Домой / «Вторичка / Ненадлежащее исполнение муниципального контракта поставщиком и заказчиком. Новые правила определения неустойки по контракту Штраф в виде фиксированной суммы

Ненадлежащее исполнение муниципального контракта поставщиком и заказчиком. Новые правила определения неустойки по контракту Штраф в виде фиксированной суммы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Российской Федерации

П Р А В И Л А

определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — цена контракта).

4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П =(Ц- В)* С,

Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С — размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

С =С(ЦБ)* ДП,

С(ЦБ) — размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

К= ДП/ДК* 100%,

ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

В контракте указываются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС России от 07.07.2014 N К-1129/14).

Если одна из сторон нарушает обязательства по другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответственность в виде пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для , размер пени за нарушение контракта должен составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Для поставщика (подрядчика, исполнителя), размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).

Ответственность в виде штрафа.

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) сторонами обязательств устанавливается в фиксированной сумме в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. Закон N 44-ФЗ не допускает изменение положений проекта контракта после его опубликования, а также внесение изменений в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Вариант определения штрафных санкций — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:
— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Муниципальный контракт: Видео

Ненадлежащее исполнение или неисполнение условий договора несет за собой начисление неустоек (штрафы и пени). Рассмотрим, какие меры могут быть предприняты по отношению к заказчику и к подрядчику.

Статьей 34 Федерального закона №44-ФЗ определены условия ответственности заказчика и подрядчика за ненадлежащее исполнение договора или его неисполнение вовсе. Согласно закону меры ответственности за подобные действия должны быть прописаны в тексте самого контракта.

Ненадлежащее исполнение обязательств по договору заказчиком

Если заказчик не выполняет свои обязательства в срок, предусмотренный в тексте контракта, или каким-либо другим образом нарушает условия исполнения договора или не исполняет их вовсе, подрядчик имеет право взыскать с него неустойку – пени.

Начисление пени происходит ежедневно за каждый день просрочки исполнения условий контракта. Размер такой неустойки прописывается в договоре и составляет одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на число уплаты неустойки, от невыплаченной в срок суммы.

Начисление штрафа же происходит также в случае невыполнения обязательств или ненадлежащего их исполнения во всех случаях, прописанных в тексте контракта, за исключением просрочки. Размер этого вида неустойки прописывается в контракте и представляет собой фиксированную сумму, определенной в соответствии с нормами законодательства .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Сумма штрафа определяется по следующему принципу:

  • штраф в размере 2,5% от цены договора, если она составляет не больше, чем 3 000 000 рублей,
  • штраф в размере 2% от цены договора, если она составляет от 3 000 000 до 50 000 000 рублей,
  • штраф в размере 1,5% от цены договора, если она составляет от 50 000 000 рублей до 100 000 000 рублей,
  • штраф в размере 0,5% от цены договора, если она составляется больше 100 000 000 рублей.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком

Заказчик имеет право направить подрядчику документ с требованием выплатить неустойку в том случае, если подрядчик нарушил сроки, прописанные в контракте, и в прочих случаях ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств.

Текст требования (или претензии) о выплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением контракта должен содержать наименования заказчика и подрядчика, номер контракта на поставку товаров (услуг, работ), факт не исполнения подрядчиков обязательств и подтверждающие этот факт документы.

Подрядчик же имеет право на получение отсрочки выплаты неустойки со стороны заказчика. Если подрядчик не осуществил поставку товаров (работ или услуг) в установленный в тексте контракта срок, в качестве неустойки ему начисляется пеня .

Пени начисляются ежедневно за каждый день просрочки выполнения обязательств, начиная с даты, следующей за датой истечения установленного в договоре срока. Размер пени должен составлять не менее одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на число выплаты неустойки, от стоимости договора, сокращенной на сумму, пропорциональную установленному и фактически исполненному объему обязательств.

Расторжение контракта по решению суда возможно по иску заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением обязательств по контракту поставщиком (Приложение № 5).

Напомним, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Суд констатирует ненадлежащее исполнение контракта, взыскивает пени и иные убытки, возникшие у заказчика. После решения суда заказчик обязан в трехдневный срок внести сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу.

Надлежащее исполнение контракта подтверждается соответствующими документами, а именно:

выполнение контракта на поставку подтверждается подписанными без возражений товарными накладными;

выполнение контракта на работы подтверждается актом проведенных работ;

выполнение контракта на услуги подтверждается актом оказанных услуг.

При этом нужно обратить внимание на то, что предмет торгов и, следовательно, предмет контракта должен быть четко отражен в документах по приемке. Недопустимо, если в предмете контракта звучит вывозка снега в количестве 100 тонн, а в акте указано, что заказчик приял 50 машино-часов.

Надлежащее исполнение контракта это не только полное выполнение объема контракта, но и выполнение его в срок. Все документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств, должны быть подписаны исключительно после реального их выполнения в срок, указаний в контракте. Выход за пределы срока исполнения контракта автоматически является ненадлежащим исполнением контракта.

При поставке товара или выполнении работ необходимо для подписания накладных и актов требовать документы, подтверждающие качество товара: сертификаты соответствия, декларации качества и прочие.

Таким образом, самыми распространенными видами нарушений контракта со стороны поставщиков являются:

непоставка (невыполнение работ, услуг) в срок;

недопоставка (неполное выполнение работ, услуг);

поставка товаров ненадлежащего качества (некачественно выполненные работы, услуги) Матковский С.В. Указ. соч. С. 202..

В случае первых двух нарушений порядок действий заказчика следующий.

На следующий день после истечения срока, когда обязательство должно быть исполнено, заказчик направляет поставщику претензию. Претензия представляет собой письмо, в котором заказчик указывает, что прошел срок исполнения обязательства, которое неисполнено или частично исполнено. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие сроки исполнения обязательства и пункты, предусматривающие пени за просрочку исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично), заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства Кикавец В.В. Нужен ли такой Порядок? // Финансовое право. - 2009. № 9. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска при условии уплаты поставщиком пеней, начисленных заказчиком.

Из положений Закона о размещении заказов не следует, что всякое нарушение сроков выполнения работ является безусловным основанием для расторжения муниципального контракта. Допущенные сторонами нарушения условий обязательства подлежат оценке судом применительно к конкретным предусмотренным в гражданском законодательстве основаниям расторжения договоров.

Обратимся к судебной практике. Муниципальное учреждение «Т» (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее - ответчик, общество) о расторжении муниципального контракта.

Судом установлено, что по результатам аукциона на выполнение рабочих проектов на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах и диспетчеризации учета тепловой энергии города Кирова, ремонт участка наружной канализации от дома № 3 до дома № 16 по ул. Советской между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 15.12.2008 на выполнение проектных работ.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ определен с момента подписания контракта до 15.12.2008.

Судом было установлено, что контракт сторонами был подписан 15 декабря 2008 года, то есть в день истечения срока исполнения обязательства.

Письмом от 16.12.2008 учреждение уведомило общество о нарушении сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, а также предложило в срок до 19.12.2008 направить предложения по исполнению муниципального контракта.

Письмом от 29.12.2008 учреждение предложило расторгнуть муниципальный контракт в связи с нарушением сроков выполнения работ и направило проект соглашения о его расторжении.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, основываясь на положениях статей 405, 406, 450 ГК РФ, части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2009 в удовлетворении исковых требований учреждения о расторжении муниципального контракта было отказано.

При вынесении решения суд учитывал, что хотя работы по муниципальному контракту от 15.12.2008 были выполнены с нарушением срока, но при этом срок выполнения работ по договору и дата заключения договора совпали. Кроме того, истец и ответчик, заключая договор, знали о том, что техдокументация не может быть сдана в срок, указанный в пункте 1.3 договора. Ответственность за просрочку исполнения обязательства лежит не только на ответчике, но и истце, несвоевременно подготовившем договорные документы (по материалам дела № А28-3814/2009-157/9 Арбитражного суда Кировской области) Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», одобренный на заседании Президиума Арбитражного суда Кировской области 02.02.2010..

При поставке товара ненадлежащего качества на следующий день после срока, когда выявилась данное нарушение контракта, заказчик направляет поставщику претензию. В претензии заказчик указывает, что ему поставлен товар ненадлежащего качества, указывает, какой конкретно товар и в каком количестве. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие качество исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства и заменить бракованный товар, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично) заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта, с взысканием стоимости бракованного товара (если она была уплачена поставщику) и неустойки за пользование чужими денежными средствами (по ставке рефинансирования, если деньги за поставку были уплачены), начисленными со дня нарушения (поставки товара ненадлежащего качества) по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства.

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска.

В любом случае после решения суда заказчик обязан внести такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой публично размещенный Федеральной антимонопольной службой России на своем сайте (http://rnp.fas.gov.ru) список лиц.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими муниципальных контрактов.

Реестр содержит следующие сведения:

наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика лиц;

дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок в случае, если победитель аукциона, победитель конкурса или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату признания несостоявшимися торгов, в которых единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату проведения запроса котировок, в котором единственный участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, отказался от заключения государственного или муниципального контракта, дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта;

предмет, цену контракта и срок его исполнения;

основания и дату расторжения государственного или муниципального контракта в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта;

5) дату внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков Кочаненко Е.П. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в документации, направляет в антимонопольную службу сведения, предусмотренные законом, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу сведения, предусмотренные пунктами 1-4 части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, а также копию решения суда о расторжении контракта.

Лица, внесенные в реестр, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков, исключаются из реестра недобросовестных поставщиков.

Пока лицо находится в реестре, с ним не вправе заключить контракт по результатам торгов или запроса котировок цен.

Кроме того, пытаясь сделать Закон о размещении заказов максимально либеральным с точки зрения расширения круга участников торгов и предоставления равных возможностей, законодатель оставил без внимания такое понятие, как репутация и квалификация участника размещения заказа.

Сегодня отказать в участии в торгах из-за плохой репутации можно лишь в том случае, если компания внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому состоящему в реестре недобросовестному поставщику ничего не стоит зарегистрировать новое юридическое лицо с незапятнанной репутацией. Отказать же фирме в участии или занизить ей итоговую оценку по причине короткого срока присутствия на рынке нельзя. Этим обстоятельством пользуются в основном обычные мошенники. Фирма-однодневка выставляет на конкурс проходную заявку с демпинговыми ценами, нереальными сроками и т.д. Даже если муниципальный заказчик и чувствует подвох, найти формальный повод для ее низкой оценки затруднительно. При этом далеко не во всех конкурсах либо аукционах предусмотрено внесение исполнителем обеспечения по контракту (страховки, банковской гарантии, денежного залога). Однако заказчик может быть обязан перечислить аванс. Получив его, фирма-однодневка победитель конкурса исчезнет.

Чтобы этого избежать необходимо:

запретить муниципальным заказчикам производить авансирование контракта;

обязать муниципального заказчика требовать от исполнителя обеспечения муниципального контракта во всех случаях;

установить критерии оценки квалификации и деловой репутации, время присутствия на рынке, опыт работы, качество исполнения предыдущих заказов с целью исключить допуск к участию в торгах фирм, которые находятся на рынке менее двух лет Зданович Ю.А. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В условиях наличия повышенных рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципального контракта поставщиком особую актуальность приобретают правовые способы защиты заказчиком интересов муниципального образования, от имени которого он заключает муниципальный контракт.

На практике наиболее эффективным способом защиты заказчиком своих интересов от недобросовестных поставщиков на стадии исполнения муниципального заказа является расторжение муниципального контракта.

Как уже говорилось выше, расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальный контракт заключается для муниципальных нужд, т.е. для выполнения муниципальным образованием в лице своих органов полномочий и функций, реализация которых, как правило, не терпит отлагательств: больницы должны своевременно получить оборудование и медикаменты, школы должны быть отремонтированы именно во время каникул и т.д. Поэтому муниципальный заказчик должен иметь возможность оперативно расторгнуть муниципальный контракт с поставщиком, который не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязательства и таким образом создает угрозу неисполнения или несвоевременного исполнения муниципальным образованием своих функций и социальных обязательств Богдадьев А.С. Проблемы расторжения муниципального контракта // Право и экономика. - 2009. № 11. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

При отсутствии соглашения сторон контракта о его расторжении последнее осуществляется в арбитражных судах в порядке искового производства.

Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 133, статей 134, 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение должно быть принято в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. На практике дело может быть рассмотрено и в более длительные сроки, если другая сторона будет прилагать к этому определенные усилия. Кроме того, согласно п. 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Таким образом, процесс расторжения контракта в судебном порядке может затянуться как минимум на четыре месяца, если не будет подана апелляционная жалоба. Если такая жалоба будет подана, то она, в соответствии со статьей 267 АПК РФ, будет рассмотрена в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

В подтверждение выводов о сроках рассмотрения дела о расторжении муниципального контракта обратимся к судебной практике.

Муниципальный заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта 8 августа 2008 г. Истец обжаловал такие действия заказчика в суде. Решением от 12 декабря 2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Между расторжением контракта и решением суда прошел срок в четыре месяца. Истец обжаловал это решение в суд апелляционной инстанции, который Постановлением от 24 февраля 2009 г. оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу истца без удовлетворения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. по делу № А56-42633/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Из примера, который отражает ситуацию в целом, видно, что дело было рассмотрено в двух инстанциях в пределах 4 5-месячного срока, т.е. в пределах, установленных АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за некоторыми исключениями. Согласно определениям, содержащимся в статье 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Таким образом, Бюджетным кодексом установлены пределы срока действия муниципального контракта, в соответствии с которыми срок начала действия не может быть ранее 1 января текущего финансового года, а срок окончания действия не может быть позднее 31 декабря текущего финансового года. Следовательно, если вопрос о расторжении муниципального контракта в судебном порядке возникнет в третьем или четвертом квартале текущего финансового года, то разрешен он будет исходя из вышеуказанных сроков рассмотрения дел в суде после того, как окончится срок действия самого спорного контракта.

При этом заказчик лишится возможности заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с ч. 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов заказчик вправе заключить муниципальный контракт, в случае расторжения такого контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств. При этом денежные средства, запланированные для оплаты по такому контракту, будут возвращены в бюджет в связи с окончанием финансового года и муниципальный заказ вообще не будет исполнен.

В сложившейся ситуации муниципальные заказчики вынуждены в одностороннем порядке, предусмотренном п. 2 статьи 407 ГК РФ, отказываться от исполнения контрактов, по которым поставщики (исполнители, подрядчики) не исполняют или ненадлежаще исполняют свои обязательства.

Суды же, рассматривая иски к заказчикам в связи с их односторонним отказом от исполнения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств, исходят, как правило, из того, что «положения пункта 8 статьи 9 Закона не исключают возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, когда такой отказ допускается законом» Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 октября 2008 г. по делу № А56-16386/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В целях разрешения указанных проблем расторжения муниципального контракта можно предложить к обсуждению два пути. Первый связан с внесением в АПК РФ изменений, предусматривающих существенное сокращение времени рассмотрения в судах дел о расторжении муниципального контракта.

Второй путь, связан с тем, чтобы, принимая во внимание нормы гражданского права и судебную практику, внести в Закон о размещении заказов следующие изменения:

1. Часть 8 ст. 9 Закона о размещении заказов изложить в новой редакции: «8. Государственный (муниципальный) контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

2. Первое и третье предложения ч. 8.1 ст. 9 Закона после слов «расторжения государственного или муниципального контракта» дополнить словами «(одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта)» Богдадьев А.С. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Исходя из вышесказанного, можно объяснить небольшой процент количества дел, связанных с применением положений Закона о размещении заказов (около 0,3% от общего количества дел), рассмотренных Арбитражным судом Кировской области в период 2008-2009 года.

Так же рассмотрим проблемы ненадлежащего исполнения муниципального контракта заказчиком. В соответствии с пунктом 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно выделить следующие основные нарушения при заключении и исполнении муниципального контракта со стороны муниципального заказчика.

Во-первых, нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт.

В соответствии со статьями 9, 28 и 29 Закона о размещении заказов, контракт формируется путем включения в опубликованный (на сайте) проект контракта условий, во-первых, из заявки победителя, во-вторых, иных условий из конкурсной (аукционной) документации. В этой части заказчик может нарушить данный порядок. Например, победитель торгов подал заявку на аукцион с товаром, являющимся эквивалентом запрошенному, победил в аукционе, а в контракт заказчик включил товар, который он запрашивал, а не тот, который предложил победитель торгов (эквивалент). Или когда вдруг после проведения торгов в проекте контракта ответственность победителя торгов увеличивается по отношению к опубликованному ранее проекту контракта, а ответственность заказчика - уменьшается. Или когда количество товара (объема работ) уменьшается по отношению к проведенным торгам.

Во всех этих случаях имеет место нарушение объявленных условий или условий, предложенных лицом, с которым заключается контракт. Последний имеет право составить протокол разногласий и направить его заказчику либо отказаться от подписания муниципального контракта. Протокол разногласий по данным условиям будет законен, и квалифицировать его как уклонение исполнителем от заключения контракта нельзя Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Салищевой Н.Г. - «Проспект», 2009. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Разновидностью данного правонарушения является нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Во-вторых, отдельно в КоАП выделен состав правонарушения порядка заключения муниципального контракта в части нарушения сроков заключения контракта со стороны заказчика, а равно уклонение заказчика от заключения муниципального контракта.

Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Исчерпывающий перечень причин, по которым заказчик отказывается от заключения контракта, перечислен в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.

В-третьих, это изменение условий муниципального контракта, в том числе увеличении цены муниципального контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена Законом о размещении заказов.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Перечень изменения цены контракта, указанный в Законе о размещении заказов, является исчерпывающим. Никакое иное изменение цены не допускается.

Повышенная ответственность установлена, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают руководители Федеральной антимонопольной службы, ее структурных подразделений и территориальных органов и их заместители, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, еще одной проблемой исполнения муниципального контракта является нарушение условия контракта как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Одним из них является вопрос о том, как определять размер штрафа для заказчика в случае нарушения условий контракта.

Почему заказчик несет ответственность за нарушение условий контракта?

Согласно ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках в контракт обязательно должен быть включен пункт, предусматривающий ответственность и для заказчика, и для исполнителя. Ответственность наступает, если стороны контракта нарушили свои обязательства по контракту.

Обратите внимание! Должностное лицо заказчика может быть привлечено к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, если в проекте контракта будет отсутствовать условие об ответственности заказчика за нарушение его условий. В этом случае с должностного лица взыскивается штраф в размер 3000 рублей.

Закон о госзакупках (ч. 5 ст. 34) предусматривает право исполнителя требовать уплаты неустойки или штрафа, если заказчик:

  • просрочит исполнение своих обязательств;
  • исполнит их ненадлежащим образом;
  • не исполнит их совсем.

Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств заказчиком?

Исполнитель может требовать уплаты пени , если заказчик просрочит исполнение своих обязательств по оплате суммы контракта.

Размер пени определяется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от той суммы, которая не оплачена в срок. Ставка рефинансирования с 03.03.2014 года установлена в размере 7%.

Пеня будет начисляться на следующий день после того, как обязательство по оплате контракта должно было быть исполнено. При этом начисляться она будет каждый день до момента исполнения обязательства.

Пример:

Контракт был заключен на сумму 100 000 рублей с датой оплаты 12.03.2014 года. Заказчик на 30.03.2014 года не выполнил свои обязательства по оплате. Оплата просрочена на 18 дней. Пеня в этом случае будет рассчитываться следующим образом:

(1/300*7%)*100 000= 23 рубля 33 копейки - размер пени за один день

23,33*18 дней=419 рублей 94 копейки

Как рассчитать штраф за нарушение обязательств заказчиком?

В случае нарушения заказчиком своих обязательств исполнитель может с него взыскать штраф. Взыскание штрафа происходит за нарушение тех обязательств, которые не связаны с просрочкой исполнения обязательств. В последнем случае, как было указано выше, взыскивается пеня.

Размер штрафа необходимо прописывать в контракте в виде определенной суммы. Порядок определения размера штрафа указывается в Постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014 года.

Сумма штрафа зависит от цены контракта и определяется следующим образом:

Пример:

Контракт заключен на сумму 15 миллионов рублей. В этом случае штрафные санкции для заказчика в контракте устанавливаются в следующем размере:

2%*15 000 000 рублей = 300 000 рублей.

Нужно ли вносить изменения о штрафах в контракт, заключенный до вступления в силу Постановления Правительства?

Закон 44-ФЗ не предусматривает такого основания для внесения изменения в контракт. Положения данного закона предусматривают изменение контракта на основании соглашения между заказчиком и исполнителем, например, по вопросам цены, сроков исполнения, объема работ.

Вместе с тем, изменение размера штрафных санкций фактически не зависит от воли сторон, а вызвано вступлением в силу нормативного акта, регулирующего данный вопрос. Поэтому внесение изменений в контракт по данному вопросу скорее будет чисто техническим, нежели связанным с волеизъявлением сторон.

Кроме того, размеры штрафа определены в нормативном акте, который подлежит обязательному исполнению, и не могут быть изменены соглашением сторон. Учитывая это, положения о неустойке, предусмотренные в постановлении, будут применяться независимо от того, включены они в контракт или нет.

В каких случаях можно не прописывать ответственность в контракте?

Заказчик может и не включать в контракт сведения о штрафах и неустойках, когда контракт заключается с единственным поставщиком. Данное правило применимо для следующих случаев:

  • цена контракта не больше 100 тысяч рублей;
  • контракт заключается на посещение зоопарка, театра и т.п.;
  • по контракту закупаются лекарства.

В каких случаях заказчик может быть освобожден от ответственности?

Заказчик может быть освобожден от ответственности, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было вызвано непреодолимой силой или произошло по вине исполнителя.

Сам закон 44-ФЗ не содержит разъяснений относительно того, что стоит понимать под непреодолимой силой. Но судебная практика характеризует данные обстоятельства как чрезвычайные и непредотвратимые явления, которые влияют на отношения контрагентов извне и не могут зависеть от субъективных факторов. К таким обстоятельствам можно отнести, в том числе:

Для того чтобы неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта в связи с данными обстоятельствами считалось правомерным, необходимо соблюсти следующие условия.