Домой / Проверяем документы на квартиру / Фз о государственной границе в формате word. Законодательство о государственной границе рф. Общие положения закона о государственной границе

Фз о государственной границе в формате word. Законодательство о государственной границе рф. Общие положения закона о государственной границе

безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно - правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно - розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно - эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно - курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 31.05.99 N 105-ФЗ , от 14.07.2008 N 118-ФЗ , от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 15-ФЗ , от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ,

от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 19.07.1997 N 106-ФЗ,

от 24.07.1998 N 127-ФЗ, от 31.07.1998 N 153-ФЗ,

от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 24.12.2002 N 178-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 20.04.2006 N 55-ФЗ,

от 15.06.2006 N 89-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 25.12.2008 N 291-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 31.05.2010 N 110-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 48-ФЗ,

от 21.04.2011 N 72-ФЗ, от 03.06.2011 N 116-ФЗ,

от 30.11.2011 N 344-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 07.06.2013 N 110-ФЗ,

от 28.06.2014 N 180-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ,

от 31.12.2014 N 504-ФЗ, от 30.12.2015 N 468-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 11.11.1997 N 16-П)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

(в ред. Федерального закона от 29.11.1996 N 148-ФЗ)

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательствомРоссийской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законодательство о государственной границе состоит из Конституции РФ, международных договоров РФ, Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила , чем те, которые содержатся в Законе «О государственной границе РФ» и других законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Некоторые основные понятия

Статус и правовой режим суши, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны РФ, включая права РФ в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления определяются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральными законами.

Сухопутной территорией РФ является вся суша, находящаяся в пределах ее границ.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Территориальные воды (море) - это прибрежные морские воды шириной до12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами РФ, а при их отсутствии- в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Плавание и пребывание иностранных судов в территориальном море, во внутренних морских водах и на военно-морских базах РФ регулируется специальным Постановлением Правительства РФ.

Воздушное пространство ограничено вертикалью, проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается.

Запрещается транзитный пролет воздушных судов, перемещающих военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории РФ.

За пределами национальной территории Российской Федерации и других государств находятся открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства находятся в общем пользовании всех государств.

В ч. 2 ст. 67 Конституции РФ указано, что РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Континентальный шельф согласно Федеральному законуот 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, если глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

На континентальном шельфе Россия осуществляет определенные суверенные права, например, может проводить разведку разработку природных ресурсов. Никто не вправе осуществлять аналогичную деятельность без согласия прибрежного государства. В то же время в соответствии с принципами международного права все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе по согласованию с прибрежным государством кабели трубопроводы .

Отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются также Законом «О недрах».

Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Исключительная морская экономическая зона согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, непригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В отношении исключительной морской экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но они, кроме того, охватывают управление природными ресурсами, а также право экономической разведки разработки указанной зоны.

Все работы производятся в соответствии с Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней.

В исключительной экономической зоне в отличие от континентального шельфа не являются абсолютными права прибрежного государства на живые ресурсы. Так, если Россия не может сама освоить допустимое количество ресурса, она должна допустить другие государства к его остатку. В компетенции РФ находится определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова (добычи).

Вместе с тем в исключительной зоне (она может простираться на 200 миль) действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов).

Согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ находится в ведении РФ. Это обусловлено территориальным верховенством нашего государства.

Согласно п. «д» ст. 106 Конституции РФ, принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Государственная граница России. Пересечение государственной
границы России

Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» устанавливает определение государственной границы линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность , определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона государственной границей РФ является граница РСФСР , закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Закон также определяет принципы установления и изменения прохождения государственной границы, установления и поддержания правоотношений на государственной границе, режим государственной границы, полномочия органов и войск ФПС России в сфере охраны государственной границы, принципы участия органов местного самоуправления и граждан.

Прохождение г осударственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами.

Режим государственной границы включает правила:

Пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

Перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

Пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

Ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

Разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим государственной границы устанавливается Законом «О государственной границе», другими федеральными законами, международными договорами РФ.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств отдельные правила режима государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным .

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного , автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов и прием их на транспортные средства.

Пункт пропуска через государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзалов, станций, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный , а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение границ в пунктах пропуска через государственную границу регулируются постановлениями правительства РФ, нормативными актами Государственного таможенного комитета и Министерства транспорта России.

Федеральный закон от 15 августа1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определяет порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.

Охрана государственной
границы России

Основой системы обеспечения охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов является Пограничная служба РФ . Основные задачи и полномочия, общий состав, основы руководства и управления, а также порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью регулируются Федеральным законом «О Пограничной службе Российской Федерации» от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ.

Он определяет ее состав: пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций пограничной службы.

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент РФ. На основе Указа Президента РФ от2марта 1995 года № 232 в России действует Федеральная пограничная служба РФ. Положение о ФПС РФ регулирует Основные задачи и функции, а также организацию деятельности ФПС России.

ФПС возглавляет единую централизованную систему: органы пограничного контроля ; орган внешней разведки ; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; органы пограничной стражи ; органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска ФПС России; военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России согласно федеральному законодательству.

В своей деятельности, кроме Положения, ФПС России руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормами международного права и международными договорами РФ, регулирующими отношения в сфере защиты государственной границы , территориального моря , континентального шельфа исключительной экономической зоны РФ, охраны морских биологических ресурсов .

В свою очередь ФПС России осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей. Пограничные представители назначаются Правительством РФ из числа должностных лиц ФПС РФ. Права и обязанности пограничных представителей регулируются Положением о пограничных представителях РФ.

Пограничные представители РФ назначаются на определенные участки государственной границы РФ в соответствии с международными договорами РФ для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов . Участки государственной границы РФ, на которые назначаются пограничные представители, устанавливаются соответствующими договорами РФ с сопредельными государствами.

Порядок привлечения граждан к охране государственной границы РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 339. Граждане участвуют в охране государственной границы РФ на добровольных началах, как правило, в составе добровольных народных дружин. Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск РФ при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

Санитарная охрана государственной границы РФ обеспечивается органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Его санитарные правила и нормы устанавливают требования к организации, проведению и контролю за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения карантинных болезней (чума, холера, желтая лихорадка), вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, локализацию и ликвидацию инфекций при их завозе или выявлении на территории РФ, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.

Пограничная политика

Основы пограничной политики РФ являются составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Пограничная политика РФ направлена на обеспечение суверенитета , неприкосновенности целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.

Пограничная политика РФ осуществляется в пограничном пространстве РФ, охватывающем государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные сними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.

Основные направления пограничной политики РФ:

Совершенствование международно-правового оформления государственной границы РФ;

Обеспечение пограничной безопасности РФ;

Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

Обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.

Приграничное сотрудничество

Согласно положениям Основ пограничной политики, развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

Формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;

Укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;

Формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;

Сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия инаркотиков;

Сотрудничество в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Сотрудничество в соблюдении норм и принципов международного права.

Укрепление экономических, социальных и культурных связей приграничных территорий с соседними территориями сопредельных государств подразумевает:

Создание условий для производственной деятельности и эффективного развития свободных экономических зон в приграничных регионах;

Сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами приграничных регионов;

Противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

Поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

Создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.

Для реализации программ приграничного сотрудничества была образована Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества .

Правовую базу приграничного сотрудничества составляют несколько типов нормативно-правовых документов.

Во-первых, юридические акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности России: Таможенный и Гражданский кодексы РФ, законы «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О государственной границе РФ», «Об иностранных инвестициях» и др., указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты отдельных ведомств, таможенные тарифы.

Во-вторых, межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами.

В-третьих, юридические акты, регулирующие отношения федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере международных отношений. Центральным документом является Конституция РФ. Кроме того, воктябре1997 года был принят закон «О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации». Закон стал основным нормативным актом, регулирующим международную деятельность субъектов РФ.

Разработан проект федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления на приграничной территории».

В 1998 году Межпарламентским комитетом принят модельный закон «О регионах приграничного сотрудничества», разработанный Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Модельный закон- документ рекомендательный, силы прямого действия он не имеет и представляет собой своего рода инструмент сближения национальных законодательств. Для его реализации было разработано «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества», подписанное главами правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в феврале 1999 года.

Консультативный совет СНГ по труду, миграции и социальной защите населения приступил к разработке проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области приграничной трудовой миграции.

10 июля 2002 года Совет Федерации ратифицировал Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей , которую подписали 33 из 44 государств- членов Совета Европы, а ратифицировали27 стран, в том числе Украина, Молдавия, Латвия и Литва.

Конвенция призвана содействовать заключению соглашений о приграничном сотрудничестве между региональными властями разных стран в таких областях, как региональное развитие, защита окружающей среды, совершенствование структуры, использование земель вдоль пограничных рек, а также взаимопомощь в случае чрезвычайной ситуации. Документ предусматривает также создание ассоциации приграничного сотрудничества или объединение местных властей.

Для учета различий в правовых и конституционных системах государств- членов Совета Европы Конвенция предусматривает целый ряд рекомендательных соглашений, позволяющих государствам осуществлять приграничное сотрудничество в наиболее подходящих для них формах. Ратификация Конвенции позволит России более активно включиться в мировые интеграционные процессы и еще более способствовать развитию приграничного сотрудничества со странами СНГ в соответствии с нормами и принципами международного права.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 27.12.2019) О Государственной границе Российской Федерации

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

Обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

Осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

Проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

Осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

Ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

Осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

Участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

Проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

Осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;

7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;

8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, - транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях - гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:

Предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

Предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;