Домой / «Вторичка / Угрозы миграционной безопасности. Нелегальная миграция как одна из угроз национальной безопасности россии. Угрозы государственной безопасности России

Угрозы миграционной безопасности. Нелегальная миграция как одна из угроз национальной безопасности россии. Угрозы государственной безопасности России

Чиновники и простые граждане о путях решения миграционной проблемы

Полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин на совещании вице-премьеров с главой правительства Дмитрием Медведевым представил предварительные предложения по госпрограмме возвращения в регион русскоязычного населения.

«Нужно стимулировать крупные компании создавать предприятия на Кавказе, это будет способствовать приезду русскоязычных специалистов, но вопрос пока в проработке», - заявил постпред. По его словам, в Ингушетии уже действует такая региональная программа, что дало возможность вернуть в республику несколько десятков семей.

Новая инициатива Александра Хлопонина вызвала со стороны, так сказать, потенциальных переселенцев многочисленные комментарии в интернете. Приведем некоторые из них.

«А русскоязычное население при этом спросили?»

«В чем проблема? Перевести на Кавказ Администрацию Президента, Госдуму, Правительство, Рублевку - все остальные сами подтянутся!»

И сегодня нельзя не вспомнить о том, что Александр Хлопонин сразу после вступления в должность постпреда в СКФО разработал программу переселения жителей северокавказских республик в Ставропольский и Краснодарский края, а также в регионы средней полосы России. Обоснование для этой программы было найдено, на первый взгляд, очень убедительное: дескать, северокавказские республики не в состоянии предложить своему стремительно растущему населению реальные социальные перспективы, и безработная кавказская молодежь попадает под влияние радикальной исламской пропаганды. Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Напомним, в марте прошлого года издательство «Вече» выпустило сборник статей авторов газеты «Столетие» под названием «Россия в «кольце анаконды»». Среди прочих в содержание этого сборника вошли несколько аналитических материалов по проблеме миграции и межнациональных отношений.

В частности, доктор политических наук Сергей Передерий в статье «Ставрополье - российское Косово?» рассматривал вероятные последствия реализации этой хлопонинской программы, проводя, как тогда могло показаться, неоправданные параллели с аналогичным по сути решением Тито о массовом переселении албанцев в Косово.

Ситуацию, сложившуюся в Ставропольском крае, автор описал так: «В поисках более безопасных мест проживания русское население покидает граничащие с северокавказскими республиками районы края, что неизбежно ведет к смене этнического состава многих населенных пунктов».

Ученый предостерегал, что в этом случае возможен значительный рост преступности на этнической почве, повышаются риски возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Сегодня эти неутешительные прогнозы находят свое подтверждение в разных регионах.

Так, 13 сентября в центре внимания российских масс-медиа оказался поселок Ремонтное в Ростовской области. Там произошло самое настоящее восстание местного, русского, населения против дагестанцев, переселенных туда в рамках хлопонинской программы. Русские потребовали немедленно отправить всех кавказцев обратно. Ситуация обострилась настолько, что власти вынуждены были ввести в поселке чрезвычайное положение, туда прибыли усиленные подразделения ОМОНа. Заметим, что в текущем году это уже не первый подобный случай. 23 июня в поселке Демьяново Кировской области произошло массовое столкновение местных жителей тоже с мигрантами из Дагестана. И здесь не обошлось без чрезвычайного положения и ОМОНа. Естественно, возникает вопрос: в чем причина этих беспорядков?

«Комсомольская правда» в материале, посвященном ЧП в Ремонтном, опубликовала, можно сказать, коллективное мнение местных жителей: «Кто им позволил так себя вести? То в три часа ночи «врубят» в машине музыку и начнут лезгинку танцевать, то девчонок в машины затаскивают. Сами-то в Ремонтном не живут. А сюда приезжают покуролесить. Кафе с гостиницей открыли, «Восток» называется. Как напьются — все, кошмар, всем места мало. Приехал сюда - веди себя по-человечески». Характерная деталь: сотрудники местного отделения ГИБДД пропустили в Ремонтное целый караван машин с дагестанцами, прибывшими на помощь землякам, чтобы учинить «разборку» русским.

Насколько опасный оборот принимает ситуация можно судить также по следующему факту. Губернатор Александр Ткачев на расширенном заседании ГУ МВД по Краснодарскому краю объявил, что для борьбы с внутренней миграцией будут созданы отряды «казачьей милиции».

Ткачев разъяснил, что фильтр, существовавший между Кубанью и Кавказом в виде Ставрополья, больше не способен сдержать нарастающую волну мигрантов из северокавказских республик. Их поведение он охарактеризовал, как «наглое и циничное».

И предрек, что «…следующие – мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет».

Эти заявления Ткачева вызвали острую критику не только со стороны властей северокавказских республик, но даже и губернатора соседнего Ставрополья. Однако очень быстро ставропольские власти поменяли свои взгляды на диаметрально противоположные и… начали формировать собственные казачьи дружины. А вскоре прогремевшая на всю страну история с дагестанской свадьбой в Москве заставила кавказских политиков оправдываться за «наглое и циничное» поведение своих земляков.

Генеральный директор Центра политических технологий Сергей Михеев в статье «Кому ты должен, Ваня?» подчеркивал: «От славянских обывателей можно часто услышать, что они не любят мигрантов - в первую очередь, кавказцев - за то, что последние «не уважают местных традиций». Вопрос в том, почему коренной житель средней полосы славянской национальности должен пересматривать свою систему взглядов и принимать новые, онтологически неприемлемые для него, формы поведения мигрантов? На самом деле, большое количество конфликтов на этой почве возникает из-за низкого уровня терпимости как раз у приезжих».

При всем при этом проблема миграции из Северного Кавказа по своему масштабу совершенно несопоставима с тем колоссальным миграционным потоком из государств Центрально-Азиатского региона, который захлестывает Россию.

Определить точное количество мигрантов оттуда не под силу ни ФМС, ни МВД, ни ФСБ, ни всем им вместе взятым. Статистика оперирует исключительно приблизительными цифрами – от 12 до 15 миллионов нелегалов-азиатов.

И если же говорить о том, каким образом государство строит миграционную политику на этом направлении, то ответ, увы, может быть только таким: широко распахивает двери. Вот, как говорится, свежий факт в подтверждение.

Министерство труда России 18 сентября направило правительству предложение по количеству иностранных работников на следующий год. Чиновники из Минтруда определили, что России в 2013 году нужно 1 млн. 745 тыс. 584 работников-мигрантов. Интересная деталь: по данным министерства, эти цифры соответствует уровню 2011 и 2012 годов. Иначе говоря, последние несколько лет в нашу страну фактически приглашают почти два миллиона иностранцев. Интернет бурно отреагировал на это решение. Приведу несколько типичных высказываний.

«Пока полностью всю Азию и Кавказ тут не поселят - не успокоятся!»

«Может, министерство труда РФ в полном составе отправить туда, откуда они своих мигрантов завозят?»

«Странная цифра. Нужно 1 745 584 человека. А 1 745 585 - уже много?»

«Местное население власти уже не требуется. А то повышения зарплаты требуют, митинги устраивают, образования и здравоохранения хотят. То ли дело мигранты: живут в коробках, довольствуются третью зарплаты, едят, что попадется. Идеальные граждане, в общем».

Не стоит думать, что чиновники не владеют ситуацией. Они прислушиваются к такого рода возмущенным голосам и стараются по-своему на эти «голоса» реагировать... Например, власти Москвы, где мигрантов с избытком, решили провести широкую рекламную кампанию.

Главной задачей этой кампании, бюджет которой составляет 100 миллионов рублей, является «укрепление межэтнического диалога, противодействие экстремизму, ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости». Необходимо уточнить, что в данном случае речь, прежде всего, идет о толерантности русских в отношении к гастарбайтерам.

«Посильную» лепту в это далеко не однозначное начинание вносят и другие властные структуры. В частности, Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в России, на радио «Эхо Москвы» разъяснял на днях недалеким в экономической теории россиянам, зачем нужно ввезти в страну еще два миллиона гастарбайтеров: «Мы хотим развиваться, а многие виды работ сегодня нашими трудовыми ресурсами просто не могут быть осуществлены. От самых дешевых видов работ до самых дорогих. Потому что, к сожалению, у нас очень во многих областях нет специалистов. Во многих просто технологически мы отстали, и поэтому мы вынуждены просто мозги импортировать для того, чтобы нам ставили какие-то сложные инновационные и промышленные объекты».

В этой связи заметим: примерно месяца три тому назад на телеканале «Россия 1» в программе «Специальный корреспондент» демонстрировался документальный фильм «Чужие». Показали, в частности, «высококвалифицированных специалистов» из Средней Азии, создающих «сложные инновационные и промышленные объекты», - таджика, не окончившего даже ПТУ и работающего электромонтажником, киргиза-сварщика, который в своем кишлаке никогда не видел электричество, и так далее, и тому подобное.

Интернет-издание «Военное обозрение» 30 сентября опубликовало статью известного эксперта Александра Самсонова под примечательным названием ««Сирийский сценарий» для России. Мигранты против Российской государственности».

Оперируя статистическими данными и прогнозами увеличения численности мигрантов в ближайшие десять лет, Самсонов проанализировал проблему использования миграционных потоков с целью провоцирования военных конфликтов на российской территории в интересах потенциальных противников.

«Достаточно просмотреть новостные ленты на тему «мигранты», «миграция», «этническая преступность», «конфликты на национальной почве», чтобы понять одну простую вещь - попустительство одних и откровенное вредительство других создало в Российской Федерации тяжелейшую проблему, которой уже пользуются внешние враги, - пишет эксперт. - В России созданы «очаги хаоса», анклавы, общины, которые живут по своим правилам и понятиям».

Сегодня есть основания утверждать, что на южных рубежах нашей страны сгущаются тучи войны.

Насколько это серьезно, можно судить хотя бы по тому, что для получения разрешения властей Киргизии на развертывание объединенной российской военной базы Москва списала Бишкеку долг в миллиард долларов. Никто не может знать, сколько среди миллионов мигрантов из Центральной Азии, растекающихся по России, находится лиц, связанных с радикальными исламистами, афганской наркомафией и этническими ОПГ. Такие люди в военное время представляют собой чрезвычайно опасную горючую смесь, а их предполагаемая численность не может не ставить вопрос о прямой угрозе национальной безопасности. И что же теперь делать?

Жители подмосковного города Хотьково в ноябре 2010 года, как говорится, всем миром вышли на улицы, требуя прекратить наводнение города гастарбайтерами.

Городская администрация отреагировала мгновенно и в течение суток вывезла всех мигрантов. Теперь в Хотькове работают иностранные рабочие только из славянских стран СНГ - и никаких межнациональных конфликтов.

Стоит также вспомнить, как в столичном районе Митино люди митинговали против строительства мечети. В итоге районные власти вынуждены были аннулировать разрешение на постройку некоего «исламского просветительского центра», рассчитанного аж на 60 тысяч мест.

И еще один факт из этой же серии: 3 октября в Москве трое чеченцев напали на питерского журналиста Кирилла Панченко, который заступился за русскую девушку, осмелившуюся отвергнуть пристававших к ней «джигитов». Даже в райотделе полиции «джигиты» не угомонились и «подтянули» туда своих земляков, чтобы расправиться с Панченко.

Панченко через мобильный телефон направил в социальные сети призыв о помощи. В течение часа возле райотдела собрались несколько десятков русских ребят – студенты, спортсмены и прочие неравнодушные люди, после чего «джигиты» сразу «сдулись». Кстати, в Москве уже действуют группы местных жителей, по собственной инициативе занимающихся поиском шаек нелегальных мигрантов и разоблачением «крышующих» такие шайки чиновников.

Конечно, только силами простых граждан невозможно навести должный порядок в миграционной политике.

Именно потому, скажем, когда 13 августа в поселке Победа под Петербургом произошло массовое выступление против мигрантов, власти незамедлительно предложили создать в Ленинградской области муниципальную милицию по принципу американских шерифов. «Муниципалы» специально занималась бы надзором за соблюдением законности этническими диаспорами и гастарбайтерами.

Все эти примеры говорят о том, что масштабных проблем, связанных с иностранными мигрантами, может и не быть, но при условии, что власти начнут работать в тесном контакте с обществом. И непременно - опираться на общество, значительная часть которого занимает гражданскую позицию по отношению к собственному государству. Так, еще в 2005 году нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил с инициативой создания «славянского профсоюза» - межгосударственной коммерческой структуры, которая занималась бы централизованным наймом рабочей силы на Украине и в других славянских странах СНГ. Чтобы чисто экономическими способами свести количество азиатских мигрантов на рынке труда к приемлемой обществом цифре.

В этой связи отметим, что в программе возрожденной партии «Родина» есть и концептуальная идея государственной миграционной политики: «Приток в страну иностранной рабочей силы должен быть строго регулируемым и обусловленным объективными экономическими потребностями государства, а не стихийными или коррупционными факторами. В первую очередь, необходимо трудоустраивать российских граждан, и только потом приглашать на вакантные рабочие места жителей других стран».

Понятно, что реализация предложений патриотических сил по серьезному ужесточению миграционной политики столкнется с яростным сопротивлением разного рода «заинтересованных» деятелей.

Но периодически поднимаемый ими крик о «нарушении прав нацменьшинств» и «разгуле русской ксенофобии» только подтверждает необходимость установить жесткие правила в этом мало контролируемом и сверху донизу пронизанном коррупцией секторе социально-экономической сферы.

Прежде всего, думаю, необходимо пересмотреть сами правила пребывания трудовых мигрантов на территории Российской Федерации. К примеру, на работодателя, нанимающего гастарбайтеров, следовало бы возложить обязанность содержать их в специальных, охраняемых помещениях. Такая простая мера уже позволит избежать хаотичного растекания миграционных потоков по стране и серьезно повысить безопасность на улицах российских городов. В качестве дополнительных мер не лишне усилить и уголовную ответственность за наем нелегальных мигрантов на работу и создание для них ночлежек. С целью выявления мест скопления нелегалов целесообразно было бы организовать специальные «горячие» линии, по которым граждане могли бы передавать компетентным органам соответствующую информацию. Короче говоря, миграционная политика государства требует основательной «перезагрузки». Простые граждане уже давно готовы к общей борьбе с незаконной иммиграцией и этнической преступностью – дело только за государством.

«Стремительное развитие незаконной миграционной инфраструктуры - это и рост криминала, и создание не подконтрольных властям этнических анклавов, и дальнейшее обострение межнациональных конфликтов, и коррупция на всех уровнях. Фактически преступления в сфере миграционного законодательства сегодня угрожают национальной безопасности России в целом», - заявил недавно член Комитета Государственной Думы по обороне, председатель Всероссийской политической партии «Родина» Алексей Журавлев.

Таким образом, становится вполне очевидно, что проблема переросла все региональные масштабы и вышла на более серьезный уровень.

Специально для Столетия



  • Становление миграционной системы России
    • Генезис миграционной системы России
    • Сущность миграционной системы России
    • Закономерности, противоречия и основные тенденции развития миграционной системы России
    • Государственно-правовые основы регулирования миграционной системы России
    • Миграция как социально-экономическое явление, объект познания и государственно-правового регулирования
    • Современные подходы к определению сущности понятия «миграция»
    • Сущность, функции и факторы миграции людей
    • Виды миграции людей
    • Информационное обеспечение сферы миграции в России
    • Правовые основы обеспечения информационной безопасности России в сфере миграции
    • Автоматизированные системы управления миграционными процессами и обеспечения информационной безопасности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности в сфере миграции на основе создания единого информационно-правового пространства
  • Сравнительно-правовой анализ миграционных процессов в России и за рубежом
    • Угрозы безопасности России в сфере миграции
    • Концепция основных стадий миграционного процесса
    • Субъекты миграционных правоотношений
    • Зарубежный опыт государственно-правового регулирования миграционных процессов и его приемлемость для совершенствования миграционной политики России
    • Роль международных организаций (ГФММ, MOM, МОТ, УВКБ ООН) в выработке глобальной миграционной политики
    • Характеристика международных конвенций
    • Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ, тенденции и перспективы развития МС США, Франции, ФРГ
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы США
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы ФРГ
    • Состояние и тенденции развития миграционной системы Франции
    • Особенности решения задач экономической безопасности в сфере регулирования миграционных процессов за рубежом
    • Федеральные органы исполнительной власти в сфере государственно-правового регулирования миграционных процессов
    • Генезис органа управления миграционной системой
    • Место, роль и перспективы развития МВД России и ФМС России в сфере миграционных процессов и обеспечения государственной безопасности
    • Взаимодействие ФМС России с международными и межведомственными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями
    • Основные этапы формирования правовой базы миграционной политики Российского государства
    • Федеральное законодательство в сфере миграции
    • Региональное законодательство в сфере миграции
    • Федеральные и региональные миграционные программы как механизм реализации миграционной политики России
  • Формирование и реализация отечественной миграционной политики
    • Дореволюционная миграционная политика России
    • Советская миграционная политика
    • Миграционная политика современной России
    • Основные этапы формирования и механизм реализации государственной миграционной политики
    • Место, роль и особенности правоотношений органов, организаций и учреждений в миграционной системе России
    • Институциональная структура реализации государственной миграционной политики
    • Общая характеристика деятельности органов государственной власти в сфере миграции
    • Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции
    • Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Органы миграционного учета, их место и роль в сфере обеспечения безопасности России
    • Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания
  • Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в России
    • Государственное регулирование правоотношений с соотечественниками в России и за рубежом
    • Основания признания и подтверждение принадлежности к соотечественникам
    • Особенности правоотношений с соотечественниками
    • Полномочия государства в области отношений с соотечественниками
    • Механизм конституционно-правового регулирования процесса переселения в Россию соотечественников
    • Правовое регулирование внешней трудовой миграции в системе обеспечения государственной безопасности России
    • Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности
    • Правовое регулирование порядка привлечения иностранных работников и трудоустройства иностранцев в России: правовой статус трудовых мигрантов в России
    • Особенности трудоустройства иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом
    • Становление и развитие института российского гражданства как инструмента обеспечения безопасности
    • Политика Российской Федерации в отношении двойного гражданства и обеспечения безопасности
    • Обеспечение государственной безопасности в области производства по делам оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации
    • Субъекты правоотношений в вынужденной миграции
    • Механизм конституционно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Состояние и тенденции государственно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
    • Субъективный состав юридической ответственности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности России в части ответственности за нарушение порядка въезда, выезда, транзитного проезда, проживания (пребывания) на территории Российской Федерации
    • Правоприменение в сфере миграции
  • Взаимосвязь миграционных и демографических процессов в системе безопасности России
    • Правовые основы обеспечения демографической безопасности России
    • Государственно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности России
    • Миграционный контроль в Российской Федерации как элемент системы государственной безопасности
    • Основные угрозы безопасности России
    • Система иммиграционного контроля России: состояние и перспективы
    • Особенности организации правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения безопасности России
    • Перспективы правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения государственной безопасности России
    • Влияние демографических процессов на государственно-правовое регулирование сферы миграции
    • Демографическая ситуация в современной России
    • Угрозы государственной безопасности из сферы демографических процессов
    • Взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов
    • Модели экономико-демографических процессов
    • Особенности регулирования демографических процессов в России
    • Механизм реализации демографических процессов
    • Государственно-правовые основы становления и развития системы профессионального миграционного образования в России

Угрозы безопасности России в сфере миграции

Государственно-правовое регулирование сферы миграции осуществляется в системе государственной безопасности (конституционная категория в отличие от термина «национальная безопасность», хотя последний более распространен). Наибольшие угрозы государственной безопасности России исходят от нелегальной миграции - глобального явления, в которое вовлечены практически все государства в качестве стран исхода, приема, пребывания, выезда и транзита «нелегалов». Международное сообщество считает Россию страной с неблагоприятной иммиграционной обстановкой. Сотни тысяч незаконно пребывающих на российской территории мигрантов создают реальную угрозу не только для нее, но и для других стран, поскольку многие мигранты используют ее территорию как транзитную для легального и нелегального проникновения в зарубежные страны.

Основными каналами нелегальной миграции на территорию России считаются российско-украинский, российско-казахстанский и российско-китайский (соответствующие участки госграницы). Нелегальные мигранты (до 80%) проникают в страну через российско-казахстанскую границу (протяженность 7591 км), а также с закавказского и западного направлений. Нелегалы концентрированно пребывают в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Приморском, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, республиках Бурятия и Карелия, в Северо-Кавказском регионе. В столичном регионе существуют общины выходцев из Абхазии, Азербайджана, Армении, Афганистана, Вьетнама, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Нагорного Карабаха, Нигерии, Южной Осетии и других стран.

Остроту проблеме противодействия нелегальной миграции придаст прибытие в Россию нелегальных работников, использующих вполне легальные пути въезда. Создание системы иммиграционного контроля (СИК) призвано обеспечить прозрачность миграционных процессов, снизить масштабы нелегальной миграции, обеспечить реализацию заключенных Россией реадмиссионных соглашений 1 Несмотря на выполнение Плана мероприятий по созданию СИК в России в 2003-2005 ГГ. (21 из 33 мероприятий выполнялись на постоянной основе), такая система в стране не создана. От Плана создания СИК в России в 2006 г., по существу, решено отказаться. . Для противодействия нелегальной миграции систематически организуются и проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.

Например, в 2005 г. такие мероприятия проводились в 28 субъектах Федерации МВД России и ФМС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами стран СНГ. Выявлено 393 552 нарушения, привлечено к административной ответственности за нарушения правил привлечения и использования иностранных работников - 17 699 чел., режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России - 192 697 чел., за иные правонарушения - 183 156 чел. 2 Прудников А.С., Самойлов B.Л. Деятельность Федеральной миграционной службы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2007. С. 65-66.

Угрозы государственной безопасности России.

Неуменьшающийся приток иностранцев из стран Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока на территорию России, постепенно изменяющий национальный состав населения ряда регионов страны, ставящий под угрозу ее этническую, культурную и территориальную целостность и, как следствие, наносящий серьезный удар по состоянию безопасности страны.

В районах концентрированного проживания иммигранты нередко выступают за создание национально-культурных автономий, активно внедряются во властные структуры регионального и муниципального уровней, контролируют и управляют ключевыми субъектами хозяйственной, банковской и финансовой деятельности, способствуют процветанию в стране коррупции - одной из угроз государственной безопасности.

Транснациональный размах деятельности экстремистских организаций, широкомасштабный терроризм, тесно связанный с нелегальной миграцией (вербовка и обучение наемников, готовых за деньги участвовать в вооруженном конфликте в любой стране). Так, в вооруженном конфликте России и Грузии (8-12 августа 2008 г.) против российского воинского контингента действовали наемники из Украины, Болгарии, стран Балтии и др.

В политической сфере большую роль играют национальные диаспоры с устойчивыми отношениями сотрудничества и взаимопомощи с этническими криминальными структурами, «подпитываемыми» нелегальными мигрантами. Организованные этнические преступные сообщества вторгаются во многие сферы жизни российского общества на отдельных территориях страны.

В экономической сфере нелегалы - неотъемлемая часть структуры криминального бизнеса . Их влияние сказывается на состоянии экономических отношений, влечет криминализацию российской экономики, расширяет ее теневую составляющую, развивается вне налогового и иного экономического законодательства. Особенности действий нелегалов проявляются через их внедрение в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности с выраженным этническим характером (на основе национальных диаспор, созданных на территории России).

Нерегулируемая массовая миграция создает предпосылки для усиления социальной напряженности , обострения отношений между иммигрантами и местным населением. Возникают общины и анклавы, которые, не ассимилируясь, сохраняют свою самобытность, порождая сознательную отчужденность и противопоставление другим этносам. Часто эти люди не знают русского языка, не могут и не хотят адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям живут компактно и замкнуто. Иногда этнические общины предъявляют определенные требования или диктуют их местным жителям с доминантной культурой. Все это встречает стихийный отпор со стороны местных жителей, вызывает социальную напряженность, всплески шовинизма расизма и иных проявлений экстремизма.

Нелегальная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию оказывает существенное влияние на здоровье россиян . Проникая на территорию России нелегально (по недействительным, поддельным, чужим или просроченным въездным документам), легально в целях трудоустройства или законного транзита через территорию страны, иммигранты в большинстве своем не имеют страховых медицинских документов либо срок их действия прекращается почти одновременно с окончанием законного пребывания. Так как часть нелегальных мигрантов вовлечена в сферу торговли либо сферу обслуживания, то при отсутствии должного медицинского обеспечения они превращаются в источники распространения различных заболеваний. До 4,5% мигрантов, как показали выборочные проверки органов здравоохранения, являются носителями опасных инфекций (СПИДа, туберкулеза, гепатита).

Потенциал нелегальной миграции криминогенный, поскольку мигранты, попадая в новые жизненные условия, испытывают естественные социально-бытовые, психологические трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Тем не менее, по данным ФМС России, с 2005 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет неуклонную тенденцию снижения и в 2010 г. составляло в целом по России примерно 3,5% 3 По итогам 2008 г. число иностранцев, имеющих право работать законно, возросло в 4 раза, количество виданных разрешений на работу превысило 2.1 млн.. По расчетам, объем нелегальной трудовой миграции снизился как минимум в два раза. См. выступление директора ФМС России на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2009 г. . Максимальный размер штрафных санкций за каждого незаконно работающего мигранта достигает 800 тыс. руб. Для некоторых видов нарушений предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Негативное влияние нелегальной миграции на безопасность страны связано с воздействием на систему миграционного учета функционирование которой должно распространяться и на российских граждан, и на иностранных граждан, и на лиц без гражданства. Причем на необходимость создания системы персонального учета населения напоминает так и нереализованный в России нормативный правовой акт 4 Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2005 г. №748-р «О создании системы персонального учета населения в Российской Федерации». .

Противодействие нелегальной миграции осуществляется совместными усилиями государств . Согласно решению Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 г. создана Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (ее первое заседание состоялось в Минске 5-6 октября 2004 г.).

Основные направления взаимодействия России и Евросоюза (ЕС) в противодействии нелегальной миграции:

  • включение в Концепцию ОБСЕ в области безопасности границ и пограничного режима положений о совершенствовании и усилении миграционного контроля на границе;
  • активизация деятельности по заключению соглашений о реадмиссии между отдельными странами СНГ, между странами СНГ и государствами дальнего зарубежья, между Россией и странами ЕС;
  • введение в практику регулярного обмена информацией между Россией и странами ЕС по изменениям в национальном миграционном законодательстве и миграционной обстановке;
  • проработка вопроса о возможности проведения совместных операций по предупреждению (пресечению) нелегальной миграции во взаимодействии с заинтересованными органами правоохраны стран ЕС;
  • проработка вопроса об организации взаимных стажировок сотрудников правоохранительных органов стран ЕС.

Лица, ищущие убежище в России, прибывают на ее территорию из неблагополучных стран со сложной социально-политической ситуацией. Часть иностранцев приобретает правовое убежище, чтобы незаконно остаться в стране. Международная практика показывает, что уголовные преступники и террористы используют институт предоставления убежища для того, чтобы уйти от правосудия. Некоторые иностранные граждане, задержанные на территории России в связи с объявлением в международный розыск за совершение тяжких преступлений на родине и подлежащие экстрадиции, обращаются с ходатайствами о признании их беженцами.

При этом, прибывая на территорию России, как правило, по каналам нелегальной миграции с документами на чужое имя или даже без документов, они заявляют о намерении получить убежище в России. В отличие от нелегальных мигрантов они не могут быть не допущены на территорию России или возвращены на родину без рассмотрения их ходатайств в установленном порядке (срок рассмотрения ходатайств составляет 3-6 месяцев). Кроме того, примерно 90% заявителей отрицательные решения по ходатайствам в ФМС России обжалуют в суде (срок рассмотрения жалоб может растянуться до трех лет). До вступления в силу отрицательного решения заявитель пребывает на территории России. Иногда за это время невозможно установить личность заявителя. До вступления в силу отрицательного решения по его ходатайству невозможно для установления личности заявителя использовать потенциал семи действующих загранучреждений ФМС России.

Российское законодательство не предусматривает ограничения свободы передвижения для лиц, ищущих убежище, даже если личность не установлена, что может создавать угрозу для государственной безопасности. Часто заявители умышленно представляются гражданами других государств, где, по их мнению, легче получить убежище на территории России.

Проведение лингвистических и страноведческих экспертиз действующим законодательством не предусмотрено (нет механизма привлечения соответствующих специалистов, отсутствует детальная информация по странам происхождения). МИД России на запросы ФМС России о странах происхождения лиц, ищущих убежище в России, в основном ограничивается справкой о социально-политической ситуации в стране. ФМС России использует также информацию из других источников (например, УВКБ ООН).

В то же время Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает основания для отказа лицу в предоставлении убежища, если его пребывание на российской территории угрожает государственной безопасности. Между тем международное право позволяет вводить такие ограничения в отношении лиц, ищущих убежище.

Однако отношение к иммиграции в России неоднозначно. В условиях демографического кризиса вследствие продолжающейся с 1992 г. естественной убыли людей иммиграция рассматривается в качестве компенсирующего источника для стабилизации численности населения страны. Вместе с тем много проблем порождают сложность селекции и привлечения в страну благонадежных иммигрантов, эффективность их интеграции в общество и нейтрализации возможных негативных последствий увеличения доли иммигрантов и их потомков в общей численности населения России.

Безусловно, Россия заинтересована в соответствии объема и направленности миграционных процессов ее государственным интересам: для противодействия нелегальной миграции в стране периодически совершенствуется законодательство; осуществляется международное и приграничное сотрудничество; создана система учета иностранных граждан и лиц без гражданства; под контролем пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; проводятся оперативно-профилактические мероприятия; осуществляется административное выдворение и депортация правонарушителей; увеличивается количество заключенных соглашений о реадмиссии; введены процедуры квотирования и привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, патентования трудовой деятельности иностранцев; применяются ПВД НП с электронным носителем информации.

Вместе с тем нелегалы дополняют «иммиграционную составляющую» криминальной обстановки, ибо СИК в России не создана, а Управление иммиграционного контроля ФМС России в существующей организационно-штатной структуре не обладает возможностями по созданию такой системы. Более обоснованным вариантом решения данной проблемы могло быть стать принятие решения на разработку СИК. охватывающей не только процессы иммиграции и нелегальной миграции, но и другие миграционные процессы: внешнюю трудовую миграцию (в Россию и из России), вынужденную миграцию, переселение соотечественников в Россию, реадмиссию.

Учебные вопросы 1)Понятия миграции и незаконной миграции. 2)Угрозы безопасности, связанные с незаконной миграцией. Основные направления противодействия незаконной миграции.

План семинара по теме Вопросы для докладов, презентаций и обсуждения: 1)Основные понятия (миграция, иммиграция, эмиграция, незаконная миграция). 2)Незаконная миграция в России: причины, направления, состояние. 3)Угрозы национальной безопасности, связанные с незаконной миграцией. 4)Основные направления противодействия незаконной миграции. 5)Опыт ЕС в борьбе против незаконной миграции.

Литература Бородушко И. В. Миграция и национальная безопасность России: монография / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева, Е. С. Янковская; Санкт-Петербург: НОУ СЮА, 2013 - 151 с. Лынник, А. А. Незаконная миграция: уголовноправовые и криминологические аспекты: монография / А. А. Лынник; науч. ред. Н. Г. Рахматулина; Пятигорск: РИА-КМВ, 2013 - 123 с. Лянной, Владимир Анатольевич: Миграционная безопасность: отечественный и зарубежный опыт обеспечения. М. : Спутник+ , 2013 - 311 с.

Дополнительная литература Ахунова З. Ф. Актуальные проблемы государственного регулирования миграции рабочей силы: монография / "Башкирская акад. гос. службы и упр. при Президенте Республики Башкортостан", Уфа: [б. и. ] , 2014 - 113 с. Актуальные проблемы миграции: аналитический обзор / [О. А. Герасимова и др. ] ; Домодедово, Московская обл. : ВИПК МВД России, 2014 - 26 с. Ежова М. Ю. Миграционные установки таджикской молодежи. Резервы интеграции Москва: Академический проект, 2014 - 131 с.

Актуальность темы Данные на 24. 10. 2013 г Всего на территории России находились 11. 280. 975 иностранцев. Больше всего среди них граждан Узбекистана - 2. 621. 843 ч. , Украины - 1. 605. 085 ч. , (Патрушев – 6 млн) Таджикистана - 1. 193. 589 ч. , Кыргызстана - 671. 716 ч. , Азербайджана - 629. 931 человек. (Эксперты – 1, 8 – 3 млн) граждане Казахстана - 615. 190 ч. , Молдовы - 561. 155 ч. , и Армении - 492. 278 человек.

Актуальность темы 377. 617 граждан Белоруссии, 335. 156 граждан ФРГ и 27. 240 граждан Туркменистана. 68, 7% граждан Армении находящихся в РФ составляют мужчины, а 31, 3% - женщины. Аналогичная ситуация и у граждан Азербайджана – на долю мужчин приходится 68, 6% от общего числа. Таджикистан – 991 тыс мужчин и 175 тыс. женщин.

Цели лекции Познакомиться с проблемами, связанными с незаконной миграцией. Рассмотреть угрозы для национальной безопасности, связанные с незаконной миграцией населения. Определить направления противодействия незаконной миграции в России.

Что такое миграция? Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой. Признаки миграции: 1)территориальное перемещение с пересечением внешних или внутренних административных границ; 2)цель - смена постоянного места жительства или временное пребывание на другой территории для учебы или трудовой деятельности. Факторы, способствующие миграции, разделяются на притягивающие и выталкивающие.

Основные понятия Мигранты - люди, совершающие миграцию. Внешняя и внутренняя миграция. Эмигранты - лица, переселившиеся за пределы страны. Иммигранты – лица, переселившиеся в данную страну. Миграционное сальдо - разница между численностью эмигрантов и иммигрантов.

Сальдо миграции в 2008 году: положительное (синий), отрицательное (оранжевый), близкое к нулю (зелёный), нет данных (серый)

ТОП-10 стран по количеству мигрантов (по данным на 2013 год) Страна Количество мигрантов (млн. чел.) США 45, 8 Россия 11, 2 Германия 9, 8 Саудовская Аравия 9, 1 ОАЭ 7, 8 Великобритания 7, 8 Франция 7, 4 Канада 7, 3 Австралия 6, 5

Категории нелегальных мигрантов 1)Иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на ее территории без документов или же с поддельными документами. 2)Иностранцы, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным. 3)Иностранцы, находящиеся на территории государства с просроченной визой (студенты по истечению срока учёбы, рабочие с просроченными трудовыми договорами). 4)Дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребенок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином).

Виды нелегальной иммиграции 1)Контрабанда людей. 2)Торговля людьми или трафик. Контрабанда людей – действия по облегчению въезда, проживания и найма на работу с нарушением существующих стране правил и условий с целью финансового обогащения. Данный вид нелегальной иммиграции включает: снабжение иммигранта фальшивыми въездными документами и видами на жительство; обеспечение транспортировки к месту назначения.

Причины нелегальной иммиграции 1)Выталкивающие факторы; 2)Притягивающие факторы. Выталкивающие факторы: Конфликты; Политическая нестабильность, революция, распад государства; Экологические проблемы; Дискриминация; Тяжелая экономическая ситуация. Деятельность организованных преступных группировок, которые уговаривают людей совершить нелегальную иммиграцию.

Притягивающие факторы Это факторы, благодаря которым страна назначения представляется привлек 4 ательной. К ним относятся: 1)Потребность в иностранной рабочей силе; 2)Экономическая, политическая и социальная стабильность; 3)Культурные и родственные связи между странами; 4)Экономический фактор – является определяющим.

Торговля людьми или трафик Торговля людьми или трафик – второй вид нелегальной иммиграции. В Протоколе ООН против незаконной миграции по суше, морю и воздуху торговля людьми определяется как: «Осуществление с целью эксплуатации: вербовки, перевозки, передачи, сокрытия или получения людей путем угрозы силой, или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью, или уязвимостью положения, или путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, которое контролирует другое лицо» . (Безопасность Европы. С. 618).

Особенности торговли людьми Торговля людьми включает: Вербовку, Транспортировку, Укрытие, передачу контроля над людьми другим лицам, Использование силы, или ее угрозы, Обман, мошенничество, злоупотребление властью, Принудительный труд, Сексуальную эксплуатацию, Рабство, подневольное состояние.

Торговля людьми в Европейском союзе По мнению исследователей, в последние годы увеличилось число жертв трафика в ЕС. Европол утверждает, что речь идет о сотнях тысяч человек, проданных в рабство в ЕС. Это главным образом женщины, но есть и мужчины, а также дети. Криминальный бизнес, основанный на торговле людьми, продолжает существовать.

Некоторые показатели нелегальной иммиграции в ЕС Точное число нелегальных иммигрантов в ЕС установить невозможно. По информации Европейской комиссии, на территории ЕС в 2008 г. насчитывалось от 4, 5 до 8 млн нелегальных мигрантов. Это число ежегодно увеличивается на 350 -500 тыс. человек. При этом легально в Евросоюз ежегодно въезжает около 600 тыс. мигрантов. Труд нелегальных иммигрантов широко используется в теневой экономике в области сельского хозяйства, в строительстве, в секторе обслуживания. Этот бизнес занимает от 7 до 16% ВВП. При этом труд нелегалов больше похож на подневольную работу рабов. (Безопасность Европы. М. , 2011. С. 621).

Способы проникновения в ЕС 1)При помощи организованных преступных группировок – подавляющая часть нелегальных иммигрантов. Услуги оцениваются примерно в 10 тыс. долларов за одного человека. 2)Просроченная виза. Это легальный способ. Иммигрант приезжает в европейскую страну по краткосрочной визе, но после ее окончания он не выезжает из страны. При этом могут использоваться услуги организованной преступности для подделки документов, для обращения в органы власти для получения убежища и т. п. 3)Фиктивное заключение брака.

Стратегия борьбы ЕС с нелегальной миграцией В Севильской декларации (2000) определены основные направления борьбы с НИ: 1)Введение более строгих правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов. Унификация визовых документов. 2)Усиление контроля над общими границами. 3)Проведение совместных операций вдоль границ. 4)Создание общей консульской системы и единой пограничной службы. 5)Создание общего банка въездных виз. 6)Разработка общего свода законов о порядке пересечения внешних границ.

7)Организация совместных полицейских сил берегового патрулирования. 8)Укрепление границ в горных и лесных районах. 9)Частичное восстановление границ между некоторыми странами (с 1996 г. введен контроль между Франции и странами Бенилюкса, между Испанией и Португалией). 10)Ужесточение мер против транснациональных преступных групп.

Значение опыта ЕС Опыт ЕС может быть полезен для России. Россия, как и ЕС, является страной, которая является привлекательной для миллионов иммигрантов. Интересен опыт ЕС в области законодательства и миграционной политики. Важен опыт ЕС в практической работе по регулированию миграции и борьбе с нелегальной иммиграцией.

Миграция в России Россия – страна, которая притягивает мигрантов из других государств. Факторы незаконной иммиграции: 1)Более прочное экономическое положение России, более высокий уровень жизни, спрос на рабочую силу. 2)Отсутствие эффективной системы миграционного контроля. 3)Наличие в России диаспор, готовых оказать помощь. 4)Географическое положение России, удобное для транзита нелегальных мигрантов в европейские страны.

Показатели иммиграции в России По данным Федеральной миграционной службы, за 2013 год на территорию России въехало свыше 17, 5 млн иностранных граждан, что на 11, 5 % больше, чем в 2012 г. Лидером по числу въехавших иностранных граждан является Московская область – около 3, 4 млн. человек. Большая часть въехавших иностранцев – граждане стран СНГ (72, 8%). Кроме этого значительное число въехавших составляют представители Китая (3, 8% от общего числа) и Германии (2, 8%). (См. : Актуальные проблемы миграции. С. 4).

По состоянию на 1 января 2014 г. На территории РФ находилось 10, 4 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. За 2013 год на миграционный учет поставлено свыше 11, 9 млн иностранных граждан (+10, 8%), в 2012 г. – 10, 7 млн. Выдано 1, 27 млн. разрешений на работу. Наибольшая часть иностранных работников занята в строительной отрасли (34, 5%).

Тройку лидеров по официальным разрешениям на работу составляют Узбекистан, Таджикистан и Украина (свыше 70% от общего числа разрешений). (Актуальные проблемы миграции. Домодедово, 2014. С. 5 -6).

Нелегальная иммиграция в Россию По официальным данным, ежегодно в стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. (Международная жизнь. 2013. № 6. С. 94. Статья Волоха В. Противодействие незаконной миграции). Некоторые авторы считают, что нелегальная иммиграция составляет около одной трети от легальной.

Угрозы от нелегальной иммиграции Иммиграция имеет свои плюсы. Она способствует развитию экономики. Она дает рабочие руки, когда их не хватает. Она помогает решить проблемы с нехваткой рабочих рук в некоторых областях (в строительстве, в жилищно-коммунальной сфере, на черновой непрестижной работе). Но она имеет и свои минусы, особенно незаконная иммиграция.

1)Незаконная миграция связана с организованными преступными группами, она питает их финансами. 2)Незаконная миграция связана с торговлей людьми, что является тяжким преступлением против личности и государства. 3)Незаконная миграция может быть связана с международным терроризмом. 4)Незаконная миграция питает теневую экономику, уклонение от налогов. Государство не получает необходимые бюджету средства.

5)Незаконная миграция поддерживает коррупцию чиновников, способствует получению нетрудовых доходов. 6)Нелегальные мигранты часто проживают в антисанитарных условиях, работают на рабском положении. Их социальные права не обеспечиваются. 7)Часто нелегальные иммигранты интегрированы в криминальные структуры.

Преступления иммигрантов По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, на протяжении последних десяти лет на территории РФ наблюдается устойчивый рост преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства. 2000 г. – 35120 преступлений; 2001 г. – 37166; 2002 г. – 35712; 2003 – 40570; 2004 г. – 48927; 2007 г. – 50117; 2008 г. – 53876. (Ляной В. А. Миграционная безопасность. М. , 2013. С. 37).

Другие угрозы от иммиграции 1)Иммиграция в целом способна нанести ущерб экономическому и трудовому потенциалу региона. 2)Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории способна вызвать резкое обострение социальных проблем (безработицы, проблем на рынке жилья, ухудшение социального положения населения и др. 3)Иммиграция может способствовать возникновению социального напряжения, возникновению межэтнических конфликтов. Примеры: Кондопога, Кировская область другие регионы.

Задачи в области миграционной политики в России После распада СССР в Россию хлынул поток иммигрантов в поисках работы, поток беженцев и переселенцев. Необходимо было регулировать миграционные процессы. Трудности: отсутствие опыта, отсутствие законодательства, отсутствие специальных органов, неопределенность статуса граждан бывшего СССР, отсутствие пограничного контроля, слабое материально-техническое оснащение органов, занимавшихся вопросами миграции.

Направления деятельности в области миграции Создание системы регулирования миграционных процессов. В 1992 г. разработана программа «Миграция» . В 1992 г. был создан специальный орган – Федеральная миграционная служба. Принятие закона «О беженцах» – 1993 г. Принятие закона «О вынужденных переселенцах» – 1993 г. Соглашения о переселенцах с Таджикистаном, Латвией, Эстонией, Туркменистаном (1992, 1993 гг.).

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (2012 г.) Главная цель – обеспечение национальной безопасности РФ. Направления государственной миграционной политики: 1)совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции; 2)совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства; 3)создание и совершенствование системы иммиграционного контроля; 4)совершенствование системы гос. контроля въезда иностранных граждан на территорию РФ и пребывания на ней;

5)противодействие организации незаконной миграции; 6)создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии иностранных граждан, подлежащих депортации; 7)совершенствование межведомственного взаимодействия; 8)разработка программ противодействия незаконной миграции; 9)работа с предпринимателями.

Выводы Незаконная иммиграция представляет собой въезд в страну иностнанных граждан с нарушением миграционного законодательства. Незаконная иммиграция представляет угрозу национальной безопасности России. Важнейшими направлениями миграционной политики России являются совершенствование системы контроля за въездом и пребыванием в России иностранных граждан и противодействие незаконной иммиграции.

Ключевые слова:

  • нелегальная миграция
  • национальная безопасность
  • миграционная политика
  • органы государственной власти
  • политические системы
  • illegal migration
  • national security
  • migration policy
  • public authorities
  • political systems

Риски нелегальной миграции, как угроза национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

М.А. Бурда РИСКИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ, КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Аннотация рассматривая современные миграционные процессы (в т.ч. трудовую миграцию) автор выявляет связанные с ними риски нелегальной миграции, а также предпосылки, способствующие их возможному росту. Формируется гипотеза о нелегальной миграции, как об одной из существенных угроз национальной безопасности. Доказано, что незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны и ее геополитическим интересам- экономической сфере — способствует расширению масштабов теневой экономики- социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности в стране. Нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Есть потребность в скоординированном подходе всех органов государственной власти совместно с институтами гражданского общества при разработке эффективной системы управления миграционными процессами.

Ключевые слова:

нелегальная миграция, национальная безопасность, миграционная политика, органы государственной власти, политические системы.

RISKS OF ILLEGAL MIGRATION AS THREAT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Considering modern migratory processes (labor migration) reveals the related risks of illegal migration, and also the prerequisites promoting their possible growth. The hypothesis of illegal migration, as about one of essential threats of national security is formed. It is proved that illegal migration as the phenomenon affects many areas of activity of society. In the political sphere she acts as a direct threat to national security and to its geopolitical interests- the economic sphere — promotes expansion of scales of shadow economy- to the social sphere — leads to strengthening of social tension in the country. Illegal migration is a real threat of national security of Russia today. There is a need for the coordinated approach of all public authorities together with institutes of civil society when developing an effective control system of migratory processes.

illegal migration, national security, migration policy, public authorities, political systems.

Процессы, связанные с миграцией населения, начинают играть все более значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии целого ряда государств, в том числе и России . Данный процесс обусловлен системной взаимосвязанных проблем — государственного управления, эффективности власти и национальной безопасности. В российской политической науке в разной степени вышеука-

занные вопросы рассматривались — М. Г. Анохиным , В.И. Бу-ренко , А. Г. Караткевичем , В. Г. Ледяевым , А. С. Фалиной , О. Ф. Шабровым и др. В период с последнего десятилетия XX века до настоящего времени миграционные потоки направленные в Россию неоднократно меняли свою природу, структуру и направления. В свою очередь, претерпевала изменения и миграционная политика государства .

Главная трансформация специфики миграционных процессов, происходящих на постсоветской территории, обусловлена, прежде всего, тем, что ранее, в период существования единого государства, они подпадали под определение внутренней миграции. Теперь же это внешние миграционные процессы, происходящие между государствами — участниками СНГ на фоне достаточно активного внешнего миграционного обмена людьми между странами Содружества и другими государствами .

На сегодняшний день ключевыми миграционными процессами на пространстве СНГ являются процессы, связанные с трудовой миграцией.

Ряд негативных факторов на постсоветском пространстве: сложная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, военные и этнические конфликты способствовали росту миграционных потоков в Россию .

Миграция, как многогранное явление, оказывает воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Рост миграционных потоков в определенной мере позволяет нивелировать имеющийся дефицит на рынке труда, при этом миграция в Россию в современных масштабах отчетливо выявляет и определенные риски.

Речь идет в первую очередь о нелегальной миграции. Тотальная глобализация, охватившая и процессы миграции, наряду с позитивными явлениями, влечет и возникновение новых угроз (рисков). В данных условиях государство, реализуя свои властные функции, становится основным субъектом обеспечения национальной безопасности . При этом, существенная роль отводится органам государственной власти в обязанности которых входит эффективное противодействие возникающим угрозам разного характера и степени опасности.

На современном этапе нелегальную миграцию причисляют к основным вызовам и угрозам стабильности и безопасности не только отдельно взятых государств, но и целых регионов мира. Например, по оценке некоторых экспертов, в России на одного законно работающего иностранца приходится десять незаконно работающих мигрантов .

Применительно к Российской Федерации основной проблемой, связанной с ростом нелегальной миграции является осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности с нарушением действующего российского законодательства, а также нарушения режима временного пребывания.

По различным приблизительным оценкам, в том числе и непосредственно ФМС России, ежегодно в Российской Федерации от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации .

В этой связи стоит отметить и само положение нелегальных мигрантов. Зачастую нелегальной миграции активно способствуют отдельные представители мощных мигрантских национальных диаспор. Пребывающие по такому каналу в Россию мигранты оказываются в незавидном положении.

В силу особенности своего нелегального положения они не имеют доступа к медицинскому обслуживанию и «социального пакета», не защищены перед работодателем в правовом отношении, а как правило состоят в условных правоотношениях с курирующим их представителем диаспоры, который «сдает» мигрантов непосредственному работодателю.

Нарушения трудовых прав и эксплуатация труда незаконных мигрантов, при реализации подобной схемы имеет крайне широкое распространение на российском рынке труда.

На современном этапе российское законодательство в целях противодействия нелегальной миграции использует институты административного выдворения и депортации, а также реализацию соглашений о реадмиссии. Также достаточно эффективным показал себя активно реализуемый в 2014 году институт закрытия въезда иностранным гражданам — нарушителям законодательства Российской Федерации. Имеющаяся на сегодняшний день практика по данному вопросу, на наш взгляд, говорит о необходимости развития институтов иммиграционного контроля в данном направлении.

В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение — это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

В отличие от административного выдворения депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, если отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, ему сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации, у него истек срок временного пребывания, у него аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранец отбыл уголовное наказание в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т. д.

Так по информации ФМС России в 2014 году около 630 тыс. иностранным гражданам был закрыт въезд в Россию, а выдворено и депортировано около 124 тыс. .

Однако, учитывая, что по уровню прибыльности нелегальный бизнес, связанный с перемещением мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия, следует уделять повышенное внимание противодействию преступлений в данной сфере.

С учетом интенсивности миграционных потоков, направленных в Россию, упрощения миграционного законодательства для граждан государств-участников СНГ, расширение единой миграционной зоны в рамках Евразийского экономического союза контроль за миграционным учетом иностранных граждан, их въездом, выездом, соблюдением ими режима временного пребывания, а также противодействия нелегальной миграции требуется расширение полномочий в указанной сфере для компетентного в сфере миграции органа государственной власти.

Приходится констатировать, что нынешнем виде полномочий Федеральной миграционной службы это труднореализуемо, особенно учитывая отсутствие у Службы статуса правоохранительного органа. Очевидно, что назрела необходимость трансформации ФМС России в миграционную полицию в структуре МВД России и избавления ее от непрофильных функций.

При этом миграционная политика России в отношении ряда стран бывшего СССР имеет еще большую политизированность. Геополитическое противоборство с США и НАТО в Центрально-Азиатском регионе заставило российскую власть пойти на определенные послабления в миграционном режиме для граждан Киргизии и Таджикистана. Ответным жестом руководство указанных государств разместило на своей территории российские военные базы, а также укрепили свой статус государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Либерализация порядка трудоустройства в России граждан Киргизии и Таджикистана вызвала необходимость к поиску новых инструментов миграционного контроля за указанной категорией, в том числе, в рамках описанных выше механизмов ограничения въезда для мигрантов-нарушителей.

Приведенный пример наглядно демонстрирует зависимость проводимой государством миграционной политики от имеющегося общеполитического курса.

Кроме того, отсутствие в уголовном кодексе Российской Федерации адекватных наказаний за организацию нелегальной миграции (максимальное наказание по части 2 статьи 322.1 УК РФ до 7 лет лишения свободы) также оказывает негативное влияние на профилактику и предупреждение подобных нарушений.

Это, в свою очередь, требует корректировки уголовного законодательства. Однако противодействие нелегальной миграции не может заключаться в корректировке одной-двух статей УК РФ. Это более комплексная и широкая задача, которая даже на этапе проработки требует фундаментального подхода и политической воли руководства страны.

Миграционное законодательство представляет собой совокупность норм права, закрепленных международными договорами Российской Фе-

дерации, федеральными законами и различными подзаконными актами. Практика имеющейся точечной правки законодательства, в первую очередь фундаментального для внешней миграции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порождает излишнюю запутанность, двоякое толкование его норм, способствует росту коррупционных правонарушений в сфере миграции.

Можно сказать, что несовершенство миграционного законодательства, отсутствие четких, понятных и открытых критериев приема иностранных мигрантов также является предпосылкой к нелегальной трудовой миграции.

В научном и экспертном сообществе существуют два диаметрально противоположенных мнения относительно подходов к борьбе с нелегальной миграцией.

В первом случае речь идет об адресном ужесточении законодательства в отношении не только нелегальных мигрантов, но и отношении ответственности работодателей за привлечение и использование незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан.

Практика введения ответственности работодателей, за использование труда незаконных мигрантов достаточно известна и имеет широкую практику, в том числе в государствах активного миграционного притока.

Например, в 1970-е гг. подобного рода меры были введены во Франции и Германии. Принятый в США Закон об иммиграционной реформе и контроле 1986 г., наряду с ужесточением пограничного контроля, также устанавливал ответственность работодателей, использующих труд нелегалов.

С другой стороны, существует тезис о том, что «если государство не может навести порядок в сфере миграции, то оно должно возглавить имеющийся беспорядок». Под таким оригинальным определением скрывается институт миграционной амнистии для нелегалов.

Таким образом, незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному авторитету- в экономической сфере — спо-

собствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне экономического законодательства, изъятию из финансового оборота существенной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за пределы Российской Федерации, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников- в социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности, что в совокупности значительно осложняет криминогенную обстановку в стране .

Все эти перечисленные факторы могут стать катализаторами нарушения стабильности сложившейся внутренней политической системы. Так, социальные проблемы, которые обнажает миграция, могут быть использованы радикальными политическими партиями, в свою очередь на внешнеполитическом треке противопоставление геополитических интересов государств приема и исхода мигрантов также способно вызвать кризис взаимодействия властных элит и их переориентирования на других стратегических партнеров .

Таким образом, национальную безопасность в сфере миграции в современных условиях можно представить как комплекс мер по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод иностранного гражданина, а также своевременной актуализации миграционного законодательства и устойчивости миграционной системы .

С учетом изложенного, нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Она отчасти латентна по своей природе и это требует скоординированного подхода к решению поставленных задач не только заинтересованных органов государственной власти, но и активного участия разнообразных институтов гражданского общества, а также научного осмысления взаимосвязи миграции и происходящих политических процессов.

1. Анохин М. Г. , Гришин О. Е. , Гордеев Л. И. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 3.

2. Бобырев В. Законодательная деятельность — основа противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2008. № 1.

3. Буренко В. И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4.

4. Буренко В. И. , Титова О. Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

5. Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.

6. Караткевич А. Г. К вопросу о сущности политических процессов в переходных обществах // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012. № 2(30).

7. Крючков В. А. , Сковиков А. К. , Шумилова О. В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.

8. Ледяев В. Г. Социально-философский анализ власти в локальных сообществах // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3.

9. Ледяев В. Г. , Ледяева О. М. Репутационный метод в эмпирических исследованиях власти в городских сообществах // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 4.

10. Матвеенко Ю. И. Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти. 2012. № 1.

11. Ручкин Б. А. Миграционные процессы в молодежной среде: угрозы или стабильность // Youth World Politic. 2013. № 3.

12. Сковиков А. К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. 2010. № 5.

13. Смирнова В. А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности РФ // Миграционное право. 2009. № 1.

14. Степанов А. В. Нелегальная миграция, как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направление противодействия // Административное право и процесс. 2013. № 8.

15. Титова Л. Г. Политические конфликты и возможности их разрешения в современной России // Конфликтология. 2007. № 2.

16. Фалина А. С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. № 1.

17. Федеральная миграционная Служба URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (дата обращения 14.08.2014)

18. Шабров О. Ф. Неоднозначный потенциал «русской матрицы» // Власть. 2014. № 2.

19. Шабров О. Ф. Стандарты качества в государственном управлении и политике // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. № 5.

1. Anokhin M.G., Grishin O.E., Gordeev L.I. Sistemnye innovatsii dlya Ros-sii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2013. № 3.

2. Bobyrev V. Zakonodatel"-naya deyatel"-nost"- - osnova protivodeistviya nezakonnoi migratsii. Migratsionnoe pravo. 2008. № 1.

3. Burenko V.I. Gruppy interesov i lobbizm v politicheskom protsesse (za-rubezhnyi opyt i rossiiskaya praktika). Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. № 4.

4. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost"- politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6.

5. Zinchenko N.N. Migratsiya naseleniya: teoriya i praktika mezhdu-narodno-pravovogo regulirovaniya. M., 2003.

6. Karatkevich A.G. K voprosu o sushchnosti politicheskikh protsessov v perekhodnykh obshchestvakh. Nauchno-informatsionnyi zhurnal Armiya i ob-shchestvo. 2012. № 2(30).

7. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt poli-ticheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumentov). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.

8. Ledyaev V.G. Sotsial"-no-filosofskii analiz vlasti v lokal"-nykh soob-shchestvakh. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3.

9. Ledyaev V.G., Ledyaeva O.M. Reputatsionnyi metod v empiricheskikh issledovaniyakh vlasti v gorodskikh soobshchestvakh. Zhurnal sotsiologii i sot-sial"-noi antropologii. 2002. T. V. № 4.

10. Matveenko Yu.I. Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i priklad-nykh modelyakh ego analiza i izucheniya. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.

11. Ruchkin B.A. Migratsionnye protsessy v molodezhnoi srede: ugrozy ili stabil"-nost"-. Youth World Politic. 2013. № 3.

12. Skovikov A.K. Sovremennye problemy natsional"-noi bezopasnosti Ros-sii. Upravlenie megapolisom. 2010. № 5.

13. Smirnova V.A. Nelegal"-naya migratsiya kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti RF. Migratsionnoe pravo. 2009. № 1.

14. Stepanov A.V. Nelegal"-naya migratsiya, kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ponyatie, soderzhanie, napravlenie protivode-istviya. Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 8.

15. Titova L.G. Politicheskie konflikty i vozmozhnosti ikh razresheniya v sovremennoi Rossii. Konfliktologiya. 2007. № 2.

16. Falina A.S. Servisnoe gosudarstvo: istoki teorii, elementy praktiki. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.

17. Federal"-naya migratsionnaya Sluzhba URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (data obrashcheniya 14.08.2014)

18. Shabrov O.F. Neodnoznachnyi potentsial «russkoi matritsy». Vlast"-. 2014. № 2.

19. Shabrov O.F. Standarty kachestva v gosudarstvennom upravlenii i politike. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2009. T. 2. № 5.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Рассмотрена эволюция мер взыскания, применяемых к осужденным, лишенным свободы, с момента их появления в нормативных правовых актах пенитенциарного законодательства и до принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Автор анализирует развитие отечественного законодательства об административной и уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и с целью разработки собственной периодизации такого развития.

В статье рассматриваются понятие, содержание, классификация экологических прав граждан. Раскрываются две тенденции развития института экологических прав в современной российской правовой системе. Первая тенденция активное законодательное признание вопросов о необходимости соблюдения и реализации экологических прав граждан. С этой целью в статье рассматриваются стратегические и концептуальные...

Проведен анализ понятий кооператива, сформированных российскими и зарубежными исследователями в юридической и экономической литературе конца XIX - начале XX вв. Обобщены признаки ко­оперативной природы: некоммерческая цель кооперативов, общность интересов, деятельность в интересах всех членов кооператива, неограниченное число участников, распределение прибыли по труду или участию в хозяйственной...

Руслан Устраханов о миграционном нашествии и его последствиях …

I. Иммиграционный «коллапс» . «По количеству мигрантов можно всегда определить уровень экономического развития любого региона России». Евгений Романов, генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом», несколько лет назад сделал такое поразительно точное наблюдение. Экс-руководитель Кольской ГМК лаконично, но объективно отразил реальную и неприглядную картину миграционной ситуации в России. Наследие «славной» эпохи Бориса Ельцина. Статистика подтверждает сказанное.

Согласно опубликованному докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке Федеральной миграционной службы в России находится до 14 млн. нелегальных иммигрантов. Ежегодно в Россию на заработки приезжает 20 млн. трудовых мигрантов, десять миллионов из которых трудятся нелегально (информация директора ФМС РФ).

Цифра астрономическая в соотношении с количеством трудоспособных граждан России. Их, по данным Федеральной службы госстатистики, 89 млн человек с уменьшением к 2020 году до 79-ти. Российская Федерация опередила здесь даже Соединенные Штаты. Хотя пересчитать точно мигрантов вряд ли возможно.

Поезда, автомобили с Центральной Азии и республик Закавказья ежедневно доставляют в Россию иммигрантов. Проникают на территорию Российской Федерации из стран СНГ и без всякого учета. «Дыр» хватает. Сухопутные границы с Украиной и Белоруссией (более 2,5 тысячи километров), с Закавказьем (свыше тысячи километров). Граница с Казахстаном (около 7 тысяч километров). Они «прозрачны», часто вообще открыты. 90 процентов мигрантов-нелегалов прибывают из Центральной Азии: таджики, узбеки, киргизы. Десятки миллионов нелегальных и легальных мигрантов. Последствия такого «нашествия» для Российской Федерации крайне опасны.

Главный акцент иммигрантского «негатива» стоит почему-то только на криминале. Свыше сорока тысяч преступлений в 2012 году, потоки марихуаны и героина. Есть и другая, стратегически подрывная сторона миграционного процесса - в качественном составе приезжающих, адресности их оседания.

Основной поток мигрантов идет из Центральной Азии. Приезжающие оттуда в Россию - это не выходцы из Азербайджана. Тех привыкли «склонять». Хотя вклад их в экономику Российской Федерации, особенно на Северо-Западе, очевиден. Поставка и реализация необходимых северянам овощей и фруктов, с исчезновением советской торговли - их трудовых рук дело. «Претензия» к народам Азербайджана на бытовом уровне ограничивалась одним - торгуют. Без намека на воинственность и агрессивность. Современный Азербайджан - республика политически стабильная, экономически процветающая. Тенденция тут иная: возвращение на родину уехавших из республики.

Таджикистан, Узбекистан, Киргизия к государствам с развитой экономикой не относятся. Влияние исламских фундаменталистов в них велико. Не только за счёт территориальной близости и общих границ Узбекистана и Таджикистана с Афганистаном. Таджики в Афганистане - вторая по численности этническая группа. Известные полевые командиры, воевавшие с советскими войсками, были таджиками. (Ахмад Шах Масуд, Исмаил-хан, Абдул Халид Басир, Устад Фарид).

Узбеки - третья по численности этническая афганская группа. Ахмад Хан Самангани - этнический узбек, в 1980-х годах был одним из известных полевых командиров моджахедов. «Файзабадские» войсковые операции - свидетельство того, как воевали афганские узбеки против Советской армии.

Они связаны, таджики и узбеки Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, не только узами родоплеменных отношений и верой. Вот информация декабря прошлого года. В афганской провинции Фарьяб убит полевой командир Исламского движения Узбекистана. ИДУ - террористическая организация. Его боевики не раз вторгались в Киргизию, Таджикистан. Многочисленные теракты в Узбекистане тоже за ними. Угрожающее обилие исламских экстремистских организаций в данном регионе. Вместе с ИДУ, в Узбекистане запрещены ещё 26 подобных организаций, в Таджикистане - 10, в Киргизии - 4. Но запреты не означают исчезновение. Они действуют и активно - спонсоров из арабского мира, Пакистана хватает.

Изложенное - акцентирование внимания на потенциальную опасность значительной части выходцев из указанных выше республик. Менталитет их сформирован под воздействием непрекращающихся вооруженных конфликтов и экспансии идеологии радикальных исламистов.

Миллионами оседают они в крупнейших политических центрах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Визитная карточка Санкт-Петербурга: «бледный, худой, евроглазый прохожий» из песни Юрия Шевчука сменился на низкого роста с раскосыми глазами, загорелого таджика. Представители Центральной Азии в «Северной столице», как и в Москве, заполнили собой сферу услуг, строительство и прочее.

Кого из местных можно заставить работать за 15 тысяч рублей? А они работают, - так нередко оправдывают обилие азиатов петербуржцы и москвичи.

Но «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Платить за труд меньше чем, россиянам, забирать часть того, что даешь. Выгодно это лишь кучке бизнесменов и тем, кто их покрывает. Врагам Российской Федерации - назовём вещи своими именами. Дешёвая рабочая сила мигрантов развращает и разлагает отечественный бизнес, контрольные службы. Лишаются рабочих мест граждане России.

Оговоримся: речь не идет о народах в целом. Мигранты - группа «социального риска». Лица, меняющие свои отечества на материально-привлекательные с их точки зрения страны. Республики Узбекистан, Таджикистан и Кыргызтан, как и народы в них проживающие, представлять не могут, только самих себя.

«Сейчас в России происходит ослабление позиций этнических русских на фоне усиления позиций нерусских. Это объективный процесс, обусловленный многими факторами, в числе которых - низкая рождаемость у русских и высокая рождаемость у нерусских, миграция из стран Центральной Азии в комплексе ведущий к резкому падению процентной доли этнических русских в общей численности населения России», - говорит Пол Гобл, аналитик из Соединенных Штатов. Прислушаемся к американцу. Когда подобное излагают отечественные патриоты, их сразу обвиняют в национализме, лишь бы заткнуть рот.

«Ослабление позиций этнических русских» следует читать как ослабление российского государства. Государствообразующая нация разрушается изнутри тем, что господин Гобл называет «усилением позицией нерусских из Центральной Азии и Южного Кавказа». С «Южным Кавказом» согласимся частично. Сегодня основная масса мигрантов из центральноазиатских республик.

Государство существует только тогда, когда имеет национальную идентификацию. Когда она исчезает, исчезает государство, либо преобразуется в иную форму с господством победившего этноса. Примеров достаточно. Судьбы народов американских континентов сложились трагично потому, что «ветер истории» занес корабли Христофора Колумба в их сторону. Посмотрим на мир. Германская этноязыковая общность верховенствует веками в абсолютном большинстве стран Западной Европы и США вне зависимости от цвета кожи глав государств. Обеспечивается оно в первую очередь жесткой миграционной политикой.

Это принцип жизнеспособности государства никакими догмами толерантности и интернационализма не заменить. Попытки привели к распаду сначала Российской империи, затем СССР. Тост Иосифа Сталина в мае 1945-го: «За русский народ» - из осознания этого принципа. Поэтому миграция в нынешней форме несёт угрозу национальной безопасности России как возможный результат "ослабления" государствообразующей нации.

II. Что делать? Концепция миграционной политики чётко выражена в поручении Президента России Владимира Путина к Правительству Российской Федерации.

«Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации от соотечественников - носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию».

Закон должен определить «носителей русского языка». Ими следует признавать представителей славянского этноса, членов их семей, а также иных граждан, кому на 26 декабря 1991 года (Верховным Советом СССР принята декларации о прекращении существования СССР) исполнилось 16 лет. Это был возраст получения паспорта гражданином Советского Союза.

Необходимо ввести визовый режим для стран СНГ (за исключением Белоруссии, Украины и Казахстана) с одновременным укреплением государственной границы. Относится прежде всего к Республике Казахстан - большая часть нелегалов оттуда.

Нахождение на территории РФ в нарушении действующего законодательства должно влечь задержание с последующей депортацией по решению органов ФМС. Исключить из юрисдикции судов дела подобной категории. Никаких штрафов и судебных процедур. Только задержание и депортация с запретом на въезд в Российскую Федерацию в течение 5 лет. (Где покончил собой оппозиционер из «Другой России» Александр Долматов? Правильно! В вонючей камере тюрьмы для мигрантов в Нидерландах. Защищать себя «евродемократы» от нежелательных пришельцев могут. И никакого тебе «Списка Долматова» от конгресса США).

Предложить негражданам России, находящимся на территории РФ без визы, в определенный срок после введения визового режима, покинуть территорию Российской Федерации. Задерживать и депортировать лиц, уклонившихся. Мера должна касаться всех неграждан России, вне зависимости от наличия разрешения на работу.

Предоставление рабочих мест для мигрантов Центральной Азии и Закавказья в Москве и Санкт-Петербурге запретить. Как исключение: если это связано с научной или культурной деятельностью, либо обусловлено государственными интересами в отношении адресных персон. Наши столицы должны быть лицом России, а не рабочими центрами для иммигрантов.

Перечень мер, конечно, не полный. Они должны устранить опасные для Российской Федерации иллюзии о бывшем Советском Союзе. Приезжающие в Россию в абсолютном большинстве - не знающие, либо плохо владеющие русским языком. Никакого отношения к СССР не имеют, о нём вряд ли слышали. От ностальгический романтики пора освободиться.

«Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы». Слова Президента России в каких-то дополнительных комментариях не нуждаются. Отношения Российской Федерации с другими государствами должны строиться только из интересов собственно России и её граждан. Иной альтернативы нет.

Руслан Устраханов , публицист, Мурманск