Домой / Мелочи недвижимости / Сколько действует заключение о возможности быть опекуном. Органам опеки и попечительства нужна перезагрузка, считают общественники. Как их найти

Сколько действует заключение о возможности быть опекуном. Органам опеки и попечительства нужна перезагрузка, считают общественники. Как их найти

Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

Кому подчиняется опека

Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей - приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства - это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе. Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно. Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет. Напротив, дальше начинаются их обязанности - по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства - получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям. Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка. На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.). В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Помните - если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет - отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен. Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать. Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

Закона N 48-ФЗ).

Лица, которые могут быть опекунами (попечителями)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. При этом не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. п. 1 , 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117):

1) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

3) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

4) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

5) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

6) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 3 ст. 36 ГК РФ).

Порядок оформления опеки или попечительства

Если вы решили стать опекуном или попечителем ребенка, то рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Пройдите специальную подготовку (если ранее вы ее не проходили)

Подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно пройти в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 (далее — Порядок)).

Обратитесь с письменным заявлением и паспортом в любую организацию, осуществляющую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от места своего жительства (п. п. 12 — Порядка).

Пройдите обучение и получите свидетельство о прохождении подготовки (п. п. 11 , Порядка).

Подготовка осуществляется на безвозмездной основе (п. 5 Порядка).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы для установления опеки или попечительства над ребенком

Если у вас нет заключения о возможности быть усыновителем, то для установления опеки или попечительства над ребенком вам потребуется паспорт и следующие документы (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423):

1) заявление с просьбой о назначении опекуном или попечителем;

2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства (не обязательно);

4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования (не обязательно);

1) заключение о возможности быть усыновителем;

2) заявление о назначении опекуном или попечителем;

3) письменное согласие совершеннолетних членов вашей семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами.

Шаг 3. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Для получения заключения о возможности быть опекуном или попечителем подайте документы в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Документы можно подать:

1) лично (с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность);

2) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

3) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (реализовано не везде);

4) непосредственно через сайт органа опеки и попечительства (если на нем реализована такая возможность);

5) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (реализовано не везде) (п. 5 Правил).

Шаг 4. Предоставьте возможность органам опеки и попечительства ознакомиться с вашей семьей и условиями вашей жизни

После представления комплекта документов в течение трех дней ваше место жительства должен посетить специалист органа опеки и попечительства для знакомства с вашей семьей и условиями вашей жизни.

Шаг 6. Подберите ребенка

Имея заключение, вы можете приступать к подбору ребенка. Если по месту вашего проживания нет детских учреждений для детей-сирот или вам не удалось подобрать ребенка, можно обратиться к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ (п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.06.2015 N 588).

В органе опеки и попечительства вас должны проконсультировать о порядке подбора и предоставить сопутствующие документы.

Шаг 7. Оформите опеку (попечительство) над ребенком

После подбора ребенка обратитесь в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки. Орган опеки и попечительства примет решение о назначении вас опекуном (или попечителем) или об отказе в этом. Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта (п. 9 Правил).

Обратите внимание!

Для опекунов и попечителей ребенка предусмотрено право на ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). При этом ежемесячное вознаграждение за осуществление опеки, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (ч. 2 ст. 16 Закона N 48-ФЗ; п. 1 ст. 210 НК РФ; Письмо ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22519@).

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина 1,
о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)2

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга

(с указанием

почтового индекса)

Проживающий(щие) по адресу

(с указанием почтового

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью).

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующихпринятию ребенка на воспитание в семью)

Материальное положение (имущество, размер заработной платы , иные виды доходов,
соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе)

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Заключение о возможности/невозможности

(фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя(-лей))

быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)3:

(решение о возможности/невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)

принимается с учетом пожеланий граждан(ина) относительно количества и состояния здоровья детей,

в случае принятия решения о невозможности быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны

(попечители) должны быть указаны причины отказа 4)

_____________________________

1 Гражданам, состоящим в зарегистрированном браке, оформляется одно заключение.

2 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Если заключение оформлено на нескольких листах, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа, выдавшего заключение.

3 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства.

4 Указываются нормы нормативных правовых актов , в соответствии с которыми принято решение о невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители).

Приложение N 13

без попечения родителей,

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: Кузнецова Мария Ивановна.

Дата рождения: 17.11.1980,

Дата рождения: 11.12.1980, 628285, г. Урай, ул. Ленина, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Урай, ул. Пионеров, .

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Кузнецовы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Кузнецова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Марии Ивановны от первого брака.

Супруги Кузнецовы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Урае проживают родители Марии Ивановны, которые поддержали супругов Кузнецовых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Мария Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Мария Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Семья Кузнецовых проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Кузнецовых состоит из заработной платы Марии Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Кузнецовы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Супруги Кузнецовы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

В соответствии с Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая документы, представленные гражданами, акт по результатам обследования жилищно-бытовых условий семьи, управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска считает возможным поставить на учет Кузнецову Наталью Ивановну Кузнецова Сергея Николаевича в качестве кандидатов в опекуны одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Приложение N 13

к Порядку формирования, ведения

и использования государственного

банка данных о детях, оставшихся

без попечения родителей,

утвержденному Приказом Минобрнауки

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина,
о возможности гражданина быть опекуном

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: .

Дата рождения: 17.11.1980, зарегистрированная по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) второго супруга: .

Дата рождения: 11.12.1980, зарегистрированный по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, .

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью):

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Ивановы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Иванова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Натальи Ивановны от первого брака.

Кирилл и Ольга выразили письменное согласие на прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Супруги Ивановы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Ханты-Мансийске проживают родители Натальи Ивановны, которые поддержали супругов Ивановых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Наталья Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Образование и профессиональная деятельность:

Наталья Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Сергей Николаевич имеет среднее специально образование. Трудоустроен водителем в.

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующих принятию ребенка на воспитание в семью):

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Материальное положение (имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе):

Семья Ивановых проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы Натальи Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью:

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Ивановы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Супруги Ивановы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Заключение о возможности/невозможности граждан быть кандидатами в опекуны:

Согласно справке Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре следует, что у Иванова Сергея Николаевича имелась судимость за преступление, совершенное по части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данное преступление относится к категории против семьи и несовершеннолетних, что в соответствии с частью 1 статьи 146 Семейного кодекса является основанием для отказа в назначении опекуном несовершеннолетнего гражданина.

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая наличие у гражданина судимости за преступления, относящегося к категории против семьи и несовершеннолетних, администрации города Урая приходит к выводу о невозможности Ивановой Натальи Ивановны и Иванова Сергея Николаевича быть опекунами несовершеннолетнего гражданина.

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут. Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом. Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова , взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов. Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они). А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина , мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти. Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно. Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова , вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова : Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье. Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.
Татьяна Плотникова : Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

Льготы

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина : Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина : В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова : « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова : Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

Время чтения: 5 минут

Органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории РФ. Поэтому все, у кого есть маленькие дети, время от времени сталкиваются с представителями ООП.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Законодательство

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий.

Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

  • от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на . Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в ;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен.

Пройдите социологический опрос!

Защита прав детей, оставшихся без родительского попечения

Ребенок может лишиться попечения родителей по разным причинам:

  • их смерть,
  • длительное отсутствие,
  • отказ выполнять родительские обязанности;
  • ограничение в их выполнении и другие.

В таких случаях функции защиты несовершеннолетних берут на себя компетентные учреждения.

Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних определяются законом. При выявлении сирот в первую очередь разыскивают имеющихся родственников, обеспечивают детей временным жильем.

В дальнейшем Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей:

  • усыновление или удочерение;
  • передачу под опеку или попечительство;
  • передачу на воспитание в приемную семью;
  • устройство в различные учреждения (воспитательные, лечебные, социальной защиты).

Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка направлена на учет детей-сирот и контроль за условиями их содержания.

Разновидности социальной помощи для детей-сирот

Государство всячески поддерживает детей, которые остались без родителей. Форма поддержки зависит от того, куда устроен несовершеннолетний.

Так, гражданам, которые приняли детей к себе на содержание, выплачивается:

  • единовременное пособие;
  • ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего;
  • помощь, которую получают обычно родители (до достижения ребенком трехлетнего возраста, на ребенка-инвалида и так далее).

Защита интересов и прав и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им:

  • льгот на проезд в городском или пригородном транспорте;
  • ежегодных путевок на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря;
  • жилья по договору найма;
  • специализированного жилого помещения;
  • бесплатного места в общежитии и так далее.

Контроль за органами опеки и попечительства

Многих интересует, кому подчиняются органы опеки и попечительства. Стоит обратить внимание на то, что на федеральном уровне органов с подобными функциями нет. Все они относятся либо к исполнительной власти области либо же к местному самоуправлению. Поэтому понять, кто кому подчиняется, можно лишь в каждом конкретном случае на местах.

Отметим, что единый центр опеки и попечительства, который бы мог решить все вопросы, пока не создан.

Выводы

Все, что так или иначе связано с защитой прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства или недееспособных лиц, обязательно проходит через ООП. Их в обязательном порядке задействуют при рассмотрении дела о лишении родительских прав. Структура органов в каждом регионе может отличаться, но функции они выполняют одни и те же.

Оперативно узнавать актуальные новости в социальной сфере можно благодаря интернету. Главное – правильно выбрать источник. Много полезной информации для тех, кому нужна помощь и кого интересует опека и попечительство, содержит официальный сайт РФ (регионального министерства или департамента).

Основные задачи и цели органов опеки и попечительства: Видео

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.