Домой / «Вторичка / Логистическая стратегия. Реализация логистической стратегии

Логистическая стратегия. Реализация логистической стратегии

Рис. 28. Схема разработки логистической стратегии

  1. Планируйте - сбор и анализ информации о существующей логистике, обсуждение альтернатив и разработка плана совершенствования.
  2. Делайте - реализация плана и сбор данных по показателям деятельности.
  3. Проверяйте - анализ важнейших показателей деятельности, полученых в результате изменений: затрат, качества, уровня обслуживания, скорости реагирования.
  4. Действуйте - если улучшения привели к хорошим результатам, новые подходы становятся постоянными, в противном случае - команда возвращается в начало цикла и рассматривает другие варианты.

В процессе управления логистической системой любая организация принимает важные решения, которые можно разделить на четыре основных класса:

1. Стратегические решения высшего уровня являются наиболее важными, определяющими общее направление хозяйственной деятельности предприятия; они имеют долгосрочный характер, требуют больших затрат ресурсов и считаются наиболее рискованными. К решениям высшего уровня относятся:

- миссия - заявление, в котором указываются общие цели организации, как правило, связанные с совершенствованием работы с партнерами и потребителями в интегрированной цепи поставок. Например, в миссии германской транспортной группы «Шенкер» утверждается, что «наше будущее - наши заказчики», а миссия английской сети супермаркетов Теско - «создание ценности для потребителей, чтобы добиться их пожизненной лояльности»;

- корпоративная стратегия - это план реализации миссии, например, осуществление долгосрочных инвестиций в производство и логистику; постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса;

- бизнес стратегия - комплекс мероприятий по развитию вида деятельности конкретного подразделения предприятия (бизнес-единицы).

2. Стратегические логистические решения определяют основные цели и направления деятельности цепи поставок в долгосрочной перспективе и касаются взаимодействия логистики с другими сферами бизнеса; в качестве примера можно привести следующие основные цели организации: стремление быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня; развитие новых проектов по выпуску новой продукции; использование современных производственных и информационных технологий; применение современных методов планирования и управления.

К стратегическим логистическим решениям относятся:

- функциональная стратегия - план реализации каждой функции организации: логистической, маркетинговой, инвестиционной и производственной;


- логистическая стратегия - задает общую структуру логистической системы, или цепи поставок и направление логистической деятельности; она состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением эффективной логистикой в цепи поставок: «закупки-производство-распределение». Логистическая стратегия занимается фактическим перемещением материальных и сопутствующих потоков, способствующим реализации корпоративной и бизнес-стратегий, а также оптимизации спроса и предложения продукции, снижению общих логистических издержек, минимизации инвестиций в логистику и улучшению логистического сервиса. Общая цель стратегии логистики заключается в том, чтобы предоставить покупателям требуемый ими объем и качество обслуживания при минимальных затратах в цепи поставок. Не случайно девиз совершенной логистической стратегии ЕСR (немедленного реагирования на потребности рынка): «Обязательно, своевременно и точно».

3. Тактические логистические решения связаны с реализацией стратегии на более детальном уровне в среднесрочной перспективе. К ним относятся:

Планы использования мощностей организации, гарантирующие удовлетворение долгосрочного потребительского спроса;

Обобщенные календарные планы - в которые сводятся все виды работ по всем видам деятельности цепи поставок, как правило, ежемесячно;

Основной график - подробное описание всех видов деятельности на неделю;

4. Операционные логистические решения касаются конкретных видов деятельности в краткосрочном плане; их выполнение требует небольших затрат ресурсов с минимальным уровнем риска. К ним относятся краткосрочные графики, представляющие собой детальное выполнение работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, на каждый день. Это позволяет избежать многих проблем логистической деятельности.

В реальной жизни границы между данными решениями порой сильно размыты. Например, при выборе системы распределения готовой продукции запасы - это стратегический аспект, но он переходит на тактический уровень, когда следует решить сколько денежных средств необходимо инвестировать в запасы, и на операционный уровень, когда следует решить вопрос об изменении объема запасов.

Универсальной стандартной процедуры разработки логистической стратегии, применимой к любой организации не существует. Концепция же формирования логистической стратегии предполагает прежде всего поиск ответов на следующие ключевые вопросы:

1. Какой тип организации мы представляем сегодня, а какой хотим - в будущем?

2. Каковы особенности нашей деятельности и возможности для ее развития?

3. Кто наши потребители (покупатели) и конкуренты?

4. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?

5. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?

6. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии?

8. Какой бюджет необходим для реализации логистического плана и где взять новые инвестиции?

9. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?

10. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?

11. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?

12. Как количественно оценить реализацию логистической стратегии?

Результаты ответов служат основой для проектирования логистической стратегии (рис. 28).

Согласно приведенной выше схеме проектирование логистической стратегии включает следующие стадии:

1. Анализ стратегий более высокого уровня, таких как миссия, корпоративная и бизнес-стратегии. Логистическая стратегия должна работать на их поддержку и показывать какими средствами будут достигнуты поставленные цели.

2. Обобщение полученных результатов в виде логистической миссии - заявления о целях управления цепями поставок.

3. Исследование внешней и внутренней среды бизнеса с целью определения тенденций их изменения на период 5-10 лет.

4. Выбор фокуса и типа логистической стратегии, а также оценка ее взаимосвязи с маркетинговой и производственной стратегиями.

5. Определение целей, задач и рисков логистической деятельности.

Одним из ключевых решений, принимаемых менеджерами логистической службы является выбор фокуса, то есть направленности логистической стратегии. Специалисты выделяют следующие стратегические фокусы деятельности организации с учетом важнейших критериев обеспечения логистических преимуществ:

1. «Затраты» - минимизация общих логистических издержек, способствующих снижению цены продукции (выгода потребителя) и росту прибыли (выгода продавца).

2. «Качество» - высокое качество предлагаемых товаров и услуг.

3. «Обслуживание потребителей» - высокая скорость реагирования на запросы потребителей и надежность поставок в отношении количества заказанной продукции.

4. «Временные параметры» - своевременная доставка продукции заказчику и передача информации обо всех стадиях продвижения продукции.

5. «Технология» - разработка и использование современных технологий производства продукции, ее идентификации, отслеживания доставки, управления запасами и электронной продажи.

6. «Гибкость» - выпуск продукции по требованию заказчика или предоставление ему специализированных услуг, а также оперативная реакция на изменение потребительского спроса.

7. «Место расположения» - предоставление товаров и услуг в наиболее выгодном для потребителя месте.

8. «Инвестиции» - минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и логистических посредников.

На практике невозможно реализовать все представленные направления одновременно. Поэтому организации приходится идти на компромиссы путем сбалансированности уровня услуг с затратами на их предоставление. Это условие легло в основу классификации основных логистических стратегий, представленной в табл. 17. Таблица 17

Название Цели Принципы формирования
ОБЩИЕ
«Тощая» стратегия Эффективные операции с позиции минимума: затрат ресурсов, отходов производства, времени выполнения заказов и объема запасов 1. Ценность - проектирование продукции, имеющей ценность для потребителя. 2. Передача ценности - проектирование наилучшего процесса для производства продукции. 3. Поток ценности - эффективное управление интегрированной цепью поставок. 4. «Вытягивание» - выпуск продукции только на основе запроса потребителей. 5. Стремление к совершенству - поиск возможностей устранения непроизводительных затрат всех видов ресурсов, например, отказ от неэффективных операций, упрощение перемещений, устранение лишних звеньев логистической цепи, размещение мощностей ближе к потребителям.
Динамичная стратегия Оперативность и гибкость, обеспечивающие высокое качество обслуживания потребителей 1.Стремление к полному удовлетворению запросов потребителей на основе анализа изменения рыночного спроса. 2.Удобный доступ потребителей к своей организации. 3. Обязательный послепродажный сервис, важность наличия удовлетворенных потребителей. 4.Поддерживать репутацию организации, обеспечивающей высокое качество и ценность как условия для повторных сделок. 5.Не забывать о подготовке будущих сделок, сохраняя контакты со своими настоящими и потенциальными клиентами, партнерами и конкурентами.
Стратегия на основе партнерства организации с поставщиками и заказчиками Увеличение эффективности интегрированной цепи поставок
  1. Быстрое принятие логистических решений за счет оптимизации управленческого аппарата.
  2. Стабильность, обеспечивающая возможность долгосрочного планирования.
  3. Широкое использование передовых методов электронного обмена данными и логистических информационных систем.
ДРУГИЕ
Стратегии на основе временных параметров Обеспечение быстрой доставки продукции за счет сокращения ненужных затрат времени в цепи поставок
  1. Упрощение - выбор более простых операций.
  2. Одновременное выполнение операций - отказ от последовательно выполняемых операций и переход к параллельным.
  3. Планирование ресурсов - устранение узких мест и обеспечение бесперебойного материального потока.
  4. Интегрирование - совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками.
  5. Стандартизация и автоматизация логистических операций, способствующая повышению эффективности и производительности.
Стратегии повышенной производительности Максимальное использование имеющихся ресурсов Поиск альтернативных вариантов наиболее эффективного применения незадействованных производственных мощностей, площадей, транспортных средств.
Стратегии роста Экономия на масштабе при сохранении высокого качества продукции Стремление к увеличению рыночной доли, расширение зоны обслуживания потребителей, освоение новых видов логистической деятельности
Стратегии на основе защиты окружающей среды Учет экологических особенностей логистической деятельности Многократное использование тары и упаковки, переработка и уничтожение отходов производства и упаковочных материалов, снижение уровня шума и вредных выбросов, экономия топливных ресурсов, теплоизоляция
Стратегии диверсификации Предложение максимального ассортимента услуг Удовлетворение широкого класса потребителей.
Стратегии специализации Предоставление редких услуг Гарантии надежности и безопасности услуг.

Одни стратегии носят оборонительный, другие - наступательный характер. Оборонительный в том смысле, что логистика - источник сокращения общих логистических издержек при одинаковом качестве продукции. Наступательный - поскольку логистика определяет различия в стратегии организаций, особенно в вопросах качества потребительского сервиса. Наиболее важным фактором для любого вида стратегии является тип спроса. Например, «тощая» стратегия лучше всего работает в условиях стабильного, предсказуемого спроса и когда основным фактором конкурентоспособности продукции является цена. К такой продукции, как правило, относятся продукты питания. Динамичная же стратегия работает лучше всего в условиях резко меняющегося спроса, уровень которого сложно спрогнозировать. Поэтому организация может оценить спрос только тогда, когда потребители разместят у них заказы. Менеджеры должны учитывать все эти факторы при выборе наиболее оптимальной логистической стратегии. Она оформляется в виде логистического плана, который включает следующие основные разделы:

1. Резюме, в котором изложена суть логистической стратегии и ее связь с другими стратегиями организации.

2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения.

3. Описание способа, при помощи которого логистика может добиться поставленных целей, необходимых изменений и методы управления ими.

4. Описание того, как отдельные функции логистики будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.

5. Планы, демонстрирующие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.

6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.

7. Описание того, как стратегия повлияет на целевые показатели бизнеса в целом, вклада стратегии и получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.

Разработка стратегического логистического плана завершается выбором системы оценки выполнения стратегических решений.

Стратегия становится эффективной, когда она реализована. Это означает, что долгосрочные цели преобразуются в решения более низких уровней и выполняются конкретные действия, направленные на их достижение. Логистическую стратегию разрабатывают топ-менеджеры, после этого менеджеры нижних уровней анализируют, как эта стратегия повлияет на их работу. При этом им необходимо получить ответы на следующие вопросы:

Как выбранная стратегия повлияет на конфигурацию цепи поставок?

Следует ли изменить складские и транспортные операции?

Изменится ли подход к планированию и составлению графиков работы?

имеются ли необходимые ресурсы, если нет - можно ли их получить?

Имеется ли подготовленный персонал и системы электронной обработки данных?

Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей, поставщиков, персонал, технологию, организацию деятельности?

Ответы на поставленные вопросы формируются в соответствующих областях принятия решений при реализации стратегии. Традиционный подход предлагает сконцентрировать усилия на таких областях принятия решений, как обслуживание потребителей, размещение элементов инфраструктуры, политика запасов и транспорт. Это достаточно упрощенная точка зрения, поскольку учитывает не все функции логистики. Современная концепция принятия решений при реализации стратегии предполагает, что решения следует принимать в пяти областях: конфигурация цепи поставок; координация и организация деятельности; управление запасами в цепи поставок; потребительский сервис; информационное обеспечение деятельности цепи поставок (табл.19). Таблица 19

Исходя из предназначения логистики применительно к бизнесу, логистическая стратегия является поддерживающей корпоративную стратегию с целью оптимизации ресурсов организации (предприятия, фирмы, компании) при управлении материальными и сопутствующими потоками. Поэтому под логистической стратегией предприятия следует понимать комплекс решений, планов и мероприятий, связанных с эффективным управлением материальными потоками.

По сути, логистическая стратегия сегодня должна быть для предприятий обычной функциональной стратегией. Однако, к сожалению, это не так. Анализ, проведенный сотрудниками Международного центра логистики Государственного университета - Высшая школа экономики (МЦЛ ГУ-ВШЭ) среди своих слушателей, обучающихся по различным программам, от повышения квалификации до второго высшего образования по логистике, показал, что лишь около 3 % обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют. Указанные три процента в основном формируют крупные зарубежные компании, работающие на российском рынке. Результаты анализа также указали и на основные причины отсутствия логистической стратегии в оставшихся 97 % обследованных фирм. Первая - это общее недопонимание персоналом топ-менеджмента данных фирм предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы.

Вторая - недостаточное количество квалифицированных специалистов по логистике.

Рассмотрим назначение и задачи логистической стратегии.

Назначение логистической стратегии - поддержка корпоративной, деловой и функциональных стратегий предприятия при управлении материальными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов.

Главная задача логистической стратегии - формирование связи между стратегиями корпоративного, делового и функционального уровней для эффективного управления материальными и сопутствующими потоками.

Объектом логистической стратегии является материальный поток, а точнее - процесс доставки последнего заказчику.

Направленность логистической стратегии - процесс перемещения материального потока с минимальными затратами.

Среди большого количества логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько видов базовых, наиболее широко используемых в бизнесе. Это стратегии: минимизации общих логистических издержек, улучшения качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру, логистического аутсорсинга (аутсорсинг - (1) передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия; (2) форма делового сотрудничества). Для практиков особый интерес представляют реальные пути реализации указанных стратегий. Перечислим их.

Стратегия минимизации общих логистических издержек. Ни одна организация не может полностью избежать логистических издержек. В этих условиях самый лучший выбор - сделать их как можно более низкими. Цель бизнеса вполне обоснованно можно сформулировать следующим образом: минимизировать общие логистические издержки, гарантируя при этом приемлемый уровень обслуживания потребителей. Указанное может быть достигнуто за счет оптимизации:

  • · операционных логистических издержек в конкретных логистических функциях;
  • · логистических решений в отдельных функциональных областях и (или) логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;
  • · уровня запасов в логистической системе;
  • · процесса "складирование - транспортировка" и т. д.

Стратегия улучшения качества логистического сервиса.

Потребители требуют более высокого качества всех видов продукции. Логистика контролирует объем запасов, время доставки продукции, скорость реагирования на запросы потребителей и другие характеристики их обслуживания. Обычно логистическая стратегия гарантирует сервис высокого качества и может строиться на основе предоставления специализированных услуг или услуг, выполняемых с учетом требований конкретного заказчика. Способами реализации стратегии улучшения качества логистического сервиса являются:

  • · сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами, в частности со стандартом ISO 9000;
  • · формирование системы управления качеством логистического сервиса;
  • · разработка и использование логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта;
  • · улучшение качества выполнения логистических операций (транспортировка, складирование, упаковка и т. д.);
  • · создание системы логистической поддержки предпродажного и послепродажного сервиса и т. д.

Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру реализуется путем:

  • · оптимизации дислокации объектов инфраструктуры логистической системы;
  • · оптимизации конфигурации логистических каналов или цепей;
  • · реализации технологий логистического аутсорсинга (использование логистических посредников в транспортировке, экспедировании, складировании, грузопереработке);
  • · расширения форм прямой доставки товаров клиентам, минуя промежуточное складирование и хранение;
  • · использования складов общего пользования и др.

Стратегия логистического аутсорсинга.

Один из основных принципов современной теории управления гласит: "Оставь себе только то, что можешь делать лучше других, передай внешнему исполнителю то, что он делает лучше других". Это означает, что предприятие, фирма, компания должны сосредоточиться на развитии так называемых ключевых компетенций (своих сильных сторон) и по возможности максимально избавиться от непрофильных активов. Последнее может быть достигнуто за счет:

  • · оптимизации количества и структуры логистических посредников и закрепляемых за ними функций;
  • · реализации принципа "делать или покупать";
  • · оптимизации выбора источников внешних "ресурсов";
  • · использования инвестиций и инноваций поставщиков;
  • · оптимизации дислокации мощностей и объектов инфраструктуры логистической системы;
  • · сосредоточения организации на своих ключевых компетенциях и др.

Логистическая стратегия компании Adidas

Компания Adidas, как говорилось ранее, предоставляет достаточно большой объем товаров. И, в целом, покупатели остаются довольны качеством и набором товаров. Если у клиентов возникают какие-либо предложения по улучшению производимого сервиса, то логисты фирмы учитывают эти пожелания в дальнейшей работе с покупателями товаров. Для повышения конкурентоспособности необходимо повышение эффективности логистической деятельности компании Adidas.

Подошло бы использование динамичной логистической стратегии. Цель такой стратегии - обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий.

  • · вкладываться в новые технологии поиска клиентской базы через интернет и другие средства электронных коммуникаций;
  • · следить за издержками своего предприятия;
  • · проектировать логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей;
  • · создать удобный доступ к организации потребителей;
  • · планировать подготовку продаж, всегда сохраняя контакты со своими потребителями и потенциальными клиентами.

Для реализации выбранного плана для предприятия ООО "Адидас" можно предложить выбрать логистическую стратегию, основанную на стратегических союзах.

Цель стратегии - формирование союзов с поставщиками и заказчиками, достижения увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и совместно получают выгоды от долгосрочной кооперации. Причинами использования этой стратегии является стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, высшей гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций.

Также эта стратегия будет скоординирована со стратегией минимизации логистических затрат, которая будет реализована из-за сокращения логистических издержек в отдельных логистических функциях и оптимизации решений в отдельных функциональных областях и / или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек.

Для ООО "Адидас" значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от поставщиков товарной продукции до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 51,22% от суммы общих затрат на логистику.

Задачи транспортной логистики на предприятии:

  • - Выбор вида транспортных средств;
  • - Выбор типа транспортных средств;
  • - Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • - Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • - Определение рациональных маршрутов доставки. Основное место в стратегии транспорта торгового предприятия занимают задачи составления маршрутов, которые позволяют до минимума сократить пробег транспортных средств, или которые минимизируют расходы на перевозку грузов.

Кроме формирования логистического стратегического плана необходимо разработать логистический бизнес-план.

Логистический бизнес-план

  • 1. Общее резюме: Целью реорганизации структуры логистической системы является минимизация общих логистических затрат предприятия с помощью логистической стратегии, основанной на стратегических союзах. Бизнес план разработан для реализации поставленных целей наиболее эффективным методом.
  • 2. Цель логистики в организации: Для поддержания высокой конкурентоспособности логистическая система должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, поскольку они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Как косвенные показатели, выбран такой как рентабельность. Прямые показатели логистической деятельности используются для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений.
  • 3. Задача логистики: для достижения поставленных целей будет использована реорганизация структуры логистики. Формирование подразделения транспортной логистики - необходимо создание новой должности оператора для принятия информации о потребностях потребителей и передачи этой информации новом специалисту по маршрутизации; внедрены новые технологии при обработке заказов - AI / ES.
  • 4. Функции логистики: посредством реорганизации отдела логистики и привлечения новых специалистов будет создана реорганизации маршрутов на более эффективные, объединение нескольких маятниковых маршрутов в более эффективный кольцевой, замена маятниковых маршрутов с пустым пробегом на маятниковые маршруты с частичной обратной загруженностью.
  • 5. Планирование ресурсов: в общем, для выполнения стратегии почти достаточно ресурсов, имеющиеся на предприятии. Но, все же расходы неизбежны, хотя и сведены к минимуму. Главными ресурсами будут финансовые, которые будут потрачены на реорганизацию функционального подразделения транспортной логистики.
  • 6. Расходы: исходя из того, что компания ежегодно позволяет себе вкладывать около 1,5% от прибыли (а это примерно 472 тыс. руб.) В инновация и развитие - эти деньги могут быть направлены на реализацию этого проекта, что является достаточным, ведь реализация этой стратегии имеет свой временной промежуток, в который укладывается такая сумма и является достаточным.
  • 7. Влияние логистики на бизнес: после реализации созданной стратегии предприятие сможет значительно лучше выполнять свои обязательства по реализации заказов, через совершенную систему их получения и выполнения и через современные средства их выполнения. После реорганизации организационной структуры службы логистики на ООО "Адидас" повысится уровень и качество обслуживания потребителей: время выполнения заказа сократится, согласованность отделов увеличится, прекратится дублирование функций. Это приведет к снижению затрат запасов (за счет повышения оперативности). Транспортные расходы снизятся за счет оптимизации маршрутов. Расходы физических поступлений снизятся за счет повышения оперативности управления. Расходы информационно-управленческих процессов увеличатся на сумму внедрение логистической стратегии.

Для формирования логистической системы на ООО "Адидас" в зависимости от задач и стратегии компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывается размещение складов, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

Формирование эффективной логистической системы должно проводится в соответствии со следующими принципами:

  • - Согласованность информационных, ресурсных, технических и других характеристик логистической системы (например, любая информация должна быть унифицирована для всех подсистем логистической системы);
  • - Системный подход - элементы логистической системы рассматриваются как взаимосвязанные и такие, которые взаимодействуют для достижения единой цели;
  • - Общесистемная оптимизация - согласование локальных целей функциональных элементов логистической системы для достижения глобальных целей системы;
  • - Принцип устойчивости и адаптивности - логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внутренней и внешней среды.

Определенных целей логистической системы:

  • 1. Параллельность материальных и информационных потоков.
  • 2. Оптимизация технологии и техники транспортировки.
  • 3. Управление общими логистическими затратами с целью их минимизации.

Формирование целостной логистической системы будет проводиться по таким направлением:

Скоординированное формирования структуры логистической системы. Для ввода логистики как новой интегрированной функции на предприятии, необходимо скоординированное формирование отдельных подсистем и целостной логистической системы как в плоскости физической реализации продвижения товаров и соответствующей информации, так и в системе процесса управления. В первом случае процессы и логистические потенциалы должны быть сформированы таким образом, чтобы отделить или хотя бы значительно ограничить различия в цепи логистических процессов. Это касается как логистической цепи внутри предприятия, так и в системе, которая выходит за пределы предприятия. Во втором случае скоординированные и взаимно приспособленные процессы планирования и управления в отдельных подсистемах позволят избежать не оптимальных решений логистических издержек. Одной из важнейших характеристик системы является гибкость, то есть способность адаптироваться (при минимуме затрат) к изменившимся, как прогнозным, так и непредсказуемым.

Планирование логистических систем в условиях неопределенности, обеспечивает им необходимую гибкость, выполняется на основе анализа риска и анализа чувствительности систем.

Анализ чувствительности направлен на определение значений ключевых параметров системы (прежде всего - расходов) при изменении условий ее функционирования. Метод, используемый в рамках данного анализа, получил название "моделирования что - если" (what-if modelling). Анализ чувствительности логистических систем технически весьма сложный - для его осуществления нужна мощная вычислительная техника, использующая развитые языки программирования. Процесс проектирования систем логистики заканчивается выбором окончательного варианта системы, оптимального с точки зрения планируемой стратегии компании. Однако выбор оптимальной логистической системы еще не является гарантией успеха компании на рынке, поскольку многое зависит от степени реализации на практике запланированных мероприятий и проектных схем. На предприятии будет спроектирована транспортная подсистема. Такой выбор определяется тем, что судьба транспортных расходов составляет 50%. Было определено, что есть пути снижения транспортных затрат.

Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их складирования к месту потребления.

Проектирование подсистемы имеет целью организовать такой процесс перевозки грузов, который бы позволил максимально использовать подвижной состав предприятия и уменьшить при этом затраты. На данный момент на предприятии отсутствует организованная система процесса перевозки грузов. Этот процесс начинается при получении заказов, оформлении заявки, оформление договора, а затем происходит собственно перевозки. Структурированная и организована схема такого процесса позволит рационально использовать ресурсы, уменьшить порожний пробег, а соответственно затраты на топливо и уменьшить время выполнения заказа. В дальнейшем это позволит сократить транспортные расходы на предприятии в целом.

Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:

1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными.

2. Тактические решения – связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском.

3. Операционные решения – наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

Существует несколько типов стратегических решений:

  • для организации в целом;
  • для каждого вида бизнеса организации;
  • для каждой функции.

Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает, как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию.

Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок, и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

Виды логистических стратегий

К наиболее общим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах.

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т.е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

· способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е. стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей; создают удобный доступ потребителей к своей организации; гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы; проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их; совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки; заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации. Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями. К другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие:

  • Стратегия дифференциации.
  • Стратегия на основе временных параметров.
  • Стратегии на основе защиты окружающей среды.
  • Стратегии повышенной производительности.
  • Стратегии с добавленной стоимостью.
  • Стратегии диверсификации или специализации.
  • Стратегия фокусирования.
  • Стратегии роста.

Планирование использования мощности

Планы использования мощностей позволяют гарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у организаций мощностей будет достаточно. Под мощностью операции понимается ее максимальная пропускная способность в заданный промежуток времени. Ограничение по мощности означает, например, что предприятие может выпустить не более определенного количества продукции за неделю, самолет может взять на борт только ограниченное количество пассажиров, университет может принять на обучение не больше определенного количества студентов и т.п.

Мощность цепи поставок определяет максимум товаров, которые могут быть доставлены к конечным потребителям в заданное время. Различают проектную мощность, т. е. максимальную мощность, которую организация может развить в идеальных условиях отсутствия сбоев, проблем, и эффективную мощность, т.е. максимальную мощность, которую организация может развить в реальных условиях с учетом временных сбоев. При планировании цепей поставок необходимо учитывать, что фактическая мощность цепи поставок, чаще всего достигаемая на практике, ниже проектной и даже эффективной мощностей.

Цепь поставок состоит из множества звеньев, имеющих различные мощности. Поэтому какие-то из звеньев, имеющие наименьшую мощность, ограничивают общую пропускную способность цепи и становятся узким местом цепи поставок. Цель планирования использования мощностей – сопоставить имеющуюся мощность отдельных элементов с предъявляемым к ним спросом. Любое несоответствие может оказаться дорогостоящим. Если мощность ниже спроса, узкие места ограничивают перемещение материалов, и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность выше уровня спроса, организация часть мощности не использует, что также приводит к неэффективным издержкам. Сформулируем основные шаги стандартного подхода к любому типу планирования, который называют планирование требований по ресурсам, для планирования мощностей:

1) изучить прогноз спроса и определить требуемую мощность;

2) определить мощность, имеющуюся в настоящее время;

3) выявить разницу между требуемой и имеющейся мощностями;

4) предложить альтернативные варианты, позволяющие устранить эту разницу;

5) сравнить планы и выбрать из них лучший;

6) реализовать лучший вариант, при необходимости модифицировать план;

7) контролировать результаты.

Существуют два способа краткосрочной корректировки мощности:

1) управление мощностью – с целью ее соответствия существующему спросу посредством изменения часов работы, найма внештатного персонала для работы в часы пик, аренды дополнительных сооружений, использование запасов для обслуживания спроса при пиковых нагрузках и т.п.;

2) управление спросом – с целью его соответствия имеющимся мощностям посредством изменения цены, объема маркетинговых усилий, ограничения числа обслуженных потребителей предъявлением определенных к ним требований (возраст, уровень знаний, наличие прописки и др.), изменения спроса выгодными предложениями в период традиционно низкого спроса и т.п.

Планирование размещения элементов инфраструктуры

Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации – выбор хорошего места размещения. Размещение связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов ЛЦ (заводов, складов, магазинов, ресторанов, офисов и т.п.). Решения по размещению элементов ЛЦ чрезвычайно важны, поскольку они влияют на показатели деятельности организации в течение многих лет, т.е. имеют долгосрочный характер. Если организация совершит ошибку и откроет сооружение в неудачном месте, вложив в него значительные средства, то исправить ситуацию, переехав на новое место будет не так просто, это потребует больших финансовых, трудовых, временных затрат, приведет к потере времени, клиентов, замораживанию капиталов, снижению конкурентоспособности.

При выборе мест размещения следует учитывать следующие факторы:

  • Место размещения заказчиков.
  • Место размещения поставщиков и материалов.
  • Культура.
  • Отношение органов власти и их планы.
  • Прямые и косвенные затраты.
  • Отношение общественности.
  • Операции.
  • Размер и конфигурация участка.
  • Транспортная доступность местности.
  • Конкуренты, их число, мощь, расположение.
  • Потенциал расширения или осуществления изменений.
  • Ситуация на местном рынке рабочей силы, численность работников, их квалификация и производительность.
  • Политическая стабильность.
  • Природные условия.
  • Обменные валютные курсы.

Существует фактор, которым не следует пользоваться при решении задачи размещения, – личные предпочтения менеджера. Иногда менеджеры выбирают местность, где они выросли или когда-то отдыхали. Такой выбор априорно не является плохим, но он зачастую становится таким, так как его главный недостаток – низкая надежность вследствие отсутствия объективного анализа месторасположения.

Тактическое планирование

Обобщенное планирование относится к категории тактических решений, в ходе которых прогнозный спрос и наличная мощность преобразуются в графики по видам деятельности. На этом уровне планирования разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах ведется анализ по группам видов деятельности, по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование не касается.

Так, например, в обобщенном плане может быть указано количество груза, которое будет перемещаться через логистический центр, но разбивка общего груза по типам упаковок или содержимому не будет производиться. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, т.е. документы, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю. Планирование не заканчивается на этапе составления основного графика, так как необходимо разработать подробные расписания для всех видов работ, оборудования, сотрудников, материалов, сооружений и других ресурсов, требуемых для выполнения задач, установленных в основном графике. Для этого используется составление краткосрочных графиков. Краткосрочные графики определяют последовательность выполнения видов деятельности, ресурсы и время, когда они должны быть выполнены.

Источник - МАРКЕТИНГ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

Стратегия - это выбор компанией ключевых направлений своего развития, постановка глобальной цели с дальнейшей выработкой путей ее достижения. Другими словами, стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. Понятие «стратегия» так же применяется и в логистике, но имеет несколько узкое значение. Приведем несколько определений «логистической стратегии»:

Логистическая стратегия - это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, меж функциональной и меж организационной координации, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. (В.И. Сергеев)

Логистическая стратегия представляет собой правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Соответственно, сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности.

Логистическая стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. (Доналд Уотерс)

Стратегическое управление логистикой - это деятельность связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивыми к факторам внешней среды. (Друкер П.)

По оценке специалистов, около 3% российских компаний имеют в настоящее время четко проработанную логистическую стратегию. Именно этим и объясняется то, что в США и Западной Европе доля логистических издержек в цене товара составляет всего 11-12%, в то время как в России - до 24%. Разница в этих показателях - это и есть та цена, которую мы платим за отсутствие фокуса на развитии логистики.

(http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_3430/)

Существую различные подходы к разработке логистической стратегии. У каждого подхода есть свои сторонники и противники, и спорить о большей эффективности одного, по сравнению с другим сложно. Разница же их заключается лишь в количестве и последовательности этапов разработки. Для того, чтобы иметь наиболее полную картину разработки логистической стратегии, приведем один из наиболее детальных подходов к развитию стратегии логистики:

Этап 1. Определение общих задач и целей подразделения.

В качестве базовой информации для разработки функциональной стратегии логистики необходимо использовать:

  • 1. заявление о корпоративной стратегии компании;
  • 2. данные интервью с высшим руководством об их ожидании от логистики;
  • 3. данные SWOT-анализа;
  • 4. данные аудита логистических процессов компании.

Результатом проведения первого этапа разработки стратегии логистики будут:

  • 1. отчет по результатам диагностики текущего состояния;
  • 2 рекомендации относительно целей подразделения логистики, сформированное и презентованное высшему руководству менеджером по логистике;
  • 3. согласованное с руководством общее видение развития стратегии логистики.

Этап 2. Формализация цепочки поставок, управляемой подразделением.

Учитывая то, что в большинстве случаев логистика компании не ограничена только одним филиалом, необходимо определить/рассмотреть:

  • 1. цепь поставок компании;
  • 2 уровень/глубину управления цепью.

Оценить эффективность цепи поставок можно по схеме 1.

Итогом второго этапа является наличие четкого представления о схеме цепи поставок и возможных путях ее оптимизации.

Этап 3. Определение/систематизация функций, управляемых подразделениями и разработка системы KPI. Разработка системы управления по результатам.

Учитывая то, что логистика является комплексной дисциплиной, включающей в себя достаточно большое количество функций, необходимо четко определить, какими функциями должна управлять логистика конкретной организации на каждом звене цепи поставок. Фактически необходимо произвести декомпозицию разработанной ранее функциональной стратегии на операционные элементы.

При этом важно четко определить операционные элементы, которые присутствуют в логистике компании на всех звеньях цепи поставок, например, взять за базис 13 ключевых функций логистики:

  • 1. обслуживание потребителей;
  • 2. прогнозирование спроса;
  • 3. управление запасами;
  • 4. логистические коммуникации;
  • 5. грузопереработка;
  • 6. обработка заказов;
  • 7. упаковка;
  • 8. поставка потребителям запасных частей и оказание им помощи при обслуживании;
  • 9. выбор мест размещения производственных и складских помещений;
  • 10. снабжение/закупки;
  • 11. логистика возвратных потоков;
  • 12. транспортировка;
  • 13. складирование и хранение.

Затем необходимо расставить приоритетность тех или иных функций в зависимости от специфики бизнеса и исключить элементы, отсутствующие в логистике конкретной организации. Также специалисты рекомендуют проводить консолидацию (т.к. многие из операционных элементов очень тесно взаимосвязаны), тем самым снизить количество операционных стратегий.

По каждой операционной стратегии необходимо определить достаточный перечень KPI, позволяющий качественно управлять выбранными операционными элементами. При этом важно помнить, что управление подразумевает не просто контроль разработанных KPI, а выработку целевых значений и их достижение. Т.е. итогом третьего этапа будет разработанная система операционных стратегий, подчиняющихся принципам управления по результатам:


Этап 4. Оценка необходимого уровня информационного обмена и распределение компетенций по функциям.

Знание ключевых управляемых элементов по всем звеньям цепочки позволяет сформировать требования к необходимому уровню информационного обмена и распределению компетенций. Для этого потребуется определить реальные задачи персонала с помощью:

  • 1. фотографии рабочего дня в разрезе ежедневных, еженедельных и т.д. задач с контролем времени, затрачиваемого на их исполнение;
  • 2. запроса о необходимом информационном обмене логистики и внешних подразделений;
  • 3. сравнения полученных данных на предмет достаточности для контроля KPI и исполнения функциональных и операционных стратегий.

Результатом данного этапа является:

  • 1. перераспределение/дополнение матрицы информационного обмена;
  • 2. перераспределение обязанностей между имеющимися сотрудниками;
  • 3. формирование функций/должностей, отсутствующих в текущей структуре, но необходимых для качественного исполнения заявленных стратегий.

Этап 5. Выработка системы необходимых полномочий/ответственности подразделения.

Разработанная матрица информационного обмена позволяет сформулировать четкие требования по обязательствам и полномочиям как для логистики, так и для внешних подразделений, т.к. только в случае четкого соответствия требований и полномочий возможно эффективное управление бизнесом.

В итоге пятый этап позволит:

  • 1. произвести оценку уровня необходимых изменений;
  • 2. разработать техническое задание по необходимым изменениям информационной системы;
  • 3. произвести четкое распределение полномочий и обязанностей между логистикой и другими подразделениями;
  • 4. формализовать систему информационного обмена.

Этап 6. Разработка целевой организационной структуры.

На данном этапе мы уже обладаем всей необходимой информацией для формирования плана перехода к эффективной организационной структуре. И задача состоит в том, чтобы сформировать целевую организационную структуру, являющуюся наиболее оптимальной для исполнения заявленной стратегии. Данная структура должна обеспечивать в рамках согласованной системы информационного обмена:

  • 1. качественный контроль над исполнением всех стратегических планов, заявленных в ходе формирования функциональной и операционных стратегий логистики;
  • 2. качественное управление системой KPI в рамках управления по результатам;
  • 3. требования к компетенциям всех заявляемых должностей.

Этап 7. Разработка шагов перехода от текущей ситуации к целевой.

В большинстве случаев переход сразу к оптимальной структуре и началу исполнения всех заявленных стратегий невозможен, т.к. необходимые изменения требуют времени и ресурсов. Поэтому нужен четкий план поэтапного введения заявленных стратегий в действие. При этом этапы должны быть сформированы так, чтобы и эффект был максимальным, и цели реалистичными. А для этого:

  • 1. достаточно идти от простого к сложному;
  • 2. в первую очередь проводить изменения, которые не влекут за собой коренных перестроек или увеличений бюджета;
  • 3. проводить четкое соответствие между ответственностью и полномочиями;
  • 4. если изменение структуры требует ресурсов (IT и т.д.), то любые изменения полномочий/ответственности производить только после того, как необходимые ресурсы предоставляются;
  • 5. ставить промежуточные стратегические цели;
  • 6. проводить изменения не самолично, а посредством постоянного развития персонала.

Только так, поэтапно, может быть сформирована система логистики, которая обеспечивает контроль всех выделенных функций по всей управляемой цепочке поставок. Только в этом случае логистику можно будет назвать оптимальной и эффективной, т.к. именно достижение конкретных заявленных и согласованных стратегических целей и является критерием ее эффективности. (Александр Семенцов, управляющий директор по логистике компании AppleCity. Статья опубликована в журнале «Логинфо», №1-2, 2007.)

Согласно современному определению логистическая стратегия есть средство для достижения главной цели фирмы -- получения преимуществ в конкурентной борьбе

Стратегия -- набор общих правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. При разработке стратегии развития предприятия логистическая политика должна стать частью производственной функциональной стратегии;

Исходя из общих целей логистики можно выделять три типа стратегии:

  • 1. Ориентированную на стоимость;
  • 2. ориентированную на обслуживание;
  • 3. ориентированную на поток продукции

Процесс разработки любых стратегий называется стратегическим планированием . В более широком смысле стратегическое планирование -- это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых организацией для выполнения задач на основе принятых стратегий. Встречается в литературе и такая трактовка -- процесс определения главных целей и стратегических линий исследуемого объекта, которым подчинено развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.

Исходя из принципов стратегического планирования и требований, предъявляемых к нему, можно сформулировать основные положения современной философии стратегии:

  • 1. рассматривает альтернативные пути развития объекта исследования, используя прогнозы, опыт и интуицию специалистов;
  • 2. адаптивна к изменениям внешней среды, акцент ставится на предвидение и упреждение;
  • 3. обеспечивает координацию и эффективную интеграцию деятельности, учитывая слабые и сильные стороны объекта исследования;
  • 4. ориентируется на долгосрочную перспективу, используяситуационные методы принятия оперативных решений;
  • 5. ориентирует структуру объекта исследования на достижениеобщих целей;
  • 6. предусматривает разработку альтернативных вариантов достижения целей;
  • 7. не завершается немедленным действием, но устанавливает общие направления функционирования объекта исследования;

Стратегический логистический план, как правило, охватывает период в пять и более лет и должен включать следующие компоненты :

Обзор управления, описывающий стратегию логистики в общих терминах и ее взаимосвязи с другими основными функциями бизнеса.

Заявление о целях логистики в плане затрат и услуг с разбивкой по видам продукции и потребителям.

Описание стратегий предоставления отдельных потребительских услуг, работы с запасами, складирования, обработки заказов и транспортировки, необходимые для поддержки общего плана.

Обзор основных логистических программ или операционных планов, описанных с достаточной степенью детализации, для документального подтверждения планов, связанных с ними расходов, времени реализации и их влияния на бизнес.

Прогноз запросов в отношении персонала и капитала.

Финансовый отчет о логистике с подробным изложением опе-рационных издержек, требований капитала и потоков наличных денежных средств.

Описание влияния логистической стратегии на бизнес в параметрах прибыли корпорации, показателях обслуживания потребителей и воздействия логистики на другие функции бизнеса.

Разработка логистической стратегии предполагает интегрирование:

обслуживания потребителей;

проектирования цепей поставок;

стратегии формирования сети;

проектирования склада и его операций;

управления транспортировкой;

материального менеджмента;

информационных технологий;

управления организацией и изменениями.

По каждому из этих восьми ключевых элементов логистической стратегии надо получить ответы на следующие вопросы:

Каковы требования к обслуживанию каждого потребительского сегмента?

Как можно добиться интеграции различных участников цепей поставок на операционном уровне?

При какой структуре цепей поставок затраты оказываются минимальными (с учетом обеспечения конкурентного уровня обслуживания)?

Какие технологии грузопереработки/хранения продукции в большей степени помогают добиться целей обслуживания потребителей, обеспечивая одновременно оптимальный уровень инвестиций в складские сооружения и оборудование?

Есть ли возможность сократить затраты на транспортировку в краткосрочном и долгосрочном плане?

Могут ли принятые процедуры управления запасами обеспечивать удовлетворение более жестких требований к обслуживанию потребителей?

Какие информационные технологии требуются для обеспечения максимальной эффективности логистических операций?

Как следует организовать ресурсы, чтобы добиться наилучшего обслуживания и достижения операционных целей?

Ответы на эти вопросы в такой же последовательности основа для разработки плана логистики;.

На этапе реализации выбранной стратегии создается механизм развития ЛС, использующий целевые ориентиры.

Целевое управление предполагает формирование иерархии целей в виде дерева целей, разработку взаимосвязанных программ, реализующих цели, распределение имеющихся ресурсов.

Дерево целей формируется декомпозицией главной цели (корень цели) на подцели -- подчиненные вершины. Например, целью является развитие ЛС -- первый уровень дерева целей. Уровень развития ЛС определяется формированием адекватной системы управления, развитостью инфраструктуры, формированием соответствующей кадровой системы -- второй уровень дерева целей. Каждый следующий уровень разбивает цель вышестоящего уровня на подцели, задачи или конкретные мероприятия

Проведя попарные сравнения важностей мероприятий на каждом уровне иерархии дерева целей, получают векторы приоритетов или весомости подцелей вышестоящей цели. Сумма весомостей подцелей должна быть равна единице, поскольку реализация подцелей эквивалентна реализации всей цели. Анализ удобно проводить на основе матрицы попарных сравнений (табл. 2.1), в каждой ячейке которой ставится единица, если подцель столбца не уступает по важности подцели строки; нулем отмечаются все остальные клетки.

Таблица 2.1

Матрица попарных сравнений

Весовой коэффициент мероприятия определяется из матрицы попарных сравнений таким образом, чтобы сумма весовых коэффициентов рассматриваемого уровня подцелей одного мероприятия была равна 1. Для этого достаточно число единиц соответствующего столбца разделить на число единиц всей матрицы. Дерево целей представляется в виде графа (рис. 2.2). Связи представляют ветви графа дерева целей.

Рис.2 .2

Каждая вершина обозначается номером ее подцели в цели, например, 1.1.3.2 (путь к данной вершине выделен) и соответствует определенному мероприятию или задаче.

Вес вершины в дереве целей равен произведению весов всех вершин на пути к ней от корня. Например, для указанной ранее вершины (рис. 2.2) вес определяется: 1 х 0,5x0,5 хО,1 = 0,025.

Построенное и оцифрованное дерево целей основа для принятия решении по отбору предлагаемых на рассматриваемом уровне проектов. Для этого каждый проект оценивается в соответствии с деревом целей.

Для оценивания проекта определяются вершины дерева целей, полностью или частично перекрываемые проектом. Таким образом определяются задачи, решаемые проектом, которые включены в дерево целей.

При частичном перекрытии вершины, т.е. частичном решении задачи, определяется процент ее закрытия.

Вес проекта определяется суммой весов вершин нижнего уровня, закрываемых проектом, умноженных на процент их закрытия:

Вec проекта = вес вершины * % закрытия.

Эффективность проекта -- это отношение веса проекта к стоимо-сти его реализации:

Эффективность проекта =

Комплексный показатель -- эффективность проекта -- позволяет сравнивать различные проекты и выбирать лучшие -- ранжировать проекты.