Домой / Продавец квартиры / Трудовые отношения в мчп. Особенности трудовых отношений в международном частном праве Закон места осуществления трудовой деятельности мчп

Трудовые отношения в мчп. Особенности трудовых отношений в международном частном праве Закон места осуществления трудовой деятельности мчп


СПБ ГОУ СПО "Политехнический колледж городского хозяйства"

Курсовая работа

По дисциплине "трудовое право"

Тема: "Международные трудовые отношения"

Выполнил:

Студент группы ЮС-209

Кремлёв Г.Я.

Проверил: преподаватель

Крумина Татьяна Владимировна.

  • Введение
    • 1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений
    • 2. Трудовые права иностранцев в РФ и российских граждан за границей
    • 3. Социальное обеспечение
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Развитие современного мира неумолимо бежит в перёд, неустанно наращивая темп. На сегодняшний день страны объединяют не только дипломатические отношения, но и быстро растущие транснациональные корпорации. ТНК как и многие другие большие компании пользуются услугами иностранных специалистов, что порождает трудовые миграции, которые вынуждают государства защищать интересы своих граждан по вопросам труду устройства. Что создаёт проблемы трудоустройства иностранцев за рубежом. В своей работе я бы хотел рассмотреть две точки зрения, с позиции работника и со стороны принимающей страны. В процессе анализа я постараюсь выяснить, что же предпринимают государства для защиты рабочих мест граждан? Как действуют государства что бы облегчить трудоустройство своих граждан за рубежом? Насколько велика текучесть кадров как она меняется?

1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений

Одной из важных отличительных черт современного мира является глобализация. Ярким примером которой, может служить не так давно произошедшее образование таможенного союза между: Россией, Белоруссией и Казахстаном. Процесс глобализации в настоящее время ярко себя проявляет в попытках граждан ФРГ установить односторонние нормы смягчения визового режима с Российской Федерацией. Продуктом глобализации является растущая заинтересованность малых стран от транснационального капитала, образование меж государственных объединений, вызванных взаимным интересом с целью сотрудничества. Безусловно межгосударственные связи не могут не сказаться на законодательстве, этот процесс породил международные отношения. Большое место в которых занимают, именно трудовые отношения поскольку: одним из проявлений глобализации является увеличение масштабов внешней трудовой миграции и усложнение трудовых отношений, основной целью создания государственных объединений является различные трудовые потенциалы. Процесс глобализации неизбежно ведёт интернационализации производства.

Интернационализация производства, проходившая в XX веке, резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в характере политического строя.

Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению труда иностранных граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с другой -- к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.

Впервые эта возможность получила свое закрепление в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 15 января 1991 г. В этом законе было предусмотрено, что "граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей". В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что "граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей" (ст. 10). С 1 января 1993 г. в России вступил в силу закон СССР от 20 мая 1991 г., регулирующий выезд и въезд граждан. На основании этого закона гражданин РФ имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.

Однако конечный результат этих миграций ведет к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

По численности иммигрантов в Европе лидирует Германия, где число иностранных граждан превышает 7,3 млн. граждан. В процентном отношении от общей численности населения в Европе выделяются Люксембург и Швейцария. Здесь доля иностранных граждан составила в 2000 г., соответственно, 37,3 и 19,3 %. Эти страны лидируют и по доли иностранцев в общей численности рабочей силы, соответственно, 57,3 и 18, 3 %. Этот показатель составил во Франции и Бельгии около 9%.

В том числе зарегистрированных по месту жительства

На 10тысч человек населения

На 10 тысч человек населения

Миграция всего

Прибывшие

Выбывшие

Прибывшие

Российский ученый-экономист Геннадий Старченков так описывает неожиданный "бумеранг миграции" в Западной Европе. После Второй мировой войны многие европейские страны из-за больших материальных и людских потерь испытывали дефицит рабочей силы. Началась массовая миграция азиатских и африканских рабочих. Побудительными мотивами являлся повышенный спрос на рабочую силу, относительно высокая оплата труда и безработица на родине мигрантов. Относительно благоприятные условия для трудовой иммиграции существовали до начала мирового нефтяного кризиса, начавшегося в 1973 году. Рост мировых цен в последующие годы в 16 раз привел к падению производства и многие европейские страны ужесточили иммиграционную политику. Однако, несмотря на все ограничения, численность иммигрантов продолжала расти, так как научно-техническая революция требовала дополнительной, преимущественно квалифицированной рабочей силы. После 11 сентября 2001 года произошло дальнейшее ужесточение иммиграционной политики, когда были разрушен символ американского экономического могущества. В некоторых странах была проведена депортация "подозрительных лиц", однако это не повлияло на существенное сокращение численности иностранных рабочих. В конце двадцатого столетия в Европу ежегодно прибывало до одного миллиона иммигрантов, а удельный вес иностранцев в численности населения Западной Европы увеличился в девяностые годы с 8,6 до 10, 3%.

Порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд, допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения установлены законодательством ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и др.

В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране.

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется "Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы". Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также предусмотрены: охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных правил; порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции, связанные с приемом на работу и въездом иностранцев или оформлением за границу любых работников, возлагаются исключительно на Национальное управление по иммиграции.

В этой связи большое значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.

Не малую роль играет, и участие ООН в международном регулировании трудовых отношений, которое предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

1. повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2. разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

3. всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержится ряд положений, касающихся трудовых отношений. Так, п. 2 ст. 21 Декларации провозглашает право каждого человека на равный доступ к государственной службе, ст. 22 - право на социальное обеспечение, ст. 23 - право на труд и защиту от безработицы, равную оплату, удовлетворительное вознаграждение за труд, создание профсоюзов и вхождение в них, ст. 24 - право на отдых, включая ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск. Юридически Всеобщая декларация прав человека принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и не обладает обязывающим характером. Однако моральный авторитет Декларации позволил ей оказать значительное влияние не только на национальное законодательство, но и на ряд международно-правовых документов договорного характера, посвященных вопросам труда. Второй важнейший документ ООН, закрепляющий трудовые права человека, - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. Вопросам охраны труда в нем целиком посвящены ст. 6-9 (право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на ассоциацию и право на социальное обеспечение), а также положения п. 3 ст. 10 (охрана труда детей и подростков) и п. 2 ст. 13 (профессионально-техническое образование). Отдельные нормы, связанные с трудовыми отношениями, имеются и в принятом Генеральной Ассамблеей в 1966 году Международном пакте о гражданских и политических правах (запрещение принудительного труда, свободное осуществление права на ассоциацию) и в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 году (запрещает расовую дискриминацию при использовании труда, закрепляет право на свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд и др.). Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений ее деятельности - создание международных стандартов. Оно выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенции: № 87 - о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.), № 98 - о праве на организацию и коллективные переговоры (1949 г.), № 122 - о политике в области занятости (1964 г.), № 135 - о правах представителей трудящихся на предприятиях (1971 г.), № 141 - об организациях трудящихся в сельском хозяйстве, № 151 - о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (1978 г.), № 153 -о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте (1979 г.), № 155 - о безопасности и гигиене труда и производственной среде (1981 г.), № 161 - о службах гигиены труда (1986. г.), № 168 - о содействии занятости и защите от безработицы (1988 г.), № 171 - о ночном труде (1990 г.) и некоторые др. На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС). Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области труда. Среди них - Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.).

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.

Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области трудовых отношений стало Соглашение об образовании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения от 13 ноября 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, Азербайджан. Целями Совета являются:

1. выработка согласованной политики путем консультаций и обменена мнениями по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес;

2. гармонизация законодательства государств-участников Содружества и урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями, миграцией, занятостью, социальной защитой населения и охраной труда;

3. разработка предложений и парафирование проектов межгосударственных соглашений по этим вопросам.

Вопросы трудовых отношений в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами, в частности: Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств (Москва, 15 января 1993 г.), Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан"

Так же в ряде государств существуют специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, и в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона. Закон КНР о предприятиях-с иностранными инвестициями 1986 года. Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1980 года, Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун 1980 года.

Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в применении традиционных институтов и норм международного частного права. Прежде всего, это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон.

В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) -- это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии.

Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном регулировании коллизий законов в области трудовых отношений. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.

Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ.

Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки.

Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению использования труда иностранных граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с другой -- к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.

Законодательное регулирование трудовых отношений с участием иностранцев отстает от меняющихся обстоятельств. Важным этапом в этом процессе могло стать принятие 30 декабря 2001 года и вступление в силу 1 февраля 2002 года Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), а также принятие Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон об иностранцах").

Однако ТК РФ не уделяет внимание изучаемому вопросу, а Закон об иностранцах не формирует целостной картины особенностей трудовых отношений с участием иностранцев. Ни тот, ни другой не касаются вопросов коллизионного метода регулирования изучаемых отношений.

Для процесса правового осмысления происходящего характерны две противоположные тенденции: безоглядное использование западных моделей и образцов и возврат к идеологии юридического консерватизма, то есть к попыткам отгородиться от западного правового мира, завысить, реальное значение и содержание российской правовой культуры, ее самобытность и неповторимость. Сказанное напрямую относится к вопросам трудовых отношений с участием иностранцев. Необходимо найти баланс между этими взаимоисключающими противоборствующими тенденциями с целью выработки сбалансированного регулирования.

Принятый ТК РФ не содержит упоминания о коллизионных нормах, способных предотвратить конфликты законов о труде различных стран, содержащаяся же в ст. 11 формулировка порождает новую проблему: конфликт между отраслями права одной правовой системы (Трудовым правом и МЧП), а именно: в чей компетенции находится регулирование вопросов трудовых отношений с участием иностранцев?

Таким образом, по многим аспектам данной темы отсутствуют сформулированные принципы, определяющие общую политику государства. Остается множество неурегулированных вопросов, противоречий, как в рамках одного закона, так и между положениями разных законов;

С развитием экономики в России будет возрастать количество коммерческих организаций с иностранными инвестициями, с углублением интеграционных процессов в странах-членах СНГ - количество работников-мигрантов. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы затрагивает интересы обширного круга лиц, в том числе граждан России трудоспособного возраста.

Правовое регулирование процесса внешней трудовой миграции должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушить интересы граждан принимающей России, пресечь и предотвратить нелегальную трудовую миграцию, а с другой - процедура не должна необоснованно бюрократизироваться, права трудящихся-мигрантов не должны ущемляться. Поиск баланса защиты российского рынка труда от нелегальной миграции с одной стороны, и соблюдения номинальных гарантий прав работников-мигрантов, является актуальной проблемой для российского права.

2. Трудовые права иностранцев в РФ и российских граждан за границей

Право на свободный труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности реализуется иностранцами в России не только в качестве предпринимателей, но и как наемных работников.

Согласно ч. 2, 3 ст. 13 Закона об иностранцах 2002 г., работодателем (заказчиком работ (услуг)) является физическое лицо или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключённых с ними трудовых договоров (гражданско-правовых договоров). В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Итак, как российские граждане, так и иностранные юридические лица и граждане могут выступать в РФ по отношению к иностранцам в качестве, во-первых, работодателей, во-вторых, заказчиков работ (услуг). Разница состоит в том, что первом случае возникают трудовые правоотношения со всеми вытекающими последствиями, включая не только выплату зарплаты, но и отчисления в соответствующие фонды, выдачу пособия по временной нетрудоспособности и т.д.; во втором случае заказчик не несёт какого-то бремени, вытекающего из трудового правоотношения, хотя также вносит налоговые и иные необходимые платежи.

Закон об иностранцах 2002 г. гласит, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование.

В порядке реализации Закона об иностранцах 2002 г. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 06.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.05.2012) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ Правительства РФ от 17.11.2010 N 925. утверждено Положение о выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу..

В указанном постановлении, разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (далее он именуется в постановлении иностранным работником)или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Разрешение на работу выдаётся иностранному гражданину достигшему 18 летнего возраста.

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности установленной в разрешении на привлечении и использовании иностранных работников для осуществление трудовой деятельности на территории РФ.

Разрешение на работу выдаются работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в РФ в качестве индивидуального предпринимателя. Разрешение на работу выдаётся при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ.

В соответствии с п.4 ст.13 Закона об иностранцах 2002г. разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей и поставщиков), выполняющих монтажные (шеф- монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течении каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учёбы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждения, в которых они обучаются;

8) приглашённых в Российскую Федерацию в качестве преподавателя для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельности в учреждения профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Так же в соответствии с п. 4.5. ст 13 того же ФЗ, Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Между тем, следует подчеркнуть, что в соответствии с п.5 ст. 13 рассматриваемого закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В целом указанная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Естественно, эта норма Конституции тесно взаимосвязана с трудовыми правами временно проживающего иностранного гражданина.

Многие виды трудовой деятельности в РФ осуществляется на основе квалификации, полученной иностранцем в учебном заведении за пределами РФ. В этом случае действуют общие правила признания иностранных дипломов, установленные законодательством РФ.

Признание и установление эквивалентности (нострификацию) документов иностранных государств об общем, начальном, среднем и высшим профессиональном образовании, а также о присвоении учёных званий на территориях РФ относится к компетентности Министерства образования и науки РФ.

Обладателям документов о высшем, послевузовском профессиональном образовании и об учёных званиях соответствующие органы государственной власти предоставляют те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям подобным документов РФ. Естественно, при этом действуют общие правила приёма на работу соответствующих лиц.

Согласно ст. 14 Закона об иностранцах 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

1) находится на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания.

В данном Кодексе есть ст. 56 "Гражданство членов экипажа судна". Она гласит, что в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Согласно Кодексу, условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяется федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и рыболовства.

Соответственно, Министерство транспорта РФ издало приказ от 25 января 2001 г. "Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыболовного флота", а Государственный комитет по рыболовству - аналогичный приказ от 29 июля 2002 г.

Главные условия состоят в следующем: иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должно иметь уровень профессиональной подготовки компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами РФ к тем, кто претендует на такие должности (этот уровень подтверждается необходимыми документами); владеть русским языком в объёме, обеспечивающем надлежащее выполнение служебных обязанностей по занимаемой должности; быть пригодным к такой работе по состоянию здоровья.

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации. Первый запрет связан с тем, что иностранцы не могут быть на военной службе. Второй запрет носит широкий характер и распространяется на любые государственные аппараты, военные и гражданские. Экспериментальные летательные аппараты отнесены в ту же группу, вероятно, по соображениям сохранения государственной тайны, с которой связаны их разработка испытание.

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации. Из этого следует, что такое лицо может входить в состав экипажа гражданской авиации в ином качестве - второго пилота, штурмана, радиоинженера, тем более бортпроводника.

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждён постановлением Правительства РФ №775 от 11 октября 2002 г.

В перечень включены:

Объекты и организации Вооружённых сил РФ, других войск и воинских формирований;

Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.

Помимо приведённых конкретных запретов Закон об иностранцах 2002 г. содержит общие правило: иностранцы не могут заниматься деятельностью и замещать должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Ограничения для иностранных граждан можно найти и в некоторых других законах РФ. В ряде случаев ограничения связанные не столько с возможностью работы, сколько с соотношением работающих либо привлекаемых для выполнения заданий российских и иностранных граждан, а также долей акций в уставном капитале.

По Закону об иностранцах 2002г. порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ. Это означает, что в данном случае привлечение иностранцев происходит по более сложной процедуре.

Определенной спецификой обладают условия труда иностранных граждан, работающих в находящихся на территории России международных организациях. Эти условия определяются международными соглашениями и внутренними правилами соответствующих организаций. В свою очередь, указанные правила предусматривают в одних случаях применение законодательства места выполнения работы, то есть нашего законодательства, а в других -- страны работника-иностранца.

Нельзя не упомянуть, что с 15 января 2007 г. вступил в силу закон РФ № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Обновленным миграционным законодательством ответственность за соблюдение привлеченным иностранным работником правил нахождения на территории РФ теперь возложена на работодателя. При трудоустройстве иностранцев работодатель обязан в течение 10 дней после даты заключения договора с приезжими сообщить об этом в миграционную службу. Если у иностранного работника имеется документ о виде на жительство, его можно принять на работу без оформления дополнительных разрешений. При отсутствии вида на жительство, необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. В противном случае работодатель может быть оштрафован на сумму от 250 тыс. до 800 тыс. руб. за привлечение нелегальной рабочей силы.

Для физических лиц, решивших нанять случайных рабочих на месяц-два в личных целях и не заключивших с ними гражданско-правового договора, штраф будет составлять 5 тыс. рублей за каждого работника. Одновременно упрощается режим получения разрешения на пребывание в России и устройства на работу, повышается ответственность работодателей и снижаются административные барьеры.

Новая поправка к закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ" должна, по мнению разработчиков закона, не только увеличить сознательность работодателей, но и улучшить социальное и правовое положение иностранцев.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 доля иностранных работников в сферах: розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво -- в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; розничная торговля фармацевтическими товарами -- в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; розничная торговля в палатках и на рынках -- в размере 40 процентов общей численности работников прочая розничная торговля вне магазинов -- в размере 40 процентов общей численности работников

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т. д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд граждан, направляемых для работы в посольстве РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями нашего трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями нашего законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений, за границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки. За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в РФ. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по иностранной территории и за время пребывания там -- в иностранной валюте.

Некоторыми особенностями отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Это -- геологи и изыскатели, проектировщики, помогающие выбрать строительную площадку и собирающие данные, необходимые для проектирования предприятий. Это -- инженеры-строители, оказывающие содействие в строительстве предприятий, специалисты-дорожники, монтажники и т. д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными нашими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях.

Однако наши специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отношениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т. д.

Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ее специалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Заказчик несет также расходы по переезду специалистов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случае направления специалистов с семьей -- также расходы по переезду семьи специалиста. При командировании специалиста на год и больший срок заказчик возмещает расходы по выплате подъемного пособия.

В соответствии с условиями контрактов специалистам, командированным для оказания технического содействия, предоставляется жилая площадь с обстановкой, отоплением и освещением и коммунально-бытовыми услугами, а в необходимых случаях -- транспортные средства для служебных целей. Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Им предоставляются квалифицированные переводчики.

Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов. Предоставление права заключения трудовых контрактов российскими гражданами, временно выезжающими на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой -- принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами -- гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями, созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций. В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем -- юридическим лицом иностранного права и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество. То обстоятельство, что работник является нашим гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по нашему трудовому законодательству, например, при определении общего стажа работы и назначении пенсии.

3. Социальное обеспечение

Подписав 24 июля 1994 года "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве", учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами с другой, Россия в очередной раз подтвердила необходимость уважения прав человека, определенных в частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской Хартии для Новой Европы (ст. 2 соглашения). Ставшие важной вехой в развитии европейского сотрудничества, эти документы ОВСЕ содержат значительный перечень гражданских и политических прав.

Но, провозглашая стремление к социальной справедливости, Соглашение не содержит достаточных характеристик социальных прав. Между тем в ст. 55 Соглашения подчёркнута важность сближения правового регулирования в области охраны труда и социального развития, охраны здоровья и жизни людей, защиты прав потребителей для достижения постепенно совместимости российского законодательства с законодательством сообщества. И хотя в нём не упоминается отдельно социальное обеспечение и социальное страхование,

Ст. 24 Соглашения предполагает координацию норм в области социального обеспечения, в части семейных пособий, различных видов пенсий (за исключением тех, которые не вытекают из участия в трудовой деятельности), суммирование периодов страхования.

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах Европейского Союза и других странах Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются, прежде всего, международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года. Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 года и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области.

Согласно конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старости -- пять лет работы. Из-за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран -- импортеров иностранной рабочей силы.

В РФ на иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства.

К женщинам-иностранкам и подросткам применяются специальные правила законодательства об условиях труда этих категории работников. Женщины-иностранки имеют право на отпуск по беременности и родам и получают соответствующее пособие на равных условиях с российскими женщинами. Как и наши граждане, иностранцы имеют право на отпуск. Отпуска оплачиваются.

На большинстве предприятий с незначительным количеством российских работников коллективные договоры не заключаются, а заключаются индивидуальные трудовые договоры, как с российскими, так и иностранными работниками. В совместных предприятиях со значительным количеством иностранных работников общие условия трудовых договоров с ними согласовываются между учредителями и часто являются одним из приложений к договору о создании и деятельности предприятия.

Специальными условиями договоров с иностранными работниками являются условия о предоставлении жилых помещений, автомобилей, отпусков, оплате проезда членов семьи работника из страны его постоянного проживания в Россию на время отпусков, каникул, праздников, обеспечении переводчиками.

В отношении медицинского обслуживания для России действует Европейское соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны, от 17 октября 1980 г., которое было ратифицировано СССР в 1991 году.

Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями по этим вопросам.

Поскольку в трудовых отношениях на иностранцев распространяется наше трудовое законодательство, им обеспечиваются эти условия в большей степени, чем это предусмотрено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В отношении условий труда, как и вообще во всех других областях, не допускается никакой дискриминации иностранцев в зависимости от расы, национальности, пола, языка, религии или каких-либо иных оснований.

В отличие от ряда стран, в РФ не проводится различий в оплате труда в зависимости от пола, возраста, национальной и расовой принадлежности. Женщина получает равную с мужчиной плату за равный труд. Принцип равной платы за равный труд полностью применяется к иностранцам, работающим в РФ.

На иностранцев распространяются все общие положения трудового законодательства, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие на наших предприятиях и в учреждениях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и российские граждане. Отсюда следует, что иностранцы, работающие на наших предприятиях и в учреждениях, обязаны соблюдать трудовую дисциплину.

трудовой право социальный иностранец

Заключение

В ходе проведенного мною анализа я убедился в том, что проблемы трудовой миграции стоят очень остро. Работники желающие работать за рубежом компании желающие получить квалифицированных специалистов, и страны пытающиеся решить проблемы трудоустройства своих граждан, как в своих пределах, так и за рубежом; образуют систему сдержек и противовесов. Пока нет единой позиции в вопросах меж государственного трудоустройства, но я убежден, что со временем процесс глобализации полностью поглотит эти разногласия. Сохранение и увеличение конкуренции, как работников, так и их работодателей - неизбежно; как и рост меж государственного, транснационального сотрудничества. Плоды которого пока не повсеместно но уже во многих ведущих отраслях нм известны будь то сухой 100, адронный коллайдер или даже нано ткань.

С писок литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 №197-ФЗ.

3. Федеральный закон Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95г. №101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ).

4. Федеральный закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ.

5. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ

6. Федеральный закон РФ № 110-ФЗ от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)

7. "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

8. Указ Президента Российской Федерации №2146 от 16.12.1993г. "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы" (в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2009 N 1311).

9. Анисимов Л.Н. Правовой статус иностранцев в России и его особенности в трудовой сфере. // http://www.sovetpamfilova.ru.

10. Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник.-- 3-е изд., перераб. и доп.-- М.: Междунар. отношения, 2003.-- 416 с.

11. Гаврилов В. В. Международное частное право.-- М.: НОРМА

12. Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. -- М

13. Фетюхин М.И. Международное частное право: Учебно-методическое пособие. -- Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2000. -- 80 с.

Подобные документы

    Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений. Применение к трудовому договору права государства при отсутствии выбора права. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Сущность закона места совершения правонарушения - одной из старейших коллизионных привязок, применяемых для регулирования обязательственных отношений внедоговорного характера, вопросов причинения вреда. Международные конвенции по международным перевозкам.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2015

    Анализ правового положения трудовых отношений в международном частном праве. Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом. Порядок правового регулирования несчастных случаев на производстве. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2014

    Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений международного характера. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации, российских граждан за рубежом. Основные концепции "увечных" дел. Сущность общей концепции деликтных обязательств.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Категории и правовые основы статуса иностранцев в России. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Труд российских граждан на территории иностранных государств.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2007

    Понятие коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации. Права, обязанности, ответственность субъектов трудовых отношений в отношении коммерческой тайны. Проблемы в сфере регулирования коммерческой тайны в трудовых отношениях, пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Нормы законодательства России, международных договоров и обычаев, регулирующих гражданско-правовые, трудовые частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Сравнительная характеристика коллизионных норм ГК РФ и международных договоров.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2013

    Анализ и характеристика нормативной базы, регулирующей права иностранцев в Российской Федерации. Медицинское и пенсионное обеспечение иностранных граждан по российскому законодательству. Право на получение родового сертификата иностранным гражданам.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Понятие и стороны трудового отношения. Основания возникновения и виды трудовых отношений. Гарантии при заключении трудового договора. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовые гарантии и компенсации. Трудовые споры и порядок их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Место конституционных трудовых прав в иерархии источников права, регулирующих трудовые отношения в Российской Федерации. Юридическая природа трудовых прав работника. Имущественные права работника в случае несостоятельности (банкротства) работодателя.

В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения международного характера. Законодательства большинства государств привязывают трудовые отношения к праву государства места осуществления трудовой деятельности. Из этого же принципа исходит Римская Конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Существуют и иные коллизионные привязки - места заключения контракта, личный закон работодателя.

Спорным является вопрос относительно возможности применения к трудовым отношениям принципа автономии воли. Государства, рассматривающие трудовой договор как один из институтов общего гражданского права (Германия и др.), выбор права сторонами договора допускают. Так, свобода выбора права, регулирующего трудовые отношения (принцип автономии воли), применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. «О международном частном праве» «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

По закону места работы к иностранцам применяется законодательство государства, в котором находится место работы. Это правило закреплено в законодательствах Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Например, в соответствии с § 51 венгерского Закона о международном частном праве (1979 г.) к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.

Разновидностью закона места работы является закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство. Например, согласно ст. 57 Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) порядок приема на работу членов экипажа судна (в том числе иностранцев), их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде и КТМ РФ.

Достаточно распространена практика выбора правопорядка по закону места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнить на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя. Личный закон работодателя применяется в виде места нахождения или гражданства работодателя.

Так, согласно закону гражданства работодателя в Венгрии, например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип используется и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, по причине командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

Следует отметить и закон страны заключения контракта о найме. Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется законодательство этих государств.

Российский законодатель предусматривает возможность выбора применимого права только для членов экипажей судов и их работодателей (ст. 416 КТМ РФ). В Трудовом кодексе РФ выбор права сторонами не предусмотрен, поскольку в трудовом праве много норм защищающих работника, обход которых при помощи выбора другого права вряд ли допустим.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 57-60.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы правового регулирования международного труда. Предлагается законодательно закрепить принцип автономии воли к трудовым отношениям иностранных работников.

Ключевые слова: международное частное право; труд мигрантов; принцип автономии воли сторон.

Интернационализация и демократизация хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, последствия острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий породили ряд взаимосвязанных проблем. Проявлениями одной из них являются крупномасштабные внутристрановые и межстра-новые миграционные процессы населения и трудовых ресурсов.

Международная миграция населения, и, в частности, все более растущие применения труда иностранных граждан в нашей стране, порождает многоаспектные экономические, социальные и правовые проблемы, которые требуют объективного рассмотрения и освещения.

Социальные и трудовые права работников-мигрантов регулируются нормативными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права: международному, конституционному, трудовому, административному, финансовому и др.

Современный процесс общественного развития осуществляется в условиях тесной социально-экономической интеграции государства, поэтому каждое государство в процессе правотворчества должно исходить не только из интересов внутреннего оборота, но и учитывать объективные социально-экономические отношения между членами мирового сообщества, закрепленные в международных актах, общие принципы и нормы - как всеобщие, обязательные и имеющие основополагающее значение.

Правовое регулирование международного труда - новое для нашей страны направление. Оно почти полностью отсутствовало в прежнем трудовом законодательстве. Трудовые отношения с участием иностранного элемен-

та могут регулироваться нормами международного частного права, но отсутствие коллизионных норм в Трудовом кодексе РФ можно считать пробелом в законодательстве, который должен быть восполнен. Рассмотрим некоторые теоретические аспекты.

Отрасль международного частного права отличается от других отраслей не только своим специфическим объектом, но и наличием коллизионно-правового метода, который, в отличие от материально-правового, подчеркивает уникальность этой отрасли. Если часть трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, относится к объекту малого частного предпринимательства, то и действие коллизионного метода применимо к трудовым отношениям. Однако в трудовом законодательстве отсутствуют такие коллизионные нормы.

Общие принципы частноправового регулирования, объединяющие гражданские и значительную часть трудовых отношений, возникающих в условиях международной жизни, обуславливают применение к последним категорий и понятий международного частного права.

Частноправовой характер в трудовых отношениях дает основания для включения их в предмет МЧП. При этом иностранный элемент придаёт таким отношениям международный характер и дает основание для отнесения их к объекту регулирования международным частным правом.

Одним из основных принципов международного частного права является принцип автономии воли сторон, т. е. возможность для сторон частноправового отношения, осложненного иностранным элементом, выбирать любое право применительно к регулированию их прав и обязанностей. Этот принцип автономии воли признается большинством

стран в сфере правового регулирования договорных отношений с иностранным элементом, хотя в некоторых правовых системах он может применяться и для других гражданских отношений.

Автономия воли как формула прикрепления закреплена в законодательстве многих государств (в законных о международном частном праве Австрии, Венгрии, Польши, Турции, Швейцарии и др.)1. В тех государствах, где этот принцип не получил легального закрепления, он используется как международно-правовой обычай. Автономия воли закреплена в международных конвенциях, регулирующих договорные обязательства. Среди них Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г., Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г. и другие.

Рассматривая возможность применения автономии воли сторон в аспекте международного частного права к трудовым отношениям, необходимо учитывать два момента: возможно ли вообще закрепить этот принцип применительно к трудовым отношениям международного характера и определить объем или границы действия данного принципа.

Сторонники применения автономии воли к трудовым отношениям в качестве аргументации своей позиции приводят примеры из сферы трудовых отношений, когда работник является высококвалифицированным специалистом, в котором заинтересован работодатель. В этом случае сам работник может быть заинтересован в выборе иностранного права государства, гражданином которого он, к примеру, является. Государства, законодательство которых рассматривает трудовой договор как один из институтов гражданского права, разрешают использовать автономию воли применительно к заключению трудового договора (Австралия, Великобритания, Канада, ФРГ, Чехия и др.)1. Право ряда государств не только не исключает возможности применения автономии воли в сфере трудовых отношений, но и не ограничивает стороны в выборе применимого права. К таким государствам относятся Канада, Великобритания2. В США выбор сторонами приме-

нимого права может быть осуществлен только при наличии существенной связи между применимым правом и трудовым договором. Швейцарский закон позволяет сторонам подчинить трудовой договор праву страны обычного места пребывания работника или праву страны основного места деятельности, места жительства или обычного места пребывания нанимателя.

Защитной оговоркой при использовании автономии воли является закрепление положения о том, что работник не может быть лишен защиты, предоставляемой ему правом места осуществления работы.

Конвекция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., тоже предусматривает возможность регулирования трудовых договоров коллизионными нормами. При этом в Конвекции речь идет только об индивидуальных трудовых договорах, что следует понимать под индивидуальным договором, в Конвекции не определяется. В качестве основного коллизионного начала регулирования трудовых отношений эта Конвекция закрепляет принцип автономии воли сторон. При этом подчеркивается, что работник, с которым заключен индивидуальный трудовой договор, не может быть лишен защиты, предоставляемой ему императивными нормами права, подлежащими применению в силу п. 2 ст. 6 при отсутствии выбора применимого права. В соответствии с правилами этого пункта при отсутствии соглашения сторон индивидуальный трудовой договор подчиняется праву страны, в которой работник обычно выполняет свою работу по данному договору, даже если он временно работает в другой стране; или в случае, если нет такой страны, - праву страны, где находится предприятие, нанявшее работника. В ситуации, если договор наиболее тесно связан с другой страной, применению подлежит право этой страны. В данном случае принцип наиболее тесной связи будет реализовываться в каждом конкретном случае исходя из данных фактических обстоятельств.

Европейская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. (Римская конвекция) , не предусматривает никаких ограничений по данному вопросу, что соответствует практике государств-членов Европейского Союза. Однако в ряде государств, в частности ФРГ, был введен критерий «разумного человека», который

интерпретируется судами и учеными как критерий «добросовестности сторон». Отчасти «отголоски» принципа добросовестности можно найти в содержащимся в ст. 1186 ГК РФ положений о том, что если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страны, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действия императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Мы полагаем, что последний вариант в наибольшей степени обеспечивает интересы работника и может быть рассмотрен в качестве проекта статьи об автономии воли для регулирования трудовых отношений. На наш взгляд, работник является слабой стороной в договоре по отношению к работодателю, он должен быть защищен императивными нормами права государства, где осуществляется его трудовая деятельность.

Следует отметить, что ст. 9 ТК РФ предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны. То есть, во-первых, запрещено включать в генеральное соглашение, коллективный договор и трудовой договор условия, снижающие уровень прав и гарантий работникам, предусмотренный в законодательстве. И, во-вторых, если такие условия и включены, то они не имеют юридической силы. Это свидетельствует, что императивные нормы трудового законодательства должны применяться к трудовым отношениям с иностранным элементом независимо от решения сторон.

Итак, считаем возможным и целесообразным закрепить принцип автономии воли в трудовом законодательстве РФ, ограничив возможность его применения следующими положениями:

1) выбор сторонами применимого права возможен только при соблюдении письменной формы; 2) право, выбранное сторонами, не может повлечь за собой лишение работника защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны, применимого при отсутствии выбора; 3) если из совокупности обстоятельств дела следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не мо-

жет затрагивать действия императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Первое ограничение отличается от закрепленного в ст. 158 ГК РФ положения о возможности заключения соглашения сторон не только в письменной, но и в устной форме. По нашему мнению, обязательность письменной формы для заключения трудового контракта, установленная в трудовом законодательстве РФ, должна сохраняться и при регулировании формы международного трудового контракта.

Второе ограничение, как уже указывалось, защищает работника как слабую сторону трудового контракта императивными нормами заранее известной ему правовой системы.

Третье ограничение заимствовано из ст. 1186 ГК РФ, что, по нашему мнению, соответствует принципу адекватного и эффективного регулирования и рассматривает принцип наиболее тесной связи как гибкий и коллизионный принцип современного международного частного права.

Предлагая законодательное закрепление принципа автономии воли к трудовым отношениям для различных категорий работников, следует сформулировать нормы о выборе применимого права, действующие при отсутствии соглашения сторон. Возможны различные варианты коллизионных привязок. В большинстве государств трудовые отношения регулируются правом места осуществления трудовой деятельности, если стороны не воспользовались автономией воли. Подобное регулирование предусмотрено, в частности, Законом о международном частном праве и процессе Чехословакии 1963 г. Согласно ст. 16 закона, «отношения, вытекающие из трудового договора, регулируются, если стороны не договорились об ином, правом места выполнения работы. Однако если работник выполняет работу в одном государстве на основании трудового правоотношения с организацией, имеющей место нахождения в другом государстве, применимым является право государства места нахождения организации, если только речь не идет о лице, которое имеет место жительства в государстве, где выполнялась работа»3. Дополнительные коллизионные принципы, нашедшие отражение и в цитируемом законе 1963 г., связаны с тем, что место осуществления трудовой деятельности не всегда легко определить. В тех ситуациях, когда работник большую часть

времени находится в командировках или работает на территории нескольких государств, вспомогательным критерием, который может применяться, является закон места нахождения предприятия работодателя.

Рассмотрев примеры из законодательства зарубежных государств, считаем возможным внести дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, включив статью, содержащую коллизионные нормы, в такой редакции: «Стороны договора, регулирующего трудовые правоотношения сторон, осложненные иностранным элементом, могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть заключено в письменной форме. Выбор сторонами применимого права означает выбор материального права. Выбор сторонами права не может повлечь за собой лишения работника защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства работника, а также императивными нормами права страны, где осуществляется трудовая деятельность. Если из совокупности обстоятельств дела следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан. При отсутствии соглашения сторон применимым будет право места выполнения работы» .

Считаем необходимым закрепить в трудовом законодательстве норму о возможности применения законодательства в сфере международного частного права к трудовым отношениям по аналогии. Речь идет о закреплении возможности регулирования нормами международного частного права трудовых отношений осложненных иностранным элементом. Это обусловлено тем, что не все

институты международного частного права могут быть отражены в трудовом законодательстве (институт оговорки о публичном порядке, институт сверхимперативных норм). Указанные пробелы должны быть восполнены за счет применения аналогии права и аналогии закона.

Из перечисленных примеров также видно, что, насколько бы детальна ни была дифференциация «трудовых» коллизионных норм в праве конкретного государства, ими все равно нельзя охватить все многообразие трудовых ситуаций или все элементы трудовых правоотношений. Тем не менее, иностранный правовой опыт в рассматриваемой области может быть использован при разработке системы коллизионных норм для международных трудовых отношений в рамках кодификации международного частного права Российской Федерации. Разумеется, при этом следует иметь в виду, что в период рыночных реформ государство должно обеспечивать социальную защиту труда, гарантированную императивными нормами права.

Примечания

1 Международное частное право. Иностранное законодательство. М., 2001. 760 с.

2 Киселев, И. Я. Сравнительное трудовое право: учебник. М., 2010. 600 с.

3 Международное частное право....

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 64 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2012. 272 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2008. 260 с.

4. Шестерников, И. Д. Международно-правовое регулирование труда. М., 2012. 450 с.

В РФ в соответствии с частью 3 ГК РФ к деликтным обязательствам применяется право страны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, с наступлением которого закон связывает возникновение оснований для возмещения вреда. Если от такого действия или иного обстоятельства вред наступил на территории другого государства, может быть применено право этого государства, если причинитель предвидел или должен был предвидеть наступление вредоносного эффекта в этом другом государстве.

Закон места причинения вреда

Эта коллизионная привязка используется при регулировании вопроса, связанного с формой заключения брака, а также с материальными условиями его заключения. В соответствии с пунктом 1 статьи 156 СК РФ, форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ.

Закон места совершения брака.

C. Закон места исполнения обязательства договора. Применяется для регулирования договорных обязательств сторон. Применимым правом является закон государства, на территории которого подлежит исполнению обязательства, вытекающее из договора или сам договор.

A. Закон места заключения договора. Данный принцип оговаривает применение права того места где заключен контракт

С его помощью оговаривается применение права государства, на территории которого совершается акт гражданско-правового характера. Данный коллизионный принцип распадается на несколько других самостоятельных коллизионных привязок

Закон места совершения акта

b. Закон места совершения сделки, определяющий её форму. Данный принцип состоит в том, что по вопросу формы сделки она подчинена праву государства, в котором она совершена. Однако, сделка, совершенная за границей не может быть признана недействительной, если соблюдены требования российского права. Форма внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места её совершения российскому праву. Это же правило применяется и в случаях, когда одной из сторон сделки является предприниматель, личным законом которого является российское право.

Применяется для регулирования отношений, возникающих вследствие деликта. В соответствии с ним, применимым правом является право государства, в которой имело место причинение вреда. Данная категория (место причинения вреда) по разному трактуется в различных государствах. Например, Италия, Греция, КНР определяют место причинения вреда как место совершения правонарушения. В США, Франции, Венгрии - это место наступления вредоносного эффекта.

Данная формула прикрепления применяется в трудовых отношениях, она содержится в ряде международных договоров (о правовой помощи, соглашении о командировании специалистов). В соответствии с ней, к трудовым отношениям применяется либо право места осуществления трудовой функции, либо личный закон физического лица. Возможна также комбинация указанных принципов применительно к различным аспектам трудовых отношений.

Интернационализация производства, происходящая в XX в., резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов какой-либо страны за ее пределами; пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения с семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя и т.д. Конечным результатом всех этих миграций является образование значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан в России резко возросло.

Возможность трудовой миграции российских граждан была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых в 1991 г. В этом законе устанавливалось, что "граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей". В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что "граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей" (ст. 10).

На основании Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм.) российский гражданин имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности. Право на выезд может быть временно ограничено в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд; допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств.

В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан.

Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т.д.).

Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций.

Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.

Положения о трудовых отношениях содержатся и в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений 1968 г., стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется "закон места работы" государства пребывания мигранта).

Страны СНГ заключили многостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г.), соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов (1992 г.), соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г.).

Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.

Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются (вступивший в силу 1 февраля 2002 г.) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.

Предыдущая