Домой / Проверяем документы на квартиру / Относительно определенные нормы права примеры. Применение права. Признаки правовой нормы

Относительно определенные нормы права примеры. Применение права. Признаки правовой нормы

Это специфическая плоскость деления юридических норм на виды, иной (по сравнению с общей классификацией) «разрез» права.

Индивидуальное регулирование в праве носит поднормативный характер. Оно не только осуществляется на основе, в пределах и формах, предусмотренных нормами, но в той или иной степени ими направ-

А это значит, что в праве существуют особые разновидности

норм, которые призваны как бы «опекать» индивидуальное регулирование, обеспечивать его поднормативность, пределы «усмотрения» и т.д. Индивидуальное регулирование независимо от его вида предполагает, во-первых, наличие известного простора для самостоятельного решения субъектом того или другого вопроса в соответствии с особенностями данной ситуации, а, во-вторых, наличие полномочий у лиц на такое решение. Каждая норма, направленная на обеспечение индивидуального регулирования, выражает оба эти момента: она не дает исчерпывающего, абсолютно определенного решения, оставляя в регулировании как бы некоторые «пустоты» и в то же время дозволяет определенным лицам самим решать (конкретизированно урегулировать) данные вопросы. Однако соотношение указанных двух моментов в конкретных нормах зависит от вида индивидуального регулирования. Здесь следует различать: а) индивидуальное регулирование, осуществляемое компетентными правоприменительными органами на основе предоставленных им государственно-властных полномочий; б) «автономное» регулирование, осуществляемое самими участниками регулируемых отношений на основе предоставленной им свободы

распоряжения своими правами (диспозитивности).

В первом случае, когда индивидуальное регулирование осуществляется компетентными органами, момент дозволенности не является в норме решающим: он предопределен наличием у правоприменительных органов государственно-властных полномочий. Поэтому на

первый план в норме выступает степень определенности ее содержания,

т.е. указание на то, в какой мере, по каким вопросам правопримени-

Глава XIV. Виды норм права

тельный орган может принимать самостоятельные решения. Вот почему в данной плоскости различаются абсолютно определенные и относительно определенные нормы.

Во втором случае, когда индивидуальное регулирование осуществляют участники данного отношения, на первый план выступает момент дозволенности, допустимости «автономного» урегулирования. Ведь участники общественного отношения в принципе обладают лишь правовой активностью; они могут участвовать в правовом регулировании на основе дозволения, опираясь на которое лица действуют «диспозитивно» – сами определяют свои взаимоотношения. Вот почему в области «автономного» регулирования деление норм осуществляется под несколько иным углом зрения – они подразделяются на императивные и диспозитивные.

А б с о л ю т н о о п р е д е л е н н ы е и о т н о с и т е л ь н о о п р е д е л е н н ы е н о р м ы.

Абсолютно определенные – это нормы, которые с необходимой кон-

кретностью и полнотой устанавливают условия действия нормы, права и обязанности ее адресатов и не предусматривают возможность конкретизации общественных отношений с помощью индивидуальных правоприменительных актов.

Например, норма ст. 270 УПК предписывает, что «явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания». Какого-либо права суда на решение вопроса о том, удалять или не удалять свидетелей, норма не предоставляет.

Относительно определенные – это нормы, которые не содержат до-

статочно полных указаний об условиях действий нормы, правах и обязанностях сторон или юридических санкциях и предоставляют право государственным и иным правоприменительным органам решить дело с учетом конкретных обстоятельств. Указанная разновидность норм выражает наличие определенных пределов «свободы усмотрения» компетентного органа. Эти пределы могут быть различными и, следовательно, может быть различной и степень определенности норм. В связи с этим относительно определенные нормы подразделяются на три основные группы: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные – это нормы, предусматривающие возможность пря-

мого конкретизированного регулирования актом правоприменительного органа в зависимости от особенностей конкретной ситуации1.

1 Впервые в юридической литературе на факт существования ситуационных норм указал К.И. Комиссаров (см.: Комиссаров К.И. Судебное усмотрение в советском гражданском процессе // Советское государство и право. 1969. № 4. С. 51). Автор, однако, допускает неточность, когда помещает ситуационные нормы в один ряд с императивными и диспозитивными нормами. Он более точен, когда (применительно к одному из

Вместе с тем и в рамках ситуационных норм пределы усмотрения, предоставляемые компетентным органам, весьма различны.

Так, довольно значительные пределы усмотрения допущены, например, в нормах с формулировками «в случае надобности» (СУ РСФСР. 1934. № 13, п. 19 ст. 81), в нормах, предусматривающих право государственного органа решать данный вопрос и не содержащих конкретных указаний на условия того или иного решения (см., например, нормативные положения гражданских кодексов, согласно которым суд при определении размера возмещения за вред должен учитывать имущественное положение обеих сторон), и др.

К числу ситуационных принадлежат также нормы, предусматривающие более узкие пределы усмотрения, – нормы, которые содержат указания об условиях их действия, правах и обязанностях сторон, но которые в то же самое время дозволяют конкретизировать их в установленных пределах. Так, в соответствии с действующим брачно-семейным законодательством судебные органы во многих случаях устанавливают объем уплачиваемых алиментов; при расторжении брака – порядок раздела имущества и т.д.1

Альтернативные и факультативные нормы выражают сложное (кумулятивное) или альтернативное построение их элементов (гл. XIII), которое в большинстве случаев обусловлено необходимостью определенным образом регламентировать пределы усмотрения правоприменительного органа.

Альтернативные – это нормы, предусматривающие возможность

применения правоприменительным органом одного из нескольких точно обозначенных в норме вариантов, в том числе вариантов санкций (см. указанную ранее ст. 339 УПК РСФСР, ст. 246, 364 ГК РСФСР и др.).

Факультативные – это нормы, предусматривающие наряду с глав-

ным вариантом, который применяется, «как правило», факультативный вариант. Он может быть применен правоприменительным органом в порядке замены основного варианта при определенных усло-

элементов нормы) различает три разновидности относительно-определенных санкций: альтернативные, факультативные, ситуационные (Комиссаров К.И. Правоприменительная деятельность суда в гражданском процессе // Советское государство и право. 1971. № 3. С. 74–75). Впрочем, попытки дополнить деление норм на императивные и диспозитивные следует признать «традиционными»: в качестве «третьего члена» этого деления пытались обрисовать и рекомендательные и даже поощрительные нормы.

1 О разновидностях административного усмотрения см.: Коренев А.П. Применение норм советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ленинград, 1971. С. 26–27.

Глава XIV. Виды норм права

виях. Так, согласно ч. 1 ст. 47 ГК РСФСР несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки влечет за собой ее недействительность. В то же время ч. 2 этой же статьи предоставляет суду право признать сделку, совершенную с нарушением нотариальной формы, действительной при условии, если она не содержит ничего противозаконного, одна из сторон полностью или частично исполнила ее, а другая уклоняется от нотариального оформления1.

Пределы усмотрения, предусматриваемые альтернативными и факультативными нормами, не столь широки, как в случаях, регламентированных ситуационными нормами. Здесь с большей наглядностью проявляется направляющая роль юридических норм в индивидуальном регулировании: нормы прямо устанавливают варианты, которые (и только которые) может выбирать правоприменительный орган. Однако и здесь перед нами индивидуальное регулирование, выражающее государственно-властные полномочия компетентных органов.

И м п е р а т и в н ы е и д и с п о з и т и в н ы е н о р м ы.

Императивные – это нормы, выраженные в категорических предписаниях, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц иными условиями их поведения. Если участники общественного отношения все же заключили соглашение, устанавливающее иной порядок, то оно (соглашение) все равно признается недействительным, ничтожным; следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание, выраженное в императивной норме. Так, например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до достижения тридцатилетнего возраста), то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы, ибо нормы, регламентирующие правоспособность граждан, носят императивный характер. Диспозитивные – это нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называются также

«восполнительными»: они восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др. (см., например, норму ст. 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 30–31.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Таким образом, диспозитивные нормы однотипны с относительно определенными нормами: и те, и другие предусматривают возможность регламентации общественных отношений при помощи индивидуальных актов. Но они отличаются друг от друга тем, что в диспозитивных нормах на первый план выступает момент дозволения: они устанавливают такую степень диспозитивности, в соответствии с которой лица сами («автономно») решают определенный вопрос; правило же в норме предусматривается только на тот случай, если субъекты данный вопрос «автономно» не урегулируют1. Относительно определенные нормы функционируют в сочетании с индивидуальными актами (актами органов государственного управления, актами судебных органов). Диспозитивные же нормы действуют при отсутствии индивидуальных актов-соглашений между сторонами по данному вопросу.

Диспозитивные нормы встречаются главным образом в гражданском праве. Особенности имущественных отношений, складывающихся на основе товарного производства, предполагают необходимость известной децентрализованной регламентации содержания отношений при помощи гражданско-правовых договоров. Изредка диспозитивные нормы можно встретить и в других отраслях права. Такой нормой является, например, правило ч. 1 ст. 27 УПК РСФСР, предусматривающее, что по ряду дел, возбужденных по жалобе потерпевшего, приговор может быть вынесен судом только в том случае, если до удаления суда в совещательную комнату не достигнуто примирение сторон.

Более широкой категорией, чем диспозитивные нормы, является принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами, в том числе и процессуальными средствами. Этот принцип выражается не только в дис-

позитивных, но и в императивных нормах2.

1 «Диспозитивная норма – сложная норма, где органически сочетаются два самостоятельных правила. Одно правило – это предоставление правомочия сторонам действовать в конкретных условиях по собственному усмотрению. Другое же правило, имеющее самостоятельное значение,– это предписание на случай, если стороны правоотношения сами не определили права и обязанности» (Общая теория советского права. С. 215). Вместе с тем следует учитывать, что правило, устанавливаемое на случай отсутствия соглашения, все же служит известным образцом, ориентирующим стороны на «предпочтительный» вариант.

Известное смешение диспозитивных норм и принципа диспозитивности допускает

Б.А. Галкин, по мнению которого «в тех случаях, когда возможность выбора определенного способа действия в зависимости от индивидуальной воли субъекта правоотношения закон адресует к гражданину, можно говорить о диспозитивных процессуальных нор-

мах» (Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. Госюриздат, 1962. С. 65).

Глава XIV. Виды норм права

Еще по теме Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).:

  1. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).

Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996:

"Свое непосредственное выражение развитое, исторически сложившееся право находит в общеобязательных правилах поведения классового общества – правовых нормах. Нормы права есть, таким образом, первичная исходная "клеточка" сложившегося юридического права. Они характеризуются тем, что официально устанавливаются (либо санкционируются) государством, носят общеобязательный характер, их исполнение в необходимых случаях поддерживается государственным принуждением.

Нормы права регулируют поведение людей. Этим они отличаются, например, от правил логики, грамматики, которые соблюдаются для правильного выражения мысли в письменной и устной речи. С помощью права нельзя также "предписать" человеку тот или иной образ социального мышления, идеологию, систему духовных ценностей. Общественное сознание, культурный уровень общества получают свое отражение в праве, определяют содержание правовых норм, их систему. Однако правовые нормы регулируют лишь поступки людей, их поведение, в котором находят свое выражение те или иные идеи, оценки и т.д.

Правовые нормы регулируют, однако, не всякое, а социальное поведение людей, то есть их взаимоотношения между собой (коммуникативную деятельность) в процессе производства, в политической жизни, в управлении, в семейной жизни. Право не предписывает правил поведения технического, естественного характера: производственных приемов и действий по управлению машинами, приемов агротехники, по поддержанию здоровья и т.д. Это – правила взаимоотношений человека с природой, техникой, которые сами по себе не носят социального характера. Лишь в той мере, в какой технические правила затрагивают интересы людей (например, правила техники безопасности, бережного обращения с машинами, правила охраны здоровья людей, охраны природы), они приобретают социальный характер, а если они признаются и охраняются государством, то и правовой характер."

Комментарий

Все нормы права вместе составляют право (объективное право). То есть право, состоит из совокупности правовых норм. Правовая норма является своего рода клеточкой права. В общем виде, нормы права изучаются в рамках «Теории государства и права».

Совокупность норм, регулирующих определённый круг общественных отношений, составляет отрасль права (налоговое право, семейное право, гражданское право и т.д.). Внутри отраслей права нормы также группируются по правовым институтам (субинститутам).

Определение нормы права приведено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" (п. 4):

"Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение."

Норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).

То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения ();

К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ ().

Следует отметить, что на практике, правовые нормы далеко не всегда содержат в себе все три элемента. Многие нормы содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы).

Гипотеза

Существует несколько видов классификации гипотез:

Простые и сложные;

Абстрактные и казуистические.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется правовая норма норма.

Пример

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.

Пример

Статья 6 НК РФ предусматривает:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

В рассматриваемом случае, сложная гипотеза - Если нормативно правовой акт о налогах и сборах:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

Диспозиция – То:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу»

Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, а не на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 3 НК РФ устанавливает – «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Абстрактная гипотеза – Если налоги и сборы установлены законно

Диспозиция – То, каждое лицо должно их уплачивать.

Казуистическая гипотеза акцентирует внимание на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 145 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Казуистическая гипотеза – Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Диспозиция – то, такие налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Диспозиция

Диспозиция определяет само правило поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. При этом используются слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. При этом используются слова «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в статье 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Запрещающими называются диспозиции , содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). При этом используются слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 5 статьи 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Санкция

В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Пример

Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ:

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

Нормы права и нормативно-правовой акт

Норма права не обязательно совпадает с текстом нормативно-правового акта. На практике встречаются следующие ситуации:

Все три элемента логической структуры нормы права включаются в одну статью нормативного акта;

В одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм;

Элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

Элементы нормы права указываются в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой - норма права прямо излагается в статье (нормы прямого действия);

Классификация норм права

Существуют множество классификаций норм права. Например, по отраслям права - нормы гражданского, уголовного, административного, финансового и т.д. права.

По форме установленного правила нормы подразделяют на императивные и диспозитивные .

Нормы права подразделяют также на управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996

"Гражданское право: В 3 т.: Учебник" (под ред. С.А. Степанова) ("Проспект", "Институт частного права", 2010)

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям.

1. По отраслям права нормы права делятся на:

нормы конституционного права;

нормы административного права;

нормы уголовного права и т.п.

2. Выделяют также:

нормы материального права , которые определяют содержание прав и обязанностей;

процессуальные нормы права , которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.

3. Как уже указывалось, нормы права могут быть:

позитивного регулирования ;

правоохранительные .

4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:

определенные;

относительно-определенные.

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:

абсолютно-определенные;

относительно-определенные;

бланкетные.

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией , устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:

нормы с абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);

нормы с относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией . Существуют также так называемые кумулятивные санкции , которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).

7. В правовой системе также выделяют:

нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;

нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

8. По действию в пространстве нормы делятся на:

нормы общего действия , действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;

нормы местного действия , которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).

9. По действию во времени различаются:

нормы постоянного действия ;

временные , вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;

нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой .

10. По действию норм права по лицам они разделяются на:

общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);

специальные , распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);

исключительные , исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);

нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

11. Нормы права также делятся на:

управомочивающие , которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;

обязывающие , которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;

запрещающие , которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

12. Наконец, в системе права выделяют:

диспозитивные нормы , под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права.

Норма права (от лат. norma - мера, правило, образец, стан­дарт) - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право - это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права - дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма - это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма - это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма - это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права - соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение - это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение - это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование - это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение - это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС:

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

Ответ

Темы для эссе:

«Бесполезные законы ослабляют законы необходимые».

(Ш. Монтескье)

«Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия».

(Вольтер)

«Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла».

Рассмотрим виды норм права , которые представлены в рамках различных классификационных подходов.

Изучение видов норм права помогает правильно установить их роль и назначение в системе правового регламентирования, определить их природу.

В юридической литературе сложились различные подходы к выделению видов норм права.

В зависимости от содержания выделяют следующие виды:

- исходные ;

- общие ;

- специальные .

В исходных нормах определяются основы правового регулирования общественных отношений; фиксируются его цели и задачи, а также пределы и направления. К ним относят декларативные (содержат правовые принципы), дефинитивные (содержат определения правовых понятий) и т.д.

Общие виды норм внутренне характерны для общей части отраслей права, они распространяют свое действие на их институты.

Специальные виды норм относятся к отдельным институтам соответствующей отрасли права. В них предусмотрено регламентирование определенного вида родовых общественных отношений, что позволяет учитывать присущие им особенности и т.д. Данный вид норм уточняют общие установления, определяют временные и пространственные условия для их реализации, а также устанавливают способы правового воздействия на поведение индивида.

В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют следующие виды: конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.п.

В зависимости от их характера разграничивают следующие виды:

- материальные (гражданские, административные, уголовные и т.д.);

- процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.) нормы.

В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:

- императивные : содержат властные предписания;

- диспозитивные : предполагают свободу усмотрения индивида;

- поощрительные : стимулируют социально полезное поведение личности;

В зависимости от времени действия выделяют виды норм права:

- постоянные : представлены в законах;

- временные : представлены в Указах Президента РФ о введении чрезвычайного положения в связи со стихийным бедствием.

В зависимости от функций

- регулятивные : содержат предписания, в которых указаны права и обязанности участников правовых отношений, например, нормы Конституции РФ, устанавливающие права и обязанности граждан, Президента и т.д.;

- охранительные : направлены на защиту нарушенных субъективных прав, например, нормы административно-процессуального права. Они призваны обеспечить восстановление нарушенного состояния при помощи различных правовых средств защиты.

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие соответствующих норм, выделяют следующие виды:

- общераспространенные : действуют для всех граждан, например, положения Конституции России;

- специально распространенные : действуют лишь в отношении определенной категории индивидов (например, пенсионеров, студентов и т.д.).

В зависимости от степени определенности элементов нормы права различают следующие их виды:

- абсолютно определенные : в них точно определяются права и обязанности участников правовых отношения, условия действия и последствия несоблюдения. Например, нормы Уголовного кодекса РФ, в которых четко устанавливается исчерпывающий перечень отягчающих ответственность обстоятельств;

- относительно определенные : устанавливают возможные варианты поведения. Например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекса, в которых предусмотрены нижний и верхний пределы уголовного наказания;

- альтернативные : закрепляют различные варианты действия, из которых производится выбор с учетом конкретных обстоятельств. Например, установление нормами Уголовного кодекса разных видов наказания (лишение свободы, исправительные работы либо штраф).

В зависимости от сферы действия различают следующие виды норм права:

- федеральные : действуют на территории всего государства, например, нормы Уголовного кодекса РФ;

- региональные : действуют на территории отдельных субъектов России;

- локальные : действуют на территории конкретной организации, учреждения и т.п.

В зависимости от юридической силы различают:

- правовые нормы законов : содержатся в законах, которые принимаются по усложненной процедуре и имеют высшую юридическую силу;

- правовые нормы подзаконных актов : принимаются на основе и в развитие законов, регламентируют правовое поле более детально.

В зависимости от способа правового регулирования выделяют следующие виды:

- управомочивающие : дают возможность совершать определенные действия, например, принять имущество, переданное по завещанию;

- обязывающие : предписывают совершить те или иные действия, к примеру, оплатить плату за проживание, возвратить учебники в библиотеку;

- запрещающие : не разрешают производить те или иные действия, к примеру, нарушать действующие правила дорожного движения.

В зависимости от субъектов правотворчества разграничивают:

- нормы, принятые государственными органами (исполнительными или законодательными);

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме или муниципальными органами).

Таким образом, правовые нормы отличаются многообразием. В литературе существуют различные подходы к классификации видов норм права в зависимости от соответствующего признака. Рассмотрение отдельных видов норм права позволяет лучше понять природу данной категории.

  • Назад
  • Вперёд