Домой / Мелочи недвижимости / Изменения в сфере жкх гг. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо. О переводе фонда из «котла» на спецсчет

Изменения в сфере жкх гг. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо. О переводе фонда из «котла» на спецсчет

Наступающий 2018 год начнётся с реформационных преобразований системы ЖКХ на всех уровнях. Большинство изменений коснётся работы Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и лицензионных требований к управляющим организациям. Кроме того, Минстрой России ставит перед собой задачу перейти на авансовую систему оплаты коммунальных услуг и наладить полноценную автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Нужно создать более действенную систему учёта услуг ЖКХ, внедрить автоматизацию за расчёты по потреблению энергоресурсов. Сейчас даже при наличии приборов учёта невозможно своевременно собрать данные, начислить платежи и выявить незаконные подключения в онлайн-режиме.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

ГИС ЖКХ заработает в полную силу

Причин всего две: несовершенство традиционных средств измерения, которые, несмотря на заверение С июля текущего года все жилищно-коммунальные предприятия обязаны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ. В том числе, в систему необходимо вносить исчерпывающие сведения о действующих тарифах, деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Система ГИС ЖКХ заработает в полную силу в 2018 году

Уже сейчас собственники жилых и коммерческих помещений могут через ГИС ЖКХ подать обращение в контролирующие органы с заявлением о проведении комплексной проверки деятельности поставщиков коммунальных услуг. А с 01 января 2018 года управляющие и ресурсоснабжающие организации России будут штрафовать за неразмещение требуемой информации или искажение данных.

Юридические новшества в системе ЖКХ в 2018 году

В соответствии со статьёй 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01 января 2018 года размещение информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Однако до 31 декабря 2017 года актуальным остаётся действующий стандарт раскрытия информации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

ЖКХ по предоплате

В 2018 году будет введена предоплата при расчёте за потребляемые коммунальные услуги. Программа начнет работать в тестовом режиме, и участие в ней будет добровольным. При этом, у потребителей появится возможность самостоятельно выбрать удобную форму внесения авансовых платежей.

В качестве стимула для перехода на предоплату Минстрой обещает снижение тарифов тем потребителям, которые присоединятся к системе.

Предоставить потребителю возможность получить скидку, если он платит за услуги вперед, – это правильная сделка. Мы обсуждаем и отрабатываем подобные вещи.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

В Минстрое рассчитывают, что введение предоплаты поможет снизить коммерческие потери ресурсоснабжающих организаций, будет способствовать формированию более ответственного энергопотребления, выработке платёжной дисциплины среди потребителей. По мнению экспертов Министерства, скидки особенно актуальны в периоды экономического спада. Они стимулируют потребителей к экономии. Вместо задержки платежей, часть из них постараются заплатить авансом, чтобы в итоге потратить меньше.

Эта система блестяще работает по всему миру. Она позволяет значительно снизить задолженности.

Михаил Андронов, Президент компании «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

Размеры скидок, бонусов и льготных тарифов будут обсуждаться позднее. Для их внедрения потребуется внесение ряда корректив в действующее законодательство о тарифном регулировании, а также в порядок оплаты коммунальных услуг. Сейчас потребители оплачивают услуги ЖКХ, исходя из объёма фактического, а не прогнозного, потребления.

Предлагаемый механизм авансовых платежей будет напоминать предоплату услуг мобильной связи и Интернета. Потребитель переводит на счёт управляющей или ресурсоснабжающей организации определенную сумму денег, а затем пользуется коммунальными услугами, пока не обнулится баланс.

Если такая схема эффективно работает у сотовых операторов, будет работать и в ЖКХ. Остается решить всего два вопроса:

  • Как внедрить достоверный учёт энергоресурсов в режиме реального времени?
  • Как наладить дистанционное отключение от сети абонента, у которого на счёте нет денег?

Если поставщики коммунальных услуг решат эти задачи, им больше не придётся «воевать» с неплательщиками, бороться за платёжную дисциплину, лазить по подвалам и колодцам для снятия показаний или отключения должников. Абоненты будут получать ресурсы только после того, как внесут предоплату, и смогут пользоваться ими, пока на лицевом счёте есть деньги.

Автоматизация ЖКХ в 2018 году

Разговоры об этом идут уже давно, но осенью 2017 года, автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства поддержали на самом верху.

Мы хотим сделать так, чтобы приборы учета были максимально комфортными и автоматическими, чтобы происходило дистанционное считывание данных, чтобы людям не приходилось лазить в стояки, чтобы не приходилось приглашать сантехников. Наша задача – сделать цифровое ЖКХ, внедрить автоматизацию, безусловно, без дополнительной нагрузки на потребителей.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ

Чтобы реализовать это намерение, необходимо оборудовать жилые дома системами автоматизированного сбора и передачи показаний приборов учёта. Это так называемые «АСКУЭ / АИИС КУЭ» (для электроэнергии) и «АСКУВ» (для холодной и горячей воды).


Автоматизированный учёт эффективно снижает расходы на снятие показаний и отключение неплательщиков в «ручном режиме», а также решает ряд сопутствующих проблем:

  • Обеспечение полного контроля над ресурсопотреблением.
  • Точное измерение объёма выданного и потреблённого ресурса через заданный интервал интегрирования.
  • Оперативный сбор и передача информации о текущих параметрах приборов учёта.
  • Обеспечение сохранности данных при авариях и сбоях.
  • Надёжная защита приборов учёта от несанкционированного доступа и вмешательства.
  • Долгосрочное хранение первичных данных о ресурсопотреблении.
  • Лёгкое формирование отчётов для размещения в ГИС ЖКХ или передачи в контролирующие организации.
Мы помогаем внедрять диспетчеризацию ресурсов ЖКХ на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Современный беспроводной учет энергоресурсов на базе LPWAN-технологии

В продолжение статьи.

Для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?


Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании “Российской газете”.

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона – установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО – об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.


Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего .

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

Весной 2018 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен ряд законопроектов, направленных на улучшения в социальной сфере в рамках послания Президента Российской Федерации 2018 г. Ряд законопроектов содержит предложения по внесению поправок в жилищное законодательство РФ. В настоящей публикации рассмотрим эти предложения.

Возложение обязанности по установке и поверке приборов учета на РСО

Законопроектом № 463879-7 предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На настоящий момент указанной статьей предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию) индивидуальные и общедомовые приборы учета потребления коммунальных ресурсов за счет собственных средств. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 30, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание, поверку и замену приборов учета

Суть поправок заключается в возложении на организации, осуществляющие снабжение многоквартирных домов электрической энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязанностей устанавливать и проводить поверку приборов учета электрической энергии за счет средств ресурсоснабжающей организации.

Установление данной обязанности для РСО, по мнению инициаторов поправок, позволит снизить нагрузку на семейные бюджеты. В качестве обоснований поправок указывается постоянный рост тарифов на коммунальные услуги, отсутствие у части населения возможности нести дополнительные расходы на приборы учета, в особенности в условиях явного недофинансирования социальной сферы и низких доходов населения для целого ряда категорий граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.). Введение новой нормы представляется вполне логичным, в том числе, в связи с установлением возможности перехода на «прямые договоры » предоставления коммунальных услуг между собственниками и РСО.

Исключение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ при непосредственном управлении МКД

Законопроектом № 433579-7 предлагается внести изменения в часть 2.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации в части возложения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управляемом собственниками помещений непосредственно, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, освободив граждан от этой обязанности. На настоящий момент такая обязанность возложена непосредственно на собственников помещений.

Инициаторы законопроекта предполагают, что РСО обладают необходимыми средствами и профессиональными навыками для исполнения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ в отличие от пенсионеров и граждан с невысоким уровнем доходов. Кроме того, они в первую очередь заинтересованы в заключении указанных договоров. Инициаторы отмечают, что непосредственное управление реализуется в многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет не более чем 16, которые как правило, располагаются в малонаселенных пунктах, а собственники в большинстве представлены пенсионерами и гражданами с невысоким уровнем доходов. Такие граждане не имеют необходимых материально-технических средств (ксерокс, сканер, компьютер) для исполнения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ соответствующих договоров и несправедливо могут быть подвергнуты административному наказанию. Введение такой нормы представляется обоснованным и справедливым.

Установление максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ

Законопроектом № 432772-7 пункт 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормой следующего содержания: «Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 15 %».

По мнению инициаторов введение такой нормы обусловлено тем, что размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Существует довольно ощутимая разница установления максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в различных субъектах, в ряде субъектов, согласно пояснительной записке к законопроекту она составляет порядка 22 %, когда в других — 10 %.

Установление предельной величины позволит хотя бы частично соотнести доходы граждан и оплату коммунальных услуг. Отметим, что норма предполагает установление максимальной границы, с учетом особенностей субъекта не запрещается устанавливать величину расходов менее 15 %. В субъектах с низкими доходами населения установление максимальной величины поможет реализовать более справедливые и равные условия на территории России по оплате коммунальных услуг гражданами, в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

Омена повышающих коэффициентов для льготников

Законопроектом № 472710-7 предусмотрено изменение в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части отмены применения в отношении отдельных категорий граждан повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. На настоящий момент в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), при этом в случае наличия обязанности по установлении в помещении приборов учета применяются повышающие коэффициенты.

Согласно позиции инициаторов законопроекта, применение к льготным категориям граждан повышающих коэффициентов приводит к снижению уровня их социальной защиты; также недопустимо применение повышающих коэффициентов в случае отсутствия технической возможности установки приборов учета. Введение такой нормы позволит учесть низкий уровень платежеспособности льготной категории граждан, а также в случае отсутствия технической возможности установить прибор учета будет отвечать принципу справедливости, поскольку вины собственников за не установление прибора учета в таком доме нет.

Право плательщика определять назначение платежа

Законопроектом 482489-7 предлагается внести изменения в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее ч. 2.4, которая устанавливает, что в случае если в платежном документе указаны все или некоторые виды коммунальных услуг, услуг и работ по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, взнос на капитальный ремонт, собственники и наниматели вправе указать в этом платежном документе соответствующий вид коммунальной услуги или услуги, работы, которые они намерены оплатить. При этом управляющая организация, ТСЖ или ЖСК обязаны осуществить зачет поступивших средств в счет указанных такими собственниками и нанимателями жилых помещений услуги или работы.

По мнению инициатора законопроекта, плательщик, который должен оплатить несколько платежей, вправе сам определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом. Причинами для частичной оплаты могут быть: недостаточное количество средств у собственника (нанимателя), отсутствие предоставления или ненадлежащее качество той или иной услуги и другое.

Изменение кворума, необходимого для признания правомочности общего собрания собственников

Законопроектом № 334883-7 предлагается внести в ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

  1. изменение в части снижения требуемого количества голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (с двух третей до простого большинства);
  2. изменение в части увеличения с простого большинства голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме, до двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Снижение требуемого количества голосов по мнению инициаторов законопроекта будет способствовать упрощению и ускорению принятия решений о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случаях, когда необходимость текущего ремонта требует оперативности принятия такого решения. Одновременное установление необходимости получения квалифицированного большинства голосов собственников помещений для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к их общему имуществу, соответствует порядку принятия решений по аналогичным вопросам, связанным с пользованием и распоряжением общим имуществом в многоквартирном доме (пункты 1, 11-1, 12, 2, 3, 31 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены. С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей. Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

  • 3 000-5 000 руб. для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. для должностных лиц.

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими». Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя. О том, читайте в статье справочной системы « ».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание. Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность. Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций. В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования. Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом. В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями. Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора - проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в .

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия. По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года. Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий. Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию. Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло. Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354. Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ. Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ. Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими. Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Вложенные файлы

  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.doc
  • О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российс.doc