезд», конкурсы «рифмоплетов», спортивные соревнования, просмотр познавательных телепередач или «добрых» фильмов. Весь телеэфир «фильтруется», дабы оградить мужчин от «чернухи».

«Запрещено сидеть на кровати»

Жилая часть разделена на несколько зон. При общем режиме заключенные живут в «казармах» отрядами по несколько десятков человек. Небольшая придомовая территория с местом для курения обнесена решеткой.

На входе - общая раздевалка, где аккуратно развешаны одинаковые куртки. Чуть дальше по коридору пустует большая спальня с двухэтажными кроватями, прикроватными тумбочками, на стенах развешаны графики дежурств и наглядная инструкция по заправке кровати.

Большинство заключенных живут в отрядах, в среднем, по 50 человек. На каждого приходится один спальный комплект, тумбочка, где хранятся личные вещи, и небольшая табуретка

Постель можно использовать только для сна. В остальное время на ней нельзя сидеть или лежать, - рассказывает начальник. - Если очень хочется, то можно присесть на табуретку.

Обитатели отряда смотрят в дальней комнате телевизор. В общей сложности, здесь около 30 разновозрастных мужчин. Заключенные, получив разрешение сесть, присаживаются на длинные скамейки и сосредоточенно всматриваются в экран. В это время диктор скучным голосом рассказывает, что нужно делать, чтобы не заснуть за рулем.

Одних навещают, других нет. Возможно, родственникам далеко ездить или они решили полностью оградить себя от общения с таким близким, - говорит замначальника. - Да и как их судить за нежелание общаться? Например, у нас сидел мужчина, который поругался с сожительницей и несколько раз с высоты своего роста кинул на пол двухлетнего ребенка. Малыш на всю жизнь остался инвалидом.

В процессе разговора приближаемся к воротам с надписью ШИЗО, за которыми открывается вид на невысокое здание. За забором бегает овчарка. Нежданных гостей она провожает до дверей громким лаем. В изоляторе звучит лирическая музыка - «для морального и душевного развития».

Вдоль мрачного длинного коридора - множество железных дверей. На каждой - переговорное устройство и маленький отсек для передачи еды, инструкция, как должен вести себя заключенный, когда выходит из камеры. Руки за спину, лицом к стене.

Охранник ворочает в замке ключами, звучит громкая команда: «Встали, построились!». Несколько мужчин послушно убирают руки за спину и встают строем около стены. Полутемную комнатку с маленьким окном под потолком и освещенный коридор разделяет еще одна преграда - толстая решетка.

С начала этого года к заключению в исправительных колониях приговорили 135 жителей Качканара.Осужденным (возраст - от 17 до 50 лет) придется отсидеть за кражи, грабежи, изнасилование, угоны, причинение тяжкого вреда здоровью и другие уголовные преступления.