Домой / Продавец квартиры / Хорошая ли профессия журналист. Профессия журналист. Виды и задачи журналистской деятельности

Хорошая ли профессия журналист. Профессия журналист. Виды и задачи журналистской деятельности

Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще - не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста - доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста - это не просто и не только сознательный выбор - это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

Но и навыки - это еще не все. Истинный журналист - это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» - она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького - герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

Что такое журналистика?

О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

  • Копирайтинг - одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
  • Блоггинг - его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов - блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь - общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

Тонкости журналистской профессии

Профессия журналиста - профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, . Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист - это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т.к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому , робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

Как этому научиться

Многие уверены, что журналистика - профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, - это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе - история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала - он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

  • проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
  • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
  • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
  • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
  • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
  • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени
  • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
  • Сделайте принцип «минимум теории - максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
  • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки журналистики

Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых: на наш взгляд: важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

Во первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском - выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

Копирайтинг - одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

Как проходить занятия

Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально , которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами - пусть и небольшой, но все же опыт.

Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование - это , основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, - это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

Полезные ресурсы по обучению журналистике

Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

Можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

Любой из этих ресурсов (а также и наш проект ) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

Цитаты известных людей о журналистике

«Журналист - человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» - Дейм Ребекка Уэст

«Журналист - это чистильщик улиц, работающий пером» - Наполеон

«Журналистика - это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» - Андре Жид

«Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги » - Крейг Браун

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты» - Жарко Петан

«Журналистом может быть любой, даже я» - Фил Донахью

«Профессия журналиста - одна из самых трудных. Журналист - одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» - Ислам Каримов

«Лучше делать новости, чем рассказывать о них» - Уинстон Черчилль

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» - Василий Ключевский

«Журналисты - часовые общества» - Андрей Ларухин

Желаем вам удачи в обучении и работе!

Работа мечты! Посещаешь интересные места и мероприятия, являешься очевидцем и соучастником «топовых» событий, встречаешься с известными людьми, а тебе еще и деньги за это платят. У будущего журналиста действительно заманчивые перспективы. Однако стать им может далеко не каждый. И не потому, что конкурсы на факультеты журналистики достаточно высокие. Репортерское ремесло не терпит лени, равнодушия, успокоенности и почивания на лаврах. Это не профессия - образ жизни. Ты готов трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек на сайте? Тогда диктофон тебе в руки!

История журналистики

Необходимость сообщать и получать актуальные сообщения возникла у людей на заре человечества. Сначала обмен информацией происходил с помощью звуков и жестов, но в процессе эволюции к трансляции подключилась речь.

Первыми журналистами можно считать глашатаев, объявлявших народу о чем-то новом и важном. Их упоминали еще древние историки Тацит, Геродот и Плутарх. Одни из так называемых вестников работали на правителей и доносили официальные известия. Другие выбирались народом и распространяли публичные новости.

Следующие на авансцену древней журналистики вышли ораторы. Выражаясь современным языком, это были одновременно и пиарщики, и проповедники. Они выполняли одну из главных функций представителей СМИ - влияли на общественное мнение, формировали его и побуждали к совершению тех или иных действий.

Вскоре стали выходить первые газеты. Это были сводки новостей, написанные от руки на бумаге, гипсовых досках и других материалах. Составлением текстов для рукотворных изданий занимались чиновники, отвечающие за финансовые и юридические вопросы, сотрудники казначейства и другие должностные лица.

Необходимость в свежей информации породила потребность в первых информационных агентствах. Люди, умеющие добывать новости и излагать их в письменном виде, начали создавать новостные бюро. Пионером в этом деле стала Франция. Затем новостные редакции появились в Германии, Италии и других странах. Их сводки покупали богатые горожане и провинциалы, приезжавшие в крупные города.

Расцвет журналистики начался с изобретения книгопечатания, а пиком для развития профессии стал конец XVI - начало XVII веков.

В этот период расширялись международные связи, развивались рыночные отношения, наука, культура, заработала почтовая служба, распространялась грамотность, увеличивалось число образованных людей.

В XVII веке появились первые «настоящие» журналы и ежедневные газеты. В России вышло печатное издание «Ведомости». В XVIII веке СМИ были делом рук и выразителями мнения одного человека - издателя. Он же являлся автором всех публикаций. В 19 веке пресса перешла в руки политических и общественных организаций, разного рода партий, ассоциаций и объединений.

В XX веке журналистика превратилась в средство влияния, ведь уже появилось радио и телевидение. СМИ могли изменить ход принятия политических решений, уничтожить чью-нибудь репутацию, свергнуть правительство. И, наконец, XXI век стал эрой развития сети Интернет и электронных средств массовой информации. Но этому этапу истории журналистики еще предстоит дать оценку…

Описание и специфика профессии

Основная задача журналиста - собирать актуальную информацию и передавать ее в СМИ. Главный объект деятельности репортера - новость.

Любопытно, что за тысячи лет существования журналистики понятия, определяющие суть профессии, не изменились. Но информационное пространство стало другим. Сегодня это, в первую очередь, электронные средства массовой информации и только потом телевидение, радио и бумажные издания.

Иной стала и специфика работы журналиста. Вчера в ней было много оценочных суждений, морализаторства и наставничества. Сегодня ценятся факты, экспертные оценки и аналитические данные, причем исключительно первой свежести и из первых рук.

Современный репортер должен работать оперативно, уметь быстро отделять важное от второстепенного, транслировать не свое мнение, а компетентных спикеров.

Впрочем, миссия журналиста и принципы журналистской этики остались прежними. Носитель этой профессии должен:

  • реализовывать право людей на получение правдивой информации;
  • быть честным и объективным;
  • нести социальную ответственность за свою работу;
  • проявлять уважение к частной жизни и человеческому достоинству;
  • уважать общественные интересы, всеобщие ценности и многообразие культур;
  • противостоять войнам и другому злу, представляющему угрозу для человека;
  • содействовать международному порядку в сфере информации.
Рейтинг ТОП-11 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Каким должен быть настоящий журналист

Главный рабочий инструмент человека с диктофоном и микрофоном - слово. Пользоваться им нужно по принципу «не навреди». Одно неосторожное суждение может не только изменить чью-то жизнь, но даже повлиять на ход истории.

Чтобы понять, подходит ли вам эта профессия, необходимо, прежде всего, выяснить, умеете и, главное, любите ли вы писать. Будете вы работать в печатных СМИ или на телевидении, без навыка складывать слова в грамотные предложения вам не обойтись. Если терпеть не можете - в мире много других специальностей, где этого не требуется.

И еще один совет. Прежде, чем поступать на факультет журналистики, устройте себе стажировку в «непафосном» СМИ. Выберете, например, районную газету. Ежедневная работа обычного репортера, лишенная всякого гламура, будет лучшей иллюстрацией к выбранной вами профессии. Потому что журналистика - не только интервью с первыми лицами и посещение дипломатических приемов, но также репортажи с колхозных полей, беготня по городу в поисках интересного события и «разборки» с нечестными представителями сферы обслуживания.

Качества, необходимые будущему журналисту:

  • владение словом, умение писать грамотным и доступным языком;
  • большой словарный запас, грамотная речь;
  • наличие широкого кругозора и углубленных знаний в какой-нибудь области;
  • любознательность и любопытство;
  • неравнодушие;
  • скрупулезность;
  • коммуникабельность;
  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • терпимость, хорошая выдержка, дипломатичность;
  • умение работать в команде;
  • хорошее здоровье.

Специальности в журналистике

В современном репортерском ремесле востребованы не только специалисты-универсалы, но и профессионалы, имеющие узкую специализацию. Вы можете отлично разбираться в мобильных устройствах или интернет-технологиях, быть экспертом по экономическим или юридическим вопросам, считаться гуру в темах цветоводства или воспитания детей. У каждого есть возможность найти работу в сфере своей компетенции.

Но прежде стоит сделать выбор в пользу одного из основных направлений в журналистске:

  • печатные СМИ;
  • мультимедийные издания;
  • радио и телевидение;
  • фотожурналистика и технологии;
  • международная журналистика;
  • реклама и связи с общественностью;
  • редакционно-издательское дело и информатика.

Получая степень бакалавра на отделениях журналистики можно обучиться 44 современным, в том числе, крайне актуальным сегодня профессиям. Перечислим некоторые из них:

  • Ведущий теле- и радиопрограмм.
  • Диктор.
  • Литературный критик.
  • Музыкальный критик.
  • Спортивный журналист.
  • Редактор сайта - создает оригинальный контент для интернет-ресурсов.
  • Редактор телевизионных программ - работает над наполнением передачи и повышением ее рейтинга.
  • Технический редактор - занимается разработкой проектов художественного и технического оформления изданий.
  • Контент-менеджер – отвечает за содержание издания или сайта.
  • Бильд-редактор - ищет иллюстрации для материалов в СМИ.
  • Выпускающий редактор - ответственный за выпуск издания или программы.
  • GR-менеджер - взаимодействует с органами власти.
  • SMM-менеджер – занимается продвижением web-сайтов, товаров или услуг с помощью соцcсетей.
  • Архитектор трансмедийных продуктов – проектирует контент и сервисы для нескольких средств массовой коммуникации.
  • Digital-стратег – разрабатывает стратегию бренда и план его продвижения.
  • Контент-маркетолог - проводит аудит рынка и занимается разработкой стратегии продвижения товара или услуг с помощью публикаций в СМИ.
  • Копирайтер - пишет тексты рекламного характера.
  • Медиапланер - составляет медиа планы в соответствии с целями рекламной кампании.
  • Пресс-секретарь - предоставляет официальную информацию о компании или учреждении, подготовленную для печати, радио и телевидения.
  • Специалист по информационной борьбе - ведет работу по обнаружению элементов ведения информационной войны, создает системы предупреждения ее негативных последствий.
  • Спичрайтер - составляет тексты для публичных выступлений бизнесменам, чиновникам и другим официальным лицам.

ТОП-20 вузов обучающих профессии журналиста

  1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. Московский государственный институт международных отношений.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г.Москва).
  5. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
  6. Национальный исследовательский Томский государственный университет.
  7. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
  8. Южный федеральный университет (г.Ростов-на-Дону).
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г.Екатеринбург).
  10. Российский университет дружбы народов (г.Москва)
  11. Дальневосточный федеральный университет (г.Владивосток).
  12. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г.Москва).
  13. Южно-Уральский государственный университет (г.Челябинск).
  14. Воронежский государственный университет.
  15. Московский государственный лингвистический университет.
  16. Сибирский федеральный университет (г.Красноярск).
  17. Новосибирский государственный технический университет.
  18. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева.
  19. Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
  20. Московский педагогический государственный университет.

Где можно работать после журфака

Сфера деятельности выпускника факультета журналистики – очень широкая. Начинающие и опытные репортеры требуются в интернет- изданиях, газетах, журналах, на радиостанциях и телевидении. Корреспонденты - главные творческие единицы в информационных агентствах. Журналисты также работают в пресс-службах компаний, государственных органов и учреждений, занимают должности в структурах частных и государственных предприятий, связанные с продвижением товаров и услуг в СМИ (PR-отделы, рекламные отделы и т.д.)

Зарплата выпускника журфака зависит от места работы, сферы деятельности компании или организации, ее успешности, а также от занимаемой должности специалиста. Она может начинаться от 30 тысяч рублей и доходить до 150 тысяч и выше.

Плюсы и минусы профессии журналиста

Репортер - одна из самых многообразных и интересных специальностей. Но тот, кто пришел в нее всерьез и надолго, знает - в работе есть не только розы, но и шипы. К этому нужно быть готовым, чтобы в будущем не испытать разочарования. Рассмотрим позитивные и негативные стороны журналистики.

«Плюсы »:

  • отсутствие однообразия в работе;
  • все условия для саморазвития;
  • неограниченные перспективы карьерного роста;
  • возможность самому регулировать свою занятость и уровень дохода.

«Минусы »:

  • ненормированный рабочий день;
  • повышенные эмоциональные нагрузки и психологическое напряжение,
  • нередкие стрессовые ситуации;
  • высокая ответственность за слова и действия.

Резюме

Несмотря на романтический ореол, который всегда сопровождал эту профессию, журналистика - ответственный, морально и физически нелегкий труд. Тот, кто ее выберет, будет иметь мало свободного времени и много нагрузки. Да, и регулярный стресс ему тоже гарантирован. Но если перспектива сидеть в тихом офисном «омуте» с 9.00 до 18.00 пугает вас намного больше, - дерзайте!

Мэтры журналистики утверждают, что принимая во внимание все прелести и ужасы профессии, она стоит того, чтобы посвятить ей жизнь. Не зря же многие из них подписываются под словами: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете. Если снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти»…

Журналист

3 (60%) 2 vote[s]

Журналист — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналисты наиболее престижной специализации ориентированы на публицистическую работу (колумнисты), как правило имеющую своей целью формирование определённого общественного мнения, а также оказание корректирующего влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как «четвёртой власти» — в дополнение к трём официальным ветвям) в рамках определённых учредителями изданий, радио и телеканалов.

Журналисту — корреспонденту, репортёру (информационно-новостному работнику) и обозревателю (аналитику) может ассистировать телеоператор, продюсер и технический персонал.

Фотограф СМИ может работать, как в паре с репортером или корреспондентом, так и самостоятельно готовить репортаж для своего издания. При этом он может быть фотожурналистом.

Журналист - древняя творческая профессия. Журналист является источником новостей о событиях, происходящих в мире. Журналисты работают в редакциях газет, журналов, на телевидении, в радиокомпаниях, пресс-центрах, сфере образования. Профессия журналиста считается опасной: возможны командировки в «горячие точки», в экстремальные места. Профессия журналиста требует бешеного темпа работы, график работы может быть ненормированным. Журналист может занимать должность штатного/внештатного корреспондента, репортера, ведущего рубрики, главного редактора, диктора, звукорежиссера, oбoзpeвaтeля, комментатора и др.

Основная задача журналиста - информирование людей новыми достоверными фактами. В обязанности журналиста входит поиск и написание статей, новостей, рекламных текстов, репортажей, обзоров, очерков.

Способности к этой профессии есть у тех, кто любит: активно участвовать общественной жизни; быстро переключаться с одной работы на другую; наблюдать за поведением и жизнью людей; анализировать явления и события.

Личные качества:

Любознательность

Целеустремленность

Коммуникабельность

Аналитические способности

Хорошая память

Образование

Журналист должен иметь высшее профессиональное образование в области журналистики, знать психологию общения, иностранные языки, иметь хорошие навыки общения с людьми, сбора, поиска и отбора необходимой информации, аналитические способности, образное мышление, хорошую память, мобильность, умение ясно излагать мысли, быть коммуникабельным, любознательным, находчивым, сообразительным, эрудированным, доброжелательным, вежливым, физически выносливым человеком.

Специальную профессиональную подготовку получают на факультетах журналистики (в Москве МГУ и МГИМО).

Виды деятельности, которые может вести журналист.

1. Внештатный корреспондент или «фрилансер». Это независимый журналист, предлагающий свои материалы изданию. Живет на гонорары, которые получает за публикацию своих произведений и их перепечатку.

2. Собственный корреспондент. Обязанность - сбор информации, поставка свежих новостей. Должен разбираться во всем: от митингов до концертов.

5. Ответственный секретарь. Помогает согласовать работу отделов, контролирует всю работу по выпуску свежего номера, начиная с составления предварительного плана номера до верстки и сдачи макета в типографию.

6. Главный редактор. На нем лежит ответственность за подготовку материалов к печати и выход номера. Создать стиль газеты или журнала может только яркая личность.

В отличие от внештатного корреспондента, постоянный сотрудник газеты получает зарплату и гонорар. Правда, после кризиса гонорары во многих газетах сократили или прекратили выплачивать вообще.

7. Неплохо может заработать журналист, нашедший себя в рекламе. Перспективно новое направление, появившееся в течение последнего десятилетия, - наружная реклама (щиты, вывески, витрины).

8. Работа на радио и телевидении предполагает и написание сценариев, и озвучивание текстов, подготовку своих программ, выход в прямой эфир. Это радиовещание, ди-джеи, дикторы, звукорежиссеры, обозреватели, комментаторы.

9. Журналистской элитой всегда считались «международники» и требования к ним по-прежнему высоки: знание нескольких иностранных языков, умение хорошо разбираться в истории и культуре той страны, где они будут работать.

Заработная плата журналиста во многом зависит от мeстa работы: её размер может колебаться в зависимости от занимаемой должности. Тележурналист - отличная стартовая площадка для будущей карьеры на телевидении. Затем можно перейти на другой канал либо дорасти на этом канале до позиции редактора, режиссера, продюсера, шеф-редактора, руководителя телевизионного канала.

Профессия журналист — одна из самых востребованных. Вакансий всегда предостаточно.

По характеру журналистскую профессию можно определить как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы, как индивидуально-коллективную, по­скольку процесс творчества носит творческо-индивидуальный ха­рактер, но тип деятельности в целом коллективный. Это профес­сия оперативная, динамичная, с большой долей непредсказуемых и разнообразных, каждый раз меняющихся ситуаций.

По типу профессия в основном умственная, связанная с пере­работкой информации, со словом и другими знаковыми система­ми, однако и практически-коммуникативная, социономная, пред­полагающая непосредственное общение с людьми в процессе сбо­ра информации.

Журналистская профессия характеризуется высоким уровнем социальной ответственности, широкими контактами, от заочных (через публикации, эфир) до очных встреч, «круглых столов», читательских, слушательских, зрительских конференций, других общественных акций, которые мы сейчас называем службой свя­зей с общественностью, паблик рилейшнз.

В то же время главным достоинством и особенностью профес­сии выступает ее творческий характер (креатизм); наличие поис­ковых компонентов в деятельности (эвристичность), высокая сте­пень новизны, неповторяемость жизненных ситуаций.

Виды и задачи журналистской деятельности.

Преобладающие виды деятельности

литературно-творческая и познавательная , т.е. создание собственных материалов для СМИ;

редакторская , предполагающая редактирование различног типа текстов;

планирование и организация , участие в производственно технологическом процессе выпуска газеты, журнала, телерадио программы, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п.;

работа с так называемой ретранслируемой информацией , T.e с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ и т.п.;

взаимодействие с общественными и государственными структурами , с аудиторией и общественным мнением (паблик рилейшенз)

Амплуа журналиста.

Нужно найти свое амплуа, свой имидж. Можно попробовать, если нет иного способа, проводить свои взгляды при помощи иноска­зания, пародии, иронии, смеха, шутки, сказки, мифа, молча­ния, наконец. Но это требует высочайшего профессионального ма­стерства. Главное, чтобы цель была благая - при помощи опера­тивной информации ориентировать людей в жизни с позиций общегуманитарных ценностей.


Имидж журналиста.

См. вопрос №29

31.Личность журналиста. Профессиональные качества .

Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким уровнем социальной ответственности, творчес­ким характером, парадоксальностью и драматизмом, проецирует­ся на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представи­тель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналис­та, как некую целостность основных профессиональных, гражданс­ких, нравственных, психологических, творческих, социально-демог­рафических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе. (подробно см. табл. № 1)

Профессиональные качества:

· Талант , литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в профессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доминанта, желание заниматься журналистикой.

· Образование. Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает.

· Оперативность. Безусловно, нужно уметь работать быстро, оперативно, быть мобильным, подвижным.

· Адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость. Очень важны и такие качества, как адап­тивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, ра­ботать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, вы­носливость, стрессоустойчивость.

· Коммуникабельность. Нельзя представить журналиста без таких свойств, как комму­никабельность, умение общаться с людьми, понимать их потреб­ности и интересы, эмпатия (способность понять нужды и настро­ение другого человека, посочувствовать ему).

· Наблюдательность , умение удивляться, объективность, инту­иция - тоже родовые свойства журналиста.

По специализации: (подробно см. таб. №2)

· Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчи­вость, быстрота реакции, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый «репортерский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество.

· Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать от­дельные явления в их связи с другими, их сложности и целостнос­ти, объективность, способность представлять и объективно под­мечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независи­мость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

· Публицист немыслим без яркой индивидуальности, выеркой доли личностного начала в творчестве, умения привлечь внима­ние аудитории, убедить ее. Ему нужны эрудиция, ярко выражен­ные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.

· способности, независимость суждений.

· Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор , организующий общение в студии, - это человек артистичный, обаятельный, об­ладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь свое «лицо», ярко выраженную индивиду­альность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важных черт является эмоционаность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителем.

· Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, способность ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником.

32.Особенности деятельности журналиста. Условия и ритм труда.

К основным характеристикам условий деятельности, режима! труда журналиста относятся: ненормированный рабочий день, повышенная оперативность и интенсивность труда, неравномерность трудового ритма, сложность работы с источниками инфор­мации, высокий уровень психологического напряжения. Это связано, прежде всего, с командировками и работой в экстремальных условиях, с ситуациями повышенного риска, иногда в «горячих точках» страны и планеты, опасностью для жизни и здоровья. Не исключены конфликты и сложности во взаимоотно­шениях с властями, политическими и коммерческими структура­ми, с владельцами, руководителями редакций, возможность су­дебных процессов, подкупы и преследования журналистов.

Обобщая основные характеристики профессии, скажем, что это одна из самых сложных и многообразных по функциям, сферам деятельности, способам взаимодействия с аудиторией профессия, предполагающая различные творческие и организационные виды ра­боты в условиях ненормированного, оперативного, интенсивного режима труда.

Здесь же в заключение суммируем основные особенности жур­нализма как профессии:

♦ информационность, вербальность, связь со словесным твор­чеством;

♦ всепроникаемость, многоуровневость;

♦ многофункциональность, универсализм;

♦ социономизм, социальный характер, зависимость от типа
Цивилизации, общества, страны, государственного устройства;

♦ коммунитарность, медийность, т.е. способность быть средством связи, общения, коммуникации;

♦ творческий характер, креативность;

♦ ритмологичность, цикличность, порционность информации;

♦ «массовизм», следование законам массового общества, массовой культуры, подчиненных законам усредненности;

♦ оперативность, даже симультанность, т.е. одновременное с отражением информации ее восприятие и способность сделать участниками события аудиторию;

♦ опосредованность общения с аудиторией, отсроченный эффект;

♦ мозаичность профессии, ее неупорядоченный, неструктурированный, спонтанный, случайный, ситуативный характер деятельности, диктуемый условиями момента;

♦ диалектичность, текучесть, неисчерпаемость, адекватность жизненному потоку;

♦ разнообразие, многообразие содержания труда;

♦ напряженность, высокая социальная и психологическая стрессовость профессии;

♦ парадоксальность профессии;

♦ мобильность, подвижность профессии;

♦ адаптивность;

♦ познавательность, высокая степень новизны в процессе деятельности;

♦ высокая степень социальной ответственности;

♦ ориентирующий характер, открытая и скрытая ценностность (аксиологичность) профессии;

♦ документализм, адекватность ситуативной реальности;

♦ сегодняшность, сиюминутность, злободневность, актуальность;

♦ открытость профессии, доступность проникновения в профессию людей с любым типом образования, ее не узкоспецифичный (как, например, у медика или химика) характер;

♦ публичность, общественный характер профессии.

Социологические исследования свидетельствуют, что, говоря о сложностях и трудностях профессии, журналисты обычно назы­вают не нормированность рабочего времени, большой объем дел," высокий темп и ритм труда, постоянную спешку, высокую сте­пень социальной ответственности, большие морально-психологические перегрузки, нервное напряжение, невозможность глубоко вникнуть в проблемы из-за нехватки времени. Теперь к этим чисто; профессиональным трудностям добавляются опасности, связан­ные с нынешней переломной ситуацией в стране, преследования, запугивания, судебные процессы, угрозы жизни и здоровью.

Основная сложность профессии в огромной социальной и мо­ральной ответственности перед обществом, перед людьми, перед историей.


Похожая информация.


Ирина Давыдова


Время на чтение: 8 минут

А А

История журналистики в нашей стране началась в далеком 1702-м году, когда вышла первая газета с названием «Ведомости» — по указу Петра Великого и изданная типографским методом. Старее была только рукописная газета «Куранты», которую распространяли в свитках для царя Алексея и приближенных к трону. Сегодня профессия журналиста входит в ТОП-20 самых популярных, несмотря на ряд особенностей и даже недостатков.

Стоит ли идти в данную профессию, и чего от нее ждать?

Где и как работает журналист — плюсы и минусы работы

На заре становления данной, популярной сегодня, профессии, словом «журналист» было принято называть человека, чьи статьи печатались в газетах.

Сегодня же журналистом могут называть даже «блоггера», который пишет короткие заметки на интернет-сайтах. Как, например, .

К журналистике имеют самое прямое отношение:

  • Репортеры .
  • Военные корреспонденты , ведущие репортажи из горячих точек.
  • Гонзо-журналисты , пишущие от 1-го лица и непосредственно свое мнение.
  • Комментаторы . Специалисты, которых мы обычно не видим, но узнаем их голоса, звучащие, например, в футбольных матчах.
  • Обозреватели , пишущие о событиях в мире без эмоций и от 3-го лица.
  • Ведущие теле- и радиопрограмм — специалисты с отменной дикцией, ораторским талантом, выдержанные и творческие люди.
  • Интернет-журналисты , сочетающие сразу несколько функций в своей работе.
  • , которые пишут тематические статьи, чаще всего, удаленно.
  • А также критики, фотокорреспонденты и проч.

Чем занимается журналист?

Прежде всего, в обязанности журналиста входит информирование общества о различных событиях в своей стране и в мире в целом.

Журналист…

  1. Ищет информацию (90% работы — это поиск информации).
  2. Наблюдает за объектом своего исследования.
  3. Берет интервью.
  4. Работает с документами, проверяет факты и их достоверность.
  5. Обрабатывает информацию.
  6. Пишет статьи.
  7. Формирует материалы для редактора.
  8. Фиксирует события на фото- видео-носители.
  9. Отслеживает мнение аудитории и держит с ней обратную связь.

Стоит отметить, что основной особенностью профессии является не столько информирование общественности, сколько формирование общественного мнения. Именно поэтому ответственность журналиста за свою работу крайне высока.

Кроме того, профессиональный журналист должен хорошо знать законодательство . Особенно, в той его части, которая касается СМИ.