Домой / Мелочи недвижимости / Население и природные условия древней индии. География Индии: рельеф, природные ресурсы, климат, растительный и животный мир

Население и природные условия древней индии. География Индии: рельеф, природные ресурсы, климат, растительный и животный мир

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк, отделенный от окружающего мира двумя океанами и величайшим на земле горным хребтом - Гималаями. Немногие горные проходы, ущелья и долины рек, как, например, долина Кабула, соединяют Индию с соседними странами.

Центральная часть Индии, так называемый Декан, считается самой древней частью полуострова. Геологи предполагают, что здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке и охватывал ряд стран, остатками которых ныне являются Цейлон и Малайский полуостров. Плоскогорье Декана включает горные и степные области, джунгли и саванны, местами мало приспособленные для жизни человека, особенно в районах с сухим климатом.

Наиболее благоприятными и удобными для расселения людей и для раннего развития культуры оказались обширные области Северной Индии, большие аллювиальные равнины Инда и Ганга и их притоков. Однако распределение осадков здесь очень неравномерно и порой недостаточно для развития земледельческого хозяйства. В Северной Индии количество осадков увеличивается по направлению к востоку, а в Декане - к западу. В тех местностях, где выпадало мало дождей, население уже в древности прибегало к искусственному орошению, в особенности в Северной Индии, где протекают большие и полноводные реки Инд, Ганг и их притоки.

Плодородная почва и мягкий климат способствовали появлению земледелия в некоторых областях Северной Индии, а также в ряде других районов. Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. Дельта Инда илиста и неудобна для судоходства. Морские берега Индии во многих местах слишком высоки и круты, либо, наоборот, слишком пологи и низки.

Юго-западный Малабарский берег, хорошо защищенный горами, с его богатой тропической растительностью и чудесным климатом был как бы самой природой создан для жизни человека. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь в древности возникли первые торговые поселения, отсюда открывались первые морские пути, ведшие в далекий западный мир.

В течение многих веков подвергалась набегам разных племен. Естественно, все они оставили свой след в генетическом разнообразии. Именно благодаря смешению различных рас, жители Индии имеют самобытную внешность и культуру. Раньше всего сюда пришли племена Ариев. Они смешивались с тибето-бирманскими народами, проникавшими на территорию современной Индии из-за Гималаев.

Такие разные жители Индии

Что же помогло индийцам сохранить этническое разнообразие? Ответ прост. Все дело в кастовой системе. Именно поэтому на индийских улочках можно встретить самых разных людей, даже европеоидного типа. То есть жители Индии этнически неоднородны. Например, представители арийского типа отличаются кофейным оттенком кожи. Примечательно, что в высших кастах цвет кожи, как правило, светлее.

Индии обычно отличается красивым овалом лица, прямыми волосами (менее густыми, чем у представителей северной и центральной Европы) и слегка изогнутым носом. Их рост, как правило, не превышает 185 см. На примере дардов лучше всего можно сделать вывод о физических данных арийских племен. Это простодушная, открытая раса с карими глазами и прямыми черными волосами.

Чем отличается коренной житель Индии?

Как и любая нация, индийцы не лишены своеобразного шарма. Жители Индии обладают своеобразным душевным складом. Возможно, это связано с древними традициями, которые все еще сильны в Индии, а может быть, с тем, что эта территория в течение многих столетий подвергалась набегам различных завоевателей. Жители Индии эмоциональны, но умело скрывают свои чувства, они порой излишне вежливы, ненадежны. Сильные стороны этой расы - трудолюбие, открытость, чистоплотность, умеренность, уважение к наукам, доброжелательность. Индийцы всегда умеют создать атмосферу непринужденного общения, могут показать собеседнику, что с ним интересно.

Как и жители современные индийцы живут согласно древним писаниям - Ведам. В соответствии с этими текстами, человек должен выражать свою любовь и преданность Богу через свои повседневные действия, а не только через ритуалы. Даже уборка может быть средством служения кому-то из богов, которых в Индии огромное количество. Поклонение им может выражаться и в творчестве, и в повседневных делах, и в воспитании детей, и в общении с другими людьми. Все занятия должны быть ступенью самосовершенствования.

Не называйте индийцев индейцами!

Не менее важным является вопрос о том, как называют жителей Индии. Вопреки распространенному мнению, их нужно называть индийцы, а не индусы. Индусы - это последователи индуизма, господствующей религии в Индии. Не надо путать индийцев с индейцами.

Коренных жителей Северной Америки по ошибке Колумб назвал индейцами, поскольку думал, что приплыл в далекую и таинственную Индию.

Движение за гражданские права в Индии

Индийцы - очень активная нация. В обществе сейчас происходят процессы, направленные на отмену кастовости, улучшение положения женщин. Все это тесно взаимосвязано с реформами в социальной сфере. Главным образом они касаются улучшения положения женщин. Индийцы выступают за легализацию гражданского брака, за повышение брачного возраста как девочек, так и мальчиков. Не менее важный вопрос - расширение возможностей образования для женщин, а также улучшение положения индийских вдов.

В результате подобных процессов было введено несколько изменений. Так, брачный возраст для девушек был определен в 14 лет, для юношей - 18 лет. Если кто-то из брачующихся не достиг 21 года, необходимо письменное родительское согласие. Также запретили близкородственные браки и полигамию. Но плюсы этого закона, к сожалению, не стали достоянием общественности. Благами его смогла пользоваться только незначительная часть Дело в том, что даже сейчас широко распространена практика, когда формально девушка вступает в брак в возрасте 10 лет. Конечно, непосредственную церемонию откладывают до более зрелого возраста невесты - до 12-14 лет максимум. Подобные ранние браки плохо сказываются не только на психическом и физическом здоровье женщин, но и на благополучии индийской расы в целом.

Положение вдов в Индии

Дело еще и в том, что если замужняя девочка-женщина становится вдовой, то больше не сможет вступить в брак. Более того, в семье мужа она до конца своих дней будет обречена выполнять самую тяжелую работу, не должна будет носить новую красивую одежду. Также несчастная вдова не просто получает самую худшую пищу со стола, но и должна соблюдать многодневный пост. Для того чтобы хоть как-то улучшить положение вдов в обществе (среди которых множество детей), необходимо добиться того, чтобы повторный брак не считался чем-то позорным и постыдным. В настоящее время повторное замужество вдовы возможно, только если она принадлежит к низшей касте. В довершение всех бед женщина, чей муж погиб, в индийском обществе не может самостоятельно добывать себе средства к существованию.

Индийское образование

Отдельно стоит отметить систему индийского образования, так как она считается одной из самых крупных в мире. Интересно, что для того, чтобы поступить в вуз, не нужно сдавать никаких экзаменов. Помимо обычных университетов, в Индии также имеются учебные заведения с определенной спецификой, например женский институт в Бомбее. Несмотря на то, что ведущими в сфере образования считаются технические специальности, количество выпускников гуманитарных вузов составляет около 40%. В действительности, технические профессии играют очень важную роль в развитии человеческих ресурсов и С системой образования связан еще и вопрос о том, сколько жителей в Индии. По самым последним данным, около 1 млн.

Занятия индийцев

Основные занятия жителей Индии - традиционно земледелие, скотоводство. Многие задействованы в сфере легкой и которая в настоящее время динамично развивается. Несмотря на это, большая часть населения Индии живет практически за чертой бедности. Дело в том, что еще сравнительно недавно эта страна была Поэтому колониальное прошлое не может не отразиться на жизни индийцев.

Религия: "Шива без Шакти - шава"

Более 80% населения исповедует индуизм - самую массовую и древнюю религию в Азии. Поэтому неудивительно, что культура тесно с ней связана. Основные положения индуизма установились в 6 ст. до н.э. После этого вся культура стала выстраиваться вокруг этой системы.

Индуизм - религия мифологичная. Примечательным является то, что пантеон состоит из великого множества богов. Но самыми почитаемыми считается тринмурти - Вишну-Брахма-Шива. И если Вишну - хранитель мира, Брахма - создатель, то Шива - разрушитель. Но он не просто разрушитель, он еще и начало всего сущего. Боги имеют несколько рук как символ их божественных функций и обязательно изображаются со своими атрибутами. Например, Вишну - с диском, Шива - с трезубцем, Брахма - с Ведами. К тому же Шива всегда изображен с тремя глазами как символами его мудрости. Параллельно с тринмурти почитают и богинь - "шакти". Это не просто женские божества. Они гармонично дополняют супругов, составляя с ними одно целое. Есть даже такое выражение: "Шива без Шакти - шава (труп)". Древнейшим в Индии, параллельно с почитанием тринмурти, является культ животных. Например, для индуса немыслимо ни убийство коровы, ни употребление в пищу говядины. Многие животные в Индии священны.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Данное название «Индия» было приобретено и уже установлено от названия самой широкомасштабной реки, которая находилась на северо-западе данной страны. В то время индийцы именовали её как «Синдху», у персов оно именовалось, как «Хинду», а древние греки – прозывали её как «Индос». А уже в последующем в Европе, она получила название «Индия», которое сохранилось по сей день. У индейцев данное наименование страны не было общепринятым. Если говорить о местоположении страны, то Индия располагается в Южной Азии, точнее на Деканском полуострове, где она прилегает к нему с северной части материка. А уже на севере она имеет ограничение Гималаями – уникальная в мире горная цепочка, которая обладает самой высокой системой горных хребтов. На востоке горный пик снижается, но при этом имеются труднопроходимые горы, которые и отделяют саму Индию от стран, касательно Индо-Китайского полуострова, а на западе имеются отроги Гималаев, и остальные горные хребты. Тем временем Деканский полуостров, который впадает в Индийский океан, и образует на западной части Аравийское море, а на восточной части – Бенгальский залив. Но в то же время географическая обособленность, которая имела в Индии, препятствовала общению народов со всем внешним окружением. Она так же имела место препятствования формированию мореплавания. Но все это не казалось Индийскому народу препятствием, они и в этих обстоятельствах старались не ограждаться от общения и связи с их соседями. Если рассматривать касательно географии, то на них Индия состояла из двух основных частей: Это была южная часть, которая была полуостровной, а северная часть была материковой. Тем не менее на их границе располагаются горные породы, которые в свою очередь состоят из обширных хребтов, самым крупным из них принято считать гору Виндхья, которая имеет возвышенность в 1100 м, и имеет общую площадь, которая достигает 1000 км, и следует с запада на восток. Большая часть горы Виндхья находится в штате Мадхья-Прадеш. Область этой горы, была главной преградой касающаяся связи между южной и северной частью. Сама Южная Индия характеризует собой полуостров, который схож по фигуре неверного треугольника, при этом направленный вершиной к югу. Главную часть этого полуострова занимает Деканское плоскогорье. При этом само Деканское плоскогорье обладает малым уклоном которые ведет с запада на восток, это и является главным фактором того почему все масштабные реки Южной Индии в основном протекают на восток. Но тем не менее главная часть этого полуострова сравнительно засушлива. При этом реки Южной Индии обладают индивидуальным водным порядком.
Северная Индия имеет разделение пустынями, которые имеют название «Тар».
В западной части Северной Индии имеется Пенджаб – это долина реки Инда и пяти масштабных рек, которые сливаются речным потоком в Инд.
В восточной части Северной Индии имеется долина реки Ганг. В данное время эта часть Индии практически не имеет на себе лесов, но, тем не менее, в древности она имела место покрытия насыщенными лесами. В Ганге наблюдается очень влажный климат, который в свою очередь отражается на рисе, джуте и сахарном тростнике которые здесь не могут выращиваться без применения искусственного осушения. Но, если продвинуться чуть вперед на западную часть, то там осадки атмосферы подвергаются меньшим обилиям и соответственно искусственное осушение здесь крайне необходимо.

Древнейшая цивилизация долины Инда (т.н. «цивилизация Хараппы/Мохенджо-Даро»).

Самые закореневшие и древние энеолитические поселения были найдены пока что в единственном месте, которое располагается на западной окраине долины Инда. По крайней мере,если сравнивать климат в Северо-Западной Индии который имел место быть в IV-III тысячелетиях до н. э, по сравнению с настоящим временем он был более важным.
В середине III тысячелетия до н. э, в этих местах было распространено земледелие, которое в последующем уже стало их главной деятельностью, но в то же время скотоводство тоже играло важную роль в их жизни. Для ведения земледелия они больше давали предпочтение речным долинам, которые периодически затапливались дождями. Создание и совершенствование новых орудий труда постепенно открывало дорогу к этим долинам. Самой первой из освоенных оказалась долина Инда. В Инде со временем стали появляться очаги в отношении их сформированной земледельческой цивилизации, а формирование здесь производственной силы казалось более удобным. В новой среде появилось имущественное, а последовательно уже неравенство между обществом, что стало причиной расформирования первобытнообщинного строя, а затем уже возведение его в государство.
Множественные раскопки, которые проходили в долине Инда, свидетельствовали о том что в III-II тысячелетиях до н. э, была светлая и стандартная цивилизация.
В 20-х годах ХХ в. были найдены поселения в виде городского типа, которые в свою очередь имели множество сходящих черт.
У этих поселений была своя культура, которая получила название «Хараппа». Раскопки также были произведены и в Мохенджо-Даро, она считалась провинцией Синд, которые дали отличные результаты.
Развитие культуры Хараппы нужно относить к концу III тысячелетия до н. э. Прошедшие этапы развития этой культуры неизвестны.