Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Какие есть группы прав человека. Группы прав. Государственная защита прав и свобод личности

Какие есть группы прав человека. Группы прав. Государственная защита прав и свобод личности

Какие группы прав человека существуют? Обществознание 7 класс и получил лучший ответ

Ответ от Nadiezhda[гуру]

●Личные права:
· право на жизнь;








●Политические права:
· право на свободу мысли и слова;







●Социальные, экономические и культурные права:


· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;


· право на землю;




да.

Ответ от Максим литвин [новичек]
Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
?Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
?Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;

· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
- Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.


Ответ от Funny [новичек]
Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
?Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
?Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
?Социальные, экономические и культурные права:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
- Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Вышеназванные группы прав от­носятся не только к различным сферам жизнедеятельности челове­ка, но и к различным историческим эпохам по времени своего воз­никновения. Существует подразделение прав человека на поколения, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав.

Ученые выделя­ют четыре поколения прав человека (см. интеллектуальную кар­ту 17-02).

К первому поколению прав традиционно причисляются граж­данские (личные) и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке и закрепленные в прак­тике и законодательстве целого ряда государств. В каталог прав пер­вого поколения входят права на свободу мысли, совести и религии; равенство перед законом; жизнь, свободу и безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания; рассмотре­ние дела независимым и беспристрастным судом и др. В юридиче­ской литературе эти права ассоциируются с негативной свободой - свободой от вмешательства иных лиц и государства в осуществление прав и свобод человека.

Важным политическим правом первого поколения является из­бирательное право, т. е. право избирать и быть избранным. В XIX в. в странах Европы был распространен имущественный ценз, отстранявший от участия в выборах лиц, не имевших имуще­ства установленного размера; как правило, он определялся исхо­дя из размера прямого налога. В развитых странах имуществен­ный ценз стали отменять в начале XX в. Во Франции всеобщее из­бирательное право было провозглашено в результате революции 1848 г., однако уже в 1850 г. были установлены его ограничения. В России всеобщее избирательное право было введено Времен­ным правительством и подтверждено правительством большеви­ков. Между тем в Конституции РСФСР 1918 г. существовали кате­гории лиц, лишенных избирательных прав: служившие до револю­ции в карательных органах, использовавшие наемный труд для извлечения прибыли и др. В Конституции СССР 1936 г. институт «лишенцев» уже отсутствовал: избирательного права были лише­ны только психически больные люди и отбывающие наказание по решению суда.

К числу важнейших политических прав принадлежит право на объединение (свобода союзов или ассоциации). В Германии сво­бода союзов была установлена на общегосударственном уровне в 1908 г., однако германское законодательство подвергало ограни­чениям создание союзов политической направленности. Во Фран­ции свобода союзов была введена законом от 1 июля 1901 г. Он отменил прежнее довольно строгое законодательство об ассоциа­циях, требовавшее разрешение на их создание и предусматривав­шее закрытие их правительством без указания мотивов и права обжалования. По новому закону союзы могли создаваться свобод­но, без особого разрешения правительства и даже без предвари­тельного заявления. Подача заявления признавалась необходи­мой для союзов, желающих обладать юридической правоспособ­ностью. В России свобода союзов была введена Временным правительством.

Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами, неотчуждаемыми и не подлежащими огра­ничениям. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколений - всего лишь социальные притязания, направленные на перераспределение национального до­хода в пользу социально слабых.

Второе поколение прав - это социально-экономические и культур­ные права.

Они оформились в ходе борьбы народов за улучшение сво­его экономического положения и повышение уровня культуры во второй половине XIX - начале XX в. В отличие от прав первого поко­ления с закрепленным за ними статусом негативной свободы эти пра­ва именуются позитивными. Это означает, что для их реализации тре­буется активная позиция государства. Для осуществления социаль­ных прав государству требуется создавать социальные программы и контролировать их реализацию. К правам второго поколения относи­лись права на труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, участие в культурной жизни об­щества и др.

Идейными вдохновителями закрепления этого поколения прав были социалисты. Немалую роль сыграли и представители так назы­ваемого старого (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) и нового (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен и др.) либерализма, призывавшие к реформированию российского общества на принципах свободы и социального равенства.

В передовых странах Западной Европы регламентация соци­ально-экономических прав и свобод была осуществлена до середи­ны XIX в. - начального этапа провозглашения прав второго поко­ления. Так, Франция осуществляла социальные функции уже в XIX в., выделяя средства на содержание приютов, увеличение заня­тости, организацию народного образования и т. д. Право частной собственности закрепляли практически все конституции капитали­стических стран, принятые в XX в. Указывалось, что собственность должна выполнять социальную функцию. Например, Основной за­кон ФРГ 1949 г. утверждал, что пользование собственностью «должно одновременно служить общему благу» (ч. 2 ст. 14). А Кон­ституция Японии 1947 г. гласила: «Право собственности определя­ется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию» (ч. 2 ст. 29). Широкий набор прав второго поколе­ния (права на труд, отдых, образование, медицинскую помощь) был закреплен в Конституции СССР 1936 г.

Социально-экономические, а также культурные права были закреплены сначала во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны. Природа этих прав порождает дискуссии.

Некоторые авторы (Р. А. Мюллерсон, Е. А. Лукашева) признают их коллективными правами, которые могут осуществляться не отдель­ным человеком, а коллективом, основываются на солидарности субъ­ектов этих прав. К правам третьего поколения причисляют права на мир, независимость, самоопределение, территориальную целост­ность, суверенитет, социальное и экономическое развитие, достой­ную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человече­ства, а также на коммуникацию. Основы этих прав заложены в меж­дународных документах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам I960 г., международные пакты 1966 г. и др.). Эти права принадлежат каждому человеку и каждому народу, челове­честву в целом. Примером может служить право на самоопределение, которое, будучи коллективным, осуществляется по воле не отдельно­го человека, а целой общности.

По мнению ряда ученых (С. В. Поленина и др.), третье поколение прав человека охватывает права категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов и т. д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в поддержке госу­дарства.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. Кчетвертому поколению прав неред­ко относятся права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и проч.).

В истории формирования прав человека можно выделить три поколения.

Первое поколение сформировалось в XVII-XVIII вв. в период буржуазных революций в США, Франции, Англии и, прежде всего, отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии. В этот период были закреплены личные и политические права – право на жизнь, право на участие в управлении государством, свобода мысли, совести и религии, право на рассмотрение дела беспристрастным, независимым судом, право на неприкосновенность личности и др. Данные права находят свое отражение в «Билле о правах» (США, 1791 г.), «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.).

Второе поколение сформировалось к середине XX в. Эти права ориентированы на улучшение экономического положения, социального обеспечения, повышения культурного уровня людей. В первую очередь они были призваны гарантировать защиту интересов трудящихся. К правам, сформировавшимся в данный период, относят право на труд, на образование, на равную оплату труда, на получение помощи в случае утраты средств к существованию и др. Данные права были закреплены в Конституции СССР 1936г.

Третье поколение носит характер коллективных, групповых прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. И было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям. К данным правам можно отнести право на мир, на развитие и самоопределение народов, право на безопасность, на благоприятную окружающую среду и т.д. Данные права нашли широкое закрепление в конституциях различных стран, а также в международных и региональных нормативных актах.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, так как они в настоящее время касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей.

В настоящее время круг конституционных прав, свобод и обязанностей человека увеличивается. Это требует их классификации, которая бы облегчила изучение правовых проблем. Следует иметь в виду, что она в значительной степени условна. Классификация может проводиться по следующим основаниям:



· По сфере реализации:

ü гражданские (личные) права;

ü политические (публичные) права;

ü экономические права;

ü социальные права;

ü культурные права.

· По субъектам пользования:

ü универсальные (те, которыми обладают все люди);

ü специальные (те, которые предназначены для определенных групп населения – права инвалидов, детей, престарелых, беженцев и т.д.).

· По масштабам применения:

ü индивидуальные (те, которые принадлежат каждому человеку);

ü коллективные (права, предназначенные для обеспечения существования народов, национальных меньшинств, других сообществ).

· По объему предоставляемых прав:

ü права человека;

ü права гражданина.

· По характеру:

ü материальные права;

ü процессуальные права.

Современная структура прав человека базируется на следующих документах Организации Объединенных Наций:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1996г.).

Они предполагают рассмотрение прав человека в единстве, выделяя следующие группы прав:

  • Гражданские (личные) права;
  • Политические (публичные) права и свободы;
  • Экономические, социальные и культурные права.

Приступая к рассмотрению вопроса об основных группах прав человека, следует помнить, что, во-первых, они отражают объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности. Во-вторых, все международно-правовые акты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права.

  1. Гражданские права.

Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий со стороны государственных органов, общественных объединений и других лиц, которые могли бы стать посягательством, незаконным вторжением в жизнь человека, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов.

В структуре гражданских прав выделяют:

· Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход ставит вопрос об отмене смертной казни. В Республике Беларусь смертная казнь может применяться, но только как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. В настоящее время практика смертной казни применяется в большинстве стран, а отменена в 70 странах. Более 60% всех казней в мире происходит в Китае. Она сохраняется и в половине штатов США.

· Право на безопасность является одним из важнейших неотъемлемых прав человека и в то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различных преступных акций.

· Право на личную неприкосновенность. Международные документы запрещают жестокое, бесчеловечное обращение или наказание, включая применение пыток. Более того, запрещается проведение медицинских или научных опытов без свободного на то согласия человека. Неприкосновенность предполагает неприкосновенность жилища, личной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д.

· Право на создание семьи и охрану семьи. Согласно положениям Международного пакта о гражданских и политических правах семья – это естественная и основная ячейка общества, она имеет право на защиту со стороны общества и государства. А также ни один брак не должен заключаться без свободного и полного на то согласия вступающих в брак. Государства, участвующие в данном пакте должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита детей. Важно также соблюдать принцип воссоединения семей, который является производным от принципа единства семьи, закрепленным в Международном пакте о гражданских и политических правах.

· Право на свободу убеждений и совести. Международный пакт о гражданских и политических правах отмечает:

- каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии;

- никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору;

- родители вправе обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

- свобода исповедовать религии или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

· Право на гражданство. Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на гражданство и, что никто не может произвольно лишить своего гражданства или права изменить свое гражданство. Ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает право каждого человека покидать любую страну, включая и свою собственную, и право на въезд в собственную страну.

· Право на презумпцию невиновности. Ст. 2 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана законным порядком путем гласного судебного разбирательства. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 26 Конституции Республики Беларусь.

· Право на равенство перед законом и рассмотрение дела гласно. Пункт 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

· Право на восстановление в правах. Все незаконно репрессированные имеют право на реабилитацию и восстановление своих прав.

  1. Политические права и свободы.

Содержание понятия политических прав и свобод раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских прав и свобод, Конвенции о политических правах женщин, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают по сути дела, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.

В структуре политических прав выделяют:

· Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. Избирательное право должно отвечать принципам всеобщности, равенства и тайного голосования. Право на участие в управлении страной может осуществляться прямо (путем референдума) или косвенно (через законно избранных представителей, например, депутатов). Избирательное право может быть активным (право избирать) либо пассивным (право быть избранным). Существуют в избирательном праве и некоторые ограничения, так называемые цензы (возрастной, образовательный, ценз оседлости, имущественный и др.). в деле реализации права на участие в управлении своей страной многое зависит от характера и сущности избирательной системы. В мировой практике сложились несколько разновидностей избирательной системы:

- мажоритарная;

- пропорциональная;

- смешанная;

- представительного меньшинства.

В ряде стран довольно широкое распространение получил так называемый абсентеизм ,т.е. неявка на выборы избирателей, отказ от участия в голосовании. Это происходит, как правило, по причине снижения политической активности граждан или протеста, неудовлетворенности деятельности законодательных органов власти.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными политическими свободами являются::

· Свобода слова включает в себя право думать независимо, иметь свой взгляд на мир, собственное убеждение, право излагать и отстаивать их. А также свобода излагать мысли устно или письменно, т.е. свобода прессы, доступность средств массовой информации. Однако эта свобода не абсолютна, она относительна как и всякая свобода, у нее есть пределы. Однако упор на запреты и ограничения недопустим. Вполне достаточно четко определить ответственность печати перед законом.

· Свобода информации. В ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах признано право каждого человека свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если они установлены в законодательном порядке и вызваны необходимостью обеспечения уважения прав человека и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности поведения. Принципы свободного информационного потока изложены в Хартии Свободы Печати, принятой в Лондоне в 1987г. Международной конференцией журналистов.

· Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает в себя также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. В этой сфере действует принцип ограничения (законодательно должны быть четко определены порядок и условия пользования этим правом).

  1. Экономические, социальные и культурные права.

Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1996г.) и других международных документах.

Экономические права:

· Право собственности. Право собственности порождает принцип «свободы предпринимательства».

· Право на труд. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст.6) право на труд включает «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». Право свободного выбора предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право включает:

- достойное и справедливое вознаграждение;

- условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности;

- равную для всех возможность продвижения по работе в соответствии с трудовым стажем и квалификацией;

- право на отдых, ограничение рабочего времени, оплачиваемый отпуск и т.д.

· Право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других людей.

Социальные права.

· Право на достаточный жизненный уровень. Ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». На сегодняшний день для многих людей в мире это довольно призрачно.

· Право на здоровье и здоровую окружающую среду. В числе мер, которые должны быть приняты государством для полного осуществления этого права: создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни; улучшение внешней среды и гигиены труда и др. вместе с тем, забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью каждого человека.

Культурные права.

· Право на образование (бесплатное и обязательное начальное образование, доступное среднее и профессионально-техническое образование, а также одинаково доступное высшее образование на основе способностей каждого);

· Право на национальное достоинство;

· Право на свободное участие в культурной жизни общества;

· Право на свободный доступ к ценностям мировой и отечественной культуры;

· Право на свободу художественного, научного и технического творчества, свобода преподавания;

· Право на интеллектуальную собственность;

· Право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов и др.

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально‑экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

Применяются и другие классификации прав человека, например, в главе 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы : в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно‑политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Данная классификация выделяет самостоятельный подинститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует конкретную область жизни и деятельности человека.

Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют автономность личности , ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести.

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.


Третья группа (социально‑экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и в ст. 20 Конституции РФ.

Право на жизнь является абсолютным правом , т. е. оно не подлежит никаким ограничениям. Только государство может в отдельных случаях применять смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни и по приговору суда. В России смертная казнь является временной мерой и не применяется к трем категориям преступников: к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет; к женщинам. Обвиняемый, которому может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, что служит гарантией беспристрастного рассмотрения дела. После вступления нашей страны в Совет Европы наложен мораторий на применение смертной казни. Согласно заключению Конституционного Суда РФ этот мораторий не противоречит Конституции РФ.

Надо отметить, что смертная казнь сохранена почти в 90 государствах мира.

Государство должно также гарантировать безопасность своих граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, например при актах внешней агрессии, межнациональных конфликтах, стихийных бедствиях, насильственном изменении конституционного строя и массовых беспорядках, сопровождающихся насилием.

Применение огнестрельного оружия работниками правоохранительных органов строго регламентируется законом. Запрещено применять оружие в нашей стране в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.

Право на охрану чести и достоинства личности также принадлежит к абсолютным правам, поскольку никакие обстоятельства, в том числе чрезвычайное или военное положение, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Запрещается подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию. Разновидностью пытки мировое сообщество обоснованно считает длительное или незаконное содержание под стражей. Разновидностью насилия и жестокости являются принудительные медицинские, научные и другие опыты и эксперименты над людьми. Поэтому для проведения какого‑либо опыта необходимо, во‑первых, добровольное согласие лица на проведение эксперимента; во‑вторых, понимание им последствий эксперимента; в‑третьих, чтобы лицо было совершеннолетним и полностью дееспособным.

Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища по своей значимости сопоставима лишь с правом на жизнь, так как отсутствие свободы человека, возможности проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами лишает любые права смысла. Оказание медицинской и психиатрической помощи возможно по общему правилу с согласия пациента. Гражданин России обладает правом на необходимую оборону, т. е. он вправе защищать свою личную неприкосновенность от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда.

Личная неприкосновенность может быть нарушена незаконным арестом, заключением под стражу и содержанием под стражей. Все эти действия в отношении личности регламентируются законодательством, на практике нередко нарушаемым.

Неприкосновенность частной жизни предполагает, что каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы, свои взаимоотношения с другими людьми по собственному желанию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей и не создавая опасности для окружающих. Гарантией права неприкосновенности частной жизни служит охрана личной и семейной тайны. Конституция РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, закрепляет право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Другой гарантией неприкосновенности частной жизни служит право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Это право может быть ограничено только по решению суда.

Неприкосновенность жилища также служит гарантией права на неприкосновенность частной жизни. Поэтому проникновение в жилище вопреки воле проживающих там лиц, в том числе тайное, открытое, обманное или насильственное, считается нарушением неприкосновенности жилья. Аналогично расценивается прослушивание или наблюдение за происходящим в жилище с помощью технических или иных средств. Законодательством предусмотрены случаи, когда проникновение в жилище помимо воли проживающих лиц считается законным: 1) для обнаружения, пресечения или раскрытия преступления или задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) для устранения опасности, возникшей вследствие стихийного бедствия, аварии, взрыва, пожара и иных подобных причин.

Право на национальную идентификацию означает право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность. Граждане Российской Федерации, относящиеся к определенной этнической общности, имеют право на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей государства.

Свобода передвижения зафиксирована статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и включает в себя: во‑первых , право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; во‑вторых , право покидать страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в нее; в‑третьих , недопустимость ограничения данного права, кроме интересов охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

В соответствии с нормами международного права свобода передвижения ограничивается в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, и др.

Свобода совести и свобода вероисповедания вытекают из провозглашения России светским государством. При рассмотрении типологии государств давалась подробная характеристика светского государства. Институт прав человека предполагает, что каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения. Соответственно он вправе осуществлять религиозные обряды, воспитывать своих детей в религиозном духе, создавать и участвовать в деятельности религиозных объединений. В настоящее время право человека на свободу совести и правовое положение религиозных объединений регулируются в России Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с послед. изм.).

Переходя к политическим правам , отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой – важным аспектом свободной личности. Конституцией РФ (ст. 13) признаются идеологическое разнообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды на те или иные события, по‑разному их оценивать, но не вправе навязывать свои убеждения другим. Данная свобода имеет три ограничения:

1) выражая свое мнение, следует уважать права и репутацию других лиц;

2) связанные с охраной государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения;

3) запрещаются пропаганда и агитация, разжигающая национальную, расовую, религиозную или иную социальную вражду и ненависть, в частности проявления фашизма и другого экстремизма.

Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государственные информационные ресурсы объявлены в нашей стране открытыми и общедоступными , за исключением информации, составляющей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, которые отнесены законодательством к информации ограниченного доступа.

Перечень такой информации определяется федеральными законами.

В России установлена свобода массовой информации, что предполагает отмену цензуры, т. е. необходимости согласования средствами массовой информации распространяемых сообщений и материалов, в том числе с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями. Не допускается также наложение запрета на эти материалы или их части.

Право на объединение согласно Конституции РФ принадлежит каждому: гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства. Вместе с тем политические права принадлежат только российским гражданам, поэтому политические партии вправе создавать только граждане России, поскольку они ставят своей главной целью овладение государственной властью.

Право на объединение включает в себя право: а) добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения общих целей; б) вступать в существующие объединения; в) воздерживаться от вступления в какие‑либо организации; г) беспрепятственного выхода из любых объединений.

Государство определяет правовое положение общественных объединений, устанавливает пределы их деятельности и вместе с тем создает условия для их нормального функционирования, не вмешиваясь в деятельность последних, если они не нарушают закон.

Законодательство ограничивает создание общественных объединений в государственном аппарате: не допускается образование политических партий, религиозных и иных организаций, за исключением профсоюзов. Аналогичные ограничения предусмотрены для судей, прокуроров, следователей, органов внутренних дел. Военнослужащим разрешается состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, но участвовать в их деятельности возможно, только не находясь при исполнении военной службы.

Право на проведение публичных мероприятий включает следующие формы: собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование. Данное право обусловлено рядом требований:

1) не должны нарушаться права и свободы других лиц, общественный порядок, должна обеспечиваться сохранность частной собственности, окружающей природы и др.;

2) должны преследоваться мирные цели, т. е. исключается угроза общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, в том числе предприятий транспорта, а сами граждане имеют право собираться только без оружия.

Право на участие в ведении государственных дел предусмотрено статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Содержание данного права составляют:

право участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;

право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;

допуск к государственной службе в своей стране на условиях равенства.

Что касается равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, то обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства; достижение 18‑летнего возраста; обладание полной дееспособностью, свободное владение государственным языком.

Существуют и специальные требования к поступлению на службу, например наличие определенной профессии или специальности, запрещение государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.

Право на участие в отправлении правосудия принадлежит только российским гражданам. Оно реализуется в двух формах: занятие должности судьи; участие в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного). Требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи, предусмотрены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», к судьям Конституционного Суда РФ – Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», к арбитражным судьям – Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Определенные требования предъявляются и к заседателям. Возрастной ценз для них определен в 25 лет, исключается наличие судимости и др.

Право петиций – это письменные или устные обращения граждан в государственные или муниципальные органы, которые содержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания и т. д. Считается, что право на петицию является одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства.

Выделяют следующие формы обращений:

а) предложение – обращение граждан, направленное на улучшение организации и деятельности, учреждения различных структур государственного аппарата и др.;

б) заявление – обращение по поводу подтверждения принадлежащего гражданину права или конкретного статуса;

в) ходатайство – просьба признать какое‑либо право или совершить определенное действие;

г) жалобу – обращение в связи с нарушением прав лица или созданием препятствий для реализации его прав и интересов.

Все обращения надлежит разрешать в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки – до 15 дней. Жалобы и заявления военнослужащих и их семей рассматриваются в федеральных органах в течение 15 дней, а в местных органах – безотлагательно, но не позднее 7 дней.

Надзор за соблюдением установленных сроков возложен на органы прокуратуры.

К третьей группе прав человека относится право частной собственности, обеспечивающее экономическую свободу личности. Его содержание определяется следующими моментами: во‑первых , каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во‑вторых , государство гарантирует право наследования имущества; в‑третьих , лишение имущества возможно только по решению суда; в‑четвертых , принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно лишь при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь собственности; в‑пятых , российские граждане вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы. При этом реализация права частной собственности оговорена двумя условиями: не должны наноситься ущерб окружающей среде и нарушаться права и законные интересы других лиц.

Свобода экономической деятельности закреплена в нашей стране в ст. 34 Конституции РФ и расшифровывается как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая деятельность должна осуществляться в определенных правовых пределах, которые устанавливаются законодательством. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, объявлена на конституционном уровне недопустимой. Во многих государствах действует развитое антимонопольное законодательство. Имеется оно и в России.

Право на свободу труда означает, что каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею. Иначе говоря, обязанности трудиться в нашей стране не установлено.

Свобода труда предполагает:

а) свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии, соответствующих способностям, наклонностям и образованию лица;

б) запрет на принудительный труд, т. е. тот, который возлагается на человека под угрозой наказания. Международные акты содержат перечень работ, которые не могут расцениваться как принудительные. Это обязательная военная служба, работа по приговору суда, выполнение гражданских обязанностей, мелкие работы общинного характера, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств;

в) обязанность работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда;

г) защиту от безработицы;

д) право на забастовку, которое ограничивается при введении чрезвычайного положения в стране, а также для некоторых категорий государственных служащих, в частности работников правоохранительных органов.

Право на социальное обеспечение предполагает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия. При этом размер пенсии или пособия зависит от многих факторов, в том числе и от уровня материального благосостояния общества. В статье 39 Конституции РФ указаны обстоятельства, при которых каждый вправе рассчитывать на социальное обеспечение: достижение пенсионного возраста; наступление болезни или инвалидности; потеря кормильца; для воспитания детей и др. Поскольку данный перечень является открытым, государство по мере роста благосостояния общества и своих возможностей может предусмотреть и иные обстоятельства.

Право на жилище относится к важнейшим социальным благам и входит в понятие «достойный жизненный уровень человека». Обязанность обеспечить жизненный уровень населения возлагается на государство и муниципальные органы. Данное право означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. В нашей стране малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является комплексным и включает в себя право на медицинскую помощь и право на благоприятную окружающую среду. Последнее право означает право человека получать от соответствующих органов достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право требовать от физических и юридических лиц соблюдения эколого‑правовых нормативов; право на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.

Государство обязано обеспечивать населению, проживающему на его территории, экологическую безопасность, устанавливая нормативы качества природной среды, предотвращая или ликвидируя экологические катастрофы или бедствия, возмещая вред здоровью или имущественные потери в случае возникновения экологических бедствий.

Право на образование призвано способствовать духовному и культурному росту как отдельного человека, так и общества в целом. В Российской Федерации установлено обязательное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что касается высшего образования, то оно осуществляется на конкурсной основе.

Завершает группу прав человека в культурной сфере право на культурную деятельность и свободу творчества. В юридической литературе содержание данного права раскрывается через право:

а) на личную культурную самобытность, т. е. свободный выбор нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей;

б) на приобщение к культурным ценностям, т. е. доступ к государственным музеям, библиотекам, архивам и т. д.;

в) на гуманитарное и художественное образование, в том числе выбор его форм и видов;

г) собственности на историко‑культурные ценности, в том числе на коллекции, собрания, здания, сооружения и т. д.;

д) создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения;

е) на свободу творчества, которая может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом государство должно обеспечивать защиту авторских прав, интеллектуальной собственности, оказывать помощь в развитии творчества.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы – личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесе­на как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Личные права и свободы:

Право на жизнь;

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность частной жизни;

Право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб­рого имени;

Право определять и указывать свою национальную принадлеж­ность;

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

Право на свободу совести, свободу вероисповедания;

Право на свободу мысли и слова;

Право на информацию;

Политические права и свободы:

Право на массовую информацию;

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций, ше­ствий и пикетирования;

Право граждан на участие в управлении делами государства;

    право избирать и быть избранным;

    право участвовать в отправлении правосудия;

Право на обращение.

Экономические, социальные и культурные права и сво­боды:

    право на свободное использование своих способностей и иму­щества для экономической деятельности;

    право частной собственности;

Права в сфере труда;

    право на отдых;

Право на социальное обеспечение;

Право на жилище;

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на квалифицированную юридическую помощь;

Право на судебную защиту;

    право на возмещение государством вреда;

    право на образование;

    право на участие в культурной жизни.

24. Государственная защита прав и свобод личности

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавав систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсолютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституционные обязанности государства закреплены не только в Конституции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 1 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3). Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 2 от 17 ноября 1995 г. на органы прокуратуры возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан (ст. 1).

Целесообразно назвать ряд других обязанностей государства, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав человека» 3 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. и др.

По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

25. Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем˸ конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна; конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всœех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в какой-либо сфере регулирования общественных отношений. К примеру, из права человека на жилище вытекают всœе права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

В случае если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об базовых обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полного анализа понятия обязанностей вовсœе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, всœе авторы, в какой-либо мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина.

Конституционные обязанности это элемент правового статуса личности. Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы˸ а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность;

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ˸

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всœегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всœех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всœей территории Российской Федерации в отношении всœех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Размещено на реф.рф Οʜᴎ не бывают исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 ᴦ. N 63-ФЗ ʼʼУклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способамиʼʼ устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Виды конституционных обязанностей˸

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы . Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединœения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всœех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан бывают возложены дополнительные обязанности (К примеру, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 ᴦ. N 68-ФЗ "О защите населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан бывают установлены только законами. По существу, всœе обязанности граждан бывают сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всœей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счёт прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 ᴦ. N 20-П и от 16 июля 2004 ᴦ. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, в случае если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. При этом в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно в связи с этим обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всœех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия . В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, в случае если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 ᴦ. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 ᴦ. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 ᴦ. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восœемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителœей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова должна быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определœенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом ʼʼО воинской обязанности и военной службеʼʼ. Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Гражданин РФ в случае, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях вправе на замену её альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность граждан РФ включает в себя˸ 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) пребывание в запасе; 6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане РФ могут исполнять воинский долг путем добровольного поступления на военную службу.

На военную службу не призываются граждане РФ˸ 1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; 3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд.

Граждане РФ бывают освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 ᴦ. 53-ФЗ ʼʼО воинской обязанности и военной службеʼʼ (с последними изменениями от 22 февраля 2004 ᴦ.). Призыв на военную службу граждан РФ должна быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родител œ ей заботиться о детях и заниматься их воспитанием , а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителœей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (к примеру, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты.

26 . Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции РФ возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей. Основные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции РФ виды и мера общественно необходимого поведения граждан.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод:

а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции - нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории РФ;

б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину;

в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности;

г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении;

е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев). Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В зависимости от вида субъекта - на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования - основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие).

1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций. Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности:

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан; (См. статьи 20-23, 25-29.)

2. Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. (См. статьи 3, 13 ч.3, 29 ч.4, 30, 31.)

3. Социально-экономические права и свободы являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. (См. ст. 7 Конституции РФ, ст. 34 - 44).

1. Право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты. Статья 20 Конституции РФ, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Достоинство личности. В статье 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции РФ виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

4. Неприкосновенность жилища. Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции РФ положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

7. Право определения национальности. Согласно ст. 26 Конституции РФ "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

8. Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства РФ, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем РФ, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что "каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

    Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

27. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства . Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.). Свобода печати и информации. Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом , т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией. Распространение информации не должно быть монополией государства - в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом. Особое значение принадлежит массовой информации , которая реализуется через информационные агентства и различные средства (СМИ) - газеты, журналы и т. д. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов. Согласно Конституции цензура (этот страшный бич прошлых лет) запрещается . Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержатся в Законе "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. Право на объединение. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права. а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Однако, есть законные ограничения для некоторых лиц, например, военнослужащих, судей, прокуроров. б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных в Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах - вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т. е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т. д. в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Право на мирные собрания и публичные манифестации. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Право участвовать в управлении делами государства. Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранными. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства. Равный доступ к государственной службе. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям. Право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядокформирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Право обращений. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций). Это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др. Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождаются бюрократической волокитой и формальными отписками.