Домой / «Вторичка / Причины асоциального поведения. Антисоциальные личностные расстройства

Причины асоциального поведения. Антисоциальные личностные расстройства

Это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам. Поскольку проблема классификации поведенческих отклонений носит дискуссионный междисциплинарный характер, постольку наблюдаются дискуссии и в терминологии («антисоциальное», «антиобщественное», «делинквентное» поведение). Так, Е.В. Змановская (2007) противоправное поведение личности обозначает как «делинквентное поведение» (от лат. Delinqens - «проступок, провинность»), а «криминальное поведение» считает формой делинквентного. А.Е. Личко (1983), введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквент-ность», ограничил им мелкие антиобщественные , не влекущие за собой уголовной ответственности (школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов). В.Е. Сёмке и соавторы (1983) отождествляют понятие «антисоциальное» и «делинквентное» поведение. В.В. Ковалев (1981) считает, что делинквентное является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или . По достижению совершеннолетия делинквент автоматически переходит в разряд антисоциальных личностей.

Преступность - наиболее опасное отклонение от социальных норм. Акты поведения направлены вовне на физические и социальные объекты. Действия преступника причиняют объекту посягательства существенный вред. За совершение преступления человек привлекается к уголовной ответственности.

Проступки - это малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности и влечения за собой применение к нарушителю мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Классификация преступлений:
а) по степени тяжести: на тяжелые, средние и не представляющие общественной опасности.
б) по формам вины: умышленные и неосторожные
в) умышленные - по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные, корыстные, насильственные и др.
г) социально-демографические: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних;
д) первичная, вторичная и рецидивная преступность.

В современном мире все большее распространение получают коммерческие и экономические преступления. Развилась коррупция, организованная преступность, торговля наркотиками, терроризм, в том числе захват заложников. Остаются актуальными пытки, похищение людей и массовые убийства.

Признаки «антисоциального нарушения личности » могут проявляться уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.

Причины преступности определяются реальными жизненными условиями, в которых действуют люди.

Под влиянием конкретных обстоятельствах, индивидуальных особенностей складывается для которой характерны:
- ограниченность потребностей и интересов;
- искажение ценностных ориентации;
- антисоциальность способов удовлетворения и интересов.

Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов XX в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

В нашем обществе проституция считалась «отсутствующей», длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало у многих «шоковый» эффект. Отсюда и нездоровый интерес, и гневные требования, и некоторая растерянность. Проституция активно изучалась в первые годы Советской власти, однако позже исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Проституция способствует распространению венерических заболеваний, СПИДа; женщина утрачивает нравственное и физическое .

Причинами могут являться как социально-экономические и морально-этические факторы, так и биологические. Часть женщин обладает сильным (влечением) и их потребности выше средних (отсюда выход на спортивный секс).

Другая причина - среда, которая окружает проститутку (рэкетиры, сутенеры), провоцирующим фактором может быть первичное изнасилование и др.

Сексуальное поведение не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Половая принадлежность индивида не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному . Не случайно различают пол генетический, или генитальный, и основанный на нем гражданский (паспортный) и «субъективный)) как половую аутоидентификацию субъекта. Примером половой дифференциации служит гермафродитизм - двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов.

А в случае транссексуализма не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к его изменению, в том числе хирургическим путем.

Что касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего иола). Из всех видов данные виды сексуального поведения наиболее «биологичны» и потому следует отнести их скорее к клинической форме.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с использованием возрастного фактора. Выделяется ряд сексуальных девиаций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.

Педофилией называется направленность сексуального и эротического влечения взрослого человека на ребенка. Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках патохарактерологического типов отклоняющегося поведения, так и при аддиктивном типе. Если в первых двух случаях мотивами выступают психопатологические симптомы и синдромы ( , изменения личности, ), то во втором - попытка испытать особые, необычные и новые для индивида переживания при контакте с ребенком.

Другой разновидностью сексуальной ориентацией взрослого на лиц молодого возраста является эфебофилия - влечение к подросткам. Эфебофилия может входить в структуру делинкветного, аддиктивного, патохарактелогического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Инцестное поведение характеризуется направленностью и склонностью реализации сексуального влечения в контактах с кровными родственниками (сестрами, дочерьми, внучками). Таких личностей разделяют на 5 групп: 1) симбиотические личности, стремящиеся к близости, чувству принадлежности; у них существует выраженная и неудовлетворенная потребность в эмоциональном тепле со стороны тех, кто бы поддерживал их; 2) личности, ищущие в инцесте новизны и возбуждения, секс для них означает физическую стимуляцию; 3) педофилы; 4) психически больные с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами; 5) представители некоторых национальностей, у которых кровосмесительные отношения не запрещены традициями и религией.

В рамках вектора, оценивающего способы реализации сексуального чувства, представлены наиболее известные и яркие примеры девиантного поведения: садизм (насилие), мазохизм (подавленность), садомазохизм, эксгибиционизм (демонстрация собственных половых органов); вуйаеризм (подсматривание за процессом). Именно они часто приводят к столкновению личности с окружением и законом, поскольку нарушают часто и правовые, и этические, и эстетические нормы.

Одной из форм антисоциального поведения является бродяжничество.

Бродяжничество - это разновидность поведения, которое является результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособностью прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета (по Р. Мертону). Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

Можно выделить две характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. Бродяжничество - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постоянного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. - marginalis - находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.

Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бродяги являются разносчиками . В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ней сталкивается.

Можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения, к числу объективных можно отнести следующие:
- жилищная проблема;
- стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в регионах.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. Можно выделить следующие типы бродяжничества:
- люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
- граждане, принципиально не желающие работать; это наиболее многочисленная группа;
- лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка;
- люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье и на работе;
- жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
- люди с отклонениями в .

Потенциальными бродягами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные и неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективноличностную и социальную дезидентифицированность (Ю. М. Антонян, С. В. Бородин, 1982).

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков.

Вандализм - преимущественно мужской феномен (Дж. Говард, Д. Франсис). Большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной подростков 13-17 лет.

В некоторых исследованиях показано, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной ситуации.

В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма.
Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
Тактический вандализм. Разрушение используется как средство достижения других целей.
Идеологический вандализм. Разрушитель преследует социальные или политические цели.
Вандализм как лишение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
Вандализм как игра. Разрушение как возможность поднять статус в группе сверстников.
Злобный вандализм. Вызывается чувствами враждебности, зависти и удовольствия от причинения вреда.

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером:
Гнев. Разрушительные действия объясняются чувствами досады, переживанием неспособности достичь чего-либо или попытка справиться со стрессом.
Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретом и опасностью.
Как средство самоутверждения, привлечения внимания к себе.

В целом вандализм рассматривается как разновидность подростково-молодежной делинкветности.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.01:151.8 ББК 74.200.44:88.5

О.С. Амосова

асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики

и коррекции

Статья посвящена проблеме асоциального поведения молодежи - одной из серьезнейших проблем современного общества. В статье вскрывается этиология, генеалогия и онтогенез изучаемого явления, раскрываются факторы и причины искомой дефиниции и аргументируются пути и способы профилактики и коррекции изучаемого явления.

Ключевые слова: асоциальное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, профилактика, коррекция.

antisocial behavior by young people: factors, causes, methods of prevention and correction

The article is devoted to problem of antisocial behavior of young people being one of the most significant challenges of the modern society. The authors reveal etiology, genealogy, and ontogeny of the phenomenon under study, define factors and reasons of the definition sought, and argue ways and means to prevent and correct of the phenomenon.

Key words: antisocial behavior, deviant behavior, delinquent behavior, prevention, correction.

Проблема асоциального поведения подростков и молодежи была и остается острейшей проблемой современного российского общества и государства. В последнее время статистические данные фиксируют стабильный рост показателей молодежи, привлекаемой к ответственности, что свидетельствует о криминализации молодежной среды. По сравнению с 30-ми годами ХХ века, количество асоциальной молодежи в России выросло более чем в три раза. Именно эта, все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде молодежи приводит к росту таких явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство.

Поведение человека - это его образ жизни, его действия по отношению к об-

ществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные. Асоциальное поведение неприемлемо для отдельных лиц и общества в целом, так как противоречит основам жизнедеятельности человека, его деятельности, обычаям, традициям, нормам морали. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся». «Отклоняющимся» признается ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Как считает А.А. Крылов, можно

if о О < с

посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации/дезадаптации. Тогда социальное поведение является адаптивным, а асоциальное - дезадаптив-ным .

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», «преступное» поведение, и аморальное поведение. Асоциальное поведение является разновидностью агрессивного поведения, которое выражается в деструктивных действиях с конечной целью - нанесение вреда человеку. Агрессия в людях выражается физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно. Молодежь, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудной, трудновоспитуемой, с деви-антным, отклоняющимся, асоциальным поведением .

Объяснить асоциальное поведение молодежи могут теории, основанные на достижениях различных дисциплин. Психопатологическая модель развития Мофитт выделяет два типа асоциальной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Человек с ограниченным образом жизни в детстве ведет себя нормально, но склонен к преступлениям типа вандализма, дромомании. Молодые люди с постоянным образом жизни с детства отличаются нарушением поведения, а в подростковом возрасте принимают участие в более тяжких преступлениях. Модель общественного здоровья подчеркивает влияние среды и других внешних факторов. Приоритетом данной модели являются превентивные стратегии, а насилие рассматривается как подлежащее систематическому, обоснованному с точки зрения науки, непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение человека внутри и вне семьи. Согласно этой теории, грубое, пренебрежительное обращение с ребенком, насилие в детстве, оскорбления и насилие в подростковом возрасте, все это делает человека, в конечном счете, асоциальным и ведет к жестоким преступлениям, правонарушениям, суициду или преждевременной смерти. Тем

не менее ни одна из этих теории не дает полного объяснения возникновения асоциального поведения.

Существует несколько клинических признаков асоциального поведения, которые необходимо уметь распознавать и принять необходимые меры по их коррекции. Наиболее часто с агрессивным поведением у подростков связана такая патология, как задержка умственного развития, умеренно тяжелые речевые нарушения, психические нарушения (дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера). Нарушение поведения и оппозиционное вызывающее поведение являются психиатрическими диагнозами, вызванными асоциальным поведением. Эти диагнозы характеризуются дефицитом внимания, гиперактивностью, повышеннои склонностью к преступности, злоупотреблением психоактивными препаратами, криминальным поведением.

Причины асоциального поведения молодежи просматриваются в особенностях взаимосвязи человека с окружающей средоИ, социальной средоИ, самим собои и являются результатом отдельных обстоятельств рождения и социализации человека. Многочисленные исследователи асоциального поведения, такие как: П.Г. Вельский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, С.А. Завражнов, Л.К. Фортова и др., среди причин такого поведения выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все перечисленные факторы оказывают воздействие на индивида прямо или косвенно, но прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения человека не существует. Именно поэтому такие исследователи, как Т.Р. Алимхано-ва, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический фактор заключается в физиологических особенностях индивида, психологический - в особенностях темперамента, акцентуации характера, социальный - отражает взаимодействие

человека с социумом (семья, учебное заведение, окружение). В целом, согласно статистическим данным, среди наиболее часто встречающихся причин возникновения асоциального поведения можно выделить следующие: 1) чаще всего асоциальное поведение возникает у подростков, семьи которых имеют психические отклонения, другие заболевания, последствия болезни; 2) если у молодых людей есть пристрастие к наркотикам, алкоголю и асоциальному поведению в обществе; 3) если взаимоотношения между родителями в семье основаны на непонимании, неуважении друг к другу, и такие родители проявляют враждебность к детям. Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Как жестокость родителей, так и чрезмерная любовь одинаково опасны в воспитании подростка; 4) отсутствует отцовское воспитание; 5) в семье господствует авторитарный способ воспитания, либо чрезмерная опека по отношению к подростку. Особенно опасны авторитарность, жестокость и чрезмерное доминирование матери. И если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, и, в конечном счете, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии, агрессивности и совершению правонарушений.

Асоциальное поведение может выражаться в следующих формах: 1. Деви-антное поведение - проявляется в нарушении социальных норм, устоявшихся правил поведения в семье и учебном заведении. Чаще всего девиантное поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негативного отношения к своему окружению. Такое поведение может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве и даже суициде, алкоголизме, приеме наркотических средств. 2. Делинквентное поведение выражается в сложившемся устойчивом поведении молодежи, влекущем нарушения общественного порядка. Чаще всего такое поведение проявляется в виде оскорблений, побоев, под-

жогах, вымогательстве, мелких кражах. 3. Аддиктивное поведение характеризуется бегством от себя, от своих проблем. Такое бегство может сопровождаться следующими отклонениями: булимией, анорексией, трудоголизмом, постоянной игрой в компьютерные игры, религиозными отклонениями, наркотиками и суицидом .

Сегодня в Российском государстве происходят серьезные перемены, которые ведут к перестройке психологии человека (особенно молодого), его взглядов, привычек, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. Не все из них могут адаптироваться к этим переменам и преобразованиям в их жизни. Молодежь является стратой населения, наиболее чувствительной к социальным и психологическим стрессам. Именно среди молодежи наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой людей. Именно в этой группе кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений и преступности. Согласно данным современной статистики по стране асоциальное поведение молодежи растет в геометрической прогрессии. За последние пять лет наибольшее распространение получили возросшие проблемы: алкоголизма - 20%, наркомании - 90-100%, сексуальные отношения (гомосексуализм) - 15%, дромомания -50%, преступное (уголовно наказуемое) поведение молодежи -50%.

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что основной задачей решения проблемы асоциального поведения молодежи становятся превентивные меры по предупреждению отклонений в поведении, профилактика и психолого-педагогическая коррекция (при необходимости). Поскольку формирование любой личности происходит в окружающей среде, то это имеет определяющее значение для воспитания человека. Главная роль в формировании принадлежит малым группам: семье, образовательным учреждениям, неформальным группам общения. Трудности формирования поведения индивида, как правило, обуслов-

"1 о О < с

лены особенностями той группы, в которой находится человек. На наш взгляд, важнейшая роль в процессе социализации и предупреждении асоциального поведения молодежи принадлежит учреждениям образования, как основным официальным институтам воспитания, которые призваны привить молодому человеку принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности. Кроме того, в образовательном учреждении молодежь проводит большую часть времени и усваивает многие нормы поведения в социуме. Профессиональный коллектив учебного заведения является не только специалистом в области определенных предметов, но и в области воспитания и развития личности.

Коррекция асоциального поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом процедур, направленных на установку ценностного поведения личности, способных скорректировать личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Еще в 30-е гг. ХХ столетия известным ученым В.К. Кащенко была разработана классификация методов коррекции. Им было предложено объединить эти методы в две группы: педагогические и психотерапевтические . К педагогическим методам были отнесены методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция), специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения или нервного характера), метод коррекции через труд. К психотерапевтическим методам были отнесены: внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.

Коррекционная работа в молодежных группах состоит из следующих этапов: 1. Обозначение социально-педагогической и психологической проблемы. 2. Определение причин асоциального поведения. 3. Диагностика. 4. Определение методов и технологий коррекции и их использование. 5. Разработка, осу-

ществление и контроль эффективности программы коррекции .

Сегодня большинство ученых придерживаются мнения, что асоциальное поведение молодежи обусловлено деструктивными социально-политическими процессами, происходящими в обществе (ошибки при осуществлении социально-экономических реформ, снижение жизненного уровня граждан, кризис традиционной системы ценностей). Поэтому на первое место в решении вопросов профилактики асоциального поведения молодежи выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности граждан. Исследование проблемы асоциального поведения молодежи показывает, что материальный достаток и высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения молодежью социальных норм. Поэтому необходимо отметить в числе причин роста асоциального поведения недостатки воспитательной работы с подростками и молодежью. Лучшей профилактикой асоциального поведения молодежи является четкое, целенаправленно организуемое воспитательное воздействие. Важно отметить, что предупредительные возможности воспитания являются эффективнее других средств, т.к. меры правовой профилактики начинают, как правило, действовать тогда, когда поступок уже совершен. Используя целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь, необходимо включить в сознание подростка правовые меры предупреждения, которые должны стать частью его убеждений и опыта. Асоциальные поведенческие установки молодежи можно разрушить, применяя к ним методы взаимного доверия и уважения. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на молодежи и должно стать определяющим фактором воспитания.

Библиографический список

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 236 с.

2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников [Текст] / К. Гил-ленбранд. - М.: Academia, 2007. - 237 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Зма-новская. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

5. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Крылов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 191 с.

1. Belicheva S.A. Fundamentals of preventive psychology. M.: Redaktsionno-izdatelskiy tsentr Konsortsiuma "Sotsialnoye zdorovye Rossii", 1994. P. 236. .

2. Hillenbrand K. Correctional pedagogy. Teaching difficult students. M.: Akademiya, 2007. P. 237. .

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior. M.: Akademiya, 2008. P. 288. .

4. Kashchenko V.P. Pedagogical correction: Correction of character flaws in children and adolescents: textbook. M.: Akademiya, 2000. P. 304. .

5. Krylov A.A. Psychology: textbook. M.: TC Sfera, 2009. P. 191. .

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Amosova Oksana Sergeevna,

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer Department of State and Law Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia. E-mail: [email protected]

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.