Домой / Проверяем документы на квартиру / Какие сущ имеют форму только единственного числа. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа. Функции категории единственного числа

Какие сущ имеют форму только единственного числа. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа. Функции категории единственного числа

Какие слова не имеют единственного числа?

    Обычно, в русском языке слова имеют две формы - множественное и единственное число.

    Но есть,которые имеют только множественное.

    К таким словам относятся те, которые имеют значение парных или сложных предметов. Примером могут служить - ножницы,брюки,очки и т.д.

    Название игр - щахматы, шашки,нарды.

    Промежутки длительного времени - сутки, будни.

    В русском языке не очень много слов, которые не имеют единственного числа. С каждым из них, почему оно появилось, надо разбираться отдельно.

    Например, взять слово ворота. У него нет единственного числа. Как же могло так получиться? Все станет понятным, если вспомнить, что такое ворота. Ворота - это большие двери в заборе, состоящие из ДВУХ половинок. Нет смысла ворот, если они имеют только одну створку. Поэтому получилось так, что нужно иметь две створки, то есть МНОЖЕСТВЕННОЕ число.

    То же касается и слова ножницы. Ножницы состоят из двух половинок. Каждая из них не имеет смысла по одиночке, а вместе составляют целый предмет.

    Также множественное число могут иметь слова, обозначающие неопределенное большое количество чего-то. Например: сумерки (много полутьмы), чернила (много черного вещества).

    Вот какие слова мне припомнились при прочтении Вашего вопроса:

    очки (не очки на табло, тогда могло бы быть и одно очко, а очки для зрения или солнечные)

    духи (ударение на второй слог)

    каникулы

    трусы (нижнее белье, а не группка трусливых людей, конечно же!).

    Такое явление, как наличие только одной из форм - единственного или же множественного числа - можно наблюдать в русском языке. Если говорить о форме множественного числа, то она будет всегда сохраняться в следующих существительных:

    Слова, имеющие только множественное число, и не имеющие единственного, подразделяются на несколько категорий:

    1. Имена собственные географических мест: Карпаты, Горки, Афины, Альпы (уж так их назвали).
    2. Названия игр: шахматы, шашки, горелки, классики, нарды, прятки, жмурки.
    3. Предметы из нескольких деталей: ворота, очки, часы, весы.
    4. Инструменты: ножницы, тиски, клещи, грабли, вилы.
    5. Иностранные слова: духи, консервы, финансы, колготы.
    6. Временные промежутки: сутки, будни, сумерки, поминки, именины, каникулы.
    7. Массы веществ: чернила, сливки, макароны, отруби, опилки, дрожжи.
    8. Одежда: трусы, брюки, штаны
  • В русской грамматике не все существительные имеют форму единственного числа. Некоторые из них употребляются только во множественном числе . Вспомним их в связи с обозначением, например, парных предметов:

    щипцы, кусачки, сани, штаны, шорты, колготки.

    Сюда отнесем названия некоторых игр:

    городки, шахматы, шашки, жмурки, прятки, догонялки;

    названия отрезков времени, состояний и действий:

    потемки, сумерки, сутки, будни, проводы, выборы, сборы;

    существительные, называющие продукты, остатки, однородные вещества:

    чернила, белила, хлопья, щи, сливки, дрожжи, опилки, помои, брызги, обои;

    некоторые географические названия:

    Афины, Лужники, Гималаи, Карпаты, Хибины, Альпы.

    В русском языке имеется достаточно слов, не имеющих формы единственного числа, а употребляющихся только во множественном числе. Такие слова можно даже разделить на категории.

    Например, предметы, состоящие из нескольких деталей - ворота и очки. Или слова иностранного происхождения - колготы и духи.

    А так же список слов, не имеющих формы единственного числа можно продолжить - каникулы, щи, чернила, опилки, сливки, обои, прятки, салки, джинсы, ножницы, шаровары, белила, качели, дрова, грабли, вилы, Курилы, Мальдивы, люди...

    В русском языке есть множество таких слов, например, те из которых вспомнились мне - брюки, очки, часы, консервы, будни, клещи, сани, ножницы, сутки, каникулы, колготки, сливки. Так же такими словами являются названия некоторых игры. Это, например слова шашки, нарды ,шахматы.

    На ум сразу приходят такие существительные, как: ножницы, шахматы, именины, дрожжи, весы, будни, сутки, финансы, очки (как предмет для зрения), часы (как предмет показывающий время), брюки, штаны, колготы, каникулы, духи и мн. другие.

    Это существительные, которые имеют только форму множественного числа.

    В русском языке имеется некоторое количество имен существительных, которые не имеют форм в единственном числе. Они всегда употребляются во множественном числе , даже если имеется в виду только один предмет.

    Среди существительных, не имеющих единственного числа , выделяются несколько типов:

    • названия предметов, которые состоят из двух или более частей: сани, носилки, брюки, грабли, плоскогубцы, вилы;
    • названия явлений, игр, событий, действий или состояний: поиски, хлопоты, выборы, жмурки, бега, проводы, именины;
    • названия предметов определенной протяженности: сутки, каникулы, сумерки, будни;
    • названия веществ: белила, дрова, консервы, отруби, опилки, сливки, щи.

    Среди имен существительных без формы в единственном числе имеются и имена собственные , такие как Афины, Карпаты, Альпы, Набережные Челны и другие.

Составные порядковые числительные

При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки – на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью.

Имена числительные «сто» и «сорок » в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно.

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные:

С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.

С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.

С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.

С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.

С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.

Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений – при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица): около двух третьих, приближается к четырём седьмым.

Числительное "полтора", "оба", "полтораста".

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов.

Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.

Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев. При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.

Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард» и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного, более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара»: сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

§ 30. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа. Функции категории единственного числа

Большое количество имен существительных имеет формы словоизменения или только единственного, или только множественного числа. Только формы единственного числа присущи тем словообразовательным разрядам имени существительного, в которых с реальным значением слов не сочетается либо представление о числе вообще, либо представление о множественности вообще, либо представление о множественности, выраженной в числах в количественном измерении.

Обзор этих разрядов можно начать с переходных типов. Сюда относятся слова, которые имеют формы обоих чисел, но которые во множественном числе употребляются почти исключительно с числительными количественными: два, три, несколько и т. п. (а также со словами весь, никакой, многие ) или с предлогами, означающими количество, обладание, лишение, а без предлогов — лишь в функции родительного количественного (кроме, конечно, указательно-номинативного или индикативного употребления со словом этот). Это слова с суффиксом -ин(а) , означающим отдельный, единичный предмет, обособленный от группы, массы или вещества. Например: пять картофелин; несколько горошин; двумя хворостинами; не досчитаться многих тесин; все жемчужины оказались на месте и т. п. Сюда же примыкают и уменьшительно-ласкательные образования с тем же суффиксом в форме -инк(а) : несколько дробинок попали в голову; ср. употребление слов песчинка, пылинка, крупинка, соринка, чаинка и т. п. (но ср.: ни одной кровинки в лице; с изюминкой и т. п.; ср. употребление слов на -инк(а) с отвлеченным значением, например, у Лескова в "Воительнице": "Была у нее, как у русского человека, и маленькая лукавинка" ).

Сходные же оттенки развиваются в некоторых словах с суффиксом -ин(а) , имеющим в современном языке увеличительно-уничижительное значение, например: бычина, детина .

  • 1. Слова, обозначающие совокупность лиц, предметов, мыслимых как коллективное или собирательное единство, как одно неделимое целое. Эти слова образуются или образованы с помощью разных суффиксов "собирательности": разговорного -ьё , например: старичьё, бабьё, вороньё, бельё, гнильё и т. п. (ср. у Блока "С солдатьём гулять ходила" ); книжного суффикса -ств(о) [-еств(о), -енств(о), -инств(о)] , например: большинство, меньшинство, множество, купечество, дворянство, учительство, чиновничество и т. п.; непроизводительного -от(а) : беднота, мелкота (все ушли в поле, дома — одна мелкота ); вымирающего просторечного -ия : комсомолия, пионерия и т. п. (но ср.: кавалерия, гвардия, армия ); презрительно-просторечного -ня в единичных словах (солдатня, матросня ); ср., впрочем, родня , а также устар. дворня ; презрительного -щин(а) : армейщина, деревенщина, военщина и т. п. Ср. у К. А. Полевого в повести "Эмма" в речи лакея: "Ведь и с нашим братом, лакейщиной: как приглянулся кто, так вот голова и одуреет" .

Ср. несколько собирательных слов на -ина : складчина, убоина, всячина . Ср. немногие слова с непродуктивным суффиксом -в(а) : листва, ботва, плотва , жарг. братва; с мертвыми суффиксами -б(а) : гурьба, голытьба ; -ор(а), -ур(а) : детвора, немчура, мошкара . Ср. также слова с заимствованными суффиксами собирательности: -ур(а) : адвокатура, прокуратура, профессура, аспирантура и т. п.; -am : пролетариат, старостат и т. п.; ср. единичные: вольница, конница .

Категория собирательности находит свое грамматическое выражение в отсутствии форм множественного числа. Поэтому формы единственного числа имен существительных, обозначающих лицо, животное или предмет, нередко — в синекдохическом употреблении — приобретают значение собирательности. "Единственное число существительного конкретного... является образом сплошного множества" (139). Например: "Всякого зверя и в степях и лесах было невероятное количество" (Аксаков, "Семейная хроника"); "Литератор — это народ все млекопитающийся" (Салтыков-Щедрин, "Губернские очерки"); "Не чумазый же... дал нам литературу, науку, искусство" (Чехов, "В усадьбе").

"Это — синекдоха, если под этим словом не разуметь сознательного выбора единицы из множества. Между лист (лист сухой валится осенью ), листы и листье , во мн. ч. листья — разница в образе, т. е. в исходной точке и способе, каким получается значение множественности: в одном случае — единица, служащая символом множества, в другом — раздельное множество, в третьем — сплошное множество, понятое как единица или как множество" (140).

Особенно часто употребление форм единственного числа в собирательном значении у слов, которые обозначают маленьких животных: домашняя птица, рыба, саранча, тля и т. п.

  • 2. Слова, обозначающие вещество (в том числе и минералы, металлы, химические элементы и соединения) или материал, имеют только формы единственного числа. Например: тесто, молоко, табак, масло, мясо, медь, золото, серебро, фосфор, фарфор и т. п.; матрац из конского волоса; камень уступает место железобетону; ярославское полотно, продажа готового платья; мебель красного дерева ; "Орешника, березника и вязу мой Мишка погубил несметное число" (Крылов) и т. п.

Но те же слова со значениями сортов вещества, больших количеств вещества (жиры, пески ), а иногда изделий из соответствующего материала могут употребляться и во множественном числе (особенно в специальных диалектах, например: высококачественные стали, лаки и т. п.). Ср. у Пушкина: "Картины, мраморные статуи, бронзы... поразили его" ("Египетские ночи").

  • 3. К кругу слов вещественного значения, располагающих формами только единственного числа, примыкают слова, означающие овощи, злаки, произрастания, ягоды: репа, морковь, картофель, малина, крыжовник, овес, сено, зелень и т. п.

Но некоторые из тех же слов со значением посевных площадей, сборов, вообще с сельскохозяйственным значением засеянных полей или совокупности сортов употребляются и во множественном числе: овсы, ячмени, даже сена и т. п.

  • 4. Особенно ярко негативная, лишенная непосредственного отношения к числу, счету функция единственного числа выступает у слов с отвлеченными значениями свойства-качества, действия-состояния, эмоции, чувства, настроения, физического явления или явления природы, идейного направления, течения, вообще у обозначений абстрактных понятий. Таким образом, категория отвлеченности находит свое грамматическое выражение в обладании только формами единственного числа. Например, не имеют форм множественного числа такие слова: спасенье, бегство, тоска, ненависть, скука, желтизна, белизна, скрытность, угрюмость, борьба, социализм, марксизм, коллективизм, военизация и т. п. Правда, в поэтическом языке от названий многих отвлеченных понятий образуются формы во множественном числе (ср., например, в языке В. Брюсова). Но функция этих форм не прямая, количественная, а экспрессивно-поэтическая.

Вообще, конкретизация и индивидуализация отвлеченных понятий, сопровождающаяся возникновением в соответствующих словах новых значений и оттенков, нередко обогащает эти слова формами множественного числа.

Однако у слов, образованных с помощью отвлеченного суффикса -щин(а) , формы множественного числа невозможны.

Точно так же отвлеченные имена существительные, восходящие к формам среднего рода имен прилагательных и оканчивающиеся на -ое, -ее , никогда не употребляются во множественном числе. Например: "Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное" (Л. Толстой, "Война и мир").

  • 5. Формы множественного числа не свойственны собственным именам, если те употребляются в основном своем значении индивидуализующего прозвания. Например: Москва, кино "Ударник" и т. п.
  • 6. Смешанное употребление единственного и множественного числа и даже — при стилистическом уклоне к общему отвлечению, к родовому обозначению — преобладающее использование форм единственного числа наблюдается в том случае, когда какой-нибудь предмет относится к нескольким лицам или предметам и присущ каждому из них порознь. Например: "Да прикажи в городе купить колокольчиков — моим коровам на шею" (Тургенев, "Нахлебник"); "Люди шли обвязавши носы и рты платком" (Л. Толстой, "Война и мир"); "Слуги в черных кафтанах, с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках" (Пушкин, "Пиковая дама"); "Бунтовщики потупили голову" (Пушкин, "История Пугачева"); "Повелено брить им бороду" (Пушкин) и т. п.;

Все привстали, важно хмуряся,

Низко, низко поклонилися

И, подправя ус и бороду,

Сели на скамьи дубовые.

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

    Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

    Ходит весь век, а не человек. (часы)

    Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

    Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

I V . Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V . Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

VI . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.(Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи -

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими : работа по перфокартам (на повторение).

VIII . Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)