Домой / Мелочи недвижимости / Сельскохозяйственное машиностроение - это важная отрасль. Сельскохозяйственное машиностроение украины

Сельскохозяйственное машиностроение - это важная отрасль. Сельскохозяйственное машиностроение украины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. -- обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах.

2. История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованиемметаллорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

Производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

Производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

3. Российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения

Ростсельмаш -- один из лидеров мирового сельскохозяйственного машиностроения.

Челябинский тракторный завод

Чебоксарский агрегатный завод

Концерн Тракторные заводы - крупнейший производитель тракторов в России

Сельскохозяйственное строительство превратилось в передовую отрасль с широким использованием индустриальных конструкций и индустриальных методов. Создана мощная сеть подрядных строительно-монтажных организаций и большая производственная база по изготовлению материалов и конструкций. Только в систему Минсельстроя СССР входят 270 общестроительных трестов, 3083 низовые строительно-монтажные организации и 515 промышленных предприятий.

Вводятся в действие новые сельские строительные комбинаты. В отрасли работает 56 таких комбинатов. Кроме того, строительство на селе осуществляют 2863 первичные межколхозные строительные организации, на долю которых приходится более половины объема строительных работ в колхозах. На сельских стройках и предприятиях Минсельстроя СССР, а также в межколхозных строительных организациях заняты более 3 млн. работников.

Анализ состояния проектирования и строительства сельскохозяйственных зданий, тенденция в развитии их технологических и строительных решений позволяют сформулировать основные направления повышения технического уровня сельскохозяйственного строительства: снижение массы и материалоемкости зданий и сооружений; увеличение сборности объектов строительства; совершенствование объемно-планировочных решений на основе укрупнения и блокировки основных и подсобно-вспомогательных зданий и сооружений; возведение зданий с гибкими объемно-планировочными решениями; унификация строительных конструкций на основе унификации объемно-планировочных и конструктивных решений; совершенствование номенклатуры взаимозаменяемых конструкций с учетом региональных условий; сокращение затрат труда на стадиях изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации конструкций; увеличение эксплуатационной надежности И сроков службы конструкций; обеспечение в помещениях постоянного микроклимата в соответствии с требованиями технологических норм проектирования для каждого вида производства.

4. Классификация промзданий

По целевому назначению они делятся:

На чисто производственные здания (для осуществления производственного процесса);

На складские и подсобные (склады, подстанции, котельные, мастерские);

На административно-бытовые (бытовки, АБК);

По характеру производственного процесса, промышленные здания могут быть:

С наличием грузоподъемных механизмов и без (машиностроение, легкая промышленность);

Различной этажности (одноэтажный сборочный цех или многоэтажная обувная фабрика);

Однопролетные и многопролетные (например, сборочные линии самолетов или тракторов);

С искусственным или естественным освещением;

С наличием инженерных сетей или без (вентиляция, водоснабжение).

Строительство промышленных зданий предъявляет особые требования к конструкции таких объектов - фундаментам, легкому металлическому или бетонному каркасу, перекрытиям и ограждающим конструкциям.

Фундаменты быстровозводимых зданий рассчитываются исходя из массы каркаса и качества грунтов строительной площадки, а так же, нагрузки от кранового и технологического оборудования.

5. Строительство предприятий машиностроения

Машиностроение - самая крупная отрасль промышленности по объему продукции, численности трудящихся и основным производственным фондам. Машиностроение и металлообработка относятся к наиболее быстро развивающимся отраслям народного хозяйства.

Машиностроение включает 37 отраслей промышленности и 30 подотраслей. Каждая из них имеет свою специфику. Однако по характеру производственных условий и требований к типам зданий предприятия столь многочисленных и разнохарактерных отраслей машиностроения условно можно разделить на три крупные группы: тяжелое машиностроение, среднее машиностроение и приборостроение (включая электротехническую, радио- и электронную промышленность).

К предприятиям тяжелого машиностроения относятся заводы металлургического, энергетического и атомного машиностроения, тепловозостроительные, вагоностроительные, дизелестроительные, турбино- и котлостроительные и т. п.

Основная отличительная особенность предприятий тяжелого машиностроения -- это сравнительно большой вес обрабатываемых деталей и наличие в цехах транспортных средств большой грузоподъемности. Как правило, предприятия тяжелого машиностроения вырабатывают уникальную крупногабаритную несерийную продукцию.

На таких предприятиях в большинстве случаев имеются крупные литейные и кузнечные цехи. Поэтому производства, как правило, размещаются в удалении от селитебных районов городов. Объемно-планировочные решения зданий предприятий тяжелого машиностроения в зависимости от технологической характеристики принимаются с пролетами 18, 24, 30 и 36 м и тяжелыми мостовыми кранами. Эти здания обычно проектируются одноэтажными, со светоаэрационными фонарями.

Наибольшее число предприятий, отличающихся большим разнообразием по характеру, мощности, серийности и массовости выпускаемой продукции, относится к среднему машиностроению. Здесь масса обрабатываемых деталей обычно не превышает 15 т. Современные предприятия среднего машиностроения строятся на принципах специализации и кооперирования. Это сказывается и на формировании типов промышленных зданий и их объемно-планировочной структуры.

На совершенствование типов зданий предприятий машиностроения оказывают влияние следующие основные факторы:

быстрый рост механизации и автоматизации производственных процессов. Так, число установленных механизированных поточных линий в машиностроении и металлообработке за последние 10 лет увеличилось почти в два с половиной раза, автоматических линий - более чем в два раза;

ускоренная модернизация производственного оборудования;

переход на конвейерное и автоматизированное производство изделий;

переход на некоторых производствах к групповой работе вместо конвейеризации (например, автомобильное производство в Швеции);

широкое применение подвесных транспортных средств и уменьшение применения мостовых кранов, грузоподъемность которых доходит в отдельных случаях до 250 т;

усложнение вентиляционных и отопительных систем в связи с укрупнением размеров зданий и степени их технической оснащенности;

повышение энерговооруженности труда;

рост квалификации и культурного уровня работников отрасли;

улучшение условий труда и организации рабочих мест в помещениях и др.

6. Строительство одноэтажных производственных зданий машиностроения

В среднем машиностроении больше, чем в любой другой отрасли промышленности, широко применяются межотраслевые типы зданий, основанные на унифицированных типовых конструкциях каркаса и наружных ограждений. Это объясняется тем, что среди факторов, влияющих на формирование типов производственных зданий машиностроения, нет ярко выраженных, особых технологических и социальных требований. Вместе с тем выявлен ряд важнейших направлений совершенствования типов зданий машиностроения. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенный тип здания механических производств в машиностроении -- одноэтажное многопролетное с пролетами 18, 24, 30 и 36 м, шагом колонн 12 м и высотой помещений от 8,4 до 18 м. Оборудуются они в большинстве случаев мостовыми кранами.

Достижения научно-технического прогресса в строительстве и архитектуре были использованы при создании в короткий срок гиганта автомобилестроения -- Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. За 4 г. и 2 мес, в марте 1971 г. была введена первая очередь завода, а еще через 8 мес, 7 ноября 1971 г., достигнута проектная мощность. Конструктивная система здания предельно проста. Применена единая сетка колонн 24X12 м. Максимальная унификация параметров здания позволила типизировать все конструктивные элементы и обеспечить высокое качество строительных работ.

Учитывая специфику производственных процессов, формовочно-заливочное отделение чугунолитейного цеха выполнено двухэтажным. В прессовом корпусе принята сетка колонн 24X12 и 30X12 м.

В зданиях литейной группы сетка колонн 18X12 м.

Увеличение пролета сверх 24 м в механических цехах не дает существенных преимуществ в организации технологического процесса, которые могли бы оправдать неизбежное при этом удорожание строительства зданий. Более оправданным оказывается увеличение шага колонн вместо 12 до 18 м и в некоторых случаях до 24 м. Экспериментальное проектирование показало, что в ряде случаев увеличение шага колонн позволяет не только повысить гибкость и универсальность зданий, но и улучшить размещение оборудования и в целом получить экономию производственной площади в пределах 6-8%, а в отдельных случаях и значительно больше, причем экономия площади особенно ощутима при крупногабаритном оборудовании (рис. 160).

Какой же ценой дается укрупнение шага колонн? Как показали подсчеты, удорожание единицы площади за счет более тяжелой подстропильной фермы составляет 1,5--1,7%. Поскольку одновременно сокращается потребная площадь, здание для заданного объема продукции в целом становится дешевле.

Укрупненный шаг колонн широко применяется в механосборочных, сборочных и сварочных цехах машиностроительных заводов США, Италии, Японии, Бельгии и др. В Германии, например, главный корпус завода грузовых автомобилей Деймлер-Бенц в Берде имеет шаг колонн 25 м.

Известно, что задача ускорения ввода мощностей предприятий решается главным образом путем сосредоточения материальных и людских ресурсов на решающих пусковых стройках. Нечасто используются в этом направлении эффективный проектный метод поочередного строительства зданий, специально для этого предусмотренная объемно-планировочная структура. Рассмотрим, что может дать такой метод на примере подшипникового завода. Главные корпуса современных подшипниковых заводов состоят из двух-трех пролетов, оборудованных 10-15-тонными мостовыми кранами, и нескольких бескрановых пролетов, расположенных перпендикулярно крановым пролетам.

Опыт строительства таких крупных корпусов площадью 150-200 тыс. м2 показал, что сроки строительства и ввода мощностей растягиваются на 5-7 лет. При этом на сооруженной за первые 2-3 года площади размещается оборудование по временной планировке с тем, чтобы начать выпуск продукции. После завершения строительства всего корпуса введенное по временной планировке оборудование переставляется в соответствии с основным проектом. Этот процесс сложен, омертвляются затраченные средства.

В результате совместной разработки архитекторов главный корпус разделен вставками на три секции с площадью каждой от 30 до 40 тыс. м2, соответствующие трем очередям строительства, причем каждая секция обеспечена необходимым числом вентустановок и бытовых помещений. Вставки размещены параллельно направлению технологических потоков и не затрудняют организацию производственных связей между отдельными участками обработки деталей.

Ввод в строй первой секции позволяет начать стабильный выпуск подшипников и обеспечивает возможность дальнейшего развития корпуса. Это пример прогрессивной компоновки, позволяющей решать задачи ускоренного ввода мощностей за счет совершенствования объемно-планировочной структуры здания

РИС. 2 Объемно-планировочные решения зданий машиностроения. Рессорный завод:

а - проект-аналог:

б- новое решение: 1 - склад металла: 2 - термический цех: 3 - цех окраски: 4 - склад готовой продукции

7. Строительство двухэтажных производственных зданий машиностроения

Необходимость экономии территорий, отводимых под промышленные предприятия, привела к повышению этажности производственных зданий и, в частности, к строительству для некоторых производств двухэтажных зданий вместо одноэтажных, что позволяет сократить площадь территории на 30-- 40% (рис. 161).

Рис. 161. Универсальный блок цехов общемашиностроительного применения: a - разрез 1-1; б - план 2-го этажа: 1 - механический цех; 2 - сборочный цех; 3 - кладовая; 4 - отделение металлопокрытий; 5 - окрасочное отделение; в - план 1-го этажа: 1 - заготовительное отделение и склад металла; 2 - сварочный участок; 3 - термический цех; 4 -ремонтно-механический цех: 5 - инструментальный цех; 6 - вентиляционные установки цеха металлопокрытий; 7 - ремонтно-строительный цех; 8 - отделение консервации и склад готовой продукции; 9 - склады и кладовые

В таком здании верхний этаж большой высоты с крупной сеткой колонн (18X12 или 24X12 м) представляет собой гибкое помещение, в котором размещается основное производство с наиболее трудоемкими процессами.

Нижний этаж с сеткой колонн 6X6, 12X6 и 12X12 м предназначен для размещения подсобных цехов, складов, вентиляционных установок, коммуникаций и других вспомогательных помещений.

Рис. 162. Объемно-планировочные решения зданий мишиностроения: а - проект-аналог; б - экспериментальный проект: 1 - механообрабатывающие цехи; 2 - подсобные цехи; 3 - отделение окраски; 4 - термический цех

При этом отпадает необходимость в устройстве подвалов и многочисленных подпольных каналов, что особенно затруднено при высоком уровне грунтовых вод. Такое разделение в пространстве помещений основного и подсобного назначения позволяет значительно экономнее использовать объем здания. Особенно эффективно располагать такие здания на участках с резко выраженным рельефом. В этом случае уменьшается объем земляных работ, появляется возможность организовать въезд в здание в двух уровнях с разных отметок земли (рис. 162).

Преимущества двухэтажных зданий определили использование их в промышленном строительстве в нашей стране и за рубежом. Многие автомобильные и другие машиностроительные заводы за рубежом размещены в двухэтажных зданиях. В их числе автомобильные заводы «Фольксваген», завод двигателей и фургонов в Ганновере (ФРГ), автосборочные заводы «Крайслер» в Фентоне и Бельвидире (США) и др., причем в некоторых случаях проектировщики объясняют такое решение не только стремлением экономить землю, но и технологической целесообразностью, сокращением межцеховых транспортных коммуникаций.

И у нас в стране выполнен ряд экспериментальных проектов двухэтажных зданий механосборочных цехов со станочным оборудованием в верхнем этаже, с нагрузкой до 30 кH/м2 и, в частности, типовой проект двухэтажного универсального корпуса для выпуска узлов и деталей.

Наиболее, крупное двухэтажное производственное здание в отечественной практике - это чугунолитейный корпус Камского автомобильного завода размером в плане 715X241м и площадью застройки более 140 тыс. м2. Высота первого (технического) этажа 8,4 м, сетка колонн 12X6 м в первом этаже и 24X12 м во втором (рис. 163). Аналогичные двухэтажные корпуса показаны на рис. 163-165.

Вопреки распространенному мнению стоимость единицы площади двухэтажного здания оказывается на 5-15% меньше, чем одноэтажного. Это происходит потому, что расходы на междуэтажное перекрытие, лестницы, лифты компенсируются с избытком снижением стоимости покрытия, кровли, исключением стоимости подвалов, каналов и приямков. В отношении архитектурно-художественных качеств преимущества двухэтажных зданий по сравнению с одноэтажными не требуют доказательств.

машиностроение промздание сельскохозяйственный

8. Мировой рынок сельскохозяйственного машиностроения

В развивающихся странах выпускается до 40% сельскохозяйственных машин, 30% тракторов. Тем не менее различия между сельскохозяйственным машиностроением высокоразвитых и развивающихся стран весьма существенны. В первых преобладают не просто сложные машины, но явно проявляется специализация на выпуске оборудования для комплексной механизации ферм, в то время как во вторых машиностроение специализируется на машинах для полеводства. Мало того, развивающиеся страны очень часто специализируются на выпуске продукции, которая в ведущих странах уже не производится. Так, Бразилия в 80-е гг. выпускала до 100 тыс. штук жнеек.

Для этих производств типична наиболее широкая среди всех отраслей общего машиностроения номенклатура. Все другие виды машин выпускаются в гораздо меньших количествах и, главное, довольно четко прослеживается закономерность в их размещении: чем сложнее вид машины, тем выше экономический и технологический уровень производителя, чем проще машина, тем чаще ее производство размещается в странах третьего мира. Чем сложнее производство, тем уже круг производителей.

Весьма ограничен круг производителей продукции тяжелого машиностроения. В прошлом вся номенклатура тяжелого оборудования производилась только в США, Японии, Германии и в какой-то мере Великобритании. Все остальные страны по сути производят только ограниченную номенклатуру изделий, которые имеют спрос на мировом рынке, и вынуждены больше ввозить изделий тяжелого машиностроения, чем вывозить. К первой группе постепенно начал подтягиваться Китай, но эта отрасль ни по количеству, ни по качеству продукции не удовлетворяет внутренний спрос. Хотя Китай уже появился на рынках с маломощной и несложной техникой, он все же прежде всего является импортером продукции тяжелого машиностроения.

Остальные же поставщики продукции выделяются на мировом рынке только отдельными изделиями: например, Швеция поставляет оборудование бумажной промышленности, так же, как и Финляндия; Австрия -- оборудование для металлургических заводов. Известно машиностроение Швейцарии, Бельгии, Нидерландов. Только у Франции и Италии номенклатура продукции тяжелого машиностроения более широка, но тем не менее полностью они свой рынок не удовлетворяют. В целом крупнейший экспортер продукции общего машиностроения -- Германия, второе место -- у США и только третье место у Японии.

В развивающихся странах выделяются Бразилия и Индия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автомобильная промышленность как одна из ведущих отраслей машиностроения, рассмотрение задач. Знакомство с техническими характеристиками автомобиля ЗИЛ-431410. Анализ графика зависимости коэффициента сопротивления качению от скорости автомобиля.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014

    Развитие машиностроения и дорог в Казахстане. Менеджмент на авторемонтном предприятии. Расчет потребной численности ремонтных рабочих. Организация системы оплаты труда и показатели премирования. Составление сметы затрат и калькуляции себестоимости работ.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Рассмотрение процесса доставки грузов как логистической системы взаимосвязанных процессов. Описание основных этапов организации перевозки грузов. Сравнительная характеристика основных видов транспорта. Изучение особенностей перевозок опасных грузов.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    История развития техники дорожного строительства в России. Прогресс в строительстве земляного полотна и дорожных одежд. Появление автомобиля и совершенствование дорожных сетей. Применение битумных эмульсий. Современный этап дорожного строительства.

    презентация , добавлен 31.01.2017

    Определение расхода теплоты на подготовку оборотной воды для мойки автомобилей. Изучение осветительной и суммарной нагрузки, мощности силовых и осветительных приемников. Расчет горячего водоснабжения предприятий, расхода теплоты на вентиляцию зданий.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Изучение отраслевых особенностей функционирования предприятия и тенденций развития судоходной отрасли. Показатели использования основных производственных фондов судоходной компании. Пути оптимизации позиционирования судоходной компании на фрахтовом рынке.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    История зарождения и развития автомобилестроения. Машиностроение - крупный потребитель продукции чёрной и цветной металлургии. Тенденции мирового автомобилестроения XXI века. Краткая история и характеристика крупнейших мировых автомобильных компаний.

    презентация , добавлен 11.06.2011

    Производственная база и программа по эксплуатации подвижного состава. Материально-техническое обеспечение. Расчет стоимости основных производственных фондов, оборотных средств автотранспортного предприятия. Амортизация основных фондов. Трудовой потенциал.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Определение классификации пути, норм периодичности выполнения ремонтно-путевых работ. Организация основных работ по капитальному ремонту пути. Определение фронта работ в "окно". Расчет основных параметров и размеров обыкновенного стрелочного перевода.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2014

    История грузового транспорта в России, общая характеристика деятельности их основных российских и российско-иностранных производителей. Классификация и цифровое обозначение грузовой техники. Анализ импорта и экспорта грузового транспорта в (из) России.

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль, обеспечивающая спрос внутри страны и вне ее на такое оборудование, как техника для обработки почвы перед посевами, оборудование для сева и посадок растений, агрегаты для полива, орошения, внесения удобрений. Кроме того, для ряда культур нужны и машины для обработки почвы после уборки урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение также должно выпускать агрегаты для для переработки кормов и их заготовки. Отметим, что определенные культуры и животные требуют уникальных образцов техники и в любом хозяйстве нужны дополнительные механизмы для обеспечения водоснабжения, а также оборудование для мелиоративных операций.

Сельскохозяйственное машиностроение России представлено несколькими десятками крупных производителей, которые выпускают в основном зерноперерабатывающую, зерноуборочную, посевную технику, бороны, протравливатели семян, опрыскиватели, культиваторы, рыхлители, сеялки, косилки, плуги, лущильщики, системы точного высева и другое оборудование. Кроме того, можно приобрести отечественные зерносушилки, приспособления для заготовки силоса, трактора, погрузчики, а также комплексы для хранения зерновых.

Среди предприятий можно отметить следующие: «Сибсельмаш-спецтехника» (концерн «Ростехнологии»), МПК «Аргамак», ОАО «Кузембетьевский РМЗ», ООО «Клаас Восток», «Ивантеевский Элеватормельмаш», «Грязинский культиваторный завод», «Воронежсельмаш», «Белинсксельмаш», «Агротехмаш» и др.

Отечественное сельскохозяйственное машиностроение испытывает достаточно сильную конкуренцию со стороны западных производителей, продукция которых, однако, стоит дороже, что и спасает российских производителей. Кроме того, на импортные сельхозмашины достаточно тяжело получить кредит в российских банках, их сложнее обслуживать по причине наличия на многих образцах которые требуют механиков высокой квалификации. Это также дает некоторые преимущества вышеупомянутым заводам и фирмам.

Успешным примером того, как нужно развивать тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, является Республика Беларусь. Сохранив «социалистическое наследие» и приобретя импортные моторы и другие запчасти, белорусские производители выпускают образцы с оптимальным соотношением «цена - качество», что позволяет им успешно завоевывать российский рынок и поставлять продукцию в некоторые а также, например, на Кубу.

Сельскохозяйственное машиностроение играет важную роль в обеспечении страны, поэтому эксперты с удовлетворением отмечают, что в последние годы наметился некоторый рост в этом секторе российской экономики. Некоторые предприятия пошли по «белорусскому пути», оснащая базовую комплектацию экологичными двигателями, применение которых требуется, например, в Европе. Так, предприятие «Ростсельмаш» настолько успешно продвинулось по пути интеграции западного опыта в отечественные наработки, что получило клиентов в более чем двадцати государствах мира. Отметим, что российская техника такого уровня стоит в три раза дешевле зарубежных аналогов, не уступая им в качестве, что делает ее очень привлекательной для аграриев и производителей комплектующих из других стран.

Если брать за основу историю России с древних времен, то первое официальное упоминание о производстве сельскохозяйственной техники датировано далеким 1774 годом, когда указом правителя была выписана премия за изобретение жатвенной машины. В дальнейшем процесс становления производства растянулся на долгие годы, открывались небольшие семейные предприятия, планомерно изучался опыт других стран, создавались ведомства и бюро. Однако, вплоть до конца 19-го столетия количество предприятий, производящих сельскохозяйственную технику было необычайно мало, а большинство составляли небольшие семейные предприятия не способные осуществлять массовое производство. Все изменилось после Великой Октябрьской революцией, которая кардинально изменила общественный уклад страны и создала новые рычаги развития производства в стране.

После революции страна оказалась практически полностью разрушена и разграблена, а в своем экономическом развитии значительно отставала от остальной Европы. В это время в стране была создана уникальная форма власти, которая больше не была принята ни в одной стране. По инициативе правительства были созданы специальные советы и министерства, на которые была возложена ответственная миссия по возрождению и развитию промышленности страны. В первую очередь все военные заводы были переведены на производство оборудования для хозяйств и ведомств. Уже в первые годы было выделено значительно финансирование на реконструкцию существующих и строительство новых заводов. За считанные годы огромные заводы по производству сельскохозяйственной техники появились в нескольких крупных городах СССР – Харькове, Сталинграде, Челябинске, Липецке, Владимире, Минске, Ташкенте, Кишиневе, Ростове-на-Дону. Страна превращается в огромный производственный комплекс, который связан надежными логистическими нитями. Основной целью была децентрализация производства страны. Если в царское время основное производство было сконцентрировано в европейской части страны, то теперь активно строились заводы во всех регионах. В дальней перспективе правительство стремилось к самообеспеченности регионов и минимальными транспортными издержками. По сути, каждый регион должен был иметь свое предприятие, которое бы максимально обеспечивало регион в сельскохозяйственной технике, которая в свою очередь максимально полно отвечала потребностям региона по своему назначению и особенностям. Были созданы специализированные научно-исследовательские институты по разработке и внедрению новых моделей. Даже Великая Отечественная война не смогла серьезно поколебать позиции сельскохозяйственной промышленности. В кратчайшие сроки заводы были восстановлены и работали на полную мощность. Нормативными указами правительства были очерчены высокие показатели, к которым неуклонно стремилась вся страна.

Казалось бы, что перед производителями страны открывались невероятные перспективы для роста, однако, в отрасли производства сельскохозяйственной техники существовала одна очень серьезная проблема – срок ввода в эксплуатацию новой техники. Излишняя бюрократия и согласования номенклатуры продукции самой верхушкой власти приводили к тому, что период от создания техники до включения ее в ассортимент производства и появления на полях составлял не менее 10 лет, а иногда превышал 15 лет. Все это приводило, что отечественная техника заметно отставала по своему техническому уровню от техники ведущих зарубежных производителей. Именно поэтому с развалом СССР и вводом рыночной экономики в стране сельскохозяйственную промышленность, как и другие отрасли производства, ждал сильнейший удар.

В начале 90-х буквально за 5 лет выпуск тракторов сократился в 10 раз, зерноуборочных комбайнов более чем в 10 раз, плугов и культиваторов в 30 раз, сеялок и доильных установок в 50 раз. Эти космические цифры обеспечены во многом общим кризисом в стране, снижением жизненного уровня и выходом на российский рынок иностранных производителей. Иностранные производители, в отличие от отечественных компаний, уже в то время прекрасно знали основы маркетинга, продаж и ценообразования. Учитывая, что зарубежная техника значительно превосходила отечественную по технической оснащенности, времени работы на износ, долговечности и ремонтопригодности, завоевать рынок ей не составило особого труда. В то время привычной картиной стали американские тракторы и немецкие комбайны на отечественных полях. Значительно сократилось общее количество заводов. Перейдя в частные руки, заводы потеряли самое главное – помощь государства и могли рассчитывать только на себя. В результате часть инвесторов, оценив нерадостные перспективы отрасли, приняли решение о закрытии заводов, так как модернизация производства для успешной конкурентной борьбы с иностранной техникой требовала огромных финансовых и временных затрат, которые мало кто мог позволить в то нестабильное и неспокойное время.

Основными факторами, которые позволили отечественным заводам выжить в то время, стали минимизация затрат и перепрофилирование. Во-первых, отечественный производитель понял, что если не получается бороться качеством, потребителя необходимо брать ценой. Во-вторых, в рыночной экономике на номенклатуру и объем производства влияет в первую очередь спрос потенциального заказчика, что привело к полному размыванию межотраслевого разделения заводов, которые теперь стали производить и непрофильную для себя продукцию. Совокупность минимизации затрат и диверсификация производства позволили появиться новой группе отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Именно такой подход стал залогом развития отечественных предприятий вплоть до настоящего времени. На рынке выигрывает тот, кто может наиболее полно удовлетворить спрос потребителя, предложив при этом привлекательную цену. Однако, сегодня, когда уровень качества и цен отечественной техники практически сравнялся с ведущими иностранными производителями, новым фактором развития является уровень сервизации услуг. На сегодняшний день именно уровень предлагаемого является основным фактором при выборе поставщика сельскохозяйственного оборудования.

Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что на сегодняшний день сельскохозяйственное машиностроение России обладает потенциально мощной научной базой и физически мощной производственной основой, но перед отраслью стоит целый ряд глобальных проблем, которые требуют своего решения. Уже сейчас отмечается значительное снижение уровня производства сельскохозяйственной техники в России. Это связано в первую очередь с отсутствием необходимых кредитных ресурсов в стране и ухудшением общей платежеспособности. Для решения этой проблематики необходимо наладить устойчивый механизм кредитования при этом внедрив программу государственной помощи, так как без субсидирования в кратчайшие сроки решить проблему с финансированием просто невозможно. При этом вторым моментом стоит отметить важность организации кредитования и субсидирования, чтобы все деньги шли целенаправленно на поддержание предприятий, а не оседали в карманах нечестных чиновников и руководителей. В-третьих, программа импортозамещения должна стать приоритетной в ключевых сегментах экономики. При реализации всех факторов возможен выход сельскохозяйственного машиностроения на новый уровень, а всему сельскому хозяйству страны станет жить немного лучше, ведь перед ним останется всего одна нерешенная задача – капризы погоды, против которых пока мероприятий не придумано.

Сельскохозяйственное машиностроение Украины


План


1. Принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения

2. Современное состояние развития отрасли в Украине

3. Основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине


Введение


Высокий экономический потенциал страны обеспечивается большой долей машиностроения в структуре обрабатывающих отраслей. Уровень развития машиностроительной отрасли характеризует развитие сфер базовых социальных производств и услуг Сфера социальных производств потребляет машины для сельскохозяйственного производства. Производство машин разнообразного предназначения углубляет разделение труда, специализацию предприятий на производстве отдельных комплектующих для конкретных машин. Разделение и специализация труда обусловили формирование трехстадийного процесса производства машин:

1. Создание заготовок, из которых производят детали и части машин. Одна заготовка может содержать металла на 30-50% больше, чем необходимо на одну деталь или часть.

2. Механическая обработка металлических заготовок и изготовление деталей и частей, вследствие которой 30-50% металла попадает в отходы и вновь переплавляется на металлургических предприятиях.

3. Сборка деталей, частей, то есть создание комплектующих агрегатов для выпуска готовых машин.

Каждую стадию обеспечивают специализированные предприятия, которые изготавливают отдельные детали, узлы, агрегаты.

В машиностроении выделяют такие виды специализации:

Предметная;

Технологическая

Подетальная и узловая

Специализация, то есть разделение функций, связанных производством отдельных деталей, обусловливает потребность в кооперации – объединении усилий для изготовления конечного продукта. Кооперация проявляется в формировании внутриотраслевых и межотраслевых производственных, а также межотраслевых, и внутриотраслевых экономических связей. Углубленная специализация и кооперации производства обеспечивают снижение себестоимости единицы продукции, рост продуктивности, то есть увеличение единицы продукции в единицу времени.

В результате развала СССР произошел разрыв установленных связей, и многие предприятия лишились своих заказчиков, таким образом, оказалось, что многие комплектующие детали производились за границами Украины. В настоящее время стоит вопрос преобразования отрасли таким образом, чтобы внутри страны изготавливались и машины и их комплектующие.

Сельскохозяйственное машиностроение привязано к потребительскому фактору размещения. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства.

В результате развития агропромышленной интеграции, объединение и слияние сравнительно самостоятельных звеньев производства и переработки сельскохозяйственного сырья, доставки ее к потребителю формируется агропромышленный комплекс (АПК). Он является сложной производственной системой. Структуру АПК характеризуют по сферам деятельности, интеграции специализированных звеньев и территориальности.

Таким образом, в современных условиях все большую актуальность приобретает совершенствование размещения производства сельскохозяйственной техники. В настоящей работе освещены принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения, современное состояние развития отрасли в Украине, основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине.


1. Принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения


Машиностроение в Украине размещено почти во всех больших и средних городах. На развитие и размещение машиностроительных предприятий влияют следующие факторы:

· Потребительский – наличие потенциального потребителя сельскохозяйственных машин;

· Трудовой, - наличие квалифицированных работников;

· Научный, - наличие научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, способных благоприятствовать развитию наукоемкого машиностроения (новых технологий).

Каждый из факторов не имеет абсолютного влияния на развитие и размещение машиностроительного предприятия. Все они действуют совокупно.

Современное размещение предприятий сельскохозяйственного машиностроения в Украине:

· Производство тракторов – Харьковский тракторный завод, который работает в кооперации с предприятиями в Харькове (тракторных двигателей, тракторных самоходных шасси и т.п.);

· Тракторные детали – г. Киев;

· Тракторные гидроагрегаты – Кировоград и Мелитополь;

· Тракторные агрегаты – г. Винница;

· Свеклоуборочные комбайны – Днепропетровск и Тернополь;

· Кукурузоуборочные, хлебоуборочные комбайны – Херсон;

· Почвообрабатывающие машины – Одесса;

· Жатки – Бердянск;

· Химсельхозмашины – Львов;

· Сеялки – Кировоград;

· Машины и оборудование для кормопроизводства – Нежин, Бердянск, Белая Церковь, Коломыя, Умань, Ковель, Рожище (Волынская область).

Машиностроительный комплекс Украины был в глубочайшем кризисе вследствие развала советской политической и экономической системы. Он был сформирован не как самодостаточная производственная система, а как производство комплектующих для военной продукции и базовых производств. Распад советской системы ликвидировал и потенциальных заказчиков военной продукции и базовых производств. Распад советской системы ликвидировал и потенциальных заказчиков военной продукции на территории бывшего СССР, а продукция базовых производств оказалась неконкурентоспособной на рынках других стран. В 90-хгг.ХХ века объемы производства продукции отраслей машиностроения упали в десятки раз. Практически остановились и выведены из производства 80% мощностей национального машиностроительного комплекса. Уменьшение количества занятых в промышленности на 3,2млн. чел. приходится именно на отрасли машиностроения. Это приводит к стагнации в других отраслях национальной экономики Украины.

В настоящее время сельскохозяйственное машиностроение тесно связано с развитием отечественного АПК (агропромышленного комплекса).

Таким образом, основным принципом размещения сельскохозяйственного машиностроения является наличие потребительского спроса при том, что этот фактор тесно связан со степенью развития и функционирования отечественного АПК.


2. Современное состояние развития отрасли в Украине


Развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения связано с разрушением налаженных связей. В прошлом потребности в комплектующих на 70% удовлетворялись за счет импорта из России. Лишь 30% необходимых деталей производилось на нашей территории. Из-за недостатка средств у сельскохозяйственных предприятий упал спрос на их продукцию на внутреннем рынке. Так, во времена бывшего СССР Украина закупала 12-15 тыс. тракторов. До распада СССР производство тракторов в Украине составляло приблизительно 100 тыс. шт. в год. Уменьшились объемы производства мини-тракторов из-за высокой себестоимости их производства и падение спроса на внутреннем рынке.. По сравнению с 1990г. объемы производства в отрасли уменьшились на 87% при общем уровне его падения в машиностроении на 63%. (табл.1)


Таблица 1

Динамика производства сельскохозяйственных машин в Украине, шт.

Виды продукции

1998, тыс.шт.

Тракторы

Плуги тракторные

Сеялки тракторные

Машины для внесения удобрений и известняка

Культиваторы тракторные

Дождевальные машины

Опрыскиватели тракторные

Жатки рядковые

Машины для сбора кукурузы

Комбайны кукурузоуборочные

Машины бурякоуборочные

Комбайны кормоуборочные

Грабли тракторные

Погрузчики универсальные сельскохозяйственного назначения


К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине относятся Кировоградское ВАТ «Червона зірка», Одеський завод сельскохозяйственных машин, ВАТ «Херсонские комбайны», ВАТ «Тернопольский комбайновый завод», ВАТ «Коломиясельмаш», Бердянское ВАТ «Первомайский завод сельскохозяйственных машин», Днепропетровский комбайновый завод, ВАТ «Новоград-Волынский завод сельскохозяйственного оборудования». Винницкий завод тракторных агрегатов.

В январе-марте 2007г., предприятия сельскохозяйственного машиностроения, входящие в сферу влияния Минпромполитики Украины увеличили объемы производства сельскохозяйственной техники (с учетом ремонтных работ) на 9.8% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. При этом объемы реализации продукции данными предприятиями возросли на 610,8 млн.грн. По сравнению с первым кварталом 2006г. выпуск тракторов увеличился на 4,7% (до1120шт.), машин для защиты растений – на 11% (292шт.), машин для внесения удобрений на 28,8% (472шт.) По состоянию на 1.04 аграриям было реализовано 1977 тракторов, 1343шт.- Харьковского тракторного завода, 485шт. – ООО «Укравтозапчасть», 149шт. – ПО «Южмаш».

В настоящее время потребность аграриев в технике оценивается в 7-10млрд.грн. ежегодно, в то время как предприятия сельскохозяйственного машиностроения имеют возможность выпускать технику и запчасти на 6,5-7,5млрд.грн. Объемы производства сельскохозяйственной техники прежде всего определяются платежеспособностью аграриев, а также объемами и видами их господдержки. Согласно данных 2006г. аграрии заказали технику на 2,58 млрд.грн., а план текущего года составил 2,63млрд.грн.. В соответствии с госпрограммой производства техники и оборудования для АПК предприятиями Госсельскхозмаша в 2007г. планируется выпустить продукции на 2,75 млрд.грн., что на 12% превышает объемы 2006 года.

Предприятиями сельскохозяйственного машиностроения за 8 месяцев 2007г. произведено продукции на 2,02млрд.грн.(в сравнительных ценах), что на 15,1% превышает показатель за аналогичный период 2006г. Продукция на 600 млн. грн. экспортировалась прежде всего в Россию. За 8 месяцев 2007г. предоставлено ремонтных работ и услуг на 1,95млрд.грн., что на 14,8% больше, чем за такой же период 2006г.

Согласно источнику индексы объема продукции машиностроения по видам деятельности представлены в табл. 2


Таблица 2

В процентах к предыдущему году


В таблице 3 представлены данные по производству продукции сельскохозяйственного машиностроения


Таблица 3

Продукция с/х машиностроения

Тракторы для с/х, шт

Сеялки. тыс.шт.

Косилки тыс.шт.

Зерноуборочные комбайны, шт.

Комбайны бурякоуборочные и машины для обрезания ботвы, шт.

Машины для приготовления кормов, тыс.шт.


Таким образом, если в 90-х годах наблюдался всеобщий спад производства сельскохозяйственных машин и комплектующих, то в настоящее время происходит увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения. Однако в настоящее время не хватает мощностей, чтобы обеспечить запросы аграриев.


3. Основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине


Проблемы развития сельскохозяйственного машиностроения тесно взаимосвязаны с развитием АПК (агропромышленного комплекса).

В АПК различают три сферы деятельности:

Первая - производство средств производства для всех других областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);

Вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;

Третья - переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая, мясомолочная, легкая промышленность и др.).

Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют четвертую сферу - производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.

По интеграции специализированных звеньев в АПК выделяют отдельные комплексы. Например, в мясомолочный комплекс из первой сферы входят: машиностроение для животноводства, комбикормовые заводы и т.п., из второй - кормопроизводство, из третьей - мясомолочная промышленность.

Для оказания содействия развитию АПК в Украине принят Верховной Радой целый пакет законодательных документов и нормативных актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Земельный кодекс Украины», «О кооперации» и др.

Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают, сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть потенциал аграрной сферы.

Таким образом, сельскохозяйственное машиностроение должно приспосабливаться к интересам и нуждам аграриев в полном соответствии с планами развития АПК.

Для этого производится переоснащение действующих предприятий, использование новых конструкторских разработок. Существующие мощности действующих предприятий в Украине дают возможность возобновить производство сельскохозяйственной техники на высоком уровне в условиях значительных инвестиций для переведения отрасли на новые технологии. Кировоградский завод может обеспечить потребности страны в посевной технике, тогда как он загружен только на 10%. На некоторых предприятиях отрасли уже внедряется производство новых видов продукции. Так, Калиновский завод (Винницкая область) при помощи Германии начал выпуск новых сеялок. Мощности этого предприятия дают возможность производить 3 тыс. сеялок в год (100%). Себестоимость производства одной сеялки составляет 13,5 тыс. долларов (зарубежные аналоги намного дороже – до 20 тыс. долларов).

Брянский завод ранее специализировался на производстве запчастей для российских зерноуборочных комбайнов «Нива». Необходимую продукцию он сможет производить и для собственных комбайновых предприятий. В 1993г. в Украине была принята национальная программа по созданию собственного зерноуборочного комбайна. В советские времена на полях Украины работало около 112-115 тыс. комбайнов, теперь – около 70 тыс. Из общей посевной площади 30 млн.га под зерновые и зернобобовые отведено около 14 млн.га. Ежегодно комбайновый парк пополнялся 10 тыс. российских машин. По программе производство комбайнов составляет 5-6 тыс. в год. Для этого государство имеет значительный потенциал, поскольку традиционно 50% комплектующих для России проектировалось и изготавливалось именно в Украине. Массовое производство новых комбайнов «Славутич» было запланировано на 1998г. По расчетам конструкторов себестоимость одного комбайна составляет 100-110 тыс. долларов (цена одного комбайна «Джон Дир» - 260 тыс. долларов). Первые маркетинговые образцы показали, что потери урожая при работе этого комбайна составляют только 1,5%. Он может пропускать 9 кг/с хлебной массы, используя такое же количество топлива, как и соответствующие западные аналоги. Кроме того, при помощи специальных приспособлений он мог бы собирать некоторые крупяные, зернобобовые культуры, кукурузу, подсолнечник, сорго. В Херсоне были выпущены три экспериментальных зерновых комбайна типа «Дон» (Россия). Однако из-за того, что эта марка морально устарела, было принято решение о том, чтобы снять ее с производства.

В настоящее время ведутся работы по разработке нового вида комбайнов. В Ровно совместной с датской фирмой создано СП по производству комбайнов. Ведутся переговоры с США по созданию предприятий по производству зерновых, кукурузоуборочных комбайнов, машин для уборки подсолнечника. Рассматривается предложение Белоруссии об участии Украины в совместном производстве зерновых комбайнов. Разрабатывается совместный с Польшей проект производства зерноуборочного комбайна «Бизон» на заводе им. Малышева (Харьков). Запасные части частично будут привозиться из Польши, а частично будут производиться на заводах Украины. Возможны поставки продукции в страны СНГ. Стоимость комбайна может быть в 2-3 раза ниже американской. Львовский завод по производству машин для внесения пестицидов и жидких удобрений был уникальным в бывшем Союзе. Он производил около 20 видов соответствующих аппаратов. Его мощности рассчитаны на выпуск 60 тыс. единиц продукции. В настоящее время он производит не более 10 тыс. шт., 1/3 которых остается в Украине, а остальное экспортируется в Россию, Словению, Венгрию, Финляндию, Казахстан. Здесь налаживается производство новой техники, прежде всего жаток.

В целом выведение машиностроительного комплекса из кризиса требует разработки национальной программы развития сельскохозяйственного машиностроения, которая предусматривает производство технологических комплексов машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, доведения производства новых видов конечной продукции и деталей до уровня обеспечения внутренних потребностей в них на 70%. Для этого необходимо внедрить 1,5 тыс. новых видов продукции (существующая номенклатура – 2 тыс.) Уже освоено производство 350 видов. Это даст возможность удовлетворить собственные потребности Украины в соответствующей технике на 55%. Возможность развития предприятий сельскохозяйственного машиностроения может дать программа инвестирования данной отрасли с привлечением иностранного капитала. В целом же политика развития сельскохозяйственного машиностроения должна быть развернута в направлении наибольшей самодостаточности производства комплектующих на территории Украины.

Таким образом, в настоящее время предприятия сельскохозяйственного машиностроения ориентируются на использование передового технического опыта зарубежных стран, перепрофилируют производство для выпуска новых моделей сельскохозяйственной техники и комплектуючих к ним, а также расширяют перечень выпускаемых запасных частей и комплектующих


Выводы


Несмотря на глубокий кризис, вызванный распадом СССР, отрасль сельскохозяйственного машиностроения постепенно начинает выходить из периода длительного застоя. Об этом говорят факты, представленные в периодике, происходит рост потребности аграриев как в сельскохозяйственной технике и технике для перерабатывающей промышленности, так и в услугах и ремонтах. Причем отечественная промышленность не в силах пока удовлетворить в полном объеме требования сельхозпроизводителей.

Таким образом, если в 90-х годах наблюдался всеобщий спад производства сельскохозяйственных машин и комплектующих, то в настоящее время происходит увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения.

Сельскохозяйственное машиностроение должно приспосабливаться к интересам и нуждам аграриев в полном соответствии с планами развития АПК. В целом выведение машиностроительного комплекса из кризиса требует разработки национальной программы развития сельскохозяйственного машиностроения, которая предусматривает производство технологических комплексов машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, доведения производства новых видов конечной продукции и деталей до уровня обеспечения внутренних потребностей в них на 70%. Возможность развития предприятий сельскохозяйственного машиностроения может дать программа инвестирования данной отрасли с привлечением иностранного капитала.


Тесты

1. Назвать составляющие размещения научного потенциала:

а) территориальная локализация сети научных заведений;

б) наращивание совокупного потенциала существующих заведений науки;

в) территориальное размещение ресурсов;

г) все ответы правильные

Верным является ответ г). К факторам, которые влияют на размещение научных центров, относятся культурная среда; интеллектуальный потенциал; образовательный потенциал; информационная инфраструктура. Научные заведения тяготеют к большим городам. Наиболее благоприятными являются шесть самых больших городов: Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Донецк, Одесса.

2. Какое количество электроэнергии необходимо для производства алюминия из бокситов, которые добываются за год, с содержанием в них алюминия 55%, если для выплавки 1т. этого металла затрачивают 18 тыс. кВт/ч электроэнергии? Сделайте вывод о принципах размещения предприятий по производству алюминия.

Согласно данным источника в мире за год добывается 73 млн. т. бокситов. Следовательно из 73 млн.т. бокситов получают 40,15 млн.т. алюминия. Количество электроэнергии, которое необходимо для выплавки данного количества алюминия узнаем, составив пропорцию

. алюминия – 18 тыс. кВт/ч электроэнергии

40,15млн.т .алюминия – х кВт/ч

х = = 722,7 млрд.кВт/ч электроэнергии


Следовательно, производство алюминии является очень энергоемким и располагать его следует в местах размещения производства дешевой электроэнергии.

2. Центрами производства цемента являются города:

а) Амвросиевка;

б) Харьков;

в) Каменец-Подольский;

г) Севастополь

Верными являются ответы а) и в).

В Харьковской области цемент производят в Балаклее, в Крыму – в Бахчисарае.

4. Как определяется технологическая оценка природных ресурсов?

а) качественной характеристикой;

в) правильные ответы а) и б);

г) стоимостной характеристикой

При технологической оценке природных ресурсов упор делается на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов. Для этого следует использовать данные о ресурсах (качественные характеристики и оценка в баллах-категориях). Верным будет ответ г).

отрасль машиностроения, производящая тракторы и др. сельскохозяйственные машины, в т.ч. комбайны, пресс-подборщики, оборудование для внесения в почву удобрений и борьбы с вредителями растений, для животноводческих и птицеводческих хозяйств, транспортировки сельскохозяйственной продукции и др.

Сельскохозяйственное машиностроение

отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. ≈ обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах. С. м. возникло в начале 19 в. в Великобритании, а вскоре и в США, где дороговизна и недостаток рабочих рук вызывали необходимость внедрения машин, особенно в районах экстенсивного земледелия западных штатов. К концу 19 в. развитое С. м. имели также Франция, Швеция, Германия. В дореволюционной России подавляющая часть крестьянства пользовалась примитивным с.-х. инвентарём. По переписи 1910, в крестьянских хозяйствах насчитывалось 7,8 млн. сох и косуль, 7 млн. конных плугов и 752 тыс. конных жаток. В 1913 было изготовлено всего 180 паровых молотилок. Первые предприятия по производству с.-х. инвентаря появились в 19 в. (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм). После Октябрьской революции 1917 начало планомерному развитию С. м. положил Декрет СНК от 1 апреля 1921, в котором указывалось, что производство с.-х. машин и орудий ≈ дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства. Сов. государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства (см. также Тракторостроение). С 1926 начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 ≈ тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 ≈ зерноуборочных комбайнов, с 1932 ≈ тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире ≈ 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошёл переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929≈9,2, в 1930≈19, в 1937≈91,2. Во время Великой Отечественной войны 1941≈45 большая часть заводов С. м. переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства с.-х. машин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось С. м. после войны (см. табл. 1). С. м. имеет такие специализированные предприятия, как «Ростсельмаш», «Алтайсельмаш», «Ташсельмаш», «Рязеельмаш», «Львовсельмаш», им. Октябрьской революции (Одесса), «Красная звезда» (Кировоград), Таганрогский комбайновый завод, Херсонский завод им. Петровского и др. Если в 1940 было выпущено машин на 50 млн. руб. (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955), то в 1950 ≈ на 286 млн. и в 1965 ≈ на 1461 млн. руб. Высокие темпы роста С. м. позволили к 1962 превзойти уровень производства с.-х. техники США. В 1973 в СССР изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза. Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учётом климатических зон. В 1971≈74 значительно расширена номенклатура, освоено более 300 новых моделей с.-х. техники. Отраслью решены крупные технические проблемы. Созданы машины для возделывания сельскохозяйственных культур на почвах, подверженных ветровой эрозии, для внесения минеральных удобрений, почвообрабатывающие и др. машины. Производительность новых моделей плугов, сеялок, разбрасывателей удобрений, машин для защиты растений от вредителей повышена в 1,2≈1,5 раза, комбайнов для уборки картофеля, хлопкоуборочных машин, пресс-подборщиков, машин для орошения в 1,4≈2 раза. Улучшены технико-экономические показатели машин для уборки и обработки зерновых культур. На производство поставлены новые зерноуборочные комбайны ≈ «Сибиряк», «Нива» и «Колос». Ежегодно обновляется 10≈13% номенклатуры выпускаемых машин. Происходит переход от индивидуального проектирования отдельных образцов машин к созданию семейства однотипных машин на основе базовых моделей и модификаций. Большое внимание уделяется улучшению условий труда механизаторов. Комбайны имеют удобные кабины, гидравлические и автоматические устройства, специальные приборы для контроля за работой рабочих органов. Время на техническое обслуживание с.-х. машин снижено в 1,5 раза (за 1971≈73). Повышение производительности машин и их технического уровня позволило высвободить за 60-е гг. из сферы сельского хозяйства 2,5 млн. человек. Высокими темпами развивается С. м. в других социалистических странах (см. табл. 2). Объединение усилий специалистов СССР, ГДР, НРБ, ВНР позволило создать высокопроизводительные самоходные машины для уборки сахарной свёклы, винограда, томатов, а также другие машины. Среди капиталистических государств наибольшее развитие получило С. м. в США, где выпускается более 50% с.-х. машин от суммарного выпуска в капиталистических странах (см. табл. 3). Крупнейшие фирмы С. м. США ≈ «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson), «Аллис-Чалмерс» (Allis Chalmers); Великобритании ≈ «Мотор корпорейшен» (Motor Corporation), «Бритиш Лейленд» (British Leyland); Франции ≈ «Рено» (Renault); ФРГ ≈ «Клёкнер-Гумбольдт-Дёйц» (Klöckner-Humboldt-Dcutz). Табл.

    ≈ Производство основных сельскохозяйственных машин в СССР, тыс. шт.

    Всего наименований (видов), шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны свеклоуборочные

    Комбайны картофелеуборочные

    Машины хлопкоуборочные

    Комбайны кукурузоуборочные

  1. ≈ Производство основных сельскохозяйственных машин в странах ≈ членах СЭВ (1973), шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны силосоуборочные

    Болгария

  2. ≈ Производство основных видов сельскохозяйственных машин в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны силосоуборочные

    Великобритания

  3. 1 Оценка. 2 197

    1. 3 Сеялки зерновые и хлопковые всех видов в 197

      Лит.: Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971≈1975 годы. [Сборник], М., 1972; Статистический ежегодник стран ≈ членов Совета Экономической Взаимопомощи, 1974, М., 1974.

      А. И. Нилюбов.

Википедия

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, обеспечивающая механизацию перевооружение сельскохозяйственного производства. В число задач отрасли входит механизация не только ключевых, но и промежуточных операций при возделывании культур.

Возникло в первой половине XIX века в Великобритании, затем получило распространение в США.