Часть 1. В английском языке , порядок слов в большинстве случаев фиксирован. В утвердительном предложении сначала идет подлежащие далее сказуемое и дополнение. Такой порядок слов называется прямым. Пример:
Подлежащие Сказуемое Дополнение Обстоятельство
He goes to school every day.
Когда вопрос задается ко всему предложению это называют общим вопросом. Ответы на них как правило либо утвердительные, либо отрицательные, т.е. да или нет. Помимо интонации в английском языке меняется порядок расположения слов в вопросительном предложении. Отличие состоит в том, что вспомогательный или модальный глагол, входящий в состав сказуемого, ставится в начале предложения перед подлежащим. Сказуемое расчленяется на две части, отделяемые друг от друга подлежащим. Когда в составе сказуемого нет вспомогательного глагола, так бывает например когда сказуемое выражено глаголом в Past или Present Indefinite , перед подлежащим ставятся соответствующие формы do (does) или did ; смысловой же глагол ставится в форме инфинитива (только без to ) после подлежащего. Можно сказать что вспомогательный глагол, когда он появляется в предложении как бы отнимает временную форму у основного глагола. Порядок остальных членов предложения остается такой же, как и в повествовательном предложении. Прочтите следующие примеры:
Is he reading a letter? — Он читает письмо?
Did she finish her work? – Она закончила свою работу?
Is he happy? – Он счастлив?
Do you know this man? – Ты знаешь этого человека?
Вопрос, который относится только к какому-либо члену предложения и задается с целью получения новой конкретной информации, называют специальным вопросом. Любой специальный вопрос всегда начинается с вопросительного слова, заменяющего тот член предложения, к которому задается вопрос. Ниже я привел основные вопросительные слова применяемые в английском языке.
Who? – Кто?
Whose? – Чей?
Whom? – Кого? Кому?
What? – Что? Какой?
Which? – Который?
When? – Когда?
Where? – Где?
Where to? – Куда?
How? – Как?
Why? – Почему?
How much? – Как много? Сколько?
How many? – Как много? Сколько?
How long? – Как долго?
Порядок слов в специальном вопросе
1. Вопросительное слово
2. Вспомогательный глагол
3. Подлежащие
4. Смысловой глагол
5. Прямое дополнение
6. Косвенное дополнение
7. Обстоятельство места, времени
Подлежащие всегда отвечает на вопрос кто или что? . Определение – на вопросы какой, который, чей?, причем слово what? имеет два значения. Вопросительное слово what означает «какой?», если за ним следует существительное, и «что?», если за ним идет вспомогательный глагол. Конечно это не является жестким неизменяемым правилом. Иногда возможны смешанные варианты. Для вас главное уловить смысл вопроса.
What trees grow in your garden? – Какие деревья растут в вашем саду?
What is his favorite subject? – Какой его любимый предмет?
What did the teacher read to the students yesterday? – Что учитель читал студентам вчера?
В первом примере вопрос был задан к определению, во втором – к подлежащему, в в третьем – к дополнению. Дополнение – член предложения, стоящий после сказуемого. Дополнение как и следует из его названия дополняет значение сказуемого. Существуют понятия косвенное и прямое дополнение. Различие заключается в постановке вопроса к дополнению. Прямое дополнение отвечает на вопрос кого? что?. А косвенное на все остальные другие вопросы, в русском языке эти вопросы относятся к падежным. Примеры:
He reads this book every day. – Он читает (что?) эту книгу каждый день. (Прямое дополнение)
I gave him the book. – Я дал (кому?) ему книгу. (Косвенное дополнение)
Если косвенное дополнение выражено существительным с предлогом, то оно ставится после прямого дополнения, а если местоимением или существительным без предлога, то перед прямым дополнением. Для понимания при чтение это правило особо не нужно. Но для освоения письма на английском языке это нужно знать. Примеры:
I gave the book to the student. – Я дал книгу студенту
I gave the student the book. – Я дал студенту книгу.
Вопрос также может быть задан к обстоятельству. Обстоятельство как вы наверное помните обозначает признак действия, и может быть выражено наречием или существительным. Существенного изменения порядка слов в предложении, при постановке вопроса к обстоятельству в предложении нет. Все изменения в предложении соответствует правилу сказанному выше. Примеры:
When did he go to the party? – Когда он пошел на вечеринку?
Если специальный вопрос задается к подлежащему порядок слов остается таким же как и в утвердительном предложении, с той лишь разницей что вместо подлежащего мы ставим вопросительное слово «who/what?» , далее идет сказуемое и дополнение:
He likes to read at the window. – Он любит читать у окна
Who likes to resd at the window? – Кто любит читать у окна?
Meg gave him a present. – Мэг дала ему подарок.
Who gave him a present? – Кто дал ему подарок?
Таким образом что бы задать вопрос к подлежащему достаточно просто подставить вопросительное слово на место подлежащего. Что бы задать общий вопрос, нужно поставить вспомогательный глагол перед подлежащим. Специальный вопрос очень похож на общий, только перед вспомогательным глаголом еще ставится вопросительное слово. Примеры:
Someone wants to see her. – Кто-то хочет ее видеть.
Who wants to see her? – Кто хочет её видеть?
Who does want to see her? – Кто хочет её видеть?
Также рассмотрите другие примеры, при этом старайтесь реже смотреть на перевод справа:
Whose friend lives in the house? – Чей друг живет в этом доме?
What do you know? – Что ты знаешь?
Why do you go there? – Почему ты туда идешь?
How often do you go to the city? – Как часто ты приезжаешь в город?
Where does your mother work? – Где работает твоя мама?
How much does it cost? – Сколько это стоит?
Если предлог ставится в конце предложения, то он относится к вопросительному слову, пример:
What street do you live in? – На какой улице ты живешь?
Мы прошли тему — вопросительные предложения в английском языке . Если вам нужно дешевое такси в Москве , то на сайте:http://taxida.ru, вы всегда найдете то, что искали.
Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, вопросительными частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.
Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями.
Задание :
Сравните:
Брат приехал. - Брат приехал?; Мне придётся вернуться. - Мне придётся вернуться? Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова; ср.: Отец приедет / этим поездом? - Отец приедет этим / поездом? - Отец / приедет этим поездом?
Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на:
1. Собственно вопросительные предложения.
2. .
1. В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говорящий стремится узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на:
- неместоименные;
- местоименные .
Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями-словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишьподтверждения или отрицания чего-то предполагаемого.
Например:
Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и сказал: «Вы писатель?» - «Да» (Пауст.);
«Это каменный уголь?» - обратился я к провожатому. «Нет» (А. С)
Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово (или группа слов), в котором заключена суть вопроса.
Например:
Улыбаясь, она спросила: «Вы очень любили её?» - «Да» (М. Г.);
«Вы Куприна читали?» - спросил редактор. «Читал» (Пауст.) –
Выделяемое слово может быть вынесено в начало или в конец предложения с целью подчеркнуть его значение: «Сильно я изменился с тех пор?» - «Сильно» (Ч.); Так ты, Федотка Демидыч, выходит дело - щербатый? (Ш.)
Кроме интонации, могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели (неужто, ужели, ужель):
- ч астица ли имеет «чистое» значение вопросительности: «Да ещё звали ли?» - недоверчиво спросил Серпилин. «Звали, звали», - рассмеялся Максимов (Сим.);
Частицы разве, неужели, кроме вопросительного значения, выражают удивление, сомнение и пр., вносят в предложение оттенок неуверенности в положительном ответе: «Э... позвольте! Да разве я должен влюбиться в вас?» - «Да, дерзкий человек!» (М. Г.)
Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова - местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др. В ответе должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах.
Например:
Мальчики немного посидели неподвижно и снова толкнули друг друга. «Вы откуда взялись?» - «С выселок». - «С каких выселок?» - «С Жуковских. Это в лесу». - «Сколько же у вас дворов на выселках?» - «Два двора и есть». - «А куда вы идёте?» - «Да к вам» (Пауст.).
2. Предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму , в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы:
- вопросительно-риторические,
- вопросительно-побудительные,
- вопросительно-отрицательные,
- вопросительно-утвердительные .
Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т. п.
Например:
Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (П.);
Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? <...> Человек - выше сытости!.. (М. Г.)
Вопросительно-риторические предложения встречаются главным образом в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.
Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно.
Например:
Синиц ловить идём, дядя? (М. Г.);
«Долго я тебя буду ждать, пока ты соберёшься?» - начинает сердиться Серо-штан (Купр.);
«Ты замолчишь ноне?» - спросил Нагульнов (Ш.)
Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.
Задание:
Сравните:
Пойдём. - Пойдём же! - Да пойдёшь ты?
Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как и собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак.
Например:
Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (Ч.);
Что есть на свете лучше певчей птицы? (М. Г.;ср.: Нет ничего на свете лучше певчей птицы!);
«Куда там сейчас ехать! - сказала она и встала. - Разве отсюда вырвешься!» (Пауст.; ср.: Отсюда не вырвешься!)
Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т. п.) с помощью так называемых вопросительных слов (они здесь не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшим повышением тона в конце. «Вопросительные слова» тоже произносятся иначе: с сильным выделением, особым тембром. Вопросительно-отрицательные предложения используются для выражения отказа, отрицательного ответа.
Например:
Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных московских певцов и профессоров консерватории послушал его голос. «Да что вы! - говорил он. - Какая же опера с моим любительским голосом!» (Пауст.)
Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утверждение, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т. п.
Например:
Впряжена в тот воз одна, разве не устанет? Да зачем тебе жена жаловаться станет? (Тв.) [ср.: Впряжена в тот воз одна (она), конечно, устанет!];
Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (Пауст.; ср.: Каждый в детстве осаждал старинные замки...)
1.3.1.2.3.2 Классификация предложений русского языка по структуре
Классификация предложений русского языка по структуре является многомерной, ступенчатой: на первом этапе противопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей. Основное противопоставление в структурной классификации - простые и сложные предложения . Простое предложение имеет одно предикативное ядро.
Например:
Наш котелок тихо закипает (М. Г.);
В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Т.);
сложное - два и более.
Например:
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Г.)
В простом предложении может быть несколько подлежащих и сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро.
Например:
Сегодня молодые и старые веселились и пели
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы:
- предмет синтаксиса;
- словосочетание;
Дисциплины
Вид работы
Трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка.
Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует.
По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.
Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строятся предложения и словосочетания, разнообразны.
Основными являются формы сл
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов.
Предметом синтаксиса являются слово в
Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается лингвистами по-разному. Для одних он означает любое грамматическое сочетание полнозначных слов, включая и предложение. Такого взгля
Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выделяется грамматически господствующий член и грамматически зависимый, подчиненный член.
Так, в словосочетании:
Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным членами словосочетания можно в общем виде
Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего выражается в словосочетании формальными средствами:
- флексиями;
- служебными словами;
- положением (позицией) слов от
Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочетания во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация
Глагольные словосочетания.
В глагольных словосочетаниях господствующий член может быть выражен той или иной глагольной формой, а именно:
1. формой инфинитива (читать
Субстантивные словосочетания.
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным словом (большой дом, случайный прохожий, п
Адъективные словосочетания.
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис
Словосочетания с числительным в роли главного слова.
Словосочетания с числительными обозначают определенное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т
Упражнение 1
Выпишите из предложения все словосочетания:
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.
Словосочетание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Простые
Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативн
Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва
Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру:
- начало;
- развитие;
- завершение.
Без этих элементов интонации построить реальное предложение
Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это
Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) членение предложения, имеющее иную природу, нежели грамматическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи
Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Повествовательные предложения.
В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой:
1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно(М. Г.); В Карантин
Побудительные предложения.
Побудительное предложение выражает волеизъявление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько (или множе
Типы предложений по эмоциональной окраске
Предложения по эмоциональной окраске делятся на:
- восклицательные;
- невосклицательные
Повествовательные, побудительные и вопросительные п
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:
Текст 1
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м
Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативная, т. е. функция сообщения.
Предикативность
План темы
1. Понятие простого предложения.
2. Двусоставные предложения:
- подлежащее;
- сказуемое.
3. Односоставные предложения:
- глагольные односоставные предло
Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного ядра, с соотношением главных и второстепенных ч
Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло
Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являю
Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит активная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с
Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что пред
Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении основных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи
Определенно-личные предложения.
В односоставных определенно-личных предложениях выражается действие (признак), соотнесенное с определенным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр
Неопределенно-личные предложения.
В односоставных неопределенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель (носитель признака) не назван, но грамматически представлен как неопределенный.
Напр
Обобщенно-личные предложения.
В односоставных обобщенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб
Безличные предложения.
В односоставных безличных предложениях выражается независимое действие безотносительно к деятелю. Глагольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с
Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про
Номинативные предложения.
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бытийное значение, так и указание на совпадение бытия с моментом речи проявляются в главном члене, нез
Генитивные предложения.
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д
Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противопоставлены так называемые нечленимые предложения.
Например:
Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения:
- двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело;
-
Определение
Определение - это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях. В составе предложения определен
Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обстоятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или
Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теоретическом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло
Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из
Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения. Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все соде
Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую очередь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит
Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.
Сравнение, уподобление как специфич
Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нераспространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение
Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, побуждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Определите следующие структурные противопоставления в ряде предложений:
- двусоставные - односоставные предложения;
- нерасп
Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предложения - модальнос
План темы
1. Понятие сложного предложения.
2. Союзные сложные предложения:
- сложносочиненные предложения;
- сложноподчиненные предложения:
- нерасчлененные сложноподчинен
Понятие сложного предложения
Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (отн
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей
Соединительные предложения.
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций, что оформляется соединительными союзами. Основ
Противительные предложения.
В сложносочиненных противительных предложениях выражаются отношения противоположности, несовместимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,
Присоединительные предложения.
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значение грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая
Предложения усложненной структуры.
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть - «главное предло
Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части
Местоименно-соотносительные сложноподчиненные предложения.
В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций.
Во-первых, оно организует
Изъяснительные сложноподчиненные предложения.
Структура изъяснительных сложноподчиненных предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их «распространения». Валентность формируется не столько г
Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложноподчиненных предложений - соотнесение предикативных частей (главной и придаточной) в целом; присловной связи между ними нет
Придаточные сопоставительные.
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.
Придаточные условные.
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз
Придаточные целевые.
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняющий содержание главной части сложноподчиненного предложения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст
Придаточные уступительные.
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчиненного предложение обозначает обратное условие
Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, который не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн
Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию.
Бессоюзи
Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры.
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отношений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр
Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозначаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:
а) число предикативных частей более двух;
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Докажите, что данные предложения сложные.
Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению
Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально воплощаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные нами единицы синтаксиса - словосочетание и предложение
Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:
- целостность;
ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи
Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,
по вида
Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом
На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА
В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА.
В зале дома культуры «Россия» атмосфера
Перед вами тексты для анализа.
Задание по тексту:
Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте.
Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от
Текст - это конкретный продукт, результат речевой деятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн
Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об
Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении.
Например:
Большаяполовина студентов нашей группы явил
Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения.
Например:
Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью.
Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.
Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении.
Например:
Космодром согревает теплыми лучами солнце.
Фраза получилась двусменной. Не
Некоторые особенности порядка слов в простом предложении.
I.В русском языке широко распространены предложения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. подлежащее с зависимыми от него словами) стои
Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями.
I. Причастный оборот и прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после существительного, к которому относятся, и не должны включать его в свой состав.
Нап
Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.
Например:
Счастлив путешественник, попавший в нетронутые края
Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок.
2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ.
3.
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте, укажите случаи инверсии.
1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.
План темы
1. Понятие пунктуации.
2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения.
3. Употребление запятой между однородными членами предложения.
Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это
- собрание правил постановки знаков препинания;
- расстановка знаков препинания в тексте;
Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.
Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно
Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Например:
Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном именном сказуемом ставится тире:
1. если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая.
Наприме
Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бывают:
а) определения;
б) приложения;
Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
Например:
Предложения
Уточняющие члены предложения выделяются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми.
1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельс
Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др.
Например:
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно б
Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выделяются запятыми.
Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложносочиненное, отделяется от другого запятой.
Например:
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя
Одним придаточным
Придаточные предложения соединяются с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не являются, однако, чле
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими придаточными бывают нескольких видов.
1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч
Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой
1. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая в том сл
Когда говорящий в процессе речевой деятельности производит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию.
Чужая речь -
Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитироваться могут как законченные предложения, так и их части
Материала
1. Дайте определение пунктуации.
2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого.
3. Что такое пунктограмма?
4. Когда
Понятие о пунктуации
Упражнение 1
А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и укажите способ их связи.
Предложения
Упражнение 3
Прочитайте, укажите среди сложных предложений сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепишите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого предложения
Членами предложения
Упражнение 7
Прочитайте, укажите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются, как соединены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания
Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор простых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказывания (по
Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14
Перепишите, обозначая подлежащее и сказуемое и ставя, где это нужно, тире.
1. Дон река капризная (Пауст.). 2.
Словами при однородных членах
Упражнение 18
Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь
Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23
Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них.
1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно
Обособление определений
Упражнение 24
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях.
I. 1. За дом
Обособление дополнений
Упражнение 31
Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания
Сравнительные обороты
Упражнение 40
Прочитайте, укажите сравнительные обороты.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.
I. 1. Свет
Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл
Предложении
Упражнение 50
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений.
I. Я стал читать и
Предложении
Упражнение 57
Прочитайте. Укажите придаточные предложения, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них связано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра
Препинания в них
Упражнение 64
Прочитайте и установите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в сложное бессоюзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70
А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.
1. Он поднял голову, взгл
Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72
Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||.
1. Обращаться со слов
Пуктуация– это собрание правил постановки знаков препинания; расстановка знаков препинания в тексте; то же, что знаки препинания.
Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен.
Экзамен проводится устно, студенту предл
Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис.
Пунктуация»
(для студентов специальности «Журналистика»)
Примечание:Фонд контроль
Тема 1.3.1 Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24
Определите простое предложение:
А) Я открыл глаза.
В) В туманном небе на го
Тема 1.3.2 Простое предложение
Задание 32
Определите односоставное предложение:
А) Светало.
В) Мне придется вернуться?
С) За стеклом все было снежно и безмолвно
Тема 1.3.3 Сложное предложение
Задание 62
Определите сложное предложение:
А) Мне стало мерещиться.
В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько
Тема 2.6 Пунктуация
Задание 88
Определите восклицательное предложение:
А) Живее, кони, живее.
В) Мы въехали в кусты.
С) Дорога стала ухабистее.
V Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила слово
Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов
Аж. – В. Ажаев
Акс. – С.Т. Аксаков
А.К.Т. – А.К. Толстой
Андр. – Л. Андреев
А.Н.С. – А.Н. Со
Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.
Сложносочиненное предложение (ССП)
Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак.
Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к
Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з
Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це-
смыслового типа: почки:
а) средства связи межпонятий- а) базов
Понятие диалога
(отрывок из книги
«Образовательные возможности общения
в деятельности журналиста)
Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де
Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк
Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела
Одной из самых трудных тем для изучающих этот иностранный считаются вопросительные предложения в английском языке. Если в русском вопрос выражается интонацией и не требует запоминания специальных правил, то в языке Шекспира от знания правил зависит, поймут вас или нет. Именно поэтому вопросительные предложения на английском языке считаются сложным, но обязательным материалом для изучения.
Общие вопросы и их структура
В английской грамматике существует множество категорий вопросительных предложений. Но для начала давайте рассмотрим общую для всех английских вопросов схему. Любое вопросительное предложение начинается с так называемого ключевого слова. В этой роли могут выступать формы глагола "to be"; "to have"; "to do"; "shall", "will" и сочетания слов, образующие грамматическое время предложения в зависимости от ситуации. Примеры:
1) Are we at home already? - Yes, we are; No, we aren"t.
Мы уже дома? - Да/нет
2) Were you there? - Yes, I was; No, I wasn"t.
Ты был там? - Да/нет
3) Is your dad an engineer? He is; He isn"t
Твой папа инженер? - Да/нет
4) Has she got the doll she liked? Yes, she has; No, she has not.
Теперь у неё есть кукла, которая ей нравится? - Да/нет
5) Have you got any ideas about it?
Есть какие-нибудь идеи насчёт этого?
6) Had she ever got a car? Yes, she had; No, she hadn"t.
У неё когда-либо была машина? - Да/нет
7) Do you realy speak English so well? I do; No, I don"t.
Ты и впрямь говоришь по-английски так хорошо? - Да/нет
8) Does Nina like sushi? Oh! Yes, she does; No, she doesn"t.
Нина любит суши? - Еще как!/нет
9) Did they do the job instead of us? Yes, they did. No, they didn"t.
Они что, работали за нас? Да, работали/Нет, они не работали за нас.
10) Can you help me? Sure, I can; No, I can"t.
Ты можешь мне помочь? - Конечно/нет, не могу
11) Should I go business? I think, you should; No, you shouldn"t.
Стоит мне заняться бизнесом? - Думаю, да/Нет, это не для тебя
12) Need you this? Oh! I realy need it. No, I needn"t.
Так ли тебе надо это? - Да, надо/Нет, не надо
13) Have we been being served in the restraunt well? Yes, we have. No, we haven"t.
Нас хорошо сейчас обслуживали в ресторане? - Да/нет
14) Will the message have been received in time? Yes, it will. No, it won"t
Сообщение будет получено вовремя? - Да, вовремя/Нет.
15) Is this made of steel? Yes, it is. No, it isn’t.
Это сделано из стали? - Да, из стали/нет
Это - самые простые вопросительные предложения по английскому языку. Рассмотрим другие варианты.
Связь и структуры ответа на вопрос
Во всех представленных ответах обязательно соблюдение того ключа, в котором задан вопрос. Этим и уникален английский язык. Типы вопросительных предложений имеют некое сходство в структуре. Иными словами, в вопросе всегда есть часть ответа, а именно - вспомогательный глагол. При вопросе "Do you smoke?" нельзя отвечать "No, I"m not."
Итак, это были "generals questions" - вопросы, на которые нужно ответить "да" или "нет". Разница между ними лишь в ключевом слове, т.е. во вспомогательном глаголе.
Принцип особой роли ключевого слова применим почти ко всем категориям вопросительных типов предложений. И хотя при общих вопросах оно на первом месте, порядок слов в других предложениях может меняться, но остаётся таким же строгим. Таким образом, вопросительные предложения в английском языке имеют четко выраженную структуру, менять которую ни в коем случае нельзя.
Альтернативные вопросы
Вопрос принуждает сделать выбор. Между словами, которые выражают выбор, всегда присутствует частица "or". Примеры:
Примеры ярко показывают, что ответ на подобные вопросы должен быть кратким. Последние два примера подводят нас к рассмотрению ещё одной категории вопросительных предложений.
Специальные вопросы, или специальные вопросительные предложения в английском языке
Особенная категория вопросов в английском это "Wh-questions" или "special questions". Они не представляют сложности для изучающих английский язык. Построение вопросительного предложения зависит от начального посыла говорящего. Специальные вопросы тем и уникальны, что в них для ответа нужно не только понять суть высказывания, но и правильно выразить свою мысль, не попав в смысловую ловушку. Отличается данная категория вопросов тем, что не всегда подчиняется общей схеме английского вопросительного предложения. Собственно говоря, эта категория условно делится на 2 типа - "object question" и "subject question". Общее у них лишь то, что "Wh-questions" всегда начинаются с одного из следующих вопросительных наречий: what, where, when, why, which, who, whom, whose, how.
Виды специальных вопросов
Object question
Вопросительное наречие выступает в роли указателя подлежащего для ответа. Тут "Wh-question" подчиняется общей английской вопросительной схеме (с ключевым словом в начале предложения) лишь с той поправкой, что перед ключевым словом ставится одно из вопросительных наречий.
- Who do you choose to your team? Him. - Кого ты выбираешь в команду? Его.
- What has this man done? Nothing. - Чего такого этот мужчина сделал-то? Ничего особенного.
- Where are you going? Just shopping. - Куда направился? Да так, просто пробегусь по магазинам.
Subject question
Вопросительное наречие выступает в роли указателя дополнения к ответу. Т. е. в данном случае причина вопроса - дополнение, а не подлежащее. Имеет место утвердительный порядок слов (не подчиняющийся общей английской вопросительной схеме), но с поправкой, что в роли подлежащего выступает вопросительное наречие. Эта категория возможна лишь со словами "what" и "who", которые в переводе на русский всегда будут стоять в именительном падеже.
- Who jumps higher than others? Кто прыгает выше остальных? - Michael jumps higher than others. Прыгает у нас выше остальных Миша.
"Прыгает у нас выше остальных" - это причина вопроса (дополнение), а не Миша (какой он, что умеет, что знает).
- What makes me well? Что заставляет меня себя лучше чувствовать? - Oh! It"s inspiration. Вдохновение.
Суть вопроса заключается в "заставляет меня себя лучше чувствовать", а не какое оно (моё вдохновение).
Для сравнения: object question - What does it make yourself well? Каково это - заставить чувствовать себя лучше?
Специальные вопросы могут сочетаться и с альтернативными, например:
- Who do you like, Mary or Lucy? - Тебе кто больше нравится, Маша или Люда?
- What goes next, task or rest? - Так что дальше, задание или отдых?
Чем отличаются вопросительные конструкции в русском и английском?
Теперь рассмотрим наиболее радикальное различие при ответах в русском и английских языках. Вопросы с отрицанием (negative questions) зачастую служат для большей эмоциональной окраски вопроса, например:
- Разве ты не хочешь пойти сегодня туда с нами? - Don"t you go with us there today?
Ответ "да, (не хочу)", будет звучать как "No, I don"t." А "нет, (хочу)" - "Yes, I do."
Вопросительные предложения в английском языке с отрицательным словом в ответе всегда означают отрицательный ответ, и наоборот. В русском же языке при данном вопросе слово "да" может означать "не хочу", а слово "нет" - "хочу". Неправильно будет сказать по-английски "Yes, I don"t". В английском языке нельзя сочетать "да" с отрицательными частицами. Negative questions особенно актуальны в деловом общении.
- Wouldn"t you like a cup of coffee? Как вы, согласитесь на чашечку кофе?/Не хотите ли чашечку кофе?
Еще один - разделительные вопросы - тоже служат скорее для эмоциональной нагрузки, чем для передачи самого смысла. Они переводятся на русский только с помощью конструкции «не так ли?» Разделительные вопросы употребляются довольно редко, особенно в разговорном варианте английского языка. В потоке речи чаще всего британцы и американцы также используют интонацию. Но на письме крайне важно соблюдать все грамматические правила. Вопросительные предложения в английском языке выполняют свою коммуникативную задачу, только если правильно построены. Например:
- Is he just a driver, isn’t he? - Он ведь просто водитель, не так ли?
- The monk likes to be on his own. Doesn’t he? - Этот монах любит оставаться наедине с собой, ведь так?
Таким образом, вопросительные предложения в английском языке - это отдельный раздел грамматики, который требует кропотливого и вдумчивого изучения.
Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются:
А) собственно-вопросительное предложение. на которое реально ожидается ответ. Далеко вы отсюда живете? (Тургенев);
Б) вопросительно-утвердительное предложение. содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении. Да ведь фуражка на голове у вас? (Горький). Неужто ты не понимаешь, что сам виноват? (Горький);
В) вопросительно-отрицательное предложение. в котором под видом вопроса выражается отрицание. Разве можно не любить вас? (Тургенев);
Г) вопросительно-побудительное предложение. в котором через вопрос выражается побуждение к действию. Отчего же ты у меня не спросишь? (А. Островский);
Д) вопросительно-риторическое предложение. содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна? (Чехов). По наличию в предложении вопросительных местоимений или наречий различаются вопросительные предложения местоименные и неместоименные. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин). Разве перерыв? (Серафимович).
Грамматические средства оформлевпя вопросительных предложений:
1) вопросительная интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса). Уж не больны ли вы? (Гоголь) (выделяется слово больны);
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос). Понятен сам мой ужас? (Горький) (выделяется слово понятен) ;
3) вопросительные слова (вопросительные местоимения, наречия, частицы). Какая из прочитанных книг вам больше нравится? (М. Островский). Почему я не могу ехать? (Л. Толстой). Привет ли то был, упрек ли? (Тургенев). Неужели и вправду отзвенели мечи? (Есенин). А разве другой должности для тебя не найдется? (Лаптев).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. – М. Просвещение. Розенталь Д. Э. Теленкова М. А. 1976 .
Смотреть что такое “вопросительное предложение” в других словарях:
Вопросительное предложение – 1. Предложение, в котором содержится вопрос 2. Синтаксическая единица, классифицируемая в зависимости от цели высказывания. 3. Синтаксическое средство языка, употребляемое в различных стилях: научном, разговорном, художественном, публицистическом… Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило
Вопросительное предложение – предложения, прямое коммуникативное предназначение к рых состоит в том, чтобы выразить стремление говорящего получить от слушающего необходимую информацию, к рой сам говорящий не обладает, но, по его мнению, обладает слушающий. Требуя определ… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Предложение (лингвистика) – У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия
Предложение (категория синтаксиса) – Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. (“Современный русский язык” Валгина Н. С.) … Википедия
Неполное предложение – Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. (“Современный русский язык” Валгина Н. С.) … Википедия
Полное предложение – Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. (“Современный русский язык” Валгина Н. С.) … Википедия
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Синтаксический анализ предложения – это полная характеристика предложения как основной синтаксической единицы. Синтаксический анализ начинаем с указания простое или сложное...